Знаете, что такое самое эффективное лекарство от скуки? Нет, вы это не знаете. Так я вам скажу. Заведите себе молодого друга, который увлекается фотографией. Притом не просто фотографией, а плёночной фотографией. Нет, этого мало. Не просто плёночной фотографией, а в качестве инструмента ему для создания шедевров просто необходимы объективы и фотоаппараты, о существовании которых люди давно позабыли. Забыли? Ага, сейчас! Он вам таки да напомнит об их существовании. Так вот. Приносит он мне не что-нибудь, а Зенит-С (ну, я же всё могу, ага!). Что? — спрашиваю. Не резко фотографирует! Ну что же, сейчас посмотрим, чего там не резко и можно ли быстренько его привести в порядок. Как же его разбирать не хочется. Но куда уж тут деться. Да и не сложно это — прикинуть что да как. Сейчас мы глянем. А Вам не любопытно ли? Нет, ну вы когда-нибудь заглядывали в Зенит-С? А была такая камера. Кстати, интересная. В общем, садитесь рядом. Я быстренько, много внимания не займу.
Ну так что там, а? — спрашиваю. Мол, вот раз резко, раз не резко.Чаще не резко. Иногда наводишь, говорит, на бесконечность (терминология моя, а то там такое услышишь… [смайлик!]) Ну, давай его сюда, а сам — бегом за пивом!
В общем, вот такая штука у нас имеется. Как ни странно, механика рабочая.
Вот так она выглядит сверху.
Собственно, что такое юстировка. Есть два этапа. Первый — юстировка объектива с камерой. Второй — юстировка системы визирования. В нашем случае первый этап сводится к проверке рабочего отрезка камеры. У Зенита-С он равен 45,2 мм.
А со вторым этапом будем разбираться после частичной разборки камеры, если он потребуется. А технически на втором этапе необходимо просто выставить зеркало в нужном положении. Вот, если заглянуть в шахту камеры, там увидим рычаг с зубом, который удерживает зеркало в необходимом положении. А положение это определяется системой рычагов, управляемой юстировочными винтами изнутри. Но до них нам ещё предстоит добраться.
Вот. Так удерживается зеркало. Сейчас оно опущено. Просто показать, как.
А теперь приступаем к первому этапу юстировки. Проверим соответствие рабочего отрезка. Для таких целей у меня есть глубиномер типа ГМ100. Что есть, то есть.
Вот он в комплекте. Собственно микрометр, калибры и калиброванные удлинительные штоки. К прибору мы ещё вернёмся, а пока установим на камере выдержку «В» — от руки. Нажмём на спуск и повернём спусковую кнопку против часовой стрелки — переведём затвор в режим выдержки «Т» — длительная. При этом кадровое окно будет открыто до тех пор, пока снова не снимем кнопку с фиксатора.
Итак, затвор открыт.
Вот теперь устанавливаем шток для измерения глубины до величины 50 мм.
И замеряем расстояние от плоскости фланца крепления объектива до рабочего столика. Почему приходится поступать так? А у Зенита-С корпус цельный. Это не современные камеры, где к направляющим фильмового канала можно приложить матовое стекло и визуально определить резкость. Тут только косвенным методом или по коллиматору. У всех дома есть коллиматор, ага!
Итак, результат измерения вполне удовлетворительный. Рабочий отрезок выставлен верно. Он на полторы сотки больше, чем требуется, но это так и надо. Плёнка прогибается в канале в сторону объектива, поэтому это принято учитывать. Где-то сотку или три прибавлять к стандартному отрезку 45,2. Уже хорошо. Тут ничего делать не надо. Пошли дальше. Снимаем крышку, чтобы добраться до призмы, коллективной линзы с матовой поверхностью и органов юстировки.
Снимаем лимб установки выдержек.
Снимаем рычаг регулировки опережения вспышки.
Вот они, красавцы.
Теперь вывинчиваем два винта крепления крышки призмы с тыльной стороны камеры…
… и два боковых винта с лицевой стороны.
Такая вот она, крышка, сверху.
… а такая изнутри. На ней закреплён объектив визира и синхроконтакт для вспышки.
А вот что у нас под крышкой. Вид сзади. На данном этапе нас интересует призма.
Вид спереди. Здесь уже есть доступ к юстировочным винтам. Но о них чуть ниже.
Давайте-ка снимем призму. Вывинтим винты, крепящие скобы. Без призмы проще осмотреть весь узел. Авось, чего и найдём такого, что должно быть не так, как есть.
Ну вот. Извольте полюбоваться коллективной линзой. Тут вроде бы всё в норме на первый взгляд.
А теперь внимательно рассмотрим раму визира. Тут есть несколько интересных моментов. Во-первых, винт, который удерживает поперечный юстировочный рычаг, с помощью которого есть возможность небольшого смещения рычага фиксатора зеркала, иногда просто напросто раскручивается и зеркало смещается в произвольное положение. Сфотографировать этот винт не получится, он глубоко сидит, а корпус неохота снимать. Но я там глянул — нет, сидит крепко. Значит, есть ещё одна болячка. Иногда отходят винты, крепящие саму раму. И что же вы думаете? А таки да! Видите, какая щель? Вот это оно и есть. Сейчас мы их затянем.
Вот, видите — щели нет. Рама села так, как положено. Ну какая же там могла быть резкость? Там и метражка не совпадала. Притом зависимо от того, как зеркало щёлкнет и на сколько сместится матовое стекло. Хорошо. Это мы поправили.
А теперь главное. Вот это — два юстировочных винта. Они управляют, а заодно фиксируют горизонтальный юстировочный рычаг. Если нужно подвинуть зеркало, то нужно спиртом размочить шеллак, которым зафиксированы эти винты, затем отпустить левый винт и на столько же дожать правый винт. Тогда зеркало поднимется. Если нужно опустить зеркало, отпускаем правый винт, левым винтом опускаем зеркало, и поджимаем правый винт до фиксации. Здесь важна последовательность и понимание работы узла. Иначе можно и рычаг погнуть. Ну да ладно. Похоже, причина найдена. Пусть друг побалуется плёночкой. Если что-то будет не так, вот этими винтами и подрегулируем. А сейчас соберём и посмотрим, нужно будет трогать эти винты или нет.
Вернём на место призму и соберём камеру. Кстати, призма тут знатная — с серебряным покрытием. В Зенит-Е начали экономить, алюминием покрывали. И потеряли яркость визира.
Ну, в общем так. Камеру собрал, на бесконечность попала. Так что дополнительно крутить ничего пока не надо. А вот такая картинка в видоискателе. Лучше телефоном не покажешь.
Эх, ломографы…
P.S.
Ну я же обещал — мы быстренько (смайлик!) Как-то не было особого настроения с этим Зенитом возиться. Но вот, вспомнил, как говорится, юность.
подкорректируйте заголовокПервый свой КИП я запомнил на всю оставшуюся жизнь — подошел нач цеха и смущенно так говорит: беда сынок, метрология заказала приспособление для проверки юстировки с точностью 0,0001 мм (а это несколько десятков деталей после сборки должны в этот размер попасть). Обычно в таких случаях мы 10 штук всегда запускали и на выходе получали примерно 3, а 7 в брак. Сколько запустим: 15 или 20? Почесав репу я ответил: запускай 10 как у Вас было принято, а там разберемся. Погрузившись с головой в технологическую маршрутную карту я пришел в дикий ужас — как они даже 3 приспособления умудрялись делать уму не постижимо — на грани фола. Выкинул всю эту ахинею и запустил всю деталировку по совершенно другим маршрутам, с учётом нюансов износа шпинделей станков в цеху и т.п. Потом довёл все после шлифовок, собрал КИП в сборе и сдал. После проверки метрологией все пришли в тихий ужас — 9 приспособлений в нуле, а на десятом как раз та пресловутая десятая доля микрона (0,0001 мм) выпрыгнула. В общем 10 из 10 и куда их девать х.з. с этого и началась моя карьера инструментальщика на ЛОМО, а потом много чего было...
З.Ы. чему учили в первую очередь в училище? Ну разумеется готовили к экзамену, а первый вопрос на экзамене: у кого точней инструмент у рабочего или у ОТК? При неправильном ответе отчисляли сразу — экзамен был завален с потрохами. Разумеется у рабочего (кому нужен брак), а контролерам ОТК калибры пробки ПР (проходные) выдают на нижнем пределе износа, а вот НЕ проходные — абсолютно новые. А рабочим мы выдавали с точностью до наоборот (вот и гарантия от брака — рабочий должен всегда сомневаться: пойдет/не пойдет, но если он все таки рискнул то ОТК пройдет запросто — им мы калибры совсем другие даем). Так что не стоит идеализировать метрологии и прочее — даже сейчас спустя десятилетия под одним лазерным интерферометром ходим…
То, что мертво, умереть не может ©
Это единственное что от него осталось — «письма счастья» акционерам посылать, но даже марку приклеить не способны. Внутри записка: по итогам года премию акционерам решено не выдавать, а поделить миллионы среди совета директоров (все деньги исключительно от сдачи в аренду помещений арендаторам — в основном под складские помещения). И так каждый год.
P.S. та площадка где работал я (Прогресс): здание 80 цеха например это «Петроэлектросбыт», а вокруг него бывшие цеха — это 5 коммерческих банков. Как они могут что-либо «клеить» окромя ипотек, кредитов и прочей долговой ямы?
Но производство производством, а вот в домашних условиях, где лучший КИП — собственное колено, дай бог и сотку поймать. Но вот, ремонтируем понемногу. И юстируем до практически приемлемого значения.
А про себя я уже писал, что станки у меня были всегда с самого детства. Самый первый был как раз сверлильный и собрал я его в 3 или 4 классе начальной школы — нас попросили помочь учительнице биологии выкинуть мусор 1930х годов (школа получила новые, а эти 20 штук были уже никому не нужны)
ЛОМО-вский микроскоп М-9 штука тяжелая — никакого алюминия, только сталь и латунь (вес 5,5 кг). А двигатели на тот момент у нас уже с приятелем были — в «юном технике» по 1руб. 20коп. было навалом моторчиков от тепловентиляторов (вроде для Луч) мощностью 6Вт, на которые и были установлены сверлильные патроны ПС-6 (0.6-6 мм) (патронов этих у нас было штук 20, правда б/у а сестра моей матери — бригадир бригады токарей, так что с переходниками на конус проблем не возникло, целую горсть латунных нам сделали). А у приятеля — отец фрезеровщик на «пирометре» работал, ему и заказали фирменные хомутики для движков по нашему рисунку (чертить чертежи ещё не умели). Ну а собирали вестимо сами — сверлили отверстия… ручной(!) дрелью, нарезали резьбу и т.п. Короче изделия у шкетов были кустарно-заводскими (по одной штуке мы с приятелем оставили себе, а остальное во дворе менялось «шило на мыло»). А теперь спустя годы вспоминаю те изделия весом примерно 8кг и смотрю на то, что пытаются делать взрослые дяди для сверления печатных плат и т.п. вспоминая свои «детские деревянные игрушки»… Шли годы, игрушки менялись — становились больше и тяжелей (моя предпоследняя 700кг уже весила), а эту мелочевку так вообще никто из семьи даже не замечает…
ясно :)
P.S. мы так к этому давно привыкли и даже не замечаем))
Доступ только через нижнюю крышку. При этом плёнка часто рвалась в перфорации о зубцы ведущего ролика.
Шторный МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ гибкий затвор из гофрированной фольги был у Салюта 6х6.
Хотел сделать и на Старт шторки из пермаллоевой стальной фольги толщиной 0,01мм, но поленился.
Только «Старт» дороговат.
Оттого и знаменит
у любителей «Зенит».
Я почему то в ФЕД первый (Лейка ) ничего никогда не рвал.
А у Зенита 50х кроме неудобной зарядки была еще куча недостатков. При спуске зеркало перекрывало коллективную линзу, и чтобы опять увидеть изображение нужно было взвести затвор. Чтобы навести на резкость нужно было встать как столб, открыть диафрагму, для этого нужно было крутить лимб вокруг передней линзы с риском ее залапать, а после наведения на резкость, вернуть диафрагму в нужное положение и после этих манипуляций произвести снимок. Выдержку можно было установить только при взведенном затворе. Короче этот фотоаппарат мало пригоден для любительской съемки.
Любители им только и снимали.Особенно в Италии и прочей Европе.Местные зеркалки им были не по карману!
И я им снимал и миллионы любителей в СССР.
Чем больше нужно операций тем дольше ДУМАЕТ фотограф перед тем как нащёлкать бездумных и тупых снимков как сегодня автоматами.
А преимущества этой первой массовой зеркалки были неоспоримые перед всеми дальномерными камерами.
«Смена» по сравнению с ним вообще кал и отстой.Однако ж любителей со Сменой было больше внезапно Карл!
Спасибо!
А сейчас почитал Вас, и воспоминания «свой длинный развивают свиток» ©.
Сегодня принято плакать по поводу того, как «цифра убила фотографию», «смартфоны убили фотографию» и т.п., и, глядя на вот этот Зенит, хочется согласиться.
Раньше чтобы снять надо было думать и УМЕТь -теперь ничего не надо.
Только своё вИдение.
Вы ещё скажите что смартфоны развивают ум и знания.Ха-ха-ха большинство даже гуглем пользоваться не умеют, потому что читать не хотят -не умеют.
А вообще, если кто хочет снимать на пленку, зачем эти ископаемые памятники советскому фотоаппаратостроению?
Перепробовал все, что у нас выпускалось, но первая камера, от которой получил удовлетворение, — Практика L. Простая и надежная. И сделана чтобы фотографировать, а не для того, чтобы выполнить месячный план.
Хотя, сейчас и пленочные Кэноны, Никоны с автофокусом и автоперемоткой по бросовым ценам отдаются.
Если уж впадать в ретро, то тогда — камера обскура или спичечный коробок с дырочкой.
Вот так оно и есть. Я — восстанавливаю и коллекционирую )
Ну а те, кто силён и в художественной части, те, понимая саму суть и особенности плёночного процесса,
вполне могут — … мспользуя присущие только этому процессу особенности. Но это редкое исключение.
photosight.ru/photos/2552172/?from=users%2F186459
photosight.ru/photos/2254366/?from=users%2F186459
Приобретает вполне серьёзную широкую технику. Плёночный кадр, менее, чем 6х6, начисто лишён смысла. Удел киноплёнки — репортажная (газетная) и любительская фотография. Так, как оно изначально и было задумано. Ну, за редчайшим исключением.
Спасибо, дорогой LePart (товарищество левшей-писателей-филологов)! Сильно выручаете, поднимая тонус жизни.
А, ещё «Этюд». У этого вообще пластиковый монокль.
Намок, забился песком или пылью — плёнку смотал, камеру выбросил и достал из рюкзака новую. Зато всегда со снимками, в отличие от обычных фотоаппаратов, которые жалко. Даже «Ломо».
Все настройки одной рукой можно быстро сделать.
А среди техники ссср мне по душе Киев-19 с объективом Гелиос 81 50 мм — ф.2. Но самый сок в этом аппарате запах кожаного чехла))) кто знает тот поймет.
До сих пор считаю его лучшим объективом СССР для зеркальных камер. Потом его переименовали в «Арсат-Н». Великолепный объектив по рисунку. И по цветопередаче неплох. Для себя храню.
Гелиос 81 мой в частности на диафрагме 2 мягковат(
Но за то как крутит боке
Да, а зарядка «Барнаков» — ничего там сложного нет. Это больше разговоров, чем проблем. Но вот почистить такие корпуса от пыли, осыпки, кусочков оборванной плёнки — вот таки же есть проблема, временами ведущая к неработоспособности камеры. Так что если есть желание снимать Зоркими, ФЭДами и прочим раритетом, нужно быть готовым ко многому и уметь хоть бы минимально обслуживать камеру с частичной разборкой.
Был у меня и ФЭД и чехол и я постоянно в него прятал и зарывал кнопкой -ничего не продавил за десятки лет и до меня родители с 50 годов.
Порошковая штамповка дюралевого корпуса гораздо менее прочная чем литьё под давлением.Китайцы не дадут соврать.В СССР в основном с задней крышкой делали литьём под давлением.А в 90 годы западные зеркалки и вовсе стали пластиковыми(Никон например), хотя были модели из пластика и в 60-70-80 годы у японцев.