Разбор Полёта. Наручные часы изнутри и снаружи. Разбираем, чистим, реанимируем.

Ну вот и пришло время выполнять данное мной обещание — в топике коллеги LePart про профилактику базового механизма Полёт 2609 я пообещал сделать обзор разборки и помывки часов на механизме 2614 — с датой.
Эти часы мне достались с барахолки, когда я нашёл одного перепродавца и оптом, не особо разбираясь, забрал у него десятка два часов разной степени убитости за небольшие деньги. Что получится — восстановлю, что не получится — на доноры пущу, тогда подумал я.
Конкретно эти часы даже заводились и пытались идти, но спешили более, чем на 6 часов в сутки. А это или склеенная спираль баланса или грязь в механизме, которые мешают нормальной амплитуде этого самого баланса.
Итак. Приступим.


Для начала фото рабочего места.
Слева пинцеты разных форм и жёсткости. Большинство острозаточенных. Шила.
В жёлтом холдере — часовые отвёртки. Покупались в Китае.
Ниже отвёрток — коричневые формы — подставки под механизмы. Сделано в СССР. Наследство от «дедушки-часовщика» :)
Рядом, собственно объект обзора. Ниже, жёлтая — советская пластиковая маслёнка, пожелтевшая от времени и солнца.
Вверху — бинокулярная лупа — обод на голову. Установлена линза 3Х. Ниже — китайский съёмник для стрелок и ключ для задних крышек, тоже из «наследства» и старая зубная щётка — пригодится для корпуса.
Бензин и бензинница из старой стеклянной банки от рыбьих яиц в соусе…
А ниже мягкая кисточка для мытья деталей механизма в бензине и «маслодозировки» сделанные из сталистых проволочек в оболочке. С расплющенными кончиками.
Справа два вида масла — светлое — МН-30 и жёлтое — МЦ-Н
Это минимальный набор с которым можно перебрать часы.
Обращаю внимание — каждый подбирает инструментарий под себя.


Начинаем разбирать часы — ключом откручиваем гайку.


Убираем гайку и крышку, попутно отмечая, что грязи столько, что прокладка к крышке прилипла и придётся отмачивать.
Нажав «заветную кнопку» извлекаем ключ с короной (он же заводной вал с головкой:)


Переворачиваем часики «лицом вверх» и извлекаем механизм из корпуса, который под своей тяжестью сам охотно покидает своё место.


Съёмником для стрелок аккуратно удаляем стрелки


Разглядываем циферблат и понимаем, что его надо будет помыть.


Теперь смело можно класть часы на подставку «лицом» вниз и снимать обойму механизма, которая не даёт болтаться ему внутри корпуса.
Для этого откручиваем винт, который держит лапку, которая, в свою очередь, цепляется за пластиковую обойму.
Второй винт и вторая лапка находятся на противоположной стороне механизма
Данные часы примерно начала-середины восьмидесятых, поэтому обойма пластиковая а не металлическая, как было в ранних часах.


Теперь надо снять циферблат. Он удерживается двумя потайными винтиками очень маленького размера, которые располагаются в торцах механизма. Винтиков два. С разных сторон.
Сначала откручиваем оба винтика на пару-тройку оборотов, потом пробуем снять циферблат. Не получилось — ещё пара-тройка оборотов и снова попытка снять — одна сторона шевелится, другая нет — ещё откручиваем винтик.
Золотое правило — не выкручивать их полностью, т.к. и потерять легко и на место поставить сложно.


Циферблат снят? закручиваем эти винтики обратно до конца.


Разлядываем циферблат с обратной стороны. Ничего интересного. Ножки на месте. Часовые деления сделаны штамповкой и отполированы снаружи. Это хорошо. Значит метки никогда никуда не денутся, а то накладные приклеенные метки иногда от возраста выпадают.


Первоочередная задача — снимаем баланс, чтобы не повредить и откладываем его в сторонку. Им займёмся в последнюю очередь.


Отложили. Рассматриваем. Спираль целая, склеенных витков не видно. значит грязь в бушонах.
Замечаем, что на балансе есть выборка — она сделана, чтобы отбалансировать баланс (да, тавтология и масло масляное, но так имхо понятнее:). Раньше баланс балансировали специальными винтами, откручивая или закручивая их. Сейчас используются безвинтовые балансы.


Пора снимать анкерную вилку.
Откручиваем два микроскопических винтика и стараясь не дышать, чтобы не дрогнула рука с пинцетом, переносим их в ячейку палитры. Вместе с мостом анкерной вилки и самой вилкой. Чуть позже мост анкерного колеса уедет купаться в бензин.



Далее, снимаем барабанное колесо и ангренажный мост.


Вот мост с обратной стороны. Кидаем его в бензинницу.
Дальше всё просто — забираем все колёса и тоже кидаем их в бензинницу. Снимаем барабанный мост и его отправляем купаться.
Я оставил за кадром все эти простые процедуры. Они подробно описаны в обзоре камрада LePart.


Переходим на календарную сторону, она же «медленная сторона» и снимаем крышку календарного механизма, открутив три малюсеньких винта, таких как в мосту анкерной вилки.


Забираем часовое колесо и календарное колесо. Теперь виден календарный механизм — подпружиненный рычаг перевода календаря и подпружиненный фиксатор календаря


Аккуратно, придерживая или путцгольцем или отвёрточкой, забираем R-образную пружину фиксатора и сам фиксатор.
Острым пинцетом и очень осторожно. Эти пружины очень любят летать в неизвестном направлении.


Теперь осталось забрать рычаг толкателя календаря. Пружину вынимать не будем, она хорошо и плотно сидит в прорези. Очередной раз говорим «спасибо» инженерам этого калибра за отсутствие скачущих пружин.


Рычаг снят, календарный диск снят, доступ к ремонтуару получен.


Самое время вынуть из бензинницы мосты и колёса и отдельно помыть анкерную вилку


Снимаем крышку барабана и моем его в бензине, попутно ужасаясь, сколько грязи было в колёсах, мостах, платине и ремонтуаре. Вынимать пружину барабана я не стал, так как мои напалечники (напальчичники?) уже пришли в негодность а новые я не купил. Поэтому ограничимся отмачиванием в бензине и мойкой кисточкой сверху. Коре я частично вынимал, чтобы промыть в барабане его отверстие.


Сушим барабан на чистой салфетке и смазываем двумя каплями масла МЦ-Н


В одной маслёнке прекрасно уживаются две капли разного масла — внизу жидкое масло МН-30, сбоку более густое МЦ-Н


Собираем барабан, устанавливаем его на место, предварительно смазав отверстия коре, как в барабане и его крышке, так и на платине и на мосту смазкой МЦ-Н, накрываем его мостом.
На промежуточном колесе камень не сквозной, поэтому смазываем его до начала сборки ангренажа. Как и камень центрального колеса.
Собираем ангренаж (колёса) и накрываем его мостом.
Маслодозировкой смазываем маслом МН-30 все рубиновые камни — подшипники ангренажа с обеих сторон механизма. Камни анкерной вилки не смазываем.


Собираем в кучу вымытый ремонтуар и смазываем его МЦ-Н, собираем календарь в обратной последовательности, смазав без фанатизма места трения рычага переключения календаря, фиксатор календаря тоже МЦ-Н


Поскольку меня начали отвлекать, то за кадром осталась мойка баланса и бушонов баланса.
Но эту процедуру можно посмотреть в других обзорах камрада LePart, он описывал это достаточно подробно.
Вкратце — я опускал в бензинницу баланс в сборе и мягкой кистью мыл спираль баланса и его цапфы. Потом высушил.
Потом установил анкерную вилку, баланс, сделал пару оборотов короной завода и часы пошли.
Прямо на ходячих часах я снимал пружину противоударного устройства, вынимал бушоны, к которым приклеились грязью накладные камни, отмачивал всё в бензине и смывал грязь с камней с помощью остро заточенной зубочистки.

Теперь пора заняться корпусом. Он невероятно грязный. Помыть его нам поможет мыло и старая зубная щётка — смачиваем корпус тёплой водой, намыливаем щётку и моем-моем трубочиста, чисто-чисто, конкретно-конкретно :)
Вот вам результат после купания:



Стекло осталось мутным и в мелких царапках. Всё же акрил царапается быстро, но так же быстро и полируется.
Займёмся полировкой стекла.
Для полировки я использую наждачную бумагу пяти видов, гритностью 500, 800, 1000, 1200 и 2500, а также войлок обильно натёртый пастой ГОИ среднего зерна.


Приступаем к полировке.
Сначала слегка смачиваем наждачную бумагу и обрабатываем стекло наждачкой по возрастающей — 500 > 800 > 1000 > 1200 > 2500, периодически протирая салфеткой и контролируя выведение царапин.



Вот так выглядит стекло после обработки наждачкой 2500. Почти прозрачное.

А вот так после полировки на войлоке с пастой ГОИ

Процесс полировки — возим стеклом по войлоку, стараясь не сломать стол :)


Теперь поговорим о водозащите, в частности смазка резиновой прокладки силиконом.
Для этого я использую прозрачный пакетик с зип-локом. В этот пакетик я поместил каплю вазелинообразного прозрачного силикона Liqui-Moly и пальцами размял её внутри.


Потом пинцетом, аккуратно, поместил в пакетик резиновую прокладку, предварительно вымытую с мылом и помял её, стараясь, чтобы она равномерно покрылась силиконом.


После этого, также пинцетом, достал прокладку и положил на её место


Осталось только закрыть крышку и затянуть гайку.



В «закромах родины» нашёл аутентичный советский кожаный ремешок и установил его на часы



Получилось, как я считаю, неплохо


Со вчерашнего вечера часы идут точно и уверенно.


Резюмируя:
Калибры серии 26хх Первого Московского Часового Завода — очень надёжные и неплохие машинки. Конечно, со своими болячками — от длительной работы и редкой профилактики возникает выработка в мосту барабана — отверстие становится овальным и барабан начинает клинить. Лечится стягиванием пуансонами или кардинальной заменой моста. Благо доноры ещё есть.

Ну а теперь начинайте веселье в комментариях про то, что сейчас механические часы никому не нужны и что смарт-браслеты перекрывают все потребности современного человека…
А мне наручные часы нравятся… Нравится их реанимировать, восстанавливать… Нравится носить. И да, я снимаю часы, когда работаю с перфоратором или с молотком, когда занимаюсь спортом или принимаю душ… Когда купаюсь в море или когда иду в баню… Я человек старой закалки и перебрав множество часов, проникся к ним некоторым уважением…
Добавить в избранное +137 +207
+
avatar
  • X3Shim
  • 02 сентября 2020, 21:14
0
Часики это хорошо, механика еще лучше. Пока пытаюсь вылечить новый приступ ЧБ, смотрю видосики. Вот попалось про восстановление часов, по моему красиво снято

Омега: https://www.youtube.com/watch?v=sQqjY6E-iaE
Восток: https://www.youtube.com/watch?v=jSduj5MW9vk
+
avatar
+10
Много моментов, которые стоят приличных денег — например оборудование Bergeon, УЗ мойка профессиональная и т.п.
Многие моменты (смотрел только про Восток) были или не показаны или предельно упрощены — с такими повреждениями стекла, полировальная паста PolyWatch имхо не справится. Так, что, замена стекла.
«Крабом» Стекло даже Командирских, не говоря уж про Амфибию, не поставить — очень высокая жëсткость, которая создаëтся стальным кольцом — распоркой. Только запрессовка в разогретый корпус, с силиконовой смазкой.
Безель настолько ушатанный отмыть невозможно. Его перекрашивали…
А так, красиво, да…
+
avatar
+18
Спасибо, было очень интересно читать!
+
avatar
+14
Вам спасибо. Я старался))
+
avatar
  • Nautilus
  • 03 сентября 2020, 01:35
+10
И от меня спасибо. И Вам, и LePart. Пишите еще, действительно интересно читать такие обзоры
+
avatar
  • flymouse
  • 02 сентября 2020, 21:44
+7
Прям руки откуда надо! У меня подобный разбор заканчивался отправкой всего в мусорку )
+
avatar
+8
Не ожидал, что разбор полёта будет вести не LePart и был удивлён. Приятное знакомство с ещё одним часовым мастером.

С детства обожал стрелочные часы. Однажды, поносив кварцевые часы Casio Illuminati’s, вкусил прелесть отсутствия надобности ежедневного завода и наличие подсветки. Каюсь, в 90х носил «Монтану» — мелодии, будильники и всё такое )) Забавно, что бОльшую часть своего «часового» периода носил часы-найденыши. Не знаю почему, они меня больше всего привлекали.

Любовь к стрелочным часам сохранилась, но давно их уже не ношу, мобильные телефоны заменили потребность в них, как в часах, переведя их в разряд имиджа и украшения.
+
avatar
  • Nautilus
  • 03 сентября 2020, 01:40
+2
Но ведь любовь осталась? А носите или нет — не так важно, главное что сам вид часов уже дает настрой :)
+
avatar
  • LePart
  • 02 сентября 2020, 22:02
+5
Да, пружины тут интересно сделаны. Первые механизмы, колонка баланса неподвижная, синхронизм править — та ещё морока. Хотя, оно и не страшно в допустимых пределах. Хорошенечко получилось, супер!
+
avatar
+8
Спасибо. Похвала от мастера любителю — вдвойне приятна))

А колонка здесь подвижна. Но править синхронизм я особо не умею. Только по программе, чтобы и колебания в ниточку и спираль не звенела
+
avatar
  • LePart
  • 02 сентября 2020, 22:31
+5
Вот уж не прибедняйтесь :)
Можно на глаз выставить. Спускаем пружину и выставляем колонку или волосок так, чтобы вилка стояла ровно посередине между ограничивающими штифтами. Этого вполне достаточно для эксплуатации. С появлением приборов началась погоня за «ниточкой», но в реальной жизни это постольку-поскольку. Тем более, при неподвижной колонке. В таком случае нужно специальным (желательно) инструментиком сдвигать положение волоска на оси баланса. Сунешься туда отвёрткой, погнёшь волосок, да и снимать баланс по нескольку раз, чтобы подвинуть волосок туда-сюда… да ну его, можно без смазки в бушонах остаться, а это куда как хуже.
+
avatar
+3
При неподвижной колонке, я вообще в спираль не лезу. Править её одними пинцетами то ещё удовольствие.
Хотя есть лайвхак — сделать царапку на балансе и креплении волоска. И потом двигать её… Но постоянно баланс сдëргивать, это да. Морока.
+
avatar
  • LePart
  • 02 сентября 2020, 23:11
+8
Единственное, что иногда приходится делать, то это править пульсацию. Тут уж хочешь, не хочешь, а приходится. Иначе разброс по ходу от степени завода пружины.
А так да. Если идут в пределах, пульсация ОК, то нечего там трогать. Лучше сделать — это как сказать, а вот хорошее сбить и потом не вернуть — на раз.

Да, кстати, когда снимаете стрелки этой штуковиной, положите на циферблат плёночку хоть от пакета и уже через нее снимайте. Стрелки не рассыпятся и циферблат точно живой останется.
+
avatar
  • Utopian
  • 02 сентября 2020, 22:05
+3
Ну а теперь начинайте веселье в комментариях про то, что сейчас механические часы никому не нужны и что смарт-браслеты перекрывают все потребности современного человека…
Уважаемый, ну зачем же Вы так?
Недавно собрал несколько купленных на разных барахолках экземпляров часов Чайка Стадион разной степени сохранности, добавил к ним свои, довольно поношенные. Отдал мастеру, и получил 2 нормальных экземпляра, которые ношу по очереди с удовольствием. Тяжёлая и крупная механика с автоподзаводом, зелёный цифер и необычная форма. Браслет переехал на правую руку, только для уведомлений с телефона.
Ваш обзор, как и уважаемого LePart сначала плюсую, а потом читаю))
+
avatar
  • Hector
  • 02 сентября 2020, 22:31
-27
+
avatar
+23
Я ждал этот комментарий)))
Вечер прожит не зря)))

А насчëт «какие ещё механические часы», я отвечу так — когда Ролекс или Омега закроют производство механических часов и начнут производство высокотехнологичных электронно-позитронных гаджетов с нейролинками и нанитами, тогда я выброшу все свои запасы и инструменты на свалку))) и никогда больше не надену механические часы)))
+
avatar
  • Hector
  • 02 сентября 2020, 23:10
-10
+
avatar
  • Rzzz
  • 02 сентября 2020, 23:18
+3
Нынешнее поколение, что носит смарт-браслеты,
А не так уж и много носит смарт-браслеты. Иногда вижу фитнес-трекеры, типа мибэндов. Чуть чаще ЭпплВотч. Экзотику типа амазифитов — ну совсем редко.
Молодняк обычно не носит ничего. Люди среднего возраста (30-50) уже довольно часто носят обычные часы.
+
avatar
+5
Люди среднего возраста (30-50) уже довольно часто носят обычные часы.
Ношу на левой обычные часы, на правой — Ми Бэнд. Одно другого не заменяет, по-моему.
+
avatar
  • Rzzz
  • 03 сентября 2020, 07:21
+4
Я попробовал носить мибэнд2 несколько месяцев. Понял, что не нужен он мне.
+
avatar
  • krysa
  • 03 сентября 2020, 10:02
0
Обычно человек оценивает, нужна ли ему вещь, перед ее покупкой
+
avatar
  • Rzzz
  • 03 сентября 2020, 14:37
+1
Я его не покупал. Так отдали.
+
avatar
  • steals2k
  • 03 сентября 2020, 08:17
0
всегда ношу часы на правой. удобнее.
не левша, ближе к амбидекстру.
жена-левша, носит часы на левой. )))))))
точнее, сейчас мы оба носим ми бэнд4, я просто для развлечения (чувства времени хватает), а ей надо напоминалка и звонок/сообщение покажет.
+
avatar
+5
носит смарт-браслеты, вряд-ли что слышало про Ролекс или Омега
Ну так начнут зарабатывать деньги и услышат)
+
avatar
  • Rzzz
  • 02 сентября 2020, 23:13
+10
Всегда есть 0.01% процент людей отчаянно цепляющихся за прошлое.
Тех, кто не успел (или не смог) прожить тогда и пытается вернуть к жизни (прожить) мечту сейчас.
Как говорил Фрейд: «Дочка, иногда банан — это просто банан».
Вы слишком глубокий смысл ищете, там где его нет. Часы — это просто прикольно и красиво. Это один из немногих аксессуаров, которым может самовыразиться современный мужчина. (Не пирсингом в носу же самовыражаться? Не поймут в приличных обществах).
Купил себе тут на пробу клон Guanqin, попробовать механику. До этого исключительно кварцевыми пользовался, стрелочными и цифровыми.
+
avatar
  • Hector
  • 02 сентября 2020, 23:17
-21
+
avatar
  • Rzzz
  • 02 сентября 2020, 23:20
+19
Вы, похоже, про Фрейда знаете больше, чем я, а упрекаете меня, что я мог уделяю внимания.

ЭпплВотч — не самая лучшая форма самовыражения. Если пройтись по вагону метро, даже не в час пик, то можно насчитать десяток ЭпплВотчей. Одинаковых, как у клонов.
+
avatar
  • Hector
  • 02 сентября 2020, 23:29
-17
+
avatar
  • Dimon_
  • 02 сентября 2020, 23:42
+29
Сейчас лучшее самовыражение — Apple Watch.
Всегда, когда используете подобные обобщающие утверждения, не забывайте очерчивать границу или нишу, где ваши конструкции справедливы.
Например: «Это же самый известный рэпер [среди своего школьного класса] », Или: «Киркоров — очень популярный певец [среди слушающих российскую поп-музыку]» и т.д.

Вот вы утверждаете, что Apple Watch — лучшая норма самовыражения.
А, скажем, среди моей мамы нет такой нормы выражения. Опросил соседа — тоже нет. Среди меня это вот тоже нормой не стало…

Как-то оно выходит, что Эпплогаджеты — это лучшее самовыражение лишь среди эпплофилов. Только и всего.
+
avatar
+23
Сейчас лучшее самовыражение — Apple Watch.


Поколение айфонщиков. :-(
+
avatar
+15
Сейчас лучшее самовыражение — Apple Watch
С точностью наоборот. Эппл, это не самовыражение, а 'хочу как у знакомого Василия'
+
avatar
  • Boor
  • 03 сентября 2020, 07:37
0
Сейчас лучшее самовыражение — Apple Watch.
Что бы вы не говорили
Говорю, что не лучшее и не самовыражение. Купить AW могу, но не хочу, до сих пор надеваю, иногда, когда на велике гоняю или на югА езжу, Pebble 2. Все что конкретно мне нужно от нынешнего понятия часы в них есть...)
+
avatar
  • Asteroth
  • 03 сентября 2020, 09:11
+5
iПонт.

Не более.
+
avatar
+5
Где-то прочитал «цены APPLE- налог на глупость»
+
avatar
  • bazis13
  • 04 сентября 2020, 11:48
+1
какой понт в часах за $300? Дешевка по меркам механических часов.
+
avatar
  • Oboz
  • 04 сентября 2020, 09:17
0
Да при чём тут «Кто такой Фрейд»! Пусть он будет очень плохим человеком, речь не о нём, а о фразе, которую он сказал. Если мысль правильная и заслуживает цитирования, почему бы ей не воспользоваться! Пускай это сказал сосед Семёныч из третьего подъезда, что изменится?
+
avatar
  • Oboz
  • 04 сентября 2020, 09:28
+3
«Сейчас лучшее самовыражение — Apple Watch.». Не могу себе представить какого-нибудь руководителя, президента, алигарха, да просто успешного человека в дорогом костюме «с иголочки» (каждый сам себе представит конкретного человека если захочет) и с вотчем или бэндом на руке! Обязательно должны быть дорогие стрелочные часы! Это своеобразный дресс-код! Я, когда надеваю костюм (к сожалению не дорогущий), никогда не хожу с браслетом. Или старенький Зенарт, пусть кварц, но со стрелками, или ничего! Кстати с часами на руке чувствую себя как-то солиднее :).
+
avatar
0
Вы серьезно? Как Apple Watch можно самовыразиться если они все одинаковые? Скорее наоборот, не самовыразиться а слиться с толпой и быть таким же инкубаторским клоном.
+
avatar
+2
зачем же так толсто?
+
avatar
+2
восстановление древних часов — это клуб некрофилов
В любом топике обязательно появляется человек, который лучше всех знает, как всем жить. И соответственно огребает минусы)
+
avatar
+1
А аукцион антиквариата тогда что такое? Вообще взрыв мозга? А там такие бабки…
+
avatar
  • Boor
  • 03 сентября 2020, 11:06
0
Но, ребята, согласитесь — восстановление древних часов — это клуб некрофилов.
Скорее хобби. И не только. Ради интереса, зашел на Авито посмотреть сколько стоят часы времен СССР и сразу понял, глядя на цены, что еще и бизнес...)
+
avatar
+1
На самом деле, адекватный ценник — в пределах 1000-3000р за обычные восстановленные часы.

Почему-то особенной популярностью пользуются Чайка/Полëт «Стадион»)))
Слава «Транзистор» — камертонные часы в хорошем состоянии доходят до 3000usd, ибо капризные они и осталось их мало очень.
Ну а Полëт деЛюкс — из-за его тонкого и небольшого механизма.
На эти часы ценник чаще всего завышен.
+
avatar
  • Boor
  • 03 сентября 2020, 17:38
0
Вопрос только один, есть ли на них спрос? И если есть, то допустим, проработал человек всю жизнь часовщиком, вот и отличный вариант продолжения дела, что бы довести свою более чем скромную пенсию до какого то человеческого подобия…
+
avatar
+1
Спрос есть, но немного не за такие деньги.
Принëс ко мне приятель «Славу Транзистор» И говорит — она стотыщ стоит!!! Давай продадим!!!
Посмотрел я на них, корпус потрëпаный, позолота сзади начала стираться. Батарейка там нестандартная, такую ещё поискать, да и денег она стоит…
Решили не выделываться и выставили на ебей, на аукционе, за 2000usd… Через неделю их купили… И началось — комиссия ебея, комиссия палки, комиссия банка за конвертацию… Четверть суммы долой…
Да, конечно, если покупать часы на вес и восстанавливать их, то для крупных городов это выгодно. Для мелких — не особо. Покупателей мало. Проще заниматься ремонтом того, что принесли. А в 90% случаев, это батарейку поменять)))
И нет, я не часовщик, я в будочке не сижу и ремонтом не занимаюсь, это хобби у меня такое)))
Могу по просьбе друзей перебрать кому либо часики, но не на поток.
+
avatar
  • SIBIR
  • 05 сентября 2020, 08:24
0
«А ещё немного (на таких же некрофилах) заработать.» — зарабаывают как раз на неофитах. Которые историю забыли.
Зачем рисовать с натуры, если есть фотик в смарте?
А сами — Ни нож воткнуть, ни кровь подтереть…
+
avatar
  • Nefrite
  • 03 сентября 2020, 00:56
+2
Спасибо за интереснейший экскурс :)
и это от меня, не носившего часы, со времен монтаны в школе :)
+
avatar
+7
Не столько мне, сколько камраду LePart, привнëсшему новое направление в diy- сообщество. До него я даже и не думал публиковать подобные обзоры, предполагая, что это не нужно никому…
Оказалось, что нужно…
+
avatar
  • bazis13
  • 04 сентября 2020, 11:54
0
Что мне показалось — никому сейчас не нужно акриловое стекло, когда сапфир так подешевел. Даже на минеральном стекле уже никогда не куплю часы. Сапфир уже начали ставить в часах за $50.
+
avatar
  • Frolfrol
  • 03 сентября 2020, 03:54
+1
Однозначно + за обзор.

Давно сижу на джишоках, а тут вдруг такое. Сели на руку и не хотят слезать:
Дополнительная информация
И точность так себе по сравнению с электронными, но нравятся и всё тут.
+
avatar
  • vvivanov
  • 03 сентября 2020, 07:14
0
А насколько надежны такие часики? В одном магазине понравились часы Луч 68-го года, 23 камня, но боязно покупать часы возрастом больше чем ты сам.
+
avatar
  • Utopian
  • 03 сентября 2020, 08:02
+1
Хочется-купите. Как видно из подобных обзоров, хорошие мастера способны дать старым часам жизнь на годы.
+
avatar
+3
Всë зависит от степени их ушатанности.
У Лучей на 23 камнях, а это калибр 2209, та же болячка, что у Полëтов — разбиваются со временем отверстия в платине и мосту барабана. Расплата за тонкий механизм.
Калибр этот не редкий, запчасти найти можно, поэтому вопроса с ремонтом нет. Осталось только узнать, сколько лет они в эксплуатации, проверить на соответствие каталогам — в СССР частенько мастера не заморачивались и делали по принципу «я его слепила из того, что было», вплоть до того, что стрелки разные ставили.
Ну и само собой, часы, которые купили, некоторое время носили, а потом, когда они начали тормозить, отставать и всяко выделываться, вместо того, чтобы отнести к мастеру, положили в сервант и забыли про них на 50 лет, покупать предпочтительнее, чем те, которые гонялись и в хвост и в гриву все 50 лет, изредка попадая к «мастерам», которые вместо полной разборки просто побулькают механизм в грязном бензине, смажут абы каким маслом и всë…
Но без разборки это определить можно только по косвенным признакам — убитость корпуса, нестабильный ход, запчасти от не соответствующие…
+
avatar
  • LePart
  • 03 сентября 2020, 13:37
+3
У механизма 2209 есть особенности, из-за которых через лет десять эксплуатации они превращаются в кошмар часовщика. Так что если часы просто лежали долгое время, берите. Ели механизм был в деле… тут сложно рекомендовать без тщательного тестирования на приборе. Обычно рекомендую покупать золотые Лучи. Они, как правило, практически не эксплуатировались. Даже NOS найти можно в наше время. Цена, разумеется, соответствующая. Что до повседневных часов, довольно подробно заглянуть к ним вовнутрь можно здесь здесь.
+
avatar
  • Naevus
  • 03 сентября 2020, 11:45
+1
За последний абзац — огромный плюс!
Встречал людей, которые чуть моложе меня и искренне не понимают — зачем им часы: «всегда же можно достать телефон и посмотреть...»…
Свои первые часы (Луч) я получил в подарок от отца — во втором классе, когда он сказал «научишься определять время — подарю часы». Научился быстро. Был стимул: книга А.Маркуши «Мужчиам до 16 лет» в которой есть один совет — как определять стороны света по часам (естественно часы должны быть со стрелками)… Ходил с ними много лет (не понимаю — зачем человеку больше одних часов? :) Это кстати в той же книге — цитата: «Человек у которого есть часы, всегда точно знает сколько время. Человек у которого больше одних часов — никогда ни в чем не уверен» :) )
С часами я сроднился настолько, что забыв надеть часы — чувствую себя голым…
Сейчас у меня трое часов (все со стрелочками): Сейко — для походов на работу. китайские милитари — для повседневки — их вот вообще не жалко ни в спорте, ни в ремонте машины (только они вообще не ломаются — уже лет 10). И третьи — китайские водонепроницаемые (есть мой обзор) — для поездок на море (уж очень жалко было гробить сейко в пляжном песке). В принципе — можно было обойтись только ими, но они просто появились у меня после всех (не выкидывать же остальные).
ps А мой первый луч лежит в шкатулке у родителей. Живой и рабочий.
+
avatar
+3
А у меня их много… Они же красивые)))
+
avatar
  • Naevus
  • 03 сентября 2020, 12:05
+1
Да я понимаю — сам имею фетиш к некоторым (другим) вещам :) Просто часы для меня — это инструмент счета времени. И я боюсь — если их будет много, я не смогу утром выбрать что надеть… :) Но само по себе любование и восхищение часами — я очень, ОЧЕНЬ понимаю
+
avatar
  • camarad
  • 03 сентября 2020, 22:51
+1
Душевность-и профессионализм мастера(не ломастера..), его непоказушная страсть к собирательству и восстановлению потерявших свои свойства артефактов, это редко и хорошо в наше буйное жесткое время! Так держать!!! Уважаю!
+
avatar
  • walther
  • 03 сентября 2020, 14:15
0
весьма познавательно. Разрешите поинтересоваться. Есть механизм настенных часов с маятником. Регулярно клинит анкер в храповом колесе. У анкера есть регулировка его оси вверх-вниз, поджимается винтом. Из логики следует, вилка износилась и ее надо опускать. Но не очень понятно на сколько. Есть ли какой-то критерий оценки правильного взаимного положения вилки и колеса? И еще вопрос, часовое масло можно заменить вд-40?
+
avatar
+2
Честно говоря, я с маятниковыми часами дел не имел вообще, поэтому я не подскажу, извините.
А заменить часовое масло вэдэшкой нельзя. Вэдэшка больше для глубокого проникновения и разрыхления ржавчины. Смазывающие свойства там на третьем месте. Часовые масла же, специально разрабатывались для специфической эксплуатации.
+
avatar
  • Tolan
  • 03 сентября 2020, 14:56
0
Спасибо… Сотни лет технического прогресса заключены в маленьком корпусе обычных механических часов…
+
avatar
0
Всегда с удовольствием читаю обзоры автора. Прямые нетрясущиеся руки достойны уважения. Подскажите, если часы намагнитились и начали рандомно отставать/спешить, в утиль или как то лечится?
+
avatar
0
Размагничиватели есть у любого нормального часовщика. Выглядят как дроссель, чем, собственно и являются.
+
avatar
  • Naevus
  • 03 сентября 2020, 17:53
0
У ТВ мастеров тоже есть они же (ну по кр. мере были в эпоху кинескопных тв)… Мы в детстве сами делали — надо сетевой трансформатор разобрать на пластины и все пластины Е собрать с одной стороны. Пластины I — выкинуть. Получится разорванный магнитопровод — включать в сеть не на долго и размагничивать круговыми удаляющимися движениями…
+
avatar
+1
Для откручивания гайки всегда использовал ножницы...
+
avatar
+4
Есть неплохой шанс воткнуть их в руку или ещё куда, особенно при разборке старых часов — иногда гайка или крышка прикипают так, что даже специнструмент не справляется.
Разбирал я так, полгода назад, один Ориент… Так крышку не смог сорвать даже трëхточечный бержеоновский ключ…
Пришлось распиливать дремелем — у старых Ориентов крышки зачастую взаимозаменяемые и на барахолках в россыпи копейки стоят… А мне этот механизм как донор нужен был.

Да и китайские ключи недорого стоят.
+
avatar
0
Да это понятно… Просто как резервный вариант… Для обычных людей…
+
avatar
+1
Кстати… У меня есть подобный механизм, но автомат… Про него интересно узнать...
+
avatar
  • LePart
  • 03 сентября 2020, 22:56
+3
Что именно Вам рассказать? Знаете, «самурай без меча, это как самурай с мечом, только без меча» :)
К стандартному механизму добавили автомат. Просто слегка потряхивайте их в руке, только так, без фанатизма, и послушайте. Если сектор позванивает, плохо. Если двигается бесшумно, то можно привести в порядок. Советские автоматы на подшипнике скольжения собирали. Вырабатываются быстро. Ну и реверсивные колёса там… но полётовский вроде бы как ничего ещё. Типа как в Заре. А вот в Славе… Обычно через годик, а то и сразу после покупки, Славу 2427 несли в мастерскую, где выбрасывали автомат, меняли барабаны на 2428 и работала такая Слава, пока Ктулку не фхтагн.
+
avatar
+2
Через пару-тройку недель появится свободное время и на радость достопочтенной публики я смогу перебрать Полëт 2627 с двойным календарëм и автоматом… Тогда закроются все вопросы по полëтам — будет рассмотрена топовая машинка по тем временам.
+
avatar
0
Я про количество камней… Автомат их не добавляет?
+
avatar
  • LePart
  • 04 сентября 2020, 14:28
+2
Смотря какой. И от конструкции зависит, от принципа. Хороший конкретно так добавляет, притом, как минимум, шесть-семь штучек. По два камня под реверсивные колёса, ещё парочка под малое колесо редуктора, ещё камешек под второе колесо… в общем, есть там куда камушки поставить. Вот на примере Зари посмотрите. Основной механизм на 21-м камне собран, а с автоматом — тридцать! Девять камней автомат за собой принёс.
Ну а братья из Поднебесной вообще без камней автомат собрать ухитрились. Разобрал — нахохотался от души :)
+
avatar
0
Мой, значит, плохой, если количество камней не увеличилось?
+
avatar
  • LePart
  • 04 сентября 2020, 17:48
+3
Циферблат просто стоит от стандарта. На нем 17 написано камней. Циферблаты взаимозаменяемы и на ручном, и на автомате одинаковы. А калибр поставили автоматический. Вот всё. А камней там плюс шесть как минимум. Такое практиковалось. Нашли красивый циферблат, он подходит, вот и ставят на место потерявшего презентабельность. Иногда даже ухитрялись на ручной механизм устанавливать «дырявый» календарный циферблат. Любуйся потом заводным трибом. Скелетон такой, знаете ли. «Котлеты», если на жаргоне.
+
avatar
0
Понял, спасибо… Была мысль про данный вариант…
+
avatar
  • Naevus
  • 05 сентября 2020, 07:16
0
На подшипнике скольжения? Тааак воот почемууу…
В детстве была мечта — командирские часы (80е годы). И вот, когда стал самостоятельным — встретил «такие» с автоподзаводом. Ну чудо же — купил. Ай красиво. Солидно… только «сдохли» они ну очень быстро (не соврать — меньше года наверное носил). И по звукам изнутри было как раз похоже — механизм завода помер…
Спасибо! теперь понятно почему.
+
avatar
  • LePart
  • 05 сентября 2020, 13:27
+2
Если решите в очередной раз обзавестись автоматическими часами, то выбирайте систему «magic lever». Это Ориент, Sea-Gull ST16xx или ST17xx, Seiko и другие подобного типа. Там всё надёжно, на кривошипе камень стоит, вилка калёная. Правда, многое зависит от материалов и реализации, но в любом случае. А все эти реверсивные колёса (читай — обгонные муфты) жутко капризные. Чувствительны к смазке, притом от слова «крайне». Для их смазки применяются особые масла. Категорически не переносят загрязнения продуктами износа. Требуют частого обслуживания. Не всегда адекватно сосуществуют с ручным заводом пружины.
+
avatar
0
Насколько я знаю, в механизме Восток 2416 используется шарикоподшипник на грузике автоподзавода. Причëм неразборный.
Ну а хрустеть и скрипеть может механизм автоподзавода от того, что подшипник развалился. Девяностые славились своим «качеством»
+
avatar
  • Naevus
  • 07 сентября 2020, 14:00
0
Если найду их (вроде не выкидывал) — посмотрю.

А так то да — я за 90-е и начало 00-х поменял больше часов, чем за все остальные периоды… частично это было из-за юношеского брождения между «хочу то и вон то а лучше вот это»… А вот двое часов — точно померли «своей смертью»…
+
avatar
  • LePart
  • 08 сентября 2020, 20:40
0
в механизме Восток 2416 используется шарикоподшипник
Да, шесть шариков. Но всё равно реверсивные колёса. А гром — не смазан подшипник. В Ориентах тоже такое бывает через лет пять-семь. Вымыл, смазал — снова тихо. Ну и система другая. Вот интересно время от времени ношу Зарю 2016 — тишайший автомат, хоть и на втулке. А ещё пощёлкивать может, если пружину завёл на максимум и она начинает проворачиваться на фрикционе.
+
avatar
  • Naevus
  • 09 сентября 2020, 07:29
0
А помните как Чума(к) (или Кашпировский)? часы по телевизору чинили?
Короче — нашел я этот «раритет». оказывается он после поломки был отдан сыну в качестве игрушки (и, блин, даже браслет под него утянут… где теперь искать звенья снятые? А ведь точно не выкидывал!).
Нашел — пока до стола донес — он «автоподзавелся» и пошел…
Хм. ну ладно — выставил время, завел (без фанатизма) пружину. Посмотрим (на руку не лезут, ну на столе пока полежат)
внешний вид конечно… гхм… аж стыдно что довел до такого состояния механизм… Если будут ходить — отдам на профилактику (сам 100% не полезу) Ну снаружи конечно почищу (у браслета звенья клинят аж — пойду галошу налью им...)

+
avatar
+1
Такой же механизм, как я рассматривал, только добавлен навесной мост автоподзавода. Если его снять, то принципиальных различий нет
+
avatar
  • evgeniy1
  • 03 сентября 2020, 20:30
0
«А мне наручные часы нравятся… Нравится их реанимировать, восстанавливать… Нравится носить.»

И это замечательно.
Ну а вкусы у каждого свои.
+
avatar
  • Arinaya
  • 09 сентября 2020, 15:41
0
Здравствуйте. А в домашних условиях можно как-то откалибровать время? А то получил из мастерской почищенные часы и они идут неточно.
+
avatar
  • LePart
  • 10 сентября 2020, 15:47
0
Можно. Но при условии, что остальное в ремонте выполнено качественно. Иначе придётся ремонтировать заново. В домашних условиях.
+
avatar
  • Arinaya
  • 14 сентября 2020, 08:31
0
Собссно, как?
+
avatar
  • LePart
  • 14 сентября 2020, 22:27
0
В том-то и дело.
+
avatar
+1
если вопрос «как» относится к настройке точности хода, то делается она так:
— снимаете заднюю крышку.
— на мосту баланса есть подвижный элемент. или два. один из них называется «градусник» и именно он регулирует колебательный контур. второй элемент фиксирует конец спирали баланса и им можно регулировать «выкачку». его трогать не рекомендуется. обычно «градусник» делают длиннее.
— вот именно его и передвигая по чуть-чуть, по долям миллиметра, регулируют отставание или убегание часов.
+
avatar
  • Arinaya
  • 15 сентября 2020, 09:18
0
Неистовое спасибо, друг!!! Буду ковырять)