Часы Восток калибр 2209 или "Восток - дело тонкое!"

Да-да, товарищ Сухов был недалёк от истины. А как еще можно отозваться о часах, толщина которых без учета стекла всего-то пять миллиметров? Такая толщина стала возможной благодаря применению в часах механизма Восток 2209. Кстати, именно на этом калибре собирались первые «Командирские», именно те, которые «По заказу МО СССР». Это уже потом, в 1972-м году, перешли на калибры Восток 2409 и 2414, о которых я уже рассказывал на страницах нашего сайта. В этот же раз рассказ пойдёт о тонких и утончённых костюмных часах «Восток». Но поскольку знаменитые «Командирские» были собраны на том же калибре, то всё сказанное ниже будет в равной мере относиться и к ним. Итак, начинаем рассказ о замечательном часовом механизме Восток 2209, который послужил основой для большой плеяды великолепных часов производства Чистопольского Часового Завода, ЧЧЗ, который с 1965 года стал официальным поставщиком часов для Министерства обороны СССР, чья продукция до сих пор пользуется высоким спросом.


Немного сухих цифр:
— Механизм калибра 2209 на 18 рубиновых камнях, с центральной секундной стрелкой.
— Противоударный баланс.
— Диаметр: 22 мм.
— Высота: 3,3 мм.
— Частота баланса: 18000 ВРН.
— Запас хода: не менее 38 часов.
— Точность хода: -25/+65 сек/сутки.
— Класс точности II


А теперь давайте глянем, что же у нас тут. А вот что. Не пугайтесь, это они на лицо ужасные. Хозяин не жаловал их. Зато внутри они великолепны. Но сверху… Стекла нет, циферблат сгнил, на стрелках коррозия. Однако, всё это поправимо. Стекло заменим. Циферблат… это ещё надо подумать, есть нюанс, о нем чуток ниже. Корпус отчистим и постараемся привести в надлежащий вид. А механизм переберём — проведём репассаж, так сказать.

А раз так, то пора и на механизм глянуть. Как видим, внутри он вполне неплох. Главное, цел баланс и коррозии на деталях не видно. Это один из механизмов раннего производства, он выпущен явно до 80-го года. Нет маркировки SU, которая появилась в 80-м. Мосты выполнены со скосами. Впоследствии скосы убрали — они мешали автоматической сборке. Значит, этот калибр всё ещё хранит тепло рук прекрасных сборщиц, а «усовершенствованные технологии» не успели напакостить в качестве.

Да, задняя крышка сделана из нержавеющей стали. Но вот сам корпус латунный хромированный. Были тогда такие технологии. Но в этих часах дизайн корпуса разработан так, что корпуса, как такового, не видно от слова совсем. Только рант стекла. А он как раз в прекрасном состоянии. Но продолжим.

Для продолжения калибр нужно извлечь из корпуса. Как всегда, нажимаем на кнопку разъединителя. При этом в ремонтуаре подымается промежуточный рычаг, выходя из паза заводного вала. Теперь тянем вал за коронку наружу, тянем-потянем…

… вытянули репку! То бишь, заводной вал.

Теперь вывинчиваем два крепёжных винта…

… и механизм свободно выходит из корпуса. Тут ремарка. Собственно, если внимательно посмотреть на конструкцию корпуса, то мы увидим, что заводной вал расположен не в закрытом туннеле, как обычно, а в открытой проточке. Это значит, что при разборке именно этого типа часов вынимать заводной вал необходимости не было. Ну да ладно, вынули, так вынули, всё равно разбирать надо.

Снимаем циферблат. Вот эти два винта отпускаем, но не до конца, а только так, чтобы вышли ножки циферблата. После того, как снимем циферблат, завинтим их внутрь до упора, чтобы не потерялись во время чистки, мойки, а также прочих хоть и в меру, но всё-таки несколько агрессивных действий.

Циферблат снят. И тут я хочу сказать, что механизм хоть и замечательный в плане техническом и эксплуатационном, однако, как системная деталь, содержит ряд определённых нюансов, которые хоть и не являются недостатками по большому счету, но в некоторой мере портят настроение. Вот первый из них. Смотрите, с обратной стороны циферблата выполнены четыре выборки. Необходимость этого вызвана тем, что ряд колёс медленной стороны калибра возвышается над платиной, то есть, плоский циферблат установить на калибр невозможно, а лишь специально под именно Восток 2209 изготовленный. Вот и попробуйте теперь отыскать замену циферблату! Получается, что циферблат — неотъемлемая часть механизма. Симбиоз, так сказать. Следовательно, невозможно вести речь об универсальности. И если вы помните реплику, прозвучавшую в начале,«Циферблат… это ещё надо подумать, есть нюанс, о нем чуток ниже», была обусловлена именно этой проблемой. Но ничего. Что-то должно отыскаться в «закромах Родины». Путь не самое новое, но должно.

Но вот калибр перед нами. Обратите внимание, как изящно сделана медленная сторона механизма. Для вексельного колеса предусмотрена специальная индивидуальная крепёжная деталь. Переводное колесо надежно закреплено винтом. Продолжаем.

Снимаем часовое колесо. На часовом колесе установлены две шайбы. Одна металлическая, другая пружинная латунная. Минутный триб свободно установленный. Это значит, что в конструкции механизма предусмотрена отдельная фрикционная муфта и прикусывать триб на оси не надо. Замечательно!

Снимаем вексельное колесо. Для этого удаляем мост вексельного колеса, вывинтив крепёжный винт моста.

В механизме Восток 2209 вексельное колесо особой конструкции, которая отличается от таковой в других механизмах. Обычно вексельное колесо устанавливается на ось, установленную на платине. Здесь же наоборот. У вексельного колеса своя ось, а в платине предусмотрено гнездо для установки оси колеса. На этой фотографии вексельное колесо со стороны триба вексельного колеса. Кстати, хоть на фото и не видно, однако головка триба отполирована, как зеркало. Не поскупились технологи на «лишнюю» операцию! Может, военпредовская приёмка?

А это вексельное колесо со стороны оси вексельного колеса. Необычно, поэтому и уделим этой детали немного внимания.

Но это еще не всё. В механизме предусмотрена специальная пружина, удерживающая вексельное колесо в напряжении. Благодаря этому, в колёсной системе управления стрелками отсутствует люфт, в результате чего индикация очень четкая и стрелки лишены люфта при любых условиях.

Снимаем фиксатор ремонтуара. Форма сложная, лекала, зенковка отверстий.

Сам ремонтуар тоже собран надёжно. Большое переводное колесо закреплено винтом, рычаги расположены и спроектированы грамотно. Промежуточный рычаг удерживается собственной отдельной пружиной.

Хорошо, демонтируем пока детали узла и освобождаем медленную сторону механизма. Грязи, конечно, предостаточно, да это поправимо, вымоем.

Переходим к быстрой стороне, стороне платины, на которой размещены спуск, ангренаж и двигатель. Мост ангренажа объединяет три колеса. Мост двигателя кроме пружины, коронного колеса и колеса барабана удерживает промежуточное колесо и секундный триб. На мосте ангренажа выгравирована эмблема завода и обозначен тип механизма — 2209.

Освобождаем винт моста баланса. Обратите внимание — в механизме применена спираль Бреге.

REM:
Спираль Бреге (Breguet balance-spring) — спираль, внутренний и внешний концы которой изогнуты так, что период колебаний системы баланс—спираль не зависит от амплитуды колебаний (изохронизм системы).

Собственно, толщину механизма можно было бы уменьшить ещё на величину около миллиметра, если отказаться от спирали Бреге и установить обычную спираль. Но, как я думаю, качественные параметры калибра в данном случае были приоритетными.

Снимаем баланс и анкерную вилку — разбираем спуск. Как видим, баланс винтовой. Если присмотреться внимательно, то можно заметить, что четыре винта, расположенные по азимуту девяносто градусов, несколько больше остальных, а резьбы у них длиннее. Именно эти винты служат для регулировки равновесия баланса. Колонка спирали неподвижная. Штифты градусника без замка. Баланс имеет противоударную защиту. Конструкция анкерной вилки особенностей не имеет. Мост выполнен прочно, фиксируется одним винтом на двух направляющих штифтах.

Переходим к мосту ангренажа. Обратите внимание на то, как выполнены маслёнки в камнях. Они глубокие, а донце маслёнок овальное. Это значит, что масло в них в них будет удерживаться надёжно и долго, не растекаясь.

Демонтируем мост ангренажа. Под ним три колеса — анкерное, промежуточное и секундное. Секундное колесо выполнено с двойным венцом. Это обусловлено непрямым приводом секундной стрелки. Снимаем колёса.

Разбираем двигатель и снимаем мост барабана. Стрелочка указывает на штифт разъединителя, залипший в туннеле.

Снимаем промежуточное колесо с муфтой и барабан. Остается последняя деталь — секундный триб. Тут такое дело, можно сказать секундный триб с пином секундной стрелки, можно просто секундный пин для простоты. Как хотите. В любом случае триб на нем есть, цапфа и заплечик тоже. Ну и ось, разумеется. Ось устанавливается в камне и проходит через футор, на котором устанавливается минутный триб и часовое колесо.

Аккуратно вынимаем секундный пин из камня.

Всё, механизм разобран. Детали разложены на чистом листе бумаги, ждут чистки.

Ладно, они подождут, а мы пока займёмся Её Величеством пружиной.
Помните замечательную «Шкатулку с секретом»?

«Я пружина, что бы жать, я нужна повсюду
В напряжении держать кого надо буду!
Я важнейшая деталь нет меня нужнее
Остальных мне просто жаль. Кто меня важнее?
Валик надо же крутить приложить старанья
На пружину обратить следует внимание!» ©

Вот её королевские апартаменты — барабан. Вид со стороны установки на платину.

Вид со стороны моста барабана.

Раскрываем барабан. Упираем ось (коре) в твёрдую поверхность и нажимаем на венец. Крышка отскакивает. Ни в коем случае нельзя открывать барабан, поддевая крышку отверткой. Это гарантированная порча детали.

Барабан разобран. Пружина обыкновенная, не S-образная. Вычищаем и промываем детали в бензине.

Супер! Всё сияет.

Отправляем Её Величество на законное место, наносим смазку — несколько капель масла «Б-1» и закрываем крышку. С барабаном всё.

Теперь мало помалу отмываем детали механизма. Спешить некуда. Главное — качество, чтобы ни малейшего намёка на грязь не осталось. «И вот вам результат!» ©

Платина готова к сборке механизма. Всё сияет, камни прочищены. Можно приступать к сборке калибра.

Перво-наперво собираем кулачковую муфту на заводном вале. Устанавливаем заводной триб, кулачковую муфту и нанизываем эти детали на заводной вал.

Теперь устанавливаем рычаги и пружины, переводные колёса. Большое закрепляем винтом. Смазываем оси и контактные поверхности деталей маслом «Б-1». Накрываем ремонтуар крышкой. Пока здесь делать больше нечего. Можно было бы установить вексельное колесо, но под ним находится камень колеса ангренажа. Если поставим вексельное колесо, то не сможем смазать камень после сборки ангренажа. Поэтому отправляемся на быструю сторону.

Монтаж быстрой стороны начинаем с установки секундного триба. Смазываем ось триба. Чем же смазать такой замечательный механизм? А вот не пожалею для него Moebius 8000!



Смазываем ось секундного пина и…

… отправляем его на место в камень. Но перед тем, как продолжить сборку механизма, хочу обратить внимание на ещё одну забавную деталь. Посмотрите на стрелку. Она указывает на место установки цапфы промежуточного колеса. Мне совершенно непонятно, почему в таком нагруженном узле нет камня. Цапфа устанавливается в отверстие на платине. Да, утолщение предусмотрено, но отсутствие камня меня удивляет.

Ну да ладно, примем, как факт, да установим на свои места барабан и промежуточное колесо.

Накрываем детали мостом барабана.

Затем собираем колёсную систему — ангренаж.

Накрываем колеса мостом ангренажа. Кстати, сборка ангренажа прошла просто замечательно. Колёса стали на свои места практически с первого раза. Удачная конструкция. Устанавливаем заводное и барабанное колёса. Смазываем камни колёс.

Про камушек под вексельным колесом не забыли? Вот сейчас туда и вернёмся. Смажем камень, гнездо оси вексельного колеса и контактную часть пружины вексельного колеса маслом Moebous 8000.

Теперь, слегка оттянув пружину, устанавливаем на место вексельное колесо…

… и накрываем его мостиком вексельного колеса.

Очередь анкерной вилки занять своё место. Ещё раз ополаскиваем вилку в бензине. Именно ополаскиваем, долго нельзя ей контачить с растворителями, могут палеты расклеиться. Смазываем рабочие поверхности палет — торцы камней.

После этого отправляем анкерную вилку на своё место в механизме и монтируем остальную часть спуска, включая баланс.

Результат не заставил себя ждать. Побежали!

Вот. А нам остается ещё раз полюбоваться этим замечательным калибром…

… собрать узел минутного триба и часового колеса,

положить перед собой вычищенный и приведённый в приличное состояние корпус…

… и отправить в него калибр.


Что ж, таки удалось мне в «закромах» отыскать кое-что. Пусть и не новый циферблат, но вполне себе ничего. Найдём другой, будет другой. А пока вполне ничего себе так. Уж явно лучше того, что было изначально. Хотя… под настроение и со старым поколдуем, есть идеи, но это… «Это уже другая история, друзья» ©


А вот что показывает прибор. Думаю, четыре секунды простительны для механизма «второго класса точности», да ещё и полувековой давности вдобавок.


Подведём итог. Механизм выполнен на весьма высоком технологическом уровне. В калибре применены передовые на то время технические решения, не устаревшие до сих пор. Прост в профилактике и ремонте. В рассмотренном экземпляре нигде не выявлено даже намёка на выработку, несмотря на серьёзный возраст. Единственная претензия — специфические нюансы конструкции, требующие особого профиля циферблата. Но если закрыть глаза на эту единственную особенность, то лично я отдаю однозначное предпочтение калибру Восток 2209 перед калибром Восток 2409, как более надёжному, стабильному и обладающему лучшей ремонтопригодностью.

P.S.
В начале рассказа было отмечено, что на калибре Восток 2209 выпускался ряд весьма неплохих часов. Наиболее известны из них «Ушастая амфибия» (20 АТМ), и «Командирские». Вот так выглядели эти часы.



P.S.

Давеча ещё один «Восток» попался. Замечательное состояние. Привёл в порядок.



Добавить в избранное +112 +174
+
avatar
  • ielnino
  • 17 августа 2020, 09:36
+1
Вероятно, в названии вы пропустили букву т.
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 11:35
+3
Ну да, вычитывал трое суток, а слона-то и не приметил. Спасибо!
+
avatar
  • federman
  • 17 августа 2020, 14:58
+2
без учета стекАла всего-то пять миллиметров
еще одна маленькая опечатка
ЗЫ а обзор, как обычно, очень хорош и я с радостью его плюсанул
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 19:20
0
Спасибо!
+
avatar
  • vkv
  • 17 августа 2020, 09:36
+1
В заголовке:
Восок -> Восток
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 11:36
+3
Да, разумеется. Но то не беда, что поправимо. Спасибо!
+
avatar
  • Utopian
  • 17 августа 2020, 10:19
+3
Маэстро, как всегда, браво!
Можно вопрос, или даже просьбу? Корпус с обратной стороны сфотографируете, как получилось? Чем отчищали? На корпусе похоже каверны уже, судя по начальным фото.
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 11:37
+3
Спасибо!
Только тут у меня сейчас камера «не того калибра». Да ладно.
Есть, конечно, коррозия. Но там более грязь, чем каверны. А покрывать корпус наново… В общем, ас ис, тем более, что этого на руке совершенно не видно. Да и с завода там не самый шик. Шлифовка. На руке только рант стекла заметен, да и то чуток, а он как раз в идеале.
+
avatar
  • Utopian
  • 18 августа 2020, 00:08
0
Спасибо. Да, неплохо отчистился корпус.
Вы говорите, что на руке видно только рант стекла, значит корпус действительно тонкий, и это идеальный костюмник. Но с красным циферблатом и зелёным ремешком это уже не идеальный костюмник)) Тем более, что оригинальный циферблат был белый. Отыскать бы к этим часам подходящий белый цифер и соответствующие стрелки, хоть и не родные, с рубашечкой и пиджачком было бы самое то…
+
avatar
  • wasp
  • 17 августа 2020, 10:42
+3
Моей самой первой покупкой с самой первой зарплаты были «Восток Командирские». ЧЧЗ. Автору респект и уважуха, как всегда!
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 11:38
0
Спасибо! На 2209 или 2214 — это хорошие «Командирские».
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 16:12
0
Есть ещё 2234, но именно он мне несколько не по душе.
+
avatar
0
Почему? Принципиально, только тормоз для стоп-секунды добавили
+
avatar
  • maradon
  • 28 сентября 2020, 07:29
0
действительно чем не угодили? тем более командирские только и были с механизмом 2234
+
avatar
+6
Большое спасибо за обзор. Как всегда — прекрасно, замечательное чтение! Ждём новых трудов-))
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 11:39
+1
Спасибо! Постараюсь в меру возможности.
+
avatar
  • ASPtr
  • 17 августа 2020, 11:52
+7
А не мог бы уважаемый ̶д̶ж̶и̶н̶ автор, рассказать не про ремонт (хотя это тоже безумно интересно, вопросов нет), а про изготовление таких вот деталек, субмиллимитрового диапазона. Интересно на каких станках делаются все эти валы, шестеренки и пр. Там же точность, наверное, с соток только начинается. Ладно сейчас, когда космические корабли бороздят, ЧПУ и прочий хайтек, а сто лет назад?
Если он в курсе, конечно. Или может где почитать есть
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 13:08
+4
Даю слово, что как только окажусь на ближайшей часовой мануфактуре, обязательно сниму ролик по процессу. Разумеется, что можно будет )
А сто лет назад тоже были станки и станочки. Но я не связан с производством. Только с ремонтом.
+
avatar
  • steals2k
  • 17 августа 2020, 19:26
0
сейчас на чпу, которые делают эти шестерёнки, тоже посмотреть приятно.
в мае в Москве будет (если ничего не изменится)
+
avatar
  • vilgraf
  • 17 августа 2020, 13:03
+1
Циферблат волшебный. Часы сказочные прямо какие…
Спасибо!
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 13:09
0
Как ни странно, интересно смотрятся на зелёном ремешке — цветовой контраст.
Спасибо!
+
avatar
+1
Дождался)) теперь еще бы и полет для полного счастья…
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 14:56
0
И до Полёта доберёмся :)
+
avatar
0
Полëт за мной))
На следующих выходных постараюсь перебрать один из простых полëтов.
Уже несколько месяцев руки не доходят…
+
avatar
  • LePart
  • 19 августа 2020, 11:52
0
Давеча как раз работал с Полёт Стадион. Но не документировал, спешил. А вот «донор» остался. Правда, баланс с «донора» снял и на Стадион поставил. Но для общего ознакомления могу показать и без него, так, коротко.
А вообще Полёт — это, как говорят, «что-то с чем-то». Серии этих часов отдельную главу посвящать надо. Тут и будильник Сигнал, тут и хронограф 3133, а это уникальные экземпляры. Но ладно, всё ещё впереди. Давайте я быстренько на семнадцати камнях покажу, как обзор, как показать. Можно с Ракетой сравнить, они похожи. Пойдёт?
+
avatar
  • 123321
  • 17 августа 2020, 14:58
+16
Я отлично помню времена, когда с любого утюга звучало «В СССР никаких хороших товаров народного потребления не было» Чётко, категорично, однозначно, как и положено в пропаганде. Анекдотов много было про советский чугуний с намёком — не могут советы в мелкую механику. Да и сейчас людей с подобными высказываниями хватает. (С одной стороны пропаганда орёт о свободе, а с другой — не допускает других мнений кроме пропагандируемого, обрушивая на любое другое мнение поток ненависти).

Но сколько товаров СССР дожили до сейчас. Когда-то десятки-сотни тысяч разнообразных станков продавали на переплавку по цене металлолома, а сейчас советский станок в хорошем состоянии может быть дороже современного нового. Когда-то люди гонялись за электронными часами — полагаю почти все они в итоге если не на мусорке то на полке в чулане. Что-то можно найти на барахолках — я посмотрел на ОЛХ (украинское Авито) — 2-5 баксов.
А сабж вот сверхживуч, да ещё полагаю, весомую ценность имеет. Не похоже это на «никаких не было», не похоже на «не могут в мелкую точную механику»

Автор, вы как-то спрашивали у читателей что-то в духе нужны ли такие обзоры, нужны ли подробности, нужна ли полная терминология.
Полагаю, технических знаний лишних не бывает. Полагаю, всё нужно что вы пишете, и если ещё больше напишете — тоже нужно будет. Ведь написанное в интернете останется навсегда. Люди сохранят локально, растащат по другим сайтам, скопируют в архивы. Пускай механика устарела, пускай функция часов сейчас чуть ли не в каждом электронном устройстве — в холодильниках. в микроволновках, в паяльниках T12, но Иванами — своего родства не помнящими быть нельзя. Знать нужно что и как делали деды для истории, да знать чего оно им стоило, какие усилия они прилагали. Не зря те же археологи черепки многотысячелетней давности раскапывают, а тут не черепок а живой отлично работающий и сейчас механизм. Кто знает где и как сейчас растёт возможный будущий технический гений и что ему нужно для толчка чтобы развиться — а вдруг этим толчком может стать одна из ваших статей.
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 15:26
+7
Когда-то люди гонялись за электронными часами — полагаю почти все они в итоге если не на мусорке то на полке в чулане.
Как правило :)

Пускай механика устарела
А с этим трудно согласиться, по крайней мере лично мне. Уже хоть бы по той причине, что электронные «в итоге если не на мусорке то на...», а вот механика по сотне лет служит. И сейчас ношу и Славу 70-х, и Луч конца 60-х, и не один я. Работы у часовщика не убывает. Наоборот. Люди отыскивают в семейных архивах часы, просят привести их в порядок, носят. И в магазинах новые покупают, притом совершенно из разных ценовых категорий. Думаю, тут работает психология — механика ассоциируется с вечностью, а электроника — с утилитарностью, предметом «на один раз». Отсюда и отношение. И дело не в цене.

Большое спасибо, забегайте в гости! Надеюсь, обязательно найдёте интересное для себя.
+
avatar
  • Djovani
  • 17 августа 2020, 15:42
+2
Ничего не имею против электронных часов. С уважением отношусь к обоим категориям.
Часы в телефоне не устраивают от слова совсем, но…
Это дело привычки, времени наконец.
Придет другое поколение и они будут смотреть время только в телефоне )))
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 16:00
+5
У меня в этом плане копошится мысль: вот на телефоне, это удобно, а на карманных часах — почему-то нет. А ведь телефон нужно достать из кармана, активировать экран, расположить дисплей так, чтобы его не гасило солнце, хоть ладонью прикрыть, назад спрятать и при этом не уронить.То же и с карманными часами — вынуть из кармашка, открыть крышку, закрыть крышку, спрятать в карман. А если они открытой конструкции, а не хантеры, то даже быстрее получится, поскольку крышку не надо открывать. И безопаснее для часов — они на цепочке. Но поднять к лицу запястье, на котором наручные часы, и глянуть на циферблат, притом аналоговый, куда как быстрее и в плане считывания проще. Телефон, как правило, у меня в кармане или сумке. В ухе гарнитура. «Который час?» и Гуглочка отвечает тут же. Но и это медленнее, чем просто глянуть на наручные часы. Притом неважно, какие, механические или кварцевые, совершенно непринципиально. Но тут каждому — свое.
А поколение… ну, может, тогда придумают ещё что-то более практичное, чем просто «лопата» 16х8 сантиметров :)
+
avatar
  • Djovani
  • 17 августа 2020, 16:29
+5
Более того, попытка посмотреть время на смарте оканчивается фиаско после гашения экрана и убирания в карман, т.к. просмотрев кучу мессенджеров и прочих информеров о показаниях часов тут же забываешь ))) Приходится опять лезть в карман )))
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 16:43
+6
Есть еще нюанс. Не везде доставать телефон из кармана в обществе есть приличным. А сделать это во время разговора с человеком вообще воспринимается откровенным хамством. С другой стороны в несвязанном коллективе, например, в вагоне у-бана или шнельбана бегать в интернете — норма. Но стоит просто обратиться к человеку, он тут же спрячет телефон — уважение. Хоть и обращаются там в исключительных случаях.
+
avatar
  • Tehnobah
  • 23 августа 2020, 14:57
+1
«Вы конечно будете смияться… », но я никогда/ни разу в жизни не носил наручные часы, только карманные. Для меня с юности это какой-то фитиш, ритуал. А как-то много лет назад один знакомый, за кружкой пива, сказал: " я сейчас понимаю почему ты носишь только карманные часы "- и показывает слегка обшарпанный, об металический браслет, лацкан рубашки .
+
avatar
  • LePart
  • 23 августа 2020, 19:53
0
Да, это так. Зимой сам ношу карманные. Перчатки, манжет куртки на резинке. Пока всё это разберёшь, чтобы добраться до наручных часов… А так достал из кармана, посмотрел и порядок. Но в кармане куртки «хантеры», а жилетные — открытые. Так удобнее и для часов безопаснее.
Вау, так у вас даже Рула в наличии имеется! Надо же! Да… напомнили )
+
avatar
  • Tehnobah
  • 24 августа 2020, 05:19
0
Ruhla я в 82-м в DDR купил, причём в каком-то «районном» продуктовом магазине за 4 и 5р30коп — по тем деньгам и по тому курсу :-) Они, увы, уже не рабочие. А сейчас пользуюсь — нижние, с орденом победы — Молния примерно 85 года. (Приблезительно раз в 3-5лет здаю на чистку). Вот только советскую карманную Электронику в своё время не купил — видимо «не очень то и надо» было.
+
avatar
  • LePart
  • 24 августа 2020, 12:05
0
Механизм Рухлы собран без единого камня. На деталях попадаются следы облоя от штамповки. Где-то в 70-м приводил в порядок эту «штамповку», будучи в стране-производителе )
Но вот сейчас — коллекционные часы. Ещё и наручные были. Недавно на витрине комиссионки «Украшения-часы» на Винер-Плац видел. И что вы думаете? 250 ойро! Ничё-се-так, подумал я. Ценят ребята свою историю, однако.

+
avatar
  • Tehnobah
  • 24 августа 2020, 12:58
0
Штамповка без камней — это я знаю, их и тогда называли «одноразовыми». Antimagnetik, в метале, ещё иногда немножко и ходят, а вот в пласмассе — kaputt.
Китайцы наверно у немцев слизали — как маленький механизм закреплять :-)
+
avatar
  • Alex-74
  • 24 августа 2020, 00:55
0
часы «машинка» огонь!!!
у меня чет совсем часы не приживались.
ноне хочу все же заиметь механические- танковые, в нивас свой поставить )))
+
avatar
  • Tehnobah
  • 24 августа 2020, 05:27
0
Машинка — какой-то породистый изрядно покоцанный внешне Китаец, но аполне рабочий. "… если я заменю батарейки". Батарейку меняю — но не пользую :-).
+
avatar
  • 123321
  • 17 августа 2020, 16:22
+3
А с этим трудно согласиться, по крайней мере лично мне.
В смысле морально устарела. Новые времена, новые порядки. До мобильников было весьма важно договориться о каких-то совместных действиях на определённое время, а иногда ещё и часы сверить, если мероприятие важное, а с появлением мобил в подавляющем к-ве случаев можно незадолго до мероприятия созвонится, да ещё и напоминалку поставить. Если когда-то наручные часы были просто необходимостью, то на сейчас они просто показывают, так сказать, вкусы человека, что-ли, или как вы сказали — больше психология чем необходимость.

Большое спасибо, забегайте в гости! Надеюсь, обязательно найдёте интересное для себя.
Это вам спасибо за ваш труд. Я всё написанное вами читаю, просто сказать обычно нечего мне в таких темах.
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 16:36
+5
больше психология чем необходимость
В значительной мере это так. Время — ну, не знаю, есть ли что-либо более ценнее. Вот, как по-моему, часы на руке подчеркивают отношение человека ко времени, выделяют время в отдельную категорию. И как не убеждайте меня, что сколько часов ни купи, времени всё равно не прибавиться (как и не убавится), но — это подчёркивает пунктуальность и обязательность человека. Не всегда, конечно, но… да, смотря где и в какой ситуации.
А Вы говорите, мол, нечего мне сказать в таких темах :))
+
avatar
  • 123321
  • 17 августа 2020, 16:51
+3
Время — ну, не знаю, есть ли что-либо более ценнее.
Нету, наверное. Купить можно всё, иногда даже здоровье, но невозможно купить или любым другим способом получить заново время на то что уже прошло. Конечно, есть принцип, призывающий искать новые возможности, а не думать об утраченных, но на этот поиск всё так же нужно время, доза которого выдаётся при рождении, а дальше только расходуется, и нет способа его пополнить.
но — это подчёркивает пунктуальность и обязательность человека. Не всегда, конечно, но
Собственно да, встречают по одёжке, и видя человека в костюме и с теми ж часами — подсознательно не ожидаешь от него того поведения, которого подсознательно можно ожидать от человека в трениках накребень, бутылкой пива в руке и без тех же часов. Соответственно — часы из предмета необходимости превращаются в предмет импозантности, что-ли.
+
avatar
  • Alex-74
  • 24 августа 2020, 01:01
0
созвонится, напомниналку поставить- а потом все равно забыть и опаздать ))) ибо напоминалка прозвенит в самый неудобный момент и ее выключат и более не вспомнят, а в виду того что не все делают временной зазор на пробки то приезжают поздно.
когда молодеже расказываеш о том что раньше договаривались о встречах за неделю и приходили вовремя- то прям говорят что это нереально ))) вот она стабильность советов- можно было планировать до минуты на неделю вперед+ память своя была у людей- ноне только на гаджеты одна надега. сел гаджет и все, ни памяти не орентирования в пространстве ни времяисчесления.
+
avatar
  • 123321
  • 25 августа 2020, 00:16
0
созвонится, напомниналку поставить- а потом все равно забыть и опаздать ))) ибо напоминалка прозвенит в самый неудобный момент и ее выключат и более не вспомнят, а в виду того что не все делают временной зазор на пробки то приезжают поздно.
Если у человека проблемы с планированием, распорядком и пунктуальностью — ему никакой ни смартфон, ни часы не помогут.

когда молодеже расказываеш о том что раньше договаривались о встречах за неделю и приходили вовремя- то прям говорят что это нереально ))) вот она стабильность советов- можно было планировать до минуты на неделю вперед+ память своя была у людей- ноне только на гаджеты одна надега. сел гаджет и все, ни памяти не орентирования в пространстве ни времяисчесления.
Считаю, главная задача любой власти в любом государстве на планете — сожрать всё свободное время граждан. В т.ч. и отвлечением внимания через информационную лавину через те же смартфоны.
Чтобы не дай бог никто не задумался, почему по сравнению с 100 лет назад техника выполняет 90, если не 99% того, что раньше делалось вручную, а у граждан времени свободного отнюдь в 10 раз больше не стало, и рабочий день почему-то в разы не сократился.
Надеюсь, человечество смартфонами переболеет, как в своё время переболело тамагочи.
+
avatar
  • Alex-74
  • 25 августа 2020, 16:20
0
ага. беда нынче с планированием и распорядком. а про занятость непонятно чем это вобще труба- целыми сутками херь всю подряд смотрят, а чтоб встретится в реале или там рыбалка и тд времени нет.
+
avatar
  • 123321
  • 26 августа 2020, 22:15
0
Разделяй и властвуй ещё древний рим изобрёл. С тех пор ничего не поменялось в этом принципе, Атомарным обществом, когда все по норам сидят и в экраны втыкают — гораздо легче рулить, чем обществом, в котором на каждом углу клуб любителей как не рыбалки так походов, как не пения так рукоделия.
+
avatar
  • Lxe
  • 17 августа 2020, 16:51
+2
Вот это да!!!
Всегда с интересом читаю обзоры ув. LePart. А тут прям кольнуло!
А ведь у меня тоже есть Восток! Подарок деда к школе. И тоже на 18 камнях вроде!
И вдруг это вон оно самое?
Бережно достал из шкатулки где хранится, открыл.
Ну сразу как и ожидал это SU, т.к. год выпуска 87-88
Но отличий там поболее, чем только скосы.
LePart, не подскажете-ли чем остальные могли быть обусловлены?



p.s. за некоторую покоцанность корпуса прошу сильно не ругать. Школьные годы они школьные годы )))
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 17:23
+3
Поздний 2209. Отличия обусловлены изменением и упрощением технологии. А так то же самое. На балансе появилась регулировка синхронизма (выкачки), это удобнее в регулировке. На винте коронного колеса обозначена левая резьба. Колесо барабана упрощено. Ну так, по мелочам. Перебрать — побежит, как новенький.
+
avatar
  • Lxe
  • 17 августа 2020, 17:38
+2
Благодарю!
Да, про отдать спецам на переборку — еще раз спасибо Вашему посту, что напомнили!

И вот кстати, если можно. А вот как простому человеку отличить нормального часового мастера от разводилы за пару вопросов? Почему интересуюсь… Пробывал пару раз отдать в ремонт, но там персонажи хоть и много обещали, но доверия не возникло никакого. У тех уровень батарейки менять.
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 17:50
+5
Спрашивать надо у людей. И — вот Вы правы — возникает доверие, значит, всё верно. Ну и у нормального мастера на столе всегда увидите механизм, на листе бумаги разложенный, который на репассаже. Посмотрите на аккуратность. Это показатель.
+
avatar
  • Lxe
  • 17 августа 2020, 20:35
0
Э-эх… вот Вам бы в добрые руки, но у Вас UA/DE, а у меня MSK…
+
avatar
  • bretin
  • 17 августа 2020, 17:23
0
Дааа-даже часы наручные могли делать. Сейчас скатились к уровню 1909 г.-все было привозное. Даже соль- и та английская. (Шутка для понятливых).
+
avatar
  • 123321
  • 17 августа 2020, 17:27
-1
Дааа-даже часы наручные могли делать. Сейчас скатились к уровню 1909 г.-все было привозное. Даже соль- и та английская. (Шутка для понятливых).
Берите да и делайте любой современный востребованный продукт вместо того чтобы шутки шутить, вот и будет подъём, а не скатывание.
+
avatar
0
А это что за зверь без опознавательных знаков ...
Прошу прощения за второе фото…
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 17:42
+1
Это 2414 из поздних. В начале 90-х такое производили. Вот здесь о нем весьма подробно.
+
avatar
+2
Обычный востоковский механизм.
Производится до сих пор.
Применялся в поздних командирских, поздних амфибиях, применяется и сейчас. Фактически единственный механизм, который массово выпускается в России.
Карди — какой то кооператив, который в «лихие девяностые» успешно заключал договоры с ЧЧЗ (карди-восток), ЗиМ (карди-виктори) и Китаем (просто карди), на поставку механизмов. Корпуса, стëкла, циферблаты, насколько мне известно, делались в Китае…
+
avatar
0
А почему без маркировки?
+
avatar
0
Да кто их разберëт… Может договорëнность была с кооперативом, а может маркировочный станок сломался… Или экономили ещё и на маркировке…
+
avatar
0
Понятно…
+
avatar
  • LePart
  • 24 августа 2020, 12:20
+1
А почему без маркировки?
Маркировку ставили на мост ангренажа. А мост калибров 2409, что 2414 один и тот же, взаимозаменяемые. Поэтому мосты выпускались «сырыми», без маркировки, а перед сборкой их маркировали. Вот когда производство развалилось, на складах осталась масса таких «сырых» мостов. Это хорошо еще, что мосты хромированные. А то вообще без покрытия и внешней обработки попадались, особенно в Ракетах постсоветского производства. Так что, организовав на базе производства кооператив, собрали неликвиды со складов, да и ставили их в механизмы. Кому какое дело до «надписей на заборе». Деньги идут, и ладно.
+
avatar
0
Спасибо, теперь уж точно понятно…
Да, кстати, у этого экземпляра стала проскакивать пружина завода через 3-4 тычка… В чем может быть причина?
+
avatar
  • LePart
  • 24 августа 2020, 15:46
+1
Возможно, кулачковая муфта разъединяется с заводным трибом из-за низкого усилия R-образной пружины, возможно, выработка канала вала и заводной триб выходит из зацепления с коронным колесом. А может согнут или сломан зуб. Может, грязь не даёт нормально соединится муфте с трибом. Нужно смотреть ремонтуар.
+
avatar
0
Спасибо… Будем посмотреть…
+
avatar
  • LePart
  • 24 августа 2020, 18:35
+1
Можно попробовать даже не вынимая механизм из корпуса, снять мост барабана и посмотреть, что там с муфтой. А для начала просто вынуть вал и вернуть его на место. Ну а дальше — разборка.
+
avatar
0
Сейчас попробую…
+
avatar
0
Не помогло…
+
avatar
  • LePart
  • 24 августа 2020, 21:37
0
Значит, искать придётся…
+
avatar
0
Есть мысли… Будем пробовать…
+
avatar
0
А вот еще интересный экземпляр:

Извиняюсь за фото… Механизм 2616.2м…
17 камней с авто как-то не понятно…
+
avatar
  • zuperis
  • 17 августа 2020, 17:52
0
Есть и у меня часики Восток.17 камней.Калибр непомню.Досих пор ношу.Отличные часы
+
avatar
  • zuperis
  • 17 августа 2020, 18:13
0
Вот мои часики 77.img.avito.st/640x480/5786238477.jpg
+
avatar
  • qwerty7
  • 17 августа 2020, 18:45
0
умница
+
avatar
+1
Как всегда отличный обзор.
+
avatar
  • nomeron
  • 17 августа 2020, 23:23
0
Может кто подскажет, а где можно к командирским прикупить новый корпус и циферблат?
Хочется для истории оставить. Кстати, нужно при хранении часы заводить. А то слава на 27 камней позолоченная лежит уже с 80х. Заводилась от силы раз 20 за 40 лет. В руках сразу от автоподзавода идти начинает.
+
avatar
  • LePart
  • 17 августа 2020, 23:35
+3
В Сети поискать надо. Корпуса есть в продаже разнообразные под Восток, идут в комплекте со стрелками и циферблатом.
Заводит часы, которые на хранении и смазаны, желательно хоть бы раз в квартал, чтобы масло разогнать. Если часы сугубо коллекционные, то есть, не носить, а вынуть из коробки, самому посмотреть, людям показать, то их вообще смазывать не стоит. Не смазанные часы могут идти довольно долго без вреда. А Слава — ну, хорошо, значит, живые. Заводите их четыре-пять раз в год, достаточно. Пусть выработают полный завод и ладно на том до следующего раза. Хотя… за сорок лет от масла там одно воспоминание осталось. Так что пусть себе лежат, как лежат. А вот если носить их захотите, отдайте на профилактику. Пусть вымоют и обновят смазку.
+
avatar
0
Хочется спросить у автора, а что нынче есть приличного из современной механики на его взгляд? Насколько мне кажется, что кроме Ракеты больше уже никто ничего и не выпускает на собственных механизмах на территории бывшего СССР. А как насчет ракеты? Стоит их современный механизм тех денег которые они за него хотят? (что то около 1000$ в среднем за часы)
+
avatar
  • LePart
  • 19 августа 2020, 00:06
+1
Именно из часов, производимых в России на собственных калибрах? Честно признаюсь — не знаю. Вы уж простите. Для таких советов нужны люди, живущие в России, знающие местный рынок. Тут у нас несколько другой ассортимент и весьма обширный. А вообще из часов… Пожалуй, оригинальным ответ не будет. Если повседневные часы, то Orient, Sea-Gull, Citizen, Seiko, даже Swatch.
+
avatar
0
Выпускает часы Чистопольский часовой завод Восток.
Гуглите по слову «Мераном» — это их официальный, ведущий дилер.
Рекомендую не смотреть «Командирские» А сразу изучать ассортимент «Амфибий»

Ракету брать за конские деньги не рекомендую. Механизмы неплохи, но ничего выдающегося. Были бы цены уровня Востока, тогда можно было бы их рассматривать… А так… Нафиг.

И да, присмотритесь к японцам — Orient, Seiko, Citizen.
+
avatar
  • sepryn
  • 19 августа 2020, 23:47
+1
Прекрасный обзор, как и всегда! Большое спасибо!
+
avatar
  • LePart
  • 20 августа 2020, 07:59
0
Вам большое спасибо!
+
avatar
  • Tehnobah
  • 23 августа 2020, 15:30
+1
Читаю ваши обзоры с большим удовольствием, может даже по тому, что сам на такое не способен — глазами обижен. Спасибо! А ещё вспомнил, из детства, у нас в магазине стоял киоск «ремонт часов». И я любил заглядывать, там у них на столе стоял настоящий токарный станок, только миниатюрный. некилерованный весь и размером, примерно, по детским воспоминаниям — в длинну сантиметров 20 и в высоту сантиметров 10. И я думал, что они там сами шестеренки всякие ремонтируют — вытачивают.
+
avatar
  • LePart
  • 23 августа 2020, 20:33
0
Да, есть такие станочки. На них даже оси для баланса вытачивают. Но особенно впечатляет станок для правки балансов — там привод от тетивы лука )
Спасибо большое!
+
avatar
  • Tehnobah
  • 24 августа 2020, 05:33
+1
Может есть фото станочка — просто, так сказать, освежить детскую память, на сколько "… деревья были большими". Я пытался в интернете найти — не получилось.
+
avatar
  • LePart
  • 24 августа 2020, 12:09
0
Ну, тогда вам точно сюда )
А я при переездах распродал и раздарил всё, что было у меня. Жалко, конечно, да тяжёлое оно всё, никак не увезти.
+
avatar
  • Tehnobah
  • 24 августа 2020, 12:31
+1
Посмотрел… увы, не узнал, не вспомнил, видимо «деревья были ОЧЕНЬ большими» :-) Всё равно — СПАСИБО!
+
avatar
  • 50AC
  • 25 августа 2020, 05:52
+1
Самые вредные обзоры на Муське — про часы! По причине заразности. :)
Лет 15 в шкафу нерабочие часы лежат. Написано «Командирские. Чистополь.». И после каждой статьи мысль разобрать-посмотреть возникает. :)
Спасибо за статью. Интересно читать.
+
avatar
  • LePart
  • 25 августа 2020, 10:57
0
Как это там… «Не пытайтесь повторить это самостоятельно. Всё, что вы видели, выполнено специалистами, или под наблюдением специалистов, или тщательно подготовлено специалистами» :))
А «Командирские» уже здесь рассмотрены. И на 2414, и на 2209. Собственно, рассмотрены калибры, ну а как достать механизм из корпуса, это несложно. Не святые горшки, как говорится.
Но навыки и представление о точной механике таки да надо иметь.
Нет, это я виноват. Рассказываю очень просто. Надо, наверно, посложнее, чтобы страшно было :))

Спасибо, надеюсь, удастся ещё порадовать :)
+
avatar
  • ilk
  • 27 августа 2020, 16:43
+1
До комментариев еще дорасти надо… ну это про меня. Однако добавлю пару фотографий упомянутого в статье девайса
+
avatar
  • maradon
  • 28 сентября 2020, 07:23
0
да, мне тоже не понятно, почему промежуточное колесо без камня. у меня куча востоков ждет репассажа и почти все с проблемой этого колеса. могу сказать, это одно из самых главных причин потери хода после долго простоя.
+
avatar
  • LePart
  • 29 сентября 2020, 23:44
0
Добавьте сюда «плавающее» вексельное колесо и получим «джентльменский набор» этого калибра. Но если за механизмом следить, то этот курилка долго будет жив. И всё равно. Приятный такой механизм. И ход отличный. Месяц, а корректировал раза три только.
+
avatar
  • zvitalya
  • 16 октября 2020, 18:33
0
Как говорил товарищ Саахов в известном фильме: Всё это конечно правильно, всё это конечно так… Но! Первые командирские, которые шли по заказу МО СССР, и на которых это было написано(на циферблате), шли со стоп секундой, на механизме 2234.
+
avatar
0
Если не секрет, как пружину наматываете? Руками?
+
avatar
  • LePart
  • 20 июля 2021, 13:22
0
Да, но только в напальчниках.
+
avatar
0
Добрый вечер, уважаемый Le Part. Обзор превосходный и очень помог мне в восстановлении моих часов Восток 2209. Но у моих часов отсутствует стекло. Подскажите, пожалуйста, диаметр и тип стекла (профиль сечения).
+
avatar
  • LePart
  • 15 августа 2021, 16:42
0
Здравствуйте, Alexandr61!
У меня в одном корпусе 31 мм, в другом — 31,5. Так что надо замерять по внутреннему диаметру ранта и поискать купольное стекло с такой посадкой.
+
avatar
0
Добрый вечер, уважаемый Le Part. Спасибо за ответ. У меня внутренний диаметр ранта 30,5 мм. Купил «стекло сфера 1мм 30,5». Как Вы думаете, подойдет? Купольного стекла найти не смог.