Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Этот рассказ будет несколько необычным. Необычным потому, что речь пойдёт не столько о часах, как таковых, но о часовом калибре. О калибре, производящемся (да-да, именно в настоящем времени!) на минском часовом заводе «Луч». Это механизм — Луч 1800. Механизм этот впускается уже куда как более полувека, но и в настоящее время не потерял актуальности. Многие знают часы-однострелочники от Луча. Так вот эту единственную стрелку в них приводит в движение неувядаемый 1801.1. А сколько женских часов, доныне украшающих запястья милых дам, собраны именно на этом калибре! И часы исправно трудятся не одно десятилетие. Этот неприхотливый надёжный механизм наряжался и в золото, и в позолоту, и в простенький хромированный латунный корпус, но в какой одёжке бы он ни был, результат всегда один — отличный. А понеже выпуск его не прекращён, то ремонт этого калибра так же актуален, как и сам механизм. Однажды я обещал рассказать о нем и показать его изнутри. Выполняю обещание.



Итак, двухстрелочный механизм калибра 18 мм производства минского завода Луч:

— Тип по ГОСТ — 1800 (две стрелки без секундной и без противоударной защиты;
— Частота полуколебаний маятника — ВРН 21600;
— Прямоугольный формат 14х18 мм (20 мм от угла до угла);
— Высота 3,5 мм по платине;
— Число камней 16 штук (есть модификации 15 камней);
— Начало производства на МЧЗ «Луч» — 1955-й год;
— Количество деталей в механизме – 80 шт.;
— Количество узлов 25;
— Запас хода 36 часов;
— Точность хода от –40 до +85 секунд в сутки;

Сейчас я высыплю содержимое коробочки на стол, закрою глаза и не глядя выберу какой-то из них. Его-то и приведём в порядок в первую очередь.


Р-р-раз! — иди сюда, везунчик!

Попался довольно ранний калибр. На мостах «женевская волна». Винт с левой резьбой не обозначен тремя шлицами. Под пяткой центрального колеса есть камень. Но на оси в платине камня нет. Забегая вперёд скажу, что при таком раскладе со временем появляется выработка в гнезде платины, ось начинает болтаться и гнездо приходится стягивать специальным Пуассоном. Посмотрим, как тут у нас дела при репассаже.

«Гюльчатай, покажи личико!» ©… Ой, лучше не надо… Но ничего. Этот циферблат восстановлению не подлежит. Что-нибудь придумаем. Собственно, задача на данный момент восстановить работу механизма. А циферблат — это когда корпус будет. Пока придумаем что-нибудь для тестирования хода, чтобы глаз не резало и не пугало.

Для начала, как всегда, спускаем остаточное натяжение пружины и снимаем баланс, чтобы не задеть его часом.

Вот он, баланс, и так и этак.

Рассмотрим его поближе. Сразу оговорюсь — механизм мелкий, приделал макронасадку на телефон, в качестве которой замечательно сработал глазок от старого «Зенита», так что местами будет виден черный круг от оправы.

Но про баланс. Безвинтовый, колонка спирали неподвижная, выкачку неудобно регулировать, да мы и не будем, скорее всего. Не самый важный параметр. Если в допусках и с одного-двух оборотов часы запускаются, то и нечего особо напрягаться по этому поводу.

Здесь — импульсный камень, двойной ролик, цапфа не чёрная, уже хорошо. Штифты градусника с замком. Всё стандартно. Только малость дробненько, как говорят на родине механизма.

Вот механизм без баланса. Готов к дальнейшим манипуляциям. А манипулировать будем с тем самым циферблатом — снимем этот страх и ужас.

Для того, чтобы снять циферблат, нужно отпустить два винта на гранях платины. Они мелкие, так что понадобится соответствующая отвертка. Здесь находится один крепёжный винт циферблата…

… здесь другой.

Итак, берём отвертку, отпускаем винты, так, чтобы ножки циферблата вышли, но винты не выпали, и снимаем циферблат, а винты досылаем внутрь до упора, пусть там посидят, чтобы не потерялась такая маковозёрная мелочь.

Циферблат снят. Отложим его в сторону. Может, сгодится на что ещё, если с ним поработать, хотя… «Сомневаюсь я однако!» ©

Вот. Снимаем пружинную шайбу, часовое колесо…

… и сразу же аккуратненько снимаем минутный триб. Помните — он на тугой посадке. Усилие прилагаем, но — дозированное, с обратной, так сказать, связью работаем.

Теперь демонтируем анкерную вилку. Мост сложной конфигурации. Два винта крепления моста — разной длины. запоминаем, который где. Невнимательность чревата поломкой механизма в худшем случае, а в лучшем — остановкой.

Баланс и анкерная вилка демонтированы.

Здесь — лого завода и обозначение типа механизма.

Демонтируем колёсную систему заводного механизма — колесо барабана и заводное колесо. Левая резьба на винте заводного колеса никак не обозначены. Стыд вам, Господа разработчики!

Вот все детали: колесо барабана с винтом, заводное колесо, втулка оси заводного колеса, винт с левой резьбой.

Теперь — ангренаж. Вывинчиваем два винта крепления моста ангренажа и снимаем мост. Под мостом находится колёсная система.

Рассмотрим мост ангренажа. Форма несложная. Мост декорирован «женевской волной». В мосте четыре камня колесной системы.

С обратной стороны мост выглядит сложнее. Здесь немало фрезерованных площадок разной высоты. Честно говоря, непростая работа.

Снимаем колёса.

Вот они все дружной компанией перед нами. Да, ещё. Пинцет в этот раз — самый тонкий. Детали, как никак, а мелкота.

Разбираем узел двигателя. Снимаем мост барабана и барабан.

Перед нами барабан с мостом и тремя крепёжными винтами.

Мост барабана с лицевой стороны.

И с обратной стороны.

Извлекаем пружину из барабана. Пружина S-образная. Благодаря этому при небольшой длине у двигателя неплохой запас хода, а при небольшом балансе приемлемая погрешность хода.

Протираем пружину промасленной ветошкой, стараясь не нарушить конфигурацию изгибов. Барабан и крышку барабана промываем бензином и отчищаем от продуктов износа ватной палочкой. Где надо, помогаем путцхольцем.

Вуаля! Пружина и детали сияют. Пусть полежат пока, а мы продолжим перебирать механизм.

Так выглядит короткий конец пружины с осью барабана — коре.

Длинный конец пружины с мечевидной пружинной накладкой.

Пора заняться ремонтуаром. Кстати, обратили внимание, что доселе ни разу не упомянута «волшебная кнопка» разъединителя заводного вала? А её в этом механизме просто нет! Для того, чтобы снять вал, нужно разобрать ремонтуар.Вот так. Поэтому механизмы эти устанавливались в такие корпуса, которые не требовали извлечения вала при разборке. Корпуса состояли из двух половин. Половинки разнимались, и механизм вынимался вместе с валом.

Снимаем крышку ремонтуара. Крышка довольно сложной конструкции. Под крышкой-мостом находятся детали ремонтуара, переводное и вексельное колёса.

Вот крышка-мост ремонтуара. Не так всё просто, целая система лекал.

Разбираем детали ремонтуара и снимаем накладной камень баланса. При демонтаже — особая осторожность с R-образной пружиной. Улетает так, что потом не отыщешь.

Ну вот. Механизм разобран. Отправляем детали в бензин. Вот сколько «добра» из него сразу же поплыло. Пусть полощется, отмокает, а мы пока займёмся профилактикой баланса.

Вывинчиваем винт колонки баланса и снимаем колесо баланса вместе со спиралью баланса.

Колесо аккуратно промываем в чистом бензине и просушиваем на салфетке, легонько продувая воздухом из груши. После этого на всякий случай размагничиваем.

Снимаем накладной камень с моста баланса вместе с градусником. Здесь хорошо видны штифты градусника с замком Замок открыт, мы снимали колесо со спиралью. Что теперь? Теперь макаем путцходьц в бензин и влажным деревом протираем накладной камень до чистоты. Этот калибр с накладным камнем. А одно время мне попадались калибры — «перестроечные» — у которых вместо камня устанавливались накладки из металла. Рационализаторы… Но «голь на выдумки хитра». И что, работали!

Камень чист. Наносим смазку. МБП-12. Капелька — как на фото, не больше.

Ополаскиваем мост баланса в бензине,

просушиваем,

и собираем баланс.

Теперь переходим к чистке остальных деталей механизма, которых, как утверждает техническое руководство, аж восемьдесят штук

и приводим их в сияющее состояние. Привели. Теперь «пусть ворона сохнет» ©, а я пойду чайку попью перед сборкой механизма и отдохну малость.


Итак, собираем. Начинаем с ремонтуара. Для начала устанавливаем вал и на него надеваем элементы кулачковой муфты.

Затем собираем рычажную систему и устанавливаем на оси переводное и вексельное колеса.

Устанавливаем и закрепляем винтами мост крышку ремонтуара.

Смазываем накладной камень баланса. Небольшая капля — 70% от площади камня — МБП-12…

… и устанавливаем камень на платину.

Переходим на быструю сторону.

Но для начала соберём барабан. Устанавливаем в него вычищенную и смазанную пружину. При сборке не забываем следить за тем, чтобы выступы мечевидной накладки оказались в пазах.

Дополнительная капля масла — здесь применяем «Б-1» и закрываем крышку.

Барабан собран. Смазываем ось коре…

… и устанавливаем барабан на платину.

Накрываем барабан мостом барабана.

Теперь ангренаж. Рассматриваем под микроскопом состояние колёс. Промежуточных,

центрального,

анкерного. Всё ОК. Можно собирать колёсную систему.

Устанавливаем колёса на платину — попадаем цапфами в камни, выравниваем, добиваемся минимальных перекосов.
Сейчас будет самая неприятная и кропотливая часть сборки — накрывание ангренажа мостом. Здесь неудобства усугубляются необходимостью свести под один мост четыре оси. Повозиться придётся, но нет ничего ничего не возможного и…

… через минут десять ангренаж собран.

Возвращаемся к медленной стороне…

… и устанавливаем на ось центрального колеса минутный триб.

Ополаскиваем в чистом бензине анкерную вилку, смазываем рабочие поверхности палет.

Затем устанавливаем на место колёса заводной системы, смазываем камни ангренажа, проверяем скат — ОК! — и монтируем на место анкерную вилку.

Заводим пружину и устанавливаем баланс. Побежал!

Замечательно. Однако, циферблат таки да нужен, чтобы придать механизму законченный часовой вид.
Итак, устанавливаем на ось минутного триба часовое колесо,

пружинную шайбу часового колеса

и вот такой циферблатик. Стрелочки простые, чёрненькие, но в общем они гармонируют.

Вот. В таком виде механизм можно использовать, как часы.

Тем более, что конструкция калибра 1800 включает в себя обязательный элемент — крышку-пыльник. Так что часы получаются как бы в двойном корпусе. Защиты от влаги это вряд ли добавит, но вот от пыли защитит.

Вот в таком виде под стеклянным колпаком часы чувствуют себя вполне комфортно. Думаю, в скором времени механизму найдётся достойный мундир, а честь его он явно не опозорит.


P.S.

Ой, а как же результаты измерений!
Синхронизм слегка нарушен, оставим, как есть, это в допусках, тем более, что на ход этот никак не сказывается. А одиннадцать секунд… ну так это же аж минута в неделю! Для женского механизма — супер. Можно, конечно, поиграться, но смысла не вижу.


Добавить в избранное +177 +292
+
avatar
-97
+
avatar
  • Dimon_
  • 24 февраля 2020, 16:53
+103
Я прочёл. И с удовольтвием. И плюс поставил.
«Всё ясно, но ничего не понятно» © В.Кличко
+
avatar
  • Carter
  • 25 февраля 2020, 13:03
0
я узнал много новых непонятных слов.
+
avatar
  • VAlm
  • 24 февраля 2020, 16:56
+38
Я тоже прочёл, на одном дыхании. Спасибо. Очень захватывает рассказ… Хотел бы тоже так уметь, но лучше останусь читателем.
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 17:28
+7
Dimon_, VAlm — большущее спасибо!
+
avatar
  • X3Shim
  • 24 февраля 2020, 17:58
+4
Ну я прочитал. Какие то претензии?
+
avatar
  • VladM
  • 24 февраля 2020, 18:57
-29
+
avatar
+15
Вы можете предложить более интересный обзор того, к чему прикоснулись ваши руки? У LePart руки прикоснулись и они на месте — спорите? Золотые — спорите? Оставьте уж праздным читателям майску почитать захватывающие обзоры LePart — с огромным уважением к его золотым рукам.
Ваших обзоров я не нашел, никаких, что уже сводит ценность вашего мнения к нулю
«НИЧЕГО НЕ СДЕЛАНО СВОИМИ РУКАМИ.» вам не стыдно так врать вообще? А чем это сделано? Роботами? Кто чистил, кто приводил в порядок? Интернет — тролли?
+
avatar
  • VladM
  • 24 февраля 2020, 19:59
-17
+
avatar
  • Dimon_
  • 24 февраля 2020, 22:14
+6
Я первый написал, что прочёл с удовольствием. Давайте покажу, почему.
Но сначала к вашему тексту:
сюда всё что ни попадя
Перед «что» нужна запятая.
в интернет магазинах
«Инернет-магазин» пишется через дефис.
Этак тут будут описания как автомеханики
Перед «как» нужна запятая

Теперь ответ, почему. Мне нравится вычитанный текст. Мне нравится, когда текст проверяют до того, как нажмут «опубликовать». Потому что это уважение к читателям, а, значит, и ко мне. Мне нравится, когда авторы владеют лексиконом, а не косноязычно пишут поток сознания.
Сейчас на этом ресурсе качественный и грамотный текст — редкость. Так что читая такое, да, можно получать удовольствие.

PS: простите за цитирование. Не ставил целью самоутверждаться. Просто это наиболее показательный путь, согласитесь.
+
avatar
  • Rzzz
  • 25 февраля 2020, 19:20
0
Во-первых механизм где-то всё-таки куплен. Не с неба же он свалился.
Во-вторых это раздел «сделай сам», который подразумевает, что покупать что-то не обязательно. Не нравится эта тема — отключите в настройках, движок блога это позволяет.
+
avatar
  • VAlm
  • 25 февраля 2020, 03:29
+14
У нас же тут есть модераторы и хозяева сайта. Может они будут решать что соответствует тематике сайта, а что не соответствует. По мне так обзор ремонта часов, это как отдушина среди обзоров п18 кабелей, зарядников и прочей китайской хрени околонулевого качества.
+
avatar
  • wallie
  • 24 февраля 2020, 20:21
+6
Прочел на одном дыхании. Большое спасибо!!!
+
avatar
  • Eeyore
  • 24 февраля 2020, 21:05
+7
Да хотя бы ради терминологии. Где еще услышишь такие слова- 'ремонтуар'.
+
avatar
  • itdes
  • 29 февраля 2020, 22:28
+4
Пора заняться ремонтуаром. Кстати, обратили внимание, что доселе ни разу не упомянута «волшебная кнопка» разъединителя заводного вала?
Я на этом месте уже прямо ерзал от нетерпения: почему, ну почему же до сих пор не упомянули «волшебную кнопку» разъединителя заводного вала?
+
avatar
  • suici
  • 24 февраля 2020, 21:39
+14
Все бы так писали. А то… пакетик, внутри хреновинка, взвесим эту хреновинку… Тут же целый фантастический мир изнутри, полное погружение.
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 21:44
+13
Стараюсь…
Спасибо!
+
avatar
  • Corvair
  • 25 февраля 2020, 11:00
0
Читается, между прочим, на одном дыхании, как говорится. Ну и сам любитель лонгридов и в целом почитать.
+
avatar
  • PICachu
  • 25 февраля 2020, 14:38
+2
И кто будет читать такую портянку…
Тот, кто умеет читать…
+
avatar
+11
Видя обзор LePart — ставлю плюс, потом читаю. Два вопроса — первый — прочитавшим. «у меня одного чувство, что мои руки из Ж или у вас такое же чувство после его обзоров»? Второй — самому LePart — «руки из Ж — это врожденно, или тренировками лечится»? :)
+
avatar
  • VAlm
  • 24 февраля 2020, 17:00
+4
Чувство аналогичное. Руки у меня явно из ж… И боюсь это уже не вылечить.
+
avatar
  • Dimon_
  • 24 февраля 2020, 17:03
+8
Дело, наверное, не столько в руках, сколько в глазах. Я, например, сейчас на МЛТ-0,125 номиналы только в бинокулярниках читаю. А в 18 лет не видел проблем в таком вопросе :-)
+
avatar
+5
не. Я 15 лет назад QFP 0.5 без линзы паял, да и 0402 мог. У меня тупо не хватает терпения на все эти мелкие детали. Особенно когда что-то начинает идти «не так». Дело не в зрении
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 17:32
+6
Вот что интересно. Паять мне теперь намого сложнее, чем работать с часами. При пайке сосредоточение взгляда более длительное. А на 0.125 я и в молодости ничего разобрать не мог без лупы. Четвертушки ещё так-сяк, а .125 — не-а.
+
avatar
+1
ну теперь то не надо разбирать, цветовые полосы. Хотя и они недолго прожили, на 0402 уже вообще ничего нет. Похоже с часами у вас выходит так хорошо потому что это вам интересно. А нам (большинству думаю) интересно лишь прочитать. Но в любом случае — пишите и рассказывайте.
А такие — смогли бы наладить? spbluxwatches.ru/catalog/watches/vacheron-constantin/vacheron-constantin-traditionelle-manual-winding-ultra-thin-skeleton-30-mm-33158-000g-9394/?
(они там не самые дорогие, но показались, как обывателю, не самыми простыми)
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 17:44
0
Надо знать, что с ними стряслось. Но такие лучше в родной сервис.
+
avatar
0
лучше в родной сервис.
понимаю вас как бывший телемастер. В середине 90-х попросили отремонтировать телик, стоимостью как моя ЗП за два года. Аккуратно отказался ))
Просто интересно — по механике у них ничего особенного? Браться не захочется потому что стоят столько, общение со «специфичными» людьми и тп? Технически то что они из себя представляют? Мне кажется полный ноль, стоимость за «шик» — но может там есть что-то такое сложное по механике?
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 17:58
+6
Где-то в то же время… а, нет, в восьмидесятые ещё, к концу, принесла мне подруга японскую магнитофонку. Плавает звук и всё тут. Никто не берётся, все боятся. Перекрестился я — цена-то того. Поглядел. Питание на двигателе плавает. А чего? Да контакт в пусковом микрике кипит. Выдрал микрик оттуда, приспособил наш, «военпредовский» с контактами из… ну, Вы в курсе. Всё. Больше не ломался.
+
avatar
+3
верно, но желающий отремонтироваться должен быть адекватен. У меня небольшой опыт общения с теми, у кого часы дороже моей квартиры…
+
avatar
+3
Аналогично… Уверен в качественном рассказе…
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 17:30
+3
Я тоже не всё умею. Например, столярка у меня вечно кривая. Хотя… тут вот как раз в подвальчике развлекаюсь между делом. Надо бы задокументировать и показать. Решил комплекс «2+1» со внуками смастерить на старости лет :)
+
avatar
  • bdos
  • 24 февраля 2020, 21:52
+5
Видя обзор LePart — ставлю плюс, потом читаю
Аналогично, интересный автор.
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 21:55
+3
Большущее спасибо!
+
avatar
  • DDimann
  • 24 февраля 2020, 23:14
0
Все понятно, когда написано.
Но я себя знаю.
Разобрать — разберу, даже, возможно, ничего не потеряю.
Собрать — возможно, дотяну до того места, где надо одной железякой накрыть четыре оси — на этого моей кропотливости (что это такое?) и терпения точно не хватит.
Я это знаю и за подобные тонкие вещи не берусь…

ЗЫ. Прошу пардону за «железяку» выше — правильное название есть в тексте, а я все равно таких слов не запомню.
Но читать такие вещи — почти сексуальное удовольствие… :)
+
avatar
  • Cakypa
  • 24 февраля 2020, 17:02
+6
Если бы я это прочитал в детстве, то вполне вероятно — стал бы часовщиком.
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 17:32
+6
Честно говоря, не самый лёгкий хлеб.
+
avatar
+3
Познавательно. Читать устал, представляю сколько времени ушло на написание. Респект.
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 17:35
+3
Два дня. На всё про всё. Без документации перебрать такой механизм можно за часа три-четыре. Но без перекуров.
+
avatar
0
перебрать такой
так вопрос был про написание. Два дня писали обзор?
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 17:41
+3
Где-то так. Но редактирование фото тоже нужно учесть. Два неполных, разумеется.
+
avatar
0
Без секундной стрелки согласен — нет смысла… Ждем мундира для рабочего механизма… А это 50% если не более успеха…
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 17:37
+1
Обещали хороший мундирчик. Но обещанного… ладно, подождём.
+
avatar
0
Будем ждать… Надеюсь, покажете новорожденного…
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 17:59
+2
Как только, так и сразу! :)
+
avatar
0
Спасибо…
+
avatar
  • wolfus
  • 24 февраля 2020, 17:11
+1
Спасибо за пост! Циферблат конечно нужно заменить.
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 17:38
0
Даст бог день, даст бог пищу. А для рагу из кролика нужна хотя бы кошка.
Но если калибр мёртв, что там про циферблат говорить. Зато живой, он пока и с таким жив.
+
avatar
+2
LePart — пишите больше текста, в этом обзоре почти одни фото, а у вас интересный и грамотный слог. Особенно когда пишите про историю разных часов — очень интересно (хоть я вообще часов не ношу, но сути это не делает)
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 17:39
+3
Постараюсь, спасибо! В этот раз так получилось.
+
avatar
  • LAIKA
  • 24 февраля 2020, 17:33
-27
+
avatar
+13
Привет, о великий рукоЖ, желающий сделать рекорд по минусам. Сейчас вы их получите )). Поверьте, на этом сайте уважают людей, которые могут, а не тех, кто оправдывается «Если я буду»
Ну и тэг DIY Вы, видимо, просто не заметили
+
avatar
  • VladM
  • 24 февраля 2020, 20:03
0
… вообще зашибись — зарегился тут месяц назад и пошел лить г-но на участников сайта с многолетним присутствием на сайте…
+
avatar
0
ну кто же виноват, что вы такой? Пробовали не лить гумно? Ваши обзоры стали лучше, от того, что другие пользователи пришли позднее? Или ваши комменты авторитетней от просиженного стула?
+
avatar
  • VladM
  • 24 февраля 2020, 20:34
+1
Блинн… что же это я — потерял бдительность, связался с троллем…
+
avatar
-1
это ваши проблемы.
с многолетним присутствием на сайте…
ваше просиживание штанов мало кому интересно
+
avatar
  • olgerd
  • 24 февраля 2020, 21:10
0
Ultrascale, вы не пробовали уважать чужой труд, мастерство, знания?
Ну напишите хотя бы обзорчик на бампер, а то давно не было
+
avatar
-1
Знания на бампер? Уступлю это молодым. Пусть пишут крутой обзор на бампер
+
avatar
  • dimkin
  • 24 февраля 2020, 19:49
+4
Представляете, сколько времени и денег Вами потеряно при прочтении поста и написаннии комментария?
Берегите себя и свой бюджет.
+
avatar
  • habatuk
  • 24 февраля 2020, 17:42
+3
Как всегда, отличный обзор, аж руки чешутся самому заняться!
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 17:46
0
Пуркуа па? Но учтите, очень заразное дело. Затягивает с головой.
+
avatar
+1
Обязательно предупредите последователей, что не все так просто… Фото конечно много дает, но очень много нюансов…
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 18:01
+2
We should probably say here, don't try this at home :)
+
avatar
0
Именно так…
+
avatar
  • sov39
  • 10 июня 2020, 11:30
+1
:) А есть еще и такое — глаза боятся, а руки делают и дело мастера боится. Спасибо за великолепные обзоры!
+
avatar
  • LePart
  • 16 июня 2020, 21:12
+1
Вам спасибо! )
+
avatar
  • Tolan
  • 24 февраля 2020, 18:08
+1
Увлекательно написано, как всегда…
Как детская сказка с хорошим концом.
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 18:19
+1
Сказок с плохим концом быть не должно. Ведь в сказку порой верят больше, чем в реальность.
Спасибо!
+
avatar
  • Naevus
  • 24 февраля 2020, 18:19
+1
ШИКАРНО!!!
Просто тащился от всех этих терминов! Ни разу не часовщик и многие слова слышал впервые. НО ВСЕ ПОНЯТНО!

А храповый зуб так и не сняли? (прошу прощения за терминологию). Меня в детстве именно этот узел интересовал почему то (видимо потому что остальное было сложно, но вполне понятно...). А тут — все просто, но изящно… А, не — еще ведь в мультике про музыкальную шкатулку он поучаствовал :)
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 18:58
+1
Здесь собачку барабанного колеса можно не снимать. Это Ракету не разобрать бет того, чтобы не снять собачку. А потом бегай за пружиной.
+
avatar
  • Tolan
  • 24 февраля 2020, 20:35
+1
Да, Ракета… Есть у меня Ракета, купленная в Ленинграде, 1972 год.
Загнутый под прямым углом кончик пружинки собачки обломился несколько лет назад. Завести теперь не получается. Никак не соберусь отнести в мастерскую…
Вроде и не нужны часы — а хочется, чтоб были в порядке.
+
avatar
+2
А вот у меня в коллекции оказался такой ЛУЧ...Это латунь или такое в приципе невозможно?
Живые...https://youtu.be/yMISoszU0V8
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 18:54
+2
Да, тут вот вид изнутри.
У 2209 и корпус латунный, и мосты с платиной. Но с каким-то покрытием. Я так и не знаю, каким. Поговаривают, что… но я сам не пробовал. Мосты тонюсенькие. Постоянные выработки в гнезде барабана от этого. Пока новый — отлично. А поизносится — кошмар часовщика.
+
avatar
0
У меня не новые — понятно… Но тикают исправно… Видео попытался, но не факт — возраст аналогичен Вашему…
Про поговаривают согласен… Уж больно чисто смотрится… Латунь не такая…
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 19:18
+1
Вот оно из «россыпи». Всегда думаешь — авось оно сгодится.
+
avatar
+1
«Выбросить» слова для меня не существует
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 19:52
+2
Вот, правильно!
+
avatar
  • 50AC
  • 24 февраля 2020, 18:43
+1
Спасибо. Интересно было почитать и посмотреть.
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 18:53
+1
Спасибо!
+
avatar
  • t0xy
  • 24 февраля 2020, 18:57
+2
круто, ювелирная работа да еще и со знанием — это всегда инетресно читать
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 18:58
+2
Спасибо!
+
avatar
  • Stress
  • 24 февраля 2020, 19:22
0
1. Автор, вы из какого города?
2. Интересно как на таких винтах мелких резьбу нарезают.
+
avatar
+1
А можно пожелание? Про инструмент рассказать… ну и короткие видео моментов работы. Можно гифки. Былоб круто. Спасибо.
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 19:54
+2
Про инструмент немного было в предыдущих обзорах. Да, видео было бы неплохо, но… я никудышный кинооператор :)
+
avatar
  • virrao
  • 24 февраля 2020, 19:48
+2
Как всегда- прекрасно.
А про часы с батарейками?
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 19:55
0
Спасибо!
А что про «часы с батарейками»?
+
avatar
  • virrao
  • 25 февраля 2020, 18:33
0
образцовый ремонт или чистка кварцевых наручных часов
+
avatar
  • LePart
  • 25 февраля 2020, 18:47
0
Если придётся — покажу. Пока в электронных только батарейки меняем…
+
avatar
  • Oswald
  • 24 февраля 2020, 20:28
+3
сколько поломанных часов после ваших постов появилось, и не «сощщитать» :) мамкины инженеры снимают крышки с мыслями «да там все просто...» :-)
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 20:52
+2
Ich werde es noch einmal sagen: «We should probably say here, don't try this at home» :)
+
avatar
  • wallie
  • 24 февраля 2020, 20:30
+3
Жалко, что вы из Украины — на работе валяется штук 10 — 17 новых калибров в заводской упаковке от каких-то женских часов начала 90-х. Отдал бы Мастеру с удовольствием (Москва). Еще раз спасибо за обзор!
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 20:53
+2
Ну… да, бываю на Украине временами.
Вам спасибо!
+
avatar
  • alex2141
  • 24 февраля 2020, 21:07
+3
Снимаю шляпу перед теми, кто это может не только разобрать, но и собрать.

+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 21:40
0
Спасибо!
+
avatar
  • Morokon
  • 24 февраля 2020, 22:12
+2
Завораживающе.

Вы не подскажете какие часы выпускались в СССР с автоподзаводом?
Я видел только «Командирские», но вдруг что-то ещё было.
+
avatar
  • LePart
  • 24 февраля 2020, 22:53
+1
Спасибо!

Выпускались, конечно. Слава 2427, Ракета, Заря, Восток.
Но… стоило появиться в широкой продаже Ориенту, как всё остальное тут же потеряло актуальность.
+
avatar
  • vigera
  • 25 февраля 2020, 00:13
+1
Но… стоило появиться в широкой продаже Ориенту, как всё остальное тут же потеряло актуальность.
Помню что у отца, не самого бедного инженера в 60-70-е годы и большого любителя безупречно сидящих на нём костюмов, плащей, перчаток и шляп, были в то время топовые советские часы «Полёт» с автозаводом, который где-то через год отказал и ему приходилось обходиться ручным.

Вопрос автору, неизменно нахваливающем из обзора в обзор всё советское, а почему оно, настолько с его точки зрения качественное, «тут же потеряло актуальность, стоило лишь появиться в в широкой продаже Ориенту»?

(Пост)советский народ, массово предпочитающий советскому западное, чересчур глупый, что-ли? ;)
+
avatar
  • Oswald
  • 25 февраля 2020, 06:23
0
наваждение какое то.
с одной стороны лежат у меня сейчас золоченый Восток на 2409а с красивым цифером — все накладное, никакой печати и стандартный ориент 3 звезды. первые конца 70, купленные отцом, вторые середина 90, купленные мной.

так вот, сейчас мне Восток нравится больше, а тогда я без ума был от Ориента.

с другой стороны слышал название что ориенты того времени не уступали ролексам, видимо этим и взяли рынок.
+
avatar
  • OreSama
  • 25 февраля 2020, 06:36
+4
Ещё более забавно, что «Orient» как раз и переводится как «Восток».
+
avatar
  • LePart
  • 25 февраля 2020, 10:47
0
«Orient» как раз и переводится как «Восток».
Именно!
+
avatar
  • Oswald
  • 25 февраля 2020, 15:05
0
не. это т9 напутал. имелось ввиду что ориенты тогда были по качеству сопоставимы с ролексами. вместо название следует читать мнение.
про ориент восток не слышал.
+
avatar
  • Morokon
  • 25 февраля 2020, 09:21
0
Насколько я знаю, могу ошибаться (знающие пусть поправят) есть механизм автоподзавод/ручной и только автоподзавод.
Первый вариант гораздо сложнее.
Я для себя ищу именно СССР автоподзавод/ручной
Хочется мне так.
При этом есть Seiko кварц, идут где-то по почте двое часов Citizen одни кварц, вторые автоподзавод.
+
avatar
  • LePart
  • 25 февраля 2020, 10:50
+1
Не намного сложнее, но есть нюансы в реализации такого усложнения. Их надо учитывать.
+
avatar
  • Sg43
  • 24 февраля 2020, 23:10
+1
Что ты делаешь, демон! Мне дичайше хочется починить какой-нибудь часовой механизм! Ну или совсем поломать по причине жопорук :(
+
avatar
  • LePart
  • 25 февраля 2020, 00:28
+2
Ну так в чем проблема? Найдите какие-нить часы на раскладке у старьёвщиков и удовлетворите любопытство. Не боги, как говорится… Начните с Молнии. Или с Победы. Нет, лучше всего с Ракеты — она в сборке не такая капризная, как Победа, хоть и сложнее.
Я о другом подумал. Начитаются этого всего некоторые и что с ценами на часы из СССР будет? ;)
Хотя, и так уже — определённый тренд. Просто действительно хорошего состояния мало. Но есть.
+
avatar
  • colibri2
  • 25 февраля 2020, 00:34
0
Сам никогда часов не носил (ну ладно носил чуток Casio c калькулятором в детстве и Тиссот какой-то) и не вижу в них ни малейшего смысла, как и в костюмах, запонках и галстуках. Но отлично понимаю что механические часы это это все равно очень круто, весь этот механизм отточен и идеален для выполнения своей задачи. А люди которые разбираются в этом и могут их чинить и восстанавливать вызывают восторг. Всем добра)
+
avatar
  • LePart
  • 25 февраля 2020, 00:40
+2
Особенно тогда, когда удается заглянуть вовнутрь хронографа или репетира. Тогда понимаешь со всей явью эту магию.
+
avatar
  • colibri2
  • 25 февраля 2020, 01:03
0
Точно! И ведь никаких компьютеризорованных систем не было, все чертежи на бумаге. Блин это круто.
+
avatar
  • Rzzz
  • 25 февраля 2020, 20:04
0
Но отлично понимаю что механические часы это это все равно очень круто, весь этот механизм отточен и идеален для выполнения своей задачи.
Не обязательно механические. Красивые кварцевые или прикольные электронные тоже имеют право на жизнь. Для каждой ситуации свои, но вообще часы — важный элемент имиджа мужчины.
+
avatar
+2
И, как всегда-грамотно и наглядно мы окунулись в Историю…
Честную, без ярлыков и купонов( «всё пропало!»).
Спасибо, Мастер!
+
avatar
  • LePart
  • 25 февраля 2020, 10:46
0
Благодарно жму руку, дружище!
+
avatar
  • borodanv
  • 25 февраля 2020, 09:01
+2
LePart, спасибо! Напомнили молодость, любил часы, фотоаппараты. Получалось. Сейчас только белая зависть к Вам.
+
avatar
  • LePart
  • 25 февраля 2020, 10:46
+1
О, фотоаппараты… Последнее время не занимаюсь, а до недавнего времени восстанавливал много раритетной фототехники. Да и сам грешу временами плёночкой :)
+
avatar
0
В школьные годы был у меня «Зенит-е», захотелось переделать его в «Зенит-ТТЛ» ( перенести датчик фотоэкспонометра за объектив), в результате при попытке разобрать аппарат потратил целый день, в итоге — психанул и пассатижами выломал узел спусковой кнопки, а всё почему? Потому, что Ютуба не было, как и интернета вообще. Хороший был фотоаппарат.
+
avatar
  • LePart
  • 03 марта 2020, 18:38
0
А я в 50-х только начал интересоваться фото. И была у меня мечта — Зенит-С. Но снимал Зорким. Ну вот лет около десяти тому отыскал их, Зениты эти, в коробочном состоянии несколько, перебрал. Выискал оптику. Время от времени балуюсь. А Зенита-Е так у меня и не было. Сразу на Практику перешел в 70-х. Ну а потом японцы появились и так далее.
+
avatar
0
Я, наверное слишком ленив: сперва перешёл на слайды, которые проявляли в ателье, потом Полароид, потом мыльница — Практика, потом Сони-Эриксон К750, потом пара смартфонов и вот наконец Ми9 от Сяоми. Всё, больше мне ничего не нужно, раньше смотрели фотки на телевизоре, сейчас печатаем одну из тысячи в салоне. Так много щелкаем, что уже рассматривать некогда. :-)
+
avatar
  • T-1000
  • 25 февраля 2020, 10:26
+2
Труд заслуживающий уважения. Профессия часовщика скоро скоро станет раритетной.
Смарт браслеты давят давят масс рынок.
Еще лет 10 и…
+
avatar
  • LePart
  • 25 февраля 2020, 10:44
+2
Она и сейчас уже раритет. Но как бы ни было странно, механические часы не умирают. Они переходят в ранг элитных, приводя за собой, увы, и соответствующую цену. И… а вот всё более замечаю повышение интереса к винтажному часовому сектору. В том числе Советскому.
+
avatar
  • T-1000
  • 03 марта 2020, 11:40
+1
А я наоборот НЕ замечаю. вы у кого замечаете то? У пооления которому к 60? Условно пост советскому? Соглашусь. Но мы вымираем. И активно.
А у кого дальше то?
У поколения «сухого льда»? да ну?
+
avatar
0
Дело не в возрасте, наверное. Мне в августе будет 60. Механику носил в школе последний раз. Потом советские ЖК электронные, потом импортные, потом Кассио-Иллюминатор. Всё. С тех пор уже лет 20 ничего, ни часов, ни колец. Но пару лет назад пришлось купить amazfit bip, чтобы следить за сердцем, сном, числом шагов ( и там есть время).
+
avatar
+1
Ещё лет 100, и… Ничего не изменится: большинству как не нужны наручные часы, так и дальше будут не нужны. И останутся они как и сейчас средством вложения лишнего бабла, или атрибутом «мужского имиджа» для тех, у кого бабло не лишнее.
+
avatar
  • LePart
  • 03 марта 2020, 10:57
-1
Андрей, Ваше мнение — это мнение большинства? Думаю, Ваше мнение — это прежде всего Ваше личное мнение и только лишь всего. Зачем же приписывать своё мнение большинству? Мнение большинства пусть высказывает большинство. И большинство высказывает своё мнение, высказывает бессловесно — просто носит часы. Я, по крайней мере — я, крайне редко встречаю человека без часов на руке.
А индивидуум пусть высказывает своё мнение, но от своего лица, а не от лица общества или скорее сообщества, к которому этот индивидуум в силу своего мнения не принадлежит, например, так: "мне как не нужны были, так и не будут нужны наручные часы". И Вас поймёт то самое большинство, поскольку каждый индивидуум имеет право как на своё мнение, так и право при нём, этом персональном мнении, остаться.
+
avatar
+1
Это — не мнение, а наблюдение, совершенно искреннее. Возможно мы с вами в разных средах живём. Я чаще вижу браслеты или вообще ничего, ведь в любой мобиле есть часы, а кто сейчас без мобилы? Или тоже скажете, что это — моё мнение, а не факт ( на счёт мобил)?
+
avatar
  • vigera
  • 03 марта 2020, 12:48
0
Я чаще вижу браслеты или вообще ничего,
Абсолютно аналогичное наблюдение и у меня!
Из пары десятков знакомых часы на руке видел от силы у нескольких человек, да и те одевали их, довольно-таки дорогие, «престижные», исключительно на важные деловые встречи, иначе говоря, исключительно понтов имиджа ради.

И это при том, что знакомые мои в большинстве мне ровесники, в возрасте за 50, а уж о молодёжи и вообще говорить нечего. Часы на руке тинейджера его ровесники, бесконечно в смартфонах торчащие, наверняка воспримут если не как анахронизм, то наверняка как проявление желания выпендриться нелепого пижонства! ))

Касательно автора и круга его знакомых, думаю что в их возрасте это давно уже не необходимость. а лишь приверженность ещё той старой советской привычке носить часы. )
+
avatar
0
Вряд-ли, необходимость. Автор — специалист и увлеченный человек, я думаю. И это — здорово, когда в наше время есть такие люди.
+
avatar
  • vigera
  • 03 марта 2020, 13:11
0
Автор — специалист и увлеченный человек
А я и не говорю что это не здóрово! :)

Всего-лишь высказал предположение что общается он почти исключительно с подобными себе людьми весьма почтенного возраста с глубоко укоренившейся у них еще с брежневских времён привычкой носить часы, если утверждает что:
я, крайне редко встречаю человека без часов на руке.
Ведь в обычной жизни-то всё c точностью до наоборот! ;)
+
avatar
  • T-1000
  • 03 марта 2020, 11:44
+1
Да конечно. категориями СТО лет в наши дни гаджетомании апелировать более чем странно.
Я помню лет 30 назад даже представить себе метрополитен в Питере ВЕСЬ читающий гаджеты от юнцов (очевидно) до стариков (не очевидно) предстаивть себе было нельзя. Если кто и читал, то газеты и книги
Знаете что тогда говрили?
Я напомню.
Книга лучший подарок
Книги вечная ценность
про газеты тоже говрили
Не буду вам напоминанать состояние нынешнее книготорговли. Скажем так ей сильно плохо.
А про газеты? да они просто умерли.
А ведь еще лет сто назад это казалось вечным
Повреьте
еще лет 10 или 20
и о механике на кисти никто и не вспомнит!
будет молодое поколение погруженное в хайп сетей тратить время на кисти на механику, когда там у всех будет вистеь раскладной «самсунг» разворачивающийся с экраном рулоном?
аха… как же…
+
avatar
+1
Я говорил о сотне лет в плане часов-сокровищ за сотни и более тысяч иностранных рублей.
А так, мне кажется, время наручных часов прошло. Я ещё понимаю зачем механический хронометр военному, пилоту или моряку, а вот студенту или предпринимателю?
+
avatar
0
А про книги в метро, не знаю как в Питере, а в Москве видел читают гаджеты, глаза портят. А у нас а Тюмени метро нет, а в автомобилях и автобусах книги обычно слушают. Хотя, по шкале удовольствий, аудиокниги у меня на третьем месте, после бумажных и электронных, но грешен — в машине слушаю.
+
avatar
  • IVA2
  • 25 февраля 2020, 12:14
+2
И снова прочитал с интересом. У меня есть Луч на этом калибре, интересный, не маленький, квадратный с заводной головкой на углу. А внутри малюсенький механизмик с пыльником.
+
avatar
  • LePart
  • 25 февраля 2020, 12:43
+4
Да, действительно, упустил то, что этот механизм, несмотря на малые габариты, довольно сильный и тянет крупные стрелки. Поэтому его используют и в мужских часах, притом сплошь и рядом, по сей день. Для двухстрелочного механизма точности хода у него предостаточно. Вот и служит верой и правдой.
+
avatar
  • real64
  • 25 февраля 2020, 14:23
+2
Прочитал обзор на одном дыхании. Браво мастеру за кропотливый труд. Вспомнил детство. Деда — Часового Мастера с большой буквы, которому приходилось ремонтировать и раритетные карманные часы (всплыло имя Павел Буре). Запомнился механизм хронографа, на деньги от проданного золотого корпуса которого, дед построил дом. Отца — тоже часового мастера, но по жизни он уже часовщиком не работал. Носил в школе Полёт с автоподзаводом, подаренные отцом и неоднократно ремонтируемые, дедом. В армии, в Самарканде и потом в Афгане (температура воздуха переваливала за сорок), со мной была Ракета, так же с автоподзаводом. Потом таскал сейко 5. Недавно попались Ракета и Сейко, причем даже почти в рабочем состоянии. После прочтения этого обзора даже захотелось отнести часы в мастерскую — восстановить. Носить скорее всего не буду — пусть останутся как память.
+
avatar
  • dark256
  • 26 февраля 2020, 07:50
+1
Калибр…
Интересно, часы с кукушкой это будут надкалиберные или подкалиберные?
+
avatar
  • LePart
  • 26 февраля 2020, 09:36
+2
По этому поводу могу сказать лишь только одно. Если часы с кукушкой повернёте циферблатом к стене, то у вас получатся часы с дятлом.
+
avatar
0
Спасибо, посмеялся от души.
+
avatar
  • LePart
  • 26 февраля 2020, 12:47
+1
Чтобы не редактировать рассказ, покажу в комментариях. Вот два калибра-родоначальника серии, выпускавшихся на Пензенском часовом заводе до того, как производство было передано на Луч. В одном из механизмов (это уже 1801) есть противоударная защита. Надо бы повозиться ними под настроение. Хороши!
На Луче тоже производится усовершенствованный калибр — 1801.1 с противоударной защитой. Но в перестроечные времена вместо накладного камня в бушоне твердосплавная пластинка стояла и камень центрального колеса был убран. Это, конечно «зэ бэст» :)

Особо обратите внимание на эту «Зарю». Все винты с левой резьбой обозначены. Противоударная защита. Высокая культура производства, тут к технологам «ноль претензий». А, сяду, сделаю. Но не сегодня.
+
avatar
  • pugachov
  • 27 февраля 2020, 13:36
-1
Мусорный механизм никому ненужных часов, селяви…
+
avatar
  • LePart
  • 27 февраля 2020, 14:25
+1
Искренне признателен за Ваше мнение.
+
avatar
  • LePart
  • 27 февраля 2020, 15:09
+1
Ах, простите, забыл добавить — высокопрофессиональное мнение.
+
avatar
+1
Добрый вечер. Спасибо, что не бросаете тему — я после каждой Вашей статьи достаю очередное свое приобретение и начинаю его терзать :). Сегодня у меня была Победа, 2602, с неплохо сохранившимся циферблатом. Единственная проблема — секундная стрелка слишком свободно держится на оси, и «пропилила» кружок вокруг себя. Как-нибудь можно поджать ее муфту, чтобы она сидела плотнее, не подскажете? Циферблат уже не восстановится, естественно, но хоть стрелка не будет выпадать.
И второй вопрос, точнее, полтора вопроса: Вы советуете смазывать накладной камень баланса, а где-то я встречал рекомендацию смазывать и накладной, и сквозной камни. Это без разницы, как именно смазывать? В связи с этим и вторая половина вопроса — после смазки накладного камня как его так положить на место, чтобы не стереть смазку? У меня он вечно «убегает» и смазка размазывается…
Удивительно, к слову, но после моих кривых рук часы таки идут с -20 сек/сут точностью и баз грубых огрехов (судя по программке на телефоне)…
+
avatar
  • LePart
  • 27 февраля 2020, 23:07
0
Здравствуйте!
Попробуйте положить стрелку на нитбанк или на какой-нибудь металл и слегка пристукнуть футор (втулку, муфту). Только осторожно, чтобы не перестараться. Я давеча тоже с одной победой намучился. Пришлось заменить секундное колесо, а у него цапфа нестандартная. Перебирал, перебирал стрелки, а потом пришлось иголкой расширить футор и с довольно приличным усилием надеть стрелку на ось.
Камень. Если капля на накладном камне, то в канал сквозного смазка затягивается адгезией и там её ровно столько, сколько надо, она не потечёт по цапфе на ось. Ведь на оси баланса нет заплечика и масло может потечь на спираль. Последствия понятны. Так что не без разницы. Я это делаю так. Кладу накладной камень на стол. Капаю дозировкой масло так, чтобы капля была размером чуть более половины камня по площади. Потом в мосте баланса продеваю в отверстие под винт иголку, а кончик иголки вставляю в резьбовое отверстие накладного камня, и по иголке накладываю мост баланса на камень. Никуда он не убегает. Одну сторону придерживаю иголкой, другую завинчиваю. Второй винт без проблем. Как-то так. Но и без иголки как бы получается тоже.
И — я уже где-то рассказывал, что цапфа по идее должна зайти в смазанный бушон один раз и так и остаться. Если после смазки и сборки придётся снова по какой-то причине снимать баланс, то положено снова проделать всю процедуру обслуживания — разобрать, промыть и смазать, чтобы не растеклось масло. Но этого, разумеется… сами понимаете. Обычно только баланс вместе с цапфами бензинчиком промывают.
+
avatar
0
Добрый день.
Очередная кучка вопросов возникла после очередного «подопытного»:
1. Нужно ли отмывать в бензине винты механизма? В том смысле, что можно сложить все детали отмокать в одной емкости, я потом разберусь, что куда. Но вот с винтами — я не уверен, что смогу запомнить, какие винты где были. Можно их не мыть совсем (ну, если они не ржавые и т.п.)?
2. Можно вообще лезть править волосок, если нет микроскопа? И какой лучше — оптический бинокуляр или новомодный с экраном?
3. Я помню, что где-то в ваших обзорах проскакивало, что крепить волосок к колонке на клей можно с помощью цианоакрилата. А как его оттуда снять изначально, как убрать старый клей и отсоединить волосок? И как потом снимать уже суперклей, если придется лезть еще раз?
Спасибо заранее!
+
avatar
  • LePart
  • 06 марта 2020, 15:24
0
Здравствуйте!

Винты. Промываем каждый перед завинчиванием. Окунаем в бензин и промокаем бумажной салфеткой. По ткани не катаем, иначе волосков наберутся. Промывать надо. На них грязи-то!

Волосок… Ну, тут кому чего удобнее. Вообще правится так. Кладётся волосок на матовое стекло, снизу ставится лампа. Тогда всё, как на ладони. оптика — то, чем обычно пользуетесь. У меня обычный окуляр. Но работаю в бинокулярных очках плюс обычные мои очки «от старости» :)
Микроскоп — на два глаза. Лучше тот, который позволяет под объектив предмет побольше положить.

Волосок к колонке клеим только в том случае, если склейка там так конструктивно предусмотрена. Например, это в Ракете 26009.НА, в других случаях закрепляем так, как предусмотрено изготовителем. Чаще всего это клинышек. Иногда он в колонке просто запрессован. Это плохо. Если поломался, то…
А клеить — это в том случае, если он просто выскочил из потерявшего свойства шеллака, но не оборвался. Шеллак ой как влаги боится. Тогда снимаем колонку, вычищаем механически старый клей, чтобы паз появился. Собираем баланс, заводим в паз кончик волоска, тут надо смотреть, на какую длину он там был поставлен, и аккуратненько капаем сверху клей, но так, чтобы не перелить и он не потёк по колонке. Ждем минут десять и ставим баланс. Второй раз туда уже лезть незачем. А если — то шеллак. Он тоже быстро схватывается.
+
avatar
0
Спасибо!
Да, я имел ввиду, когда волосок вклеен «с завода», а градусник с замком. Если я правильно понимаю, тогда, чтобы что-то делать с волоском, надо отклеивать его от колонки, вот и хотел узнать, как это делается.
+
avatar
  • LePart
  • 06 марта 2020, 17:11
0
Не надо отклеивать. Замок-то открывается, а колонку винт держит. Раскрываете замок, отпускаете винт колонки, вот вам и баланс вместе с волоском. Ну а снимать волосок с оси баланса, тут уже сноровка нужна.
+
avatar
0
Не знал, что замок открывается :). Надо будет попробовать.
Да, со стороны колодки все более замороченно, но я пока только в теории. Руками мне еще рано туда лезть.
Спасибо.
+
avatar
  • LePart
  • 06 марта 2020, 18:17
0
Замок открывается. Рассмотрите его в лупу, увидите шлиц. Ставите в него отвертку и поворачиваете. Но процедура — высокой нежности. Не поломайте градусник и не передавите, не погните волосок. Особо осторожно со вторым тоненьким упором волоска на градуснике. Нельзя нарушить параллельность упоров, а то будет разный ход в положении вверх-вниз циферблатом. В общем, нужна тренировка и сноровка. А когда будете вывинчивать винт колонки, не вывинчивайде его совсем, а то потом попасть им в резьбу… лучше не надо. Просто отпустите на пару оборотов и достаточно этого обычно.
+
avatar
  • slaarom
  • 01 марта 2020, 15:13
0
Часы на солнечных элементах. Хотелось бы узнать мнение специалистов.
+
avatar
  • LePart
  • 01 марта 2020, 16:20
0
В смысле, те, что от фотоэлемента заряжаются?
Есть такие, пользуюсь чуть больше года. Если это удобно кому-то, почему бы нет? Но есть часы с «долгоиграющей» батареей, у которой срок замены практически равен сроку службы самих часов. По крайней мере, фотоэлемент не требует никаких механических устройств для реализации зарядки, это уже плюс. По крайней мере, Пользователи таких часов довольны ими.
+
avatar
  • slaarom
  • 01 марта 2020, 16:50
0
Пользусь 17 лет, часы ни разу не подводил, только дату. Зарядка от солнца по паспорту: 4 часа на солнце, 8 месяцев в темноте. Не проверял, но похоже. Купался в Андреатике (солёное море) проблем нет.
Почему спрашиваю: при покупке говорили хлам. Повезло?! У кого такие, поделитесь впечатлениями.
+
avatar
  • LePart
  • 02 марта 2020, 17:28
+1
Вот и ответ на вопрос «быть или не быть».
+
avatar
0
Автор, конечно — специалист, понятно с первых слов: «калибр», «на мостах»… Типа, чё тут объяснять, это же — элементарно. Дальше читать не стал, лучше про скрепку с памятью ещё раз прочту.
+
avatar
+2
С удовольствием читаю Ваши темы, уважаемый LePart!
Зарегистрировался, дабы выразить Вам свою благодарность.

Благодаря Вам наконец то запустил лежавшие уже год Getat (аля Panerai для бедных).
Ранее пару раз открывал крышку и, посмотрев, как баран на новые ворота, закрывал от греха подальше :)

Хоть и проблема была пустяковая — после прочтения Ваших тем начал понимать, по крайней мере, куда с моими знаниями лезть не нужно и что все таки можно попробовать самому. Все получилось — тикают.
Позже попробую настроить точность хода. Пока наблюдаю.

Спасибо Вам!
Спасибо за этот труд, за просветительский труд!
Жму руку!
С нетерпением жду новых путешествий в этот Волшебный Мир маленьких колесиков и Больших Знаний!
+
avatar
  • LePart
  • 02 марта 2020, 17:31
0
Вам, Pampasnick, спасибо!
Это особо приятный комментарий.
А вот «Волшебный Мир маленьких колесиков и Больших Знаний!» — это уже серьёзный афоризм, заслуживающий отдельно цитирования, это — поэзия. Низкий поклон!
Постараюсь и в дальнейшем оправдать доверие Читателя по мере моих скромных сил и возможностей.
+
avatar
0
Спасибо за теплые слова!
Буду изучать Ваши темы и может приведу в порядок еще одни часы!

Всегда верю в то, что можно сделать все — было бы желание и хороший наставник.
+
avatar
  • LePart
  • 03 марта 2020, 18:30
0
Удачи Вам в начинании!
Будут вопросы, задавайте. Если компетенция позволит, постараюсь помочь, чем могу.