Ещё одна реализация микроскопа Eakins

Я уже ни раз жаловался на возраст и зрение — в молодости занимаясь радиолюбительством (так тогда называлось занятие «ботана» с паяльником и журналом «Радио» в руках) лупой практически не пользовался, а теперь… В прочем в моей молодости поверхностного монтажа практически не было, и наверное, самое мелкое, что надо было увидеть, это номинал резистора 0,125W. А теперь и зрение не то, и деталюшки уж больно мелкие. Потому тема микроскопов для диагностики и пайки была давно актуальна, и если для первого более или менее годился USB «мелкоскоп» за 10-15 USD, то паять под ним было крайне неприятно. И вот, прочитав обзор, я заказал себе такой же набор. Кому интересно чем это закончилось — читаем дальше, впрочем, окончательный вариант — в заглавном фото
Сам микроскоп, объектив и осветитель в обзоре рассмотрены весьма подробно, потому, чтобы не утомлять читателя, повторяться не стану. Однако, «железки» пришли, но, что с ними делать?

(На фото уже с защитой от «царапок», при попытке куда-либо вставить.)
Пошёл в гараж, нашёл свой старый фотоувеличитель, и понял, что он уже ни мне, ни кому-то другому не пригодится — роликовый привод полностью «съела» коррозия. Нашёл части от нескольких микроскопов МБС, но везде отсутствовал нужный мне узел, и тут коллега по работе рассказал про попытки сделать сверлильный станок из остатков МБС-9… В общем, уговорил я его… Достался он мне вот в таком виде
Дополнительная информация

Не очень красиво, но в общем практически идеально подходит под мои «железки»
Немного дорабатываем напильником, сверлим отверстия и нарезаем резьбу для фиксирующих винтов, и, микроскоп готов.
Дополнительная информация

Удовлетворение полное, на 19" мониторе отличная картинка, без каких либо задержек при движении. При этом в верхнем положении, и, соответственно оптимальном, как мне кажется увеличении для пайки, от объекта до линзы объектива 220 мм.
Итак, первая задача решена, однако на столе места для 2-х мониторов маловато, а переключать многократно разъёмы лениво, да и не полезно это для их долгой и здоровой жизни.
Решение простое — заказал недорогой KVM-переключатель с минимумом функций, USB.
Жить стало веселее — есть кнопка — нажал, выводится изображение с компьютера, нажал ещё раз — с микроскопа. Лично мне удобно именно так, несмотря на предложенные в комментариях более «крутые» и менее дешёвые модели.
Вот оно — счастье, однако нет — как уже справедливо писали кольцевой осветитель хорош далеко не всегда, и вот я снова сверлю отверстия под имевшиеся в хламе лампы подсветки на гибком основании.
Дополнительная информация


Основание МБС позволяет легко разместить провода, разъём питания и кнопку включения.
Дополнительная информация

Хотел было сразу выбросить лампы накаливания и намертво вставить самодельные из 3-х 1-ватных диодов, но картинка подсветкой лампами накаливания показалась интересной, поэтому пока воздержался ломать патроны ламп — сделаю диодные на таком же цоколе.
Дополнительная информация

Несколько последующих фотографий иллюстрируют разницу при различных вариантах подсветки.
Дополнительная информация















На последнем фото — внутренний мир К511ЛА3 — не удержался — вскрыл...

Казалось бы всё, однако, пусть не часто, но фото, а иногда и видео с микроскопа неплохо бы иметь на компьютере. В принципе фото матового экрана дают неплохой результат, но всё же приятнее не думать о свете и бликах, поэтому докупаю конвертер HDMI to RCA, а USB устройство захвата видео, я купил уже чуть раньше для другой цели.
Вот они

В результате имею возможность сохранять изображения. Ниже пример сравнения фото с экрана монитора и сохранённого описанным способом. Кстати, вдруг кто знает про эту деталь — стоит в POE коммутаторе RVI практически на входе питания. Сгорела. Интересно, это аналог обычного 7805, или что-то более хитрое?
Дополнительная информация


Буду признателен за совет, желательно обоснованный…
Под спойлерами немного сохранённых фоток — возможно будет интересно
ПЗУ 2764 (через стекло)
Дополнительная информация

ПЗУ 27256 (через стекло)
Дополнительная информация

Фото линзы Френеля — сверху миллиметровые штрихи линейки
Дополнительная информация

Экран iPhone 8
Дополнительная информация

SMD светодиод, и он же на фоне миллиметровой линейки
Дополнительная информация


Несколько фото купюры 100USD
Дополнительная информация




Несколько фото купюры 5000 руб
Дополнительная информация




То же фото, что и в заголовке, без кадрирования — изображение в данном случае выводится через программу OBS Studio — в этом варианте паять уже неудобно, но для этого, как было написано выше, у меня есть волшебная кнопка KVM-коммутатора

Выводы — в целом доволен как слон — все предыдущие варианты с самодельной оптикой и дешёвые USB микроскопы остались далеко позади (точнее осталась одна стеклянная 65 мм линза на лабораторном штативе). В перспективе планирую ещё несколько вариантов подсветки, в том числе с поляризационными фильтрами и разным спектром источников света, и переходники для изменения диапазона увеличения. Недостаток пока вижу один — проблематично работать на участке большой платы, например материнской, отстоящим от края более чем на 80 мм. В этом смысле кронштейн из фотоувеличителя в выигрыше, но за то в моём случае очень чёткая фиксация и нечувствительность к вибрации… Всегда за что-то хорошее приходится чем-то платить…
Всем удачи!
Добавить в избранное +75 +136
+
avatar
+2
Очень было интересно почитать и посмотреть, как у вас идёт весь процесс.
+
avatar
+2
Спасибо — процесс был не быстрый, а описание возникло сумбурно, видимо от удовлетворения результатом.
+
avatar
+1
Когда сумбурно — интереснее всего. А когда выдавливаешь из себя текст, то тоска.
+
avatar
  • Ulises
  • 24 июля 2019, 08:48
+3
Совершенно неадекватная цена на микроскопную подсветку.



Я для своего использовал вот такие:
(Они есть различных диаметров от 20 до 120мм и по приемлемым ценам)



Кстати, они и на сверлилках отлично работают, в отличие от точечной подсветки, дающей тень на детали и ухудшающей обзор.
+
avatar
0
Готов с Вами поспорить. Ангельские глазки слабы як маревые трусы. У меня их пара валяется. Покупал для микроскопа. В микроскопе она бесполезна. У автора правильная подсветка. У нее яркость на порядок выше.
+
avatar
  • Ulises
  • 24 июля 2019, 10:59
+2
Этот вопрос достаточно многогранен и напрямую не связан с мощностью ламп подсветки.
(Как принято теперь говорить — не все так однозначно)
А начинается все, как это ни странно, со штатива…
Если отсутствует точная система фокусировки и перемещения по вертикали (т.е. все сделано на соплях), то приходится работать на маленьких диафрагмах, чтобы увеличить глубину резкости и снизить точность наводки, соответственно, приходится применять и более мощную подсветку.
На расстоянии от объекта около 150-200мм глубина резкости для диафрагм 2,0 и 16 изменяется на порядок.
Для того же Гелиоса-44 или Зенитара, соответственно 2мм и 20мм (примерно).
А теперь прикинь требуемый уровень подсветки для зрачка в 5мм и 30мм, сечения которых соотносятся как 1:40
Так, что, для меня более значимым оказался не уровень освещенности в целом, а комфортная цветовая температура подсветки. Сейчас стоят 2 кольца — теплый белый 60мм и белый 40мм, которые дают в сумме приятный для глаза и матрицы камеры свет.
Микроскоп на штативе и с головкой Opemus-II Meopta, используется наводка штатива/головки — грубо и на самом объективе — точно.

Головка Opemus-II Meopta
(Рабочая высота объектива над столом от 5 до 60см — можно и больше, но трубы штатива не хватает...)
+
avatar
  • loole
  • 23 июля 2019, 17:47
+3
это аналог обычного 8705, или что-то более хитрое?
Наверно хотели написать 7805? И нет, это гораздо более бесхитросный MOSFET
+
avatar
+2
Конечно 7805. Как Вы его идентифицировали, в смысле не 7805, а MOSFET? Вообще я подтупливать начинаю — как то настолько привык к MOSFETам N-канальным, что наличие P-канала в природе выпало из головы… А смотрел я на эту плату с перерывами пару часов…
+
avatar
  • loole
  • 23 июля 2019, 17:58
+3
Немного опыта и Яндекс с Гуглей)
+
avatar
+2
Так по поиску ao d409 или просто aod409 сразу варианты сыпятся
+
avatar
+7
Я и говорю — подтупливать стал :-) — скоро день рождения, а пенсию на полгода отодвинули — какой уж тут поиск… Однако спасибо…
+
avatar
  • b1Ack
  • 29 июля 2019, 00:25
0
www.aosmd.com/pdfs/datasheet/AOI409.pdf
Идентифицировать… ну как вариант погуглить D409 filetype:pdf
Или сразу видя лого производителя погуглить с верным префиксом и найти желаемое.
+
avatar
  • Lafani
  • 23 июля 2019, 18:53
0
Ну так а, ПАЯТЬ удобно, или НЕПРИВЫЧНО. Смотришь вверх, а руками надо внизу что то делать.
+
avatar
  • ewavr
  • 23 июля 2019, 19:04
+2
Ну, как-то же рисуют при помощи планшета с пером.
+
avatar
0
Мне кажется, это индивидуально для каждого — мне удобно.
+
avatar
  • Lafani
  • 23 июля 2019, 19:19
0
К вашей конфигурации устройства, расстояние до объектива большое, имеет смысл поставить монитор от планшета на держатель камеры. Тогда в поле зрения попадает вся рабочая зона и перед глазами еще увеличенное изображение, части рабочей зоны. Так более комфортно будет работать.

Вот такого эффекта, как описывает Andy52280, удастся избежать.
+
avatar
+1
Возможно Вы правы — хуже точно не будет, но пока меня и так вполне устраивает, да и монитора лишнего мелкого нет — хотя на работе куча «мелких» убитых ноутбуков… Будет время и желание — подумаю… Но, у меня по жизни дальнозоркость, потому близко к глазам всё равно не очень комфортно будет.
+
avatar
+2
Мало того, что идет небольшой рассинсхрон в мозгах при большом расстоянии от рук до моника, так еще и изображение плоское. Паяльник, подносимый сверху к детали, чувствуешь только наощупь. А на бинокулярном микроскопе — видишь высоту под жалом и объем выводов деталей. Иногда хочется тринокуляр, чтоб можно было заснять некоторые моменты.
+
avatar
+5
Как я написал выше — это очень индивидуально. В частности у меня с детства один глаз видит существенно лучше другого, поэтому я всегда «экономил» на биноклях, покупая монокуляры. У приятеля глаза одинаковые, и тоже нормально на экране наблюдает. Однако знаю людей, у которых с этим проблема. Это как в спорте — кто-то в шахматах силён, а кто-то в боксе, а и в том и в другом крайне редко…
+
avatar
0
Насчёт индивидуально — очень ошибаетесь. Кто покатался на бинокуляре, тот на 2д больше не сядет. Насчёт камеры ничего плохого не скажу, задержка у нее 50мс. Это очень хорошо. Я ее поставил на свой тринокуляр, но никогда ей не пользуюсь. Висит для понтов.
+
avatar
+6
Кто покатался на бинокуляре, тот на 2д больше не сядет.
Я сяду.
У меня все равно один глаз на уровне светоощущения, чуть лучше…
У автора, кстати, тоже один глаз видит заметно лучше другого, о чем он и пишет чуть выше.

Никогда не говори никогда ©
+
avatar
+3
Обрадую — у бинокуляров один окуляр обычно настраивающийся. Что позволяет настроить микроскоп равномерно на два глаза, различающиеся по диоптриям. В пределах разумного, естественно.
+
avatar
-1
Тут ключевые слова «по диоптриям» — в моём случае не поможет — я ношу очки с одинаковыми диоптриями, однако глаза видят не одинаково.
+
avatar
+1
Ну так напишите какая разница у Вас в диоптриях. Не держите интригу. У меня в молодости было -5.5 на левом, -7 на правом. Сейчас -2.5 на левом и -3.5 на правом. По ощущениям правый хуже видит, но это не повод хотя бы раз сесть за бинокулярный микроскоп и попробовать, что есть что.
+
avatar
0
Обрадую и Вас. В китайском микроскопе два глаза настраиваются и в достаточно широких пределах.
+
avatar
+1
Дело совсем не в диоптриях. Есть такое понятие как oculus dominans, или ведущий глаз. У многих людей мозг предпочитает сигнал от одного глаза сигналу от второго глаза при бинокулярном зрении. У некоторых людей этот эффектнастолько выражен, что сигнал второго глаза активируется только если ведущий глаз полностью закрыт. Вот эти люди эффект бинокулярного микроскопа не ощущают вообще.

Диоптрии при этом на обоих глазах одинаковые.
+
avatar
+1
Очень качество у Вас печальное, ну просто что-то. Зря Вы используете USB карту захвата такого типа, она очень плохая с низким разрешением. Имею такую и тоже подключал к своей стойке камеру от ВН, скажем так я просто был поражен отвратительным качеством, максимум оцифровать пленку с видака пойдет. Для Вашего модуля любой моник и в путь ведь нет? Или стояла задача, сохранять текущее видео?
+
avatar
0
Согласен, но, карта уже была, и это лишь дополнение к тем случаям, когда надо что-то сохранить — я же об этом в тексте писал. Соответственно при пайке, да и просто просмотре, сигнал напрямую, точнее через KVM идёт на монитор…
Задействованы оба разъёма и VGA и HDMI, с VGA идёт сигнал на монитор, с HDMI на компьютер.
+
avatar
+1
А тогда круто, а можно поглядеть снимок с экрана через вга, что бы понять сколько теряется по качеству. Тк у них камеры ушли не далеко от ВН. Не думали рассмотреть вариант с экшн камерой + возможность по воздуху коннектиться через WIFI?
Та же камера, как у меня, около 3 тысяч стоит, а разница в детализации думаю будет очень и даже очень видна.
И еще вопрос, квм переключатель не дает помех?
+
avatar
+1
Помех нет. Вы хотите, чтобы я один и тот же объект сфотографировал на экране через VGA и на том же экране через эти прилады? Сделаю, только завтра. Про экшн не думал, т.к. у меня её просто нет, и пока по основному назначению не очень нужна, хотя дочка провоцирует покупку.
+
avatar
+1
Вот, опять с деньгами сфотографировал экран. Ничего лучшего в голову не пришло — если придумаете — сниму что-то иное. Сравнение не совсем корректное, т. к. в первом случае, когда сигнал напрямую подаётся на монитор, режим полноэкранный, а во втором — изображение меньше. Надо найти какую-либо программу для полноэкранного вывода. По моим же ощущениям, существенная разница только в задержке — изображение запаздывает, хотя и не так сильно как в дешёвых USB микроскопах.
Дополнительная информация

+
avatar
0
Как и предполагалось, качество очень сильно режет видео захват таким свистком. В целом камера ничего показывает, а вот видео захватывать не надо такой вещью.
+
avatar
  • valtim
  • 23 июля 2019, 20:45
+3
купил новый МБС-9 в состоянии «с завода» в полной комплектации, в заводской упаковке, не вскрытый с 1987 года. С рук, проблема в засохшей смазке. Все в идеале, за кажется 13 тысяч рублей. Дело случая, но очень доволен. Пока не использую в работе, но качество исключельное. Небольше рабочее расстояние, но есть все положенные в комплекте объективы и абсолютно без изъянов. Все же нормальная оптика пока лучше доступной электроники.
+
avatar
  • di_ba
  • 23 июля 2019, 21:16
0
ну смотря для каких задач, я работаю на ОГМЭ — это продолжение МБС-9, тоже удобная штука, но я ювелирю, а не электронику паяю
+
avatar
0
Поздравляю — хорошая покупка за вполне приемлемые деньги. Мне же от МБС-9 досталось только то, что на фото…
+
avatar
  • mzr910
  • 23 июля 2019, 22:28
-4
не видели вы нормального качества судя по всему
+
avatar
  • mzr910
  • 23 июля 2019, 22:28
-13
+
avatar
0
А если взять два таких микроскопа и подключить к очкам ВР? :)