PCB-линейка 30см/12"


Эту линейку также называют «линейкой электронщика», — её давно хотел заиметь в своё пользование, поскольку мне с первого взгляда очень понравилось её необычное исполнение. К тому же надо было заменить изношенную старую пластиковую линейку на что-то поновее и по возможности, более функциональное. Об этой линейке далее и поведаю в этом небольшом, но наглядном обзоре.



Характеристики

Длина: 30см / 12"
Материал: стеклотекстолит

Внешний вид


По сути, эти линейки, являются клоном другой известной линейки Adafruit PCB Ruler (исходник проекта). Китайцы, как это обычно водится, решили повторить успех и сделать что-то похожее.

Эти линейки бывают разных длин, например 15, 20, 25, 30см. Цена естественно, растёт с увеличением длины. Себе заказал последний вариант — 30см, поскольку моей прошлой пластиковой 25-сантиметровой линейки во многих случаях не хватало по длине. Линейка по сути представляет собой печатную плату, покрытую чёрной маской, сквозь которую проступают металлизированные шкалы длин и обозначения размеров и типов корпусов различных SMD-элементов, предназначенных для поверхностного монтажа. Метрическая шкала длины в 30см находится сверху, 12-дюймовая шкала длины — снизу:


Если посмотреть на верхнюю метрическую шкалу длины, то можно заметить, что каждый сантиметр не просто поделён на 10 рисок, равных 10 миллиметрам, как это обычно реализовано во множестве других линеек, а каждый миллиметр поделён ещё на 2 части, следовательно цена деления уже 0.5мм.
Прикладные обозначения здесь занимают наибольшую площадь линейки. В левой части приведены площадки, соответствующие 2-6 выводным SMD-элементам в корпусах SOT/SC, а также размеры различных отверстий от 0.2 до 3 мм, с шагом 0.1 и 0.5мм.


Крупнее



Ещё крупнее, через микроскоп:





Отверстия, если присмотреться чуть подробнее, выполнены не очень аккуратно, не по центру.


Есть обозначения также для корпусов SOD и BGA-площадка. Однако не очень понравилось, что львиную долю пространства занимает рамка с контактами производителя:





Примеры длин проводников от 0.1 до 0.5мм, типы корпусов диодов SMA/SMB/SMC, стандарты расстояний между выводами — от 2.54мм до 0.4мм




Крупнее под микроскопом


Обнаружил один неудобный момент — переворачивать линейку нужно относительно короткого края. Белая маска используется здесь разве что для рекламного QR-кода, что тоже не понравилось, т.к. во-первых это лишнее использование пространства на линейке, во-вторых можно было бы повысить информативность уже имеющихся обозначений на линейке.


Забыл отметить, начальная нулевая риска не совпадает с краем линейки, а чуть смещена вправо на 2мм. С краю линейки есть сквозное продолговатое отверстие для её подвешивания.
Примеры имеющихся типоразмеров площадок для корпусов QFN, QFP, TSOP, SSOP, RP, TO, LCC, SOT, OSC, HC










Проверил интереса ради — китайские иероглифы залудились с первого раза


Края линейки никак не обработаны, прямые торцы, острые углы.


Сквозные отверстия не метализированы, а хотелось бы


Толщина стеклотекстолита — 1мм
Ширина линейки — 30мм


Риски метрической шкалы совпадают с рисками на коврике


Сравнение со старой пластиковой линейкой


Итоги


Как я отметил в начале обзора, таких линеек на просторах алиэкспресса можно найти в изобилии. Разных размеров и с разной компоновкой инструментарных обозначений.

В общем, находка, на мой взгляд интересная, как эстетически, так и практически.

При желании можно самому придумать дизайн уже под себя и заказать изготовление на PCB-фабрике. Возможно, в будущем так и сделаю ради интереса, поскольку пару свежих идей на этот счёт появилось:)
Планирую купить +31 Добавить в избранное +64 +85
+
avatar
+6
Эх. Когда человек пишет, что толщина 1 мм, а ширина 3 см мой мозг пухнет.
Не логичнее 1 мм и 30 мм указывать? Или 0,1 см и 3 см.
Или это от диванного технаря?
+
avatar
  • CTAHOK
  • 14 февраля 2019, 10:49
+20
Эх. Когда человек пишет, что толщина 1 мм, а ширина 3 см мой мозг пухнет.
Не логичнее 1 мм и 30 мм указывать? Или 0,1 см и 3 см.
Исправил, ибо не трудно. Но этот момент, что Вы обозначили встречался в обзоре всего 1 раз. Этого достаточно, чтобы мозг начал пухнуть? Я понимаю, если ошибки в обзоре чередуются через каждое слово.
Но тут, извините, не понимаю…

Или это от диванного технаря?
Как-то странно выглядит, когда все грехи списывают на диван:)
+
avatar
  • SergeFSW
  • 14 февраля 2019, 11:01
+4
Характеристики
Длина: 15см / 12"
Тут бы тоже исправить.
+
avatar
  • CTAHOK
  • 15 февраля 2019, 11:27
+1
Готово, спасибо.
+
avatar
  • non7top
  • 14 февраля 2019, 19:12
0
Вполне стандартное поведение для обычного человека, не связанного по работе инженерией/строительством — использовать малые величины для малых расстояний и бОльшие для бОльших, при этом основная единица изерения это см.
+
avatar
  • ksiman
  • 14 февраля 2019, 10:33
+8
китайские иероглифы залудились отлично
Это точно называется «залудились отлично»?

+
avatar
  • altzw
  • 14 февраля 2019, 10:37
+1
полагаю, прилипло хорошо.
эстетики тут не найдёшь.
+
avatar
  • ksiman
  • 14 февраля 2019, 10:40
+6
прилипло хорошо.
хорошо наляпано :)
+
avatar
  • Johnny
  • 15 февраля 2019, 17:21
0
кусок жеваной фольги)
+
avatar
  • CTAHOK
  • 14 февраля 2019, 10:37
+1
Имелось ввиду «с первого раза»:) Но поправлю, чтобы не смущать.
+
avatar
  • GreyAlex
  • 14 февраля 2019, 10:40
+2
У меня ощущение что хороших линеек в природе больше нет.
Всякие магазины как Комус Леонардо торгуют линейками из дерева или пластика, где шкала убегает, да и железные примерно таки же.
Кажется только в строительных есть линейки не на основе нанесенного рисунка, а именно с вырезанной шкалой, да так чтоб 0 был с самого края.
+
avatar
-11
+
avatar
+3
зато позволяет измерять глубину и отмеряться по внутренней стороне, да и вообще стальные советские линейки были с нолём с самого края и ничего. откуда там аж 2мм набежало — я и представить боюсь.
+
avatar
0
Все относительно, поэтому и качество такое, увы…
+
avatar
  • loole
  • 14 февраля 2019, 11:59
+8
Ноль с самого края это зло

что там у вас даёт автоматически?
+
avatar
+19
руки кривые дают автоматическую погрешность, не зависящую от качества линейки и положения нуля ;)
+
avatar
0
Год назад по акции у жыдов брал линейки 30 см с вырезанными делениями. До этого в последний раз такие в школе 22 года назад на трудах видел. Советские, правда. Эти (китайские которые) помягче будут, но не пластилин.
+
avatar
  • Ulises
  • 15 февраля 2019, 12:59
+1
А у меня давно уже вот такая, в формате банковской карты.
Допом, что при включении в УСБ показывает наличие питания — светодиодик горит, и на подключенной можно диоды проверять/прозванивать.

+
avatar
  • sova622
  • 16 февраля 2019, 07:05
0
Приветствую. Где такую взяли?
+
avatar
0
а не видно?
+
avatar
  • Ulises
  • 16 февраля 2019, 07:32
0
На первом фото адрес разработчика и производителя.
Можно поиском по маске "Линейка радиолюбителя" или для ленивых и немощных купить напрямую

.
+
avatar
  • pugachov
  • 14 февраля 2019, 10:41
+1
Название фирмы — агонь!
+
avatar
+2
Хорошая линейка. Надписи не стираются со временем
+
avatar
  • SERG27
  • 14 февраля 2019, 10:55
+2
Характеристики
Длина: 15см / 12"
так у киДайцев и дюймы свои?.. :)
+
avatar
  • ksiman
  • 14 февраля 2019, 11:50
+2
Да, вдвое короче общепринятых :)
+
avatar
  • kven
  • 14 февраля 2019, 11:46
+4
теперь можно будет ее в каждый обзор на фотки прикладывать, сразу будет видно — настоящий электронщик.
+
avatar
  • loole
  • 14 февраля 2019, 12:09
-7
+
avatar
+5
Главное фото напомнило развлечение из детства
+
avatar
  • denM
  • 14 февраля 2019, 17:07
0
опередили, правда мы углы на закругляли.
+
avatar
0
возможно тут углы закруглились сами ;)
+
avatar
  • 64eu64
  • 14 февраля 2019, 13:16
-1
Уж неоднократно обзирались подобные.
В очередной раз буду утверждать — линейка хлам.
Если ты «электронщик», то у тебя вся инфа с линейки в голове, если нет, то и не нужна она тебе и не поможет.
Измерения уже все производят штангенциркулями, какими — вопрос другой, у кого на что хватило.
Линейкой уж лет 20 пользуюсь только отрисовать прямую линию или быстро оторвать или отрезать кусок бумаги ровно, не более.
На строй работах — рулетка, в мелких — штангенциркуль.
Тем более платить за рекламный хлам деньги. Их производители плат бесплатно иногда раздают.
+
avatar
  • Bacchus
  • 14 февраля 2019, 13:29
+4
Удобно для определения типоразмера выпаянных деталюг
+
avatar
  • Rime
  • 14 февраля 2019, 15:18
+9
Самое частое для чего пользуюсь — замеряю толщину вывода выводных деталей, просовывая вывод в дырочки на этой линейке)) Это проще, быстрее, и нагляднее чем штангелем.
Кроме того, хоть я и электронщик с 20-ти летним опытом, но что-то я не держу в памяти все типы СМД корпусов что есть на линейке, так как на линейке их и так малая часть из тех что использую, а уж все запомнить — совсем башня слетит))
Так что не надо своё ИМХО на всех натягивать, да ещё и так безапелляционно.
+
avatar
  • 64eu64
  • 14 февраля 2019, 15:42
-3
За 20 лет оно само должно отложиться в голове, без каких либо усилий.
И типов СМД корпусов не так уж и много, а те что неизвестны, для этого есть даташиты.
И электронщики бывают разные, хоть 20 лет, хоть 10 или 5.
Если считать электронщиком монтажника, который паяет выводные детали или ваяет свое хобби на коленке, да, безусловно, удобнее не напрягая мозг ткнуть в готовые дырки.
А вот померить и посчтитать какое же отв. заложить в проект для данного компонента, чтоб и встал без проблем и пайка прошла по требованиям стандарта IPS и чтоб потом производство претензии не выдвинуло, не те размеры отв. — это совсем другое дело.
И напоследок, даже в базе Altium для одного SMD компонента присутствует до 3-х разных футпринтов для разного вида пайки. Так что эта линейка шлак. И буду утверждать это постоянно.
+
avatar
  • Vovan_a
  • 14 февраля 2019, 16:13
0
это мало кого интересует. кому шлак, тот проходит мимо
комментарий скрыт

комментарий скрыт

комментарий скрыт

комментарий скрыт

+
avatar
  • Vovan_a
  • 14 февраля 2019, 18:56
0
Нет, не скажу. Я уже взрослый и на это не ведусь :)
+
avatar
0
Не говорите что мне делать и я не скажу куда вам пойти.
вот видишь, как оно против тебя работает-то? ;) уже начинают говорить куда идти. пока довольно вежливо.
+
avatar
+1
возможно она просто тебе не нужна. а мне вот допустим понравилась.
+
avatar
  • radi_k
  • 14 февраля 2019, 13:22
+3
Обзор условно зачёт. Для особо одарённых, объясните/подскажите — какое у этой линейки практическое применение типоразмеров для рисования/проектирования PCB? ИМХО только для наглядности )))
+
avatar
  • Skifchik
  • 14 февраля 2019, 13:32
+1
Поделитесь кто-нибудь готовым шаблоном с распространенными корпусами и прочими полезностями. Чтоб распечатать на принтере и пользоваться :)
А то бывает рисуешь платку и гадаешь какой футпринт лучше подойдет для тех деталюшек которые выпаял из груды хлама…
+
avatar
  • 64eu64
  • 14 февраля 2019, 13:48
-4
Зачем???
Или выпаиваешь хлам без маркировки?
А поставлю ка я чего-нибудь из хама!
Есть маркировка, есть футпринт. Или ты вручную платы рисуешь?
Есть же CADы всякие, в них уже библиотеки есть.
А уж в Altium так вообще проблем с этим нет.
А такие мелочи как 0805 от 1206 отличить, так тут вообще кроме глаз ничего не нужно.
+
avatar
  • Skifchik
  • 14 февраля 2019, 14:22
+2
затем что я о этом вспоминаю раз в месяц-два и в голове и глазомере абсолютно не держатся всякие мелкие отличия даже двухвыводных элементов.
При наличии шаблона с футпринтами я всегда могу нужный элемент к нему пинцетом приложить и выбрать наиболее подходящий футпринт. А потом выбрать этот тип корпуса в CADе и развести платку.
+
avatar
  • 64eu64
  • 14 февраля 2019, 14:28
-1
Так напечатай на А4 все что надо (а не то что подсунули) и прикладывай до посинения.
Можешь заламинировать еще все это.
Какая разница что в столе валяется, линейка или бумага, все равно раз в месяц нужна.
+
avatar
  • Skifchik
  • 14 февраля 2019, 14:34
+3
БИНГО!
Я именно это и спросил. Может кто это уже делал такое и есть готовый файлик.
+
avatar
  • 64eu64
  • 14 февраля 2019, 14:37
-2
Ну извиняйте, не могу все в голове держать, что раньше прочитал.
Значит не уследил нить повествования.
+
avatar
  • Kid_Alex
  • 14 февраля 2019, 15:06
0
Вам проще самому в КАДе накидать футпринтов, подписать как нужно и распечатать. Потому что никто не знает каким КАДом вы пользуетесь. И если это, к примеру, П-КАД, то вряд ли вам чем-то поможет файл от Альтиума или Игла
+
avatar
0
так он об этом и спрашивал, тащемта.
+
avatar
0
В Sprint Layout полно заготовок в библиотеках… Или вы о чём?
+
avatar
0
человек спрашивал готовое решение, типа этой линейки, но в виде файла. самому можно, но любой справочник может быть удобным и неудобным, и дьявол кроется в деталях, поэтому желание получить готовое я в данном случае прекрасно понимаю — оно было сделано, опробовано, и есть какие-то мысли по улучшению и т.д.
+
avatar
  • 64eu64
  • 15 февраля 2019, 10:10
-4
А вот и капитан Очевидность подтянулся.
А человеку лень самому потратить 5-10 минут на создание файла именно того что он пользует?
Ведь любая чужая заготовка требует проверки, иначе можно неприятно «попасть» на несоответствие.
+
avatar
0
я-то может и Капитан Очевидность, но сам-то ты Лейтенант Невнимательность, судя по всему. или Ефрейтор Недоходчивость. если смысл моего коммента не дошел с первого раза — рекомендую перечитать еще раз. лучше — всю ветку комментов. а то будешь опять оправдываться что «не могу все в голове держать, что раньше прочитал».
+
avatar
  • alakond
  • 14 февраля 2019, 13:50
0
Примеры длин проводников от 0.1 до 0.5мм
Это примеры ширины проводников.
+
avatar
  • SERG27
  • 14 февраля 2019, 14:16
+1
Примеры длин проводников от 0.1 до 0.5мм
Это примеры ширины проводников
и высоты… ля, как можно забыть слово «диаметр»?
+
avatar
  • ksiman
  • 14 февраля 2019, 14:21
+1
как можно забыть слово «диаметр»?
Как измерить диаметр плоского проводника?
+
avatar
  • SERG27
  • 14 февраля 2019, 14:29
+1
Как измерить диаметр плоского проводника?
та у нас все проводники плоские… :)
+
avatar
0
у проводников на плате есть толщина (зависит от толщины меди), ширина и длина. ни высоты, ни диаметра…
+
avatar
  • SERG27
  • 14 февраля 2019, 14:57
0
у проводников на плате
а больше проводников нигде и не бывает. :)
+
avatar
  • Kid_Alex
  • 14 февраля 2019, 15:06
+4
В вагонах ещё )))
+
avatar
  • SergeFSW
  • 14 февраля 2019, 15:20
+1
Там другие измерения
+
avatar
0
вот там-то и высота, и даже диаметр вполне возможны ;)
+
avatar
  • ober
  • 14 февраля 2019, 21:37
0
И глубина!
+
avatar
  • webtest
  • 14 февраля 2019, 14:18
+1
Понравилась идея с нумерацией миллиметров.
+
avatar
0
самое интересное что. все эти места под элементы реально протравлены, или без травления на сплошную медь нанесена маска? не могу понять по фоткам.
+
avatar
  • SergeFSW
  • 14 февраля 2019, 15:21
0
Протравлено
+
avatar
  • vovand
  • 14 февраля 2019, 14:58
0
Стесняюсь повторить вслух название фирмы(www. reyebu.com).
+
avatar
  • ksiman
  • 14 февраля 2019, 15:44
0
Это их адрес, название фирмы звучит немного приличнее :)
+
avatar
0
Эх, баянище) но линейка зачёт, сам такой пользуюсь
+
avatar
  • HAPKO3
  • 14 февраля 2019, 20:43
0
Эээ… А подскажите пожалуйста, для чего такая линейка? Как-то не соображу. :(
+
avatar
0
если из обзора не стало понятно — то вам она не нужна. и это без подколок.
+
avatar
  • HAPKO3
  • 15 февраля 2019, 20:04
0
Дык и я без подколок спрашиваю. Знал бы зачем не спрашивал бы… И да, она мне не нужна. Наверно.
Однако надо «повышать своё образование». :)
Если не сложно, черканите пару слов о применении.
+
avatar
0
напоминалочка о размерах корпусов и примерялочка выводов элементов — два самых очевидных применения. потому что квадратный вывод штангелем измерять прикольно, но в отверстие сунуть и проверить — гораздо удобнее и нагляднее
+
avatar
  • deBocsh
  • 15 февраля 2019, 00:56
+1
А купил. Спасибо! Вроде штангелем пользуюсь, но время от времени не круглые ноги трухолов не лезут. Хотел насверлить даже себе калибр, но твёрдо знаю, что на третий день он куда нибудь закатится. А в линейке больше шансов. Ну и выглядит прикольно.
Край до 0 на наждаке отфигачить.
Ещё раз спасибо.