UNI-T UT300С.Обзор портативного инфракрасного пирометра.


Введение.

Пирометрприбор для дистанционного измерения температуры.
На данный момент существует много разных видов и конструкций пирометров, как стационарных, так и портативных. В этой статье речь пойдет как раз о портативном инфракрасном пирометре от компании UNI-T, одного из ведущих китайских производителей измерительного и тестирующего оборудования.


UNI-T UT300С – хорошо собранный, компактный пирометр, выполненный в пластиковом корпусе, приятном на ощупь и отлично лежащим в руке. В таком же корпусе выполнена вся линейка UT300, представители которой отличаются расположением индикаторов на дисплее, оптическим разрешением, диапазоном измеряемых температур и некоторыми незначительными особенностями. На официальном сайте UNI-T для модели UT300С заявлены следующие характеристики:

Некоторые характеристики требуют пояснений или дополнений. Мы вернемся к ним при тестировании и более детальном изучении пирометра.

Внешний вид, управление.

Корпус устройства сделан в форме пистолета, как и у большинства портативных пирометров. Ручка с выемками для пальцев служит также вместилищем для батареи. На правой и левой стороне указаны характеристики прибора, модель, производитель и правильная схема использования.

ИК-приемник с пластиковой линзой. Над ним установлен лазерный указатель красного цвета.

Большая красная кнопка (курок) отвечает за включение пирометра (одиночное секундное нажатие) и перевода его в режим сканирования (удержание).

При включении пирометра загорается дисплей и подсветка, выводиться последняя измеряемая температура. (Все настройки и данные при выключении сохраняются).

При следующем нажатии индикатор «HOLD» исчезает, пирометр переходит в режим сканирования «SCAN». Загорается лазерный указатель.

На передней панели разместились еще три кнопки: “SET”, “MAX MIN”(””) и “☼☢”(””).
Кнопка “SET” отвечает за настройку параметров, “MAX MIN” за переключения между режимами измерения, а “☼☢” включает и выключает подсветку дисплея(однократное нажатие) и лазерный указатель(удержание). При нажатии кнопки “SET” начинает мигать индикатор, отвечающий за один из параметров. Подальшим нажатием кнопки, мы выбираем, какой именно параметр хотим изменить и меняем его значение, используя две последние кнопки: “” и “”.

Для сохранения настроек нужно дождаться автоотключения. Устройство отключается автоматически, если в течении восьми секунд не будет нажата ни одна кнопка.

Индикаторы и параметры.

Каждый индикатор на дисплее отвечает за определенное состояние прибора, или за определенное значение параметра. В данной модели мы можем увидеть такие индикаторы:

1. Коэффициент излучения.
По умолчанию этот параметр установлен на 0,95. Позже я расскажу подробнее о том, что такое коэффициент излучения и как правильно применять данную настройку.
2. Лазер.
3. Режим «SCAN».
4. Режим «HOLD».
5. Режим "MAX/MIN".
При работе в этих режимах выводиться соответственно максимальная и минимальная температура пятна измерения. Это помогает найти холодную и горячую точку на пятне, более точно измерить маленькие холодные или горячие предметы. К режимам "MAX/MIN" мы вернемся в графе Использование.
6. Уровень заряда батареи.
Загорается, если батарея близка к полной разрядке. Так, как пирометр потребляет очень мало электроэнергии, то его можно использовать в течении длительного времени.
7. Подсветка экрана.
8. Фаренгейт/Цельсий.
9. Настройка ограничивающего диапазона, сигнализация, звук.
Выбрав «HIGH» и «LOW» можно настроить пределы температуры. Если измеряемая температура будет больше или меньше предела, включается сигнализация и пирометр начинает пищать. Звуковой сигнал можно, при необходимости, отключить.

Использование, метрология.

Глава, посвященная метрологии, должна начинаться измерениями. В первом же проведенном измерении было замечено несоответствие. Вес, указанный на сайте производителя (185г), не сходился с моими личными наблюдениями (177г). Это заставило меня проверить все тщательнее, и оказалось, что минимальная температура измерения, указанная на корпусе прибора не -18 °C, а — 20° C, а класс лазера указан не второй, а первый. Погрешность, конечно, очень маленькая, а лазер не играет никакой особой роли, поэтому я не сильно смутился и, списав все на производственную ошибку, или ошибку на сайте производителя, продолжил работу.

Проводя замеры температуры, очень важно понимать, что показывает пирометр не температуру точки, куда светит лазер, а общую (максимальную или минимальную) температуру пятна, размеры которого можно узнать из соотношения, указанного в инструкции и на корпусе.

Для этой модели соотношение расстояния к размеру пятна составляет 12: 1. Это значит, что на расстоянии 30см, пирометр будет измерять температуру объекта или поверхности, что разместились в пятне, диаметром 2,5 см. Для проверки этих данных я разместил на этом расстоянии холодный и горячий объекты. Холодным объектом в моем эксперименте стал кусочек льда, горячим – раскаленная ложка, покрытая слоем ламповой сажи.

Проверять мы будем следующее. В теории, если измерить температуру этой системы на расстоянии D=60 cм (S=5см), то в режиме "MAX" мы должны получить около 70° C, а в режиме "MIN" – около 1° C.
Результаты оказались не впечатляющими: "MAX" – 30° C, "MIN" – 3° C. Это значит, что при слишком большом пятне результаты рассеяны и ориентированы на центр.
З другой стороны, на расстоянии D=12 (S=1см) разницы между максимумом и минимумов вообще быть не должно, так как горячая и холодная точка не входят в область измерения.
Так и произошло: в обеих случаях температура была близкой к 25° C, обычная, комнатная. При малом сдвиге в сторону льда прибор показывал 2° C, в сторону ложки 60° C. Очень даже неплохой результат.

Если вам невдомек, зачем было коптить чайную ложку, то как раз настало время поговорить о коэффициенте излучения.
Коэффициент излучения (или степень черноты) — ε показывает отношение энергии теплового излучения серого тела согласно Закону Стефана Больцмана, к излучению абсолютно черного тела при той же температуре. Коэффициент излучения абсолютно черного тела ε = 1
Это значит, что два одинаково нагретых предмета с разными ε, будут излучать разное количество энергии, что влияет на правильность наших измерений. В большинстве пирометров, где возможность менять этот коэффициент не предусмотрена, он стоит 0, 95 по умолчанию, так как это (и близкие ему) значение наиболее часто встречается в повседневной жизни (вода, лед, краска, дерево, асфальт, фарфор, пластмасса, резина). В пирометрах, где задавать значение коэффициента можно, целесообразнее будет использовать данную таблицу. Как видим, ε для льда и сажи приблизительно одинаковый, а значит погрешность в моем предыдущем опыте сравнительно мала.

Зная все эти особенности, умея пользоваться необходимыми параметрами, осталось проверить самое главное – погрешности при прямом измерении температуры.
Несмотря на удручающие ± 2%, свою температуру я измерил достаточно точно:

Меняем ε, меряем тающий лед:

Кипящую воду:

Единственное, что мне осталось сделать, это выйти за пределы заявленного диапазона температур. Для этого очень удобно измерить температуру газовой конфорки. Для ее разогрева до 399° C понадобилось меньше двух минут, после чего пирометр зафиксировал перегрузку и перестал измерять температуру.


Сферы применения пирометров.

Во многих обзорах я заметил скептическое, недооцененное отношение к портативным пирометрам. Часто они позиционируются как игрушка, но это совсем не так. Прежде всего стоит помнить, что портативный пирометр – измерительный прибор, хоть и не обладает высокой степенью точности. Недостаток точности таких пирометров компенсируется их доступностью и компактностью, а потому они обладают очень широкой сферой применения. Их применяют в электроэнергетике, теплоэнергетике, строительстве, металлургии, машиностроении, научных исследованиях и, конечно же, в быту.
Планирую купить +17 Добавить в избранное +17 +35
+
avatar
+1
хорош, но ценна не гуммана. мой психологический максимум 15 баксов.
+
avatar
  • bg777
  • 23 марта 2015, 20:32
0
Бренд-какой-никакой требует переплат…
+
avatar
  • omgFiRE
  • 23 марта 2015, 20:39
+6
Часто они позиционируются как игрушка, но это совсем не так.
Я как-то раз пытался объяснить человеку с двумя высшими, почему надо учитывать коэффициент излучения и размер пятна. Всё равно пытается измерять температуру полированной стальной кастрюли целясь лазером в край. Отсюда и никакая точность измерения и соответственно отношение как к игрушке. Зато я стал понимать для кого Bosch ставит лазерный указатель пучком.


Ещё непонятно, почему в тексте UT300B (без настройки коэффициента), а на картинках UT300C.
+
avatar
+2
Так долго искал ошибки, а перепутал букву в названии… Спасибо, исправил.
+
avatar
+1
Цена: $33.73
Какова стоимость доставки?
+
avatar
+13
у менеджеров спрашивайте, тут каждый третий-четвертый обзор на бесплатно предоставленный товар, в тч и этот. Откуда авторам знать, сколько стоит доставка. Ну не резон авторам указывать, что получен бесплатно, что поделать…
PS, отвечая на последующие вопросы, да, чуток напрягают проплаченные статьи, зависть чтоли прорезалась, :-(. Видать шопоголизм проснулся, а правила не позволяют что-нибудь купить, вот и смотришь с грустью, :-)…
+
avatar
  • ksiman
  • 23 марта 2015, 20:55
-1
Завышенная стоимость явно из-за наличия функции установки коэффициента эмиссии
ИК-приемник защищен пластиковой перегородкой, над ним установлен лазерный указатель красного цвета.
Что ещё за перегородка? Там линза должна быть.
+
avatar
+1
Определенно, должна быть линза. Сначала я так и подумал, но эта тонкая пластиковая стенка, прогибающаяся, если на нее надавить пальцем… Поэтому я склонился к выводу, что это именно перегородка, которая защищает линзу и приемник от пара и механических воздействий. Не исключаю возможности, что вы правы, но это мое субъективное мнение, как автора обзора.
+
avatar
  • ksiman
  • 23 марта 2015, 21:46
-1
Это и есть линза :)
+
avatar
+1
Пожалуй, вы правы. Исправлю.
+
avatar
  • ACE
  • 23 марта 2015, 20:56
+1
При работе в этих режимах (min, max) выводиться соответственно максимальная и минимальная температура пятна измерения.
если измерить температуру этой системы на расстоянии D=60 cм (S=5см), то в режиме «MAX» мы должны получить около 70° C, а в режиме «MIN» – около 1° C.
Вы уверены? Это пирометр, а не тепловизор.
Я думаю мин и макс — просто минимальная и максимальная намеренная температура, а измеряет он всегда среднюю по пятну.
+
avatar
0

На этой фотографии мы видим 4 измерения. Режим минимум стол+лед, режим максимум стол+ лед, режим максимум стол, режим минимум стол. Это, конечно, не тепловизор, но с правильного расстояния эта функция работает, как и должна. Возможно, я сделал ошибку, не добавив эти показания в обзор.
+
avatar
  • ACE
  • 23 марта 2015, 21:41
0
Немного не понял, верхняя левая — там что, 4.3 градуса? Стол и диод не могут быть такими холодными, вы до этого замеряли что-то низкотемпературное?, вот минимум столько и показывает.
+
avatar
+1
Да, 4,3 градуса. Я положил на стол кусок ЛЬДА. Лед, а не диод) Его температура около 2 градусов, когда он уже подтаял).
+
avatar
  • ACE
  • 23 марта 2015, 21:48
0
Тьфу, по фоткам не понял :)
А перед замерами прибор выключался? Чтобы сбросить запомненные мин и макс, для чистоты эксперимента.
+
avatar
+1
Да, между переключениями режимов я жду 8 секунд, хотя это и не обязательно. Если я не менял настройки, то обычно клацаю пару раз на кнопку, наводясь на разные предметы. и начинаю мерить)
+
avatar
0
Какой холодный и менторский тон изложения…
Обзор хороший, но читаешь как будто учебник или методичку. Хотя, каждому свое.
Извините за мысли вслух.
+
avatar
  • RAT
  • 23 марта 2015, 21:22
0
Согласен, *Jedem das Seine*. Однако, мне лично кажется, что обзор таким и должен быть, без изобилия безапелляционных оценочных суждений. Читатель сам, по представленным фотографиям, может определить достаточно ли хорошо «упакован прибор».
+
avatar
+1
так яж не про суждения :) тем более безапелляционные…

Я думал у нас тут этакое дружественное сообщество. А тут представляю прямо, как автор идет в гараж пива попить машину поковырять и говорит вместо:
— Вась, передай накидной на 19!...

Что-нибудь типа:
— Василий. Прошу Вас передать хромированный ключ накидного типа, для работы с болтовыми соединениями типоразмера 19 миллиметров, которые, как Вы знаете, используются для скрепления металлических..........

:)

В общем лирика это всё. Не обращайте внимания!

PS: АВТОР, Я НЕ ХОТЕЛ НИКОГО ОБИДЕТЬ ЕСЛИ ЧТО!!! :)
+
avatar
+4
Большое спасибо, за конструктивную критику. Сказать по правде, у меня еще очень мало опыта в написании технических обзоров. Я обязательно учту ваш комментарий и, возможно, в будущем мои обзоры не будут походить на методичку и станут более интересными.
+
avatar
  • _smd
  • 24 марта 2015, 18:19
+2
Мне понравился стиль. Так что на всех не угодишь. :))))

Оставайтесь собой со своим персональным стилем написания обзоров.
+
avatar
  • ksiman
  • 23 марта 2015, 21:11
0
Добавлю, что выбирать коэффициент излучения из приведённой таблицы следует с осторожностью, т.к. реальный коэффициент излучения сильно зависит от состояния поверхности.
+
avatar
+1
Вы абсолютно правы. Даже в данной таблице приведено несколько разных поверхностей для алюминия. Для точного измерения нужно искать как можно более подходящее значение.
+
avatar
  • AndyBig
  • 23 марта 2015, 21:48
0
Попробуйте измерить что-то в одной и той же точке (например стол) с разными коэффициентами. Например 0.95 и с 0.15. Интересно было бы посмотреть на результат.
+
avatar
0
Я уже проделывал подобные операции, но добавлять их в обзор посчитал ненужным…
Температура моего стола при 0,1 составляет 43 градуса, тогда как реальная его температура — 22-23 градуса.
Да, значение сильно меняется, не думаю, что пирометры с константным коэффициентом(0,95) смогут адекватно измерить температуру алюминия, или полированной стали.
+
avatar
+1
не думаю, что пирометры с константным коэффициентом(0,95) смогут адекватно измерить температуру алюминия, или полированной стали.
Уверен, что Ваш тоже не измерит. Для Вашего не хватает ещё одного прибора: измерителя коэффициента эмиссии.
Чтобы измерить температуру стали или алюминия табличными коэффициентами эмиссии не обойтись.
Этот прибор позволяет довольно точно измерять температуру большинства тел с КЭ близким к 0,95.
В остальном он превращается в игрушку типа: а сейчас я угадал? В этих случаях его точность зависит от того на сколько точно Вы забили в него КЭ.
Алюминий и залапанный алюминий будут сильно отличаться в своих характеристиках. Каким образом Вы собираетесь их определять???
+
avatar
+1
Не знал, что существуют пирометры, автоматически измеряющие КЭ… Это, наверное, очень круто и очень дорого.
Да, но приблизительную температуру он даст в гораздо более адекватном диапазоне, а это, как раз, зачастую и требуется.
+
avatar
  • GOT
  • 24 марта 2015, 09:41
+2
Совершенно верно. По работе приходится постоянно контролировать температуру мощных КАТ-овских генераторов.Сталь, чугун, дюраль, крашеные дюраль и сталь.КЭ везде разный и отличается в разы.Потому для точного измерения табличка коэффициентов нарисована на ручке марекром.Без учёта КЭ пирометр игрушка, не более. Разница в точности у дорогих катовских пирометров и простых китайцев почти не заметна, хотя цена отличается в десятки раз! Главное, чтобы прибор изменял EMS.
+
avatar
  • AndyBig
  • 23 марта 2015, 22:58
0
Спасибо.
Просто у меня пирометр не меняет показаний, какой КЭ ни ставь. При этом он, как ни странно, вполне адекватно показывает температуру различных поверхностей, в том числе алюминиевой гофры, покрытого фольгой утеплителя и т.д.
+
avatar
+2
Использую пирометр для приготовления плова, никогда не относился к нему как к игрушке!
+
avatar
+1
А как Вы измеряли свою температуру? Имею на работе несколько американских (?) пирометров Raytek серий MiniTemp и Raynger (на все есть свидетельства о госповерке). Первым делом стали их пихать подмышку — температуру измерять, результаты не впечатлили (точно не помню, но +- пару градусов) и с кипятком экспериментировали с тем же результатом. А у Вас такая впечатляющая точность, на работу бы пригодились (Raytek дороже на порядок)

PS: таки да, товар получен бесплатно? В обзоре про это я не нашел упоминание, но замечание Waldemarik Вы никак не прокомментировали
+
avatar
0
Хах… Да, я даже не надеялся на то, что этот пирометр выдаст нечто подобное. Я начал измерять точно так же, как и вы. Первый же замер показал 36,6. Второй — 36,6, третий — 36,7. Я обрадовался. Потом уже измерил температуру во рту (37), на бедре (35), на животе (около 36).
… Только что я проверил температуру под мышкой, перемерив еще десять раз. Отклонения есть, причем в диапазоне (34,9-37,5) как и заявлено +-2 градуса… Точный результат я получил только один раз из десяти. Склоняюсь к мысли, что первые два раза мне просто повезло.
1). Я не являюсь владельцем товара.
2). Да, владельцу товар был предоставлен бесплатно.
+
avatar
+4
А по второму пункту, не положено ли, по правилам, указывать данное обстоятельство в обзоре?
+
avatar
0
Пирометр компактен.Но какова его роль в быту? Как часто, нужно измерить тем-ру поверхности?
+
avatar
0
Некоторые люди предпочитают измерять температуру в морозильнике, батареях, проводке, а также проводят проверку бытовых приборов. Пирометр можно использовать для подбора радиатора для микросхемы, или контролировать температуру, скажем, в инкубаторе. Можно измерять температуру на улице без градусника. Кроме того, пирометром очень удобно измерять температуру в процессе приготовления пищи. Это еще далеко не все, и это только быт. В других сферах этот прибор бывает незаменим.
+
avatar
0
А если мне не надо измерять тем-ру в холодильнике, проводке и инкубаторе?
Как мне измерение тем-ры может быть полезным, в этом случае? Вот, некоторые, меряют тем-ру LED ламп.
+
avatar
  • Mi6
  • 25 марта 2015, 15:35
0
Возможно, вам прибор совсем не нужен и совсем-совсем бесполезен?
Я вот тоже который год не могу уговорить себя купить такой, хотя и хочется…
+
avatar
0
Что пирометром будете мерить? По мне, это разовая акция- проверил и забыл.
+
avatar
  • Mi6
  • 25 марта 2015, 17:20
+1
Если б было представление, что я им буду мерить — уже давно бы мерил. В какой-то мере тепловизор нужнее, но опять же практически на один раз, и покупать даже дешёвую (относительно опять же...) приставку я совсем не готов.
В общем — каждый инструмент кому-то полезен, но не каждому — любой.
+
avatar
0
В итоге получается: хочу, но для, чего не знаю.:-)
+
avatar
  • Mi6
  • 25 марта 2015, 19:46
0
Угу. Точней не скажешь.
+
avatar
0
Получается, прибор будет пылиться на полке.Я считаю, такое приобретение (для меня) нецелесообразным.
+
avatar
  • Mi6
  • 25 марта 2015, 23:05
0
Так ведь и я о том же! Поддашься мимолётному желанию, а потом не знаешь, что с этим счастьем делать. И выкинуть жалко, и подарить некому и место занимает.
+
avatar
0
Это называется импульсивность.Надо убрать эмоции и включить мозги.:-)
+
avatar
  • ksiman
  • 24 марта 2015, 22:48
+1
К вышеперечисленному добавлю поиск сквозняков и утечек тепла
+
avatar
0
Тогда лучше тепловизор.
+
avatar
  • maz
  • 19 апреля 2015, 21:01
0
Не совсем точно Вы используете значение «размер пятна». Дело в том, что большинство производителей его не указывают в характеристиках, а тем не менее у него есть минимальный предел. Вы пишите, что на расстоянии 30 см прибор будет измерять температуру ограниченную пятном 2,5 см. Может такого и не быть, если минимальный диаметр пятна составляет, скажем, 5 см. Т.е. сколько дальше приближай-не приближай, диаметр не уменьшится, а будет захватываться соседняя поврехность.
Минимальный диаметр пятна нужно находить эксперементально, чтобы не ошибаться в дальнейшем. Удачи!
+
avatar
0
Большое спасибо, этого я не учел.
+
avatar
  • dSave
  • 16 января 2017, 16:09
0
Выбираю себе пирометр для бытовых нужд. Хотелось бы температурный диапазон повыше (это не так принципиально, но градусов 550 было бы желательно, 700 и выше — точно хватит), диаметр пятна (оптическая плотность) поменьше + возможность регулировки коэфф отражения + определение мин и макс температуры. Ну и цену пониже, ввиду непрофессионального использования.
Исходя из пожеланий, понравилась модель UNI-T UT301C, но потом нашел еще GM1350 . Практически за те же деньги максимум температуры 1350 градусов, оптическая плотность 50:1. Есть «функция удержания данных», это же не макс и мин температуры?
Что скажите, про эти модели? К бренду UNI-T у меня есть доверие, а второго производителя я не знаю.
+
avatar
  • dSave
  • 18 января 2017, 15:35
0
Заказал DT-500. Получилось 713 руб.
Заявлена температура от -50 до 500 гр., регулировка коэфф отражения. Смущает, что не вижу этого на фотографиях, а магазин не специализируется на этой технике.
Посмотрим что придет.