И снова здравствуйте, достопочтенные читатели. Зима подходит к завершению, близится весна, а значит, недалёк тот день, когда ночи станут теплее, небо — темнее и глубже, а звёзды на нём — ярче и красивее. Для кого-то это, может быть, не имеет ни малейшего значения, а вот для нас, любителей созерцать в телескоп небесные тела, это поистине праздник. А, как гласит народная мудрость, «кто празднику рад, тот накануне пьян», поэтому готовиться к новому наблюдательному сезону я начал загодя.
И среди всех прочих астрономических аксессуаров я решил, наконец, разжиться небесным атласом, да не простым, а самым лучшим из ныне существующих. И я это сделал! Ну а о том, отчего в эпоху смартфонов и планшетов я решил вернуться к бумажным изданиям, чем так хорошо этот атлас, что я не пожалел на него без малого 90 баксов, и как я чуть было его не лишился — читайте далее в обзоре.
Когда-то давным-давно раздобыть хорошую и подробную карту звёздного неба было практически невозможно, по крайней мере, в тех местах, где мне довелось жить. Поэтому первые шаги в постижении небесных фигур я делал по картам из потрёпанной от частого употребления книги «Отражённые в небе мифы Земли», а несколько позже мне довелось разжиться «Подвижной картой звёздного неба» из «Школьного астрономического календаря». Этих карт было достаточно, чтобы научиться находить и узнавать созвездия, но и только; туманности, галактики звёздные скопления — всех этих небесных чудес на тех картах было не больше полудюжины. Поэтому, когда я взял в астрономическом кружке тонкие кальки с копиями листов известного атласа Михайлова, изобилие отмеченных на них объектов стало для меня откровением.
С появлением первых компьютеров, тогда ещё «бытовых», а не льстивших владельцу своим названием «персональных», я осознал: вот оно, светлое будущее любительской астрономии — звёздные карты, создаваемые для заданного времени и места, в любом потребном масштабе и с вычисленными и нанесёнными на карту расположением больших и малых планет. И верно, астрономические программы за пару десятилетий прошли путь от «электронных карт звёздного неба» до фотореалистичных планетариев. Ну а восхождение смартфонов позволило распрощаться с громоздкими и тяжёлыми ноутбуками в пользу электроники карманного формата. Казалось, у печатных звёздных атласов более не осталось никаких перспектив, и их звезда закатилась навсегда.
Однако не так давно я совершенно случайно узнал о существовании звёздного атласа «Interstellarum», не похожего ни на какой другой. На первый взгляд он выделялся в ряду прочих лишь цветной полиграфией, однако, почитав отзывы владельцев, я пригляделся к нему повнимательнее и понял: передо мной именно то, чего я так долго ждал.
Правда, меня несколько смутил ценник. О том, что печатные книги за рубежом могут быть недёшевы, я знал, но не предполагал, до какой степени. В ходе недолгих поисков выяснилось, что первоначально «Interstellarum» вышел на немецком языке, а год спустя появился английский перевод, а также, что атлас существует в двух изданиях — «Field Edition» и «Desk Edition». Первый, полевой вариант, как следует из названия, ориентирован на использование под открытым небом, и потому напечатан не на бумаге, а на тонком пластике специальной водостойкой краской, его обложка отличается повышенной прочностью, а легенда вынесена на отдельный лист, вложенный в специальный кармашек обложки. Благодаря всему этому атлас не боится росы и хорошо переносит записи на полях простым карандашом, однако стоит всё это счастье как минимум 140 долларов, не считая доставки. Более дешёвый «настольный» вариант предназначен для домашнего использования и напечатан на обычной бумаге, а его цена колеблется от 75 до 100 долларов.
В общем, решил я заказать себе под новогоднюю ёлочку этот звёздный атлас в «домашнем» варианте. Сходил в банк, закинул на карту сотню условно-зелёных долларов, и отправился искать, где бы этот атлас раздобыть подешевле. Повезло мне, как ни странно, на Амазоне — там я нашёл предложение за относительно скромные $77.11, причём с прямой доставкой в РФ, хоть и за дополнительные $7.99.
Примечание для тех, кто пожелает купить такой же атлас: у того продавца, у которого покупал атлас я, они уже закончились, поэтому в заголовке обзора стоит ссылка на другой вариант. Кроме того, данный атлас нетрудной найти на ebay, но несколько дороже.
14 декабря оформил заказ на английскую версию с умыслом, что даже если до григорианского Нового года посылка прибыть не успеет, то уж к юлианскому наверняка уже будет в моих руках, ибо по своему опыту я уже знал, что из США такие посылки обычно доходят за пару недель, и практически всегда — в течение месяца.
Уже на следующий день я получил уведомление об отправке товара и трек-номер вида AxxxxxxxxY. Трек-номер мне не понравился сразу, и не зря: после того, как 29 декабря посылка достигла места под названием «MOSKVAPCI-7», в статусе посылки появилась запись «Прибыло в страну назначения. Здесь отслеживание может прерваться, ожидайте доставки в ближайшее время». И отслеживание действительно прервалось: ни через один сервис отслеживания никакой дальнейшей информации о движении посылки я получить не смог.
Прошёл Новый год, закончились рождественские каникулы, минул Старый Новый Год, за ним — Крещение. Получив сообщение о прибытии уже другого, более позднего заказа, я поинтересовался на почте, не завалялось ли у них для меня ещё одной посылки из США весом приблизительно в полтора кило. Сотрудница минут пять пыталась выжать из компьютера ответ, но чудо враждебной техники не смогло сообщить ничего обнадёживающего. Незаметно подошёл к концу январь, закончившийся грандиозным затмением «голубой суперлуны», настал февраль, я уже утратил надежду дождаться своего атласа и собирался подавать на возврат средств, как вдруг на стационарный телефон позвонили с почты, спросили, действительно ли я это я, и сообщили, что нужно срочно зайти в почтовое отделение за мелким пакетом, иначе его вернут отправителю. Нужно ли говорить, что там меня ожидала та самая посылка, провалявшаяся на складе аж с третьего января!
И вот посылка получена, принесена домой и ожидает распаковки:
Сама она представляет собой квадратную коробку из жёлто-коричневого картона размерами 32×32×3см. На коробке я заметил несколько небольших повреждений, вроде бы, не сквозных. При переворачивании отчётливо ощущалось, что в коробке содержится нечто увесистое, и что оно внутри этой коробки свободно скользит. Открываю коробку, и вот он, момент истины! На свет появляется запаянная в тонкий полиэтилен книга большого формата — тот самый атлас, который я заказывал.
Размеры книги, по моим измерениям, 277×280мм, вес — около 1400 грамм, страницы скреплены пружиной из проволоки с тонким пластиковым покрытием.
Обложка атласа изготовлена из толстой глянцевой бумаги и держится на той же пружине, что и листы книги.
Немного забегая вперёд, скажу, что главная моя претензия — именно к этому способу крепления обложки, из-за которого открывать и закрывать атлас приходится медленно и аккуратно. Более того, меня не покидает ощущение, что рано или поздно обложка в месте крепления износится и порвётся. А ведь это не художественный альбом для медитативного рассматривания по вечерам в кресле, а настольная книга астронома-«визуальщика», которую покупают не ради украшения интерьера, а для регулярного использования. В общем, за такие деньги (а на старте продаж этот атлас стоил всю сотню) для обложки можно было выбрать более прочный и долговечный материал, например, тот же плотный картон, какой обычно используют в подарочных изданиях.
Открываю атлас, и первое, что я вижу — «легенду», напечатанную на внутренней стороне обложки.
Разнокалиберные кружочки сверху-справа — изображения звёзд разных яркостей, отдельно — для основных карт, отдельно — для детальных с разными масштабами. Левее — «кружочки с хвостикам», обозначающие двойные звёзды. Длина «хвостика» означает расстояние между компонентами двойной, толщина — различие в яркости компонентов. Ниже — изображение переменной звезды в виде кружочка, окружённого тонким кольцом. Диаметр кольца — блеск звезды в максимуме, диаметр кружочка — блеск в минимуме. Ниже схематичного изображения двойной звезды — самый бесполезный значок во всём атласе: «звезда, вокруг которой обращается как минимум одна экзопланета». Бесполезен он потому, что ни в один любительский телескоп экзопланеты увидеть невозможно. Однако шумиха, поднявшаяся лет десять назад по поводу их обнаружения, не обошла атлас стороной, «обогатив» его некогда модной, но практически никчёмной информацией.
Нижняя половина легенды посвящена объектам «глубокого неба», то бишь тем мелким туманным пятнышкам, видимые размеры и яркость которых астрономы пытаются увеличить при помощи своих телескопов. Все эти объекты поделены на восемь типов:
- Open clusters (рассеянные звёздные скопления)
- Globular clusters (шаровые звёздные скопления)
- Emission nebulae (эмиссионные туманности, состоящие из светящегося ионизированного газа)
- Reflection nebulae (светлые пылевые туманности, подсвеченные близко расположенной звездой)
- Dark nebulae (тёмные пылевые туманности, поглощающие свет)
- Planetary nebulae (планетарные туманности)
- Galaxies (галактики)
- Quasars (квазары)
Сверх того — и эта особенность придаёт атласу особую ценность — эти самые «туманные пятнышки» составители атласа лично пронаблюдали и разделили на четыре группы по видимости в телескопы с различным диаметром объектива:
- 100 миллиметров, то есть доступные начинающим с самыми скромными инструментами.
- 200 миллиметров. Это уже довольно крупные телескопы, но всё ещё доступные по цене и пригодные для транспортировки одним человеком.
- 300 миллиметров. По большей части это стационарные или полустационарные инструменты, цена которых переваливает за тысячу условных единиц.
- Недоступные 300 мм телескопам. Такие объекты — удел либо хорошо обеспеченных любителей астрономии (потому что в комплект к полуметровому телескопу нужна мощная монтировка, башня с куполом, подведение коммуникаций и многое другое, на фоне чего меркнет немалая стоимость самого телескопа), либо тем, кто двери в обсерваторию открывает ногой и имеет возможность эксплуатировать тамошнее оборудование в личных целях.
Принадлежность объекта к одной из этих групп можно опознать, во-первых, по цвету и интенсивности окраски соответствующего значка на карте, и, во-вторых, по размеру и толщине шрифта, которым этот объект подписан. Например, взглянув на карту одной из самых насыщенных и интересных областей неба — созвездия Ориона — очень просто определить, что туманность «Пламя» (NGC 2024) возле Альнитака владелец 100-миллиметрового телескопа в свой инструмент увидит, а вот расположенный рядом «Кинжал Ориона» (IC 434) — уже нет. При этом цветовое кодирование типов объектов делает карты более читаемыми по сравнению с традиционными чёрно-белыми.
Правда, с параметрами видимости тоже не всё просто. На их счёт в атласе присутствует оговорка, что они указаны для «reasonably dark rural sky fst 6.5mag SQM 21.3mag/sq.arcsec». В переводе на русский это означает, что речь идёт о достаточно тёмном небе в сельской местности, на котором наблюдатель с нормальным зрением способен увидеть невооружённым глазом звёзды 6.5 звёздной величины. От себя добавлю, что в российской реальности это даже не «достаточно тёмное небо в сельской местности», а просто «восхитительно тёмное небо в дикой глуши».
Изображения эмиссионных туманностей могут сопровождаться квадратиком с буковкой, означающей, какой из популярных узкополосных фильтров (OIII, UHC или H-beta) лучше всего подходит для наблюдений данной туманности. Сверх того, в легенде присутствуют обозначения для астеризмов, «звёздых облаков», группы галактик и кластеры галактик; для этих четырёх типов объектов информация о видимости в различные апертуры не приводится.
Первую страницу атласа по традиции занимает заглавие, имена авторов (Ronald Stoyan и Stephan Schurig), а также информация об издателе (Oculum-Verlag GmbH в сотрудничестве с Cambridge University Press). Перевернув страницу, мы чуть больше узнаём об авторах: Ronald Stoyan — наблюдатель-«визуальщик» с 25 годами опыта за спиной, перепробовавший всевозможные инструменты от бинокля до полуметрового телескопа, и, кроме того, главред немецкого журнала для астрономов-практиков. Судя по всему, авторство названия атласа принадлежит именно ему, поскольку возглавляемый им журнал тоже называется «Interstellarum». Stephan Schurig – специалист по графическому дизайну, входивший в редколлегию журнала и, кроме того, автор некого популярного в Германии астрономического календаря.
На той же странице можно найти год издания атласа (2014), номер ISBN 978-1-107-50338-0, а также адрес web-странички атласа на сайте издательства:
http://www.cambridge.org/9781107503380. Три последующие страницы содержат краткую информацию о самом атласе, количестве объектов, включённых в него и критериях их отбора, а также список литературы, использованной при подготовке атласа. Среди всего этого присутствует небольшая табличка со статистическими данными, сколько и каких объектов можно увидеть в тот или иной телескопа
Если судить по этой табличке, уже в 100-миллиметровый телескоп можно наблюдать почти две тысячи объектов дальнего космоса, а 300-миллиметровой трубе доступно около 13 тысяч туманностей, галактик и звёздных скоплений. Но всё это — опять же с оговоркой, что «обнаружить объект» и «разглядеть его во всех впечатляющих подробностях», это, как говорят в Одессе, две очень большие разницы.
Далее идут так называемые «Key map», или ключевые карты. Они представляют собой карты крупных участков неба, поделённые на области, соответствующие картам атласа, и пронумерованные по порядку. Привычной нумерации страниц, как в обычных книгах, в этом атласе нет, поэтому ориентироваться в атласе приходится именно по номерам карт.
Одна из ключевых карт
Вслед за страницами ключевых карт идёт одна страничка со списком использующихся в атласе сокращений.
Пролистнув страничку с сокращениями, мы открываем самую главную часть атласа: карты отдельных участков звёздного неба общим числом 114, охватывающие весь небосвод от северного полюса мира до южного. Дизайн их соответствует лучшим традициям, принятым в качественных звёздных атласах: в верхнем углу — порядковый номер карты, вдоль правого и левого края — склонение и прямое восхождение, в серых треугольничках снизу и сверху — номера карт, находящихся выше и ниже.
Вот, к примеру, взятая с официального сайта карта области Овен-Телец-Треугольник (
http://www.deep-sky-atlas.com/images/isDSAen-Sample%2038_g.png):
А вот ещё три примера карт с того же сайта:
Область Персея-Кассиопеи
Созвездие Геркулеса
Область созвездий Дельфина-Лисички-Малого Коня
Предваряя вопросы об электронной версии атласа, сообщаю: нет, на данный момент таковой не существует. То есть, судя по вышеприведённым картам в формате PNG, у авторов она может быть, но в продажу не поступала.
При внимательном рассмотрении карты Ориона в глаза бросается, что область «меча» Ориона заключена в серый квадрат с надписью «D7». Это означает, что для данного участка неба в атласе присутствует детальная карта с порядковым номером 7. На детальных картах изображены области, где множество интересных для наблюдателя объектов собрались на небольшом участке неба; детальные карты отличаются от обычных не только большим масштабом, но и тем, что на них отмечены более слабые (до 11 звёздной величины) звёзды. Всего в атласе присутствует 29 детальных карт.
Одна из страниц атласа с детальными картами
Завершает атлас самая скучная часть — перечень всех присутствующих в нём объектов, с разбивкой по категориям и указанием номеров карт, на которых данный объект присутствует. И, наконец, задняя обложка. Внутренняя её часть полностью отдана под рекламу астрономической программы — планировщика наблюдений под названием «Eye&Telescope», разработанной теми же авторами, а наружная содержит краткий рассказ о содержании и достоинствах атласа.
Теперь, рассказав практически всё о самом атласе, я перейду к тому самому вопросу из начала обзора: что именно такого есть в этом атласе, чтобы отдать за него почти 90 зелёных рублей? Ведь в этом мире существуют атласы более подробные (например, Uranometria 2000.0), более компактные (Pocket Sky Atlas) и более дешёвые (знаменитый TriAtlas, который можно скачать совершенно бесплатно). Это не говоря уже об астрономических программах, которые обладают интерактивностью и, помимо неподвижных объектов, умеют показывать расположение планет, комет, астероидов и иных небесных тел, населяющих солнечную систему. Но прежде, чем на этот вопрос ответить, покажу несколько занимательных картинок.
Первая из них — карта из второй редакции весьма заслуженного атласа «Uranometria 2000.0», некогда бывшего светлой (и почти несбыточной) мечтой любителей астрономии позднесоветской эпохи. Атлас, замечу, относительно дешёвый: последнее издание, где прежние два тома упакованы в один, стоит всего 60 условно-американских денежных единиц. Что же мы получаем за эти деньги?
Разворот атласа Uranometria 2000.0
Должно быть, в своё время эти карты были на грани фантастики, однако в настоящее время чёрно-белые контуры отнюдь не поражают воображение. Нечто очень похожее под названием TriAtlas можно скачать совершенно бесплатно. При этом TriAtlas – это действительно
три атласа, с идентичной графикой, однако различающиеся масштабом и количеством включённых в них объектов. A-set включает 25 карт со звёздами до 9 величины, B-set состоит из 107 карт со звёздами до 11 величины, ну а в монструозном C-set присутствует 571 карта со звёздами ярче 12.6 звёздной величины. Всё тот же старина Орион на карте из B-set выглядит так:
Одна из карт области Ориона, TriAtlas, B-set
А вот тот же Орион в планетарии Stellarium, ориентированном на максимально реалистичное изображение неба:
И, наконец, то же самое, но из SkySafari 6 Plus – лучшей программы-планетария для iOS:
Что же мы видим на этих четырёх изображениях? Да, внешне они различаются весьма сильно, но все их объединяет одно: объекты дальнего космоса с очень сильно различающейся яркостью выглядят совершенно одинаково, и нет никакой возможности определить, какие из них будут доступны имеющимся в моём распоряжении телескопам, а какие — нет.
У кого-то от созерцания красивых картинок в популярных планетариях даже может сложиться впечатление, что можно вот так просто взять, и увидеть широко известную тёмную туманность «Конская голова». Однако, заглянув в «Interstellarum», мы увидим, что название этой туманности набрано самым мелким шрифтом, из чего следует, что типовым любительским инструментам этот объект совершенно недоступен, а если всё-таки очень хочется увидеть эту чёрную лошадку, понадобятся «пушки побольше». Вот, собственно, и ответ на вопрос «зачем?»: это единственный известный мне атлас, по которому можно хотя бы приблизительно определить, увижу я в свой телескоп интересующий меня объект, или нет.
Благодаря этому его свойству, атлас оказался весьма удобен при планировании наблюдений. Если раньше ради ответа на вопрос «Что я буду смотреть сегодня вечером» я со всем вниманием пролистывал соответствующие главы «The Night Sky Observer’s Guide», то теперь начинаю с просмотра карт нужного участка в «Interstellarum», а по книге лишь уточняю детали видимости, чем экономлю изрядное количество времени. Ну и, конечно же, в отличие от компьютерного монитора, атлас не сбивает темновую адаптацию зрения, и при температуре -15°C не теряет ускоренными темпами заряд батареи, как это свойственно iPad’у.
В общем, покупкой я остался весьма доволен, и со спокойной совестью рекомендую его всем, кто подыскивает хороший небесный атлас — хоть для себя, хоть в подарок.
Плюсы
- Хорошая бумага и полиграфия
- Легко читаемые цветные обозначения
- Высокая информативность для планирования визуальных наблюдений
Минусы
- Цена
- Тонкая обложка с неудачным способом её крепления
Искренне поражаюсь тем кто заносит в огромный минус отсутствие родного языка в интерфейсе программ или необходимой в работе или хобби литературе.
И как показывает время, переводов будет все меньше. Не чужие откажутся так «свои» запретят.
Это я тебе как сисадмин говорю. Качество юзера падает с каждым годом.
А при трудоустройстве, знание языков всегда было и будет плюсом. Это косвенно говорит о том, что человек обучаемый.
раньше одного взгляда было достаточно чтобы комп сам запускался.
По Дебиану не в курсе. Для Hewlett-Packard и IBM надо много продавать.
Впрочем, есть любопытный сайт free-online-exams.com/Pages/Exams/Default.aspx Сертификат не дадут, но проверить себя можно.
Попробуйте. Если не получится, не говорите, что я вас научил ;)
— Видите ли, — говорю, — арифметика тут ни при чем. В плавании следует руководствоваться астрономией. Вы вот ночь спали, а я тем временем по Рыбам произвел определение.
— Я, — кричит Фукс, — тоже при помощи гастрономии, по рыбам! Вчера у меня три рыбы было, а сегодня одна рыбина и хвост… А у меня паек точный: полторы рыбы в день.
Ну, вижу, — явное недоразумение. Я имел в виду созвездие Рыб, а Фукс не расслышал половины и по-своему понял. Я попытался ему объяснить.
— Вот, — кричу, — Фукс! Смотрите: что у вас прямо над головой?
— Шляпа.
— Да не шляпа, — говорю. — Сам вы шляпа! Зенит у вас над головой.
— Ничего у меня не звенит! — кричит Фукс. — А у вас если звенит, вы не тревожьтесь, это бывает от голода.
— Ладно, — говорю, — под вами что?
— Подо мной доска.
— Да нет, — говорю я, — не доска, а надир…
— Нет, моя гладкая…
Очень уж вещь специфичная.
Но вообще бумажные книги сейчас товар уж на очень большого любителя, скорее даже коллекционера.
1. стоимость продукта
2 возможность и необходимость его хранения.
Множество читаемых книг, все газеты и большинство журналов — одноразовые в плане информации. Купить, прочитать и выкинуть — жалко денег. В тоже время, эту информацию можно найти онлайн даром.
А вот на действительно ценную книгу, денег у народа не хватает. Даже в богатом «совке» хорошие книги стоили дорого и за ними была «охота».
Можно делать пометки карандашом.
Чисто меньше устают глаза.
А так, при средней стоимости книги в 15 эвро, за цену 10-ти книг можно купить «читалку».
Вот только размер распостраненных и доступных «читалок» мал.
Черкание карандашом, отмечание исполненных пунктов галочкой и всё такое по прежнему на бумаге удобней делать — сколько не пытался себя заставить для этого использовать телефоны и планшеты со стилусом…
На счет же читалок — так и не смог придумать, зачем они мне нужны. Художественную литературу с телефона читать удобней, а для всяких сканов удобней планшет — и масштабирование шустрее, и цветной экран часто нужен…
Еще с десяток + лет назад, я тоже часто видел людей читающих бумажные книги, но чаще всего это был шлак типа Марининой. Я то время, читал Кларка, Стругацких, Лема с Сименса ME45 %) можно себе представить размер экрана и текста. Денег на бумажный вариант — не было. А библиотечные книги, я стараюсь руками не трогать, зная как много людей читают в сартирах.
Сейчас, я вижу не меньше людей читающих с смартфона или электронной книги. Потому-что это — удобно, гораздо дешевле, можно иметь с собой сразу очень много книг и быстро получить не достающую.
Но моим глазам, гораздо комфортнее читать бумажный вариант.
Агата Кристи, Берроуз, Жюль Верн, Беляев, Хаггард, Саймак, Шекли, Конан Дойль, Дюма… Дамская жвачка типа «Анжелики», «Марианны»… В те времена было волшебно.
А сейчас, то же самое читается с киндла, занимая 0 места и гораздо удобнее…
Четкий шрифт, любого комфортного размера — против пожелтевшей бумаги, часто с посредственной печатью…
Значит, такое предложение: сейчас мы нажимаем на контакты и перемещаемся к вам. Но если эта машинка не сработает, тогда уж вы с нами переместитесь, куда мы вас переместим.
Можете переснять страницы в высоком разрешении и со штатива?
Можете переснять страницы в высоком разрешении и со штатива?
Чисто русский подход —
спиздитьукрасть, и, испоганив чужой труд, объявить — во мол, могу лучше и даю всем бесплатно. Вы вообще про такую вещь в мире, как авторское право, слышали? Или так привыкли к спизженому и украденому из тырнета, что спокойной душой призываете воровать?Каждый лишний доллар, заплаченный капиталистам — это лишние патроны, которыми будут в нас стрелять.
Подумайте об этом.А, ну да, Вы же из Шпротии. Страдайте.И попытки сьехать с темы про воровство, оправдываясь типа это всё ЭТО авторство — происки мирового капитализма, я офигенный борец — УКРАЛ западный «контент» — и он ТРОФЕЙ, да наезды типа «вы не из РФ и враг/шпрот/чурка/хохол/грызун/чухонец/фриц и т.д. » — смешны. Занимайтесь и дальше борьбой с «внешними врагами», воруя всё подряд, что руками или умом других создано… Но других на ЭТО НЕ ПОДБИВАЙТЕ.
И да, мне вас жалко. Искренне жалко. Я просто верю, в своё время поймете, что не правы. Мира вам. Простите если кого обидел, наболело как то…
Во-первых, мне нет абсолютно никакого резона «выдавать за своё» сканы атласа, тем более что имена авторов из них никуда не денутся. Денег я за них всё равно получить не рассчитываю.
Во-вторых, авторское право в его нынешнем виде устарело, изжило себя и должно умереть. Потому что по Вашей логике выпускать устройства в прямоугольном корпусе с закруглёнными углами — это воровство дизайна Apple!!!!!11111. А Вы мне запретите. А это вообще платиновый аргумент.
а теперь есть смарфон и Google Sky.
Да и вообще из статьи и некоторых комментариев много почерпнул. Хочу купить для ребёнка книгу (телескоп недавно подарили, нужно будет осваивать) и вместе с ним азы астрономии. Увидел, что советуют «атлас мир и человек», но, может, что-то ещё?