Не совсем обычный блок питания 24/5 вольт

  • Цена: ¥6.00 (около $1)

Не так давно в комментариях один из моих постоянных читателей предложил написать обзор оригинального блока питания. Меня данный блок заинтересовал и я решил, а почему бы и нет, тем более он явно выбивается из общей массы распространенных БП.



Для начала хочу сказать спасибо Владимиру за любопытный экземпляр, такой мне еще не попадался :)

Увы, сейчас по ссылке данного БП нет, возможно временно, возможно не будет совсем. Но суть в том, что на Таобао иногда можно встретить интересные вещи за относительно небольшие деньги и даже с учетом цены доставки они все равно могут быть выгодными.

Первое, что сразу конечно бросается в глаза, это необычная форма печатной платы. Блок питания явно был встраиваемым в какое-то устройство и форма платы обусловлена формой корпуса этого устройства.

Вес платы 222 грамма, максимальная длина 126мм, минимальная 89мм, ширина 82мм, высота 62мм.



С одной стороны находится высоковольтная часть блока питания.


С другой низковольтная.


Да, конструктивно это две печатные платы соединенные при помощи разъемов, что-то подобное вы могли видеть в обзоре БП от Новатека.
В общем-то ничего нового здесь нет, такое решение применяется там, где на одну плату все уместить сложно, но встречается все таки не очень часто.


1, 2. На входе присутствует полноценный сетевой фильтр, включающий в себя дроссель, X и Y конденсаторы, предохранитель, варистор и термистор. Фильтрующий конденсатор имеет емкость 82мкФ
3. В данном случае применен ШИМ контроллер с интегрированным высоковольтным транзистором, потому схема получается еще проще чем обычно.
4. По выходу классика TL431 и оптрон.


ШИМ контроллер STR-Y6753


Снизу компонентов почти и нет.


Схему перечерчивать смысла особо не вижу, тем более во многом она по даташиту, даже выход двухканальный.


А вот вторая плата немного интереснее.
1. Как уже писал, ИИП имеет два напряжения, соответственно две диодные сборки, комплект конденсаторов и два дросселя для снижения пульсаций.
2. Кроме того на плате есть некий дроссель, назначение которого я сначала не понял.
3. Также на плате стоит реле и такой же разъем как стоит по входу сети.
4. Мало того, здесь имеется еще и разрядник!

По поводу разрядника и реле отдельное пояснение.
Во первых реле разрывает цепь нуля, если подключать питание на плату согласно маркировки.
Во вторых, разрядник включен последовательно с резистором 10кОм и стоит между нулем и общим выходом платы.
В третьих, разрядник подключается через отдельную группу контактов, т.е. он подключен к сетевому выходу платы только когда включено реле.


Назначение реле и силового разъема стало понятно после экспериментов, так как выяснилось что первый контакт большого разъема дает команду на включение реле, которое в свою очередь коммутирует сетевое питание на этот разъем. Т.е. получается что в устройстве было еще что-то питающееся от сети, но включаемое по команде.
1. Также на разъемах есть 24 вольта, 5 вольт и команды включение и регулировки светодиодов, а также вентилятора. Но регулировка вентилятора просто сквозная с одного разъема на другой.
2. После того как увидел сигналы управления светодиодами и собственно выход на светодиоды стало понятно назначение дросселя.


Снизу этой платы компонентов явно побольше чем на высоковольтной.


1. Повышающий ШИМ контроллер BIT3251, обеспечивает повышение напряжения со стабилизацией тока и регулировкой яркости подключенных к нему светодиодов, применяется в подсветке телевизоров. Справа виднеется парочка транзисторов включенных параллельно и токоизмерительные резисторы по этому выходу.
2. Кроме того на плате есть стабилизатор 5 вольт, так как оказалось что по этому каналу около 7.5-8 вольт, а 5 получается уже за счет линейного стабилизатора. Правее расположен транзистор управления питанием вентилятора.


В общем судя по всему это плата либо от телевизора, либо от монитора, правда тогда непонятно назначение коммутируемого выхода сетевого напряжения. Да и 5 вольт с таким малым током подойдут разве что для каких-то вспомогательных цепей, дежурки и т.п. А значит вполне возможно что остальное питание берется от второго БП, который как раз и питается от дополнительного выхода.
А может это вообще был какой-то хитрый светодиодный светильник…

1, 2. Пробное включение, на основном выходе 24 вольта, потребление без нагрузки около 1Вт.
3. На втором выходе, до стабилизатора, 7.9 вольта но при нагрузке основного выхода оно конечно немного поднимется.
4. А вот выход на светодиоды я не смог нормально запустить, если периодически подавать 5 вольт на вход LED EN, то на этом выходе есть бросок напряжения примерно до 70 вольт. Но напряжение есть пока идут импульсы на вход управления, стоит подать 5 вольт непрерывно, выход отключается. Манипуляции с входом LED ADJ ничего не дали. Если честно, меня данный выход волновал не очень сильно и думаю что его можно запустить, тем более документация на чип есть.


Так как у блока питания наружу не выведено ни одно из напряжений напрямую, то пришлось подключаться проводами прямо к контактам на печатной плате.


Нагрузочный тест показал, что по основному выходу можно снимать до 4.4-4.6 ампера, дальше срабатывает защита, причем защита триггерная, для сброса надо на 1-2 минуты обесточить БП.
Напряжение стабилизируется отлично, в начале теста нагрузка показала 24.28 вольта, при токе 4.5А напряжение поднялось на 10мВ.


КПД измерялся в диапазоне токов нагрузки от 0.5 до 4.5А и здесь все типично, не хуже и не лучше других блоков.
Шкала по горизонтали кратна току в 0.5А.


А вот пульсации приятно порадовали, только в режиме без нагрузки из-за «зеленого режима» был большой размах, а при токах 1.5, 3.0 и 4.5А максимум 35мВ, да и то, большой размах был только в режиме полуторакратной перегрузки.
При этом пульсации измерялись прямым подключением, т.е. без С+С фильтра.


На низкой частоте развертки стали заметны проблемы при токе 4.5А, у меня еще изначально была небольшая «болтанка», но теперь стала видна её причина, БП явно был перегружен.
Но при токах 1.5 и 3А все пристойно.


Из-за не очень удобной конструкции для термопрогона блок питания пришлось пристроить вертикально, попутно измерялся уход напряжения от температуры.


Тест проходил в четыре этапа по 20 минут каждый, ток нагрузки был соответственно 1, 2, 3 и 4А. При этом как можно видеть со скриншота, блок питания не ушел ни в защиту, да и напряжение держалось стабильно.


Измерения температуры основных компонентов при помощи пирометра, только в самом конце температура ШИМ контроллера добралась до 100 градусов, так что здесь все отлично.


Кроме того в конце каждого этапа делалось термофото и если обычно я размещаю только последние этапы теста, то в данном случае хочу показать все.

Все дело в том, что на плате имелся компонент, который сильно нагревался, но не попал в список выше, нашел я его уже потом.
1. 20 минут при токе 1А, на фото явно видно место с высокой температурой недалеко от ШИМ контроллера, но сам контроллер явно не может так нагреваться при такой небольшой мощности.
2. 20 минут при 2А, температура компонентов поднялась, стал хорошо заметен термистор, но фокус максимальной температуры все равно прыгает в то же место что и раньше.
3. Низковольтная сторона в конце второго этапа.


1. 20 минут при токе 3А, это максимальная мощность данного БП. Компоненты прогрелись, но опять заметен только один очень горячий компонент на том же месте что и ранее.
2. 20 минут при токе 4А, все то же самое, только температура наблюдаемого компонента поднялась до 112 градусов.
3. Низковольтная сторона платы в конце четвертого этапа, здесь ничего криминального.


Естественно меня заинтересовало, что же там так греется, но так как фокус у тепловизора при малых расстояниях совсем плохой, пришлось немного помучаться.
1. Положил блок питания более удобно, свел изображение ИК и обычной камеры, явно вижу греющийся компонент.
2. Так как компонент стоял вверх ребром, то немного загнул его и он стал лучше заметен.
3. И в итоге это оказался керамический конденсатор 220пФ.


Вот он в центре фото


Судя по всему данный конденсатор включен по сути параллельно высоковольтному транзистору. Я встречал подобное включение, но чтобы такой нагрев, как-то странно. Возможно из-за того что конденсатор глянцевый измерение было неточным, тепловизор показывал чуть меньше, но даже если на 20 градусов ниже, то все равно как по мне этого много.


Со стабильностью напряжения как от нагрузки, так и от температуры все отлично. На горячем БП при токе 4А напряжение 24.256 вольта, после снятия нагрузки снизилось на 2мВ, а после остывания и также без нагрузки поднялось на 13мВ.
Думаю основная заслуга в том, что узел делителя цепи ОС находится довольно далеко от компонентов с высокой температурой.


Человек, который прислал этот блок питания, написал что в отзывах была инструкция как сделать его регулируемым.


Предлагается изменить несколько резисторов цепи ОС и поставить переменный резистор для регулировки. В таком варианте напряжение по задумке автора переделки должно меняться в диапазоне 10.3-32 вольта.


Скажу честно, я к подобным переделкам отношусь скептически, так как в таком случае БП будет работать в неоптимальном режиме. Причем получается так, что верхний предел ограничен надежностью узла, включающего в себя высоковольтный транзистор и снаббер, а нижний, уходом в срыв из-за снижения питания ШИМ контроллера.

Верхний проверять нет смысла, а вот нижний можно попробовать. Всю схему переделывать не буду, изменю только номинал верхнего резистора делителя.

1. Параллельно верхнему резистору 20кОм был подключен переменный с номиналом 22кОм и последовательно с ним постоянный 1кОм. При включении получил около 14 вольт…
2. Если уменьшать сопротивление переменного резистора, то напряжение снижается до 10 вольт без проблем, если ниже, то БП начинает перезапускаться. Этот тест проводил с нагрузкой в виде маломощной лампочки подключенной к выходу LED, где в неактивном режиме те же 24 вольта через диод.
3. Немного поднял напряжение, при 10 вольт БП стал работать стабильно.
4. Но стоило снять нагрузку как напряжение поднялось на 0.4 вольта.

Результат был довольно предсказуем, если не принимать специальных мер, то БП в подобных режимах будет работать не совсем корректно так как изменение напряжения более ±10-20% это уже много.


Выводы.
Плата однозначно интересная, а за эти деньги тем более и интересна она в первую очередь не сама по себе, а для применения в каких нибудь «умных» устройствах так как имеет не только силовые 24 вольта, а и низкое напряжение, драйвер светодиодов, управление вентилятором и управляемый силовой выход.
Заявленные параметры плата обеспечивает, также выход 8 вольт (до стабилизатора) явно может выдавать больше указанных 0.5А.

Но пожалуй есть две нарекания. Первое касается самой громоздкости конструкции, второе наличию разъемов в цепи ОС. Да, контакты дублированы, но в случае запуска только высоковольтной платы на входе делителя ОС не будет напряжения и БП может выйти из строя.

На данный момент платы нет в продаже, но я почему-то уверен что они еще появятся, если не у этого продавца, так у другого. Также данный БП является хорошим примером того, что при желании на ТаоБао можно найти интересные вещи за относительно небольшие деньги даже с учетом доставки.

На этом у меня все и еще раз спасибо Владимиру за интересный блок питания.
Планирую купить +12 Добавить в избранное +87 +123
+
avatar
  • val123
  • 11 октября 2021, 11:55
+1
форма платы какая необычная.
+
avatar
  • SEG
  • 11 октября 2021, 20:35
+3
Для камер видео наблюдения. Одна или две камеры в шаровом или купольном исполнении. На это намекают внешний вид и 24 вольта.
+
avatar
  • kiv69
  • 28 октября 2021, 22:51
0
В струйных принтерах тоже встречаются 24+5
+
avatar
  • SEG
  • 29 октября 2021, 18:39
0
Вы правы, в принтерах встречается. Но в данном случае, эта плата именно от блока камер видео-наблюдения.
+
avatar
  • tirarex
  • 11 октября 2021, 12:12
+1
Когда же китайцы дойдут до резонансных и синхронных бп в виде простых плат с выходом 12-24-36в, народные блоки конечно весело, но кпд низкий а габариты большие.
+
avatar
  • dens17
  • 11 октября 2021, 12:26
+1
Когда же китайцы дойдут до резонансных и синхронных бп в виде простых плат с выходом 12-24-36в
Чем выше выходное напряжение БП, тем менее очевидно применение синхронного выпрямителя на выходе. Цена и т.д.
По поводу небольших БП и плат с синхронным выпрямителем — эти платы встречаются в обычных пластиковых массовых БП. Конкретно у меня в городе, в небольшом радиомагазинчике, продаются б/у БП VeriFone 9V-4A. Цена 199руб. Там в паре-тройке моделей, установлен синхронный выпрямитель на выходе (полевой транзистор около 90A/100V).
Для примера.
БП VeriFone 9V-4A, модель SM09003A

БП VeriFone 9V-4A, модель AU1370933g
+
avatar
  • windoom
  • 11 октября 2021, 21:22
0
Вы не подскажите как из такого БП(Verifone 9В 4А) сделать БП на 12В? Я пробовал резисторы в обвязке TL431 менять, но блок уходит в защиту.
+
avatar
  • dens17
  • 11 октября 2021, 21:27
0
Зависит от конкретной модели Verifone. Специально, из спортивного интереса, брал несколько моделей б/у БП VeriFone 9V-4A (пока цена 199руб). Опять же, из спортивного интереса, пробовал все модели перевести на 12V.
Итог — сделать 12V получилось на всех моделях, что я брал (моделей 5-6 минимум).
+
avatar
  • smoluks
  • 11 октября 2021, 18:06
+3
Китайцы делают как дешевле, ибо народ покупает самое дешевое. Фиг найдешь на али блок питания в закрытом корпусе и не на транзисторном автогенераторе.
+
avatar
  • SEG
  • 11 октября 2021, 20:41
0
Точно. Да еще и с токами наврут в два раза минимум.
+
avatar
  • and361
  • 11 октября 2021, 12:29
0
от светильника какого то, судя по форме.
+
avatar
  • dens17
  • 11 октября 2021, 12:33
+6
от светильника какого то, судя по форме.
Да можно легко посмотреть, чем занимается контора Ruiznen (логотип на плате) — ССЫЛКА.
«Видео-камеры, видеонаблюдение» и т.д. и т.п.
+
avatar
  • weechoy
  • 11 октября 2021, 13:22
+9
<<Судя по всему данный конденсатор включен по сути параллельно высоковольтному транзистору. Я встречал подобное включение, но чтобы такой нагрев, как-то странно.>>
Надеюсь, эта «бомба замедленного действия» была безжалостно ампутирована из бп? Эта хрень между стоком и истоком силового транзюка (как-бЭ снаббер, в данном случае — С4) запредельной емкости (220пф) приводит только к избыточному разогреву силового транзистора и снижению надежности: этот кондер однажды бомбанет с вероятностью 100%, возможно, унеся с собой микруху.
Решения:
1)простейшее- выкусить нах
2)уменьшить емкость с 220 до 47 — 51 пф
3)включить последовательно с кондером низкоомный резюк (правильно рассчитать снабберную RC-цепь)
+
avatar
  • stupic
  • 11 октября 2021, 19:50
+8
Не я минусил, но вы не правы, т.к. это не обычный флайбек, а квазирезонансный флайбек. Включено согласно дейташиту. Вот у меня лежит на столе БП с принтера EPSON (EPS-112E, на NCP1308) — тоже так, 680pF, и ничего не греется. Конденсатор этот часть контура, почитайте здесь, например
+
avatar
  • Na4Fin
  • 11 октября 2021, 13:26
+1
Плата, скорее всего, от большой купольной камеры. Хотя в тех, что я разбирал, подается сразу 24 вольта переменки.
+
avatar
  • sasherb
  • 11 октября 2021, 17:06
0
На али такой есть?
+
avatar
  • kirich
  • 11 октября 2021, 17:20
+2
Сомневаюсь, разве что кто-то из купивших решит перепродать.
+
avatar
  • sasherb
  • 11 октября 2021, 17:23
0
Так картинка с отзывом о переделке в регулируемый с али же? Значит есть.
+
avatar
  • kirich
  • 11 октября 2021, 17:25
0
Так картинка с отзывом о переделке в регулируемый с али же?
С таобао, почему Вы решили что она с Али?
+
avatar
  • weechoy
  • 11 октября 2021, 17:33
+1
Рискну предположить, что мой пост по снабберу (с4) в данной конструкции, заминусил полный дебил в схемотехнике.
+
avatar
  • kirich
  • 11 октября 2021, 17:35
0
Поправил, не обращайте внимание.
+
avatar
  • stupic
  • 11 октября 2021, 19:52
+1
Просто попробуйте заменить этот кондер, мой коммент выше.
+
avatar
  • kirich
  • 11 октября 2021, 19:58
+2
Я думаю здесь просто неправильно выбран тип конденсатора, либо он частично пробит.
+
avatar
  • setool3
  • 11 октября 2021, 20:38
+5
Неверно выбран диэлектрик. В этой цепи только керамика первого класса (np0/c0g, SL). Или фольгированный полипропилен fkp. Можно попробовать демонтировать этот конденсатор и подобрать меньший номинал времязадающего конденсатора qr-триггера, но, сдаётся мне, всё-же, без дополнительной емкости blanking time триггера будет длиннее полупериода свободных колебаний, а, соответственно, момент включения ключа — не в минимальной фазе напряжения Vds.
+
avatar
  • kifitim
  • 11 октября 2021, 17:48
0
а такого же только 12/5v нет хорошего?
+
avatar
  • weechoy
  • 11 октября 2021, 18:36
+1
<<а такого же только 12/5v нет хорошего?>>
Кстати, от «почившего» CD\DVD проигрывателя можно найти вполне приличный бп в формате ± 12\5в, здесь на «разборках» без гемора с заказом у китайцев. Когда-то мне понадобился БП для простенького цапа на РСМ2702, так подобный БП от ДВД
полностью закрыл мои «запросы» :)
+
avatar
  • vovka036
  • 11 октября 2021, 18:12
0
А можно в самом начале обзора сразу указывать входные/выходные напряжения? 25/5 — не особо понятно, что это — два выходных? Или вход 25, а выход 5?

Кстати, на Али есть БП вход 220, выход 12 и 5 вольт. Иногда требуются такие для компьютерного питания. плохо то, что токи слабые.
+
avatar
  • SBVF
  • 11 октября 2021, 18:30
0
это — два выходных
Да, на плате написано, что два выхода. Только в заголовке ошибка. Должно быть 24/5 вольт.
+
avatar
  • Redan
  • 11 октября 2021, 19:39
0
Есть дешевые и компактные БП для СХД, там мощная линия на 12в, и слабенькая на 5в. Я думаю можно с помощью китайского модуля из 12в делать 3.3в и 5в, Или же распотрошить сдохший БП и вытащить оттуда две платки DC-DC преобразователя. С коробок спичек размером. Обзор таких с тао, был тут же, на муське. По моему даже у Kirich-a.
+
avatar
  • kirich
  • 11 октября 2021, 19:41
+1
Насчет 25 вольт ошибку исправил, конечно 24, а в остальном, так вроде понятно что выходное напряжение, если бы было 24 в 5, то это был бы уже просто преобразователь :)
+
avatar
0
Я не специалист по импульсным блокам питания, поэтому вопрос. Почему у импульсников так реализована обратная связь через оптопару, когда при выходе из строя оптопары или стабилизатора. управляющего оптопарой, импульсник выдаёт максималку на выход? Почему не сделать наоборот?
+
avatar
  • kirich
  • 11 октября 2021, 20:39
+4
Почему не сделать наоборот?
Потому, что в таком случае БП не сможет стартовать.
+
avatar
+1
Ахахах, после того как спросил, уже сообразил, что фигню сморозил, но ты быстрее ответил))) Спасибо.
+
avatar
+1
А какие-нибудь защиты от такой беды применяются?
+
avatar
  • kirich
  • 11 октября 2021, 20:59
+4
Конечно, отдельная цепь защиты от перенапряжения на выходе, в нормальном варианте блокирует работу ШИМ контроллера.
+
avatar
  • dens17
  • 11 октября 2021, 21:20
+2
А какие-нибудь защиты от такой беды применяются?
Многие задумывают защиту как написАл Kirich, только не всегда эту защиту физически распаивают на плате. Бывает даже банальный стабилитрон не ставят на выходе. Стабилитрон обычно на 2-3V больше, чем выходное напряжение у БП.
+
avatar
  • AndrVU
  • 11 октября 2021, 20:46
0
А есть такой же,… нет не такой, а просто DC/DC 24/5, 24/12, но в исполнении на DIN-рейку?
+
avatar
+4
Mean well серии DDR (DDR-15, DDR-30, DDR-60)

Либо пустой корпус от gainta, меандр, phoenix contact и т.д на дин рейку и DC/DC преобразователь в виде платки.

В общем, понижающие преобразователи найти не проблема. А вот например повышающие с 24 вольт до 48 уже фиг. Пришлось колхозить из меандровского корпуса и китайского преобразователя. Но преобразователь довольно сильно свистит. Не знаю что придумать.
+
avatar
  • kirich
  • 11 октября 2021, 21:01
+3
Но преобразователь довольно сильно свистит. Не знаю что придумать.
Заменить на другой, например.
+
avatar
0
Да думаю просто юзать не 48 вольт, а 12. Ибо преобразователь делал для питания точки доступа и маршрутизатора, а они в принципе и 48 вольт и 12 нормально кушают. Правда тогда не выйдет точку доступа запитать по Poe, но это не критично, ибо точка доступа в районе антресоли висит, где и все остальное оборудование располагается.
+
avatar
  • ber3
  • 11 октября 2021, 21:53
-1
На данный момент платы нет в продаже, но я почему-то уверен что они еще появятся, если не у этого продавца, так у другого
только по какой цене…
+
avatar
0
по такой же и появятся, может пару юаней накинут. Я пару лет назад брал по полтора бакса 10 штук б/у оригинальных(19 вольт на 4.7 ампера) ноутбучных зарядок. Не так давно решил взять еще- уже по 2 бакса с мелочью. За оригинальную зарядку даже 3 бакса- шара. Пара нюансов- внешний вид пошарпанный и выходной кабель откушен, но мне он и не нужен- неизвестно к какому ноуту ее придется переделывать- главное, что оригинал
+
avatar
  • kirich
  • 11 октября 2021, 22:56
0
только по какой цене
На тао часто попадаются интересные вещи по хорошей цене, в отличие от Али.
+
avatar
  • dens17
  • 11 октября 2021, 23:02
0
На тао часто попадаются интересные вещи по хорошей цене, в отличие от Али.
По б/у фирменным БП и платам на Али — попадаются по интересным ценам, но в Российских магазинах на Али. Причём сами платы от китайцев, но разница в цене может различаться заметно. У наших продавцов цена бывает заметно ниже, с учётом доставки. Может по неопытности ставят такую цену, может надо быстро продать, может по другой причине.