Стерео регулятор громкости с селектором входов и VFD дисплеем


Как-то так получилось, что при всем большом количестве обзоров я практически ни разу не писал обзоры устройств, тем или иным образом относящихся к аудиотехнике. Хотя конечно у меня есть обзор блока питания для усилителя мощности, но на мой взгляд это уж совсем косвенное отношение. И вот решил я обратить внимание на усилители, ЦАПы и прочие аудиоустройства и начну с регулятора громкости.
Данный регулятор громкости выбирался скорее из эстетических соображений, так как функционально он очень прост и потому обзор будет сегодня не очень длинным.


Как вы уже поняли из предисловия, строить я буду некое подобие усилителя, скорее всего с ЦАП, но в данном случае это не особо принципиально. Раньше я много занимался подобной техникой, но прошли годы и одно просто забылось, вместо другого появилось много нового, потому отчасти я буду вспоминать, отчасти заниматься самообразованием потому возможны ошибки и неточности, за что заранее прощу извинить.

Тема аудиотехники была косвенно затронута в этом обзоре, где я показывал блок питания для усилителя мощности. Скорее всего этот БП будет и дальше принимать участие, вероятнее всего в качестве подопытного для понимания разницы между импульсным и обычным блоком питания, но это тема будущих обзоров, а пока перейду к теме сегодняшнего — регулятору громкости.

Понятно что сейчас громкость звука можно регулировать не только вмешательством в электрический тракт, а и программно прямо от источника, но лично мне не очень нравится подобный подход и я придерживаюсь «классических» решений в виде аналогового регулятора громкости.

Для начала стоит сказать, что регуляторы громкости бывают линейные и логарифмические, а также с тонкомпенсацией, касаться их я не вижу смысла так как это скорее дело вкуса, но объясню очень кратко:

1. Линейный или логарифмический.
Линейный изменяет коэффициент деления прямо пропорционально углу поворота вала регулятора.
Логарифмический (а если корректнее, то обратнологарифмический) больше подходит для человеческого слуха так как в самом начале регулировка происходит очень плавно, а к концу более резко. Человеческое ухо лучше отличает уровень громкости слабых звуков, потому в самом начале регулировка плавная. Когда же громкость большая, то разница менее заметна и там регулировка может быть грубой.

Существует три основные характеристики:
А (в импортном варианте В) — линейная, изменение сопротивления линейно зависит от угла поворота. Такие резисторы, например, удобно применять в узлах регулировки напряжения БП.
Б (в импортном варианте С) — логарифмическая, сопротивление сначала меняется резко, а ближе к середине более плавно.
В (в импортном варианте A) — обратно-логарифмическая, сопротивление сначала меняется плавно, ближе к середине более резко. Такие резисторы обычно применяют в регуляторах громкости.
Дополнительный тип — W, производится только в импортном варианте. S-образная характеристика регулировки, гибрид логарифмического и обратно-логарифмического. Если честно, то я не знаю где такие применяются.
Кому интересно, могут почитать здесь подробнее.
Кстати мне попадались импортные переменные резисторы у которых буква регулировочной характеристики совпадала с нашей. Например вот современный импортный переменный резистор имеющий линейную характеристику и букву А в обозначении.


2. Тонкомпенсация.
При слабом уровне громкости человеческое ухо лучше слышит СЧ диапазон, но хуже НЧ и ВЧ, потому в некоторые регулятора добавляют принудительную коррекцию АЧХ в самом начале регулировки. Обычно тонкомпенсация отключаемая, так как далеко не всем она нравится и тогда есть возможность случать оригинальный звук. Простейшая тонкомпенсация это конденсатор небольшой емкости между входным сигнальным и подвижным контактом резистора. В более «продвинуты» резистор имеет один или несколько отводов, позволяющих настроить коррекцию более точно.


Для лучшего понимания были построены семейства кривых чувствительности человеческого уха – усредненные графики зависимости этой чувствительности для разных частот слышимых акустических колебаний.

На рисунке ниже показаны эти графики, получившие название кривых равной громкости, которые были приняты в качестве международного стандарта.


Вариант включения обычного переменного резистора для получения тонкомпенсации.


И включение специального резистора.


В моем случае по большей части можно было просто применить обычный переменный резистор. Ниже на фото пример простых переменных резисторов, слева подороже, справа попроще, но суть у них одна и та же, переменный резистор. Качественные переменные резисторы выпускает фирма Alps и стоят они весьма недешево.


Но куда более качественный вариант, это ступенчатый регулятор в виде набора переключаемых резисторов. Фактически это многоступенчатый аттенюатор, преимуществом которого является задание произвольных регулировочных характеристик, но что важнее — более точной подгонкой идентичности каналов.
Существуют обычные переменные резисторы с трещеткой, не путайте, это совсем другое, по сути там просто «эмуляция».

Ступенчатые регуляторы чаще всего применяются в высококлассной аппаратуре, например я впервые его встретил в популярном усилителе Одиссей 010. Кстати, при желании и некотором терпении подобный регулятор можно изготовить самостоятельно из многопозиционного переключателя и подобранных резисторов.


Или даже так, по сути просто переключатель с кучей резисторов.


Если заменить переключатель на реле, то можно сделать более красивое решение, к тому же имеющее возможность дистанционного управления. В целях упрощения резисторы в этом случае управляются двоичным кодом. Путем коррекции номиналов резисторов можно также задавать логарифмическую характеристику.
Переключая коэфициент деления при помощи фиксированных резисторов можно получить относительно простым способом большой диапазон регулировки, 1 реле — 2 уровня, 2 реле — 4 уровня, 3 реле — 8 уровней.
Ниже на фото показан регулятор имеющий 256 ступеней регулировки. Управляется он от специальной микросхемы — ADC0804 которая преобразует аналоговый сигнал от переменного резистора в двоичный код. Переменный резистор при этом просто изменяет постоянное напряжения и никак не подключен в цепи сигнала.
Реле при этом надо применять специальные — сигнальные, а не силовые, так как при слабых напряжениях и токах силовые реле не могут обеспечить качественный контакт.
Но кроме того у подобного регулятора есть преимущество, его легко можно сделать многоканальным просто добавив параллельно еще одну плату с реле.


Снизу платы видны пары резисторов около каждого реле. Вообще изначально у меня была мысль купить именно такой регулятор, но потом я передумал и позже объясню, почему.


Примерно по такой же схеме собран и известный регулятор Никитина, его преимущество в том, что входное и выходное сопротивление всегда постоянно, что лучше сказывается на качестве работы и меньшем влиянии на параметры остальной схемы.


Как было написано выше, ступенчатые регуляторы позволяют реализовать дистанционное управление, но при желании можно купить и обычный регулятор «с моторчиком», управляемым специальным контроллером. Фактически так и есть, вал переменного резистора можно вращать как вручную, так и с пульта, тогда это будет делать небольшой двигатель с редуктором, при этом ручка регулировки также будет вращаться, а если добавить к ней какой нибудь светодиод индикации положения, то смотрится это довольно эффектно.


В общем думал я думал, какой регулятор применить и случайно натолкнулся на весьма любопытный вариант, который меня больше заинтересовал типом дисплея, но об этом чуть позже.
В комплект входит:
1. Плата регулятора
2. Плата управления с дисплеем
3. Пульт ИК ДУ
4. Светофильтр
5. Провода подключения питания и выхода
6. Шлейф для соединения плат, длина 280мм
7. Ручка регулятора.

Также отдельно можно докупить
1. Трансформатор питания 12 Вольт 5 Ватт — $2.22
2. Плата управления нагрузкой — $3.7
3. Доплатить за позолоченные RCA разъемы — $1.47

Я покупал в «базовой» комплектации так как трансформатор у меня есть, плату реле можно сделать самому, а в «позолоченные» разъемы за полтора бакса я мало верю. Волновался чтобы в пути не разбили дисплей, но все обошлось.


Комплект всяких мелочей ничего особенного из себя не представляет, синий светофильтр, дешевенькая ручка и пара проводков.
Защитную бумагу со светофильтра я пока снимать не буду так как мне его еще ставить в корпус и не хотелось бы поцарапать.


Пульт похоже от какого-то телевизора AOC, в меру удобный, но имеющий глянцевый корпус. Смотрится неплохо, хотя кнопок могло бы быть и меньше так как большая часть из них не нужна.
Входы можно переключать как кнопкой Input 1-2-3-4, так и кнопками Bright в любом направлении.


Основная плата, на ней расположены реле, регулятор и узел питания всего комплекта.




Не знаю что подразумевалось под «позолоченными» разъемами, за которые надо было доплатить отдельно, но я получил с такими как на фото. Плата умеет коммутировать сигналы от четырех источников, все входы вынесены на один большой блок разъемов.


Пайка местами на троечку, хотя общее качество изготовления понравилось, аккуратно, есть крепежные отверстия, маркировка.


Плата питается переменным напряжением 12 Вольт, хотя у меня она без проблем работала и от 9. На некоторых конденсаторах имеется маркировка фирмы Elna, хотя на мой взгляд в данном случае это не имеет значения, не говоря о том, что китайцы те еще затейники и верить таким маркировкам можно далеко не всегда.
Также судя по всему на плате есть и умножитель напряжения так как дисплею требуется заметно больше чем 12-15 Вольт. Но в умножителе нет ничего плохого, хуже было бы если разработчик поставил импульсный преобразователь напряжения.


Также здесь установлены четыре стабилизатора напряжения, два (78L05 и 79L05) питают регулятор, один 7805 питает реле, второй отвечает за плату управления.


А вот и регулятор с четырехканальным коммутатором.


Регулировкой уровня сигнала занимается специализированный чип CS3310 производства Cirrus logic. В начале обзора не были указаны характеристики регулятора, но так как фактически они зависят от данного чипа, то корректнее привести их именно в таком виде. Хотя корректность это понятие относительное, так как они относятся к оригинальному чипу, а какой стоит здесь, я сказать не могу.


Выше я не зря писал о ступенчатых регуляторах сигнала. Дело в том, что данный регулятор также ступенчатый. На блок схеме красным выделен узел аттенюатора, т.е. делителя, а зеленым — регулируемый усилитель.
В отличии от обычного переменного резистора регулятор умет работать в двух режимах, ослабления (-95.5 дБ — 0) и усиления (0-31.5 дБ), за ослабление отвечает аттенюатор, а за усиление — усилитель с изменяемым коэффициентом усиления.


Схема включения регулятора предельно проста, потому собственно и определяются характеристики набора именно характеристиками чипа, хотя некоторые параметры можно при желании испортить неправильной трассировкой.
Изначально регулятор двухканальный, но судя по даташиту он допускает каскадирование и его можно применять и в многоканальных системах, нужен просто еще один или несколько таких чипов.


На плате находится разъем для подключения панели управления, а также неизвестный мне чип со стертой маркировкой.


Как было указано выше, плата может управлять включением дополнительной нагрузки. Для этого на плате имеются контакты подключения реле. На этих контактах появляется 5 Вольт при включении регулятора в рабочий режим, коммутация по минусу.
Данный выход можно использовать для управления подачей питания на усилитель мощности.


1. Чип регулятора CS3310
2. Транзисторная сборка ULN2003 для управления реле, она же управляет и дополнительным выходом.
3. Сигнальные реле TX2 на напряжение 5 Вольт. Где-то дома должны быть такие же реле, только фирменные, может сравню позже.
4. Неизвестный мне чип, зачем стерли маркировку — загадка.


Снизу платы пусто, большая часть полигонов используется как экран от помех.


Так как чип регулятора имеет цифровое управление, то в комплекте идет плата управления и индикации.


Управление соответственно может быть как от энкодера, так и от пульта, для этого на плате установлен фотоприемник, по понятным причинам светофильтр должен захватывать и его.


А это то, из-за чего я отчасти остановил свой выбор именно на данной модели регулятора, VFD дисплей, или по нашему ВЛИ (Вакуумно Люминесцентный Индикатор).
Собственно из-за этого данную плату можно назвать «теплой и ламповой», так как ВЛИ это и есть самая настоящая радиолампа, правда не имеющая никакого отношения к звуку. Дисплей правда здесь самый обычный, подобные применяются в калькуляторах и подобных устройствах где достаточно 9 знакомест.


Скажу честно, мне действительно нравятся подобные вещи и я бы не отказался от подобных дисплеев, но в виде аналогов обычным 1602, 2004 и т.п., но стоят они обычно очень дорого, правда и смотрятся красиво.


Контроллер управления и прочие элементы вынесены на обратную сторону платы, а сама плата выполнена в том же дизайне что и плата регулятора. Правда есть замечание, плата не совсем ровная, она немного выгнута в сторону от передней панели.


Контроллер управления регулятором и драйвер дисплея.


На плате имеются контакты для подключения внешней клавиатуры и месте для перемычек.
1. Зеленый — клавиатура — выключение звука, выбор входа, регулировка громкости. В отличии от энкодера здесь есть функция выключения звука, но нет кнопки выключения.
2. Красный — режим работы полный (аттенюатор + усилитель) или только аттенюатор.
3. Желтый — отключение функции запоминания настроек.


1. Микроконтроллер управления — 12C5A60S2
2. Драйвер дисплея — PT6312BLQ
3. EEPROM, предположительно для хранения настроек.
4. Пайка фотоприемника. сначала решил что все плохо, но позже выяснилось что такой вид только снизу, сверху пайка отличная.


Чтобы проверить регулятор, подключил трансформатор питания 9 Вольт, соединил шлейфом платы и… все, можно включать.


Со вспышкой, да без светофильтра пытаться что либо разглядеть на дисплее нереально, хотя здесь я даже подкорректировал изображение в фотошопе.


Без вспышки или с каким нибудь светофильтром все заметно лучше, сам по себе индикатор весьма яркий.


На странице товара есть примеры применения данного регулятора, а точнее — оформления передней панели с ним, хотя в некоторых вариантах применен явно другой светофильтр, заметно более длинный.


Я же пока временно ограничился кусочком зеленого светофильтра, который нашел дома и ниже расскажу о режимах работы.
1. Выключено, на дисплее светится только точка правого разряда.
2. После короткого нажатия на энкодер регулятор переходит в основной режим работы, при этом на дисплей вылазит надпись Hello, которая затем пропадает. Выше я писал что у платы есть выход включения дополнительной нагрузки, на нем питание появляется сразу после нажатия на энкодер. При подаче питания на плату, она кратковременно щелкает релюшкой, в дежурном режиме все реле отключены. Для перевода платы в дежурный режим надо удерживать энкодер нажатым примерно пару секунд.
3. На дисплей выводится номер включенного канала и уровень ослабления/усиления сигнала.
4. Если на время замкнуть контакты Mute, то в поле уровня выводятся прочерки, повторное замыкание контактов опять включает звук.
5, 6. Минимально может быть -96 дБ, максимально +31.5 дБ. В даташите был указан диапазон -95.5 — +31.5 дБ.

И вот в последнем показанном пункте и кроется небольшая засада, полный диапазон регулировки составляет 256 уровней, а так как энкодер имеет 20 положений на один оборот, то для перехода от минимума до максимума надо сделать почти 13 полных оборотов. Я конечно люблю плавную регулировку, но всему есть свои пределы… На мой взгляд достаточно 30 ступеней регулировки, ну если хочется плавности, то 60-65, но 256…


Немного улучшить ситуацию позволяет отключение встроенного усилителя, это дает два положительных момента:
1. Усилитель меньше вносит искажений в сигнал (предположительно)
2. Вместо 256 ступеней будет «всего» 192 или 9.5 оборотов энкодера.

Еще увеличить удобство можно заменой энкодера на вариант с 24 положениями, тогда будет уже только 8 оборотов.

Если удалить перемычку Р5, то встроенный усилитель отключится, а максимально на дисплее будет уже 00.0, а не 31.5. Также на фото видны разные варианты включенных входов, 1 и 4. Входы переключатся коротким нажатием на энкодер.
Память режимов есть, но после полного снятия питания регулятор включится в режим который был перед корректным отключением, раздельной памяти на каждый вход нет, уровень громкости один на все входы. Если запаять перемычку блокировки памяти, то при каждом включении будет активирован первый вход и уровень сигнала -46.0 дБ.


Из-за того, что дисплей включен всегда, то потребление от режима работы почти не меняется, 187 мА в дежурном и 236 мА в рабочем режиме. Потребление указано по переменному току, мощность около 1.7 и 2.2 соответственно.


Естественно была проведена небольшая проверка, но по большей части я скорее уперся в возможности моих измерительных приборов и в частности — осциллографа. Для регулятора громкости ключевым является обычно линейность регулировки, вносимые искажения и разделение каналов, но я как-то даже не знаю как проверить все это при помощи одного генератора и простенького осциллографа. При входном напряжении 2.65 Вольта и уровне -70 дБ вольтметр показывает на выходе около 1мВ.

Для теста использовался полностью аналоговый генератор 10 Гц — 100 кГц и осциллограф DS203.
Сначала проверил как выглядит картинка на частоте 10 Гц.
1. Входной сигнал
2. Выходной сигнал на уровне 0 дБ.
3. Выходной сигнал на уровне +8.5 дБ
4. На уровне +9.0 дБ началось ограничение, но оно определяется размахом входного сигнала.
5. Уровень -45 дБ
6. Уровень -30 дБ


Частота 20 кГц.
1. Входной сигнал
2. Выходной сигнал на уровне 0 дБ.
3. Выходной сигнал на уровне +12 дБ
4. Так как размах входного сигнала здесь меньше, то ограничение началось на уровне +12,5 дБ, при дальнейшем увеличении усиления сигнал постепенно превращается в прямоугольник.
5. Уровень -45 дБ
6. Уровень -30 дБ


Максимум что умеет мой генератор — 100 кГц, на этой частоте я также решил проверить.
1. Входной сигнал
2. Выходной сигнал на уровне 0 дБ.
3. Выходной сигнал на уровне +11,5 дБ
4. Выходной сигнал на уровне 12.5 дБ, при 12.0 дБ ограничение было почти незаметно потому я выбрал 12.5 для наглядности.


Так как усилители мощности пока не готовы, ЦАП вообще еще не приехал, то пробовал немного с этим усилителем, работает нормально, по крайней мере единственный исправный канал :)
Собственно говоря именно этот усилитель я и буду переделывать, понимаю, явно не Одиссей, но что имеем. Хотя если учитывать что от него по сути останется только корпус, ну возможно еще трансформатор и радиатор, то не думаю что это важно, хотя у того же Одиссея вид и конструкция куда как более солидная.


Пока вкратце могу сказать, что все работает, в этом плане нареканий у меня нет. Звук регулируется, пульт работает, дисплей отображает всю необходимую информацию, искажений звука не замечено. Отмечу отсутствие импульсных преобразователей для питания дисплея, хотя индикация все равно динамическая, но в данном случае это ограничение самого дисплея.
Но есть и недостаток, слишком плавная регулировка сигнала, потому я скорее всего заменю энкодер и отключу встроенный усилитель.
Кроме того хотелось бы иметь раздельную регулировку уровня громкости для каждого входа, но это уже скорее к разряду «хотелок», потому как обычно такое не используется.

Общее качество изготовления неплохое, откровенных косяков не наблюдаю. Оригинальность чипа регулятора проверить не могу, увы.

Спонсором данного обзора выступил посредник yoybuy.com, который взял на себя оплату доставки.
Стоимость комплекта вместе с доставкой к посреднику выходит $30.66, стоимость доставки от посредника зависит от разных факторов. Весит набор 364 грамма, информация со страницы заказа у посредника.

На этом у меня пока все, как обычно жду вопросы, советы, пожелания и тому подобное, надеюсь что обзор был полезен.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
Планирую купить +33 Добавить в избранное +88 +128
+
avatar
  • aleyer
  • 22 июля 2018, 15:31
+10
Прекрасный обзор!
Единственное замечание по вот этому абзацу:
Если заменить переключатель на реле, то можно сделать более красивое решение, к тому же имеющее возможность дистанционного управления. Правда в целях упрощения резисторы в этом случае управляются двоичным кодом и насколько я понимаю получается только линейный регулятор.
До того, как я сам повторил такую конструкцию (регулятор Никитина с управлением на МК), я не совсем понимал принцип работы. Двоичным кодом управляются реле и это означает, что есть 2^n возможных положений громкости, где N — количество реле. Но аттенюация, добавляемая каждым из реле зависит только от номинала резисторов, которые образуют резистивный делитель. Стандартный вариант — -1дБ, -2дБ, -4дБ, -8дБ и так далее. Я, например, сделал шаги -1,5дБ, -3дБ, -6дБ, -12дБ, -24дБ и -48дБ и получил регулятор с логарифмической прогресией, 64 положениями с шагом 1,5дБ и максимальным ослаблением сигнала в -96дБ.
До этого в усилителе почему-то стоял регулятор и линейной зависимостью, после замены разница в плавности регулировки была прекрасно слышна.
+
avatar
  • kirich
  • 22 июля 2018, 17:27
+4
Исправил, почему-то всегда считал что в двоичном коде можно только линейную, но на 100% уверен не был, спасибо.
+
avatar
  • KVI
  • 22 июля 2018, 15:43
+7
Индикация дежурного режима точкой — неудачное решение. Лучше светодиод дополнительный и отключать накал в дежурке. Меньше потребление да и индикатор дольше прослужит.
При таком процессоре вполне могли и переменную характеристику регулировки энкодером — быстрее крутишь — быстрее изменение громкости. Медленнее — получаешь точнее установку.
+
avatar
  • kirich
  • 22 июля 2018, 17:29
+7
Индикация дежурного режима точкой — неудачное решение. Лучше светодиод дополнительный и отключать накал в дежурке. Меньше потребление да и индикатор дольше прослужит.
Ну тут как посмотреть. У меня дома часы с ВЛИ, работают уже примерно 30 лет, пока живы :)

При таком процессоре вполне могли и переменную характеристику регулировки энкодером
Могли конечно, спору нет. Кроме того, драйвер дисплея поддерживает регулировку яркости, можно было мелкий фотодатчик поставить и приглушать свет автоматом ночью.
+
avatar
  • KVI
  • 22 июля 2018, 18:11
+2
Ну тут как посмотреть. У меня дома часы с ВЛИ, работают уже примерно 30 лет, пока живы :)
А я наоборот имею только негативный опыт постоянно включенного ВЛИ.
В частности (из личного): ВМ Smsung VK320, МЦ Panasonic, спутниковый тюнер VU+Uno… Могу продолжать и продолжать. Выгорает люминофор, теряет эмиссию катод(накал). Занимался профессиональным ремонтом этой техники — примеров масса. Причем далеко недешёвых брендов.
А всего-то добавить светодиод и копеечный полевик в цепь накала.
+
avatar
  • kirich
  • 22 июля 2018, 18:20
+2
А всего-то добавить светодиод и копеечный полевик в цепь накала.
Насколько мне известно, нельзя просто отключать накал без «высокого», но это касалось кинескопов.
А так вполне можно все это доработать, команда «вкл» на плате есть.
+
avatar
  • KVI
  • 22 июля 2018, 18:21
+2
Здесь на аноде — всего-то вольт 30 максимум.
+
avatar
  • Helfix
  • 22 июля 2018, 15:51
+2
Если имеется хорошая звуковая карта — неплохо бы пропустить через неё и замерить на RMAA или SpecraPlus… Осцилограммы без спектра бесполезны.
+
avatar
  • kirich
  • 22 июля 2018, 17:31
+2
Если имеется хорошая звуковая карта — неплохо бы пропустить через неё и замерить на RMAA или SpecraPlus…
Есть Креатив лайв 5.1, но в старом компьютере, не знаю даже заведется ли он. Но насколько я могу судить, в диапазоне 10 Гц — 100 кГц характеристика линейна, по крайней мере до единичного коэффициента передачи.
+
avatar
+3
Спасибо было интересно
+
avatar
+5
Кстати о регуляторах на переключателях:

И вроде как довольно таки давно их ALPS делает, про менее именитых промолчу :)
Когда то, ради интересу, делал регулятор громкости на обычном умножающем ЦАПе, за давностью лет уже и не помню, на каком, и не помню тонкостей результата.
Да, регулировалось, да, нормально (на мой неискушенный слух), да, не совсем удобно было двумя кнопками громкость регулировать.
Но зато как круто… :)

На таких индикаторах когда то делались индикаторы уровня, но не долго: нижний ряд сегментов смещен относительно верхнего, и все одного цвета — поэтому довольно быстро перешел на светодиоды.
Но с тех пор к «непрофильным» индикатором в аудиотехнике у меня осталось некоторое предубеждение.

С ПДУ китайцы, конечно, погорячились: могли бы подобрать что то с соответствующим количеством кнопок, или задействовать (придумать, для чего — они такие фантазеры...) все кнопки этого и заменить надписи на фальшпанели.
А то создается впечатление (верное, по моему), что просто решили что то сделать, что бы продать, а что малым тиражом делать невыгодно — приспособить что то.
И — имхо — не хватает баланса.
А если вернуться к пульту…
Подозреваю, что по мере продолжения сборки усилителя вылезут еще «хотелки», которые с этим пультом может получится реализовать, а может и нет.

В любом случае — жду продолжения, интересно ведь, да еще с обычным фундаментальным подходом кирича :)
+
avatar
  • KVI
  • 22 июля 2018, 18:16
+1
Подозреваю, что по мере продолжения сборки усилителя вылезут еще «хотелки», которые с этим пультом может получится реализовать, а может и нет.
Да запросто — дополнительный контроллер (хотя бы и Attiny13) с обучением команд этого пульта. Где-то я встречал подобный проект.
+
avatar
+1
Тогда может наоборот, кнопок не хватить. :)
Но, в принципе, можно и свой пульт сделать при большой необходимости.
Хотя и муторно…
+
avatar
  • kirich
  • 22 июля 2018, 18:16
+6
На таких индикаторах когда то делались индикаторы уровня, но не долго: нижний ряд сегментов смещен относительно верхнего, и все одного цвета — поэтому довольно быстро перешел на светодиоды.
Для индикаторов у меня есть такие индикаторы, но скорее всего они будут не в этой версии усилителя, жалко :)


С ПДУ китайцы, конечно, погорячились
Согласен, могли добавить ту же регулировку яркости дисплея, даже кнопки соответствующие есть, режим памяти, настройки без перемычек (кнопка меню) и т.п.

И — имхо — не хватает баланса.
Тоже так думал, но вроде сейчас отказались от регулировки баланса, что для меня также странно.

Подозреваю, что по мере продолжения сборки усилителя вылезут еще «хотелки».
Скорее всего.
+
avatar
  • KVI
  • 22 июля 2018, 18:18
+2
Ооооо. ИН13 — да вы, батенька, гурман :)
Делал подобный индикатор уровня в студенчестве.
+
avatar
  • kirich
  • 22 июля 2018, 18:21
+2
Делал подобный индикатор уровня в студенчестве.
Они у меня еще с прошлого века лежат :)
Покупал именно для индикатора уровня, но потом все это забросил.
+
avatar
+4
ИН13 помню в двух местах: Олимп-004 и автотрансформаторы, типа такого:

Но да, когда первый раз этот Олимп в магазине увидел — жутко понравилось.
Потом как то прошло…
Тоже так думал, но вроде сейчас отказались от регулировки баланса, что для меня также странно.
Сейчас от многого отказываются.
Если человек музыки не слышит (только не ругайте меня аудиофилом — я не он), то ему ничего не поможет.
Если слышит — то ничего не помешает.

Помнится, в 80-х каажется годах, на ВДНХ (?) проходила выставка радиолюбителей.
Сделали ребята автоматический эквалайзер: в зоне прослушивания — измерительный микрофон, на вход УНЧ — шум с известным спектром, эквалайзер подстраивает частотную характеристику всего тракта: усилитель-акустическая система-акустические характеристики помещения.
То бишь фактически от слушателя требуется только слушать.
Правда, расчет при этом на идеальный входной сигнал…

Так что баланс нам не помешает, да и темброблок, хоть и простенький…
+
avatar
  • KVI
  • 22 июля 2018, 19:18
+2
ИН13 помню в двух местах: Олимп-004 и автотрансформаторы, типа такого:
В трансах были двухвыводные ИН-9. Тоже работали, но «качество» полоски было похуже, чем у ИН-13.
+
avatar
0
Тады неправ. Я его только снаружи видел :)
+
avatar
0
Дык один черт — когда только через щель баллон лампы видишь (как я этот трансформатор) — отличить затруднительно…
+
avatar
+1
не очень понял про ваше «вднх», это о чём вообще?
такие технологии были в приемлемом виде ещё в 60-х, а теория была ещё в 18 веке или даже раньше.
и на таком принципе работают сейчас.
ну вот все эти Shure и Bose, разве что техпроцесс позволяет это не на грузовике возить.
+
avatar
+3
так может сепктроанализатор у китайцев взять на обзор и заодно внедрить? у них весьма интересные есть… и по-моему даже на VFD встречаются.
+
avatar
+9
+
avatar
  • KVI
  • 22 июля 2018, 19:20
+2
«Теплый, ламповый, аналоговый» анализатор :) Все по фен шую.
+
avatar
+1
судя по оформлению, там наверное ещё и измерительный тракт на лампах ;-)
+
avatar
  • KVI
  • 22 июля 2018, 19:24
+3
Вряд ли. Столько узкополосных фильтров на лампах — электричества не хватит на его питание и охлаждение.
+
avatar
  • SBVF
  • 22 июля 2018, 22:29
+1
могли добавить ту же регулировку яркости дисплея
У JBL on time есть авторегулировка яркости дисплея с помощью датчика освещенности. Очень прилично работает.
+
avatar
-1
кто-то когда пользовался балансом?
я только в машине использовал это. ровно один раз
+
avatar
+2
У китайцев всё это есть.И пульты не такие в комплекте, и корпуса под ето всё хозяйство. Вопрос только в том что цена уже иная.
+
avatar
  • moyemail
  • 23 октября 2019, 11:44
0
У китайцев всё это есть.И пульты не такие в комплекте, и корпуса под ето всё хозяйство.
— не подскажете, где эти модули продают китаи?
— на тао?
— как их искать?
+
avatar
  • aleyer
  • 25 июля 2018, 01:37
+1
Кстати, на фотографии — не Alps. RK27 — это «обычный» потенциометр. А это, видимо, мелкосерийное изделие какой-то ныне почившей компании из японии в корпусе от Alps'а.
+
avatar
0
Накал индикатора переменкой? Или как-то иначе?
+
avatar
  • KVI
  • 22 июля 2018, 18:24
0
Врядли. Переменка входная одна — 12В. Накальной обмотки не видать. Балластного резистора тоже. Скорее всего постоянка.
+
avatar
  • kirich
  • 22 июля 2018, 18:26
+2
Переменка, ниже ответил. Частоту не смотрел, но постоянка через конденсаторы точно не пролезет :)
Затертая микруха в режиме генератора. Т.е. цепь такая — выход микрухи/конденсатор/нить накала/второй конденсатор/земля.
+
avatar
  • kirich
  • 22 июля 2018, 18:24
+3
Вообще не задумывался, но после Вашего коммента решил проверить, переменкой, а генерит ее… затертая микруха :)
+
avatar
  • KVI
  • 22 июля 2018, 18:26
0
Оооо… Может это ICL7660?
+
avatar
  • kirich
  • 22 июля 2018, 18:27
+1
Вряд ли, она токи большие не может, но надо посмотреть схему включения внимательнее.
+
avatar
  • KVI
  • 22 июля 2018, 18:35
0
Судя по включению и обвязке, какой-то лоу друп вольтаж линейный стабилизатор. С выходным напряжением, заданным резистивным делителем.
+
avatar
  • kirich
  • 22 июля 2018, 18:42
+2
Судя по включению и обвязке, какой-то лоу друп вольтаж линейный стабилизатор.
Однозначно не линейник, там прямоугольник на выходе, осциллографом глянул, а на накале потенциал -14 Вольт относительно общего провода.
+
avatar
0
Возможно NE555
+
avatar
  • kirich
  • 26 июля 2018, 20:08
0
Все может быть. Только зачем стирать маркировку, странно.
+
avatar
0
только вчера искал схемы питания вли
там делается легко
kevinrye.net/index_files/vfd_ac_filament_driver.php
+
avatar
0
В одной конструкции встретил постоянку на накале. И ничего, индикатор равномерно светится. Чудно.
+
avatar
  • KVI
  • 23 июля 2018, 08:35
0
А чего чУдного? Это же обычная лампа. Электроны летят с катода на анод и заставляют светиться люминофор. Первые приемники так и работали — от батарей: анодная и накальная.
+
avatar
+2
От постоянки на накале, ВЛИ светится неравномерно, от плюса к минусу.
+
avatar
0
светится, но недолго
к тому же неравномерность засветки бывает на разных индикаторах, я пробовал
как-то была куча их, но 95% некуда применить было и выбросил
+
avatar
  • wwest
  • 23 июля 2018, 11:27
+1
Накал постоянкой-быстрая смерть лампы.Деградация люминофора, неравномерное свечение.
Постоянный накал применяли а портативных переносных радиостанциях с питанием от батарей, мирились с недостатками, вес и так был не маленький.
+
avatar
+5
не очень длинный обзор, да: о)
путаница с обозначениями регуляторов просто бесит, когда делал свой прибор — купил с рук около 40 штук регуляторов, оказались не те. и в «подвальных» магазинах не всегда в курсе В у них или B, А или A, ну там хоть обменять можно.

а можно купить готовый ресивер и не иметь себе голову.
разве что в качестве хобби или прототипа это всё строить.
+
avatar
+1
Отличный обзор.
3310 — старый, неплохой чип по звуку, но pga2311 получше.
+ есть новый, не помню модель, от АК.
+
avatar
  • seacat
  • 23 июля 2018, 23:53
+1
Если вспомните, напишите, пожалуйста. В многоканальных вариантах бывает полезно, особенно с учетом совершенно конской цены на PGA2311
+
avatar
0
где Вы видите " совершенно конской цены на PGA2311"?
тем более у них есть 4х канальная версия
+
avatar
  • seacat
  • 24 июля 2018, 08:50
+1
Так обычно получается, что, если не надо сразу 100-1000 шт одного вида микросхем + еще столько же другого, цена в 4-5 уе с завода (в партии от 1000 шт) по дороге к заказчику превращается в 10-20 евро/шт.
В Украине, к сожалению, выбор поставщиков не слишком велик. Более-менее возимый зарубежный продавец — TME, у них еще в Европе цена выше 10 евро/шт без учета доставки: www.tme.eu/ru/katalog/#search=PGA23
В местных магазинах она превращается в 15-20 евро/шт в мелких партиях: www.kosmodrom.com.ua/prodlist.php?name=PGA23 (неудивительно, поскольку эту позицию они явно берут из TME и под заказ)
Через РКС не лучше выходит: www.rcscomponents.kiev.ua/modules.php?name=Asers_Shop&s_op=search&query=PGA23
Сеа, ВДМаис, Биаком и другие, грубо говоря, такими микросхемами вообще не занимаются. Тут выбор потенциальных поставщиков, можно сказать, и закончился почти.
Брать именно эти микросхемы от китайцев с ебея по 10-15 долларов/шт как-то не очень хочется, шансы купить подделку слишком высоки.
Конечно, можно поискать, кто повезет из Маузера или Диджикея, но их еще надо найти, договориться и у них тоже есть свои аппетиты. Можно самому попытаться заказать, но опять-таки, если надо только несколько микросхем — цена с доставкой выходит, обычно, не очень интересная.
Скорее всего, с AK ситуация будет не лучше, потому как, если она и дешевле от производителя, то найти ее в продаже оригинальную будет еще тяжелее, но хотя бы знать возможные варианты всегда полезно.
+
avatar
0
так и берите в TME, в чем проблема?
+
avatar
+1
«Примерно по такой же схеме собран и известный регулятор Никитина, его преимущество в том, что входное и выходное сопротивление всегда постоянно, что лучше сказывается на качестве работы и меньшем влиянии на параметры остальной схемы.»

но дорого. там очень хорошие реле и фирменная резистивная матрица, заказная (те. просто так не купишь, они не продаются).
+
avatar
+1
Да ну ладно. В сети есть масса примеров повторений этого регулятора, и самый известный вегалабовский, и там резисторы далеко не «космические», там вообще есть, кажется, вариант голой платы с контроллером прошитым, ставь реле и резисторы на свой вкус.
+
avatar
0
вегалаб в приличном обществе не упоминают.
концентрация фриков и wannabe-инженеров там зашкаливающая.
+
avatar
0
дело даже не во фриках.

Ставить дрянные реле в звуковую цепь, причём 7 штук в цепочку, имея целью получить качественный звук — это идиотизм.
Но да, такие персонажи, с ярко выраженными симптомами, на вегалабе есть.
+
avatar
+4
Угу… А сайт Паяльник это для кого-то воняльник, а на Аудипортале одни шизотерики, а уж на (нужное вставить) вообще такие личности… И опа, внезапно, список подобных ресурсов вдруг закончился. Всё, приехали, некого в приличном обществе упоминать. Ну почему на англоязычных ресурсах такого нет? Или я просто мало их читал?
+
avatar
-1
Ну я и говорю — концентрация зашкаливает. Аж до муськи расплескалось.
+
avatar
  • moyemail
  • 18 октября 2019, 02:39
0
А сайт Паяльник это для кого-то воняльник, а на Аудипортале одни шизотерики, а уж на (нужное вставить) вообще такие личности… И опа, внезапно, список подобных ресурсов вдруг закончился.
— у куды ж тогда чайнику за советом податься??
:((
+
avatar
-1
" и там резисторы далеко не «космические», там вообще есть, кажется, вариант голой платы с контроллером прошитым, ставь реле и резисторы на свой вкус. "

нет никакого практического смысла в том регуляторе, если ставить дешевые реле с черт-те какими контактами.
Заменить резистивную матрицу на просто хорошие фирменные точные резисторы можно, но это, в целом, тоже недешево.
+
avatar
+2
Так там если покопаться то можно найти требования к реле, да и те Takamisawa что так понравились автору именем которого названа конструкция не такие уж и недоступные. А по поводу недёшево… Ну да, есть такое, и часто это сильно охлаждает пыл что-то повторить. Ну что поделаешь, аудио вообще удовольствие которое трудно назвать дешёвым.
+
avatar
+5
Эх, мне бы быть таким умным как kirich…
+
avatar
+5
крутилка на 10 оборотов…
там шуруповертом громкость добавлять придется)))
+
avatar
  • pet80
  • 22 июля 2018, 22:14
+3
И вот решил я обратить внимание на усилители, ЦАПы и прочие аудиоустройства
Направление несомненно интересное, но какое то стремное, скользкое… имею ввиду, что если придется давать оценку, то:
— на основе личного восприятия, типа мягкий звук, басы,… имхо вызовет холивар на темы «теплый ламповый звук» и т.д.
— Качественную/количественную: коэф. гармоник, интермодуляционные искажения и т.д. где взять соответствующие приборы.
А за обзор традиционно +++.
+
avatar
  • Romans
  • 22 июля 2018, 23:31
+4
Спасибо за обзор. Раньше заказывал подобный регулятор, но он на индикаторе знаковом жки 2х16, и без реле. Минус моего, по сравнению с вашим, что нет ВЛИ (круть, ламповость, шик), и коммутация не реле, а микросхемой. Но зато у моего меньше шаг регулировки, и на индикаторе видно какой вход включен по названию (при заказе можно было списаться с продавцом и заказать название каналов). Выход на реле коммутации тоже есть (я задействовал), и при выключении он запоминает канал и громкость. Единственный косяк, который я пока не поборол, если резво крутить енкодер, то громкость может не меняться, а стоять на месте, а то и скакать то взад, то вперед :(. Также добавил в качестве кнопки включения Sonoff Basic — теперь включать можно и кнопкой, и через телефон, и настраивать время вкл/выкл (использую как будильник). Колонки подключены через реле, т.е. когда включаю коммутатор, включаются колонки. Сверху пока не доделанная передняя панель интернет приемника. Планирую сделать еще усилитель, но пока не могу купить мастеркитовский индикатор MP1054 (вна Украине его не достать), а на просторах Китая подобного нет :(

+
avatar
+2
за синюю подсветку нужно делать что-то нехорошее с теми кто её пихает во все места.
+
avatar
0
синяя банально дешевле, чем приятные желтые и красные оттенки.
+
avatar
  • kirich
  • 22 июля 2018, 23:42
+2
и при выключении он запоминает канал и громкость.
Так здесь тоже запоминает, если корректно выключать. :)

Единственный косяк, который я пока не поборол, если резво крутить енкодер, то громкость может не меняться, а стоять на месте, а то и скакать то взад, то вперед :(.
Здесь такого нет, я пытался крутить насколько возможно быстро.
+
avatar
  • Romans
  • 22 июля 2018, 23:47
0
Так здесь тоже запоминает, если корректно выключать. :)
В моём я просто выключаю из сети, кнопка (точнее соноф) рубит 220В. :)
+
avatar
  • Romans
  • 22 июля 2018, 23:44
+3
Плата на LC75342. На алиекспресе мо ней можно искать, я свою уже года 2-3 назад заказывал.
+
avatar
  • fatman
  • 23 июля 2018, 14:39
+1
Кстати, на этой плате вроде бы можно реализовать режим stand by (возможность заложена, но не реализована), только нужно 5V отдельно подать и реле подключить. Заодно электролиты на всех 4-каналах замените на пленку по 1мкф и убогий пульт сразу склонировать на более удобный.
+
avatar
  • Romans
  • 23 июля 2018, 15:35
0
Да, я использовал режим stand by, с пульта можно выключить. Но мало пользуюсь, т.к. особо неудобно, и постоянно работает трансформатор.
+
avatar
  • fatman
  • 24 июля 2018, 08:47
0
Обычно транс небольшой ставят — отдельно для ДУ, раньше в старых теликах такие стояли, типа ТП-8-5 (вторичка 9V, 0,65A) или какой-нибудь из этой серии перемотаете вторичку.
+
avatar
  • Romans
  • 24 июля 2018, 10:24
0
Сейчас вместо него дежуркой работает Соноф Бейсик :)
+
avatar
0
Минус моего, по сравнению с вашим, что нет ВЛИ (круть, ламповость, шик), и коммутация не реле, а микросхемой.
Коммутация микросхемой это минус? А в чем недостаток?
+
avatar
  • Romans
  • 23 июля 2018, 01:32
+1
В том, что сигнал по любому изменяется, а тут реле, контакты… Но дело в том, что в устройствах такого класса вряд ли услышишь разницу :)
+
avatar
0
сигнал по любому изменяется
Почему мы так не любим микросхемы? :-)
+
avatar
  • fatman
  • 23 июля 2018, 08:41
+1
Есть такой регулятор громкости и тембра и заодно коммутатор на 4 входа без использования реле. Брал такой года 3 назад. Реализован на микросхеме LC75342. Продают и сейчас, например здесь www.aliexpress.com/item/YJ-LC75342-Four-channel-audio-input-Remote-control-preamplifier-completed-board-LCD-display/32398444217.html?spm=a2g0s.8937460.0.0.365f2e0e3UMesR
Сразу заменил все электролиты на пути аудиосигнала на всех четырех каналах на пленочные по 1мкф.
И пульт сразу был склонирован на более удобный.
+
avatar
0
В даташите на cs3310 написано 2 канала, а на плате написано 4. Это как?)
+
avatar
  • kirich
  • 22 июля 2018, 23:44
+3
а на плате написано 4. Это как?)
Так там же написано — 4 channel switch.
Регулятор стерео, коммутатор на 4 входа.
+
avatar
+1
а в чём проблема? регулятор на 2 канала, а коммутация на другой логике. и их 8 по-факту.

кстати, каналов 8, а на плате 4 написано. хм. wtf?

или они стеропару как канал подразумевают?
+
avatar
  • kirich
  • 22 июля 2018, 23:57
+2
или они стеропару как канал подразумевают?
Конечно, пары то работают синхронно, потому коммутатор четырехканальный.
В Ethernet коммутаторе тоже ведь по количеству разъемов считают, а не парам проводов :)
А в каждом разъеме 2 или 4 пары по сути коммутируются.
+
avatar
0
ну с электротехнической точки зрения это может и правильно, с звукотехнической — нет. каналов-то именно восемь в данном аппарате.
в мультикоре ведь не считают входной как как одну «розетку».
а в Ethernet считают не разьёмы и провода, а порты.

upd: да нет, с какой стороны не посмотри 4-pair должны были написать. или там 4-stereo.
но это я уже как пьяный до радио видимо. и тем не менее — некорректно.
+
avatar
0
1. На али или ебее есть подобный сабж за разумные деньги?
2. Какое сопротивление этого РГ?
+
avatar
  • fatman
  • 23 июля 2018, 09:08
0
Можно такой www.aliexpress.com/item/-/32856572031.html?spm=a2g0s.8937460.0.0.365f2e0e3UMesR
Но тут вроде бы на 4 канала на PT2313 или на LC75342
+
avatar
+1
Дополнительный тип — W, производится только в импортном варианте. S-образная характеристика регулировки,
Давным давно отечественные переменные резисторы с С-образной характеристикой ставились в активные регуляторы тембра (НЧ и ВЧ).
С — (специальная).
+
avatar
0
Доброе время суток!

Немного не по теме — но может кто знает. В обзоре переключать каналов на реле. В комментах упоминаются чипы LC75342 и PT2313. Но это тоже переключатели.
Может кто знает чип «микшер»? Т.е. у меня есть 4 стерео входа и 1 стерео выход. Мне нужно иметь возможность делать микс типа с первого входа 10% громкости, со второго 40% и т.д. Т.е. чтобы была возможность одновременно с нескольких входов (с разной громкостью) подавать сигнал на выход. При этом у чипа обязательно должно быть цифровое управление (i2c или любая другая шина). Также было бы большим плюсом наличие в чипе тембрблока (нч, сч, вч) на выходе. Тоже с цифровым управлением.

Заранее спасибо, если кто-то откликнется.
+
avatar
  • fatman
  • 23 июля 2018, 14:51
0
И вот решил я обратить внимание на усилители, ЦАПы и прочие аудиоустройства и начну с регулятора громкости.
Ждем с интересом
+
avatar
  • Gruffy
  • 24 июля 2018, 00:09
0
Ошибка или сумбур в голове? —
Логарифмический больше подходит для человеческого слуха так как в самом начале регулировка происходит очень плавно, а к концу более резко.
***
В (в импортном варианте A) — обратно-логарифмическая, сопротивление сначала меняется плавно, ближе к середине более резко. Такие резисторы обычно применяют в регуляторах громкости.
Объясняю как проще запомнить — для регулятора громкости лучше (если импорт) — A (AUDIO).
Данный регулятор громкости выбирался скорее из эстетических соображений
Это верно.
Данный прибор удобен и красив (хотя и сложен).
Но качественный ЗВУК УБИВАЕТ!
(Впрочем, 99% усилителей — барахло и их звук убит не будет).
Это красивая погремушка.
Правильный вариант — моторизованный регулятор громкости с ДУ на базе качественного переменного резистора. С интересом прочитаю обзор данного устройства по разумной цене.
Если можно обойтись без ДУ, то просто качественный переменный резистор.

Будущий обзор про ЦАП прочитаю. Однако, для его оценки нужен достаточно качественный остальной тракт, особенно акустика.
От программы RMAA толку в данном случае не будет никакого.
+
avatar
  • kirich
  • 24 июля 2018, 00:29
+1
Ошибка или сумбур в голове? —
Скорее сам запутался, уж очень давно этим занимался, помню что логарифмическая зависимость нужна, но забыл что на самом деле нужна обратнологарифмическая :)
+
avatar
  • Gruffy
  • 24 июля 2018, 11:58
+1
Бывает. Написал, чтобы не было путаницы. Обратнологарифмическая, она же показательная. А логарифмические нужны в пассивных мостовых регуляторах тембра (чтобы ноль был в среднем положении). Они в еще большем дефиците.
Про отечественные детали можно вообще забыть, увы.
Резисторы Audio еще можно найти, но номинал менее 50 кОм на глаза не попадался, а предпочтительнее около 10 кОм.
Поэтому удобны регуляторы на базе ступенчатых переключателей (показаны в статье с фото). Я покупал их. Баланс между каналами очень хороший.
Резисторов для пассивных регуляторов тембра на Али вообще не видел. Впрочем, сейчас регуляторы тембра не актуальны.
+
avatar
  • kirich
  • 24 июля 2018, 12:26
+1
Бывает. Написал, чтобы не было путаницы.
Исправил немного текст в обзоре, спасибо за поправку. Вообще изначально имел в виду сам принцип и отличие от линейного.

Про отечественные детали можно вообще забыть, увы.
Это да, они и раньше были отвратного качества, а сейчас наверное уже и не производят. Впрочем были и качественные, но специфического применения и в усилители они не шли.

Впрочем, сейчас регуляторы тембра не актуальны.
На мой взгляд зря, как по мне, то темброблок полезен, но в случае если есть возможность его полностью отключить. Слух то с возрастом меняется и иногда хотелось бы подкорректировать.
+
avatar
  • Gruffy
  • 24 июля 2018, 16:13
0
темброблок полезен, но в случае если есть возможность его полностью отключить
Полностью согласен. Под отключением мы понимаем обход темброблока контактами тумблера или реле.
И дело, наверное, не только в возрасте, но и в том, что не все записи нужного качества, или при прослушивании на малой громкости. С возрастом ухудшается ощущение самых высоких частот, но восприятие звукового баланса. натуральности звука и т. п. — остается.
На практике неотключаемые регуляторы тембра обычно портят звук в большей или меньшей степени. Тем более, что львиная доля РТ — активные (думаю, именно из-за того, что для них нужны переменные резисторы с линейной характеристикой — их много и они дешевле).
+
avatar
0
Про отечественные детали можно вообще забыть, увы
Ну почему. с2-10, с2-29в применяю до сих пор. Отличные резисторы. Первые работают без проблем до гигагерца, вторые в плане соотношения цена/точность гораздо интереснее импортных
+
avatar
0
Правильный вариант — моторизованный регулятор громкости с ДУ на базе качественного переменного резистора
регулятор на качественных малосигнальных реле не хуже
+
avatar
  • Gruffy
  • 24 июля 2018, 11:40
0
Да, согласен. Но с реле свои проблемы. В частности — они должны быть КАЧЕСТВЕННЫМИ и их должно быть много. Надо позаботиться экранировкой платы и т. п. Из-за этого и стоить должны много.
+
avatar
0
В частности — они должны быть КАЧЕСТВЕННЫМИ и их должно быть много
можно сделать на 32 уровня. это не много :) больше в реальности не нужно обычно
+
avatar
0
моторизованный регулятор громкости с ДУ на базе качественного переменного резистора
Писал на такой обзор:

mySKU.me/blog/china-stores/52611.html
+
avatar
  • Gruffy
  • 24 июля 2018, 11:37
0
Спасибо. Изучу. Вроде бы регулярно просматриваю этот сайт, но обзоров слишком много.
+
avatar
+1
Прочитал по ссылке Ваш обзор, затем прошёлся по комментариям. Увидел фото разобранного ALPS с дискретными резисторами. Решил разобрать свои. Брал в нормальном магазине лет 8 — 10 назад. Разобрал. А они не дискретные. Это что же китайцы переплюнули ALPS. Мои несколько штук стоят несколько лет, ни шуму, ни треска, ни расбаланса. Это кстати на тему нужен ли регулятор баланса.
+
avatar
  • aleyer
  • 25 июля 2018, 01:43
0
Так и должно быть, тот на фото (дискретный) — это изделие какой-то японской фирмы ICL, которые использовали корпус от Alps.
+
avatar
0
Как это можно использовать корпуса другой фирмы. И дискретные должны стоить дороже.
+
avatar
0
а чего такие спектры? в loopback получше?
+
avatar
  • moyemail
  • 20 октября 2019, 02:54
0
Правильный вариант — моторизованный регулятор громкости с ДУ на базе качественного переменного резистора
— ссыль не дадите? И на качественный селектор входов тоже.
Спсб.
+
avatar
0
мне кажется, все-таки не нужно проводить аналогию между ступенчатыми регуляторами на реле и чипом регулятора. все же для качества лучше было купить именно на хороших малосигнальных реле. по самой микре — максимальное значение THD+N .0025% слишком большое для качественных применений
+
avatar
+1
" именно на хороших малосигнальных реле. "

это очень недешево.
А дешевые варианты на реле/ резисторах… лучше на микросхемах, чище звук и нет проблем с контактами.
+
avatar
0
это очень недешево
можно сделать на 32 уровня. в реальности больше не надо. я вообще вижу так — взять готовый китайский набор на 32 уровня. выкинуть китайские реле и поставить хорошие малосигнальные. аналогично с резисторами делителя. и еще оно будет вечное, в отличие от альпса с мотором
+
avatar
0
потом выкинуть китайские плату, обвязку и разъемы, и всё будет хорошо.
+
avatar
0
а зачем? для управления реле супер качества не нужно. или работает или нет
+
avatar
  • kirich
  • 24 июля 2018, 03:52
0
максимальное значение THD+N .0025% слишком большое для качественных применений
Аргументы?
+
avatar
0
Ваш регулятор не должен ухудшать параметры цапа. Современные нормальные цапы имеют 17-19 бит реальной разрядности. .0025% THD+N — это -92dB. Такое значение THD+N будет иметь цап с реальной разрядностью 15.2 бита — ENOB можно грубо оценить как ENOB < LOG2(10^(dB THD+N/20)). Не совсем корректно напрямую сравнивать, но мысль понятна
+
avatar
  • fatman
  • 25 июля 2018, 08:42
0
Это хорошо, но в конечном итоге всё это поступает например на акустику, в динамиках которой коэффициент гармонических искажений составляет в среднем 3% :)))
+
avatar
0
Это разные искажения.

И ещё: у хорошей акустики это доли процента, кроме самых низов.
У наушников — десятые и сотые доли %.
+
avatar
0
это искажения разной природы и они не маскируют друг друга
+
avatar
  • Gruffy
  • 24 июля 2018, 16:27
0
Производители и особенно продавцы, при любой возможности лукавят (врут, обманывают). Эти 0025% наверняка указаны для какого-то определенного режима, а при эксплуатации и режимы и искажения будут значительно отличаться.
Для тех же полевых транзисторов (в силовом, а не звуковом варианте), пользователь обычно смотрит только на минимум сопротивления канала и в упор не хочет видеть ни то, что это типовое (а не гарантированное значение), ни то что это в определенном режиме — температура, ток и т. п. А потом удивляются — чего это транзисторы греются и горят…
Искажения обычно измеряются на одной (самой выгодной) частоте и т. п. Хитростей здесь достаточно.
Измерения всегда делаются в статическом режиме и на одной частоте, а музыка — это непрерывный переходной динамический процесс.
Только Акулиничев занимался измерением и отображением искажений на реальном звуковом сигнале.
С другой стороны, конечно, этих «блох» не каждый заметит, да и звуковой тракт должен быть соответствующий.
+
avatar
0
Эти 0025% наверняка указаны для какого-то определенного режима
Пишут максимальное. Я обычно по максимальному всегда и оцениваю. Спец режим там как раз для столбцов минимальное и типичное
Хитростей здесь достаточно
Да, это так. Но в их даташитах хорошо, что графики есть. Можно оценить самому работу в каком-то режиме
да и звуковой тракт должен быть соответствующий
Современные цапы очень выросли в качестве. Регулятор громкости сейчас тоже надо делать хорошего качества
+
avatar
0
Боле того, даже цифровые внутри ЦАПов тоже неплохие, если это Sabre.
+
avatar
0
да, у сабры все хорошо сделано. почти аналог. но еще нет)
+
avatar
0
значение THD+N .0025%
А что можно сказать по LC75342, даташит на которую ни кто не читал? :-)
Дополнительная информация
+
avatar
+1
А что можно сказать по LC75342
все еще хуже
+
avatar
0
Спасибо!
Возможно, но менять уже не имеет смысла.
+
avatar
  • kiv69
  • 29 июля 2018, 22:48
0
25 баксов?
Если взять МК, графический дисплей, аудиопроцессор и энкодер, то в 10-15 уложится можно, вдобавок будет русский язык и какие хочешь настройки/функционал.
Так что не моё это, не моё
+
avatar
  • kirich
  • 29 июля 2018, 22:57
+1
Если взять МК,
А если не программист? :(

то в 10-15 уложится можно
+ затраченное время, изготовление печатной платы.

графический дисплей,
VFD? :)

вдобавок будет русский язык
Да тут особо и без разницы.

Но в любом случае кому как, если есть возможность написать программу и есть время/желание, то почему бы и нет.
+
avatar
0
VFD? :)
И это решающее преимущество? Эти яркие светящиеся циферки? :-)
+
avatar
  • kirich
  • 29 июля 2018, 23:55
0
И это решающее преимущество?
Нет конечно, но лично мне нравятся именно VFD дисплеи, вот так сложилось :)
+
avatar
0
Вопрос к автору, подниму тему из недр =)
Удалось исправить этот недостаток?
Но есть и недостаток, слишком плавная регулировка сигнала, потому я скорее всего заменю энкодер и отключу встроенный усилитель.
Я так понимаю, что регулировка с пульта тоже супер плавная и неудобная?