Здравствуйте, достопочтенные читатели, и позвольте поздравить вас с Днём космонавтики. А о чём писать в такой день, как не о космосе и оптических приборах, предназначенных для его созерцания? Ибо текущее состояние космонавтики таково, что пощупать космические тела своими руками нам вряд ли доведётся, а вот посмотреть на них издали — почему бы и нет? Так что главным героем моего сегодняшнего обзора станет восхитительный образчик оптического экстремизма от сумрачного японского гения, в стекле и металле запечатлевшего своё священное безумие. Хотите узнать, во что способны превратить обычный театральный бинокль мастера Страны Восходящего Солнца? Тогда пристегните ремни покрепче, шоу начинается.
Иные из вас, возможно, помнят
один из моих предыдущих обзоров, в котором я рассказывал о Годзилле мира биноклей — астробинокуляре TS Semi-Apo 100-45. Нынешний герой на Годзиллу, конечно, не тянет; из японской поп-культуры ему больше подходит образ Пикачу — маленького и забавного, но надёжного товарища, всегда готового прийти на помощь своему хозяину.
И так, позвольте представить вашему вниманию Vixen 2.1×42 Constellation, также известный под именем Vixen SG 2.1×42: увеличение 2.1×, диаметр объективов 42 миллиметра, оптическая схема «труба Галилея», рекомендованная цена $299. Тут иной читатель наверняка схватился за голову, терзаемый вопросом «300 баксов — за что?!», ибо по характеристикам этот бинокль до крайности похож на театральный, и единственное, что противоречит распространённым представлениям о театральных биноклях — цена. Она, можно сказать, астрономическая. Как, впрочем, и сам бинокль. Разумеется, никто не запретит вам отправиться с таким биноклем в оперу, на футбол и даже на концерт группы «AKB48» (или её отечественной адаптации «АК-47»), однако Vixen Optics помещает этот бинокль в категорию астрономических. Именно в таком качестве он и был мною куплен.
Но всё же, чем так хорош этот театральный бинокль на стероидах, чтобы покупать его за
такие деньги? А ведь его покупают! Более того, в арсенале любителей астрономии и натуралистов из богатых буржуазных стран такого рода бинокли совсем не редкость (хотя не всегда это Vixen, многие пользуются более бюджетными альтернативами).
Главный интерес в галилеевских биноклях представляет размер поля зрения, совершенно недостижимый при более привычной призменной конструкции. Огромное поле зрения, способное вместить средних размеров созвездие вроде Ориона, Персея или Весов.
«Труба Галилея» — старейшая из оптических схем; в простейшем случае она состоит из положительной (собирающей, «увеличивающей») линзы в качестве объектива и отрицательной (рассеивающей, «уменьшающей») в роли окуляра.
Оптическая схема «труба Галилея»
При построении оптических приборов с малым увеличением эта оптическая схема имеет значительные преимущества: изначально «прямое» (верх — сверху, право — справа) изображение, меньшую по сравнению с «трубой Кеплера» длину и возможность сравнительно легко добиться большого поля зрения. Поэтому театральные бинокли, для которых оба этих достоинства важны, а большое увеличение не требуется, традиционно строятся по схеме «трубы Галилея».
При этом бинокль всё же увеличивает картинку, позволяя видеть больше и лучше. Но главное — он собирает больше света, чем невооружённый глаз, делая доступными звёзды как минимум на 1,5 звёздной величины слабее, чем видит невооружённый глаз.
Полторы звёздные величины — много это или мало? Продемонстрирую это на примере хорошо знакомого многим созвездия Большой Медведицы, семь главных звёзд которого, образующих характерную фигуру «ковша». В небольшом городе это созвездие выглядит примерно так:
Грубо оценить качество неба можно по характеристике, называемой «NELM» («Naked Eye Limiting Magnitude», или, по-русски, «предельной звёздной величине, доступной невооружённому глазу»). Если у вас нормальное зрение и вы видите все семь звёзд «ковша», значит NELM не хуже 3.3m. Увидели рядом с центральной звездой «ручки ковша» вторую, слабенькую звёздочку? Тогда вам повезло ещё больше — эта звёздочка носит имя Алькор и имеет блеск 4m. Я её вижу практически в любую ясную ночь даже зимой, поэтому оцениваю нашу местную NELM не хуже, чем 4 – 4.1m; Большая Медведица в таких условиях выглядит примерно так, как на представленной выше картинке.
Для любительской астрономии это не лучшие условия, я бы даже сказал, ближе к плохим. Но, поверьте, это далеко не самое ужасное небо, какое мне доводилось видеть.
Здесь неба нет. Остался только шопинг.
Однажды, выйдя в десятом часу ночи из торгового центра в центре Бангкока, я расположился на лавочке с банкой холодного пива и оглядел небо. Несмотря на все старания, я не смог насчитать на нём и десятка звёзд. Ориона удалось опознать лишь по двум самым ярким его звёздам: даже его знаменитый Пояс утонул во влажном мареве, подсвеченном столичными огнями!
Как вам наверняка известно, кроме Большой на небе водится ещё и Малая Медведица. Первую видел едва ли не каждый, а вот знакомством со второй могут похвастать лишь немногие. Оно и неудивительно: чтобы увидеть все семь звёзд ковша Малой Медведицы нужна NELM не хуже пятой звёздной величины, в городах такое — редкость.
Зато в небольших деревнях, ещё не затронутых электрификацией либо уже успевших её пережить, всё тот же «ковш» Большой Медведицы будет выглядеть примерно так:
Как видите, звёзд стало больше. Оно и неудивительно: при почти полном отсутствии засветки невооружённому глазу становятся доступны звёзды 5,5 звёздной величины, а то и слабее. Однако если у вас нет желания на ночь забираться в глухую деревню, то же самое вы можете увидеть и на городских окраинах, если вооружитесь биноклем вроде обозреваемого в данном опусе.
А теперь мысленно перенесёмся высоко в горы, где воздух чист и прозрачен, а ближайшие источники городской засветки удалены на многие десятки километров и скрываются где-то за горизонтом. Можно, конечно, перенестись не только мысленно, но и телесно, однако поездка в такое место окажется весьма недешёвой и не особо комфортабельной. Так или иначе, по свидетельствам очевидцев в таких местах невооружённым глазом можно узреть звёзды до 7,5-8 звёздной величины, а Млечный Путь настолько ярок, что в его свете крупные предметы отбрасывают тени. Многострадальный «ковш» Большой Медведицы, выбранный мной в демонстрационных целях, обретёт там следующий вид:
Многие даже не подозревают, что на самом деле там
столько звёзд. И опять же, чтобы увидеть эту картину, совершенно не обязательно забираться в Гималаи. Можно просто отправиться по осени в эко-отель (который можно заменить заброшенным селом, освещаемым по ночам лишь бледным свечением гнилушек), вперить в небо театрально-астрономический бинокль и сполна насладиться созерцанием набитых звёздами небесных кладовых.
В общем, полторы звёздные величины это дистанция, что отделяет плохое небо от обычного, обычное — от хорошего, а хорошее — от превосходного. Ну а Vixen 2.1×42 Constellation – средство, позволяющее не сходя с места эту дистанцию преодолеть.
Исторически первым театральным биноклем, нашедшим широкое применение в любительской астрономии, стал загорский БГШ 2,3×40.
Нестареющая классика: бинокль БГШ 2,3×40
Благодаря множеству хорошо сохранившихся экземпляров, умеренной цене и достойному качеству этот бинокль некогда пользовался популярностью среди отечественных астрономов-любителей. Оборотной стороной славы стало то, что в наше время найти БГШ в отличном состоянии стало затруднительно, а цены на них взлетели до заоблачных высот.
Однако астрономическая общественность без инструментов не осталась: популярную модель многократно скопировали, заодно добавив в неё такие полезные черты, как более современное многослойное просветление, гнездо для крепления на штатив, а кое-где — даже резьбу под двухдюймовые светофильтры. И сейчас вы можете встретить наследие БГШ 2,3×40 под множеством имён и за разную цену, от довольно внушительной до почти демократичной.
Японская фирма Vixen Optics, однако, пошла иным путём, разработав свой бинокль с оригинальными дизайном и оптической схемой. А заодно устранив главный недостаток БГШ 2,3×40 и его копий — малый размер глазной линзы, из-за чего требовалась повышенная точность и аккуратность при настройке межзрачкового расстояния. Новый бинокль получил официальное название Vixen 2.1×42 Constellation, и, согласно сайту производителя, обладает следующими свойствами:
Увеличение: 2.1×
Диаметр объективов: 42 миллиметра
Поле зрения: около 25º
Просветление: FMC (многослойное, на всех оптических поверхностях)
Вынос зрачка: 8.4 миллиметра
Минимальная дистанция фокусировки: около 2 метров
Межзрачковое расстояние: 54-76мм
Размеры: 46×128×54мм
Вес: 410 грамм
Страна изготовления: Япония
Дополнительно производитель сообщает, что бинокль построен по принципу «трубы Галилея», а оптическая схема включает в себя пять линз, из которых две расположены в объективе и три — в окуляре.
Мне стало известно о существовании этого бинокля ещё годы назад, однако долгое время я не чувствовал интереса к столь маломощной оптике и не видел, какую пользу из неё можно было бы извлечь. Первыми сожалениями об отсутствии в моём арсенале чего-нибудь компактного и широкоугольного я проникся в позапрошлом марте в Муй Нэ. Небо там оказалось на удивление прозрачным и тёмным для курортной зоны на морском побережье в тропиках.
Звёздное небо Муй Нэ
Лёжа в шезлонге, я разглядывал невооружённым глазом знаменитое созвездие Центавра и ещё более знаменитый Южный Крест. И от такого вида мне подумалось: «А ведь стоило этот самый глаз вооружить чем-нибудь, не слишком отягощающим чемодан».
Ещё глубже я проникся сожалениями об отсутствии пускай не слишком мощного, но лёгкого и миниатюрного бинокля на Окинаве, когда мне случилось переночевать на открытом воздухе в малонаселённой северной части острова.
Звёздное небо уезда Мотобу, север острова Окинава
Там мне открылись изрядно позабытые виды по-настоящему тёмного неба, где Млечный Путь тянется серебряной полосой от горизонта до горизонта, разделяясь на два рукава в созвездии Стрельца. И вновь у меня не было ничего, чтобы ещё заглянуть в небо ещё глубже.
Дальше случилось много разного, но с приближением весны мысль о покупке ещё одного астробинокля вернулась и вызрела окончательно. Поскольку другой интересующий меня оптический прибор — культовый Miyauchi Binon 5×32W — сейчас раздобыть почти нереально, проведя пару вечеров за чтением CloudyNights, я решился на Vixen.
Рекомендованные производителем $299, за которые этот бинокль продаётся в специализированных интернет-магазинах, мне показались ценой заоблачной. Однако эта ценовая рекомендация распространяется исключительно на гайдзинские страны, а на внутреннем рынке этот бинокль стоит примерно на треть дешевле. Неудивительно, что часть из них благополучно перепродаётся частными лицами и мелкими магазинами за рубеж к обоюдной радости сторон.
Не секрет, что самые горячие JDM’ные штучки следует искать на Rakuten. Особенно если вы из числа небожителей, владеющих карточкой, номинированной в японских йенах. Я, однако, в число таковых не вхожу, да сам процесс покупки и оплаты на Rakuten – удовольствие на редкого любителя, поэтому я для начала решил заглянуть на ebay.
И заглянул, надо сказать, весьма удачно: искомые бинокли там присутствовали по цене $220-230. Свой выбор я сделал в пользу продавца nyankichi2009, поскольку он на тот момент выставил самую низкую цену, имел рейтинг 99.9% и предлагал доставку «Expedited international shipping», а не «Standard» или «Economy», как большинство прочих.
Третьего дня с момента оплаты я получил уведомление об отправке товара и трек-номер вида ENxxxxxxxxxxJP, заработавший в тот же вечер. Трек принадлежал японской EMS, после каждого изменения в статусе посылки отправлявшей мне на e-mail уведомление на английском и японском языках. Признаюсь, такой заботы я не ожидал, а получать послания на японском было особенно приятно — для меня это было как привет с далёкой Родины, где осталась частичка моего сердца.
Дальше процесс пошёл быстрее: за три дня посылка добралась до японской границы, а на десятый день оказалась в центральном почтовом отделении. Оказалась бы и на день раньше, кабы не воскресенье. Как выяснилось, «курьерская доставка» в нашем медвежьем углу работает следующим образом: посылку предлагают либо привезти днём в рабочее время, либо забрать самостоятельно, но уже когда захочется. Я выбрал второй вариант, и, заехав вечером на почту, получил вожделенное отправление.
Оная посылка представляла собой ничем не замечательную коробку из толстого гофрированного картона грязно-коричневого цвета. Габариты коробки, по моим измерениям составили 265×175×100мм; к коробке был приклеен пакет с документами для таможни.
Вскрытие коробки обнажило слой аутентичной японской макулатуры, которой коробка была выложена изнутри в целях защиты содержимого посылки. Просмотрев её на досуге, я проник в увлекательный мир японской недвижимости и просветился насчёт цен на коттеджи в городе Мория и окрестностях. Для тех, кому интересно: на наши деньги вот такое симпатичное жилище
обойдётся вам от 7 до 10 миллионов рублей. Если выложить сразу всю сумму целиком вам не под силу, коттедж можно взять в ипотеку на 35 лет; переплата в этом случае составит немногим более 11%.
Кстати, эта самая Мория находится вовсе не в Средиземье, а в Японии, неподалёку от префектуры Сайтама. Сейчас это кажется несущественным, однако чуть позже вы поймёте, к чему я сделал это примечание.
Под макулатурой обнаружилась прямоугольная коробка в пакете из пузырчатой плёнки.
Вынимаем коробку из пакета и видим… Что же мы видим? Мы видим, коробку размерами 160×130×68 миллиметров, изготовленную из хорошего глянцевого картона и при пересылке практически не пострадавшую. Ну а на коробке мы видим ярко-алую надпись «Vixen» и немного дизайнерских изысков в духе подчёркнутого минимализма.
А вот чего мы не видим — так это изображения или упоминания того, что внутри коробки находится. Правда, если посмотреть очень внимательно, на одной из боковин найдётся приклеенный ярлычок с логотипом Vixen, надписями «NO. 19172» и «SG2.1x42» и штрих-кодом 4955295191727. Смысл первой надписи неизвестен (но это точно не серийный номер содержащегося внутри бинокля), второе — краткое наименование модели, ну а штрих-код свидетельствует, что данный товар действительно был произведён в Японии.
Открываем коробку, заглядываем в неё и понимаем: пришло время удивления. Ещё бы, ведь треть её внутреннего пространства занимает брусок из хитровыделанного японского пенопласта.
Кроме пенопластового бруска внутри находятся:
- Мягкий чехол с биноклем
- Шейный ремень в пластиковом пакете
- Руководство по эксплуатации на японском и английском языках
Начну я, разумеется, с самого интересного:
Как вы можете видеть, бинокль поставляется в весьма симпатичной сумочке-чехле из синтетической ткани. Чехол пошит аккуратно, никаких торчащих ниток и кривых швов нет и в помине, дизайн — отличный, с таким не только в глуши под звёздным небом, но и в оперном театре появиться не стыдно. Сверху и снизу вложена защита из мягкого, но упругого материала вроде толстого изолона или пористой резины; из чего конкретно, выяснить нет возможности, поскольку этот материал скрыт под тканевым подкладом.
Сумочка-чехол для бинокля, вид сзади
Застёгивается сумочка на «молнию» с двумя бегунками, а для удобства пользователя сзади предусмотрена тканевая петля для ношения на ремне и небольшое пластиковое полукольцо под карабин.
Шейный ремешок совершенно обычен и представляет собой кольцо из синтетической ткани 84 сантиметров в окружности, заканчивающееся тонкой верёвочной петлёй.
Руководство представляет собой сложенный в несколько раз лист глянцевой бумаги, покрытый английскими и японскими письменами. Руководство очень подробное и раскрывает большинство аспектов использования бинокля, а печатный текст, как это принято в Японии, сопровождается поясняющими иллюстрациями. Большей частью текст стандартный: «не разбирайте», «не роняйте», «не смотрите на Солнце» и тому подобное. Из действительно актуального: бинокль не является водозащищённым, поэтому следует избегать попадания на него жидкостей.
Никогда не делайте с биноклем эти странные вещи!
Присутствует и японская специфика: «хранение продукта во влажной атмосфере может вызвать запотевание линз или появление грибка». Напоминание для тех краёв не лишнее, ибо климат на большей части Японии тёплый и влажный. То есть такой, в котором процветают особо злобные разновидности грибков, способные жить и размножаться даже на поверхности стекла, попутно портя ценную оптику продуктами своей жизнедеятельности.
Последнюю страницу инструкции занимает незаполненный гарантийный талон. Гарантийный срок составляет пять лет, однако заграничному владельцу бинокля от него пользы не будет, поскольку гарантия действительна лишь в Японии.
Но хватит уже интриги, пора взглянуть на сам бинокль. Изначально он упакован в полиэтилен.
Извлечём бинокль из пакета.
Объективы и окуляры закрыты крышечками из мягкого пластика. Крышечки мне определённо не понравились тем, что слишком слабо держатся на своих местах. Что же делать? Опыт услужливо подсказывает варианты: кипяток, зажигалка, фен. Но оказалось, что есть способ ещё проще. Поскольку внутренний диаметр тубуса составляет 48 миллиметров и на его внутреннюю часть нанесено рифление, я попробовал закрыть его крышечкой от фотообъектива с 49 миллиметровой резьбой под фильтр. И у меня получилось!
Справа оригинальная крышечка, слева — 49-миллиметровая для фотографических объективов
Безымянная крышечка, которую я когда-то купил для одного из своих объективов, села, как родная. Чем не решение? А вот фирменная крышечка Sony под тот же диаметр оказалась изготовлена с более строгим соблюдением размеров и в тубус бинокля не влезла.
Остаётся лишь пожалеть, что мне не удалось с ходу найти столь же простое и изящное решение для окуляров.
Освободив бинокль от крышечек, можно начинать восхищаться лаконичностью дизайна, строгим совершенством линий и качеством исполнения.
Ну разве он не прекрасен?!
Корпус бинокля полностью изготовлен из немагнитного металла (судя по скорости остывания на морозе — из алюминиевого сплава), без единой пластиковой детали. Большей частью он анодирован в чёрный цвет, металлически-серебристым оставлен лишь мост соединяющий тубусы бинокля.
На левый тубус нанесена надпись «Vixen SG 2.1x42» и рядом, чуть меньшим шрифтом, «Made in Saitama». Сайтама в данном случае — название префектуры, где расположена штаб-квартира и производственные мощности Vixen Optics.
«Made in Saitama». Окуляр бинокля крупным планом.
Фокусировка бинокля раздельная, то есть резкость настраивается для каждой половинки индивидуально. Как видно на фото, фокусируется бинокль вращением окуляров, на которые для удобства пользователя нанесено рифление в форме мелких четырёхгранных пирамидок. Фокусировочные кольца крутятся очень легко, на мой взгляд даже слишком, причём при температурах до -8ºC (при более низких мне наблюдать не приходилось) усилие вращения не меняется.
Бинокль Vixen 2.1×42 Constellation, вид сбоку. Рядом для масштаба аккумулятор типоразмера AA.
Бинокль Vixen 2.1×42 Constellation, вид спереди.
Бинокль вполне миниатюрен. Насколько миниатюрен, что способен уместиться внутри бленды другого бинокля:
Годзилла и Пикачу
В числах понятие «миниатюрен» означает приблизительно 5×6×13 сантиметров. Диаметр линзы объектива составляет 42 миллиметра и соответствует заявленному, наружный диаметр тубуса — 54 миллиметра. Для защиты от переотражений света внутренняя часть тубуса перед объективом покрыта крупным рифлением; точно такое же рифление можно рассмотреть через объектив внутри корпуса.
Линзы объективов и окуляров снаружи покрыты просветлением лилового оттенка, цвет просветления слабый, почти незаметный, что говорит о хорошем его качестве и обещает низкие светопотери на границах оптических поверхностей.
Бинокль Vixen 2.1×42 Constellation, вид со стороны окуляров.
Глазные линзы окуляров имеют внушительный диаметр в 17 миллиметров. Благодаря этому бинокль менее требователен к точности настройки межзрачкового расстояния по сравнению с клонами БГШ, у которых отверстия для глазных линз куда меньше. О нюансах настройки межзрачкового расстояния и оптимального расположения окуляров относительно глаз я расскажу далее, а пока добавлю, что глазные линзы окуляров утоплены в корпус лишь на пару миллиметров, из-за чего легко загрязняются жиром с ресниц.
Как вы уже наверняка заметили, тубусы бинокля соединяются металлическим мостом оригинальной конструкции из двух металлических пластин, стянутых внахлёст. На вид мост достаточно прочен, однако серьёзные нагрузки на изгиб к нему прикладывать всё же не стоит.
В левой пластине присутствует небольшой выступ с отверстием, предназначенным для верёвочки шейного ремешка. Вдев верёвочку в это отверстие, вы сможете носить бинокль на манер, как в начале двухтысячных носили на шее мобильники. Длины ремешка вполне достаточно, чтобы без каких-либо сложностей надеть бинокль поверх как летней, так и умеренно толстой зимней одежды.
Половинки бинокля соединяются хитрой осью, в которой нетрудно заметить отверстия под некий очень специальный ключ. Такой наверняка несложно найти на заводе Vixen, но вот в отечественных магазинах инструментов — вряд ли. И если вдруг со временем соединение ослабнет, с простейшей операцией «подтянуть гайку» могут возникнуть непредвиденные трудности.
А ещё в оси присутствует глухое отверстие с внутренней резьбой на 1/4". Эта стандартная и широко распространённая в мире фототехники резьба обычно используется для крепления оборудования к штативу.
В исходном состоянии резьбовое гнездо было закрыто винтом-заглушкой, вкрученном настолько душевно, что для его вывинчивания пришлось прибегнуть к круглогубцам. Разумеется, напрямую поставить бинокль на штатив не получится, а чтобы всё же получилось, потребуется одна специфическая деталь, получившая название «L-адаптер» по имени той латинской буквы, форму которой этот адаптер повторяет. Цена вопроса — от $2 до $25, в зависимости от материала, формы и личных предпочтений. У меня такой адаптер в хозяйстве уже имелся, поэтому я поспешил прикрутить его к биноклю и посмотреть на результат.
Бинокль Vixen 2.1×42 Constellation на штативе
На первый взгляд получилось отлично. А вот если примериться к окулярам или хотя бы просто взглянуть на эту конструкцию в профиль…
В профиль становится видно, что, если прильнуть к окулярам, нос упрётся в стойку адаптера, а подбородок — в его основание. Что вряд ли понравится наблюдателю, особенно в холодную погоду, когда обе эти детали как следует замёрзнут. Ситуацию можно было бы спасти, установив адаптер задом наперёд, но увы, конструкция абсолютного большинства L-адаптеров такую операцию не предусматривает.
«Тяжесть это хорошо, тяжесть это надёжно.»
И, наконец, последнее, о чём нельзя не упомянуть, рассказывая об экстерьере бинокля, это его вес. А он, скажу прямо, внушительный, что неудивительно, учитывая его цельнометаллическую конструкцию. Вместе с шейным ремешком бинокль тянет на 415 грамм.
В день получения бинокля небо было большей частью затянуто облаками, немногочисленные звёзды лишь иногда проглядывали в просветы. Всерьёз что-то наблюдать в таких условиях было невозможно, но я всё же попытался. Несмотря на погодные условия, бинокль сразу же продемонстрировал свою полезность: там, где невооружённый глаз видел лишь одну тусклую звезду, в поле зрения Vixen 2.1×42 Constellation появлялся ещё с полдюжины более слабых. Однако делать на такой основе какие-либо выводы было бы неуместно, поэтому более подробные изыскания я отложил до лучших времён.
Лучшие времена настали уже назавтра. После обеда небо расчистилось, а прогноз погоды обещал столь же безоблачную, хоть и прохладную ночь. Поэтому первое, что я сделал — оценил качество изображения при дневных наблюдениях.
В глаза сразу же бросилась большая глубина резкости и мощный стереоэффект при наблюдении объектов на расстоянии до ста метров. Обычно в бинокль объекты выглядят плоскими и как бы наложенными на размытый «задник», причём особенно сильно этим грешит оптика большой кратности и бинокли с призмами «с крышей». В Vixen’е же картинка была восхитительно трёхмерна, и я получал эстетическое удовольствие от простого разглядывания птички, сидевшей в сосновой кроне.
Картинка была яркой и сочной, без какого-либо выраженного оттенка. Вынос зрачка комфортный, но, скорее всего, будет недостаточен для тех, кто носит очки. Минимальная дистанция фокусировки оказалась даже меньше, чем указано в официальной спецификации: у меня получилось сфокусироваться на дистанцию около одного метра.
Геометрия на 2/3 поля близка к идеальной, а вот по краям прямые линии несильно, но вполне отчётливо изгибаются, демонстрируя положительную («подушкообразную») дисторсию. При «панорамировании», т. е. движении бинокля вдоль горизонта, это даёт не очень приятный эффект, когда объекты по мере приближения к центру немного увеличиваются в размерах, а при удалении — уменьшаются.
Однако я не был бы собой, если бы не учуял в бочке мёда несколько ложек дёгтя. Прежде всего — резкость. В центре она отличная, на периферии — хорошая, но вот на краю поля падает до неудовлетворительной, с резким переходом от «хорошо» к «плохо». При дневных наблюдениях край поля выглядит сильно «замыленным», ночью же слабые звёзды на краю поля теряются, а яркие — вытягиваются в радиальном направлении, превращаясь в мини-кометы.
Оценка качества изображения по полю
Граница поля зрения также оказалась нерезкой, но этот недостаток уже исключительно эстетический.
Бинокль чувствителен к положению зрачка наблюдателя: когда оптическая ось окуляра совпадает с оптической осью глаза, изображение в центре и на большей части поля чистое, с правильной геометрией и без видимых признаков хроматизма. Однако стоит лишь сместить зрачок с оси, как появятся геометрические искажения и хроматическая кайма на контрастных деталях. А при наблюдениях звёздного неба ко всему этому добавляется ещё и астигматизм.
В общем, если ваш Vixen 2.1×42 Constellation вдруг покажет красно-синие хроматические каёмки, не спешите подозревать брак. Скорее всего, вы просто неправильно его держите. В советском БГШ вопрос центровки зрачка был решён в авторитарном стиле: при неточной настройке или неправильном расположении глаз изображение просто пропадает. Японцы оказались толерантнее; обозреваемый Vixen снисходителен к ошибкам в настройке, но расплачиваться за них придётся ухудшением качества картинки.
Алгоритм настройки межзрачкового расстояния и положения бинокля я нашёл опытным путём. Днём, поставив бинокль на штатив, я добился наилучшей картинки в обоих тубусах, после чего отметил карандашом на мосте бинокля своё межзрачковое расстояние. Затем я нашёл и запомнил положение окуляров относительно глаз, при котором изображение выглядело наименее хроматичным. Вопреки обыкновению, для этого не нужно приникать глазами к линзам: чище всего картинка была, когда верхняя часть окуляров касалась нижней границы бровей.
Второй отмеченный мной оптический недостаток — кривизна поля. Сфокусировавшись на объект в центре и повернув бинокль так, чтобы объект сдвинулся к краю поля зрения, вы увидите, что он вышел из фокуса. Тот же самый эффект вы обнаружите, настроив фокусировку по объекту на периферии, а потом переместив его в центр поля. Здесь решение тоже простое: настраивать резкость не по центру поля зрения, а по зоне, удалённой от него примерно на 30%. Тогда, за счёт большой глубины резкости, большая часть поля зрения окажется в фокусе.
И, наконец, третье, самое неприятное для астрономического бинокля: чувствительность к засветке со стороны объективов. Несмотря на принятые конструкторами из Vixen меры по борьбе с бликами и паразитными отражениями, любой достаточно яркий источник света (к примеру, Луна или уличный фонарь), расположенный спереди от наблюдателя вызывает появление на краю поля зрения светлого пятна. Пятно это будет тем заметнее, чем ярче и ближе к границам поля зрения окажется источник засветки. Ну а если этот источник поместить в центр поля зрения, по краю поля и вовсе вспыхнет «огненное кольцо», то есть светящаяся окружность шириной приблизительно в 15% поля зрения. При этом изображение вокруг фонаря останется контрастным и незасвеченным, что означает: корень проблемы лежит в конструкции корпуса и светозащиты, а не в качестве оптики.
Далее, по правилам жанра, следовало бы измерить размеры входного и выходного зрачков, а также угловое поле зрения, после чего определить действительное увеличение бинокля и поле зрения окуляра. Однако, в силу особенностей оптической схемы, на это раз данная часть будет короче.
Поле зрения в «трубе Галилея» зависит от расстояния между окуляром и глазом наблюдателя: чем ближе глаз, тем больше поле. Изображение в «трубе Галилея» — мнимое, поэтому «вынос зрачка», указанный производителем, говорит лишь о том, для какого расстояния от задней линзы до глаза наблюдателя выполнялся расчёт оптической схемы и коррекция аберраций. Ну а «диаметр выходного зрачка» в таком контексте и вовсе лишён практического смысла.
Поэтому диаметр входного зрачка, он же диаметр объектива, я просто померил линейкой, а для определения увеличения воспользовался «фотографическим» методом, проще говоря, снял один и тот же объект напрямую и через бинокль и вычислил кратность бинокля как отношение размеров этого объекта на фото. Заодно это позволило оценить, насколько Vixen 2.1×42 Constellation пригоден для дигископинга, то есть странного увлечения, выражающегося в фотосъёмке чего-либо через окуляр бинокля, подзорной трубы или даже телескопа.
Итак, фотографируем пейзаж:
А теперь ставим бинокль на штатив, наводим на домик из центра предыдущего фото и делаем снимок через окуляр:
Выбрав произвольную деталь, замерим её на обоих фото Photoshop’овским инструментом «Линейка», и вычислим соотношение размеров — это и будет кратность бинокля. Я выбрал для измерений светлую деревянную дощечку ниже окна; на первом фото она имела длину 166 пикселей, на втором — 341, что даёт нам увеличение 341:166 ≈ 2,05×. Как видите, результаты моих вычислений отличаются от заявленного производителем увеличения всего на 2,3%.
Что же качается поля зрения, то я определил его самым простым из доступных способов: дождался ясной ночи, нашёл пару звёзд, расстояние между которыми было бы приблизительно равно диаметру поля зрения — такой парой оказались Денебола и Регул из созвездия Льва — и посмотрел в Stellarium’е угловое расстояние между ними.
Вышеназванные звёзды, расстояние между которыми примерно равно 24º41', в поле зрения уложились с небольшим запасом, а значит, поле зрения бинокля не меньше заявленных производителем 25º.
Ещё день спустя ночь выдалась идеальной для наблюдений, и я отправился на поиски более-менее тёмного места с открытым с южной стороны горизонтом. В первую голову я планировал обозреть созвездия Тельца, Ориона и Большого Пса, ну а дальше — по обстоятельствам.
Увы, но скрыться от городской засветки не получилось: предел для невооружённого глаза там составлял 4.1 звёздной величины, зато обзор был хорош. В поле зрения бинокля Орион рассыпался множеством мелких звёздочек, недоступных невооружённому глазу. Отлично просматривались обе «руки» небесного охотника и даже малозаметное созвездие Зайца, что лежит под «ногами» Ориона. Большая Туманность Ориона в бинокль виделась не такой уж и большой — так, клочок тумана, зацепившейся за пару звёзд «меча».
Автор взирает на созвездие Ориона
Обратите внимание на способ удержания бинокля. Поскольку бинокль короткий, удерживать его приходится буквально двумя пальчиками, остальные же — оттопыривать, чтобы не попадали в поле зрения. Позже, правда, я нашёл более удобный способ, при котором оба пальца следует согнуть, прижав к ладони.
Большого Пса было видно не так хорошо, зато в поле зрения появились звёздочки ε и η Большого Пса, которые у нас поднимаются всего на 4 градуса над горизонтом и потому недоступны невооружённому глазу. Затем я перешёл к созвездию Тельца, и в частности — к звёздному скоплению Гиады. Визуально это самое крупное скопление на северном небе; в книгах оно описывается как красивая яркая звёздная фигура, похожее на клин или косяк уток. Но с далёкой поры, когда писались те книги, утекло много воды, и ныне оценить по достоинству это скопление можно лишь в бинокль с очень широким полем зрения. Например таким, как в обозреваемом бинокле.
Больше того, в поле зрения Vixen 2.1×42 Constellation уместились ещё и Плеяды, а заодно и ярко-оранжевый Марс, в те дни случившийся поблизости. Ну а к началу апреля красная планета переместилась на фоне звёзд и встала между двумя самыми замечательными скоплениями зимнего неба.
Положение Марса 3 апреля 2019 года. Слева от Марса Гиады, Плеяды — маленький ковшичек справа.
Осматривая небо, я не мог пройти мимо других крупнейших и ярчайших звёздных скоплений сезона. Кроме Плеяд и Гиад неплохо смотрелось скопление Melotte 111 в Волосах Вероники, и, пожалуй, M44 «Улей», небольшой, но красиво искрившийся. Всё остальное, скажу прямо, не впечатлило: χ и h Персея — два туманных пятнышка, Туманность Андромеды — мелкое овальное пятнышко, M35 в Близнецах — совсем не видно, о более слабых объектах и говорить не приходится. В общем, насколько хорош Vixen 2.1×42 Constellation для обозрения созвездий, настолько же мало подходит он для наблюдения звёздных скоплений и туманностей.
Двойные звёзды для данного оптического прибора тоже отнюдь не родная стихия. Конечно он «широкие» пары вроде ε Лиры или Мицара с Алькором он делит, однако доступных этому биноклю двойных на небе не так уж много. Даже такая прекрасная банальность, как Альбирео, оказалась ему не по зубам.
Между тем на улице стоял лёгкий морозец, на котором корпус бинокля уже минут через 15 напрочь промёрз и начал неприятно холодить кожу. Оно и неудивительно, алюминий и его сплавы на морозе очень быстро теряют тепло. И если мёрзнущие пальцы рук можно спрятать в тёплые перчатки, то кожа возле глаз страдала от прикосновения обжигающе холодных окуляров. К счастью, нынешний холодный сезон уже заканчивается, а до следующего ещё достаточно времени, чтобы что-нибудь придумать.
А ещё при быстром охлаждении корпус бинокля сжимается быстрее, чем линзы, отчего из ярких звёзд вырастают лучики астигматизма. Через некоторое время, когда линзы тоже остывают, астигматизм пропадает, но до тех пор картинка в бинокле страдает несовершенством.
Поведение бинокля на морозе заставляет предположить, что его разработчики обитают где-то в тёплых краях и об особенностях эксплуатации своего изделия при температурах ниже нуля не задумывались. Но, может быть, об этом написано где-то в руководстве? К примеру, в инструкциях к цифровым фотокамерам нижняя граница температуры обычно обозначена как 0°C, хотя я вполне благополучно снимал и в -19°C. Вернувшись домой, я честно просмотрел всю инструкцию в поисках диапазона допустимых температур, но ничего подобного в тексте не обнаружил, за исключением рекомендации не оставлять бинокль возле обогревательных приборов или на жаре в автомобиле.
Вечер следующего дня выдался ещё яснее и прозрачнее, и я отправился в самое дикое и глухое место, в какое только можно за полчаса добраться пешком по асфальтированной дорожке, чтобы выяснить, насколько глубоко способен заглянуть в небо обозреваемый бинокль. Там мне открылись все семь звёзд ковша Малой Медведицы, а это, между прочим, означает, что невооружённому глазу доступны звёзды как минимум 5 звёздной величины.
Астрономы-любители оценивают проницающую способность оптики по тому, насколько слабые звёзды она позволяет увидеть. Для этого существуют специальные карты легко узнаваемых и богатых звёздами участков неба, где для каждой звезды указана её звёздная величина. С такой картой остаётся лишь найти самую слабую из видимых звёзд, а потом посмотреть на карте её блеск. Вообще таких карт создано огромное множество, но я ограничился двумя: ковша Большой Медведицы и Малой Медведицы целиком:
Карта ковша Большой Медведицы для определения проницания
Аналогичная карта Малой Медведицы
ВЫшеприведённые карты показали, что мне удалось увидеть звезды по 6,3 звёздной величины включительно. То есть в благоприятных для наблюдений условиях бинокль добавил как минимум 1,3 звёздной величины к возможностям моего зрения.
Ну а при существенной городской засветке Vixen 2.1×42 Constellation позволяет достичь ещё большего: при NELM 4,1 звёздной величины я смог разглядеть звезду R Северной Короны, имеющую блеск 5.9m. А это уже выигрыш в целые 1,8 звёздной величины. Почему так? Тут всё просто: поле зрения бинокля хоть и широкое, но всё же гораздо уже, чем поле зрения невооружённого глаза. А это позволяет ограничить область зрения только нужным участком неба, исключив из неё окна, фонари, фары автомобилей и прочие источники света, мешающие глазам перейти к более чувствительному «ночному» зрению.
Понемногу наступала весна, снег стаивал, обнажая землю, небо становилось темнее и глубже. Ну а я заново открывал для себя созвездия. Малый Лев, Чаша, Стрела, Лисичка — увы, все они давно исчезли с городского неба, и увидеть их, не забираясь в дебри и чащи, можно лишь вооружив свой глаз чем-нибудь вроде обозреваемого бинокля. Здесь я поставлю точку в живописании своего духовно-наблюдательного экспириенса, и перейду к резюме, которое наверняка давно уже ожидает увидеть читатель.
И так, кому и для какой цели такой бинокль может быть полезен, и стоит ли его вообще приобретать? С просмотром театральных представлений, музыкальных концертов и спортивных состязаний всё, в принципе, понятно: в этой роли Vixen 2.1×42 Constellation выступит не хуже любого театрального бинокля, а качественная широкоугольная оптика обеспечит наблюдателю максимум комфорта. Определённо, лорнировать окружающий мир в обозреваемый бинокль — одно сплошное удовольствие.
Касательно астрономического применения, на которое обозреваемый бинокль ориентирован в первую очередь, ситуация обстоит несколько сложнее. Прежде всего, он будет полезен начинающим городским любителям астрономии, только-только начавшими знакомиться со звёздным небом. Им Vixen 2.1×42 Constellation позволит пробиться сквозь городскую засветку и увидеть классические очертания созвездий, для жителей крупных городах давно ставшие роскошью. Вторая категория потенциальных владельцев — те, кто уже успел насмотреться на небо в «крупные калибры» и теперь желают просто и бесхитростно насладиться созерцанием звёздных россыпей.
А вот для чего этот бинокль не подходит, так это для наблюдения объектов глубокого неба. Конечно, на нашем небе есть «Северная Америка» и «Петля Барнарда», достаточно крупные, чтобы наблюдать их в данный бинокль. Но для наблюдения двух этих объектов вам потребуется пара двухдюймовых узкополосных фильтров общей стоимостью около $400. Если они у вас уже есть, это ещё один аргумент «за», однако покупку их специально под данный бинокль я бы назвал весьма эксцентричным поступком. Ну а если говорить про рядовые туманности, галактики и звёздные скопления, в данный бинокль они предстанут совсем не впечатляющими мелкими туманными или искрящимися пятнышками.
Отдельно отмечу достоинства Vixen 2.1×42 Constellation, проявляющиеся «на выезде». Он не займёт много места и не отяготит чемодан, и если вам предстоит поездка в тропики, станет отличным инструментом для непринуждённого ознакомления с южным небом. Ну и, конечно, дизайн и качество делают этот бинокль шикарным подарком для тех, кто способен оценить его достоинства и возможности.
Достоинства
- Отлично исполненная механическая часть
- Качественное просветление
- Огромное поле зрения
- Компактность
- Хорошее изображение на половине поля
Недостатки
- Крайняя треть поля испорчена аберрациями
- Чувствительность к боковой засветке и «огненное кольцо» при попадании в поле зрения яркого источника света
- При конструировании не учитывались особенности эксплуатации при низких температурах
Дает больше чем +1.8 (хотя диаметры линз вроде и меньше), работает и в мороз, относительно легкий (646 грамм).
Кстати, звезды тут весьма и весьма.
И вообще, сейчас «железный век» биноклестроения. Хороший бинокль малой кратности с широким полем купить нереально, даже с бюджетом в полтыщи зелёных жабьих шкурок. Производители помешались на руфах, а у них большого поля не бывает в принципе.
Вам кажется.
У него светосила в РАЗЫ меньше=меньше звёзд «увидит».
Элементарная арихметика! В 4,26 раза!!! МЕНЬШЕ.
И поле зрения тоже меньше, в разы.
Ваш КО.
спасибо, читал с удовольствием.
пс. Я ещё под «впечатлением» от прошлого псевдо-литературного опуса, где
хлещщет водяру под музло)) а вы такой, весь в белом и под «сияющей изо всех сил Луной», предаетесь утонченным удовольствиям, наблюдая знаменитую диффузную (что бы это ни значило) туманность «Северная Америка», что в созвездии Лебедя.Вот здесь вот стало немного обидно за «почтенную публику», что ее вот так вот огульно и мимоходом обобщили и записали в алкаши, с простыми радостями)
пс2. Космос люблю и слежу за новостями=)
Вот, на днях ученые получили, с помощью «Телескопа горизонта событий», реальные очертания, а не теоретические синтезированные картинки, сверхмассивной (массой в 6.5млрд. (миллиардов, сынок!) масс Солнца) чёрной дырищщи, находящейся на удалении ~50млн. световых лет от нас, в галактике Messier 87. Вот это неземная круть, респект ученым. А я рад, что в наше время уже доступны такие, еще недавно, казалось бы, невероятные, технологические чудеса. Фантастика
И можно помимо этого на вменяемый тактический
Можно раскрасить в камуфляж.
Имелось ввиду два разных бинокля
Не капризничай. Пока только такой в наличии.
Пойдет? С преферансом и поэтессами!
3х линзовый окуляр это не просто так.
Хотя для тех кто называет объектив линзой одно и тоже.
И кто виноват в ореолах при ярком источнике в поле зрения?
Тубус, окуляр?
Не зачернёные фаски? А что и как с ними кстати?
(Ниасилил. Многа высокопарного словоблудия.)
Ага, присоединяюсь и совсем мало по обзору самого прибора.А не его внешнего вида, веса и Вах какой картинка!
А прибор то не снаружи а ВНУТРИ!
Меня вот поразило убожество крепления и регулировки межцентрового расстояния при такой оптике.Даже у древнего советского театрального бинокля лучше.
Ну и корпус для рук стоило сделать удобнее и длиннее тубусы, за такую то цену.
Вот зачем этот минимализм и портативность (как для альпинистов) если страдает удобство эксплуатации и качество картинки? Тем более что оно и не требуется-все на авто и «всё оплачено».
Ни нормальной бленды на объективе(засветки), хоть самому из чёрной бумаги её клеить.Ни нормальных мягких наглазников от городской засветки автоматически удерживающих вынос зрачка. А это уже японская тупость.Потому что даже дешёвые китайские оптические прицелы с зумом в 3-6 крат за 25 долларов имеют и наглазники и выдвижные или навинчивающиеся бленды.
Впечатление что это составная часть какого то большего устройства.Недоделанного.Японцы этим иногда страдают.
Зачернённые.
Покрытие тубуса. Анодирование как бы не совсем чёрное, а Vantablack нынче недёшев.
Между объективом и окуляром там воздух. Ну, может быть, не просто воздух, а из чистой зоны.
Если сделать тубусы длиннее, они начнут резать поле. А если сделать длиннее и толще, получится вообще никому не интересная килограммовая дура с толстенными линзами.
Наглазники бывают разные, кому-то обрезок резиновой трубы — верх мечтаний, а кому-то подавай не меньше, чем «лепестки» с боковой светозащитой. Как ни сделай, на всех не угодишь. Однако факт: все остальные бинокли этого типа тоже с металлическими наглазниками.
Не смешите.Рифление и диафрагмы(одна с краю фото наблюдается).Глубокоматовые чёрные эмали в фотоаппаратуре применяются уже 100 лет.Стоит на порядки дешевле оптики.И только промышленность СССР для бытовых фотоаппаратов их не могла(не хотела) сделать.
Это просчёт фирмы изготовителя.
И да пора знать что внутри не воздух а в приличных приборах сухой азот и внезапно… ОПТИКА, линзы.
Для того чтобы удобно было держать.Не надо делать тяжёлый корпус и разглагольствовать о более тяжёлых линзах.Можно из пластика сделать внешние тубусы -бленды.И продавать их для комплектации.
(Наглазники бывают разные, кому-то обрезок резиновой трубы...) -так тут даже до этого не додумались.
Никакого нет, вообще.ДАЖЕ крепление не предусмотрели и продажу за большие доп деньги.Меня вполне устраивает от фотоаппаратов.Не только профилированный но даже круглый лепесток.
А для вас видимо засветка ЛУЧШЕ.Ха-ха.
(Однако факт: все остальные бинокли этого типа тоже с металлическими наглазниками.)-Традиция? Лень? И так купят, зачем шевелиться думать, делать…
Ну или эти бинокли НЕ предназначены для работы в городских условиях засветки изначально, вообще (что довольно странно, тупо итд.), как вы пишите.
То есть тупые создатели об этом ЕЩЁ даже не начинали думать.
В заголовке прямо написано: театральный. Вот для театра увеличение достаточно. Больше не надо. Я как-то взял восьмикратный в театр, только накрашенные лица видны. Совершенно непривлекательное зрелище.
Что 2х что 20х для звёзд ДО ЛАМПОЧКИ.Они находятся бесконечно далеко.Точка останется точкой.Звёзды имеют такую оптическую визуальную характеристику как яркость свечения.И слабые, тусклые не вооружённым прибором (собирающим свет) глазом вообще не видны.
Гуглим относительное отверстие оптического прибора.
Чем оно больше -тем больше светосила, тем больше света оно соберёт-тем больше тусклых точек (звёзд) увидите.
Чем больше диаметр объектива-тем больше света.Чем больше увеличение-тем МЕНЬШЕ света.
Поэтому типа «театральный» бинокль 2,1х42 в 4,26 раза!!! соберёт света БОЛЬШЕ чем бинокль 8х30.
И вы увидите почти в 4 раза БОЛЬШЕ звёзд.
Для профи телескопа важно не увеличение а диаметр объектива и количество света что он собирает.
А вот для ближних тел типа планет увеличение имеет значение болшее чем для звёзд.
Бинокль 8х30,12х42 для наблюдения звёзд вообще БЕСПОЛЕЗЕН ибо он тёмный, света пропускает в 3-5 раз менее подобных «типа театральных».Слабых звёзд в него НЕ видно, только яркие.
Вот Луну рассматривать в самый раз.
Вот только дурачков из муськовчан делать не надо. Цена этого театрального бинокля 14200руб. За 15000руб- специально искал подходящий по цене- на авито продается телескоп Levehuk Skyline 90x900 EQ.
Как же это звучит...!!! Сегодня тоже вышел и пошёл домой. Но там Бангкок! А тут Москва…
P.S. В общем я хотел сказать, что обзор шикарный. Прочитал с большим удовольствием. Спасибо.
И интересно и познавательно.
буду также благодарен за ссылку на него (если не самодельный)
(Correction) If the eyesight is not more than 1.0, it may not be in focus at infinity.