Проблема с программной подстройкой автофокуса камеры Nikon D600 и решение её при помощи всего одной отвёртки и Г-образного шестигранного ключа.
Обзор рассчитан на увлечённых фотолюбителей и перфекционистов. ))
1. Суть проблемы.
Проблема бэк\фронт-фокуса в цифровых зеркальных фотокамерах (ЦФК) с фазовым автофокусом (АФ) известна со времён плёночных фотокамер.
Например, вы фотографируете лицевой портрет (анфас) и фокусируетесь по глазам.
А на снимке глаза получаются не в фокусе. Зато в фокусе получаются… уши.
Абыдна, да? ©
Из личного опыта
Моё увлечение фотографией началось в 1991-м году. В доме был Зенит-Е с Индустаром-50.
Несколько позже был докуплен длиннофокусный объектив Юпитер-37А.
Попросил я своего сокурсника сделать мой портрет. Не вопрос!
Проявил плёнку, напечатал фото 13*18, высушил.
И когда уже рассмотрел отпечаток при хорошем свете оказалось, что фокусировка идеально… на ушах. (смайлик, бьющийся о стену)
Но маме снимок понравился, и она повесила его в рамке на стену.
Вот так меня подколол мой сокурсник.
Кстати, именно от него я и заразился фотографией.
Хорошо, если камера цифровая, и вы сразу заметили промашку АФ и успели переснять.
В случае репортажной (не постановочной съёмки)
возможность переснять отсутствует.
В случае съёмки на заказ фотограф получает значительно бОльший процент брака, если его камера(ы) болеют бэк\фронт-фокусом. И, как следствие, меньше удачных кадров.
Поэтому, прежде чем отправляться на ответственную съёмку, фотографы и продвинутые фотолюбители тратят силы\время\деньги, чтобы с их камерами было всё тип-топ.
Некоторые ссылки по теме:
Бэк и фронт фокус (тема на форуме)
Проверка объектива на фронт-бэк фокус (1)
Проверка объектива на бэк-фокус / фронт-фокус (2)
Ровняем фронт-бэк фокус у D90
2. Поток фототехники через мои руки был немалый:
1991-2004 — Зенит-Е, Зенит ТТЛ, ФЭД-С (каждая модель фотокамеры была в нескольких экземплярах)
2004 — Minolta Dynax 5 (Minolta AF 50/1.7, Sigma 28-200 )
2005 — Fuji S7000
2006 — Nikon D50 + Nikkor 50/1.8D
Далее не в хронологическом порядке, т.к. записей не вёл, а память дырявая:
Fuji S5Pro, Nikon D700, Nikon D90, Nikon D70, Nikon D70S, Nikon D60 (2021), Nikon D3200 (2023), Nikon D600 (2023).
Около 2012 года была куплена камера Nikon D7000.
Её автофокус был какой-то странный, и поиск вывел на страничку
Проблема с автофокусом Nikon D7000
и на сайт
Аркадия Шаповала, где автор сделал мегаполезную
таблицу по модулям фокусировки в фотокамерах Nikon:
3. Модуль АФ Multi-CAM 4800DX, установленный в ЦЗК D7000, нельзя назвать удачным.
С некоторыми
проверенными объективами он работает превосходно, с некоторыми
дуркует ошибается (промахивается).
Например, в связке D7000 + Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor постоянно получались промахи АФ,
а вот D7000 + Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX всё нормально.
Оффтоп об АФ D700
В качестве эталона по фокусировке для меня была камера D700 с модулем Multi-CAM 3500FX.
АФ в D700 — это предел мечтаний: ни программную (в меню камеры),
ни какую другую подстройку АФ никогда не требовалось использовать!
К моменту покупки D7000 в наличии уже были различные объективы, в том числе светосильный Nikkor AF 50mm 1.4D, который и был использован как образцовый объектив.
Тогда (в 2012-м) процедура подстройки АФ тремя юстировочными винтами прошла успешно. И подробности, естественно, подзабылись.
Так сложилось, что D700+50mm\1.4D канули в небытие в феврале 2022-го, а в 2023-м был куплен полнокадровый D600 (чтобы не скучно было) и Nikkor AF-S 50mm/1.4.
Естественно, полтинник Nikkor AF-S 50mm/1.4 был проверен на ранее отъюстированной тушке D7000:
Всё норм.
Волею разработчиков, модуль АФ 4800DX перекочевал в D600 якобы в обновлённом виде «4800FX». И, естественно, он унаследовал все болячки своего предшественника.
Список объективов, которые приняли участие в проверке и настройке АФ D600:
— Nikon 50mm f/1.4G AF-S Nikkor
— Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor
Также потребуется распечатать на А4
тестовую мишень.
4. Первые тесты АФ D600.
D600 + Nikon 50mm f/1.4G (тонкая настройка АФ в меню камеры отключена)
На первый взгляд неплохо.
Примечание: на картинках здесь и далее красным шрифтом указаны фокусное расстояние используемого объектива и значение диафрагмы
при съёмке.
Поскольку тестовых кадров было сделано очень много, информацию о типе установленного на камере объектива и экспотройку смотрел в EXIF (уже после того, как сбросил все файлы на комп).
Чтобы разобраться, кто виноват, АФ камеры или полтинник, поставил на 600ку проверенный
Nikkor 85mm f/1.8D:
Здесь уже хорошо виден бэк-фокус. (
Поскольку полтинник на ФФ — основной рабочий объектив, провёл «батареечный» тест
именно с полтинником Nikon 50mm f/1.4G:
В фокусе — дальняя батарейка (т.е. явный бэк-фокус).
Примечание: левая и правая батарейки стоят на отметках «30 mm» на тестовой таблице.
Попытки подстроить АФ программно (т.е. в меню камеры) НЕ увенчались успехом:
диапазона подстройки +-20 единиц оказалось недостаточно.
Поэтому пришлось рыть инет по 600ке: странно, но ничего полезного не нашёл.
Полез по сайтам, которые учат, как всё разобрать. Нашёл фото:
Вот они три волшебных дырочки! )))
5. Подстройка АФ в Nikon D600 (тремя винтами снизу).
Инструменты:
— крестообразная отвёртка Ph000 (да, это не опечатка: для разборки D7000 и D600 я использовал именно Ph000)
— шестигранный ключ 1,5 мм
Теперь можно приниматься за разборку D600.
1. D600 (вид снизу)
2. Вытаскиваем аккумулятор, выкручиваем 8 винтов
Чтобы не перепутать винтики, можно поступить примерно так:
3. Снимаем нижнюю крышку:
4. D600 без нижней крышки:
А вот и три винта регулировки АФ:
5. Вставляем аккумулятор, закрепляем его при помощи бумажки и куска изоленты:
Обратите внимание: на камере установлен уже установлен полтинник.
НЕ забываем отключить в меню камеры тонкую настройку АФ !
6. Записываем (или фотографируем) начальное положение шестигранного ключа:
7. Поворачиваем все три регулировочных винта на 90 градусов по часовой стрелке (при бэк-фокусе) или на 90 градусов против часовой стрелки (при фронт-фокусе).
Рекомендуется записывать свои действия.
Самое важное и ответственное — это следить за углами поворота винтов. Чтобы они были одинаковые! Можно забыть и не повернуть или дважды повернуть один и тот же винт. Тогда получится не параллельное смещение блока датчиков фазового фокуса, а перекос. Самое главное, еще раз подчеркну, что бы они в итоге, после многих операций смещения повернулись на ОДИНАКОВЫЙ УГОЛ!
8. Снимаем таблицу:
Более-менее неплохо.
9. «Батареечный» тест:
АФ — по надписи на батарейке (обозначено стрелкой).
Тоже гуд. )
10. Далее «батареечный» тест с объективом 85 мм (расстояние съёмки 1 метр):
Very good!
АФ по надписи (обозначено стрелкой).
Затем было сделано ещё сколько-то проверочных кадров, чтобы исключить ошибку.
Таком образом, в моём случае вся регулировка свелась к повороту трёх регулировочных винтов на 90 градусов.
11. Отклеиваем изоленту, извлекаем аккумулятор, ставим на место нижнюю крышку и закручиваем винты. Всё.
6. Несколько кадров после регулировки АФ:
Всем удачных кадров!
Мне на 5100 с объективами 18-105 и 50/1.8 так не повезло — если винтиками выставлялся в ноль 18-105, начинал мазать полтинник. Если выставлялся полтинник на открытой дырке — при сочетании (близкая дистанция + максимальный зум) начинал врать телевик.
Не исключаю, что тушка была уронена до меня, поэтому и вылазила проблема.
С приобретением D7000 проблема ушла — хватает программной коррекции в несколько единиц.
И, кстати — при покупке недорогих (до 30 тысяч за б/у тем, кто не в теме — да, это недорогие) объективов всегда рекомендуется приходить за ними с мишенью. Даже новые 18-105 в магазине (когда они продавались) часто попадались с плавающими параметрами.
В смартфонах всё проще, тк. ГРИП намного больше.
Не все готовы пересесть на любое из этих двух ТС.
В последние годы все производители закрывают выпуск зеркалок в пользу беззеркалок.
Зеркалки проиграли, в тч. по части автофокуса.
В последние годы все автопроизводители закрывают выпуск двигателей внутреннего сгорания, оставшиеся массово переходят на турбированные алюмо-пластиковые одноразки. Производители АКПП закрывают выпуск гидроавтоматов, и переходят на вариаторы.
По вашему, это прогресс? По-моему, это экономия ради бабла в чистом виде.
Ровно те же процессы идут во всех областях — и в смартфоностроении (батареи 5 А*ч со временем зарядки 20 минут, гибкие экраны), в фотоотрасли (увеличение мегапикселей при сокращении размера сенсора) — тысячи их.
А самая мякотка с беззеркалками — если случайно навести её на Солнце, или попасть под лазерный луч. Для душнил уточню — не сделать фото, а случайно навести.
В солнечный летний денёк успех будет гарантирован.
Возможно, с Солнцем я слегка преувеличил — нужно не просто навести, а сделать так, чтобы оно засвечивало объектив какое-то время. Сколько — точно не скажу, у моей цифромыльницы объектив убирался/блокировался довольно быстро.
В случае с беззеркалкой, случится чуть менее, чем ничего. А вот с зеркалкой кто-то останется без глаза.
Раз уж мы моделируем сомнительные ситуации.
На текущий момент у зеркалок нет никакого преимущества перед беззеркалками, кроме цены и автономности.
В плане использования, это куда более удобное устройство, которое сразу показывает ту картинку, что видит матрица: с реальным грип, экспозицией, бб, провалами в тенях и светах, а не бесполезную абстракцию как дверной глазок зеркалок.
Добавим сюда минимизацию вибрации за счёт отсутствия зеркала, более быстрый и точный фокус, в т.ч. по глазам, габариты, более удобную работу с мануальным фокусом, отсутствие фронт/бэкфокуса и станет понятно, почему зеркалки обречены.
И кто будет по маленькому экрану в 3 дюйма оценивать все эти параметры? ) Вы посмотрите, как профи в студиях работают — они сразу к фотику ноут подключают, чтобы рассматривать фотографию в нормальном размере с нормальной цветопередачей и гаммой. А не на 3-дюймовом подобии экрана.
Беззеркалки ориентированы на «народный» сегмент. Но тут их быстро теснят смартфоны. Лично я уже давно не вижу никого с беззеркалками. Либо человек тянет здоровый фотик на ппече (а то и два, если работает), либо снимает на смартфон.
В общем, не зря зеркало — атавизм который утратили современные камеры
Да, для беззеркалок наличие фазового датчика — это прорыв. Теперь ей не нужно перебирать весь диапазон фокуса в поиске контраста. Но датчик этот проще того, что в зеркалках — его задача, в основном, дать аппарату направление и примерное расстояние, куда двигать линзу. Дальше же включается контрастный метод, позволяющий уже добиться точного фокуса. В итоге, мы имеем хорошую скорость автофокуса, но сравнится ли она с зеркалками? В топовых mirrorless фотоаппаратах — может быть. В аппаратах бытового уровня — вряд ли. По крайней мере несколько лет назад еще не могли.
Зеркалка тоже это прекрасно позволяет, режим live view называется, даже у моего 50D есть. Только она фокусироваться нормально в нем не может. Современные — могут, т.к. имеют те же вставки «фокусирующих» пикселей в матрицу.
Основное преимущество беззеркалок — это видео. А, учитывая, что современные видеографы снимают, в основном, именно на фотики, это дает развитие топовых и дорогих беззеркалок.
А новых поколений зеркалок, как-то давно и нет.
На зеркалках, получается вслепую снимают?)
А в БЗК можно для этого использовать как экран, так и видоискатель. Которых более чем хватает для правильного экспонирования кадра.
Беззеркалки давно захватили все фотосегменты.
А вот зеркалки с дешевой оптикой, как раз перешли в самый бюджетный сегмент, чем и привлекают любителей.
Который, скорее всего, беззеркальный)
лазер и на зк как портил матрицы так и портит
А в бытовом сегменте проиграли любые фотоаппараты как класс.
А вот когда знакомые на камеры попроще покупали объективы (я помогал с выбором), то пришли в магазин с камерой и шкалой, и только с 3 или 4 попытки выбирали экземпляр, который фокусируется точно. Такой разброс был (правда и объектив брали бюджетный).
50/1.4 несколько дороже.
Проверять работу АФ при использовании китового 18-55\3.5-5.6 бессмысленно (это одинаково касается К\Н\М\О\др )
а текст где стоит отмеченная батарейка совсем не читаем. А стоило заострять внимание не на юстировочной таблице…
В свое время при покупке к дальномерным ФЭДам новых объективов приходилось отдавать их на юстировку.
Главное, чтобы сектор, на который давит кольцо (передачи расстояния) объектива, был приклёпан с правильным углом.
и таки инструкция на это уже давно есть у nesovet.
ИМХО.
Родной конвертер Nikon Capture 2.xx какой-то.
С цветом Д600 буду разбираться (пока что не очень доволен).
д7000 и д3200 примерно одинаковы по цвету.
не, искать спецом не надо, я видел фото с Д700
по цвету Д600: у чела IVX по цвету оч неплохо получается, например или тыц
у меня Д610, проявляю в NX Studio
А как в таких фотоаппаратах вы указываете им нужный фокус — тачем?
1. в меню камеры водится поправочный коэффициент из ряда -20..+20;
2. делается фото;
3. оценивается место фокуса — если мимо, то п.1
И так до момента, когда начнет нравится.
фокус у нее был действительно странный, регулярно не туда попадал, даже D80 до нее была в этом смысле лучше.
А на что перешли? Серия Z?
ИМХО, 7000 — вообще не самая удачная модель. У меня основная причина перехода 5100->7000 была ради вспышки на малых выдержках. Более качественная фокусировка пришла бонусом. Но мне снимать «для себя», не зарабатывать.
Вот 7100 — да. Но цена печалит.
Фотик нужен там, где нужны качественные снимки с высоким разрешением и цветопередачей, чтобы печатать в большом размере.
Ну, или наоборот — 100..200, да вечером? Физику не обманешь, мелкий «пиксель» не даст получить картинку.
Хотя чо это я… Телефонами Луну с монитора снимают со всеми кратерами )
известно как 8)
Любой смартфон рисует блюр программно. Иногда даже, вполне неплохо. Но лучше научиться пользоваться и другими приемами выделения объекта.
В беззеркалках или новых моделях зеркалок.
Есть у меня старенький 350-й, который всем устраивает, кроме автофокуса, который с новья норовил уйти на бэк.
Проблему я решил кардинально — обычно фоткал на ручном режиме(
Но иногда без автофокуса никак.
Надо сервисменов спрашивать.
libraphoto.com/blog/wedding-blog/Nikon-D90-Inspection-and-Adjustment-program.html
Получилось просто отлично. Потом продал его, купил D7000, но никак не мог с ним собладать в плане фокуса. Сейчас имею D7100, лучше, но очень жалею, что продал D90. Таких чётких глаз как на D90 я получить не могу.
Любая беззеркалка решит эту проблему.
Ну или фокусируйтесь на вашем аппарате вручную.
Тем более, что, кажется, там уже есть LIveView
А для других зеркалок?
ищется достаточно легко, рабочие ссылки ведут на облако mail. ну и как водится антивирус ругается на многое.
я бы не осмелился с помощью её что-то исправлять в камере.
Имхо, тремя винтиками проще.
Долго не понимал, почему половина кадров вроде норм, а половина — бэк. То есть, почему фокус так нестабилен. Пока не наткнулся на какую-то статью в интернетах, которая в деталях рассказывала алгоритм фокусировки фотоаппарата. И там (емнип) было написано следующее: в дешевых фотиках (у кэнона чем больше нулей, тем проще аппарат; 400Д — это была самая простая зеркалка на тот момент) алгоритм фокусировки простой — с фазового датчика приходит сигнал, на сколько надо сдвинуть фокус и в какую сторону. Это отправляется мотору объектива. Всё. Контроля за тем, что объектив реально встал как надо не производится. Почему? Чтобы оставить это для более дорогих моделей. Они же должны быть лучше.
Я понял, что пришло время «апгрейда» и прикупил 50D. Это уже был аппарат среднего уровня, то есть, еще не профи, но уже и не любительский. И, о, чудо! С тем же объективом неудачных кадров стало раза в два меньше. То есть, теперь он ошибался в фокусе где-то на 25% кадров. Дальше я попросил у знакомого фотографа объектив из проф линейки (с индексом L и красной полоской). Кажется, это был 24-105L. И тут сразу понял, что аппарат практически перестал ошибаться. То есть, теперь 2-3 фотографии из ста могли быть не в фокусе, остальное — вполне норм.
Пришлось прикупить и себе 24-105L. Выбирать ездил куда-то в Москву, брал с собой focus chart, но он не понадобился, у них был свой :)
Хотя по собственному опыту общения с Никонами замечено следующее:
один и тот же модуль АФ Multi-CAM 1000 в Д90 работает намного лучше, чем в том же Д3200.
Полагаю, что 90% зависит от той части софта, которая отвечает за обработку сигналов от модуля АФ.
Но АФ в д90 намного лучше при одинаковом Multi-CAM 1000 ;)
Я общался в то время с большим количеством местных фотографов, так вот, большинство из них не знали всех деталей работы фотоаппарата, а оперировали понятиями «снимает хорошо» и «снимает плохо». Если бы кэнон реализовали хороший алгоритм фокусировки в дешевом 400Д, он мог бы начать «снимать хорошо» и его могли бы использовать для работы там, где раньше покупали 50Д или даже 5Д.
Я брал тот же самый объектив 28-135 и ставил на 50Д — он с ним фокусировался лучше, чем 400Д. Так же как 400Д фокусировался лучше с 24-105L. То есть, налицо зависимость — дороже оборудование, лучше результат.
как думаете, зачем и почему делали коррекцию АФ в разных моделях зеркалок, включая топовые?
зачем? портить себе продажи моделей постарше?
Вы предысторию читали? Там я писал, что в половине случаев фокус был на месте, во второй половине — был бэк. При этом, с более дорогим объективом всё становилось значительно лучше. Это говорит о том, что датчик был установлен верно.
А то, что данный объектив с более дорогим фотоаппаратом работал лучше говорит о том, что в более дешевом был плохой алгоритм.
В тч. потому, что там или чисто контрастный АФ, или гибридный.
то понесли бы убытки, тк. чуть больше купили бы дешёвую модель и чуть меньше — дорогую.
Ну и нафига?
На что мне ответили:
Хорошо, что с приходом беззеркалок можно взять практически любой Фуджи, Олимпус, Сони с китом и не знать никаких проблем.
В в начальных моделях Никон было, в общем-то, не лучше.
Да и в Сони не сильно лучше.
А потом появились беззеркалки, где этих проблем нет как класса.