Если в Книге Книг «В начале было слово», то в предтече киноплёночной фотографии в начале была Leica. Аппарат, который в неизменном виде кочевал из страны в страну, менял, как в известной песне, «адреса, имена». Стараниями товарища Макаренко в нашей стране он превратился в ФЭД. Да, с известными упрощениями, допущениями, извра… не буду продолжать. Так началась эпоха повсеместной ФЭД-ерализации страны. Чего не хватало камере? Да, именно — зоркости. Оптика и механика были такими, чтобы их мог собрать и настроить выпускник ПТУ, а о качество… это вторично, главное, чтобы камера была. А потому с усовершенствованием технологий была усовершенствована и камера ФЭД, получив новые возможности, а с ними и новое имя — «Зоркий». Но Зоркий оставался всё той же копией Leica, одной из великолепных особенностей которой был объектив Leitz Elmar, сконструированный в убирающемся тубусе, что делало камеру практически карманной. На этой основе был разработан очень неплохой советский аналог Индустар-22 П (просветлённый). Давайте-ка и мы с вами познакомимся с тем, что было в начале.
«Не расскажете про такой объектив, выдвижной?» (CASIO_peia)
«Ой, кажется Индустар-22 на горизонте показался…» (Archie)
Главный принцип, который
Оскар Барнак положил в основу разработанной им камеры, безусловная компактность. Камера должна была помещаться в карман плаща и время подготовки камеры к съёмке должно было быть минимальным. Именно с лёгкой руки гениального механика Оскара Барнака фотография претерпела глобальные изменения в своей сути. Слоган «маленький кадр — большая фотография» стал реальностью. До появления портативной камеры фотография, говоря языком живописи, носила исключительно станковый характер (с ударением на «а»). С появлением же у фотографа такого инструмента, как Leitz Camera, сокращённой аббревиатурой — Leica, фотография ожила, приобрела динамику. Именно появлением этой камеры мир обязан столь живым стилям в фотографии, как репортаж, стрит, спортивная фотография и других динамичных жанров. Разумеется, для камеры нужен был и новый объектив, соответствовавший предъявленным к камере техническим условиям. Он должен быть малогабаритным, крыть кадр 24х36 мм. поскольку существующие кинообъективы крыли кадр лишь 18х24 мм, который, учитывая качество светочувствительных материалов того времени, не давал возможность получить требуемое увеличение, а его определили, как 13х18 см. Этому размеру есть строгий расчётный базис, но особенности зрения упустим в данном контексте. Так вот, специально для камеры был разработан объектив
Leitz Elmar 3,5/50, ставший прототипом нашему Индустар-22 П. Объектив несколько раз пересчитывался, но механика его не изменялась. Вот о ней и пойдёт речь ниже.
Давайте начнём с того, что приведём техническую информацию об этом объективе.
Индустар-22 для дальномерных фотокамер со складывающимся тубусом
Нормальный объектив с просветлённой оптикой. Снабжён ирисовой диафрагмой.
Производился в двух вариантах оптической схемы: Индустар-22 и Индустар-22м.
Выпускался в качестве штатного для первых дальномерных фотоаппаратов типа «Зоркий».
Имел различные варианты конструкции, включая складывающийся вариант, аналогичный объективу Leitz Elmar (3,5/5 см).
В конце 1940-х годов оригинальный вариант был пересчитан М.Д. Мальцевым. Пересчитанный вариант получил внутреннее (КМЗ) наименование «Индустар-22м», но маркировка самих объективов не изменилась.
В конце 1950-х был заменён на пересчитанный объектив той же схемы — Индустар-50.
Принятые на КМЗ сокращения наименования: ОИ-22 (первые годы выпуска), далее — И-22 и И-22м.
Фокусное расстояние: 50 мм
— Индустар-22 — 51,39 мм
— Индустар-22м — 52,43 мм
Относительное отверстие: 1:3,5
Угол поля зрения: 46°
Рабочий отрезок:
для дальномерных фотоаппаратов — 28,8 мм
для зеркальных фотоаппаратов — 45,2 мм
Количество линз/групп: 4/3
Пределы шкалы диафрагм: 1:3,5–1:16
Ближний предел фокусировки: 1 м
Соединения: объектива с камерой: M39×1
для ввинчивающихся насадок:
складывающийся вариант — нет
вариант в неубирающейся оправе — M33×0,5
для надевающихся насадок:
складывающийся вариант — ∅27 мм
Разрешающая способность по ТУ (центр/край):
дальномерный складывающийся вариант — 32/22 линий/мм
Коэффициент светопропускания: 0,80
Формула цветности: 7--0--0
Тип просветления: однослойное
Габаритные размеры (наибольший диаметр оправы × длина):
дальномерный складывающийся вариант — ∅45 × 47 мм
дальномерный вариант в неубирающейся оправе — ∅53 × 37,5 мм
вариант для зеркальных фотоаппаратов — ∅50 × 21 мм
Вес:
дальномерный складывающийся вариант — 80 г
дальномерный в неубирающейся оправе — 120 г
вариант для зеркальных фотоаппаратов — 110 г
Источник —
www.zenitcamera.com/archive/lenses/industar-22.html
А продолжим тем, что этот объектив пришёл ко мне на приём с жалобой на недопустимо тугой ход кольца установки диафрагмы, на прерывистый ход поводка фокусировки. Диагноз понятен. Но без определённого хирургического вмешательства лечение невозможно. Что же, будем лечить (смайлик!)
Объектив перед нами. Год рождения — 1952-й. Семьдесят лет отроду. Место рождения — Красногорский Механический Завод, о чём говорит логотип предприятия на оправе объектива. Оптика объектива просветлена и это обозначено красной буквой «П». Светосила объектива 3,5 при фокусном расстоянии 50 мм (округлённо). Линзы объектива, как и просветление, сохранились прекрасно. Несколько пострадал тубус от частой установки в рабоче положение, но это естественно. Переднюю линзу объектива защищает фирменная металлическая крышечка, которая сама по себе представляет историко-коллекционную ценность.
Как видим, объектив очень близок по конструкции своему прототипу, ну прямо «близнецы и братья», как по Маяковскому.
Фото со стороны установочного фланца. Здесь хорошо видна конструкция кнопочного замка, запирающего геликоид в положении «бесконечность». Это необходимо для обеспечения транспортного положения объектива и облегчения установки тубуса в рабочее положение.
Золотистое просветление заднего склеенного блока линз.
Ещё раз рассмотрим запирающий механизм. В таком ракурсе…
… и в таком.
Что же, думаю, мы достаточно познакомились с объективом, чтобы можно было приступить к разборке. Первым делом извлекаем конструктивную бленду со стороны задней линзы объектива.
Вот она. Эта деталь уменьшает светорассеяние и соответственно паразитные засветки.
Как я уже говорил (говорил?), моя задача заставить снова вращаться вот это кольцо, намертво залёгшее на старой смазке, и соответственно дать возможность установить требуемую величину диафрагмы.
Смотрим на оправу объектива. Видите этот винт и технологическое отверстие для его вывинчивания? Ну так вот, он вам не нужен. Не трогать! Он удерживаем декоративное кольцо с насечкой и лимбами значений диафрагмы. Его снимать с оправы не надо.
А первым делом ключом или пинцетом, или… ну, «вы же умные, придумайте что-нибудь сами!» © (смайлик!) Только не перепутайте большое кольцо с маленьким. А то вывалится задний компонент. Будет весело.
А после того, как вывинтите стопорное кольцо, отпускаем вот этот винт. Он удерживает блок линз от проворачивания в тубусе. После чего…
… блок линз оказывается у нас в руках. Будьте осторожны, выпадает он из оправы очень легко, так что примите во внимание сей факт.
Так блок выгляди с обратной стороны.
А так со стороны передней линзы и кольца управления диафрагмой.
А вот латунный домик линзоблока. Да, не жалели тогда благородных материалов на производство техники (смайлик! — или тут не до смеха?) Латунь! И юстировочное кольцо прекрасно видно. Мы там внутри просто протрём аккуратно продуем воздухом и хватит с него. Там чисто. И даже как-то красиво…
Хорошо. Красота красотой, но время любованию и время работе. Продолжаем. Кольцо управления диафрагмой в этом объективе сопрягается с механизмом диафрагмы двумя винтами, расположенными под 180 градусов. Аккуратно вывинчиваем эти два винта, предварительно установив диафрагму полностью открытой. Так проще потом совмещать детали.
Теперь нужно отвинтить кольцо управления. Идёт очень туго. Что делаем? Отвинчиваем так. чтобы образовался небольшой зазор к резьбе, а затем — капелька WD-40, но без фанатизма, чтобы не дай бог не затекла WD-шка внутрь. Через десять минут кольцо отвинчивается без проблем. Протираем детали бензином, чтобы удалить остатки WD-40, и откладываем детали в сторону. К ним ещё вернёмся, а пока…
… а пока займёмся разборкой геликоида. В принципе, можно промыть без разборки, но раз уж добрались до этого места, то лучше разобрать и удалить все «исторические накопления» в резьбе. Тем более, это совсем не сложно. Итак, вывинчиваем стопорный декоративный винт, не позволяющий геликоиду уходить далее одного метра по шкале расстояний.
Вот этот винт.
Далее вывинчиваем корпус с тубусом из фланца геликоида, но вот тут, в момент разъединения, хорошо запоминаем положение, в котором детали разъединяются. Можете даже метку фломастером прочертить. Я не буду этого делать, помню назубок (смайлик!)
Ну что, резьбу до меня протирали, но грязь никуда не делась. Вычистим. Обратите внимание на чернение внутри тубуса. Оно нестойкое, поэтому при чистке не повредите, не надо туда забираться. Просто продуваем воздухом из груши.
Тубус, фланец и бленда перед нами. Чистим, приводим в порядок…
… в результате чего складывается у нас вот такая картина идеальной чистоты.
Сборку начинаем с геликоида. Наносим тонкий слой смазки ЦИАТИМ-221 на резьбу фланца.
Помните положение в котором детали разъединились? Вот в него устанавливаем резьбы и ввинчиваем геликоид во фланец.
Возвращаем на место декоративный стопорный винт. Тут всё готово.
Собираем блок линз. Наносим смазку на резьбу кольца диафрагмы.
Навинчиваем кольцо на блок линз до упора, а потом отвинчиваем назад до совпадения ранее установленных меток и паза винта с резьбой в механизме диафрагмы внутри блока линз.
В таком положении ввинчиваем два сопрягающих винта на место. Блок линз с исправной теперь диафрагмой готов к установке в тубус.
Вот место его посадки.
Для удобства совмещаем на одной линии отверстие под крепёжный винт и гнездо винта.
Отправляем блок линз в тубус так, чтобы метка «3,5» на тубусе совпала с лимбом полностью открытой диафрагмы на блоке линз.
Зажимаем блок линз фигурным кольцом с обратной стороны, следя за тем, чтобы лимб диафрагмы не ушёл в сторону. Если сдвинется, поправляем.
После этого зажимаем стопорный винт на тубусе.
Напоследок возвращаем на место бленду.
Готово, Господа!
Нативная система.
Ой, а самое главное — объектив, сложенный в транспортное состояние.
Полюбуйтесь его компактностью.
А «хвост» спрятан в камере, его и не видно. Правда, в случае установки объектива на цифровую камеру, эта особенность объектива может сыграть с матрицей весьма злую шутку. Поэтому не убирайте тубус на цифровой камере, он не для этого.
Устанавливаем объектив на камеру SONY.
И по традиции сделаем пару снимков.
Это SONY E 3,5-5,6/PZ 16-50 OSS. Выдвинут на 50 мм, соответственно диафрагма 5,6.
А это — герой нашего рассказа на диафрагме 3,5.
залипательно, как всегда
P.S. Исправьте очепятку насчёт «крыть кадр 24х26 мм.» Пустяк, но мало-ли.
Я в детстве, помню, завидовал соседскому мальчишке, у него был вот такой отцовский ФЭД, а у меня Смена 8М. Вот этот выдвигающийся объектив особо притягивал внимание. Было в нем что-то очень профессиональное, элегантное.
Любопытно, что, по сравнению с «китом» от Sony старый объектив совсем неплохо снимает.
Единственное, что на больших зеркалках он выглядит очень забавно...)
Это действительно неплохой объектив для плёночной дальномерки.
Не умаляю достижений механиков и конструкторов, но как увлеченный фотоделом, я за правильную историю.
Хотел показать замену шторок на нем, но увы. Сейчас к аппаратам дороги нет… как знать, когда появится.
П.С. Работа, как всегда, заслуживает уважения…
Как тут сказать. Разница и есть, и нет. И-22 рассчитывался для монохрома, а вот И-50 уже под цвет пересчитывался. Но вот на UT-16я любил снимать именно и-22. Воздушный слайд получался. А Ю-8 или И-50 как бы более суховат. На UT-18 это сглаживалось, она контрастнее сама по себе была, от этого уходили, смешивая пополам ТСС и Т-32 в цветном проявителе. Тогда картинка выходила естественнее, не такая мультяшная.