Активное охлаждение продлевает жизнь любому электронному устройству

Лето в этом году выдалось жарким. У меня на даче практически одновременно заглючили два одинаковых DVB-T2 приемника Tesler DSL340. Это совершенно типичный прибор, выполненный в небольшом корпусе, с отвратительным охлаждением, четко рассчитанный производителем на небольшой срок службы. Куплены они были примерно в 2017 году и можно считать, что установленный изготовителем срок они отработали. Казалось бы, в чем вопрос – купи пару новых по 1000 р. Но у меня есть особенность конфигурации – сигнал от активной антенны подается на первый приемник с антенным входом и антенным выходом. Второй приемник получает сигнал от первой приставки с ее антенного выхода. Поэтому мне требовался на замену DVB-T2 приемник с антенным входом и выходом.

В известном магазине радиодеталей, расположенном рядом с дачей, меня постигла неудача– по инету в каталоге у них был нужный мне приемник с двумя антенными гнездами, но при личном визите мы с продавцом раскрыли коробку – а там приемник с одним входом. Номер модели указан правильный, на коробке нарисован прибор с антенным входом и выходом, но прибор имеет только антенный вход. Продавец был настолько любезен, что перерыл все наличие (штук 10) и убедился, что нужной мне модификации у них нет. Нужный мне прибор я нашел в ближайшем сетевом супермаркете строительных товаров, наученный горьким опытом предыдущей неудачи заставил продавца раскрыть коробку и только убедившись в наличии антенного выхода, купил наконец устройство.

К сожалению, полной замены не получилось – купленный прибор не смог запитать переносной USB диск. Пришлось съездить домой, порыться в закромах, найти блок питания на 5 вольт и 3 ампера и подключить к диску дополнительное питание. С мощным источником все заработало как надо.
Потратив несоразмерно много времени на восстановление функционирования не слишком сложной системы из двух приемников DVB-T2, я задумался – нельзя ли простым способом увеличить надежность работы приемника?

Приборы эти собраны в маленьких корпусах без правильной вентиляции, они сильно нагреваются при работе. Понижение рабочей температуры могло бы продлить жизнь аппаратуре, понизив интенсивность отказов. Оценить важность понижения рабочей температуры позволяет в первом приближении правило Вант-Гоффа, согласно которому интенсивность отказов РЭА растет в два раза при повышении температуры на 10 градусов. Или другими словами понижение температуры РЭА на 10 градусов позволяет уменьшить интенсивность отказов в два раза.

Исследовав полностью отказавший Tesler я нашел, что микросхема накрыта черненой пластиной толщиной где-то в миллиметр максимум и размерами пара сантиметров на пара сантиметров. Понятно, что такой радиатор обеспечивает тепловой режим микросхемы на грани.


Рис 1. Внутреннее устройство системы охлаждения приемника

Для улучшения теплоотвода можно попытаться заменить радиатор. На даче у меня максимум что нашлось – несколько старых компьютеров. На материнских платах можно найти радиаторы на мостах, рассчитанные на режим пассивного охлаждения. В принципе их можно использовать, но монтаж на палате DVB приемника достаточно плотен, радиатор встает в одном положении и приходится дополнительно изолировать подошву и грани изолентой.

К сожалению, этот вариант требует вскрытия корпуса, вырезания отверстия в крышке корпуса с очевидной потерей гарантии.

Поэтому этот вариант я все же оставил в запасе и стал искать способ продувать корпус компьютерным вентилятором. В моем распоряжении оказалось два вентилятора от процессора Интел, несколько разных вентиляторов от блоков питания. Перепробовал все вентиляторы от +5 вольт, отобрал самый тихий двухвыводной. Убедился, что процессорный вентилятор с 4-мя выводами может работать от +5 вольт, выводом PWM можно регулировать обороты самым простым способом – прикладывая постоянное напряжение на вход PWM. При 0 на этом входе вентилятор крутится совсем тихо и бесшумно, при +5 – максимально быстро. В инете есть советы подавать на вход PWM просто постоянное напряжение от переменного резистора, но я не пробовал, не нашлось ничего подходящего.

На новый свежекупленный приемник был установлен вентилятор от +5 вольт. Фото инсталляции представлено на рис 2. Вентилятор просасывает воздух снизу-вверх. Вентилятор подключен к +5 вольт от USB приемника через переделанный кабель USB папа-мама. Через этот же кабель подключен USB диск с внешним источником питания. У решения есть особенность, +5 вольт поступают от диска в кабель, что приводит к невозможности выключить вентилятор выключением приемника. В штатном режиме на разъеме USB 5 вольт имеются только при работающем приемнике. Выключать приемник я думал на ночь, чтобы убрать шум вентилятора, но оказалось, что я этот вентилятор вообще не слышу даже тихой ночью на даче. Оставил как есть. По уму можно убрать соединение цепи +5 вольт к диску в переделанном кабеле.


Рис 2. Охлаждение приемника DVB-T2 вентилятором сверху

Эффект следующий: без вентилятора верхняя крышка корпуса нового приемника ощутимо теплая, с вентилятором – холодная.

Второй Tesler был заменен на бывший в употреблении WorldVision T64D. После нескольких дней работы обнаружилось, что этот приемник время от времени перестает реагировать на ИК пульт ДУ. Перезапуск по питанию приводил прибор в чувство. Предположив, что и эта железяка испытывает перегрев, я прикрутил к нему вентилятор от процессора Интел в режиме минимальных оборотов (вход PWM) на землю. Зависания прекратились полностью, месяц полет нормальный. Работа вентилятора не слышна вовсе. Органолептически корпус стал существенно холоднее, а сверху чувствуется ток слегка теплого воздуха. Фото инсталляции показано на рис 3.


Рис 3. Охлаждение приемника DVB-T2 вентилятором снизу

Измерение эффективности активного охлаждения

Для исследования вопроса я собрал мини стенд из второго глючащего приемника Tesler, прибора имеющего выносной датчик DS1820 для измерения температуры, смартфона для регистрации результатов и измерения времени. Датчик прижат к радиатору чипа вентилятором.
Фото стенда представлено на рис 4.


Рис 4. Стенд для измерения эффективности активного охлаждения

Методика эксперимента заключалась в следующем:

1 этап. Включается измеритель температуры и ожидается установившийся тепловой режим. На рис 5 представлены измерения в начале эксперимента. Температура в начале эксперимента составила 27,4° С.


Рис 5. Температура в начале эксперимента

2 этап. Подается питание на приемник Tesler, запускается таймер на смартфоне до достижения стационарного теплового режима. В моем случае температура достигла 56,3° С через примерно 37 минут.

1
Рис 6. Установившаяся температура без активного охлаждения

3 этап. Включается вентилятор и ожидается установление теплового режима уже с активной вентиляцией. Температура составила 38° С через примерно 46 минут.


Рис 7. Установившаяся температура в режиме активного охлаждения

В результате эксперимента были получены следующие данные:

— без активного охлаждения тестовый прибор достиг температуры в 56° С;
— применение активного охлаждения обеспечило снижение температуры до 38° С.

Разность температур составила 18° С, что дает уменьшение вероятности отказа прибора в 18/10*2=3,6 раза. Понятно, что активное охлаждение прибора в закрытом корпусе покажет худшие результаты, но даже двухкратное увеличение срока службы таких коробочек уже хорошо.

Выводы. Используя бесплатные вентиляторы из старых компьютеров для организации активного охлаждения возможно значительно (в разы) продлить срок службы разнообразных приборов в маленьком корпусе с недостаточной вентиляцией.
Добавить в избранное +13 +28
+
avatar
+46
Активное охлаждение продлевает жизнь любому электронному устройству
и капает на мозги своим гудением всему живому вокруг, бонусом забивая девайс пылью
+
avatar
+2
Ну не надо использовать серверные вентиляторы.
У меня есть пяток таких их сервера HP. Ревут они конечно невменяемо…

Но вообще-то на ниве вентиляторостроения есть определенные успехи, при желании можно найти вполне тихий, а на пониженном напряжении его шум будет ниже фонового.
+
avatar
  • Ulises
  • 12 августа 2021, 08:38
+7
Как по мне, так себе решение.
ИМХО, вырезается из люминя толщиной 1,5-2мм пластина по размерам свободного пространства (достаточно в 3-4 раза больше родного), родной радиатор мажется МХ-4, оставляя свободными уголки, на которые насыпается чуток соды — со спичечную головку. Потом пластина прижимается к радиатору, а в щели на уголках капается суперклей. Работает такое на-ура, теплопроводность термоклея, которым приклеем радиатор к чипу порядка 1-1,2Вт/(м2*К), в лучшем случае, обычно не лучше 0,6-0,8Вт/(м2*К), а у МХ-4 она равна 8Вт/(м2*К), да еще и площадь контакта многократно превышает контакт чипа с радиатором. Так, что отличный отвод тепла в пассивном режиме обеспечен
+
avatar
  • SilentF
  • 12 августа 2021, 11:46
0
родной радиатор мажется МХ-4, оставляя свободными уголки, на которые насыпается чуток соды — со спичечную головку.
Пластина клеится к граням радиатора? Площадь контакта в таком случае меньше 1см^2, а естественная конвекция воздуха меж ребер перекрывается- не особо поможет, хоть бы хуже не стало.
+
avatar
  • Ulises
  • 12 августа 2021, 11:56
0
К каким граням/ребрам? Я там вижу плоскую черную пластину. А если там ребристый радиатор, то его погреть до 50-60 градусов, феном или паяльником и слегка поворачивая отлепить/снять с чипа. А новый уже на чип клеить.
+
avatar
  • SilentF
  • 12 августа 2021, 15:55
0
Ну если пластина, то да, вполне. Меня сбило с толку описание «родной радиатор».
+
avatar
  • lexx2
  • 11 августа 2021, 19:13
+8
Я комп перевел в режим почти полный тихий режим, а тут приставка жужжать будет
брр…
+
avatar
  • tirarex
  • 11 августа 2021, 19:47
+5
а у меня в пк в общем 7 вентиляторов и он в ночной тишине с закрытыми окнами ни звука не издает.
Вентиляторы таки разные бывают.

Но в приставке да, проще набрать пассивной тепломассы а так же дать минимальную конвекцию.
+
avatar
  • SilentF
  • 12 августа 2021, 11:43
+1
забивая девайс пылью
А уж если девайс на кухне, то не только пылью
+
avatar
  • LePart
  • 12 августа 2021, 16:57
+3
Обычно стараются сделать с точностью до наоборот — выбросить вентиляторы, где только это можно. В былые времена собирали блоки питания компьютеров трансформаторные, чтобы 80-мм вентилятор не гудел, как турбина, на процессор навешивали конструкции неимоверных габаритов для пассивного охлаждения, ограничивали скорость вращения крыльчаток… ну вот, теперь наоборот, похоже.
+
avatar
+5
У нас на работе приставка пашет 24/7 с родным охлаждением, то есть никаким, уже второй год. Только вот родной бп, слепленный из говна и палок, отправился в пластиковый рай пару дней назад забрав с собой все электролиты из приставки по шине пять вольт, после их замены приставка пашет как раньше, наверное☺
+
avatar
+25
Выводы. Используя бесплатные вентиляторы из старых компьютеров для организации активного охлаждения возможно значительно (в разы) продлить срок службы разнообразных приборов в маленьком корпусе с недостаточной вентиляцией
это было понятно и без обзора. зачем этот обзор?
+
avatar
  • combrig
  • 11 августа 2021, 18:59
+7
зачем этот обзор?
поделиться опытом, перенять опыт из комментариев, не? пусть будет.
+
avatar
  • katran
  • 12 августа 2021, 03:46
+5
проще крышку не ставить. эфект тотже
+
avatar
  • userx21
  • 11 августа 2021, 19:32
+8
это же ди ай вай )
+
avatar
+15
какой то убогий diy. тупо приколхозить (другого слова здесь не подобрать) вентилятор? я понимаю если б автор заморочился и красиво вписал кулер в корпус устройства, чтоб это не выглядело тяп-ляп.

вывод автора умиляет. из серии кОпетана очевидность — чистите ребята зубы они будут здоровые, а если еще 2 раза в день, то в два раза здоровее.
+
avatar
  • userx21
  • 12 августа 2021, 19:14
+4
Да понятно, если автор первоклассник или второклассник, это такой уровень DIY.
Но судя по тексту он намного старше и всерьез считает что это надо публиковать )
+
avatar
  • SOMGPS
  • 11 августа 2021, 18:50
+1
Очень давно купил такую штуку родителям для триколор приставок. Пыль они знатно собирают! Промывал потом очистителем контактов hdmi порт, звук стал пропадать.
+
avatar
  • severinv
  • 12 августа 2021, 10:34
0
О, спасибо. А то не могу найти нормальный кулер на 5V чтобы не заморачиваться с питанием и запитывать просто от USB.
Как он по оборотам, шуму, эффективности?
+
avatar
  • SEM
  • 12 августа 2021, 10:53
0
не могу найти нормальный кулер на 5V чтобы не заморачиваться с питанием и запитывать просто от USB.
Проще выбрать более распространённый вентилятор на 12В и запитать его от USB через повышающий преобразователь с регулировкой, выставив на нём 9-10 вольт.
Типа такого: https://aliexpress.com/item/item/32948417810.html — 5 шт за 100руб.
+
avatar
0
12 в вентиляторы нормально запускаются от +5 в большинстве случаев. Проблемы бывают обычно у тихих больших вентиляторов с PWM управлением, им надо чуть более 6 вольт, иначе они сами не стартуют, только если подтолкнуть пальцем.
+
avatar
  • SEM
  • 12 августа 2021, 12:04
0
Я включал вентилятор (на обдув винта) в компе в MOLEX между жёлтым и красным, 7 вольт, уверенно стартует и не шумит.
Чем гадать запустится от 5 вольт или нет — проще повышайку поставить, от 10В уже не шумит даже самый дешёвый 80мм.
А «колхозом», подобным вашему — мы dial-up модем обдували на очень старой работе, зависал иногда от перегрева…
+
avatar
  • SOMGPS
  • 13 августа 2021, 10:18
0
Шум минимальный, эффективность есть. Сначала стоял на обдув но потом ножки переставил и сделал на вытяжку.
+
avatar
  • dimats
  • 11 августа 2021, 18:51
+16
Я бы поменял радиатор на полноценный, побольше, добавил бы отверстий для естественной вентиляции там где они не портят внешний вид и целостность корпуса. Может увеличил площадь отверстий в крышке, где просечка фигурная, там явно можно больше вентиляции сделать.

Думаю это бы уже опустило температуру до 50, а то и ниже.

Если мало — возможно поставил бы высокий радиатор, чтоб выступал сквозь крышку или заподлицо с крышкой (да, сдеал бы вырез в верхней крышке по размеру радиатора)

И только при недостаточности этих методов лепил бы кулер (разумеется при какомто более приличном радиаторе), и ставил бы туда чтото маленькое, миллиметров 40-60, зазумеется с пониженным питанием, чтоб не слышно…

PS: и еще, следует различать радиаторы для кулеров (с частой гребенкой тонких пластин) и для пассивного охлаждения — широкие просветы, толстые рёбра
+
avatar
0
Вы правы, но дело в том, что я на даче… Здесь распилить бревно Макитой — нет проблем, а вот найти правильный радиатор — непросто…
+
avatar
  • A13X
  • 11 августа 2021, 19:31
+2
всегда можно прилепить монетки;)
+
avatar
+1
(прям представляю себе) Сижу, вечером, дождь за окном, а я на бруске для правки косы вывожу пятачок на плоскость :)))
+
avatar
  • SilentF
  • 12 августа 2021, 11:49
0
Отверстие в корпусе напротив радиатора и монетки, вставленные в прорези радиатора улучшат тепловой режим
+
avatar
+1
PS: и еще, следует различать радиаторы для кулеров (с частой гребенкой тонких пластин) и для пассивного охлаждения — широкие просветы, толстые рёбра
Курс «Тряпки», подраздел «охлаждение РЭА» ;)
+
avatar
+3
Я бы еще поставил приставку вертикально на боковое ребро, чтобы облегчить естественную конвекцию вдоль платы. У меня так нтвплюсовский утюг стал прям лучше себя чувствовать, прекратились зависания.
+
avatar
  • chvf
  • 11 августа 2021, 18:52
+7
Всё замечательно, одно не понятно — зачем смотреть телевизор?
+
avatar
+8
чтобы написать обзор?)
+
avatar
+1
Ну мы с женой очень любим смотреть турецкие сериалы про любовь :)))
+
avatar
  • combrig
  • 11 августа 2021, 19:00
+2
великолепный век?
+
avatar
0
«Постучи в мою дверь»
«Стамбульская невеста»
+
avatar
0
«Обитель любви»
«Американский пирог»
+
avatar
+2
Мне другое неясно, зачем к ДБВ тулить USB диск?
У меня в доме четыре таких, прекрасно работают без него.
+
avatar
+2
кинцо смотреть с диска, я полагаю
+
avatar
+3
зачем смотреть телевизор?
Чтобы верить всему.
+
avatar
  • trager
  • 15 августа 2021, 15:00
0
Самый лучший коментарий.
+
avatar
  • Dimon_
  • 11 августа 2021, 19:19
+6
Одного не пойму: зачем делать «гирлянду» из последовательных приёмников, если есть крабы-сплиттеры?
Тогда и весь этот кордебалет с поиском экзотического приёмника с аненным входом-выходом не нужен…
+
avatar
-1
Вопрос поставлен неверно. Гирлянда — это результат последовательного расширения функциональности системы, причем минимальными ресурсами. Сначала была активная антенна на крыше, питание идет от первого приемника. Потом появилась потребность прикрутить второе место для просмотра. Что нужно? Правильно — кусок антенного кабеля подать сигнал с первого на второй. Работает? Работает! Денег потрачено 0.
Сейчас для использования с разделителями надо купить сам разделитель, что-то придумать с подачей питания на антенну и т.д. Очень не хотелось со всем этим связываться.
Хотя если бы делал с нуля — возможно и поступил бы иначе.
+
avatar
  • Dimon_
  • 11 августа 2021, 20:36
+9
Денег потрачено 0
Ну, да, ваш мотив понятен.
Но вот «потрачено 0» — это спорно. Тут очень показательно работает пословица «нет ничего постоянней временного».
Смотрите.
Вы постепенно строили временную систему. Действительно, было потрачено ноль. И работает.
Но случился выход из строя аппарата с редкой опцией. Это заставило вас бегать по магазинам, обзванивать и искать. А потом колхозить систему охлаждения (а это ещё плюс время, трудозатраты). Плюс вмешательство в конструкцию.

Получается, что ваши трудозатраты на восстановление «временной» конструкции уже сравнялись по трудозатратам на то, как было бы строить правильнее. В случае же, если и этот аппарат выйдет из строя через N лет, все ваши приключения повторятся. Но положительный итог и сумма приключений и трудозатрат уже не так очевидны: таких тюнеров могут уже попросту не выпускать…

Я всё это к тому, что при восстановлении чего-то временного всегда надо оценивать, что выгоднее и дешевле: восстановить это временное или сделать хорошо.
что-то придумать с подачей питания на антенну
Вообще не проблема.
Если надо забесплатно, то час работы паяльником с материалами из домашних закромов (дроссель и пара конденсаторов):


Ну а если нет желания паять, то можно взять готовое типа такого или такого.

сам разделитель,
Ну а сам антенный делитель — рупь ведро в любом мало-мальски ориентированном на это местном лабазе…
+
avatar
0
Интересный комментарий.

Я ничего не говорил про временное решение. Я говорил про исторически сложившееся решения, это не одно и то же.

К сожалению, Вы положили в основу своих рассуждений несколько неверных фактов:
1. Опция антенного выхода — не редкая. Из встреченных мной приемников в разных магазинах 2 из 3-х имели антенный выход.
2. Желание продлить срок службы прибора не связано с типом раздачи сигнала
3. В конструкцию я не вмешивался

Из неверных вводных Вы сделали неверный вывод. Но, повторюсь — комментарий интересный :)
+
avatar
  • Dimon_
  • 11 августа 2021, 21:22
+2
Спасибо за ответ. Я ведь и не настаиваю. Но, согласитесь, всегда лучше, когда есть выбор разных путей решения проблемы…
Я говорил про исторически сложившееся решения
Знаете байку про «тут так принято» и четырёх обезьян? :)
Мне она очень нравится :)
Когда сталкиваюсь с аппелированием к «исторически сложившемуся», всегда привожу её в пример…
+
avatar
+2
Вот и я благодаря этим обезьянам пришёл к выводу, почему 30 лет капитализма, а управление властью как в обкоме.
+
avatar
  • vlo
  • 11 августа 2021, 22:09
+1
Опция антенного выхода — не редкая. Из встреченных мной приемников в разных магазинах 2 из 3-х имели антенный выход.
а что там с сигналом в выключенном состоянии? у встречавшихся 1 или 2х экземпляров ему (сигналу) от этого становилось плохо.
+
avatar
  • kvv12
  • 12 августа 2021, 01:02
0
Там ничего нет, если приставка выключена, то и проход сигнала не работает. И это огромный минус, чтоб работала вторая приставка, то нужно, чтоб и первая была включена, причем не в дежурке, а именно включена в активный режим.
+
avatar
  • SEM
  • 12 августа 2021, 10:25
+1
1. Опция антенного выхода — не редкая. Из встреченных мной приемников в разных магазинах 2 из 3-х имели антенный выход.
А завтра вы решитесь на покупку нового телевизора с встроенным тюнером DVB-T2 (или на дачу съедет старый, но DVB-T2) и ваша гирлянда развалится.
Со сплиттером бы просто старое устройство выдернули, новое воткнули.
+
avatar
  • Opacha
  • 12 августа 2021, 06:46
0
Э, так делители же есть такие, которые с одного из выходов позволяют подавать питание.
+
avatar
  • kvv12
  • 12 августа 2021, 00:54
+2
Чтоб прикрутить второй приемник к уже имеющемуся надо просто было взять сплиттер, с пропуском питания, они есть такие и не редкие вовсе. Просто у первого приемника ставиться сплиттер, это всё, и не нужно никаких проходных приемников. На обоих приставках, да и трех, пяти, в зависимости от сплиттера, на сколько он выходов, в настройках включаем питание антенны. При этом любая приставка может автономно работать независимо от других. Вобщем нашли проблему на пустом месте. А с охлаждением да, сейчас проблемы в приставках. Я делал проще — к штатному радиатору приклеивал дополнительные полоски из алюминия, на термоклей. Мерил термопарой обычного тестера, с 90 градусов удавалось снизить градусов до 60-70, думаю это уже очень хорошо.
+
avatar
  • DDimann
  • 12 августа 2021, 08:40
+2
что-то придумать с подачей питания
или купить сплитер с пробросом питания.
К примеру
+
avatar
  • ber3
  • 13 августа 2021, 10:40
0
НИЧЕМ НЕ ХУЖЕ

включаю 2 в послед. с одной ПАССИВНОЙ АНТЕННЫ смотрю 3 телевизора в цифре. почти без потерь.
+
avatar
  • DDimann
  • 13 августа 2021, 14:09
0
1. Включите с активной антенной, требующей питания — разговор как раз был об этом.
2. Были случаи, когда с таким пассивным тройником телевизоры работали даже лучше, чем с нормальным сплиттером, но гораздо больше случаев, когда значительно хуже.
+
avatar
  • ber3
  • 13 августа 2021, 16:17
0
Включите с активной антенной, требующей питания

ДЕЛАЛ. ВСЕ ОК. а что там может быть не так, перемычки не кошерные? как раз с ним в большинстве работает лучше, чем с разрекламированным сплитером, где унутре все монопенисуально + корпус. даже на ютубе замеры есть с генератором и осцилом. перемычка выигрывает по минимуму потерь.
+
avatar
  • DDimann
  • 13 августа 2021, 16:45
0
Ну, не всякому телевизору понравится постоянное напряжение на антенном входе…
+
avatar
  • ber3
  • 15 августа 2021, 13:30
0
не всякому телевизору понравится постоянное напряжение на антенном входе…
половина активных антен его туда подает. и не видел я приемного модуля без кондера на входе. :))
+
avatar
  • kirich
  • 19 августа 2021, 09:54
0
и не видел я приемного модуля без кондера на входе. :))
Вообще обычно у телевизоров как раз КЗ по постоянному току на антенном входе.
+
avatar
  • ber3
  • 19 августа 2021, 10:32
0
что не мешает работать бп усилителей. да и все проверенные сплитеры, что пропускают питание — имеют козу по входам- выходам.
а так много чудес на свете…
yandex.ua/video/preview/?text=дмв%20модуль%20схема&path=wizard&parent-reqid=1629358139549700-18304716068472700824-sas2-0782-sas-l7-balancer-8080-BAL-7249&wiz_type=vital&filmId=16019878649088205588
+
avatar
  • kirich
  • 19 августа 2021, 10:37
0
что не мешает работать бп усилителей
Да ладно :)

Обычно активные антенны подключают через специальный штекер с развязкой.
+
avatar
  • ber3
  • 19 августа 2021, 10:45
0
Да ладно :)
чесслово. :))
+
avatar
  • kirich
  • 19 августа 2021, 10:46
0
Возможно какие-то исключение, потому как в конце 90х — начале нулевых как раз занимался установкой антенн, в том числе иногда попадались активные и хорошо это помню.
+
avatar
  • iDDD
  • 11 августа 2021, 19:27
0
В приемниках может и не так актуально, а вот в видеорегистраторах наличие нормального активного охлаждения можно считать необходимым. По причине того, что с штатным пассивным охлаждением (либо штатным активным, которое завывает и дохнет через пару месяцев) жесткие диски живут максимум полгода. А вот если прорезать крышку и поставить большой корпусной вентилятор, срок жизни жесткого диска возрастает в разы.

То же самое относится и к жесткому диску внутри системного блока компьютера. При температуре выше +45 можно сказать, что он не жилец.
+
avatar
  • Stress
  • 11 августа 2021, 19:48
+6
Мощность там небольшая, вполне хватит радиатора на чип.
+
avatar
  • vedroid
  • 11 августа 2021, 20:09
+2
Активное охлаждение продлевает жизнь любому электронному устройству
Да пофигу, устройство морально быстрее устареет чем от перегрева брякнется.
+
avatar
0
«это совершенно новый автомобиль, в нем не устаревшая пимпочка, а современная пумпочка! Это же все меняет!»
+
avatar
  • arbatjc
  • 11 августа 2021, 20:42
+2
Эта «гирлянда» ещё и чревата, когда в грозу один раз начнётся швах…
Тоже длительное время один приёмник был всегда включён, что бы питать усилок цифровой антенны.
Через сплитер/делитель изолированных выводов, сразу несколько телевизоров принимали успешно усиленный сигнал, пока эта «коробочка» не накрылась.

Оказалось, что из всей кучи коробочек и ТВ — только она умела питать усилок. Я конечно нашёл выход, с помощью з/у от мобильника подал эти 4-5в, но потом пределал.
Убрал все эти пред усилки, адаптеры, делители и всё подключил к одному устройству — к alcad al-400. Чего и вам желаю.
+
avatar
  • profruit
  • 11 августа 2021, 20:57
+7
Wintel mini PC — лет 5 уже так работает 24/7. На момент модификации.
+
avatar
  • LePart
  • 11 августа 2021, 21:06
+9
«Активное охлаждение продлевает жизнь любому электронному устройству»…
… а также добавляет шума в помещении, где проходит жизнь «любого электронного устройства». А шум — головной боли, притом в прямом смысле.
+
avatar
+5
Неужели имеет смысл охлаждать то, что нагревается до 56,3°? Для кремния вообще предельная температура кристалла — 150-175 градусов. Тут в три раза меньше.
+
avatar
0
56 на поверхности!!! Кристалл там на пределе почти я думаю.
+
avatar
  • kirich
  • 11 августа 2021, 21:31
+7
56 на корпусе? Тогда у кристалла думаю максимум 65-70.
+
avatar
+1
Мне не удалось быстро найти параметры SOC типичных приемников, но полагаю, что процессор Интел по этим параметрам близок. Смотрим таблицу тут и видим по первой колонке (кристалл — свободный воздух), что параметр градусов на ватт где-то от 30 до 90 плавает. Т.е. среднее где-то 60 град на ватт.

И в нашем случае получается, что при мощности потребления хотя бы 1 ватт и при температуре поверхности 56 градусов температура кристалла составит 116 град.
Если же взять мощность потребления в два ватта — температура кристалла составит уже 176 град и это явно близко к пределу.
+
avatar
  • kirich
  • 12 августа 2021, 10:56
+2
И в нашем случае получается, что при мощности потребления хотя бы 1 ватт и при температуре поверхности 56 градусов температура кристалла составит 116 град.
Вряд ли у чипа такое большое тепловое сопротивление кристалл-корпус, думаю что или температура кристалла меньше или температура корпуса выше, датчик Вашего термометра не очень подходящей формы.
+
avatar
0
Я измерял температуру радиатора в том числе ИК термометром, показания с 18b20 примерно совпадают.

Точность значений не очень важна, меня прежде всего дельта температур интересовала.

ИК измеритель через лопасти вентилятора показывает ерунду по понятным причинам, так что пришлось мерять контактно.
+
avatar
+3
Ниже ответил — вам следует брать сопротивление кристалл-корпус, а оно в среднем ниже 10.
+
avatar
+6
Допустим, потребляет микросхема 3 Вт (вряд ли больше), возьмем как «на пределе» 125 градусов. Это дает тепловое сопротивление в 23 градуса на ватт. Обычно же сопротивление кристалл-воздух у микросхем значительно меньше — 5-10 градусов на ватт. Так что вряд ли кристалл там такой горячий.
+
avatar
-1
См коммент шагом выше. Типичное тепловое сопротивление таких SOC значительно выше, около 60 град на ватт.
+
avatar
+2
Я сам немного неправильно написал выше, а вы за мной подхватили. Вы же измеряете температуру корпуса, значит, и сопротивление надо брать кристалл-корпус. А оно по вашей ссылке в среднем чуть ниже 10.
+
avatar
0
Хм. Надо подумать.

По идее есть два перехода — кристалл-корпус и корпус-окружающая среда.
И есть их сумма: кристалл — окружающая среда.

И меряю я скорее всего температуру конечной точки передачи тепла, т.е. на срезе корпус-окружающая среда.
+
avatar
+1
Нет, вы измеряете температуру корпуса, и сами выше же пишете:

Я измерял температуру радиатора в том числе ИК термометром, показания с 18b20 примерно совпадают.
Смысл понятия теплового сопротивления кристалл-воздух в том, чтобы определить получаемую температуру кристалла при заданной потребляемой мощности и температуре окружающей среды. Кроме первой колонке по вашей ссылке рядом идут колонки результирующего теплового сопротивления при определенном обдуве чипа, и оно уже ниже.

А получаемую температуру корпуса при этом никто не учитывает (хотя, достаточно легко посчитать). Вы же измеряете именно её.
+
avatar
  • kvv12
  • 12 августа 2021, 01:05
+1
В моей приставке было на радиаторе около 90 градусов.
+
avatar
  • katran
  • 12 августа 2021, 03:50
+1
некоторые процессоры интел охлаждают когда наних 60… притом что интел заявлет в датиш до 90 норма
p/s
а так проблема не в чипах а в конденсаторах они тупа сохнут и растёт пульсация
+
avatar
0
Ну вы сравнили — процессор может потреблять несколько сотен ватт. При такой мощности даже с хорошими материалами сопротивление кристалл-корпус заставляет падать на нем десятки градусов. То есть, вполне возможно, что в самом пике потребления, когда корпус 70, кристалл уже 90.

Здесь же речь идет о чипе, потребляющим единицы ватт (скорее всего, 1 — 2).
+
avatar
  • Krist
  • 11 августа 2021, 21:22
+2
Шумность вентиляторов — вкусовщина. Вот поломанный ноутбучный кулер, который приходится врубать на максимальные обороты, чтобы его не заклинило вообще — да, ШУМИТ. Я бы даже сказал «ревёт».
А нормальный вентилятор не мешает абсолютно.
+
avatar
  • kirich
  • 11 августа 2021, 21:33
+9
Вентилятор это не решение, а костыль, правильная система охлаждения — пассивная, она не гудит, не выходит из строя, не потребляет энергию на охлаждение и не сосёт пыль.
Просто надо было поставить радиатор, даже с небольшой площадью он бы существенно снизил температуру
+
avatar
  • Utopian
  • 11 августа 2021, 22:06
+4
Вентилятор это не решение, а костыль
Костыль конечно.
Но я иногда прибегал в такому костылю, когда играл на приставке Ugoos X2 Cube в Asphalt 8.
Приставка очень компактная, охлаждение пассивное, а Asphalt очень сильно грузит и процессор и видеоядро. Радиатор большего размера трудно туда впихнуть без переделки корпуса.
И чтобы не вылететь от перегрева в сетевом заезде, я ставил перед приставкой пятивольтовый вентилятор от старого процессора, запитывая его от USB порта приставки. Он дул в щели приставки, и в пике снимал градусов 10.
А когда шли серьезные сетевые баталии, то ставил перед приставкой устройство для охлаждения ноутбука, вот такое.
Она конечно рассчитана на выдув горячего воздуха, но с обратной стороны дует она знатно. Запитывается также от USB порта. Сдувал уже 20 градусов как с куста.

Шум этого вентилятора заглушали рев двигателя и спецэффекты в игре. Поездил в сетке — отсоединил и убрал…
+
avatar
-1
Уважаемый коллега, исходные условия: дача, ничего нет, радиаторов нет, есть вентиляторы.
А в теории Вы совершенно правы.
+
avatar
  • serg1922
  • 12 августа 2021, 10:47
+7
Зачем тогда такой DIY здесь нужен?
Чего Вы достигли интересного, чтобы поделиться с сообществом?

Можно было просто снять крышку и охлаждать напольным вентилятором, до возвращения в город, где сделать все правильно и красиво. И вот тогда поделиться оригинальными решениями.

А сейчас что? Героическое преодоление искусственно созданных ограничений? Ну давайте я поеду к себе на дачу без инструментов и буду паять гвоздем. Вентиляторов не будет вообще, а для радиаторов использовать куски кровельного железа. Это будет еще более крутой DIY?

Не в обиду, но такое мое имхо. Вам правильно другие пишут.

П.С. А вот за анализ температурных режимов — плюс.
+
avatar
0
Я поделился с сообществом одним из возможных решений вот с таким набором граничных условий. Для другого набора граничных условий будут другие решения.

У кого-то есть напольные вентиляторы, у кого-то есть старые компы.

Вам такое решение не нужно, кто-то своей бабушке сделает так же и бабушке не нужно будет менять прибор. А кто-то проведет оптокабель и получит 100+ каналов. Тоже решение.

вседа есть баланс денег, времени, качества решения.

«Пусть расцветают все цветы»
+
avatar
  • Utopian
  • 12 августа 2021, 11:07
0
Можно было просто снять крышку и охлаждать напольным вентилятором
Можно даже крышку не снимать. В этих приставках достаточно щелей.
+
avatar
+1
Щели в этих приставках откровенно маловаты для естественного прохода воздуха. Я не считал, хотя и знаю как, но инженерная интуиция говорит — мало.
+
avatar
  • mmasco
  • 11 августа 2021, 22:13
+1
Когда был окончательный переход ТВ на цифру, собрал себе идеальную систему, хотя не смотрел телевизор уже лет пять. Тоже бегал за приемниками с каким то ненормальным функционалом типа стриминга, активными антенами и прочей подолбенью. Собрал, включил, поофигевал от крутости интеграции в домашнюю мультирум медиасистему, как все ретранслируется во все дыры имеющие экран. Посмотрел полчаса рекламу, выключил и продолжил смотреть по старинке через интернет, что я хочу, где я хочу и когда я хочу, без рекламы и смс. Два года все это покрывалось пылью, прошлой осенью пропылесосил, почистил, заменил батарейки в пульте, сложил в красивую коробочку и подарил соседке, на дачу. Может смотрит, хотя боюсь что подключение ее квартиры к моей системе испортило ее окончательно, не смотря на преклонный возраст, и взяла она ее лишь ради того, чтобы меня не обидеть…
+
avatar
+2
рядом с дачей, меня постигла неудача
Поэт. )
+
avatar
  • kzndenis
  • 11 августа 2021, 22:39
+1
Продлевает, но все это колхозинг непродуманных устройств. Не хватает фотки с 50-ю вентиляторами возле цепей питания хуанань.
+
avatar
+2
Карлсон в гостях у Винни Пуха.
У мну…
В обоих УНЧ по кулеру, беззвучные.



В предыдущем ИБП дополнительный кулер сверху, работает только после подачи 220в и при работе от батарей.
В 4х разукомплектованных (без батарей, ставить некуда) ИБП по кулеру сбоку, работают только после подачи 220в и при работе от батарей.
В новом онлайн ИБП вместо одного орущего заднего, поставлены два, вместо заднего на выдув и спереди на вдув, малошумные, расположены внутри корпуса, десигн не пострадал. В нём же добавлен радиатор на LM7805 по питанию встроенной электроники (с 24в до 5в, кипяток был) — падение температуры в среднем с 75гр. до 40гр летом, добавлен радиатор на дроссель — с 85гр до 50-55гр.
К сожалению фотки нутра только до доработки. Стабик на 5в сверху платы с маленьким радиатором, дроссель тот который сзади посередине самый большой.



В самодельном БП кулер сзади на выдув, на передней панели управление его работой, терморегулятор с Али.



Про компы и ноуты лучше промолчу, поскольку я маньяк холодной электронники и даже в ноутах иногда дорабатываю охлаждение при помощи дрели, напильника и какой-то, там…
Да, забыл в телике LG кулер с задней части корпуса, снизу дует в прямоугольную трубу воздуховода, родного.
+
avatar
  • Corvair
  • 12 августа 2021, 02:19
+1
Ещё у приставок IPTV Ростелеком довольно тяжёлый тепловой режим даже в условно выключенном состоянии, но стабильно работают годами.
+
avatar
  • ppalesha
  • 12 августа 2021, 06:12
+1
Да-да SML-482 HD уже 7 лет и все нормально!
А печка ещё та…
+
avatar
  • AlexFZ
  • 12 августа 2021, 03:20
+1
такой колхозинг излишен, достаточно было поставить большую по размеру пластину или низкопрофильный радиатор, сам столкнулся с необходимостью замены штатной «черной нашлепки»
+
avatar
0
Используя бесплатные вентиляторы из старых компьютеров
Ничего бесплатного не бывает, все можно продать.

Моня, ты 2 часа ходил выносить мусор? Розочка успокойся, я ж его таки продал
+
avatar
0
Это модное сейчас «вторичное использование ресурсов». Мог выкинуть, но использовал :)))
+
avatar
  • KohINoor
  • 12 августа 2021, 07:35
+4
18/10*2=3,6 раза
Это что за расчет такой? Я конечно понимаю, что десять градусов и два раза — величины среднепотолочные, но так считать нельзя.

Попробуйте высчитать снижение отказов при понижении температуры на пять градусов по этой «формуле». 5/10*2=1. В один раз? Т.е. понижение на пять градусов ничего не даст?
+
avatar
0
Это «прикидка на пальцах» для 20 градусов дельты. Для 5 градусов дельты правильно будет использовать другую, более сложную формулу. Если Вам это реально интересно — напишите мне в личку, я порекомендую литературу по расчету интенсивности отказов БИС в зависимости от температуры. Или сами поищите, в свободном доступе таких источников море.
+
avatar
0
В случае с 18-ю градусами прикидка оказалась более-менее подходящей. Но, все же, формулу надо было написать так:

2^(18/10) = 3.5
+
avatar
0
А там точно не в Кельвинах надо считать?
+
avatar
0
Без разницы. Везде речь идет о разности температур, а она одинаковая и в Кельвинах, и в Цельсиях.
+
avatar
0
Я к тому, что в формуле интенсивности отказов температура не как линейный множитель.
+
avatar
0
«Формула» звучит так: «снижение температуры на 10 градусов уменьшает интенсивность отказов вдвое». Речь тут о разности, поэтому можно брать температуру как в Кельвинах, так и в Цельсиях.
+
avatar
0
Это откуда такая формула, сами придумали?
Согласно MIL-HDBK-217 пункт 5.1, там для кремниевых микросхем коэффициент вида:
exp(-1/(Tj+273)-1/298) (Тут в Цельсиях, но очевиден физический смысл Кельвинов).
Да ещё и аддитивные коэффициенты, не зависящие от температуры.
+
avatar
0
Вы обзор вообще читали?

Оценить важность понижения рабочей температуры позволяет в первом приближении правило Вант-Гоффа, согласно которому интенсивность отказов РЭА растет в два раза при повышении температуры на 10 градусов. Или другими словами понижение температуры РЭА на 10 градусов позволяет уменьшить интенсивность отказов в два раза.
Я давал комментарий исключительно к этому пункту. То есть, если предположить, что «формула» звучит так, то считать надо через возведение в степень, а не через умножение.

В подробности для кремниевых микросхем не вдавался, да и зачем, когда важен отказ РЭА в целом, а там не только кремниевые микросхемы.
+
avatar
  • vikvik
  • 12 августа 2021, 09:11
+2
Автор, все уже давно придумано. Загуглите: как поставить радиатор на роутер.
Делается так: берете маленький радиатор с чипсета мертвой материнской платы компьютера(если нет идете до ближайшего сервисного центра и просите. Либо дадут бесплатно, либо шоколадку купите) Покупаете автомобильный герметик(если термоклея нет) Клеите радиатор на чип. Единственный момент, если радиатор высокий возможно придется болгаркой снять высоту. И все.
Да, важно разместить прибор правильно, чтобы воздух циркулировал через вент. отверстия. В вашем случае отверстия в крышке есть, ставьте его горизонтально. Удачи!
+
avatar
0
Условия задачи были озвучены, для невнимательно читающих повторю:
дача, есть только то, что есть, на имеющихся мамках нужного радиатора не нашлось.
Задача — на только что купленном приборе (т.е. не нарушая гарантии) улучшить охлаждение.
+
avatar
  • serg1922
  • 12 августа 2021, 09:14
+3
Если заглянуть на 4pda в ветки по андроид-приставкам, то там можно найти все возможные варианты охлаждений таких вот коробочек. Все грабли уже пройдены.

Мое мнение: надо поставить здоровый пассивный радиатор и под него напечатать новую верхнюю крышку с щелями. Тогда и эстетика не пострадает вместе с гарантией (что для ТС важно) и охлаждение будет правильным.
+
avatar
0
Не понял — радиатор + новая крышка — т.е. вмешательство в конструкцию и гарантия не пострадает?

Не говоря уже о предположении наличия на даче 3D принтера :)
+
avatar
  • serg1922
  • 12 августа 2021, 10:39
+1
радиатор + новая крышка — т.е. вмешательство в конструкцию и гарантия не пострадает?
Если делать с умом, то нет. Вы же родную крышку снимете и уберете, пломб на винтах 99% что нет. Если девайс помрет, то аккуратно вернете родную крышку на место и сдадите по гарантии.

Не говоря уже о предположении наличия на даче 3D принтера :)
Ну Вы же не постоянно безвылазно живете на даче, где есть только бензопила Макита и паяете Вы гвоздем, нагретым на костре? На неделю можно и просто с открытой крышкой положить погонять приставку, поставив рядом напольный вентилятор. А как вернетесь «в цивилизацию», так сделаете нормально.
+
avatar
0
то аккуратно вернете родную крышку на место и сдадите по гарантии.
А как же

надо поставить здоровый пассивный радиатор
Его придется аккуратно «отодрать»?
+
avatar
  • serg1922
  • 12 августа 2021, 11:51
0
Не «отодрать», а легко и непринужденно снять, он же на термопасте будет.
+
avatar
0
Вы, наверное, будете удивлены, но есть миллионы людей, у которых нет 3д-принтера.
+
avatar
  • serg1922
  • 12 августа 2021, 11:54
0
Удивлю и я Вас. Есть миллионы людей с 3Д-принтерами, учитывая их стоимость от 8 т.р. на вторичке. Если спросить 10 своих друзей, то наверняка у кого-то окажется принтер. А также есть доски объявлений типа Авито, где предлагаются услуги по 3Д-печати.
Не проблема вообще.

Тем более, что я упомянул 3Д-принтер в контексте эстетики. Ничто не мешает взять кусок пластика и термоклей.
+
avatar
-2
Ну вот, ни у меня, ни у кого из друзей нет 3д принтера. И дело тут совершенно не в цене. Мне лично, во-первых, некуда его ставить. А, во-вторых, насколько я понимаю из обзоров, любой доступный 3д-принтер после покупки надо «обтачивать напильником». То есть, разбираться в теме, модифицировать, тестировать, снова модифицировать и т.д. Банально не хочется этим заниматься.
+
avatar
  • usb350
  • 12 августа 2021, 09:54
+9
Понятно и без слов, что вентилятор улучшит охлаждение. Но лучше сделать большой радиатор, вентилятор в таких «ночных» вещах не комильфо.

Меня больше всего удивляет в российском Т2 умудриться сделать 20 каналов отборного фу. Реально смотреть нечего. Летом на даче, тв нужен для фона (ну и привык под него засыпать), а 3G инет IPTV не тянет. Тарелку ставить не хочу — нечего жуликов привлекать.

Очень мало познавательных передач. Одни ток-шоу с лицами, от которых только рвотные позывы. Новости это… — всё в стране настолько хорошо что аж плакать хочется. Ладно, не стану про политику. Сериалы… Что сериалы, они низкого качества? Нет, ими пытать можно. Актеры никакие. Сюжета ноль.

Ну неужели жалко один более-менее нормальный канал в сетку вещания поставить? National Geographic или Discovery Science? Взамен богомерзкого СПАС (хи-хи). Или это цель такая, из оставшейся аудитории клинических имбецилов сделать?
+
avatar
  • uZver
  • 12 августа 2021, 10:40
0
Попробовать антенну для 3G купить/сделать.
+
avatar
  • Corvair
  • 13 августа 2021, 08:53
+2
СПАС как раз занял место «Науки 2.0», мракобесие одержало победу над просвещением. Да, подборка каналов на редкость мерзкая. ЦА эфирного телевидения нынче в основном пожилые и вещатели это прекрасно понимают. Неужели мы в возрасте наших дедушек и бабушек будем смотреть такое?)
+
avatar
+1
Да не, мы будем с удовольствием смотреть на +100500 Remastered, Интервью на Стуле, БьютиБлог кому за 50, Ретро Денди нашего детства, Газон садовый, и всё в таком духе!
+
avatar
+2
Активное охлаждение продлевает жизнь любому электронному устройству
Особенно нагревательным)
+
avatar
+1
Конечно! Попробуйте кипятильник без воды включить! Сразу сломается. Или тепловентилятор без вентилятора.
+
avatar
  • pleas
  • 14 августа 2021, 02:16
0
Или утюг например.
+
avatar
  • Corvair
  • 19 августа 2021, 09:26
0
Сколько угодно «работает» в простое, проверено. Терморегулятор не даст девайсу перегреться, а отбор тепла при глажке для исправной работы непринципиален.
+
avatar
  • yo_yo
  • 23 августа 2021, 23:28
0
Продлевает жизнь стабильная температура электронных компонентов и уменьшение количества циклов нагрев-остывание, а не охлаждение.