Фотоаппарат Киев-17. Быстрый ремонт затвора или повесть о непритязательном бастарде NIKON_а.

Сразу же расставлю точки над «i». Летописец Никон Печерский, игумен Киево-Печерской Лавры, к этой фотокамере никакого отношения не имеет. Разве что опосредовано, поскольку камера разработана и выпускалась на заводе Арсенал в стольном граде Киеве, а завод, как известно, находится рядышком с Киево-Печерской Лаврой. Дело скорее всего было так. Вызвали в обком арсенальских конструкторов и сказали им, мол, постановление партии и правительства относительно товаров народного потребления знаете? Ну так вот. Вот вам фотоаппарат некой ведущей фирмы, вот вам полкило гвоздей, вот вам пара ржавых консервных банок и к юбилею, сами понимаете какому, нужно поставить такую же камеру на конвейер. «Есть!» — ответили конструкторы завода Арсенал и… Но про это — ниже.


На самом деле накануне 80-х прошлого столетия потребность в относительно современной камере возникла весьма остро. Кроме достославных «Зенитов» промышленность мало что могла предложить потребителю фототехники. Автоматических камер достаточно высокого класса не было и в помине. Можно, конечно, возразить и намекнуть на выпускавшийся тогда «Киев-15 ТЕЕ».

Тяжёлый, морально устаревший автомат с ограниченным парком оптики на байонете «К-А» собственной разработки, который, кстати, определял светосилу объектива по глубине паза — глубина была разная на объективах и соответствовала их светосиле. И с великолепнейшим по параметрам, но до ужаса ненадёжным веерным затвором. Но эта экзотика не в счёт.

REM: В народе Киев-15 прозвали «утюг» — неуклюжий, полтора кило весу.

Кстати, дальнейшее развитие камер в сторону автоматизации сдерживал именно байонет и отсутствие затвора, который мог бы управляться автоматикой. О чем речь? Для автоматизации камер нужно было передавать данные от объектива, хотя бы данные об установленной диафрагме, в камеру. А существующий тогда способ крепления объектива с помощью фланца М42/1 никак не располагал к этому. Ну и затвор, разработанный ещё Оскаром Барнаком, по параметрам совершенно не соответствовал требованиям времени.
Итак, на Арсенале в качестве ориентира (именно так) была выбрана система фирмы Nikon. От нее в камеру перекочевал совместимый (именно совместимый) байонет и соответственно рабочий отрезок — 46,5 мм. Что же получилось у конструкторов? Получилось вот что. Прежде всего, Киев-17 оказался вполне современной камерой с блочно-модульным построением. Камера обладала исключительно мягким спуском. Зеркальный видоискатель камеры был настолько ярок, что визирование и наводку на резкость по матовому экрану можно было производить при диафрагме вплоть до значения 16. Работа нового ламельного затвора с металлическими шторками была настолько мягкой, что камера практически не страдала бедой всех без исключения зеркальных фотокамер — микросдвигами от срабатывания системы зеркала и по этому параметру соответствовала обычной дальномерной камере со шторным затвором. Затвор обеспечивал ряд выдержек от 1 секунды до 1/1000 секунды и синхронизацию со вспышкой на 1/60 секунды. Камера имела съёмную заднюю стенку и позволяла производить мультиэкспозицию на один кадр. Киев-17 комплектовался великолепным объективом Гелиос-81Н МС. Благодаря применению новых разработок оптического стекла, фокусное расстояние симметричного объектива удалось уменьшить до 50 мм, что не получалось в классическом Гелиос-44 — 58 мм.
Камера получилась — как на мой взгляд — красивой. Минималистичный дизайн, которому способствовала оригинальная особенность — селектор выдержек был вынесен не на верхнюю панель камеры, а находился слева лицевой её панели. Такое отклонение от классики хоть и было встречено не всеми положительно, однако, с моей точки зрения, это очень удобно. Киев-17 стал базовой камерой для создания линейки полуавтоматов. Киев-17, Киев-20, Киев-19 и Киев-19М. Именно в такой последовательности. Киев-19 — полуавтоматическая камера с установкой параметров при рабочей диафрагме, а Киев-20 и Киев-19М — полуавтомат с установкой параметров при открытой диафрагме. И разбираются они по одной и той же методике. Так что зная устройство Киев-17, отремонтировать другие камеры в этой линейке труда не составит.
Благодаря блочно-модульному построению камера может быть разобрана буквально в считанные минуты, что увидим несколько позже, и довольно проста в ремонте. Ремонт… Вот что уж не удалось в полной мере конструкторам линейки этих камер, так это совладать с надёжностью. Увы. Камеры к сожалению довольно часто подводили своих владельцев. И виной тому прежде всего невысокое качество применённых материалов при изготовлении камеры и невысокий технологический уровень изготовления. Да, дайте нам хорошо, но дёшево! Что касается «дёшево», то триста советских рублей в 80-х — это не то что не дёшево, а весьма накладно. Однако, примени в камере титановые лепестки для затвора, соответствующий материал для пружин, озаботься точностью изготовления… и камера стала бы недоступной не то что фотолюбителю, но даже закупке предприятию. Тем не менее камере, которую я сейчас держу в руках, около сорока лет. Она выпущена в 1983-м году, судя по номеру, и камера в принципе работоспособна. Но раз она у меня, значит, есть тому причина. И причина эта в том, что шторки затвора двигаются подобно коале, переползающей с ветки на ветку (смайлик!). У камеры одна из самых распространённых в серии проблем — загрязнение направляющей кулисы шторки затвора. Остальное — ОК. «Будем лечить!» ©. Для этого придётся вынуть затвор, промыть механику и заменить смазку направляющей кулис. Вот и посмотрим, насколько хорошо продумана конструкция камеры относительно ремонта.

Но для начала повертим камеру в руках, рассмотрим её. Мне принесли только «тушку». Объектив я пока поставил свой — «Арсат-Н». Юстировку-то проверить надо. Так камера выглядит сверху. На верней панели расположен курок взвода, окно счётчика кадров, кнопка спуска, клемма с центральным контактом под «горячий» башмак вспышки, дополнительный синхроконтакт и маховик обратной перемотки плёнки, который также управляет замком задней крышки камеры. Для открывания крышки нужно потянуть маховичок вверх с усилием.


Селектор выдержек расположен на лицевой панели под левую руку. Это, как мне кажется, отчасти стало традицией для Арсенальских камер, начиная с Киева-15. Но на самом деле им очень удобно управлять пальцем левой руки, не отрывая камеру от глаза, что при обычной компоновке камер затруднительно. Синхронизация на 1/60, обозначена красным цветом.


А это — кнопка отключения механизма транспортировки плёнки. При её нажатии затвор взводится, но кадр не переводится на следующий. Это та самая мультиэкспозиция. В дальнейших модернизациях камер эта функция была упразднена. Разобщение механизмов осуществляется здесь фрикционной муфтой. При неверной настройке муфта проскальзывала и время от времени получалось так, что кадр накладывался на кадр. Приходилось разбирать камеру и подбирать число шайб в муфте. Вот и решили: а на кой оно вообще сдалось?

Правая сторона — репетир диафрагмы и автоспуск. Ну, вещи нужные. Тем более, что при выдающейся яркости видоискателя определить на глаз глубину резкости, а также что там в зоне нерезкости выходит, без проблем.

Вид камеры изнутри. Салазки фильмового канала очень длинные. Благодаря этому плёнка практически не деформируется в канале, что весьма положительно влияет на резкость получаемого изображения в сочетании с прижимным столиком увеличенного размера.


А это — поводок замка крышки. Потянуть его вниз и крышка отсоединится от камеры. Дело в том, что к камере предполагался выпуск многих аксессуаров, которые должны были устанавливаться вместо крышки. Например, кассета увеличенного объёма.


Крышка отсоединена. Видите, какой большой прижимной столик.


А вот ламели затвора, которые у нас лениво ползают. Количество срабатываний, похоже, у них значительное. Кстати, затвор камеры по утверждению завода должен был выдержать 5000 (пять тысяч) срабатываний до возможного появления отказа. Это около полутора сотни плёнок. Если обычный фотолюбитель снимает около трёх плёнок в месяц, то… то лет пять можно не беспокоиться. А вот профессиональному фотографу явно маловато. Зато переставить затвор в камеру — минутное дело, в чём мы сейчас убедимся.


Шахта зеркала. Огромное зеркало. Ещё бы, 93% площади кадра в видоискателе. Это вам не 60% «Зенита»!


Ох, что-то я всё «Жомини да Жомини, а о деле ни полслова», перефразируя знаменитое стихотворение Дениса Давыдова. Что нам надо? Нам нужен затвор. А раз так, для начала открываем доступ к нижней части камеры, снимаем нижнюю крышку. Для этого вывинчиваем пять винтов с чечевичной головкой, крепящих нижнюю крышку камеры.


Крышка снята. На следующем этапе нужно демонтировать заводную кулису.


Для этого сначала вывинтим один винт крепления накладки фрикционной муфты, отпустим второй винт так, чтобы накладку можно было отвести в сторонку. После этого просто поднимем рычаг кулисы до разобщения его пальца с муфтой. Муфту тоже снимем и вымоем. Жалко, не сфотографировал. Тоже интересная деталь. Там забавный ролик установлен. Но полоскал я это всё на балконе, руки грязные, так что прошу пардона.


Теперь отвинчиваем два винта с широкими шляпками, которые удерживают и служат направляющими для ползуна кулисы.


Всё. Теперь можно снять заводную кулису, аккуратно отодвигая рычаги, препятствующие этому. Так выглядит кулиса. Промываем её в бензине и смазываем. Тут вполне уместно «Б-1», которым я смазываю пружины часов. Можно применить и другое масло, предназначенное для смазки для точных приборов.


Этими двумя винтами закреплён затвор на корпусе. Да… Похоже, резьба сорвана и перенарезана под другой винт. Ну и ладно, мы аккуратно.


Винты вышли без проблем. Теперь нужно аккуратно поддеть эти лапки, отвести мешающие рычаги в сторону и вынуть затвор из камеры.


Прошу! Проще не придумаешь.


И вот затвор с механизмом замедления перед нами. Механизм замедления разбирать нет нужды. Тут всё доступно. Просто промоем кисточкой в бензине и смажем, где это нужно, часовым маслом. Вполне подойдёт «702». Где нужно? Нужно в осях. Колёса и венцы колёс по аналогии с часами, не смазываются.

Теперь — как устроен цельнометаллический шторный затвор. Здесь каждая шторка состоит из двух ламелей. А будь шторки титановые, вполне можно было бы получить и 1/4000 секунды. Ну да ладно мечтать. Далее. Шторка передвигается кулисой. С одной стороны кулиса связана с механизмом управления. Посередине кулисы закреплены шторки, а с противоположной механизму стороны кулисы передвигаются по направляющей. Вот в ней-то и вся загвоздка. Точнее, не столько в ней, сколько в смазке, которой она смазана. В данном случае на направляющей липкая смесь грязи с клееобразной субстанцией. Сейчас кулиса по направляющей движется туго и с прерываниями. Наша задача отмыть направляющую от этого горя и нанести свежую смазку.


Так выглядит затвор со стороны плато затвора.


Это рычаг взвода затвора.


А это рычаг спуска затвора. Кстати, спуск затвора управляется не спусковой кнопкой, а особым рычагом системы подъёма зеркала. Но её разбирать незачем, там всё ОК. Добро. Вооружаемся бензином, кистью для промывки направляющей кулис. Шприцем, чтобы струёй промыть замедлитель. Грушей, чтобы просушить это всё потом, и отправляемся на балкон, чтобы по квартире ненужные ароматы не распространять.


Ну вот. Всё чисто. Смазываем направляющую самым лёгким часовым маслом. У меня «702». Поверяем работу затвора. Взводим его и нажимаем на спусковой рычаг, вызывая срабатывание. Шторки шустро побежали по направляющей. Отлично. Остальное установлено на заводе. ОК! А раз так, пора домой.


Кисточкой убираем мелкий мусор из шахты, продуваем шахту воздухом из груши. Устанавливаем селектор выдержек на затворе в положение 1/1000, то есть, в крайнее положение. В то же положение устанавливаем селектор на камере — 1/1000. Теперь всё должно совпасть. Ну, с богом!


Затвор на месте. Устанавливаем заводную кулису, завинчиваем направляющие винты с большими головками. Возвращаем на место муфту разобщающего механизма. Да, я не сказал в начале о том, что все регулировочные шайбы должны при сборке оказаться на положенном месте и в том количестве, в коем они там находились при разборке. Всё у нас тут теперь чисто и аккуратно. Где надо смазка есть, где не надо — вычищена.


Закрываем нижнюю крышку камеры.


Нет, ну разве не красавец? Заметная часть истории, весом почти в кило. И затвор, как только что с конвейера. Ну что, за плёнкой, что ли, сбегать…


Добавить в избранное +169 +247
+
avatar
  • Hector
  • 15 марта 2021, 08:25
+6
Ну вот, за фотоаппараты взялся :)
История техники, это всегда интересно.
От меня +
+
avatar
+2
Такие инструкции по ремонту (с качественными фотографиями) были актуальны 35 лет назад.
+
avatar
  • Dru4
  • 15 марта 2021, 09:49
+31
Я думаю они никогда не потеряют свою актуальность.
Гораздо спокойнее и понятнее чем большинство ютуберных роликов.
+
avatar
  • LePart
  • 19 марта 2021, 00:44
+3
Я думаю они никогда не потеряют свою актуальность.
Спасибо, Андрей!
+
avatar
  • pesche
  • 15 марта 2021, 11:16
-1
тогда, возможно, проще было купить такой фотоаппарат, чем ремонтировать

хотя мне кажется в любом случае внутрь полезет меньшинство, причем тех, кто решится, не остановит отсутствие инструкций )

у меня был Смена Символ, затвор крепился парой винтов М1.5 к пластмассовому корпусу (бакелит или подобный пластик), и похоже, что резьба разбилась от ударов шторки. Пытался капнуть клеем и вставить винт до упора, не прокатило, после нескольких лет забвения на антресолях разобрал ((
+
avatar
  • azinox
  • 16 марта 2021, 07:55
+4
«Тогда» как раз-таки проще было отнести сломавшийся фотоаппарат в «сертифицированную» (т.е. государственную, а других и не было) мастерскую (сейчас бы сказали «фирменный сервис-центр»), где по строго установленным ценам этот фотоаппарат отремонтируют мастера (которые учились этому в специальных учебных заведениях). И дадут гарантию, соответственно.

Судя по Википедии, «стоимость фотоаппарата в 1980-е годы составляла 270 рублей», что было больше средней зарплаты по стране, так что «просто пойти и купить новый» было отнюдь не проще.
+
avatar
  • Opacha
  • 15 марта 2021, 08:42
+10
То есть, две тряпочки на тесемках, постоянно отклеивающиеся, крошащиеся резиной и прогорающие на солнце, в конструкции, цельнотянутой с первой лейки, это надёжность, а застывшая за сорок лет смазка — это проблемы с надёжностью?
полкило гвоздей,… пара ржавых консервных банок
+
avatar
  • pesche
  • 15 марта 2021, 11:26
+1
не ищите логики в маркетинге) мне на днях похвалили видеокамеру в полтора раза дороже предыдущей модели того же бренда с примерно в девять раз (!) меньшей площадью матрицы, то есть и светочувствительностью.

в механических устройствах тем более можно найти за что и похвалить и поругать ))
+
avatar
+13
У меня Киев-15 ,30лет отпахал, пока пружинка затвора не лопнула.
Очень надёжный аппарат не смотря на сложность.Хотя и сделана механика из консервной стали, которая ржавела от прикосновения пальцев.
А вес способствовал тому что не было никакой шевелёнки от дрожания рук и съёмку с рук я делал на 1/15 с!!!
Веерный затвор распределял удар шторок в плоскости камеры и максимальной массы и тоже идеально гасился камерой.
Ну а +\- пол кило в те времена роли не играл.Поный набор кофра с объективами и 2-3 камерами при выезде на какие нибудь соревнования весил 10-15кг.У профи и того больше.

С другой стороны Зенит -19 имел титановые штоки, которые падали сверху вниз и электромагнитный спуск. И супер-вдупер параметры затвора-сверхзвуковая скорость движения шторок, как ходили легенды и мифы.Но не имел тормоза шторок.Поэтому при срабатывании этой «камеры» лёжа на столе она ПОДПРЫГИВАЛА со стола!!! Снимать с рук было возможно только на 125(очень осторожно) и 250 выдержках.Повбивавбы консрукторов! Постоянно пытался сделать тормоз шторки из пружин, резины, кожи-всё бестолку острый титан всё ломал и места там не было.
+
avatar
  • Sam17a
  • 15 марта 2021, 08:43
+3
Прочитал с интересом, но! Мне кажется, что после такого вступления о настоятеле обзор нужно заканчивать словом «Аминь» :)
+
avatar
+5
Большое Спасибо за килограмм Истории!
;-))
P.S.: И, глубокая печаль о том, сколько ж
теряет современное Образование, не имеющее
таких Преподавателей!
И, это я ещё про Промышленность молчу… :((
+
avatar
  • pesche
  • 15 марта 2021, 11:28
+7
проблема в аудитории.

автор-то хорошо написал, попробуйте теперь найти тех, кто в этом знании нуждается )
+
avatar
  • vigera
  • 15 марта 2021, 11:53
+4
попробуйте теперь найти тех, кто в этом знании нуждается )
Рискну предположить что это авторское знание и умение даже самому владельцу обозреваемого аппарата практически и не нужно.:)
Не собирается же в наше время никто достаточно интенсивно по прямому предназначению эксплуатировать сей аппарат!

Так и получается что мастер получил от работы (и написания обзора) несравненно больше удовольствия для себя, чем практической пользы клиенту принёс. :)

Но он, не обременённый нехваткой времени обеспеченный человек почтенного возраста в богатой стране вполне может себе это позволить. Только вот кому это знание там, где время-деньги передавать?
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 13:28
+6
обеспеченный человек почтенного возраста в богатой стране
Что касается возраста — увы, это так. А вот в остальном — не так, чтобы. ))
Спасибо!
+
avatar
+2
Ну, вы вообще уникум, начали с часиков, замечены в музыкальной технике, а теперь за фотоаппараты взялись. Респект и уважение мастеру.
+
avatar
  • LePart
  • 17 марта 2021, 00:17
+3
Спасибо!
К часам, думаю, вернёмся ещё в скором времени. Это святое )
+
avatar
-1
… попробуйте теперь найти тех, кто в этом знании нуждается )
Под утрированным *Преподаватель* я имел в виду не узкую специализацию Автора…
Отнюдь, тот-же Автор владеет и знаниями в электронике, и думаю, не только!
Суть-то в том, как преподнести слушателям\школьникам\студентам изучаемый
материал!-а этим обладают немногие, особенно, сегодня.
А с проблемой самой аудитории «изучающих»-да, полностью согласен!
Я лично, на одном популярном сегодня соц.сайте, попытался пояснить автору
темы, что жилая площадь в доме\квартире измеряется не в кВ, но-в м2
И это-общепринятая и доступная "таблица мер и весов" школьного объёма знаний!
Реакцию(особенно слабого пола!) можно было представить заранее, и я в этом не ошибся… ;-))
+
avatar
+1
Моему Папе 73 года, где только не работал, за спиной два института, работал и инструтором по вождению, особенно запомнилось, сейчас преподаёт по специальности: детали машин, трубопроводы, компрессорные установки, сопромат, газовое оборудование, устройство котельных, сосуды под давлением, 17 разных дисциплин, перечислять долго. Дрессирует студентов вобще жёстко, зато сдают все. До сих пор преподаёт в центре повышения квалификации.
+
avatar
  • kmx2010
  • 15 марта 2021, 09:07
0
До перехода на «цифру» пользовался аппаратом «Киев-19», так у него подобный затвор являлся самым слабым местом. Ломался постоянно, особенно на длинных выдержках.После трех ремонтов (кстати в мастерской при заводе «Арсенал») только сделали так, что стало возможно нормально пользоваться, не задумываясь при съемке на выдержку 30 и длиннее. А так замечательный аппарат. Со временем был заменен на цифровой Nicon. Но это уже другая история.
+
avatar
+2
Аналогично в части крайней камеры перед цифрой.
И, собственно, это определило марку цифры:)
+
avatar
+3
Nicon — это китайский клон Nikon'а? )))
+
avatar
0
Поработаю редактором:
Пучилось вот что.
визирование и наводку на резкость по матовому экрану можно было производить по матовому экрану при диафрагме вплоть до значения 16.

Конечно никон в 80е тоже стоил около 400-500 долларов (с учетом инфляции навскидку около 1300 на современные доллары). Это, кажется, без комплектного объектива. Стоимость для широких масс требовалось снижать, жаль что это сделали за счет конструкции затвора. Никоны правда тоже страдали некоторыми болезнями, помнится были там проблемы с преждевременными закрытиями затвора на длинных выдержках например.
+
avatar
  • LePart
  • 16 марта 2021, 12:19
0
Большое спасибо, поправил.
+
avatar
+1
Не подскажете, как работает механизм задержки выдержки? Что там делает задержку, какой принцип?
Любопытно, просто
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 13:33
+5
Анкерный механизм. Как в часах. Может, при случае разберу узел замедления из какого-нибудь аппарата, покажу. В Киеве-17 не очень хочется это делать. Можно их тех, что в Зорком-4, там довольно наглядно.
+
avatar
+1
При чём механический механизм замедления разбивают на 2-3 блока.Самые медленные выдержки до секундных работают от часового таймера, часто с пружинным заводом(по типу автоспуска механического), а самые быстрые по типу замедления вращением маховика и торможением его массой и стабилизацией частоты вращения о воздух лопастями.При переключении выдержки либо взводится пружина либо переключается передаточное отношение шестерён либо амплитуда колебания анкера итд итп.
Но все эти механики очень не точные.И сложно их отрегулировать для точной выдержки.Особенно всю линейку выдержек.
Разброс выдержек доходит до +\- 30-50%.
То есть вместо 1/50 вполне может быть 1/30 или 1/100.

В электронных затворах после спуска первой шторки и замыкания её контактов, вторую шторку спускает электромагнит по команде электронного таймера.Точность уже 5-10% и лучше.
+
avatar
  • RULE
  • 15 марта 2021, 11:08
+3
В далёкие 70- тые, при выборе фотоаппарата, взял «Зенит Е» ( насколько помню стоил тогда — рублей 100). «Киев» был не плох, но байонетное соединение… мало было таких объективов, с резьбовым креплением был широкий выбор — взял к 50мм, ещё телевик дополнительно.
+
avatar
0
Да в СССР -резьба М42 для бедных, байонеты для богатых и проф фотографов всяких журналов и газет.
+
avatar
  • RULE
  • 16 марта 2021, 13:36
+2
Это и ежу понятно, что байонет — это для профи, для быстрой смены объектива,- вынул из кофра и вперёд. Но извините брал в середине 70- х в ГУМе немецкую «Практику»с оптикой Карл Цейс Йена цена большая — 470 руб., брал специально для съёмок слайдов ( пользовался немецкой плёнкой " Орво" ), а Зенитом Е ( с оптикой Гелиос, он и стоил — 100 руб, с Индустаром — дешевле.) с цв. негативной плёнкой — для карточек. Так и ездил по Союзу с двумя аппаратами ( с друзьями, с семьёй, брал и теле триногу ). И сейчас приятно повесить экран, погасить свет вкл. автомат и смотреть слайды — ностальгия :). Полный аналог !, никакой цифры ( да и фирменный винил хорош :).
+
avatar
0
«Механизм замедления» — что то знакомое
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 13:34
+2
Представьте себе, он там точно такой же!
+
avatar
  • Ruaz
  • 15 марта 2021, 12:16
0
Хорошо, подробно. Пара замечаний — в 80х Киев-19 стоил 150 рублей, Зенит Е 99 рублей, и у Зенит Е в видоискателе было 65%.

UPD: Киев 17 стоил 270.
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 13:34
+1
Давайте сойдёмся на цифре 63%, да?
В Зенитах, кстати, интересно другое. Они, если в курсе, выпускались с прямым зеркалом и «косым», форма такого зеркала напоминала трапецию. У аппаратов с прямым зеркалом (Зенит-С, Зенит-3) 63% кадра были вырезаны точно из центральной части кадра. В Зенит-3М, это уже с косым зеркалом, 63% кадра отображали нижнюю часть кадра, а Зенит-Е и производные — показывали 63% верхней части кадра. 65% появилось в Занит-12 и его производных, поскольку там установили новый пластмассовый экран с микрорастром и клиньями, а коллективную линзу поставили отдельно. Результат — «тёмная ночь». Особенно в Зените ТТЛ, где вдобавок ещё и светоделительный клин втсавили.
+
avatar
  • Ruaz
  • 15 марта 2021, 13:48
0
Никак невозможно! На самом деле буквоедствую, согласен. По сути — в то время пользовал Зенит З, а Зенит Е с символикой олимпиады брали у деда на море. А в 90 познакомился с фото в сфере бытовых услуг, КФО «Луч». Тогда и узнал, что 19 на съёмку брали минимум два, но чаще всего основной камерой был механический Nikon, с помповым Sigma, а Киев в резерве. Наш механик Киевы чинил очень часто, Nikon реже, а Зенит ещё реже. Но это не очень репрезентативно, все таки Киевы эксплуатировали жёстче.
+
avatar
  • islera
  • 15 марта 2021, 21:36
0
Был и ещё один Киев, цифру не помню, размером как обычный дальномер (ну т.е. размером примерно 15 х 20 х 100мм, это на глазок), а чтобы сфотографировать его нужно было вытащить вправо из корпуса — слева появлялся видоискатель, а справа кнопка спуска, плёнка была 8мм (если не путаю). И чехольчик к нему был из кожи. Нафига я его купил не могу сказать, у меня тогда уже был Зенит, но уж очень внешне понравился.
+
avatar
  • Ruaz
  • 15 марта 2021, 22:23
+2
Наверное Киев-30, или Киев-Вега. Или Вега-2. Там пленка была 13мм, и 16 неперфорированная.
+
avatar
  • islera
  • 16 марта 2021, 22:20
0
Да, именно такой — черненький, красивенький, тяжеленький! Только вот пленку проявлять офигенно неудобно было.
P.S. А вот про синхроконтакт вспышки не помню, на фотке увидел, ваще прямо как настоящий фотоаппарат был! Интересно, кто ни будь реально его для сьемки использовал?
+
avatar
  • oleg235
  • 16 марта 2021, 23:56
0
Интересно, кто ни будь реально его для сьемки использовал?
Представьте себе — да.
Это же потомок Minolta-16 и в некоторой мере родственник шпионского Minox.
+
avatar
  • san_q
  • 19 марта 2021, 01:33
0
У меня есть Киев-Вега, не работает перемотка кадра.
+
avatar
  • yoma
  • 15 марта 2021, 12:20
+2
а скоко мегапиксилов?
+
avatar
  • Chief
  • 15 марта 2021, 12:44
+1
Мегапикселы указывались на пленке:
Фото-65 например делала Свема :) Фото-130 было недоступно, а вот Фото-32 было завались
+
avatar
+2
Фото-130 почему недоступно? Вполне доступно было. И 250 единиц тоже доступно. Но зерно уже такое! Я в основном на 32-ю снимал по этой причине. А делала не только Свема, но и Тасма.
+
avatar
0
И даже «мегапиксельный» Кодак был доступен в комиссионках-ДОРОГО!
Моряки ВСЁ привозили.И даже джинсы контрабасом контейнерами в Одессу.
+
avatar
0
Но зерно уже такое
зерно пёрло потому, что проявляли пакетиками из магазинов

когда у меня появились весы, я попытался проверить, что ж нам продают под видом проявителя СТ-2
так вот, суммарный вес всех компонентов (в пакетике) в пересчёте на 1л проявителя был ниже в несколько раз по сравнению с рецептом СТ-2 во всех справочниках

т.е. в пакетике было непонятно что!
+
avatar
0
Я сам бадяжил… )))
+
avatar
  • Chief
  • 15 марта 2021, 18:03
0
Ну в наших краях только 65 и 32 были доступны. Я любил только Фото-32 за возможность снимать на спичечный коробок (Этюд) качественные фотки :)
+
avatar
+1
снимать на спичечный коробок (Этюд)
Этюд же среднеформатник, крупнее Смены был, раза в полтора.
+
avatar
  • Chief
  • 15 марта 2021, 20:38
0
Я имел в виду строение, а не размер. Ну и самый доступный в то время.
+
avatar
+2
Ну что, за плёнкой, что ли, сбегать…
При наличии таковой возможности всенепременноЪ :)

Спасибо за очередной отличный обзор! Так и не довелось в свое время поснимать зеркальными камерами Киев, все больше ФЭДом и Зенитом.

Байонет «Н» хоть и считается совместимым с Никоном, но совместим не в полной мере. Спецификации байонет Никон не передавал, поэтому возникают эффекты сложения допусков.

Есть вероятность, что надев объектив под байонет «Н» на Никон его придется так на ней и оставить. Без разбора камеры его может не получится снять. С этим столкнулись владельцы беззеркалок, появление которых возродило интерес к неавтофокусной оптике.
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 13:43
+2
Да. Я специально употребил это слово — совместимый. А именно Киев-17 мне нравится. 19-м снимал, но там из-за автоматики убрали 1/1000 и 1 секунду. Да и автоматика с лагом на низкой освещённости тем ещё. В остальном — то же самое. В Киеве-19М установили поводок ввод значения диафрагмы, так что можно было установить параметры, не диафрагмируя объектив. Лаг пропал и визировать стало возможно по-людски. Был у меня в конце 80-х Зенит Автомат, «француз». В Киевский ЦУМ их завезли четыре штуки, 230 рублей, и я тут случайно подвернулся. В течении получаса их раскупили. Где-то он сейчас… А вот мой любимый Ricoh KR10x до сих пор жив и здоров.
+
avatar
+1
У Рико была хорошая оптика, не хуже больших фирм, но при этом дешевле.
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 14:25
0
А она, кстати, никуда и не пропала, оптика от Рико ;)
+
avatar
0
Не пропала конечно, я имел в виду объективы Рико рубежа 1980-1990-х годов. Поскольку они выпускались и под байонет М42, то мореплавателям, ходивших за три моря, через вторых-третьих знакомых на них делались заказы.
+
avatar
0
«она, кстати, никуда и не пропала, оптика от Рико ;) „

Концерн жив, поглотили оптическое подразделение Pentax.
+
avatar
+2
Спасибо за очередной прекрасный обзор! Всегда жду следующих интересных «выпусков» -)) Удачи!
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 14:59
0
Спасибо, Александр Петрович!
+
avatar
  • OreSama
  • 15 марта 2021, 15:04
+2
Однако, примени в камере титановые лепестки для затвора, соответствующий материал для пружин, озаботься точностью изготовления… и камера стала бы недоступной не то что фотолюбителю, но даже закупке предприятию.
В старинных былинах говорится, что некоторые материалы (как раз те, из которых по уму нужно было делать ламели и пружинки) приносились в жертву священной корове ВПК, а потому для гражданских изделий были практически недоступны. И что первоначальный проект отличался того, что шло в производство, именно отсутствием г0вна и палок в качестве разрешённых заменителей.
+
avatar
+1
Просто в конце 70- начале 80 не умели в СССР прокатывать сверхтонкие титановые листы, толщиной 0,03-0,01мм.И не было износостойкой скользкой чёрной эмали для их покрытия.
К середине 80 научились и вышел Зенит-19 с титановыми шторками и электронным затвором.Лучше бы и не выходил.
Зениты всегда были дешёвым УГ после 70г(после самых первых моделей они безнадёжно устарели), даже за 350 рублей.
+
avatar
  • vigera
  • 15 марта 2021, 16:38
+1
Зениты всегда были дешёвым УГ после 70г(после самых первых моделей они безнадёжно устарели), даже за 350 рублей.
У отца в 75-м была ГДР-овская Praktica LTL3 с металлическим шторно-щелевым затвором и объективом Pancolar MC, но, главное, экспонометром в видоискателе, что в те годы казалось мне инопланетной фантастикой!:

Это хороший фотоаппарат?

Помню что под страхом быть грохнутым папой прямо на месте, тайком носил его в школу и фоткал там одноклассников :)

Ещё припоминаю что родитель через пару лет продал его чуть дороже, чем новым в магазине купил, за сумму что-то около 500 советских рублей.
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 16:50
+3
Это хороший фотоаппарат?
Плохих не бывает.
А вообще хороших фотоаппаратов будет всегда больше, чем хороших фотографов ))

У меня был такой.
+
avatar
  • RULE
  • 16 марта 2021, 14:14
0
А у меня такой до сих пор на «ходу» такой, если интересно прочтите все мои комменты, здесь у Вас.
+
avatar
+1
Это ШИКАРНЫЙ аппарат.
Киеву-17 до неё как до неба рачки.
Вот только не надо сравнивать Зениты с Практикой!
Дело не в резьбе!
Оптика и механика, эргономика -не сравнимые.
Яркость видоискателя, поле зрения зеркала, вибрации затвора и зеркала… ВСЁ не сравнимо.
Даже вес корпуса не сравним.
На зените крышка штампованная латунная с толстым слоем хрома-тяжёлая.
На Практике крышка невесомая пластиковая меднёная с толстым слоем хрома.

Про объективы -просто смешно.УГ он и есть уг.
Тут О 1,8-50 МС, в 1972 году а Зенитары с сопоставимыми ТТХ появились только через 10 лет в середине 80.И Зенитар больше и тяжелее! А по качеству-было много брака не смотря на цену.
Про брак в ГДР-я не слышал и не видел.
+
avatar
+1
Практика — это была несбыточная мечта… )))
+
avatar
0
И дело не в деньгах! В1975 г такая Практика лежала в Универмаге Украина за 450 рублей, при зарплате в 80-90р.
Естественно тогда таких денег не было купить.
Но продавались в СССР массово в магазинах фото ГДР только в середине 70.
В 80 уже были деньги но не было фотоаппаратов ГДР в магазинах.Все ушли в ФРГ и Европу конкурировать.
А с рук и в комиссионках цены взлетели до небес.
+
avatar
  • vigera
  • 15 марта 2021, 17:42
+1
В1975 г такая Практика лежала в Универмаге Украина за 450 рублей, при зарплате в 80-90р.
Зарплаты разные у всех были! У отца, ведущего инженера на военном радиозаводе, с премиями, 13-й, сэкономленными командировочными и аккордными, от 250-ти до 500 рублей в месяц в середине 70-х набегало. У матери, на том-же заводе, инженера в отделе НОТ, 140-150.
+
avatar
0
А врач гинеколог первой категории получал 90 РЭ!
А с ночными дежурствами плюс внеурочные 120рэ!
Зато медицина у вас была бесплатная-ну как платили так и получали.
А вы на войну работали.
+
avatar
  • vigera
  • 15 марта 2021, 17:57
0
врач гинеколог первой категории получал 90 РЭ!
Ну не смешите меня! ))
Не могу даже представить себе, в каких регионах совка врач жил на одну зарплату! ))

В моей местности гинекологи уже тогда обитали в мощно упакованных новейшей радиотехникой из комков особняках! И какой скрываемой практикой за деньги они там занимались, думаю. объяснять не надо ;)
+
avatar
0
Вы про «врачей» воров и убийц?
Были такие в конце 70, когда за ними приходили из прокуратуры и ОБХСС за взятки и уголовные преступления они прыгали из окон и бежали в Израиль.
Занимались нелегальными абортами(не смотря на разрешение абортов) и родами на дому.После того как при родах на дому погибло несколько рожениц и детей за них крепко взялись сажать! Среди той нации была развита некомпетентность по блату, антисанитария, неправильный диагноз, взяточничество и вымогательство.
+
avatar
  • vilgraf
  • 16 марта 2021, 10:53
0
Бред антисемитский не несите! В отличие от вас, большинство населения знало, что евреи — прекрасные врачи. «Врачи воры и убийцы» — это к сталинскому делу врачей?
«Среди той нации была развита некомпетентность по блату, антисанитария, неправильный диагноз, взяточничество и вымогательство» — та нация, слава Богу, уехала от вас в свой Израиль, где уровень здравоохранения намного выше, чем у вас, так что, про вышесказанное — своим врачам по месту жительства высказывайте.
+
avatar
+4
зачеркните в сообщении слово «в Израиль» и успокойтесь
всё остальное верно безотносительно национальных предрассудков

да, были и есть Хорошие Врачи, но их единицы
а остальные — обычные недоучки после институтов
+
avatar
0
«Врачи воры и убийцы» — это к сталинскому делу врачей?
В основном к современным врачам на рекламных плакатах, рекламирующие и ВЫПИСЫВАЮЩИЕ очередное супер дорогое импортное бесполезное лекарство за малую долю отката от продаж.
Или то что рекомендует ВОЗ.
Ну и борцунов с барановирусом касается.
А то дело было реально и касалось отравителей и убийц некторых мешающих парт деятелей включая Самого, которого травили крысиным ядом.
Про уровень зравозахоронения в Той стране советую у тех кто там живёт ознакомиться на ютубе-много ржаки будет.Не лучше того совка что они и привезли с собой.Зато намного-намного дороже.Совок он внутри от него не уедешь в другую страну где все такие же.

Знавал я прекрасных учителей, врачей, техников, оптиков, рабочих, сварщиков… итд. евреев.Но почему их так мало? Плохих знаю до сих пор.Бррр… их больше.
+
avatar
+2
была развита некомпетентность по блату, антисанитария, неправильный диагноз, взяточничество и вымогательство.
ничего не поменялось (((
+
avatar
+2
А врач гинеколог первой категории получал 90 РЭ!
А с ночными дежурствами плюс внеурочные 120рэ!
Ну не надо сказки рассказывать. Это как некоторые сейчас рассказывают, что они получают мало, называя цифры гольного оклада, умалчивая про то, что зарплата в разы выше.

Не было в СССР, в 1975 таких низких зарплат у специалистов, меньше сериалов современных смотрите.
+
avatar
-1
Я там жил и у меня мать работала.Не надо мне про СССР сказки рассказывать врач получал меньше всех, если не воровал и взяток не брал.
Чуть больше уборщицы.Много врачи получали только в Прибалтике, раза в 3 больше а радиолог в 5 раз больше.
+
avatar
+1
врач получал меньше всех, если не воровал...
своровать мог только тот, у кого на рабочем месте было что-то материальное: инструменты, материалы, продукты и т.д.

у врача в поликлинике на рабочем месте (т.е. в кабинете) только стол и пара стульев
что там брать?
+
avatar
0
Взятки и вымогательство взяток за свою работу это и есть воровство.У вас извращённое воспитание капитализмом.
+
avatar
  • vigera
  • 16 марта 2021, 10:59
+2
врач получал меньше всех, если не воровал и взяток не брал.
Как-то давно я задал вопрос знакомой врачихе: «а ты взятки берёшь?»
В ответ прозвучало: «нет, исключительно подарки от благодарных пациентов!» ))

А в 1980-м году ездил в турпоездку по Грузии и там разговорился с проводником вагона чуть старше меня, недавно закончившим школу.
Который сообщил что хотел бы поступить в Тбилисский мединститут, но не потянет, родители бедные, а взятка за поступление составляет 80 тыс. рублей.

Я переспросил, уточняя, может с порядком ошибся, 8 тыс, а не 80? (цифра, которую ещё был способен представить себе). Но он ответил, нет именно 80!

При считающейся хорошей зарплате в стране 150руб.

В моём городе тоже был мединститут и я с младых ногтей отлично знал что туда не по блату или без денег не поступают, но в голове даже не укладывалось, какие суммы взяток при этом фигурировать способны!

А теперь задумайтесь и поймите что подобные деньги никто на ветер просто так не выбрасывал. И их надо было, уже будучи медиком, быстро «отбить» сполна и дальше «зарабатывать»! ;)
+
avatar
0
Вот вы и разворовали СССР! Поздравляю.
+
avatar
  • vigera
  • 16 марта 2021, 12:01
0
Вот вы и разворовали СССР!
А я-то тут при чём, в разговоре о врачах? ))

Мне, тогдашнему инженеру в НИИ, никаких взяток никто отродясь не давал! )
Максимум с работы радиоелементы черпали. Да и то, не обогащения ради, а чтобы хоть немного восполнить тотальный торговый дефицит в торговле всего, спаяв, к примеру, усилок Шушурина или комп Спектрум. :)
+
avatar
0
Вы это одобряете и принимаете как данность, вы это мало того УТВЕРЖДАЕТЕ как правило поведения для того времени и распространяете.Вы причём.
Хотя и слышали звон и распространяете мифы богоизбранных.
+
avatar
  • vigera
  • 17 марта 2021, 15:31
0
Вы это одобряете и принимаете как данность, вы это мало того УТВЕРЖДАЕТЕ как правило поведения для того времени
Не приписывайте мне ваши фантазии! :)

Я нигде ни словом не обмолвился об «одобрении»!
И при совке я прожил первые 27 лет жизни, прекрасно ориентируясь в «денежности» (взяткобрательстве) тогдашних профессий.
Продавец (завскладом) — официант — гаишник — таксист — врач.
Это если не считать компартийных работников.

В хрущёвке у одноклассника, мама которого относилась к первой категории, всё было в хрустале и коврах, с японской радиотехникой и цветным уже с 72-го года телевизором. А также с двумя жигулями.
И одноклассники-дети врачей тоже всяко побогаче отпрысков простых инженеров жили.

Это просто реалии такие были тогда, которые одобряй-не одобряй, негодуй-не негодуй, а существовали и все об этом были прекрасно поинформированы.
+
avatar
0
Который сообщил что хотел бы поступить в Тбилисский мединститут, но не потянет, родители бедные, а взятка за поступление составляет 80 тыс. рублей.
Зубным техником? Где золото?

Хотя, ХЗ как там в Грузии. В РСФСР проблем в мед поступить не было, за исключением зубных направлений.
+
avatar
  • vigera
  • 16 марта 2021, 22:28
0
Зубным техником? Где золото?
Честно? Не помню! :)
Я тогда был настолько шокирован озвученной суммой, что и в голову не пришло поинтересоваться желаемой специализацией парня — проводника! :)

Насчёт лёгкости поступления в мед в тогдашней РСФСР ничего сказать не могу, потому как вырос на западе Украины :)

А тут в советские годы цвела (знаю потому, что тогда сам даже пытался и, по слухам, знаю что и поныне продолжается) особая жесть с кумовством и взяточничеством при поступлении в мединститут.
+
avatar
  • vigera
  • 15 марта 2021, 17:36
0
Практика — это была несбыточная мечта
Несбыточная по причине дороговизны или дефицитности?

Отец был весьма увлечённым фотолюбителем при совке и у нас дома всегда было не менее десятка фотоаппаратов всех форматов и уровней сложности, начиная с Киева-30 и заканчивая каким-то пластиночным довоенным.
Было даже какое-то трофейное немецкое чудо, не помню уже какой марки, с форматом кадра 6 х 7 см, обложка плёнки для которого старательно размечалась нами вручную :)

Ещё в дошкольном возрасте мне была вручена Смена-2, чуть позже Любитель, а уже класса с третьего стал полноправным владельцем Зенита-Е, а с пятого и ЕМ.
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 17:41
+1
Практика — это была несбыточная мечта…
Для фотографа — нет. Для фотолюбителя… ну, наверно, да, но фотолюбителю…
+
avatar
-1
У фотолюбителей не хватало денег на БУМАГУ!!!
Зеркальный Зенит для большинства был мечтой несбыточной.Снимали угом типа Смена и прочим шлаком.В лучшем случае дальномерной камерой.
Все печатали формат 9х12 по причине ДОРОГОВИЗНЫ якобы серебра в СССР.Государство драло 3 шкуры с народа при самых больших запасах, добыче и самом дешёвом в МИРЕ серебре.
Я печатал на 18х24 и был король фотографов в школе и институте.
+
avatar
+6
Все печатали формат 9х12 по причине ДОРОГОВИЗНЫ
Чушь. Дефицит был, это да. Поэтому покупалась бумага какая попадется и при необходимости резалась на куски, чтобы было больше.
Зеркальный Зенит для большинства был мечтой несбыточной
Опять же по причине дефицита. Цена — около стольника, меньше половины средней месячной зарплаты.
+
avatar
+1
Вы там жили?
Вы врёте.Я учился в классе военных от генштаба КВО.Из 30 человек только двое были детьми прапорщиков(не самая бедная часть народа) остальные капитаны и полковники.Дети обеспеченных родителей.Я ходил в фотокружок при дворце пионеров г.Киева.
Так вот только у меня была дальномерная камера ФЭД 50 годов и самые лучшие снимки и самые резкие по причине дальномера.Остальным по карману была только Смена.
В фотокружке аналогично.Из 60 учеников что то ни у кого не было приличных камер с дальномером.В основном Смена.Зенита в конце 70 г. не было НИ У КОГО!!!
Вы как всегда путаете середину и конец 80 с концом 70 годов.
Большинство ходило туда за бесплатными растворами, фотобумагой и увеличителями.Да и дома не все могли оборудовать ванную под фотолабораторию.А фотобумага стоила ДОРОГО.Форматы были в столице в продаже разные(почти все кроме самых крупных типа 30х40 и больше- это было дефицитом) и редко кто резал бумагу (а не рвал) на меньшие форматы.Ибо более крупный формат стоил ДОРОЖЕ в пересчёте на площадь.
В фотокружке были проф резаки.
И учитель фотокружка говорил мне, что я знаю всё что знает он и в принципе мне делать в фотокружке нечего, часто я вёл занятия вместо него.Зато там были хорошие проф.фотоувеличители, большие ванны с бесплатным проявителем и закрепителем и большая тёмная комната с огромным барабанным фотоглянцевателем.
+
avatar
+1
Вы там жили?
Ага.
Остальным по карману была только Смена.
Еще раз, если с первого раза не осилили. Не было других доступных фотоаппаратов в продаже. Смена, именно из-за массовости (навскидку 8-9 из 10 выпускаемых фотоапаратов, были именно Сменой), практически всегда была в магазинах. Её проще было купить, чем дешевого «Школьника».
Зенита в конце 70 г. не было НИ У КОГО!!!
Ну-да, ну да. Наверное все эти несколько миллионов Зенитов, тихо и мирно лежали на складах, да? Вместе с ФЭДами, Зоркими, Любителями и другими фотоаппаратами (а их разных было...)
Я ходил в фотокружок при дворце пионеров г.Киева.
А у нас фотокружков не было. Фотик, и магазин с доступными по цене фотоматериалами, вот только их можно было купить не всегда.
+
avatar
0
Значит не жили раз продолжаете упорствовать типа не понимать.Это другое да?
Я говорю о 70 годах!!! Середина и конец.
Из доступных в магазине по памяти на 1975 г: ГДР Практика и Пентакон за бешенные деньги,
Фед-2-5, Киев-Киев -3, Киев-4, Киев-10 ДОРОГО, Зоркий, ещё какие то дальномерные аппараты все модели уже не помню но было в продаже около 8-10 моделей дальномерных камер.Всё очень не дёшево и дороже средней зарплаты.Даже дальномерки стоили более 100 рублей.
Смена по цене как раз была доступна для СРЕДНЕЙ зарплаты.

Зениты шли на экспорт, ну и богатые мсквичи покупали.Академики, нефтяники, рабочие военных высокооплачиваемых производств, фарцовщики и спекулянты воры.Первый Зенит ТТЛ на руках среди фотолюбителей я увидел у одноклассника в 79 году, приехавшего из ГДР с отцом военным полковником.
На вопрос почему не Практика? ответил-дорого, на ту сумму купили мебель.
+
avatar
  • vigera
  • 17 марта 2021, 16:31
+1
Первый Зенит ТТЛ на руках среди фотолюбителей я увидел у одноклассника в 79 году, приехавшего из ГДР с отцом военным полковником.
А что тут странного, он ведь серийно выпускаться начал только с 78-го года.
Зенит Е с 65-го, А ЕМ с 72-го.

И отец, в те годы простой ещё советский инженер, (правда, уже тогда довольно высокооплачиваемый) в первый же год выпуска их последовательно и приобретал.
Зенит-Е отдал мне, третьекласснику, примерно в 74-м, а уже в пятом классе я вовсю пользовал Зенит-ЕМ.
К ТТЛ после Практики, правда, его интерес уже был бесповоротно утрачен, равно как и к фотолюбительству в-общем.
Типа достиг пика возможного для любителя в той стране, а я вырос и фотографировать ему стало некого. :)
+
avatar
+1
Смена по цене как раз была доступна для СРЕДНЕЙ зарплаты.
Да не смешите. Она вообще копейки стоила. Ёпт, всего рублей 15 за прекрасный фотик. Зенит-Е — 70-100 руб. в зависимости от комплектации, ФЭДы, в зависимости от модели и комплектации около полтинника стоили. Это при том что зарплаты на начало 70-х были выше ста рублей и к 80-м непрерывно росли.
+
avatar
  • lohness
  • 16 марта 2021, 10:00
+3
также как и «мечтали» так же и «не хватало»
большинство ЛЮБИТЕЛЕЙ могло конечно облизываться на супертехнику (я например тоже в начале своего фотогубительства мечтал об Крокусе но купили мне Любитель) но им и смена была аппаратом избыточной сложности А зениты большие тяжелые и дорогие уже покупали или те кто не бедствовал или те кто считал что вырос из сменоподобных аппартов

примерно также народ ходил по комиссионкам и глядел на видики, телики сони, шарпы 777 и т д

а бумага как и многое в СССР могла в любой момент исчезнуть в конкретном месте зато валятся кучами в другом вплоть до истечения срока годности и уценки

а печатали 9*12 (потом стал популярен 10*15) исключительно из практических соображений — 4 фотки на страницу альбома
18*24 (а уж тем более 24*30) это уже что-то для рамки на стенку, но большинство любителей не могли похвастать качеством кадров для таких фоток, а ретушь (тогдашний фотошоп) освоили вообще единицы да и ванночек такого размера для единичных фоток никто покупать не спешил
и глянцеватели тоже имели пластины довольно скромного размера, так еще и качество было такое что могло на краю прилипнуть

кстати если правильно помню покупать большой формат и резать даже было выгоднее — т.е. 4 пачки 9*12 стоили дороже чем одна 18*24
аналогично и пачки на 50 или 100 листов но опять же ЛЮБИТЕЛЬ дай бог отснимал пленку в квартал и соответственно ему одной пачки бумаги хватало чтобы ее напечатать

и это чернобелая фотография

в цвет переходили вообще единицы и сложно и дорого

это потом появились ларьки кодака и фотомыльницы и цвет пошел в массы
+
avatar
0
В кино-цвет я перешёл в конце 70 на обращаемую киноплёнку Супер-8.В на цветную фотобумагу только к концу 80 годов, когда с деньгами стало получше.Но всё равно стоило это всё!!! Ууууу…
Как сказал мой знакомый, которого я хотел приобщить к фотографии и отучить от водки: Ну её нах… эту фографию! БУХАТЬ ДЕШЕВЛЕ!
+
avatar
0
Для меня. )))
+
avatar
  • RULE
  • 16 марта 2021, 14:11
0
Я брал такую ( я наверно по годам ровесник Вашему папе ) в ГУМе в 1976 году, но цена была 470 руб. !, разница, по с равнению с Зенитом с объективом Гелиос, у Практике внизу БАТАРЕЙКА !, у Зенита питание в верху солнце- гальванометр. Оба аппарата до сих пор на «ходу». Можете полный коммент прочесть мой чуток выше, если интересно.
+
avatar
0
умели, не умели…
видеомагнитофоны тоже делать не умели, но были выделены деньги на закупку всех деталей, как крупными блоками, так и по мелочи.
И ещё много чего не умели, да и не делали, а просто закупали.

Было бы желание наверху — и в «Киев-*» стояли бы японские затворы, но на это валюты не дали.
Но даже в таком примитивном варианте они в лучшую сторону отличались от доступных тогда «Зенитов».
Плюс полезная совместимость по байонету (с оговорками), потом многие использовали оптику на Nikon — ах.
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 15:16
+1
приносились в жертву священной корове ВПК
Типа того, да. Ну и цена, цена!
+
avatar
  • OreSama
  • 15 марта 2021, 15:40
0
Но кто-то же покупал контрабасные Никоны по цене Запорожца. Правда и Никон тогда был дешёвым суррогатом Контакса.
+
avatar
+1
Никон тогда был дешёвым суррогатом Контакса.
Контакс??? С Кеноном не путаете?
Никон тогда и в США гремел-все дорогие фотографы его использовали и стоил он не 500 тушка а 1500.
+
avatar
  • OreSama
  • 15 марта 2021, 20:04
+1
Контакс??? С Кеноном не путаете?
Нет, именно так. Contax, Leica, Rollei — хорошо, но настолько дорого, что стали по карману широкой общественности только после того, как плёнка утратила практическое значение. Японские аппараты и оптика были существенно дешевле. Кэнон в те времена вообще был «Никон для бедных». А ещё было 100500 японских фирм, которые тоже производили фототехнику, но сейчас от них даже имён не осталось.
+
avatar
0
Вы путаете штучный хай-энд фотоаппаратуры с рабочими лошадками Никон за 1500 долларов.
А эти начинались от 3000-5000.Лейку в ФРГ собирали штучно, одним мастером от начала и до конца юстировки.Очень скурпулёзно, медленно и ДОРОГО!
Мастер расписывался на каждой детали и подписывал аппарат типа -собран таким то мастером.Ремонтировал как то объектив Герца 1914 года -был впечатлён подписями на каждой линзе и детали.
Поэтому стоила непомерно и была имиджевой для шейхов а не рабочей для журналистов.
+
avatar
0
Не, Никон был сам по себе. А Контакс — это отдельная ветвь…
+
avatar
0
Знаю что отдельная но он гремел до и сразу после 2МВ.
В США гремел как раз Никон.Тогда в ходу был полный механический автомат.
+
avatar
  • Dyn
  • 15 марта 2021, 15:48
+2
В Киеве-19, тем не менее, электроника изготавливалась на керамической подложке с дорожками из серебросодержащей пасты, резисторы наносились как мазок краски, подрезались лазером и лазером же бились переходы с одной стороны платы на другую, всё это было заимствовано у ВПК. Поэтому причина скорее всего в чем то другом…
+
avatar
+1
Никогда не разбирал пленочники… Максимум в колодец заглядывал… Спасибо…
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 15:17
0
Тут как бы очень частичная разборка )
Спасибо!
+
avatar
  • L2014
  • 15 марта 2021, 15:18
+1
а я от бедности ходил с полу полно форматом с агатом 18к… был счастлив когда на время дали попользоваться полноформатным фэд, с ним я успел поснимать на ОЧ-50
+
avatar
+2
А помните, была ещё зеркалка «Алмаз»? Я как-то мельком его видел…
+
avatar
0
С Байонетом Кенон.Вершина советских малоформатных зеркалок.
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 17:24
+2
Да. Была такая. На ней был очень интересный объектив установлен, Волна-4, однако ни одна, насколько я знаю, не осела на руках. Все ушли на завод по рекламации. На ЛОМО попытались что-то сделать интересное, но…
+
avatar
0
изредка те «Волна-4» пробегали на барахолках.
+
avatar
0
Вот нашел, кстати, про него статейку небольшую…
fotorefit.ru/fotoapparaty_sssr/almaz.html
+
avatar
  • Ser_Go
  • 16 марта 2021, 22:39
+1
Лежит в коробке 103… Разобранный. Разбирал в свое время несколько раз, в СФ схема разборки была. Задрал он меня несказанно, такой капризный был…
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 17:28
+5
Вот, нашёл наконец-то общую и очень точную формулировку.
«В связи с тем, что для производства фотоаппаратуры высокого класса требуются соответствующие материалы, которые в СССР относились к категории фондируемых, для запуска в серию технологию несколько скорректировали под условия доступных для товаров народного потребления. То же относится и к технологическим процессам.» И это убило все начинания.
+
avatar
+1
Интересный обзор.
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 18:15
0
Спасибо!
+
avatar
  • Rokko
  • 15 марта 2021, 17:44
+1
Пленка фиксаж и проявитель ещё продается для них?
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 18:15
0
Без проблем.
+
avatar
  • keydy
  • 15 марта 2021, 20:56
+3
Как всегда, офигенно. Спасибо.
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2021, 21:05
0
Спасибо!
+
avatar
  • IVA2
  • 16 марта 2021, 09:56
0
Ещё бы, 93% площади кадра в видоискателе. Это вам не 60% «Зенита»!
Для фотоаппаратов ЗЕНИТ были характерны два размера фокусировочных полей с учётом ограничительных рамок фокусировочного экрана: малый — 20×28 мм или 65% площади кадра 24×36 мм, и большой — 22×33 мм 1) или 84% площади кадра.

Для Зенитов со съёмной пентапризмой и возможностью работы с шахтным видоискателем размер матового поля видоискателя 24×36 мм (100% кадра).
+
avatar
0
(малый — 20×28 мм или 65% площади)
Ха-ха-ха.Реклама она такая.
Со сьёмной пентапризмой Зениты выпускались малыми партиями штучно и редких серий.Купить было анрил.
«Старт» на порядок ЛУЧШЕ Зенитов, хоть и древнее.
А Реально Зенит-Е олимпийский имел 50% кадра.
Взял его в 80 г поснимал месяц на природе, в макро, проблевался и сдал обратоно в ЦУМ по блату.
Такого тёмного и убогого матового стекла в видоискателе больше ни в каких советских зеркальных фотоаппаратах не было! Брррр… гадость.Не стоил он своих 110 рублей.
Зенит ТТЛ был не намного лучше, хоть и лучше.Снимал им в армии.И ремонтировал.

А спрос на Зенит был у бедных Итальянских рабочих потому что зеркалка это было модно, она была типа имиджевым аппаратом, ну и всё таки удобнее дальномерной.
А западные зеркалки начинались от 500 долларов.Зенит же продавали по 50-100 долларов в Европе.
+
avatar
  • IVA2
  • 16 марта 2021, 10:28
0
У меня есть еще с тех времен хороший знакомый — мастер по ремонту фотоаппаратов. Он менял мне и зеркала, и фокусировочные экраны и даже толкатель диафрагмы встраивал в Е.
+
avatar
0
Он менял мне и зеркала, и фокусировочные экраны и даже толкатель диафрагмы встраивал в Е.

Это уникум, штучный продукт.Не стоит оно того.особенно Зенит.
Я тоже как то заморочился и перевёл фотоаппарат Старт на резьбу для объективов М 42 от М39.Корпус аппарата на швейцарском фрезере растачивал супер спец мой одноклассник.Нужно было увеличить диаметр входного отверстия под объективы М 42 в литом корпусе.
+
avatar
  • IVA2
  • 16 марта 2021, 11:23
+1
Но почему не стоило? На свое время вполне была техника по соотношению цена-качество. Просто, купив камеру, нужно было сразу занести ее хорошему мастеру и заплатить немного за доведение до ума. У меня даже есть «идеальный Зенит». Это результат творчества Мастера, где он взял все лучшее за все годы что было в Зенитах и собрал в одиного «франкнштейна». Это уникальная камера, таких он сделал пока только три, и то они отличаются. Напишу как-нибудь обзор, только не знаю в формате-ли этого сайта получится.
+
avatar
0
Пишите как раз в формате Див.Будет интересно.
Это уникальные мастера.
+
avatar
  • vilgraf
  • 16 марта 2021, 10:56
+1
Уважаемый мастер, обзор отличный! Спасибо!
+
avatar
  • LePart
  • 16 марта 2021, 12:04
0
Спасибо!
+
avatar
  • LePart
  • 16 марта 2021, 12:31
0
Если это интересно, вот призма и экран от Зенитов до «Е» включительно. Правда, это призма серебряная. Из старых моих ремонтных запасов.

+
avatar
+1
Негодяй какой! мог такое сочное видео снять с работой механизма затвора вне камеры!
но всё равно, спасибо, моё чувство прекрасного удовлетворено)
+
avatar
  • LePart
  • 17 марта 2021, 00:12
0
Может, ещё и снимем, почему бы нет?
Спасибо!
+
avatar
0
Вот думаю, может мне запилить обзор как чинить затвор на Nikon D80? Уже пару самостоятельно починил, замечательные камеры
+
avatar
  • ALE_X
  • 17 марта 2021, 14:11
0
Ув. тов. LePart!

Не по дерзости своей, а токмо по велению пославшей меня жены © )))
Ленинград ждёт ваших рук, а Муська ждёт с нетерпением обзора на Ленинград ))

Вы же пока продолжаете травмировать меня обзорами ремонта другой фототехники, никак не моего Ленинграда )
Нельзя так.
Тем более, мы с вами, кажется, земляки (судя по не помню где увиденным вашим комментариям о Каролино-Бугазе)
+
avatar
  • LePart
  • 17 марта 2021, 14:25
0
«Ленинград, Ленинград, я ещё не хочу...» © )))
А на Бугазе бывал в конце-60х. Каждый год. Последний раз, кажись, в 70-м или 71-ом. Запамятовал уже. Молодость мотоциклетная… Но там всегда снимал «Сменой». Ничего лучшего в дорогу не придумать было тогда. Вот надо бы фотографии откопать старые.
+
avatar
  • ALE_X
  • 17 марта 2021, 14:50
0
«Ленинград, Ленинград, я ещё не хочу...» © )))
Если это из Мандельштама — то мрачновато как-то.

«Ленинграду» таки надо дать вторую молодость с помощью ваших рук ))
+
avatar
0
А моя мечта Киев-18 подержать в руках а не только на фото! Вот то была задумка…
+
avatar
  • LePart
  • 17 марта 2021, 19:23
0
Его не было в серии, Сергей. Так, опытные образцы.
+
avatar
  • winny2
  • 20 марта 2021, 12:46
+1
ОООО!!! На самом интересном месте повествование оборвалось! Без сканов тестовой плёнки рассказ не полон. А сам пост, разумеется, в соответствиями с добрыми традициями — интересен, красив и информативен. Захотелось в комплект к своему Зениту приобрести Киев. Но, пожалуй, если и сорвусь — начну с четвёрки))) Потом, конечно, семнашка и шестидесятка. Или восемь-восемь? Даже и не знаю))))
+
avatar
  • LePart
  • 20 марта 2021, 15:37
+1
Ну, если Киев, то уж сразу его прародителя. Вот такого ))



А 60-ку так никому не отдал. Видели бы Вы, как её на таможне крутили-вертели ))

Без сканов тестовой плёнки рассказ не полон.
Так я как бы механик, не фотограф, как бы. Но дополнить и продолжить всегда можно.

Захотелось в комплект к своему Зениту приобрести Киев. Но, пожалуй, если и сорвусь — начну с четвёрки)))
«Верррно думаешь, веррррно!» ©



А можно и просто так, он сам по себе великолепен, Киев-4. А вот если найдёте живую двойку…

+
avatar
  • winny2
  • 20 марта 2021, 16:05
0
Шестидесятку в своё время пощупал… до сих пор не могу отделаться от ощущения этой базуки в руках)))
+
avatar
  • LePart
  • 20 марта 2021, 16:20
0
Много снимал ими. Одна 6х6, вторая — переделанная 4,5х6. Собственно, это камера не совсем для рук. Кстати, там предварительный подъём зеркала запросто сделать. Это актуально.
+
avatar
  • winny2
  • 20 марта 2021, 17:57
0
Ну да, стрит из среднеформатки такой себе))) Но, тем не менее, весьма удачно отбомбили две плёнки. Так-то встречаю, порой, людей со среднеформатками на улице… снимают. Первые десять лет тяжело, а потом привыкаешь)))
+
avatar
  • LePart
  • 20 марта 2021, 18:44
+1
Ну, если действительно для работы, а не для баловства, то лучше что-то Салютоподобное а-ля Хассельблад. Там хоть цифровой задник вместо кассеты поставить можно. Я в 60-е Салютом баловался. Оно интересно, да не прижилось. Одна Искра за них за всех работала. Ландшафты и группы — Москва. Лёгкие, практичные, качественные.
+
avatar
  • UA3MQJ
  • 22 марта 2021, 22:15
+1
У меня похожий Киев-19 — подклинивает. Вероятно, ваша статья сподвигнет поковырять его. Спасибо!
+
avatar
  • LePart
  • 22 марта 2021, 22:25
0
Попробуйте, Алексей. Ничего сложного. Только при разборке 19-го внимательнее с селектором выдержек. Там контактные группы. Затвор достанете, сдвиньте кулису по направляющей, посмотрите, насколько свободен ход. Дальше всё в статье. 73!
+
avatar
  • bkar
  • 25 мая 2021, 22:51
0
Здравствуйте.
Автору с уважением, спасибо.
Искал, искал что-то подобное, полагаю этот разбор камеры киев 17 мне поможет.
У меня их две, обожаю эту модель, честное слово.
Проблема у одной — рычаг взвода не всегда возвращается.Часто приходится рычаг слегка доводить до упора легким усилием и тогда рычаг возвращается.Следующий взвод тоже самое. А иногда вроде и нормально.
Можете как-то прокомментировать эту ситуацию. Спасибо.
С уважением, Борис Алексеевич.
+
avatar
  • LePart
  • 26 мая 2021, 22:25
0
Здравствуйте, Борис Алексеевич!
Тут может быть несколько причин. Или залегает тяга взвода затвора, либо ослабла возвратная пружина курка. Нужно снимать крышки для начала и анализировать. Отпустить тягу, как в этом рассказе, и посмотреть, как после этого ведёт себя курок. Тяга скользит по площадке, это место иногда нужно промыть и смазать заново. Если нет изменений, то разбираться с пружиной. В любом случае нужно смотреть, что там происходит. Заодно и направляющую шторок желательно промыть и смазать, как в рассказе.
С уважением, LePart.
+
avatar
  • bkar
  • 27 мая 2021, 16:13
0
Спасибо.
С уважением, Борис Алексеевич.