Апологеты «высокого часового искусства» утверждают, что моду на ношение наручных часов ввели офицеры, воевавшие в первую мировую. Именно тогда такой формат приобрел реальное практическое значение. До этого мужчины пользовались карманными часами, считая наручные часы дамской забавой. Вот-вот, именно — прекрасная половина общества здесь оказалась более продвинутой, как и в некоторых иных ситуациях. Первые наручные часы были именно женскими. Это были малогабаритные приборы, устанавливаемые в корпуса из драгоценных металлов и монтируемые в разнообразные браслеты и другие атрибуты дамского шарма. Их украшали камнями, резьбой, гравировкой и прочими ювелирными изысками. Но, как и в любых часах, основой основ служил часовой механизм — калибр, который для подобных часиков должен был быть весьма и весьма малогабаритным, а при существующей тогда производственной базе создание малогабаритных калибров требовало максимальной культуры производства и высочайшей технологической дисциплины. Именно поэтому малогабаритные часовые калибры, начиная от пятнадцати миллиметров и меньше, долгое время считались признаком высокотехнологичного производства. Разумеется, цена таких часов была весьма высока и обладание дамскими часами могли себе позволить лишь избранные представительницы очаровательной половины населения. Но всё течёт, всё изменяется и вот дамские часы украшают запястья подавляющего большинства представительниц прекрасного пола. Вот и поговорим о малогабаритном калибре Заря 1509, собранном на семнадцати камнях, с центральной секундной стрелкой и предназначенном для установки в малогабаритные дамские часы.
Сейчас перед нами два экземпляра часов Заря, собранных на калибре 1509. Одни диаметром восемнадцать миллиметров, с белым эмалированным циферблатом и в довольно щедро позолоченном корпусе. Это их аверс, так сказать,
а вот что открывается под реверсом. Так и тянет любоваться. Но этот экземпляр я уже привел в надлежащий порядок.
А раз так, то займемся следующими часами. Они выполнены на том же механизме 1509, но диаметр корпуса часов — двадцать миллиметров. Это так потому, что в данной конструкции применён пыльник — крышка, дополнительно защищающая механизм от попадания всевозможного того, что попадать в часы никак не должно. И вот, перед нами аверс часов Заря на механизме 1509 в позолоченном корпусе. Ушки выполнены под ремешок шириной десять миллиметров.
Реверс часов. Крышка «хлопушка» из нержавеющей стали, но без каких-либо опознавательных знаков.
Открываем часы. С обратной стороны крышка отделана под «рыбью чешую». Вообще-то всевозможные отделки часовых деталей, включая мосты и платины калибров, имеют не столько и не только цель украсить предмет. Благодаря такой отделке, загрязнение, каким-либо образом оказавшееся на детали, не растекается по поверхности детали, а в основном остается в той точке, куда эту самую инородную субстанцию и занесло. Механизм, как было сказано выше, закрыт пыльником.
Снимаем пыльник. Под ним уже виденная нами ранее красота. Но красота красотой, а нас интересует прежде всего технический аспект вопроса, а с этой точки зрения видим, что мостом ангренажа удерживается только три цапфы. Это радует, поскольку сборка такого механизма куда как легче, чем в случае с четырьмя колесами под одним мостом. Это достигнуто тем, что одно из колес, выполняющее функцию центрального, то есть, связующее барабан с ангренажем, вынесено под мост барабана. Вон он, камешек на этом мосту рядом с колесом барабана и собачкой колеса. Пока увиденное радует.
Пора извлечь механизм из корпуса. Сейчас нажмем на кнопку разъединителя, при этом промежуточный рычаг
ремонтуара, удерживаемый пружиной, приподнимется вверх, палец рычага выйдет из проточки заплечика вала и вал таким образом обретёт свободу.
Тут-то мы его и достанем на свет божий.
Вот оно, махонькое сердечко часов. А размер этого произведения часового искусства пятнадцать миллиметров по длинной оси и восемь миллиметров по короткой. Вот так.
Заглянем под циферблат и познакомимся с медленной стороной механизма.
Снимаем стрелки. Технология стандартная — кладем пленку на циферблат, чтобы сохранить его от царапин, а стрелки поддеваем изогнутым пинцетом.
Вуаля! Весь комплект трёхстрелочного механизма перед нами.
Теперь освобождаем ножки циферблата. Нужно отпустить два винта. Один здесь,
а второй вот тут.
Для этого у нас есть такая вот тоненькая отвертка.
Готово!
Честно говоря, впервые глянув на открывшийся вид, только и смог сказать: «Ох, мама...»
Во-первых, это довольно сложно для такого малогабаритного механизма. Но, во-вторых, абсолютно продумано и филигранно воплощено в дело. Только посмотрите на количество деталей. А ведь — напомню — размер платины 8х15 мм.
Ну да ладно, отправляемся вглубь этого механического лабиринта. Первым делом снимаем с минутного триба часовое колесо и шайбу часового колеса. Колесо удерживается на оси триба усилием пружинной шайбы, зажатой между часовым колесом и циферблатом. То, что под часовым колесом, не может не радовать. Минутный триб установлен в пружинное минутное колесо. То есть, сделан без прикуса. Это весьма надежная и стабильная конструкция. И это в пятнадцати миллиметровом калибре!
Но сюда мы еще вернемся, а пока нужно демонтировать баланс, чтобы не повредить его во время разборки механизма. Поворачиваем механизм балансом вверх, вывинчиваем винт крепления моста баланса и снимаем баланс с платины. Чтобы иметь представление о размерах этой детали, рядышком для сравнения лежит рисовое зерно. И как? Вот именно!
А вот размер самого калибра в сравнении с кофейным зерном. Больше? Ну, если и больше, то ненамного.
Хорошо. Разбираем. Для начала снимаем крышку вексельного колеса. Крышка удерживает под собой вексельное и переводное колёса.
Вот они перед нами и доступ к ним открыт.
Снимаем переводное и вексельное колёса. Затем удаляем мост промежуточного колеса, без этой процедуры снять минутный триб с колесом не получится.
Готово. Перед нами мост промежуточного колеса с камнем и минутный триб с пружинным колесом.
Давайте сравним их размеры с нашим эталоном — рисовым зернышком.
Теперь очередь моста пружинного двигателя. Он закреплен двумя винтами. Снимаем с платины мост двигателя.
После этого убираем барабан, промежуточное колесо, снимаем мост ангренажа и снимаем колеса ангренажа. Об этих деталях подробнее при сборке. Пока в этом никаких особенностей, кроме откуда-то взявшихся ниток и прочего мусора, который тормозил ход колес.
Вот и добрались мы до
ремонтуара. В малогабаритных калибрах этот узел, как правило, довольно прост. Но не в нашем случае! Сейчас глянем, как он тут устроен, и выполнен он довольно сложно, однако продумано.
Снимаем пружинную крышку этого узла. Сразу обращает на себя внимание то, что для управления промежуточным рычагом применяется отдельная пружина. Но давайте обговорим подробности при сборке, а пока освобождаем платину от оставшихся деталей.
И вот перед нами всё то, что составляет часовой механизм. Мало помалу отмоем это всё от пыли веков.
Ну что, барабан с пружиной тоже разбирать будем? А давайте!
И таки да надо было. Грязи тут… без бензина не обойдемся. Сейчас ополоснем, вытрем бумажной салфеткой и протрем промасленной ветошью.
Вуаля! Все сияет в солнечном свете.
Айда в чистенький барабан!
После этого аккуратно промываем каждую детальку в бензине и раскладываем на чистом листе бумаги. Рисовое и кофейное зёрнышки — наши эталоны — тоже рядышком. Пожалуйста, оцените размеры того, с чем имеем дело! Кстати, простите за эти чёрные круги вокруг фото — снимать приходится через окуляр микроскопа, иначе никак.
Итак, как говорится, всё, что было разобрано в прямой последовательности, теоретически может быть собрано в последовательности обратной. Приступаем к обратной последовательности. Начинаем, как и в большинстве случаев, с
ремонтуара, а именно с установки кулачковой муфты и заводного вала. Точнее, заводного и переводного вала, поскольку в современных часах эта деталь выполняет обе означенные функции.
Теперь нужно установить на место пин разъединителя, ту самую кнопочку, нажатием на которую мы освобождаем заводной вал, вынимая его впоследствии.
Удерживая пин-кнопку, устанавливаем на нее промежуточный рычаг ремонтуара…
… и фиксируем его пружиной промежуточного рычага. Всё. Теперь палец промежуточного рычага вошел в проточку заплечика заводного вала, вал зафиксирован и не выпадет из механизма. Заодно устанавливаем переводной рычаг кулачковой муфты.
Возвращаем на место переводное колесо и минутный триб с колесом.
Монтируем R-образную пружину, а заодно устанавливаем на место вексельное колесо.
И накрываем узел ремонтуара пружинной крышкой. Сборка ремонтуара на этом закончена, а Коллегам, которые захотят подробнее узнать, что такое ремонтуар, прошу ознакомиться со статьёй по
прилагаемой ссылке.
Закрепляем вексельное и переводное колёса крышкой-мостом.
Устанавливаем мост промежуточного колеса. На этом всё, медленная сторона механизма собрана. Остается только установить часовое колесо с шайбой и циферблат. Но это в самом конце сборки, иначе не сможем обслужить бушон баланса.
Переходим к сборке быстрой (балансовой) стороны механизма и собираем ангренаж — колесную систему.
Для начала устанавливаем секундное, анкерное и промежуточное колёса. Это секундное колесо. Его ось проходит сквозь тонкий футор, в котором установлен мельчайший камень. На оси колеса есть утолщённый участок, который работает в этом камне. Смазываем ось и утолщённый участок МБП-12. Колёсико по размерам, как рисовое зёрнышко. Но ничего, мы очень аккуратно. А ведь ещё анкерное колесо, а оно меньше секундного.
Итак, устанавливаем колёса цапфами в камни на платине.
Накрываем их мостом ангренажа и возвращаем на место промежуточное колесо, связанное своим трибом с барабаном.
Устанавливаем барабан. Видно, как венец барабана соединился с трибом промежуточного колеса.
Теперь устанавливаем мост барабана, коронное и заводное колесо барабана. Коронное колесо, как правило, крепится винтом с левой резьбой. Здесь винт промаркирован правильно — тремя шлицами. Культура производства, однако!
Проверяем скат колёсной системы. ОК!
А раз так, то самое время установить анкерную вилку. Вот она тут какая. А размером меньше рисового зерна. Ну, потихоньку и аккуратно.
Цапфа вилки в камне платины. В механизмах такого размера ни цапфы вилки, и даже палеты не смазывают — слипнется.
Устанавливаем мост анкерной вилки. Проверяем импульс. Годится!
Вот и дошли до установки баланса. Кстати, о балансе. Безвинтовой. Спираль не брегетирована, плоская. Колонка фиксированного крепления, то есть, выкачку выставить проблематично, правда, и необходимости такой нет — всё ОК. Градусник есть. Но главное — баланс противоударный!
Ставим баланс на место. ОК, побежал. Амплитуда хорошая. Сейчас разберём бушон инкаблока и смажем накладной камень.
Вот они, сквозной камень в латунном шатоне и накладной. На накладной камень наносим каплю масла МБП-12, размер капли — 60-70% от общей площади камня. А диаметр камушка вы себе уже представляете, наверно. Собираем обслуженный бушон и устанавливаем его на место, фиксируя кольцевидной пружиной. Амплитуда баланса выросла. Замечательно.
Проделываем ту же операцию с бушоном, установленным на платине. Тут пружина почему-то несколько иной конструкции. Меняли? Может быть. Ну да ладно. Амплитуда баланса поднялась ещё немного. Вот и ладушки!
Дело движется к завершению. Устанавливаем на минутный триб часовое колесо, шайбу часового колеса.
Монтируем циферблат и стрелки.
Всё. Пора в корпус!
Немного технических подробностей:
— Калибр Заря 1509 (Россия),
— 17 камней,
— запас хода 40 часов,
— противоударное устройство узла баланса,
— точность хода -40/+85 секунд в сутки
— частота колебаний баланса — 18000 ВРН.
А четыре секунды ошибки, думаю, простительны, как для такого малыша. В статическом, разумеется, режиме.
Эпилог.
Женские часы «Заря» на калибре Заря 1509 выпускаются до сих пор, поэтому рассмотрение такого механизма вполне актуально. Иногда часы встречаются под маркой «Соло», иногда так и называются — «Заря». Калибр немного преобразился. Сразу отмечу — преобразился в угоду упрощения не в лучшую сторону и стал называться Заря 1509В.1. «Но это уже совсем другая история...» ©
Не могу уловить отличия противоударного баланса от обычного.
Противоударный баланс отличается от обычного конструкцией бушона. Бушон — это таа деталь, в которой закрепляются цапфы оси баланса. М-да… кажется, надо не так.
Вот так выглядят детали обычного баланса на примере часов Молния.
Ось баланса установлена в проходном камне — камне с отверстием, а сверху наложен накладной камень. В обычном балансе накладной камень закреплён жестко и при любом сотрясении ось ударяется в этот накладной камень и деформация оси весьма вероятна.
В противоударном балансе накладной камень закреплён не жестко, а подпружинен специальной пружиной. При сотрясении ось баланса в таком случае, ударяясь в накладной камень, не деформируется за счет того, что камень на пружине смещается под действием пружины и удар смягчается.
Так этот узел (иногда его называют «инкаблок») выглядит на схеме.
А так можно увидеть разницу в креплении накладно камня в противоударном и обычном балансе.
Противоударный в механизме «Луч».
Обычный баланс часов «Звезда»
Если просто и коротко, то обычный баланс — это система без амортизатора, а противоударный — с амортизатором.
Спасибо!
Нет, не все. Под объективом мало места, не всегда инструментом подберёшься, приходится под лупой. Диоптрийность разная, подбираешь по необходимости. А вот рассмотреть что-то рассмотреть толком, зубья триба или колеса, палеты вилки, например, тут нужен небольшой бинокулярный микроскоп. Да и крупные калибры, начиная от двадцати миллиметров, а двадцать шесть и крупнее так и подавно, даже в очках перебирать можно.
Прошу совета. В 2016 году приобрел часы Seagull, на калибре ST2553. Последний год стал замечать, что часы при ношении стали сильно спешить. Когда просто лежат, то точность примерно -2 секунды за сутки. Но стоит одеть, с 10:00 до 17:00, за этот промежуток времени убегают вперед на 2-4 минуты.
Обращался к двум мастерам. Один промыл баланс, не помогло. Второй продул, сказал все нормально, такой механизм. Оба мастера утверждали, что я сильно преувеличиваю.
Пожалуйста подскажите, что может быть.
То, что происходит, называется позиционная ошибка — изменение частоты колебаний баланса от положения часов в пространстве. Такое возможно при изгибе цапф оси баланса в результате падения (не падали?), если спираль намагничена, если в бушонах баланса отсутствует смазка. Промыть баланс — полдела. После промывки, а она обязательна, следует размагничивать баланс и обязательно произвести обслуживание инкаблока — снять пружину амортизатора, накладной камень, промыть камни, смазать накладной камень и собрать бушон. Притом сделать это обязательно надо как на мосте баланса, так и на платине. Если баланс просто поболтали в бензине, то результат будет нулевой. Цапфы очистится, да, но смазки в бушонах не добавится, даже наоборот, вымоются ее возможные остатки бензином и ось будет работать насухо в оставшейся грязи внутри бушона. Так что попросите мастера сделать полную профилактику узла. Да, придётся часы разобрать, иначе под циферблат до бушона не дотянуться. А там ещё календарь может на пути встретится. Но это, увы, издержки производства. А механизм этот вполне адекватный. Заодно и анкерную вилку вымыть и палеты смазать хорошо было бы.
Ну, блин, интересно же! Как это все можно разобрать и собрать — не могу себе представить!
Очень круто!
Я бы сказал, это для меня элемент недоступного искусства, как живопись, поэтому и интересно )
В плане — о Востоке и Полёте. Но Полёт чуть позже, там пока неполный комплект. Я постараюсь.
Что-то придумаем. А узел баланса что в часах с ручным заводом, что у автомата одинаковый. Но потихоньку доберёмся. Ангренаж, анкерный спуск… есть о чем рассказывать )
П.С. Не забывайте мой прошлый совет… Это будет правильным решением…
Постараюсь )
А какие вообще самые мелкие калибры знает история? Если не рассматривать всякий эксклюзив, а «ширпотребные», которые можно (или можно было в прошлом) купить в магазине за более менее приемлемые деньги?
Так выглядит калибр в наручных часах.
А так часы-перстень, собранные на нем.
Точность хода уже настроил и она меня устраивает, идут стабильно.
Красивые часы, с покупкой Вас и точного хода!
Не думаю, что у меня получится избавится от пылинки с моими навыками — она металлическая и находится на циферблате.
Спасибо, что успокоили.