Доработка усилителя VHM-338

Внимание! Действия, описанные тут, могут повредить устройство! Все, что вы решите сделать с усилителем после прочтения этой статьи, вы делаете на свой страх и риск.

Пару месяцев назад в одном из обсуждений этого малыша я обещал разобраться, что происходит на выходе усилителя и почему при регулировке громкости встроенным потенциометром шевелятся диффузоры динамиков. Посылка шла долго, но наконец-то дошла.

Если коротко: отыщите на плате резисторы R28 и R29, выпаяйте их и замените на подходящие емкости 1uF.



Если кому-то интересны подробности,
пожалуйте сюда
Одна из версий происходящего — наличие постоянной составляющей на выходе усилителя. Я тоже ее придерживался и даже вступил в полемику в комментариях. На самом деле то, что заставляет диффузоры двигаться при изменении громкости — инфразвуковые колебания, которые формально не являются постоянным током, но фактически очень к нему близки.

Итак, что же происходит в схеме? Операционный усилитель, установленный перед потенциометром, запитан от однополярного напряжения, поэтому у него на выходе в покое присутствует половина напряжения питания. С выхода ОУ сигнал через резистор 10 кОм (для простоты я буду рассматривать один канал) подается на вывод потенциометра (50 кОм). Поскольку постоянная составляющая никуда не делась, какая-то ее часть попадает на выход делителя напряжения, образованного потенциометром. Пока мы не трогаем регулятор громкости, все в порядке. При регулировке громкости напряжение на выходе делителя меняется — вот и готов инфразвук.

Постоянная составляющая попасть на вход TPA3116 не может, поскольку там установлена разделительная емкость. Я не проверял номинал установленного на входе конденсатора, однако вот что написано в даташите: «Вход должен быть изолирован по постоянному току (...) Входной конденсатор совместно со входным сопротивлением образовывает ФВЧ с частотой среза, определяемой формулой (...) Если требуется плоская АЧХ в области низких частот вплоть до 20 Гц, рекомендованная частота среза должна быть на порядок ниже, 2 Гц. В таблице приведены рекомендованные номиналы для различных значений коэффициента усиления/входного сопротивления. Если уровень -3дБ на частоте 20Гц допустим, возможно использовать конденсаторы в 10 раз меньшего номинала — например, 1uF.»



Этот ФВЧ на входе, конечно, ослабляет получившийся инфразвуковой сигнал, но совсем убрать он его не может (особенно если частота среза — единицы герц). Лучшим решением в данном случае будет устранение причины — то есть нужно устранить постоянное напряжение на потенциометре. Я сделал это, выпаяв два резистора R28, R29 возле регулятора и установив вместо них электролитические конденсаторы 1uF 50V (минусом к потенциометру). Конечно, это немного ослабило низкие частоты, но при таких параметрах частота среза составляет 3.2 Гц, что вполне приемлемо. Место для пайки там не самое удобное, к тому же контактные площадки для резисторов легко могут отлететь от платы — имейте это в виду.

После доработки регулировка громкости происходит без шуршания и попыток выплюнуть диффузоры.
Добавить в избранное +73 +112
+
avatar
  • VlaS
  • 26 июня 2020, 23:48
+10
Краткость — сестра…
:-)
+
avatar
+1
… нашего брата. (ц)
+
avatar
0
У Вас, во-первых, не «cut», а спойлер. Во-вторых, cut нужно перенести выше.
+
avatar
  • fazerr
  • 27 июня 2020, 00:18
+15
Выше находится краткое руководство для тех, кто не хочет вникать в детали. Под катом/спойлером — разъяснение, почему сделано именно так. По-моему, все логично.
+
avatar
+2
17.6) При публикации обзора необходимо использовать тэг который должен отделять первые 2-3 предложения от остального текста обзора. Ссылки, фотографии, рисунки, скриншоты, видео следует размещать ниже тэга .

У Вас ВЕСЬ текст вне спойлера и две фотографии на главной.
+
avatar
  • fazerr
  • 27 июня 2020, 00:44
+2
Увидел, поправил, спасибо!
+
avatar
  • Ramiro
  • 27 июня 2020, 15:25
+7
ABATAPA 17.6)
нудный вы однако)
+
avatar
  • kirich
  • 27 июня 2020, 00:35
0
По-моему, все логично.
Посмотрите на другие обзоры и сравните со своим, думаю будет понятно, что не так.
+
avatar
  • fazerr
  • 27 июня 2020, 00:44
+1
Увидел, поправил, спасибо!
+
avatar
+1
Одна из версий происходящего — наличие постоянной составляющей на выходе усилителя. Я тоже ее придерживался и даже вступил в полемику в комментариях. На самом деле то, что заставляет диффузоры двигаться при изменении громкости — инфразвуковые колебания, которые формально не являются постоянным током, но фактически очень к нему близки.
Что и требовалось доказать. В обсуждениях одного из предыдущих обзоров, мною высказывалось предположение (подобного товара не имею в наличии) о возбуде на инфранизких при регулировке громкости.
+
avatar
  • fazerr
  • 27 июня 2020, 00:33
+3
Да, и поэтому не срабатывает защита от постоянного тока на выходе усилителя — там же формально не постоянный ток.
Но это все же не самовозбуждение =)
+
avatar
  • Levich
  • 27 июня 2020, 01:59
-1
del
+
avatar
  • Levich
  • 27 июня 2020, 00:31
+2
у меня от усилителя tpa3116d2 плеер сгорел полностью — не включается вообще. Играла-играла музыка около часа и тут бам-с гул в колонках и плеер резко погас… работал через 3.5мм. Прозвонил у плеера на выходе кондеры — в коротыше -сгорели все ( даже точки появились характерные). Вот и боюсь я теперь этого рандома… что там забыли или не то впаяли от партии к партии… лотерея.
P.S. усилитель, падла, живехонек хоть бы хны ему. Накосячить я не мог т.к много раз собирал подобные 3116 и все работают безупречно, но вот попался на брак скрытый.
Плеер крайне жалко Transcend MP870 — собран на полноценном аудиочипе с НЕ программным эквалайзером… звучал супер по сравнению с андройдами.
+
avatar
  • xronos
  • 27 июня 2020, 01:16
0
Что за плата или готовый усилитель?
+
avatar
-4
Так надо было не за 4, а за 3 доллара усилитель покупать! Сгорела бы и хата. ;)
+
avatar
  • Hector
  • 27 июня 2020, 10:34
-1
Ну так сам и накосячил.
Надо было проверить вольтметром потенциал входных клемм усилителя. Возможно, там есть потенциал в половину напряжения питания усилителя.
При включении плеера на его выходных конденсаторах оказалось напряжение в половину напряжения питания усилителя.
А выходные кондюки плеера — низковольтные.
Вот и произошло то, что должно было произойти.
+
avatar
  • Levich
  • 27 июня 2020, 11:48
+1
Он играл музыку около часа, а не при включении сгорел. Померял на входе- нет там никакого напряжения. Собирал все по схемам уже проверенным ранее. БП проверенный временем и качественный…
я бы еще понял, если б сразу сгорел, но так нет.
+
avatar
  • Hector
  • 27 июня 2020, 13:47
0
Конденсатор может помереть и через сутки, не обязательно сразу. Это как лотерея. А что-бы твой плеер не сгорел, следовало нагрузить его выход на сопротивление, примерно равное сопротивлению наушников, а уже с этого сопротивления пускать сигнал на усилитель.
Вообщем, как всегда — дураки учатся на своих ошибках.
+
avatar
  • Levich
  • 27 июня 2020, 14:48
+5
Вообщем, как всегда — дураки учатся на своих ошибках.
оскорблять все горазды, но не угадали.
На вход около 10кОм как и должно быть… я перед сборкой такие то банальные вещи заранее проверяю.
что за бред впаивать 16-32ома на вход… усилитель тогда не раскачаете ни за что толком.
+
avatar
  • p0gank
  • 27 июня 2020, 18:40
+3
Резисторы 16-32 ома впаиваются, чтобы согласовать низкоомный выход усилителя наушников с высокоомным входом усилителя мощности, без такого согласования возможны изменения АЧХ выходного каскада в зависимости от схемотехники. Для линейного выхода такого согласования не надо.
+
avatar
  • Levich
  • 27 июня 2020, 19:04
+1
фирменные усилители в том числе портативные колонки имеют тех же 10кОм (замерял) на входе… этот плеер с ними оттарабанил не один год. Был дом. кинотеатр который при выкл. питания давал скачок напряжения на лин. вход до 3в и тоже за десяток лет ничего не спалил.
+
avatar
-3
т.е вы многослойную керамику использовали в к-ве разделительных конденсаторов?
+
avatar
  • fazerr
  • 27 июня 2020, 08:54
+1
Нет, я поставил электролитические конденсаторы.
+
avatar
0
Это у всех мостовых такая шняга, или как повезет?
+
avatar
  • fazerr
  • 27 июня 2020, 08:55
+4
Это китайцы накосячили в схемотехнике. Тип усилителя никак на это не влияет.
+
avatar
  • moor
  • 27 июня 2020, 05:48
0
Не понял почему надо электролиты паять
Есть же такие www.avrobot.ru/product_info.php?products_id=766
+
avatar
+5
Лучше плёночные. Насколько понимаю, у компактных керамических конденсаторов с ёмкостью такого порядка используется диэлектрик с сильной зависимостью диэлектрической проницаемости от напряжения. Такие конденсаторы дают гармоники выше 1 процента.
+
avatar
+2
Мало того, они еще могут обладать пьезоэффектом- будут сами «играть» музыку!
+
avatar
0
Гармоники зависят от напряжения. В цепи ООС напряжение близко к нулю. Запросто можно ставить керамику. В сигнальных цепях при напряжении (разумеется переменном — сигнала), напряжение от 50 мВ (в головках звукоснимателя и вовсе 3 мВ) до 1, иногда более, В. Многовато для 1 В, но при меньшем напряжении и отсутствии другого материала, можно попробовать поставить керамический конденсатор. Если выбирать керамику или электролит, то лучше взять керамический, особенно при небольшом переменном напряжении. Ёмкость нужно расчитать так, чтобы частота среза соответствовала частоте среза акустческих систем — 20 Гц и даже выше. В этом случае, диффузоры будут стоять на месте при кручении рычага громкости. Формула простая. с=1/(омега*R) Все в Фарадах и Омах, Герцах. Да, Омега = 2пиF. Это я написал специально для юристов и экономистов (ну, биологов-филологов-философов). Остальные сами знают.
+
avatar
+2
Керамика, как я выше намекал, может обладать пьезоэффектом, в том числе и микрофонным.
Стоит положить такой усилитель, с таким конденсатором на колонку, и можно получить возбуд.
И дрожание диффузора покажется детским лепетом.
+
avatar
+4
Керамику в унч не рекомендует, например, Audiokiller в своей статье «Конденсаторы для усилителей». Он же рекомендует в качестве переходных конденсаторов пленку типа К73-17 и лучше номиналом около 0,47 мкФ для потенциометров около 50 кОм.
+
avatar
  • fazerr
  • 27 июня 2020, 08:58
+3
Электролиты ставить вовсе не обязательно, я поставил то, что было под рукой. Конечно, есть более подходящие для этого компоненты. Керамику лучше не ставить — будет «звенеть».
+
avatar
+5
Спасибо, занятная информация. Кто бы ещё помог поднять уровень громкости на выходе, а то от 24в совсем тихо. Потребление меньше 3вт суммарно.
Есть решение по замене выходных разъёмов.

+
avatar
  • fazerr
  • 27 июня 2020, 09:02
+2
Решение отличное!
По поводу громкости: описанная доработка за счет исключения из тракта резисторов дает увеличение напряжения на входе МС усилителя на 20%. Плюс, если у вас тихий звук через Bluetooth, можно попытаться увеличить уровень сигнала с самого приемника — зажмите кнопку Next/V+, усилитель пропищит, когда дойдет до максимума.
+
avatar
0
По громкости и так всё на максимуме.
+
avatar
  • fazerr
  • 27 июня 2020, 09:47
+1
Хм, а что за источник? Или усилитель тихо играет от любого источника на обоих каналах?
Я бы начал с проверки уровней сигнала и заодно бы посмотрел на коэффициент усиления (стр.13-14 в даташите)
+
avatar
0
С выхода плейера на наушники
комментарий скрыт

+
avatar
0
А что не колхоз? Просьба привести хотя бы пару примеров.
+
avatar
-6
+
avatar
+5
Ага, к усилю за 600 рэ купить 3Д принтер с приблудами, можно клозет с подогревом (для пущей разрухи) и ещё чего на пару косарей у.е.
Или купить за 70 руб. 5шт. колодок подходящих, доработать их и всё…
Ах, ты!!! Фрезерный станок-то и позабыл.
+
avatar
0
дайте ссылку на клемники. на громкости это как то сказалось?
+
avatar
+2
#Aliexpress 38,50 руб. 25%OFF | 3-позиционный разъем для колонок, 5 шт., 2 позиции, 4 положения, разъем Jack, пружинная нагрузка, аудио-динамик, зажим для макета
a.aliexpress.ru/_d7pxB28 самые маленькие

По громкости без изменений
+
avatar
0
сылка в никуда, к сожалению
+
avatar
  • fazerr
  • 29 июня 2020, 22:10
+3
Это муськин парсер ее корячит так, что она перестает работать. Если выделить текст ссылки вручную и скопировать именно его, то все откроется. Альтернативный вариант: https://aliexpress.ru/item/item/33016112848.html
+
avatar
+1
половина напряжения питания. С выхода ОУ сигнал через резистор 10 кОм… подается на вывод потенциометра
Наконец то найден ответ на мучительную китайскую загадку. Автору обзора респект.
+
avatar
+6
А еще рекомендуют заменить 50кОм резистор регулятора громкости на 10кОм, снижает уровень фона.
+
avatar
  • Hector
  • 27 июня 2020, 10:40
-4
Это совет от адептов безкислородной меди.
На самом деле шум переменного резистора намного сильнее будет зависеть от качества его изготовления (особенно подвижного контакта), чем от теплового и токового шумов (которые зависят от его сопротивления).
+
avatar
  • Opacha
  • 27 июня 2020, 12:35
+6
Речь не о шуме ползунка или тепловых, а о наводках 50гЦ и импедансах. Низкоомный вход здорово шунтирует фон сетевой частоты, в проф. звуке, например, принято входы делать с импедансом 600 Ом с этой целью.

UPD: этот совет применим к каким-то примитивным усилителям, у которых потенциометр сразу на входе. В данном случае перед ним стоит ОУ и замена потенциометра смысла не имеет.
+
avatar
  • Hector
  • 27 июня 2020, 13:44
+1
Вот и подумай теперь — сильно 10к по сравнению с 47к зашунтирует вход с внутренним импедансом в несколько сот Ом (например, сопротивление динамического микрофона)?
+
avatar
  • Opacha
  • 27 июня 2020, 15:28
+3
Какой-то минимальный эффект на грани слышимости будет заметен с некоторыми источниками на особо длинных и жалких кабелях. Но в основном, если не дергать кабели с выкрученной на максимум громкостью, то в бытовом сегменте ничего шунтировать и менять не надо.

В концертном оборудовании пришли к низким сопротивлениям входов, думаю, по этой же причине: чтоб динамики и усилители дорогущие не сгорели, если какой-то балбес кабель выдернет.
+
avatar
0
А теперь мысленно поставь движок потенциометра в среднее положение, и подумай, что сильнее зашунтирует — 10 кОм на «землю», или 23,5.
+
avatar
0
В данном случае перед ним стоит ОУ и замена потенциометра смысла не имеет.
Переделку своего усилка 2.1 на tpa3116 давно делал, но насколько помню у моего регулятор стоит именно на входе. После него ОУ: на одной lm358 собран темброблок, на втором фильтр-сумматор канала саба.
Менял на ALPS из 'промки' и помню что пришлось повозиться, тк диски резисторов на одном стояли 'спина к спине', а на втором — друг за другом.
В итоге фон уменьшился.
Еще менял местами синхру tpa
+
avatar
-1
Электролит какой фирмы на выходе? Если teapo — менять, у них срок жизни пара лет
+
avatar
0
А на выходе есть электролит?
Там же LC фильтры на пленочниках.
+
avatar
0
pic.mysku-st.ru/uploads/pictures/09/27/18/2020/06/26/5f0549.jpg

может это не выход… в общем, в углу. Заменил такого хлама я несколько сотен, очень их любит FSP, 3 года и бп надо менять
+
avatar
0
Это входной по питанию.
Тоже стоят пара крупных, при подключении шнура питания искра с треском пролетает.
+
avatar
  • fazerr
  • 27 июня 2020, 21:53
+1
+1, это фильтры питания. Там стоят поддельные китайские «Sanyo», и, хоть это и подделка, я до этого ставил точно такие же емкости в БП — с 2017 года стоят, вроде все целы.
+
avatar
  • Jlob
  • 28 июня 2020, 13:59
0
del
+
avatar
  • Mevpost
  • 15 февраля 2021, 15:30
0
Добрый день. случайно не разбирались с режимом предусилителя и мс блютус? у меня есть такой усилитель играет тихо по сравнению с похожим на тпа3116 с одной микросхемой. тот, при использовании внешнего предусилителя раскачивает 15 ас так что в груди отдает. питание 12в 2а. у меня сильное подозрение что предусилитель включен не правильно. в одной из тем по тпа 3116 пользователь писал про лишний конденсатор между микросхемами похожего усилителя mySKU.me/blog/aliexpress/82957.html#comment3758713 не могли бы проверить — я не силен в схемотехнике, оборудования нет, да и мелко там все для меня. если в мастерскую нести. то нужно точно сказать что паять.
+
avatar
  • fazerr
  • 15 февраля 2021, 23:39
0
Приветствую!
Нет, не разбирался. Когда усилитель, работал, то не было поводов туда лезть — уровень сигнала был нормальным. А потом я спалил чип BT, и усилитель пошел на переделку =) В оригинале предусилитель вроде как выполнен на NE5532 или чем-то подобном.
+
avatar
  • Mevpost
  • 16 февраля 2021, 08:18
0
удачи вам с переделкой.
+
avatar
  • Mevpost
  • 16 февраля 2021, 12:02
0
извините, ещё вопрос. я подключил наушники перед теми резисторами что вы заменили на конденсаторы. там довольно сильный чистый звук. а зачем вообще эти резисторы перед переменным регулятором — ведь там дальше тпа3116, у нее вроде напряжение до 4 вольт на входе, да ещё и входные ёмкости и сопротивления в обвязке?
+
avatar
  • fazerr
  • 22 февраля 2021, 23:25
0
За пожелание спасибо!
Точно сказать о назначении резисторов не могу. Думаю, для согласования уровней после операционного усилителя плюс для его (ОУ) стабильной работы.