Беспроводной датчик контроля полива растений (влажности почвы) за $1-2 своими руками

Постепенно дополняем систему «умного дома» на BLE новыми датчиками. В дело пошли антипотеряйки (маячки) ITAG. Как всегда, все просто и быстро.

Казалось бы, у нас в арсенале уже есть датчики, которые реагируют на наличие/отсутствие воды – протечки, уровня жидкости и даже емкостной, который так же неплохо справляется с такой функцией. Однако у всех этих датчиков есть своя специфика — при контакте с жидкостью они или теряют связь, или переключаются, или вовсе выключаются. Все эти положения хорошо отрабатывает база, но для построения системы контроля за влажностью почвы (полива) на постоянной основе они не годятся.

У датчика полива, контактная пара постоянно находится во влажной почве и те токи, которые устанавливаются на датчиках протечки и уровня жидкости могут вызвать быстрое гальваническое разрушение металла. Для этих целей хорошо бы подошел емкостной принцип, в нем нет непосредственного контакта почвы с металлом, и он все чаще используется в современных датчиках влажности. Но, к сожалению, у нашего емкостного датчика на основе сенсорной кнопки TTP223 прошивка настроена на автоматическую подстройку нулевой точки окружающего объема, т.е. плавное изменение влажности он правильно не отработает. Мы же постараемся ниже обойти эти препятствия сделав датчик способный реагировать на микроамперные токи, которыми можно пренебречь, но по чувствительности прибор выше чем именитые и дорогие емкостные датчики влажности.

За дело


В качестве донора в этом случае взята антипотеряйка iTAG с самой удобной схемотехникой для разрыва полюса питания батареи от окружающих элементов. Дорожку режем в наиболее удобном для этого месте.




Еще нам потребуется любой P-канальный MOSFET(МОП) транзистор, в моем случае, это RLML5203 SMD (брал у Алли по $0,7 десяток).



Здесь мы в сласть используем все преимущества MOП транзисторов — большую эффективность работы при низких напряжениях, отсутствие тока затвора, что приводит к высокому входному импедансу. А если проще — МОП почти не требует входного тока для регулирования, точнее он нужен, но на очень короткое время и с небольшим потенциалом. Для нас с одной стороны это хорошо – подал на затвор импульс — затвор открылся, сохраняя такое положение пока не поменяется полярность. Но ее ведь должен кто-то менять. Это будет делать вода — точнее ее присутствие или отсутствие в почве.



Щупы (проводники) погруженные в почву напрямую подключены к положительному истоку и затвору. Когда почва влажная — замыкается цепь, плюсовой потенциал перекрывает затвор, не давая аккумулятору питать процессор. Для открытия затвора потребуется дополнительное сопротивление, которое с одной стороны максимально ограничивало бы поступление тока на затвор (мы помним, что он через воду может взаимодействовать с плюсом батарейки), с другой — было бы достаточным, чтобы открыть транзистор.

MOSFET с низким потреблением и напряжением на затворе дает возможность использовать резисторы с большим сопротивлением (1-2 МОм), я же использовал обратное сопротивление обычного SMD диода. Марка и номинал в данном случае не важен, важнее его размеры. Как Вы помните роль любого диода — перекрыть ток в одном из направлений, однако, того тока утечки, который присутствует в них достаточно, чтобы открыть затвор MOSFET-а. Если у кого-то есть подстроечный резистор, который бы комфортно разместился в корпусе брелока на один и более МОм было бы еще лучше, им можно было бы плавно регулировать чувствительность датчика. В нашем же случае, регулировка осуществляется за счет разведения кончиков проводов щупа.

Все это можно было бы не писать конечно, а просто показать точки пайки компонентов, но хотелось, чтобы те, кто возьмутся за такую простую работу (пайка двух элементов), хорошо представляли, что они делают и как это все работает.

Для облегчения процесса пайки SMD я использовал небольшие нарезки двухстороннего тонкого скотча. С одной стороны, они выступили в качестве изолятора, с другой – создали дополнительные удобства по фиксации деталей на плате. В общем — удобно.



В качестве щупа использовал поршень шприца, подрезанный на конус. Провод может быть любой, но лучше изолированный, мягкий и желательно чтобы изоляция была стойкая к воздействию растворителей.



Клей был выбран по принципу – что имею в доме и быстрее высыхает — «секунда» 505. Не самый лучший выбор, особенно для склеивания по полиэтилену (материал поршня), не помогает даже содовые присыпки, достаточно агрессивный к изоляции. Поэтому на видео и фото Вы можете заметить несколько вариантов изготовления щупа. Подбор клея для полиэтилена и изоляции провода предлагаю обсудить.

Провод пропускаем через отверстия с противоположных сторон от граней поршня, так чтобы проводники были на максимально разведенном расстоянии, натягиваем, промазываем клеем и даем высохнуть.

Концы выводим за пластиковую круговую вставку у iTAG. Разрыв проводов скальпелем делаем в нижней части щупа и выше. Чем меньше расстояние — тем чувствительность датчика выше, но не менее 1,5-2 см, лучше — 2-4 см.


Контакты кнопки замыкаем проводком.



Поскольку датчик будет работать во влажной среде, герметизируем его любым вазелином или жирным кремом. Силикон – не лучший вариант, в силу возможного случайного контакта с дорожками (в составе уксус, есть и специализированные — нейтральные), но по поверхности можно попробовать любой.



Короткое видео изготовления датчика

Программирование:


Выше мы рассмотрели вариант датчика, когда во время нахождения в почве (а это основное время его работы) благодаря MOSFET он обесточен и как только, проводимость почвы уменьшается датчик выходит в эфир. Именно к этому я и стремился.

Для тех же, кто хочет постоянно контролировать состояние датчика, в том числе и состояние питания (а возможно за счет изменения напряжения и степень влажности почвы), при этом не сильно заботясь о продолжительности работы (а у BLE это около года), то все, что нам нужно – поменять место приложения резистора (у нас SMD диода), который впаивается между ножками MOSFET, а второй вывод щупа припаиваем к минусу платы.




В этом случае датчик будет постоянно на связи, а в случае разрыва, база подаст сигнал. Для этого можно обойтись и без дополнительного программирования — скачиваем с Play Маркета все ту же ALARM BLE LIGHT или более продвинутую, но платную ALARM BLE iTAG и сигнал в объеме квартиры или дома Вам обеспечен.
Но нам же этого мало. Тем более, что база (стационарно запитанный старый Android телефон или планшет) для передачи SMS, звонков, предупреждения звуковым сигналом о состоянии датчиков через мобильную связь или WiFi, все равно нужна.

Пошаговый принцип программирования базы описан здесь. Все, что нам нужно в дополнении к предложенному ранее макросу — добавить еще один триггер с названием, которое Вы предварительно прописали датчику в программе ALARM BLE iTAG (к примеру «ЦВЕТЫ»).

По сути, требуется еще раз скопировать (повторить) элементы макроса за исключением действий по управлению экраном и временными задержками — меняем только отношение новых «действий» к триггеру «Получено уведомление от ALARM BLE iTAG с содержанием текста «ЦВЕТЫ».

Звуковой сигнал, SMS и произносимый текст в телефон при звонке, в новых «действиях» также меняем на подходящий для этого случая и приятный для слуха формат. Я еще добавил повторение действий по команде будильника (а вдруг не услышал звонка или сирены, не увидел сообщения). После полива, связь датчика с телефоном разрывается и будильник отключается, приходит сообщение, что все в порядке – «цветы политы».

Автоматический полив можно организовать после приобретения запирающих кранов управляемых по WIFI или BlueTooth. Но это скорее потребуется для организации полива в теплицах, чем для комнатных растений или цветника на участке. Хотя как говорится «хозяин – барин», а вдруг кто-то на столько редко бывает дома, что захочет заморочиться и настроит автополив всему живому и растительному домашнему миру.

Датчик на страже:




Интересное использование BLE трекеров можно подсмотреть ЗДЕСЬ.

ВСЕМ УСПЕХОВ И КОМФОРТА В ЖИЗНИ!
Добавить в избранное +74 +135
+
avatar
0
А какое потребление девайса стало после всех этих манипуляций?
+
avatar
  • GreySP
  • 30 мая 2020, 07:19
+13
Когда он во влажной почве питание отключено (амперметр на нуле), на связь выходит только когда требуется полив. Именно такого потребления я и добивался.
комментарий скрыт

+
avatar
+1
как неприятно это звучит!
+
avatar
0
Прям название новой операционки — LikeOS :)))
+
avatar
  • berk
  • 31 мая 2020, 15:12
-4
сорян, поробуйте развидеть :)
+
avatar
+3
Что там написали?
+
avatar
+1
Ну так а какой ток потребления все таки? Это для батарейки очень важно. Чисто для примера, если двумя сухими пальцами взяться за полюса 3 вольтовой батарейки, то вы добавите пальцами ток 2-3 мка.
+
avatar
  • GreySP
  • 30 мая 2020, 19:21
+1
Какой ток потребления у датчика однозначно сказать нельзя, у него как минимум четыре рабочих состояния и масса промежуточных, в зависимости от влажности почвы. 1. Датчик на «дежурстве» (все отключено). 2 Датчик выходит на связь (максимальный ток потребления).3 Датчик на связи. 4.Датчик уснул с периодическим просыпанием. Плюс четыре варианта программной настройки дальности связи. Ну и конечно, многое зависит от степени зарядки/разрядки батарейки. Еще в самом начале эксперимента замерял амперж на концах щупа — ничего не получил. Конечно, как и у любого гаджета управляемого транзисторами, а не контактными переключателями и реле, есть какой-то ток утечки, но он минимизирован особенно, это касается всех BLE устройств, на то они и BlueTooth Low Energy.
+
avatar
0
Мосвет при влажной почве откроиться, потреблееие тока увеличиться!
+
avatar
  • GreySP
  • 30 мая 2020, 08:52
0
Мосфет во влажной почве притянут (зациклин) к плюсу — который запирает мосфет. Как только это условие исчезает, мосфет открывается мизерным током (ток утечки диода) который и открывает затвор, обеспечивая питание процессору.
+
avatar
+11
хотелось, чтобы те, кто возьмутся за такую простую работу (пайка двух элементов), хорошо представляли, что они делают и как это все работает.
Очень правильное решение. Это и отличает нормальный обзор от дешевого китайского рефферального спама. +1
+
avatar
0
поделитесь провереними продавцами iTag, за обзор +!
+
avatar
  • GreySP
  • 30 мая 2020, 09:31
+2
Я бы с удовольствием, но покупал я их полгода назад у разнах продавцов и уже не помню у кого какая схемотехника была. А они очень разные. Лучше если Вы перед приобретением попросите фото расчлененки. Они обычно идут на встречу. В принциее такой датчик можно сделать из любого iTAG маячка, просто с некоторыми для разрыва плюса не так удобно — придется повозиться (резать в двух местах).
+
avatar
  • nep
  • 30 мая 2020, 09:37
0
Заинтересовался подходом, решил повторить. Первое с чем столкнулся это отсутствием ссылок на магазины. Второе — цена изделия получается выше 1$, даже itag что у вас на фото стоит дороже.
+
avatar
  • GreySP
  • 30 мая 2020, 09:55
0
Цены на Алли начинаются от $0,6, доставка в зависимости от того, где Вы живете и откуда она осуществляется. Мне обошлись по $1,18 с доставкой.

Поэтому цена в топике усредненная. Некоторые купившие их просто не знают куда их девать, лежат в тумбочке. Думаю, что такие переделки только на пользу.
+
avatar
  • nep
  • 30 мая 2020, 10:41
0
Цену компонентов ещё плюсаните. И я ничего против поделки не имею, я хотел повторить проект и написал о сложностях и не стыковках с которыми столкнулся.
+
avatar
  • GreySP
  • 30 мая 2020, 11:14
+3
Минусовал не я. Я обычно только плюсую:) Цена компонентов $0.1. В предыдущих топиках я указывал цену $1-2, но там и гаджеты были разные. Аналогичные по функциям (блутузовские датчики влажности почвы) на порядок дороже. Успехов в начинаниях!
+
avatar
  • Omega
  • 30 мая 2020, 12:34
0
В одном из обзоров по антипотеряйкам люди спориои, что не со всех не то уведомления прихолят, не то еще какой-то баг, уж не помню. И один человек написал какие именно нужно покупать. Жалею, что не помню подробностей.
Может он сейчас читает, и повторит свой ответ.
+
avatar
  • Hector
  • 30 мая 2020, 09:40
0
Ток утечки диода изменяется на порядки при изменении температуры. Поэтому использовать диод вместо высокоомного резистора — решение так себе…
+
avatar
  • GreySP
  • 30 мая 2020, 10:05
+3
Согласен. Но тут токи мизерные и о температуре беспокоиться можно, но не нужно. А лучше всего как и указал в топике переменный (подстроечный) мегаомный резистор.
+
avatar
  • Ramiro
  • 30 мая 2020, 09:47
+1
у меня такой itag ушел с ключами, ключи жалею. itag нет. Теперь таскаю базеусвкую антипотеряшку не идеал- но небо и земля.
+
avatar
  • 50AC
  • 30 мая 2020, 09:56
+4
Подбор клея для полиэтилена и изоляции провода предлагаю обсудить.
А зачем провод на датчике клеить? 3-5 отверстий в противоположных рёбрах поршня и пустить змейкой. Оголённые концы чуть вплавить или «заплавить» стружкой полиэтилена.
Слышал про клей для полиэтилена. Weicon Easy-Mix PE-PP так вроде называется. Но сам не пробовал.
+
avatar
  • GreySP
  • 30 мая 2020, 10:06
0
Хорошая идея, не додул:(
+
avatar
0
38 мл. — 4500 деревянных.
+
avatar
  • pettka
  • 30 мая 2020, 09:56
+2
Беспроводной дачник))
+
avatar
0
А такой готовый датчик как вам?
Он конечно уведомление не пришлет, но будет пищать, если я правильно разобрался.
Причем, цитирую: Chirp может определить день или ночь, измеряя количество окружающего света, и не будет шуметь, когда темно. — это вообще круто.
+
avatar
  • GreySP
  • 30 мая 2020, 12:12
+1
А такой готовый датчик как вам?
В этом то и дело, что не пришлет, не уведомит и если надо не перекроет/откроет кран. А так, вполне себе хорошая цена. Нужно пробовать. День/ ночь, выходной/рабочий, вы дома или в отезде, температура за бортом минус или плюс нужное количество — все это доступно в отличии от вашего варианта через базу.
+
avatar
0
Валяются 5 таких, они больше на температуру реагируют. Больше 25, если, начинают мигать или чирикать, определив день или ночь, невзирая на то, что пару часов назад им создали почти болото.
+
avatar
  • gavrik
  • 31 мая 2020, 10:07
+1
В центральной полосе светает в 5 утра, к северу…
это вообще круто
+
avatar
0
Не понял. Он вообще без корпуса что ли? А если его водой залить?
+
avatar
  • u3712
  • 30 мая 2020, 12:23
+7
MOSFET с низким потреблением и напряжением на затворе дает возможность использовать резисторы с большим сопротивлением (1-2 МОм), я же использовал обратное сопротивление обычного SMD диода. Марка и номинал в данном случае не важен, важнее его размеры. Как Вы помните роль любого диода — перекрыть ток в одном из направлений, однако, того тока утечки, который присутствует в них достаточно, чтобы открыть затвор MOSFET-а. Если у кого-то есть подстроечный резистор, который бы комфортно разместился в корпусе брелока на один и более МОм было бы еще лучше, им можно было бы плавно регулировать чувствительность датчика.
Транзистор открывается «напряжением», поэтому резистор, о котором идет речь, определяет то пороговое сопротивление почвы, когда устройство перейдет в активный режим. Чем меньше резистор, тем меньше сопротивление почвы, зависимость прямая. Отсюда, понятна рекомендация в установке переменного резистора для подстройки.
Теперь, что рекомендуется поставить в обзоре? Очень интересная рекомендация — установить диод (его спецификации описаны). Для начала стоит вспомнить, что «утечка» диода зависит от температуры окружающей среды, и весьма резво так реагирует. Датчик должен работать и весной-осенью и летом под солнцем, а это градусов двадцать разницы. Но, давайте спустимся на землю, от голой теореризирщины к чистой практике. Берем диод, измеряет обратное сопротивление диода тестером. Выходит «разрыв». В исправном пп элементе обратный ток можно измерить столь кустарным способом только на оочень высокоомном тестере, да и то, с переменным успехом. Короче говоря, речь идет о 'сотнях' МОм. Соответственно, сопротивление почвы, вызывающее срабатывание, будет порядка той-же величины. Плюс-минус «лапоть», из-за температуры (естесвенно).
Хорошо, есть же совет поставить реальный резистор 1-2 МОм. Так, стоп. Резистор в 1-2 МОм есть аналог 'сотням' МОм «диода»? Не спорю, от погружения в воду, прямо в стакан с водой, оба варианта будут срабатывать одинаково. Есть вода — пищит, нет воды — не пищит. Ok, идем ставить в почву! Вообще-то, датчик влажности — это не датчик протечек. Он должен реагировать на определенную влажность, а не а-бы-какую-вообще.
Любой «датчик» обязан иметь четко заданные основные рабочие характеристики. Или это не датчик.

Так что, кто захочет повторить, учтите сей нюанс и готовьтесь к тому, что автор подложил вам прелестный нежданчик… который вы будете исправлять долго и весело. А потом и выкините подальше.
+
avatar
  • GreySP
  • 30 мая 2020, 13:36
+7
Очень интересная рекомендация — установить диод (его спецификации описаны). Для начала стоит вспомнить, что «утечка» диода зависит от температуры окружающей среды, и весьма резво так реагирует.
Был установлен диод и все прекрасно работает. А читателю рекомендовано установить переменный резистор. На счет температуры и обратного сопротивления диода, я уже отвечал выше. Могу добавить — в данном случает эти изменения не столь важны, так как разница сопротивления и влажности почвы учитывая ее неоднородность и неоднородность полива которые изменяются и меряются мегаомами не принципиальна.

А теперь давайте «спустимся на землю» как Вы советуте и ради любопытства возьмите и приложите диод «в разрыв» к затвору любого мосфета, интересно реакция будет у вас или нет. Или Вы против того, что у диода есть ток утечки?

Он должен реагировать на определенную влажность, а не а-бы-какую-вообще
Вы много таких датчиков знаете, чтобы реагировали на определенную влажность? Интересно в каких единицах Вы ее будете измерять. Но я понял о чем вы хотели сказать — что здесь желательна регулировка чувствительности. Я прав? Так, топике указано, что это достигается двумя путями или растоянием между вывода щупа или подстроечным резистором.

Любой «датчик» обязан иметь четко заданные основные рабочие характеристики. Или это не датчик.
Укажите хоть на один датчик, где бы указывалась характеристика по влажности почвы? Остальные же все характеристики соответсвуют BLE iTAG.

 автор подложил вам прелестный нежданчик… который вы будете исправлять долго и весело
Да, да, я ночью не спал и три дня писал, сделал видио и все думал «какой такой нежданчик подкинуть читателю»:)Молодцом!
+
avatar
0
Добавлю,
когда почва сухая сопротивление возрастает и время при котором мосфет закроиться высадит всю батарею.
передача идет постоянно и процессор потребляет незначительный но всеже ток!
+
avatar
  • GreySP
  • 30 мая 2020, 13:47
+4
Для итереса ознакомтесь с принципом работы мосфетов. Мало того, что при мегаомно сопротивлении ток и напряжение на затворе близки к нулю, так еще прибавте к этому сопротивление Р-перехода. И о какой просадке батареи Вы говорите? И последнее — как Вы думаете сколько по времени датчик будет находиться во влажной среде и сколько в активном состоянии для передачи сигала на полив? Для сведения — BLE устройства разрабатывались в перую очередь с целью сэкономить энергию батареи, на это заточен и iTAG. Подробнее о BLE можете прочитать в первой части сериала здесь.
+
avatar
0
А я бы делал на емкостном принципе :)
RC-генератор где-то на 10 МГц, в котором C — это емкость между электродов, и измерение частоты микроконтроллером. Больше влажность — меньше частота :) Можно немного усложнить образцовой емкостью и аналоговым мультиплексором если требуются более точные показания.
Вариант из обзора гораздо проще, конечно, но в нем даже граница между «сухо» и «влажно» непонятно где проходит :)
+
avatar
0
Фактически Вы сделали датчик протечки, совместив с краном, можно организовать перекрытие воды.
Просто мысли вслух…
+
avatar
  • GreySP
  • 30 мая 2020, 20:50
+1
датчик протечки еще проще в первой и второй части сериала, этот вариант можно считать самым сложным:) В первой, для этого вообще два проводка нужно.
+
avatar
0
Все это можно было бы не писать конечно, а просто показать точки пайки компонентов, но хотелось, чтобы те, кто возьмутся за такую простую работу (пайка двух элементов), хорошо представляли, что они делают и как это все работает.
Зря старались, как всегда в таких делах очень интересно, но ничего непонятно)))
+
avatar
  • GreySP
  • 30 мая 2020, 20:51
+2
Старался:)))
+
avatar
0
В видео написано «любой mosfet p-n-p». Что-то не так, имхо.
+
avatar
  • GreySP
  • 31 мая 2020, 13:24
+2
Серьезная ошибка! Даже не ясно откуда она могла появиться. Хотя в тексте вроде правильно все. «Что-то не так, имхо». Наверное чтобы ввести в заблуждение. Нет даже пробовать не нужно. Лучше купить за $15-20 датчик или за $100-400 систему «умного дома» и спать спокойно, а то ночью еще разбудит.
+
avatar
0
странная реакция на подсказку.
Ну ок, сарказм, так сарказм. Наслаждайтесь.
+
avatar
  • GreySP
  • 31 мая 2020, 23:23
0
Да достали уже подсказчики. Хотели бы по человечески подсказать написали бы в личку. А так «что, не так...»?
+
avatar
0
как по-мне, то все достаточно понятно. Про орфографию я в личку пишу.
Научитесь быть благодарным за подсказки, не все «подсказчики» преследуют цель вмокнуть в дерьмо. Большинство просто помогают.
+
avatar
  • GreySP
  • 01 июня 2020, 09:31
0
Спасибо! Попробую быть благодарным;)
+
avatar
0
эх… попробую пояснить.

pnp — про биполярные транзисторы.
mosfet — про полевые транзисторы.

поскольку транзистор не может быть одновременно биполярным и полевым, фраза «mosfet p-n-p» является взаимоисключающим параграфом.
+
avatar
  • GreySP
  • 01 июня 2020, 12:55
0
А кто-то разве спорил по этому вопросу? Разумеется, что все именно так. Ясно, что это опечатка, ясно, что это мосфет и ясно, что у мосфета Р- канальный переход. Вопрос то совсем в другом. Кто-то ищет ошибки в надежде, что их заплюсуют, при этом ничего толкового не предлагая, а кто-то ищет полезную информацию и уважает труд других. Я предлагаю и Вам перейти в стан вторых, в противном случае здесь читать будет нечего — останутся одни первые и будете друг у друга ошибки исправлять.
+
avatar
0
Так объясните, что именно не так, пожалуйста.
+
avatar
  • Ds32
  • 04 июня 2020, 15:48
0
Интересна функция оповещения при разрыве связи (Антипотеряйка)
Можно брелок запихнуть в электросамокат и повесить мосфет вместо пищалки, которая будет управлять реле и вырубать питание самоката если он далеко уехал от хозяина.
Только не знаю как правильно это сделать — боюсь опять спалить очередной мосфет.
+
avatar
  • scorry
  • 08 июня 2020, 18:21
0
Датчик меряет что-то, но не влажность. Начиная от неконтролируемого образования и/или отложения солей и, как следствие, непредсказуемого электрохимического потенциала на погруженных в почву электродах до радиоэфира, который будет ловить затвор транзистора при сухой почве и возможных сильных помехах.
+
avatar
  • GreySP
  • 09 июня 2020, 18:57
0
Вы уже попробовали повторить поделку или это такое умозаключение?

Начиная от неконтролируемого образования и/или отложения солей и, как следствие, непредсказуемого электрохимического потенциала
То, что соли присутствуют в почве и то, что там происходят непредсказемые электрохимические потенциалы при поливе — к гадалке не ходи. Именно на это реагирует данный датчик. На всякий случай, для справки — «дисцилированная вода ток не проводит».
+
avatar
  • scorry
  • 10 июня 2020, 10:42
0
Вы уже попробовали повторить поделку или это такое умозаключение?
Я уже сорок лет с паяльником и такого рода датчики делал ещё тогда, когда про МОП-транзисторы можно было только прочитать.
+
avatar
  • GreySP
  • 10 июня 2020, 11:00
0
Я уже сорок лет с паяльником и такого рода датчики делал ещё тогда, когда про МОП-транзисторы можно было только прочитать
Значит Вам не составит труда впаять два SMD элемента и только после этого давать экспертную оценку, ответив на вопрос «реагирует ли датчик на повышение/уменьшение влажности почвы». Хотя можете не стараться ответ однозначный — «реагирует».
+
avatar
  • denisr
  • 13 июля 2020, 19:41
0
Купить бы такое готовое устройство, которое бы само поливало домашние цветы на время отпуска. Особенно если их много, более 20.