Что делать в карантине, чтобы не подёрнуться карантинной тиной? Какой же карантин без креатива! Можно, конечно, насыщать организм каротином в карантине. Можно пересмотреть все фильмы Тарантино в карантине. Но если глянуть на проблему под иным ракурсом и шире, то можно обнаружить возможность заняться тем, что откладывал ранее за неимением времени, заглянуть в гаражи, подвальчики, да просто на антресоли. Там наверняка обнаружатся заделы рукоделия былых времён, модно именуемые нынче DIY, отложенные на «когда-то». Почему же не сейчас? Впрочем, «Каждому — своё». А меня от вынужденного безделья спас коллега, попросивший рассказать, как заменить смазку в объективе Индустар-61 л/д. Без проблем, сейчас мы быстренько моему другу поможем.
Итак, перед нами объектив «Индустар-61 Л/Д». «Л» — это значит, что передняя линза объектива изготовлена с применением редкоземельного элемента лантана, из так называемого сверхтяжёлого крона СТК6. Именно благодаря этому были получены характеристики, манящие любителей фотографии до сих пор. Отвлекусь от темы и скажу, что на базе СТК были разработаны и другие знаковые объективы. Например, «Гелиос-81», устанавливавшийся на зеркальный аппарат Киев-15, «Гелиос-81Н» работавший на камерах Киев-17 и Киев-19, а впоследствии — «Арсат-Н». Но речь сейчас не о них. Это объективы для камер с зеркальным видоискателем. А мы сейчас об объективе с маркировкой «Д» — для дальномерных камер. Впрочем, для рабочего отрезка 45.5 мм Индустар-61 тоже был разработан — Индустар-61 Л/З, где «З» — для зеркальных камер. У него тоже почитателей предостаточно.
Итак, объектив Индустар-61 Л/Д 2,8/55 разработан на базе объектива Tessar. Использовался как штатный объектив для дальномерных фотоаппаратов ФЭД-5, ФЭД-5В, ФЭД-5С. Выпускался на Харьковском заводе.
Вот его основные характеристики
Фокусное расстояние: 50 мм (52,42 мм)
Относительное отверстие: 1:2,8
Угол поля зрения: 46°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 4/3
Пределы шкалы диафрагм: 1:2,8–1:16
Световой диаметр первой поверхности: ∅18,6 мм
Световой диаметр последней поверхности: ∅16,4 мм
Ближний предел фокусировки: 1м
Соединения: объектива с камерой — M39×1
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 45/28 линий/мм
Коэффициент светопропускания: 0,85
Формула цветности: 11--0--1,5
Габаритные размеры:
Этот экземпляр прекрасно сохранился. Вот он на фото.
Но фокусируется с трудом. Это понятно. Но ничего. Сейчас восстановим. И первым делом вывинчиваем три винта крепления кольца фланца.
Вот они перед нами, эти три винта.
Снимаем кольцо фланца.
За ним снимаем ползунок — толкатель поводка дальномера.
Так выглядит толкатель дальномера. Виден паз направляющего винта.
А здесь — направляющий винт толкателя дальномера. Вывинчиваем его.
Освобождаем три винта крепления кольца фокусировки объектива.
Снимаем кольцо фокусировки.
Теперь нужно вывинтить стопорный винт геликоида. Он обозначен стрелкой.
Вывинтили. После этого досылаем геликоид до упора вращением против часовой стрелки и прочерчиваем метку на сопрягаемых деталях. Метку наносим напротив лимба фокусировки.
Разбираем геликоид, свинчиваем наружное кольцо, вращая его по часовой стрелке.
Теперь обратите внимание на то, что при разобщении деталей метка также находится напротив лимба фокусировки. Это значит, что при сборке объектива навинчивать кольцо геликоида нужно именно из этого положения. Должны попасть сразу в нужный заход. Запоминаем это.
Механизм фокусировки объектива разобран. Видна старая смазка.
Теперь закрываем заднюю шахту объектива ватным тампоном, чтобы предохранить от загрязнения линзы, и приступаем к чистке.
Ветошкой, смоченной в бензине, и старой зубной щёткой удаляем затвердевшую смазку с резьбы и деталей. Готово!
На очищенную резьбу наносим ОКБ-122/7. Здесь небольшое примечание. Конструкция оправы объектива такова, что доступа к оптическим деталям объектива со стороны геликоида нет. Поэтому смазка здесь не критична. Можно применить любую из совместимых со сплавом Д16Т и обеспечивающую лёгкий и плавный ход фокусировки.
Теперь совмещаем детали по ранее нанесённым меткам и навинчиваем кольцо геликоида на оправу, вращая против часовой стрелки.
Совпадение полное и с первой попытки.
Перед нами два винта. Красной стрелкой обозначен стопорный винт геликоида, а зелёной — направляющий винт ползунка толкателя дальномера.
Длинный винт возвращаем сюда.
Готово!
Наносим немного смазки на ползунок толкателя и в паз направляющего винта.
Возвращаем на место направляющий короткий винт.
Надеваем на место ползун дальномера.
Устанавливаем на место кольцо фланца и фиксируем его тремя винтами.
Готово. Ход геликоида лёгкий и плавный без рывков.
Устанавливаем наружное кольцо фокусировки с метражной шкалой. Ориентируемся по метке «бесконечность», а точная установка — по следам от крепёжных винтов.
Объектив собран и готов к установке на камеру.
И — на дальномерном аппарате Зоркий-5.
Спасибо за подробную инструкцию!
Аппарат действительно замечательный. Полностью восстановил. У них обычно проблема с установкой плато курка и колесом курка. Сделал. И шторки новые.
P.S. Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи. Спасибо!
Спасибо!
А печёночники оченно уважают складывающийся Индустар-22. Считают его «истинным Тессаром». Кстати, именно Зорким-5 в конце 60-х слайды снимал. Именно Индустар-22. На UT-16 бесподобный мягкий и тёплый рисунок. Юпитер-8 на моём Киеве был холоднее и жестче.
Тогда и за качеством следили и такой массовости производства ещё не было.А фотоаппарат был доступен ну очень не всем.Кроме денег и достатка нужно было желание и умение мокрого процесса.
Так что могу подтвердить И-22 был бомбой и в 70 и в 80 среди советских недорогих О.
Жаль только в комплекте с советской Лейкой-ФЭДом.Дальномер и видоискатель у него был мучительный, к тому же ещё и раздельный.А солидным складной И-22 никогда не считался.Это современные школьники путают ретро с солидностью.
Солидными были Рубин, Юпитер-11, Таир..., МТО-500-1000, широкоугольники.На них засматривались, И-22 никто не замечал да икамера была сверх портативная, карманная по тем временам.Вытащил из кармана, выдвинул О, отснимал и обратно в карман.
P.S. только вчерась на трубе нарвался на съемки какой-то «космической мути», а вот размер объектива и вес камеры впечатлил — мыльницы отдыхают)))
Да по рекламе товаров типа этого:
А сам это дело давно забросил (с появлением первых проявочных машин). Пока их не было — халтуры море было: мы с приятелем не успевали школы и детские сады обходить (педагогические училища где жены учились — наше ВСЕ). Ну а потом все «профи» стали — сами с усами. Правда мы с приятелем до сих пор держимся от этих профессиАналов подальше и причины этому есть. Помнится одного из таких горе-профи во дворце бракосочетания мы чуть по стенке не размазали когда он нам пленку отдал… наполовину не проявленную — проявителя в бачок банально не долили и результат — одни головы. Но он то профи и только снимает, а проявлять отдает другим… короче круговая порука и никто ни за что теперь не отвечает… но это чисто мое имхо, а большинству нравится)))
В век цифрового фото необходимость лаборантов вообще отпала: "нажми на кнопку — получишь результат". Стало ли от этого меньше безответственности и разгильдяйства? — Нет. Живой пример: ребенок из школы приносит фото, где его голова… является шпилем ёлки. У меня был шок, пошёл в школу разбираться кто это безобразие в фотошопе сотворил. Ну и как всегда: да я смартфоном щелкнул и фрилансерам на сайт скинул, они и делали. Так что не изменилось абсолютно ничего.
P.S. так что о временах когда мы с приятелем отвечали за ВСЕ — «ОТ и ДО» начиная от сколоченных деревянных подмостков-этажерок, подсветки сцены и заканчивая возней с реактивами, печатью под коричнево-зелёным освещением № 166, спектрозонами, светофильтрами, реле времени Сура-2М и прочему фотографическому счастью тех времен иногда вспоминается с ностальгией…
P.P.S. я не считаю это правильным, НО за конечный результат по-любому должен кто-то отвечать — в любом оркестре например есть «дирижер» )))
И для чего это используют-макросъёмка?
У 50мм штатника очень малая апертура задней линзы, в перевёрнутом положении, будет страдать светосила(и значительно) и срезаться углы(не факт, но факт на зум О).Обычно диаметр насадочный линзы или блока надо брать не меньше наружной линзы основного телевика а лучше больше.
Глупо выглядит.Пробовал делать не понравилось с объективами 50мм(и штатив нужен), лучше всего Зенитар 1,7 получалось за счёт большого диаметра передней линзы.Но и он ХУЖЕ склеенного ахроматического переднего блока от кинообъектива большого диаметра.
Вот так то штатник хуже 2х линз!
Оптика самая обычная. Единственное ее достоинство — цена. Именно поэтому ее используют, чтобы поиграться со сменой штатной оптики на цифровых камерах (да и то, стоит чуток добавить, и использовать более качественную от минолты, кэнона и т.п.) или для самоделок, например, на монокли.
И почти сразу стал искать на Али набор для переделки пленочника в цифровой.
К сожалению ничего такого китайцы не продавали(((
Несмотря на то, что имеется Сонька зеркалка, Зенит все еще ждет, что киты однажды сделают что то подобное)))))
Да и немцы делали и даже Кодак.
Купите плёнку и не морочьте голову.Осваивайте мокрый фотопроцесс.
В общем пройдёт с возрастом.
Из Ваших руководств можно уже учебник сверстать. Приятно читать — грамотно, понятно, доступно всем. Спасибо!
Спасибо!
если решусь повторить, вопрос только один: где взять смазку в регионах?
Была бы экзотика, типа Униол-1, а так…
Ходит не туго с одинаковым усилием, не зависимо от скорости вращения фокусного кольца.
Состав: минеральное масло, литиево-кальциевый загуститель, противоизносные и противозадирные присадки. Срок годности 5 лет.
У наших объективов очень хорошо исправлены ХА и дисторсия. Из недостатков светобоязнь и сферические аберрации.
Из 20 проверенных объективов в моем арсенале у половины сбита центровка. Вот думаю, как в домашних условиях устранить децентровку.