Объектив Юпитер-8. Профилактика. По просьбе коллег по сайту.

В комментариях к рассказам Коллеги по Сайту часто просят рассказать о тех или иных конкретных предметах, представляющих для них интерес. Так давеча краснодарский Коллега под ником fant_asia попросил рассказать о смазке геликоида объектива Юпитер-8. Пожалуйста, Коллега!



Вместо эпиграфа:
«Юпитер 8 будет?»
fant_asia 13 марта 2020, 12:14


Будет! Но будет коротко и конкретно, поскольку работа совершенно несложная. Объектив поставлен в очень ремонтопригодную оправу.

Итак, перед нами объектив Юпитрер-8 Красногорского механического завода, устанавливавшийся на камеры Зоркий-4. Резьба М39х1, рабочий отрезок 28,8 мм. Меняем смазку в геликоиде.

Для этого со стороны хвостовика вывинчиваем три винта крепёжного кольца ползунка.

Снимаем кольцо ползунка.

Вот он, ползунок с резьбой.

Просто снимаем его. Метки здесь выставлять не надо. Всё потом соберётся по существующим ориентирам.

Здесь — ползунок и направляющий паз ползунка.

Теперь вывинчиваем стопорно-направляющий винт на толкателе дальномера.

Винт вывинчен.

Вращая по часовой стрелке, свинчиваем внешнее кольцо геликоида с многозаходной резьбой. Лимб со шкалой не снимаем, нет необходимости.

Так выглядит внешнее кольцо геликоида.


Закрываем заднюю линзу объектива подходящей крышечкой. Прекрасно подходит крышка от патрона фотоплёнки Кодак.

Теперь смачиваем ветошку бензином и тщательно протираем детали от старой смазки. Получаем вот такой результат.

Кладём детали на чистый лист бумаги и приступаем к сборке. Наносим новую смазку на резьбу. Немного. Этого достаточно. Смазка — полусинтетическая ОКБ-122-7.

Теперь — внимание! Совмещаем детали геликоида так, как показано на фото — то есть, отметка 1,7 метра должна находиться напротив красной метки шкалы расстояний, и, вращая внешнее кольцо против часовой стрелки, навинчиваем его на корпус.

При полностью ввинченной резьбе отметка бесконечности должна попасть на свое место. Всё!

Устанавливаем на место направляющий стопорный винт и слегка смазываем его головку. При установке винта резьба его не смазывается!

Теперь закладываем смазку в направляющий паз ползунка.

И смазываем соприкасающиеся поверхности его кольца. Чуть-чуть.

Отправляем кольцо на место, совместив паз и винт на толкателе.

Теперь надеваем фиксирующее кольцо и закрепляем его тремя винтами.

Вот и вся работа по смазке объектива. Дальнейшая разборка в домашних условиях нежелательна и, как правило, нужды в ней нет.

Объектив готов к установке на камеру.



Всё-таки добавлю, что это один из лучших (а для меня — лучший), советский объектив для камер, позволяющих использовать оптику с рабочим отрезком 28,8 мм. Всё! Если я продолжу разговор о моём любимом объективе, он будет бесконечен :)
Добавить в избранное +101 +145
+
avatar
  • Stress
  • 14 марта 2020, 15:42
+5
Спасибо, смазку какую применили — надо было указать в тексте.
Люди же будут в поисковике эту статью находить и читать.
+
avatar
  • LePart
  • 14 марта 2020, 15:43
+4
Пожалуйста!

Да, упустил. Смазка — ОКБ-122-7. Добавил в текст.
+
avatar
  • Stress
  • 14 марта 2020, 15:46
+2
Благодарю.
+
avatar
  • LePart
  • 14 марта 2020, 15:46
+2
Это Вам благодарность за наблюдательность!
+
avatar
  • LePart
  • 14 марта 2020, 20:11
0
Кстати, последний раз менял смазку в этом объективе в 2007-м году. Тоже ОКБ-122-7. Можно было бы ещё не менять, но раз попросили показать, то решил заодно освежить. Так что тринадцать лет и ни малейших проблем. Собственно, смазка в замене не нуждалась бы, не будь в ней продуктов износа. Так что лучше почистить, если вещь хорошая, и это не зависит от смазки.
+
avatar
+12
Вы меня, конечно, простите, но «муськовчан» было бы корректнее
+
avatar
  • emdskar
  • 14 марта 2020, 16:26
+9
Юпитеру больше не наливать!
+
avatar
+7
Сосайтников :) Осторожнее
+
avatar
  • LePart
  • 14 марта 2020, 16:26
+3
Cremator, niyaz1986 — ну… прошу как бы пардону-с %)
Общая беда — как ни старайся, а речь становится всё интернетнее, да интернетнее. Проскакивает.
+
avatar
  • emdskar
  • 14 марта 2020, 16:29
+4
Советские часовые отвёртки! Это не китайское гуано за 5 рублей.
+
avatar
  • LePart
  • 14 марта 2020, 16:52
+4
Вы не поверите, но этим отверткам уже лет пятьдесят! Никаких проблем :)
+
avatar
  • tuz_83
  • 14 марта 2020, 18:08
+22
Вы не поверите, но этим отверткам уже лет пятьдесят!
50 лет это нормально! А поверите ли вы в то, что эту резьбу:

Над которой гуру металлообработки ломают себе нынче голову мы нарезали на станках Carl Auerbach образца 1900 года которые «прихватизировали» по патриации на заводах Карла Цейса? А я ещё и «звездочки» для них периодически из бронзы делал в 18-летнем возрасте поскольку они очень быстро снашивались.



P.S. надеюсь смысл этой примитивной незатейливой конструкции Вам понятен, так что если например при восстановлении объектива услышите от гуру что тут без ЧПУ «ну никак нельзя обойтись», то просто посмейтесь)))
+
avatar
  • LePart
  • 14 марта 2020, 18:16
+6
Бог мой! Супер!
Да как Вам сказать, я ведь тоже как бы…
Спасибо огромное!
Это не КМЗ ли случайно?

Если бы показать некоторые часовые станочки… Нет, не буду. То «гуру» тоже ахнут :)
+
avatar
  • tuz_83
  • 14 марта 2020, 21:36
+5
Это не КМЗ ли случайно?
Нет, не КМЗ. Хотя один раз играли и «на их поле» по просьбе англичан и с разрешения нашей партии и правительства. Но об этой «рокировке» до сих мало кто знает)))

P.S. а часовые частенько на директлоте продают.
+
avatar
  • emdskar
  • 14 марта 2020, 19:54
0
Почему-же не поверю? У моего отца такие-же. Узнал и написал.
+
avatar
  • LePart
  • 14 марта 2020, 20:13
+1
С удовольствием бы купил ещё один такой комплект. Но — увы, китайские теперь из гвоздей. А эти калёные.
+
avatar
0
Этот экземпляр лучше сохранился…
+
avatar
  • LePart
  • 14 марта 2020, 18:03
+1
Идеально. Витрина. Я им очень много снимал. Сейчас, конечно, реже.
+
avatar
  • Oleg17
  • 14 марта 2020, 18:09
+4
Колоссальный обзор! Объективы интересуют, только по факту своего существования. Часы — значительно больше! Но, сам стиль изложения: — ничего лишнего, строго по существу, нормальным, понятным языком… Браво, автор!
+
avatar
  • LePart
  • 14 марта 2020, 18:30
0
Спасибо, Олег!
С часами — далее будет и кое-что весьма интересное исторически.
+
avatar
  • Grey_P
  • 14 марта 2020, 18:19
0
Хороший обзор!
У меня вопрос к уважаемому автору — не имел ли он дело с таким объективом от Pentax'a, как SMC Pentax DA 21mm f/3.2 AL Limited

Дело в том, что мой экземпляр после продолжительной и плодотворной эксплуатации, увы, стал сильно чудить.
выражается это в том, что правая (обычно) примерно половина кадра выпадает из резкости. Точнее, фокусировка улетает вообще не туда. Снимал, например, с вершины горы на бесконечности и довольно таки зажатой диафрагме, так справа в фокусе оказались близлежащие камни, но не дальняя перспектива, как на левой половине. Причём иногда, нечасто, снимок бывает как будто в порядке. В итоге пришлось отказаться от использования. Лежит мёртвым грузом… а как он мне нравился....!

Ударов как будто не было, как и иных проблем в процессе эксплуатации.
На ум приходит подозрение на то, что линзоблок банально разболтался и перекошен?
Опыта ремонта подобных объективов нет, а привести его в порядок очень хотелось бы…
+
avatar
  • LePart
  • 14 марта 2020, 18:29
0
Увы. Имено с таким — нет. Может, линзы в корзине малость отошли. Если его встряхнуть, не слышно характерного такого стеклянного звона? Больше ничего на ум не приходит, если с зеркалом в камере всё ОК.
+
avatar
  • Grey_P
  • 14 марта 2020, 19:26
+1
Спасибо за ответ!
Тряс, вроде как болтанка внутри не прослушивается. С камерой проблем нет — парк объективов немаленький, с остальными чудес нет. Жаль, некопеечный объектив, да и хорош. Видимо, придётся собраться с силами, да попробовать наудачу:)
+
avatar
  • Harwest
  • 15 марта 2020, 19:06
+2
Перекос линзблока можно проверить двумя снимками миры с одной точки и ручным выбором точек фокусировки: сначала крайней левой потом крайней правой.
Если он перефокусируется (видно по лимбу) то разбирать и смотреть.
Привет от владельца К-5 ;)
+
avatar
0
При съемке миры на таких расстояниях у 95% снимающих наблюдается несовпадение паралельности матрицы и миры, отсюда данные для выводов не достоверные. Куда проще сделать два снимка с переворачиванием на 180° на бесконечности с балкона.
+
avatar
  • Harwest
  • 20 марта 2020, 20:52
0
Не обязательно прям идеально-параллельно выравнивать.
+
avatar
0
На таком расстоянии надо почти идеально выровнять, ибо ГРИП слишком мала.
+
avatar
  • Grey_P
  • 20 марта 2020, 20:39
0
Привет, коллега! ;)
С фокусировкой точно что-то не то. Причем нестабильно. А вот разбирать что-то боюсь:) Хотя другого выхода, наверное, уже и нет.
Вот ещё 21-й, пока он был в порядке:

А сейчас — сам на К-5. Как-то странно. что крах 21-го совпал с переездом на К-5. Тем не менее, я проводил тесты и на новом К-5, и на старом К-200. Объектив заглючил на обеих тушках.
+
avatar
  • Harwest
  • 20 марта 2020, 21:01
0
А фокусировка по каким / скольки точкам?
Я бы первым делом протянул все крепления со стороны байонета. А дальше — подложил под крышку фольгу начиная с 0,05 под болт который с проблемной стороны
+
avatar
+1
Нет смысла «кривить» всю схему из-за одной линзы/линзоблока, последствия еще хуже будут.
Тут только разборка поможет.
+
avatar
  • Grey_P
  • 21 марта 2020, 18:04
0
Нет смысла «кривить» всю схему… Тут только разборка поможет.
Согласен. Был бы он коцнутый с деформированным корпусом, тогда понятно. А если явных внешних воздействий по корпусу не было, то подпихивать не дело.
Я уже чисто теоретически допускаю, что объектив могли уронить (он в кожаном чехольчике) без моего ведома, из-за чего линзоблок сдвинулся и… отклеился, что-ли (не знаю, как он там держится)? Но так или иначе требуется разборка. И опасаюсь сделать её неправильно :(
+
avatar
  • virrao
  • 15 марта 2020, 09:23
+1
Как всегда- прекрасно, по делу, отличные фото.
Ржавчина на внешнем кольце- это обычно для такого возраста?
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2020, 11:35
0
Спасибо!
Ржавчина? Это дюраль, ржавчины на ней в принципе быть не может. Рыжая полоска — это старая смазка, она такой вид за тринадцать лет приобрела. А серые пятнышки на деталях, так они почему-то на фото сильно выделяются. Реально их практически не заметно.
+
avatar
  • mastak
  • 15 марта 2020, 14:07
+1
Ещё одна статья в копилку.Спасибо большое.
+
avatar
  • LePart
  • 15 марта 2020, 14:14
0
Всегда пожалуйста!
Надеюсь, удастся ещё интересное показать.
+
avatar
  • 50AC
  • 16 марта 2020, 17:33
+1
Спасибо. Интересно было почитать-посмотреть.
+
avatar
  • LePart
  • 16 марта 2020, 17:51
+1
Спасибо Вам!
Постараюсь не снижать планку в дальнейшем.
+
avatar
  • d_averk
  • 18 марта 2020, 09:06
0
Не самый удачный выбор смазки. Достаточно высокое маслоотделение (что может сказаться, если ее начнут применять в более современных обьективах).
И откуда полусинтетика, база — смесь кремнийорганики и нефтяных фракций. Полусиликонка.

Те кто ее применит в более современных обьективах при -25/-30 (а может и раньше) могут приуныть, слабосильная фокусировка загустевшую смазку не преодолеет
+
avatar
  • LePart
  • 18 марта 2020, 13:00
0
Мой опыт применения этой смазки — около двадцати лет. Она предназначена для смазки устройств точной механики (кроме всего прочего) с малым усилием сдвига. Температурная стабильность — от минус 60 до плюс 120. Инертна к резиновым и пластмассовым изделиям. Кремнийорганические соединения относятся к базовым видам синтетических масел. Для пластмассовых автоматических объективов применяются специальные виды смазок, которые, кстати, для металлических оправ мало подходят. Этот объектив отработал более тринадцати лет. Необходимости в разборке и замене смазки не было. Сделал это исключительно ради интереса собственного и по просьбе Коллеги по сайту. Как видите, смазка более, чем пригодна для подобного применения. Рекомендована мастерами по ремонту фототехники с полувековым опытом в работе.
+
avatar
  • d_averk
  • 18 марта 2020, 20:00
0
А автомастера с вековым опытом рекомендуют солидол. Аргумент.
Вы упоминая -60 игнорируете наличие в ней и минеральной углеводородной основы. Фактически для слабосильных приборов ее эксплуатационные качества заканчиваются в районе -30.
Говоря про инертность — вы опять забываете что основа у нее смешанная, поэтому толерантность у нее к эластомерам тоже вполне условная.

Вы в комментарии правильно заметили про разницу типов обьективов, но в самой заметке это вы не сделали, а толпа к сожалению сама такие выводы не сделает, а повторяет как обезьяны.

В ручном обьективе прокрутить сопротивление смазки меньшая проблема, чем в автоматическом.
Например в полтиннике 1.4 от кэнон достаточно совсем малого, чтобы муфта фокусировки стала проскальзывать, а родной моторчик не прокручивать.

Примени вы чисто силиконовую основу, с ек высоким индексом вязкости, вопросов было бы меньше. Но вы своеобразного мутанта применили. Для сабжевого обьектива пойдет, но у большинства не этот обьектив.

Если посмотреть, какие смазки рекомендует никон и кэнон, там совсем другой подход
+
avatar
  • uinner
  • 27 марта 2020, 07:15
+1
Приятно было прочесть о том, что уже прошел самостоятельно. Про ОКБ-122-7 слышал, но после разборки под рукой не было. Смазал силиконовой С300. Получил удивительно плавный ход, вот уже год как пользуюсь — все отлично.
+
avatar
  • LePart
  • 27 марта 2020, 14:22
0
«Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое!» Филеас Фогг :)
А вообще на предприятиях оптической промышленности СССР действовал отраслевой стандарт, по которому применялись смазки, определённые ГОСТом для оптической промышленности. ОКБ-122-7 входила в него. Она же выдавалась в ремонтные фотомастерские предприятий. Но время не стоит на месте, сейчас много нового. Я же весь металл смазываю только этой смазкой. Даже в ремонтуары некоторых часовых механизмов закладываю. Замечательная смазка. Да и в Юпитере-8 именно этой конструкции не принципиально. Очень простенькое устройство фокусировки. До оптических поверхностей в этой оправе от геликоида не дотянуться. Можно даже ЦИАТИМ-201 заложить, но это не надолго. Немного сложнее в Юприете-8 первых выпусков. Там двойной геликоид, сложная разборка и сборка. Покажу как-нибудь двойной геликоид от дальномерных объективов. Есть такие хитрые конструкции, где необходим пересчет сдвига для сопряжения фокусирующего элемента с дальномером при фокусном расстоянии, отличном от 50 мм.
+
avatar
  • sov39
  • 12 марта 2021, 11:16
0
Следуя вашим обзорам реанимировал свой объектив Jupiter-8.
Было

Стало

Объектив более 50 лет не разбирался, смазка вся высохла. После удаления старой смазки вместе со стружками в диафрагменном поводке в линзоблоке и в блоке геликоида, смазал только блок геликоида.
+
avatar
  • LePart
  • 12 марта 2021, 12:48
+1
Супер! Примите мои поздравления!
Рад, что этот рассказ помог Вам!
+
avatar
  • sov39
  • 12 марта 2021, 13:01
0
Спасибо!