Всем здравствуйте! В этом я обзоре я немного погружусь в автозвуковую тему, расскажу и покажу как за 2900р. (всего 2900 р.!!!) можно реализовать проект по изготовлению отдельного аудиопроцессора (DSP) в автомобиль.
Здесь не будет разработки каких-либо жутких схем, изготовления или заказа каких-то страшных плат. Нет, тут будет всё просто, будем собирать устройство из доступных и дешевых покупных комплектующих с интернет-магазинов, сами отлаживать и настраивать, 100%-ая повторяемость.
В результате получим свой аудиопроцессор, с серьезными возможностями для настройки компонентов и корректировки АЧХ, и постараемся решить проблемы звучания аудиосистемы в авто, с которыми сложно и дорого справиться «непроцессорными» способами.
ВВЕДЕНИЕ.
Сразу хочу сказать, что я совсем не болен автозвуковой темой, она меня немного задела, но относительно быстро отпустила. Я глубоко погрузился в эту тему где-то в 2010г. и уже в 2013г. я понял, что добился цели в плане построения своей системы.
Автомобильные аудиофилы отличаются от домашних аудиофилов тем, что первые, для получения системы своей мечты, постоянно заняты сменой компонентов: динамиков, сабвуферов, усилителей, головных устройств, межблоков и кабелей, без перерыва устанавливая и переустанавливая их разными способами в авто, при чем делают это наверное раз в 5 чаще, чем домашние энтузиасты.
Это какой-то абсолютно бесконечных процесс, для многих это серьезное хобби, но могу сказать, что очень дорогое, так как требования и аппетиты быстро растут, стоимость компонентов и время на установку тоже постоянно увеличивается, а отдача и разница в результате всё меньше и меньше. А еще и машина постоянно разобрана и в пучках проводов.
Я в этом процессе достаточно быстро остановился, прошел все пути новичка, наступил на все возможные грабли, и в итоге нашел необходимый приемлемый вариант, на которым я принял решение, что мне хватит, и больше мне не нужно.
Итак, в ходе непродолжительных поисков была собранная следующая система:
Стоимость этих компонентов сейчас немного настораживает (80-90т.р.), но тогда это стоило как минимум в два раза дешевле, курс Евро в те годы был совсем другой. Усилители брал вообще 2-3 месяца БУ, в состоянии новых, но на 30% дешевле, опять последствия того постоянного перебора компонентов у «глубоко увлеченных» автозвуком, но мне только в плюс)).
Для фронта было задействовано поканальное усиление и использованы встроенные развитые фильтры и гейны усилителя E.O.S. AE-475 LE Bi-amping для разделения полос широкополосника SO55neo и мида.
Для разделения полос сабвуфера и мида был использован кроссовер в ГУ. Также в ГУ JVC KW-R900BT были задействованы функции временной задержки каналов для согласования всех источников.
У всей этой системы был один минус – отсутствие точной настройки (фильтры ВЧ/НЧ приходилось крутить отверткой) и полное отсутствие возможностей корректировки АЧХ. Если общий провал в СЧ (из-за размещения мида в дверях в ногах) решился установкой широкополосного динамика ВЧ/СЧ, то отдельные пики и выстрелы АЧХ от массы переотражений в салоне авто решить с помощью ГУ было не возможно, функции эквалайзера ГУ очень бедные, считай их нет.
Тут была необходима установка аудиопроцессора (DSP) для решения основных проблем, но я уже не был готов выложить от 15 до 40 т.р. за решения от HELIX, AUDISON, Alpine и прочих брендов, появились другие приоритеты, поэтому я ездил и слушал так.
Пока я не натолкнулся на решения на базе DSP чипа ADAU1701. На данную тему я писал в своем предыдущем
обзоре по внедрению DSP в домашний усилитель. Там же я писал, что буду готовить свой вариант аудиопроцессора в авто.
Подобрав компоненты и схему их подключения, было проработано следующее устройство.
КОМПЛЕКТУЮЩИЕ:
1. Модуль DSP ADAU1701 RDC2-0027v1
В качестве основной платы DSP была выбран модуль от CHIPDIP RDC2-0027v1 на базе чипа ADAU1701 (
datasheet) (
RDC2-0027v1, SigmaDSP ADAU1701. Модуль цифровой обработки звука. V1)
Модуль имеет два входа АЦП, 4 выхода ЦАП. Данный модуль обладает диапазонам питающего напряжения 5В — 36В, что хорошо подходит для авто. На самой плате, правда, отсутствует EEPROM, а лишь посадочное место под память в корпусах DIP или SOIC, которую надо приобрести отдельно, что я и сделал при заказе модуля:
24LC64-I/P, Последовательная энергонезависимая память, 64K, 24LC64 [DIP-8]
2. I2S DAC PCM5102
ADAU1701 обладает только 4-мя отдельными аналоговыми выходами ЦАП, что в моем случае уйдет только на поканальный фронт ВЧ/НЧ. Для подключения сабвуфера необходим, как минимум, еще один канал. Для этой цели можно задействовать I2S интерфейс ADAU1701 для подключения дополнительного I2S ЦАП. Я уже опробовал на домашнем усилителе ЦАП на чипе PCM5122, и он меня вполне устроил, поэтому сейчас решил использовать его «младшего брата» PCM5102.
Была приобретена следующая плата:
PCM5102 DAC Decoder I2S Player Assembled Board 32Bit 384K Beyond ES9023 PCM1794 For Raspberry Pi
Имеется стерео выход, для подключения по I2S на плате необходимо поставить дополнительно джампер на выводах I2S/LJ, которого в комплекте почему-то не положили.
3. Разъемы RCA
Для подключения аналоговых выходов от DSP и I2C DAC я приобрел недорогие RCA разъемы для изготовления межблочных кабелей. Разъемы мне понравились, вполне качественные, цанговый зажим кабеля, не хуже пресловутых NEUTRIK.
2Pcs/1Pair Gold Plated RCA Connector RCA male plug adapter Video/Audio Wire Connector Support 6mm Cable black&red
4. DC-DC преобразователь для питания PCM5102 DAC
Так как плате DAC PCM5102 требуется питание от 5 до 7 В, то было принято решение поставить маленький DC-DC преобразователь на MP1584, c выставленным напряжением питания 5,2В.
1PCS Great IT power module Adjustable MP1584EN DC DC 3A power step-down descending output module 12 v9v5v3 LM2596 24V
5. Корпус аудиопроцессора
Так как это устройство планировалось как первый прототип (но скорее всего останется на продолжительное использование в текущем автомобиле), то корпус решил сделать простой и быстрый. Долго искал подходящую коробку, пока в электротехническом магазине не нашел интересную клеммную коробку с гладкими стенками DKS:
Коробка ответвит. с гладкими стенками, IP56, 120х80х50мм
Коробка вообще очень понравилась, прочные плотные стенки, приятный на ощупь пластик, прямо “soft touch”. Я их в руках много разных держал, но эта реально отличная.
6. Сальниковые вводы корпуса
Так как я решил ставить аудипроцессор прямо рядом с усилителем для фронтальных динамиков, то подумал, что было бы глупо ставить RCA гнезда, делать межблочные кабели по 50 см, куча разъемов.
Я решил, что с одной стороны межблочного кабеля я поставлю RCA разъемы для подключения к усилителю, а ответные концы кабелей заведу непосредственно через корпус на выводы модуля DSP. Для сабвуфера всё-таки придется сделать полноценный межблочный кабель, для подключения к RCA выводам I2S DAC. Для ввода кабелей в корпус решил использовать латунные сальниковые вводы:
7. Плата CY7C68013A
Для подключения, настройки в реальном времени через программный комплекс Sigmastudio и заливки программы в EEPROM модуля DSP ADAU1701 будем использовать плату на чипе CY7C68013A. Брал здесь:
EZ-USB FX2LP CY7C68013A USB logic analyzer core board+Source Code
О данной плате я подробно расписывал в своем предыдущем
обзоре, поэтому я размещу информацию из того обзоре здесь под спойлер, чтобы всё было в одном месте:
Настройка и подключение платы CY7C68013A
Плата на базе микросхемы CY7C68013A от Cypress Semiconductor умеет «прикидываться» стандартным интерфейсом USBi от AD для подключения к DSP по USB, c возможностью внесение изменений в on-line режиме и записи проекта в EEPROM, для последующей загрузки при запуска DSP.
На Youtube канале CHIPDIP есть видео по использованию данной микросхемы в работе (
ссылка на видео), но плата, которую можно у них приобрести стоит около 1000 р., еще и подключается как-то странно.
На просторах Aliexpress я нашел вот такую плату на микроcхеме CY7C68013A (
EZ-USB FX2LP CY7C68013A USB logic analyzer core board+Source Code):
В отзывах есть информация по удачному подключению к ADAU1701, поэтому я решил её взять.
Вот так плата выглядит в живую:
Подключение к ПК через кабель MiniUSB, при подключении загорается красный светодиод:
У платы несколько режимов работы, которые меняются путем снятия установленных на выводах джамперов, и я думал что мне придется искать необходимую комбинацию, чтобы подобрать нужный режим, но всё заработало, как говорится, «из коробки». Не снимая никакие джамперы всё определилось как надо с первого раза.
Для всего этого набора была подготовлена следующая схема подключения.
Компоненты, которые расположены непосредственно в корпусе, очерчены черным квадратом на схеме:
Подготовка корпуса и сборка устройства:
Корпус был задуман очень простой, без придумывания себе дополнительных проблем, но в то же время, всё надо было сделать надежно, так как постоянные вибрации, просто так на термоклей не посадишь.)
На дно нашей клеммной коробки готовим основание из оргстекла для крепления плат внутри корпуса:
Делаем отверстия в полученном основании для крепления его ко дну корпуса на саморезы:
Примеряем плату DSP в корпус, такое ощущение, что клеммную коробку делали прямо для данной платы )), намечаем отверстия для крепления платы к основанию. Ставить платы будем на винты и гайки М3, как я делал для домашнего усилителя.
Примеряем и сверлим отверстия для установки платы PCM5102 DAC:
Размечаем и сверлим отверстия в корпусе под сальниковые вводы межблочных кабелей:
Для подключения платы CY7C68013A к модулю ADAU1701 RDC2-0027v1 я использую простой штекер и гнездо 3.5 Jack, так как нужно всего три провода для подключения. У меня не было панельного гнезда, и размещение его в фронтальной части среди высоких сальниковых вводов тоже было не лучшим решением.
Зато у меня нашлось отдельно гнездо 3.5 Jack на кабель, и я придумал вот такое новое составное гнездо из еще одного сальникового ввода:
Крепить аудиопроцессор я решил прямо сверху усилителя под водительским сиденьем, и решил его зафиксировать на добротные полоски 3М скотча. Так как адгезия скотча к такому пластику клеммной коробки не очень, да и дно коробки всё в ребрах, я решил сделать отдельные монтажные полосы из алюминиевой пластины:
Корпус готов, все отверстия сделаны, можно отправить в покраску, так как белый цвет будет совсем странно выглядеть в черном салоне автомобиля:
Начинаем собирать. Размечаем DC-DC преобразователь на дно корпуса всей площадью на 3М скотч, и закрываем сверху нашим основанием:
Размещаем все платы, вводим кабели. Ответные концы межблочных кабелей решил непосредственно припаять к выводам гребенок, все соединения изолировать термоусадкой:
Паяем коннекторы и делаем межблоки. В качестве кабеля используется МКЭШ 3 х 0,35 мм2:
Собираем устройство, соединение платы DSP и PCM5102 DAC делал перемычками:
На кабель питания на плюсовой проводник впаял в разрыв предохранитель 1 А:
УСТАНОВКА В АВТО:
Оба усилителя у меня живут под передними сиденьями, там ниша оказалась глубокая, и они туда отлично влезли. Наш аудиопроцессор будем ставить сверху усилителя фронтальной акустики, разместим так, чтобы он не мешал при продольном перемещении кресла блоку обогрева сиденья и блоку подушки безопасности:
Предварительно всё подключаем и пробуем, что всё работает:
После успешного запуска можно окончательно монтировать и подключать:
Подключаем отдельным межблочным кабелем усилитель сабвуфера:
НАСТРОЙКА И ЗАПИСЬ ПРОЕКТА:
Настройка и заливка программы проекта в EEPROM платы осуществляется в программном комплексе SigmaStudio. Подробную инструкцию по установке программного обеспечения, драйверов и активизации платы CY7C68013A в качестве интерфейса USBi, для внесения изменений и корректировок в реальном времени в проекте в SigmaStudio, я давал в своем предыдущем
обзоре, и размещу ту информацию опять здесь ниже под спойлер:
Софт и драйверы
SigmaStudio и программное обеспечение для платы CY7C68013A работает только в Windows.
Пакет SigmaStuidio берем по следующей ссылке и устанавливаем:
ссылка
Немного про установку драйвера для платы на CY7C68013A:
При первом подключении плата определилась как неизвестное устройство:
Драйверы для платы я взял со страницы видео CHIPDIP (
ссылка)
Драйвер для платы CY7C68013A
Скормил драйвер «неизвестному устройству» и оно стало определяться как «Cypress FX2LP No EEPROM Device», именно так как и нужно. Никакие джамперы на плате не трогал, всё оставил как есть.
Далее из пакета программного обеспечения для платы Cypress (архив расположен по ссылке:
CySuiteUSB) необходимо запустить утилиту «CyConsole»
В Cypress USB Console мы видим наше устройство.
Теперь в данной программе необходимо нашему устройству скормить скрипт, который размещен по пути C://Program Files/Analog Devices/SigmaStudio 4.2/USB drivers/x64/ADI_USBi.spt и нажав кнопку «Play script» запустить скрипт.
В системе пропадет наше устройство, и появится новое, под названием «Analog Devices USBi (programmed)»
Пользователям VirtualBox: у меня после загрузки скрипта пропало исходное USB устройство, а новое не появилось, искал почему, пока не вспомнил, что необходимо указать в меню, что нужно подключить новое USB устройство в гостевую ОС.
После в настройках виртуальной машины я добавил оба устройства как постоянно подключаемые в гостевой ОС, и они появляются без проблем.
Подключение платы CY7C68013A и DSP ADAU1701:
Обе платы будут общаться по шине I2C, и обращение и запись в EEPROM платы DSP также осуществляется по I2C.
Подключается всё это следующим образом (используем пины SDA, SCL, GND):
Для тестирование я с платы взял CY7C68013A +3,3 В для питания DSP ADAU1701:
При подключении платы CY7C68013A к ПК, запускаем снова скрипт в Cypress USB Console, и видим статус подключения интерфейса USBi в программе и SigmaStudio, блок USB Interface загорелся зеленным цветом, значит связь есть.
Проект в SigmaStudio имеет блочную структуру, необходимые блоки как для организации аппаратной части, так схемы обработки сигналов выбираются из дерева блоков «Tree Toolbox», и соединяются связями в рабочем поле блоков.
Для начала работы с платой DSP ADAU1701, на вкладке «Hardware configuration» рабочей области необходимо добавить блоки USB Interface, IC1 ADAU1701, и блок IC2 E2PROM, для последующей записи нашего проекта в EEPROM на плате.
На вкладке «Schematic» уже непосредственно размещаем блоки «ввода» (АЦП) Input 1, и «вывода» Output 1 (DAC1), Output 2 (DAC2) и так далее. А уже между блоками ввода и вывода размещаются блоки с различными алгоритмами обработки.
Для тестирования я добавил блок «Multiple Volume Control», сделал связи:
Нажав на кнопку «Link Compile Download» компилируем проект и загружаем его напрямую в DSP ADAU1701, сразу же видим изменения, звук пошел, громкость регулируется.
Для того чтобы данный проект записать в EEPROM на плате DSP, для последующей загрузки при самостоятельном включении, необходимо перейти на вкладку Hardware Configuration, в меню, по щелчку правой копки мыши, выбрать пункт «Write latest compilation to E2PROM», выбрать параметры объема памяти, страницы записи и частоты, и выполнить запись в память.
Теперь, при очередной подаче питания на DSP, наш проект подгрузится из памяти, и всё заработает как мы планировали.
К указанной под спойлером инструкции для нашего устройтсва необходимо сделать еще пару следующих манипуляции в проекте, для того, чтобы у нас заработал внешний DAC PCM5102 по шине I2S:
В SigmaStudio на вкладке «Hardware Configuration» и нижней вкладке «IC 1-170x\140x Register Control» необходимо выставить и проверить следующие пункты как на скриншоте ниже:
— в блоке «Serial Output 1 (channels 0-7)» поставить галочку на Master Mode, и проверить LRCLK polarity и BCLK polarity
— в блоке «GPIO» выставить:
MP6 — Output Sdata_out0;
MP10 — In Lrclk_out;
MP11 — In Bclk_out
Для разруливания всего нашего комплекта в авто необходимо было подготовить проект DSP в SigmaStudio. Можно было сделать всё с чистого листа, но я наткнулся на один готовый проект от ребят из MADBIT (http://madbitdsp.com).
Их ранний процессор MadBit DSP 5 был спроектирован по схожей схеме, и также необходимо было использовать SigmaStudio для подготовки проекта и настройки.
Я взял их готовый проект для данного аудиопроцессора, но он был иерархически раскидан по вкладкам, плюс меня не устраивали некоторые используемые модули.
В итоге собрав основные элементы на одной рабочей области, сделав дополнительные обозначения и удобное размещения для быстрой настройки уже сидя в авто, у меня получился следующий проект:
У каждого динамика есть свой отдельный параметрический эквалайзер, регулятор уровня, переключатель MUTE, а также есть дополнительный побортный переключатель MUTE (левая/правая сторона, для удобства замеров и настройки), а также блоки задержки сигнала.
Файл проекта у меня получился в двух вариантах, и различается они только способом задания задержки сигнала для канала сабвуфера.
Дело в том, что после замера расстояния до каждого динамика из точки прослушивания, у меня получилось, что правый мид находится дальше (145 см), чем сабвуфер (125см). Во многих статьях говорится, что указывается фактическое расстояние до катушки, и не важно в какую сторону развернут динамик. В соответствии с этим я сделал проект следующим образом (car_dsp_sub_close.dspproj):
В ходе настройки и тестирования оказалось, что такой задержки, рассчитанной из фактического расстояния, не хватает для «вытягивания» сабвуфера из багажника седана. Скорее всего это связанно с закрытым объемом багажника седана, и более сложным путем НЧ волны, поэтому пришлось вернуть обратно в прежний вид, с первоначальной задержкой всех динамиков фронта относительно сабвуфера (car_dsp_sub_far.dspproj):
Задержки в SigmaStudio задаются сэмплами, я сначала для себя, а затем и для Вас, подготовил таблицу для перевода расстояния до динамиков из точки прослушивания в сэмплы, которые вносятся в соответствующие блоки для каждого излучателя. В таблице сделал соответствующие комментарии по выбору проектов.
Для непосредственной настройки в авто я использовал в принципе тот же комплект, что и в обзоре про DSP для домашнего усилителя:
— Измерительный микрофон;
— USB звуковая карта;
— Room EQ Wizard;
— Плата CY7C68013A c кабелем USB и трехпроводным кабелем для подключения к аудиопроцессору;
Правда в этот раз мне было удобнее разделить на два комплекта, так как очень неудобно работать в SigmaStudio, и одновременно смотреть в окно RTA в REW. Для этих целей пришлось достать с полки старый ноутбук с Windows. (кстати, чуть больше чем за 6 месяцев SSD Plextor куда-то потерял файлы на носителе, система отказалась грузиться, ссылаясь на отсутствие нужных системных файлов, а лег отдыхать он в нормальном рабочем состоянии):
Для настройки системы в авто я наткнулся на интересный мануал на сайта конторы
Audiofrog
Они продают в США аудио оборудование для авто, а также измерительный комплект для настройки аудиосистемы.
У них на странице измерительного комплекта есть мануалы по использованию его с Room EQ Wizard, а также очень добротный документ по настройке аудиосистемы в автомобиле. Очень хороший материал, доступным языком от инженера для простого человека. Очень советую, правда на англ. языке, но на русском языке я таких материалов честно не встречал.
A Straightforward Stereo Tuning Process and Some Notes About Why it Works
Audiofrog UMI-1 Setup Instructions for REW
Также полезный раздел их форума:
www.audiofrog.com/community/tech-tips/
Настройку производил на розовом шуме, побортно, корректировки вносил в реальном времени.
Для более стабильного отражения кривой АЧХ в окне RTA в Room Eq Wizard я использовал не просто розовый шум, а доступный в REW «периодический розовый шум» (Pink Periodic).
В REW, в окне “Generator” выбираем “Pink Periodic”, выставляем “Sequence length” в 16k и указываем настройки формата сохранения WAV файла на выходе. Мне было проще создать WAV файл и запускать его непосредственно с ГУ, чем запускать его с ноутбука через AUX ГУ или на вход аудиопроцессора.
В настройках окна RTA также выставляем FFT в 16k, и теперь наш график в реальном времени не требует усреднения, а почти статичен, и все изменения, которые мы вносим, мы видим четко и без прыжков и колебаний графика. Очень удобно.
В итоге ниже представлены некоторые настройки и корректировки, которые мне пришлось внести для получения приятной картины. Удалось справиться со многими всплесками на определенных частотах, из-за которых до этого приходилось снижать уровень широкополосников, так как на многих композициях предпочитаемых мной жанров было очень некомфортно. Сейчас стало всё очень хорошо.
Провалы АЧХ править бесполезно, сколько дБ не вливай, зачастую толку мало. Попытки жесткой эквализации основной части диапазона вниз до уровня провальных участков АЧХ приводят к жуткому эффекту: на графике с микрофона вроде всё красиво, но слушать трудно, потому что присутствует сильная расфазированность, как будто все динамики подключили в противофазе. Фильтры крутят фазу, а когда их очень много – то получается какая-то «фазовая каша», убедился лично.
Задержку сабвуфера пришлось настроить уже почти на слух, у меня с этим был опыт на ГУ, так что значения задержки в семплах были получены опытным путем. Благо это делается буквально на глазах, просто вбиваем разные значения в ячейке в модуле, жмем Enter и сразу слышим изменения даже без прерывания сигнала.
Теперь о текущих проблемах:
— Питание: в общий сигнал с аудиопроцессора добавился «приятный» звук генератора. Его хорошо слышно на малых громкостях, или когда воспроизведения на ГУ на MUTE или на паузе. Такой звук был в игрушке в “Need For Speed”, когда покупаешь своей машине комплект Turbo )). Подключил аудипроцессор от внешнего AC-DC преобразователя – всё норм, никакого мусора. Нужна гальванически развязанное питание. Заказал изолированный DC-DC преобразователь B1212S 2W (
1pcs/lot module authentic B1212S B1212S-2W DIP-4 In Stock, должен помочь;
— Хлопок при выключении: хлопок небольшой, иногда еле заметный, но он есть. Планирую поставить параллельно питанию электролит на 1000-2000 мкФ, c диодом, чтобы ADAU1701 выключался позже усилителей, тем самым избегая хлопка;
— Небольшой шум АЦП: его слышно когда нет сигнала, и естественно его слышно только когда машина заглушена, крутим стартер, и шум уже сливается с другими шумами авто. У меня редко можно встретить ситуации, когда машина заглушена, работает ГУ, но сигнала нет.
Но я все равно воспользовался советом из статьи инженера AD по решению подобных проблем в автомобиле (
Minimizing Noise and Power Consumption in Automotive Audio Systems with SigmaDSP), и добавил модуль компрессора для снижения уровня АЦП при отсутствии уровня сигнала. Возможно следует добавить I2S АЦП получше, но меня пока всё устраивает.
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА:
DSP ADAU1701 RDC2-0027v1 – 1100р.
I2S DAC PCM5102 – 255р.
DC-DC преобразователь – 50р.
Разъемы RCA – 460р.
Корпус аудиопроцессора – 120 р.
Сальниковые вводы корпуса, гнезда – 300р.
Плата CY7C68013A – 280р.
Прочее – 300р.
Итого: 2865 р.
И это за полностью рабочий аудиопроцессор в авто!
Владельцы DSP устройств от HELIX, AUDISON и прочих, конечно, закидают меня сейчас тухлыми помидорами, рассказывая, что их процессоры, по ряду параметров (THD, SNR и т.д.) уделает этот бедный ADAU1701. Но спрашивается, зачем всё эти сказочные параметры в автомобиле, с работающим двигателем, вентилятором кондиционера или отопителя, а если еще в движении… В тишине, в гараже, возможно да, но мне кажется, что тогда лучше уж дома. Да и всё равно, если взять новую плату у CHIPDIP на базе ADAU1452 (
RDC3-0027v1, SigmaDSP ADAU1452. Модуль цифровой обработки звука. V1) за 1200р., а также прикупить к ней I2S АЦП и пару-тройку I2S ЦАП на Ali и прочих, то HELIX и AUDISON вообще погрустнеют с их ценой, но схожими параметрами.
Планы по доработке:
Сделаю отдельную плату, размещу на ней диод, конденсатор, DC-DC преобразователь и клеммники для подключения, размещу вне аудиопроцессора. По-хорошему, разместить всё это внутри корпуса, но это уже в следующем устройстве.
Заказал потенциометры 10 кОм, и кнопки с фиксацией. ADAU1701 имеет GPIO для подключения кнопок, энкодеров и потенциометров для выполнения различных регулировок. Хочу сделать кнопку отключения блоков задержек, когда еду с семьей, сделать кнопку включения тонкомпенсации на низких уровнях громкости, а также на потенциометрах сделать фильтры Low Shelf до 100 Гц и High Shelf от 14 кГц, для корректировки по необходимости.
Low Shelf фильтр очень актуален для радио, которое работает, когда едем вместе с семьей (кроме сына никто не разделяет моих музыкальных предпочтений). Они на радио так любят компрессировать диапазон, что сабвуфер начинает играть гораздо бодрее, и скатывается больше в бубнеж. Сейчас у меня стоит штатный регулятор уровня (Gain) усилителя сабвуфера E.O.S. AE-500.1, пользуюсь им, но крутить гейн усилителя — это не совсем правильно.
Сделаю отдельный пульт для вышеперечисленных регулировок, размещу на центральной консоли, как сейчас расположен текущий пульт. Придется внести изменения в проект в SigmaStudio, добавить соответствующие модули и конфигурацию, подготовлю небольшой обзор по доработкам, думаю будет не менее интересно.
Сразу прошу прощения за возможные неточности в терминологии и обозначениях, это не та тема, где я силен, но очень интересуюсь и пытаюсь разобраться.
Пока всё. Есть, наверное, еще много, что дописать, что забыл указать, но и так много, объемные тексты не всегда просто воспринимать. Думаю, дополнительно можно будет разобраться в комментариях.
Материалы и файлы для скачивания:
1.
SigmaStudio (дистрибутив);
2.
Драйверы для платы Cypress CY7C68013A
3.
Программное обеспечение для платы Cypress CY7C68013A (CySuite / CyConsole)
4.
Файлы проектов в SigmaStudio для аудиопроцессора, с XLS файлом расчета временных задержек (в архиве два варианта проекта)
5.
Файл проекта в SigmaStudio для аудиопроцессора от MadBit DSP 5
6.
Схема подключения аудиопроцессора
7.
A Straightforward Stereo Tuning Process and Some Notes About Why it Works
8.
Audiofrog UMI-1 Setup Instructions for REW
А вообще согласен.
А ваш проект я бы повторил, уже думал в сторону саба по аналогичной схеме, но опять же штатное ГУ г, а внешний вид портить нехоцца, что меня останавливает)
Никогда не был аудиофилом, но люблю качественную музыку, вот интересно на сколько ваше творение отличается от стоковых аудиосистем топовых авто производителей, которых я ну очень много переслушал.
Подскажите если не трудно.
1. Как попробовать убрать наводки в домашке на автокомпонентах?
Межблоки из Canare c Нутриками, уси Пионы PRS D800, так что грешу на блоки питания 220вольт-12вольт. Но это не точно, просто не знаю, на что подумать)
Что можно предпринять чтобы убрать/снизить наводки?
Спасибо.
У меня в машине процессорное ГУ, 2 усилителя (4х канальных), куча динамиков с сабом в багажнике… а играет это всё весьма посредственно. Может, подскажете, как исправить с Вашим подходом минимальной достаточности?
offtop: могу помочь с расчётом греющего кабеля для газового редуктора, если ещё не решили проблему. :)
Процессорное ГУ сложнее тем, что там степень свободы регулировок ограничены производителем, те же разделительные фильтры на Пионерах, мне шириками порезать снизу на 400-500 Гц было нечем. А пока настроишь через меню ГУ — умрешь, постоянные переходы по пунктам меню.
Если есть возможность почитать документы, которые я прикладывал от Audiofrog, посмотрите, я очень много перечитал разных материалов, но эти очень доступны для понимания, также могу помочь.
PS: по ящику решил поставить нагреватель от эл.шкафов )
Я к штатной магнитоле в королле поставил морелевские мидбасы (пищалки оставил родные, они в стоке шелковые и к мидам подошли лучше чем морелевские, звук более мягкий и приятный), и собрал самостоятельно рассчитанный сабвуфер(рупор со смещением, это отдельная история) на крошечном 6,5 нч динамике), до подключения саба у друга на лексусе штатный марк левинсон играл сравнимо, после добавления саба левинсон слушать уже не хотелось. А добавление усилителей на фронт вообще вывело звук на недосягаемый для лексуса уровень.
Вообще, главную роль играет подготовка дверей, пола, крыши, за счёт этого премиум марки звучат лучше чем авто бюджетного класса с компонентами такого же качества, если бюджетки качественно подготовить и немного влить денег в компоненты, сток-премиум сольет.
И не все «дрочатся», мне в кайф, например, в гараже повозиться с установкой какого-нибудь ништяка, жалко, что времени на это немного бывает.
:)
и большинство умудряются не скатываться в политоту в топиках о звуке в авто.
за что им отдельный респект.
Для этой цели на плату ставят супервизор. Например, MAX809. Подключается к цепи RESET процессора / MUTE усилителя.
Аудиофилом (психически больным человеком) он был бы, если бы рассказывал как серебрянный провод за килобакс резко преобразил звук в его авто.
Я для себя определил предел, я его реализовал, больше мне не надо.
Процессором я лишь убрал изъяны существующей системы, которые меня долгое время напрягали. И поверьте, в широкой автозвуковой тусовке моя система едва дотягивает до нижнего среднего уровня. Был бы я аудиофилом, у меня бы давно стоял модный процессор за 30-40т.р.
кашкай первого поколения, штатный звук удовлетворяет полностью, магнитолу только от рестайла поставил чтоб юсб было и всё…
#рукалицо
Тем более что авто — кроссовер без дополнительной шумоизоляции, в котором не до прислушивания к качеству воспроизводимого звука с шумом ветра и звуками от мотора с колёсами на скоростях от 80км/ч. В-особенности на зимней резине.
А если ещё и попутчики рядом — так чтобы не мешать им и вовсе приходится уменьшать громкость до уровня, при котором разве что узнавать мелодии становится возможным.
И даже если большую часть времени слушать музыку, стоя в городских пробках, проникающий в салон шумовой звуковой фон улицы накладываясь, существенно ограничивает качество воспроизводимого аудиосистемой звука.
Разве что повышенной громкостью заглушать это всё, но я не любитель такого решения.
Либо исключительно какой-нибудь хэви-метал слушать, где не до изысков нюансов тихих мест композиций)
Потому что не отсечь его никак, всегда будет врываться в музыку со своей «коррекцией».
И смысл тогда вводить собственную дополнительную сложноустроенную коррекцию звука, если она будет неизбежно перечёркнута шумом дороги?)
Просто лично меня не устраивает гарно выровненная АЧХ при наличие неизбежного шума в машине)
В хороших наушниках да, в квартире, где никого нет и с улицы не слышны посторонние звуки, тоже.
А в автомобиле с уличным шумом и нередко мимо проезжающими мотоциклистами без глушителей нет!)
Будучи меломаном, но не аудиофилом, я вполне способен удовлетвориться самыми минимальными требованиями к качеству воспроизводимого.
Поэтому и слушаю излюбленную музыку в 90% случаев в далеко не самых топовых BT-наушниках со смарта во время регулярных пробежек и велопокатушек.
В машине. правда, тоже включаю, но не для того, чтобы качеством воспроизведения насладиться, а ради «напоминания» себе самому меломански звучащей в голове композиции)
Минимальный уровень басов и верхов, определяемый эквалайзером магнитолы при этом весьма желателен, но не так уж необходим.
Видимо, у меня порог достаточности качества звука в машине от природы существенно ниже вашего с автором)
Качество звучания в машинах всех моих знакомых субъективно и в подмётки не годится тому, что от моей штатной аудиосистемы)
Однако, происходит это потому, что они и не меломаны вовсе и зачастую даже не используют регуляторы тембра, не говоря уже о fader.
Бубнит себе — и бубнит, люди довольны.
Хуже того, слушают в дороге преимущественно то, от чего у меня уши вянут. Поэтому, изредка находясь в статусе пассажира у них, только рад что не совершенствуют качество звука!)))
Жаль что большинству хватает штатки или надо просто убивать уши запредельной громкостью… Таких как вы мало)
стоит отметить что в штатках для разделения частот используется пассивный фильтр и там очень малая крутизна среза, со всеми вытекающими…
Салон автомобиля — это сложная среда для воспроизведения, там звуковая волна еще раз пять отразится от передней панели, лобового стекла, бокового окна, пока дойдет до уха, но уже с гораздо большей амплитудой.
Уши у всех разные, кто-то спокойно к этому адаптируется и не ощущает какого-либо дискомфорта, кого-то вообще устраивает воспроизведение штатной автомобильной системы, и это наверное даже хорошо.
Мне уши испортили еще в музыкальной школе, и у меня сложились несколько повышенные требования к тональному балансу.
Увидел ожидаемое замечание о «шуме генератора». Проблемы шума из за ground loops всегда были бичом авто музыки. Уже в те старые времена с ними боролись передачей звука между компонентами балансированным сигналом или даже по оптике. Сейчас эти решения должны стоить намного дешевле. Поэтому я удивился, увидев старые добрые «тюльпаны» RCA.
2900р — это малая часть, что нужно для реализации- гораздо проще добавить ещё 4000р и купить у китайцев готовый DSP на 6 каналов с настройкой через телефон или ноут, понятным софтом без взрыва мозга—- ищется на али по фразе «dsp car» — сам буду брать чуть позже…
конкретно к этому девайсу какие у вас претензии — поканально кроссоверы+эквалайзер+задержки делает, канал саба вычленяет — что еще надо для авто?
может отговорите от покупки)))
насчет интуитивно понятное ПО — это говорят все, кто уже освоил это ПО. Ардуино тоже понятное, но многим темнейший лес…
Ведь получается мы пользуемся теми возможностями DSP, которые заложил разработчик в софте, и как он это заложил. Если вы например будете вносить изменения параметрическим эквалайзером, а оно будет вноситься не так как ожидалось, так как накосячил программист, и необходимо обновление ПО. Для более именитых производителей, с гораздо более широким диапазоном пользователей, эта ошибка быстро найдется, и через службу поддержки будет получено обновление.
Такой последовательный процесс очень сложен с подобными китайскими производителями. Даже «именитые» китайские производители спокойно забивают на многие проблемы пользователей, не смотря на просьбы и уже с десяток непонятных обновлений. Можно потом долго писать, что у меня проблемы с неадекватными регулировками, а в ответ получить «Sorry, we do not understand what you want, please use information from specification», и всё…
Ардуино — это темный лес, а в SigmaStudio перетянул мышкой блоки, протянул соединения между блоками, в настройках нужных блоков сделал регулировки, собрал проект одной кнопкой, и залил в память процессора другой.
про дебаты с китайцами — не давите на больное место — месяц уже твоя моя не понимай, пришлите видео, пришлите картинки — задолбали(((((((((((((
Я начал читать статью, потому что в заголовке: «все просто за 2900».
Я офигеваю от такого «просто».
— дремель меняется на ножовку (отпилить 4 квадратика от оргстекла 2мм);
— краскопульт меняется на баллон с краской (как у меня);
— решения без ноутбука стоят вообще дороже чем этот самый ноутбук;
— паяльник, ну купить не тяжело, это не те затраты;
Да, это несколько сложнее чем просто пообедать или запустить киношку вечером посмотреть, но всё же проще чем разрабатывать свою плату и делать с ног до головы полностью своё устройство.
У моего знакомого дома целая мастерская и он может например сделать мебель, так как умеет и всё для этого есть. Но это не значит, что и любой другой сделает с теми же затратами. Там станков на десятки тысяч. А он скажет: «да только материал купить». Плюс понимание — что и как делать.
Если нет и минимального набора инструмента, тогда согласен, в этом случае самостоятельно без ничего можно будет сделать только детей.
Если можно весь тракт(до усилителей) сделать в цифре?
Заменить ГУ — тогда я с вами согласен, берем USB/SPDIF — I2C интерфейс ведем до ADAU1701. Но пока замены ГУ в данном автомобиле не планируется.
Через неделю, когда дойдет изолированный DC-DC преобразователь, и я решу полностью эту проблему, у Вас будет, что написать по этому поводу?
А по делу — в проекте много воды. Нормально отстроенная АЧХ и задержки — этого достаточно. В движении, или, если посадите соседку/опустите спинку — все ваши фазировки пойдут лесом, и превратятся в мартышкин труд, уж простите. ИМХО.
Поэтому классический пассаж «не пишите обзоры, если не хотите слышать критику» здесь совершенно не в тему, это точно не ко мне. Я не против критики, я скорее даже за, многие замечания из комментариев я принимаю во внимание и беру в работу. Но я против пустых вбросов, без какого либо конструктива, просто оставить коммент, показать своё отношение.
Было бы полезней, если бы Вы подсказали нормальное решение, если уже знаете, или подсказали бы где посмотреть, как человек в комментарии чуть выше. Мы же тут обмениваемся информацией и опытом, а не эмоциями, хотя и их хватает)
поют дрозызвучит генератор, и понимаю, про что речь. Об этом и написал, и не собирался что-либо вытягивать/нивелировать. Я хотел донести свою мысль, что, имхо, глупо городить такой сетап, не избавившись от детских болезней в виде наводок и хлопков по питанию. Может тогда все же нужно было допилить систему, и уже потом выкладывать обзор? Не пришлось бы читать и отвечать на подобные комменты.Я с Вами отчасти соглашусь, хотя здесь много обзоров где просто накидывают идею, а там сами самостоятельно допилите, додумайте. Я проблемы сразу честно озвучил, было бы хуже, если бы я о них умолчал.
В моём прошлом обзоре на данную тему мне на озвученную проблему в комментариях подсказали конкретное решение, о котором я бы и не додумался, и вряд ли нашел бы, так как надо еще знать, что искать. Поэтому я не просто делюсь своим опытом, но и зачастую получаю в ответ много полезной информации и идей.
«так как на многих композициях предпочитаемых мной жанров» — а можно поинтересоваться, каких именно?
Я уже писал чуть выше по жанрам, в основном это Alternative, Nu-Metal, Post-Hardcore, Punk, Pop-Punk.
Вангую у автора солярис или рио. Поделись фото установленных компонентов.
Несколько старых фото, самодельная рамка под ГУ из купленной 1-din рамки, копус сабвуфера из сдвоенной 21 фанеры, подиумы под широкополосники, подготовка дверей, усилители уже были в основном тексте:
У вас обычный 2-din мафон, почему сразу не поставить со встроенным процом? Это ж намного удобней и снимает кучу проблем.
Как строить систему в свой автомобиль — дело ваше, я без претензий. За работу однозначно плюс, но это уже какой-то андеграунд — повторит далеко не всякий, а «молодняк» пойдет и купит 80-й пионер на вторичке.
Если в автомобиле бегает от окна к окну стояк на 3,5кГц и 6 кГц, которые неприятно режут слух, то уже не важно, девственно-чистый пришел до нас сигнал, или с преобразованиями, и то и то на слух неприятно.
У меня часто бывают с плейлисте такие легкие Post-Hardcore группы как Escape the Fate, Falling in Reverse, Blessthefall, у этих чертей гитарный ряд очень плотный и высокий, в машине зачастую на повышенной громкости такие вещи вылезают, что замечаешь в отдельных моментах своего рода «звон» на отдельной частоте, не приятный, стоит только опустить пассажирское стекло — и сразу всё отлично. Не ездить же с открытым окном. Процеесор помог мне от них избавиться. И я не переживаю, что у меня во время преобразований DAC ГУ -> ADC-> DSP -> DAC добавилось гармоник, которые можно зафиксировать только приборами. Цепочка преобразований «дорога -> колеса -> кузов» добавят больше гармоник и шумов, что и прямой тракт будет не так важен.
В гараже, в тишине, или на соревнованиях, думаю да, все мелочи начинают уже быть важными, но это не то, как я использую автомобиль.
Сам успокоился на прошлом автомобиле, перешел на дискавери и ютуб в пробках.
Придется брать андроид магнитолу+внешний проц похоже.
Читал твой обзор про ДСП для дома, ждал для машины… В какой то момент уже перестал ждать и вот мануал.
Спасибо тебе Добрый человек! Пойду заказывать железки.
З.ы. сюда нельзя прикрутить бт приемник что бы уйти от гу? У меня из родной гу выведены линейные выходы и она ощутимо портит звук по бт.
Дома сидишь посередине как минимум двух колонок, со своими разделительными фильтрами, динамиками расположенными в одной плоскости и относительно равноудалеными от слушателя. Тут люди даже размещение ВЧ динамика относительно СЧ/НЧ динамика начинают менять в плоскости, потому что разница в несколько миллиметров, и как можно ближе совмещают оси отдельных излучателей. А в машине разница вообще в 0,5 метра и больше.
СЧ/НЧ динамик дома находится на уровне ушей, а в машине при стандартной установке динамик смотрит в пятки, и звук от него приходит с отражением от центральной консоли и других элементов салона автомобиля. И если хоть как-то решить часть этих проблем — улучшения уже будут на лицо. Остальное решается более радикальными способами, но в ход уже идет модификация элементов салона автомобиля.
Я не знаю, насколько автозвуковики поняли эту суть проблемы — что все эти пляски с эквалайзингом и задержками — это попытки забороть следствия, а не причину.
В домашних аудиосистемах сильно проще — там когда до народа доходит, что лечить надо комнату — чтобы не было лишних отражений, доходит и то факт, что все эти инструментальные измерения АЧХ тоже нужно делать в среднем/дальнем поле — с учётом комнатных призвуков. А то ведь куча народу настраивает в ближнем поле — эрзац-безэховой-камере — в итоге потом уши в комнате слышат не то, что слышал измерительный микрофон непосредственно возле мембраны. И опять круги ада и вопли о том, что «не выходит каменный цветок» — не получается «поверить алгеброй гармонию» — инструментальные методы просто расходятся со слуховыми.
А эти самые средства просто готовить надо уметь.
Естественно, что реальную картину даст замер только в точке прослушивания, так как только там можно понять, что до нас дойдет от динамика и что от сопутствующих отражений, что будет суммировано, что вычтено. А в итоге еще зачастую получается, что не всё что ровно звучит хорошо, приходится вносить изменения.
Вы понимаете, что вот эта вся бодяга с коррекцией АЧХ и ФЧХ приводит к тому, что вы «искажаете» звук, основываясь на том, что звук стационарен. Те самые горбы, провалы, стояки — вы их убираете эквалайзером. Но! Убираете на тестовом тоновом или шумовом сигнале.
По шумомеру — полочка АЧХ ровная. А что в реале? А в реале ваши уши слышат и прямой звук от динамиков и отражённый, причём с временной задержкой.
И, насколько я понимаю, это не правится никаким DSP никак. Даже теоретически. Потому что звук в реальном помещении — прямой и отражённый — разный. А DSP может исправить только один. Исправляете прямой — искажаются отражённые волны, исправляете те самые стояки — гробите прямой звук. Получается как в пословице: «Хвост вытащил — нос завяз, нос вытащил — хвост завяз».
ИМХО — в большой степени отсюда и та самая аудиофильская «вкусовщина» — когда приборы не дают последнего рецепта — приходится наобум докручивать «чтоб звучало».
PS: конечно это не откровения — на аудиофорумах давно эта проблема известна, ну и не аргумент против эквализации — просто люди кидаются в крайности — либо категорическое нет против любых коррекций, либо мольбы на графики. А истина — посередине.
RCA+ Toslink сразу.
У меня уже несколько лет в Мондео трудится аналогичное решение, но от Мэдбита (и даже усилители тоже от Резникова), поэтому настоятельный непрошенный совет: купите за копейки ещё один ЦАП на PCM5102 (например, можно и на младшей Сабре) и подайте I2S пищалок и СЧ (мидбасов) именно на внешние ЦАПы (новый и плюс на тот, что у Вас уже есть), а на саб — от встроенного. Шум пропадёт, так как шумит на самом деле не АЦП в основном, а причина — дряное качество встроенных в ADAU DACов. Можно это сделать прямо сразу, перекинув два провода между пищалками и сабом с соотв. изменениями в проекте Сигмыстудио — уже услышите улучшения.
Хотя в тоже время шум пропадает, когда я на MUTE ставлю именно ADC.
Я посоветую? :) Только не воспринимайте как критику. По мне, что-то не учтено. :) Внутренности магнитолки? Может они косячат? Как организована схемотехника выходов в магнитоле на тюльпаны? На СМД? Я не знаю внутренностей Вашего ГУ. Но перед такой работой обязательно заняться ГУ, это начальный источник звука и что он выдаст, то и уйдёт. Смотри всю обвязку и тупо меняй. Твои проблемы весьма и весьма типичны для большинства автомагнитол и цена тут вообще не играет значения. Я не понимаю, как можно поставить топовые элементы и сэкономить на обвязке?
Теперь по усилку: не плох, но… ОУ в усилке не очень, они дорогие, но не очень. Зная JVC, я предполагаю, вернее с моей точки зрения, они не совместимы. Завалы в разные стороны. Усилок тоже править. Но там работы немного и она лёгкая. Питание привести в норму. Я бы выходные транзисторы ещё заменил, но это моя привычка (они на звук не влияют).
С магнитолой: денёк изучить, часа три потратить. 6 или более кондёров заменить на Ничиконы. С усилком? Поболе. ОУ + их питание переделать, сами усилители поправить. Умостить дополнительными электролитами и шунтировать их. Токи выставить. После этого он заиграет, звук будет реальным и весомым.
После этих процедур Вы сможете отстроить свою аудиосистему без всяких мучений, я грешу на магнитолу.
Я думаю, что с этим Вы справитесь. Если Вы не уверены, то я думаю, что справитесь, после того, как победите шумы в своей конструкции работа будет пустяковой. Звук сразу выправится.
Ещё один момент: поканалка это идеал для построения. Посмотрите как рассчитываются фильтра для оперов, в ознакомительных целях. Я думаю, что Вам это пригодиться (воспринимайте не как поучение, Вам это нужно).
Да гляньте чем отличается LM4562, допустим от OPA2140. На аудиофильских форумах :).
Когда я ставлю автозвук, я сразу вскрываю ГУ, УСЬ и тупо правлю паяльником.
Я не сторонник заказов с Али, но на днях наступил на свою жабу и заказал несколько б.у. ОУ, в том числе и Музы, с хорошими отзывами! :))))))) Знаю, что левак, но сравнить охота и ради этого денег не жалко, чисто интерес и не пинайте меня за это, лучше посочувствуйте.
Отчётик по деталькам с али:
— LM7815,LM7915CT барахло, работает, но на полной нагрузке улетают по параметрам и умирают, в усилок ставить НЕЛЬЗЯ.
— 2SC5200,2SA1943 — очень опасные заказы, вообще не предсказуемые, их никуда ставить нельзя.
— не помню, транзистор заказал на печку, бабахнул не хило (ставил чисто для эксперимента, в наличии был нормальный, но сначала китайский).
Я ещё добавлю: магнитолка не самая плохая + усилок из дешманских + немного труда, как правило, кроют весьма дорогие системы. Только если учесть труд и стоимость переделки, то вопрос спорен. Но иногда это приносит просто удовольствие.
Вопросы есть? Музон, в котором они слушают блох, писали на аппаратуре с ne5532 в лучшем случае. Какая скорость нарастания требуется для 20 кГц можете посчитать можете. Это не моя обязанность обьяснять вам ваши заблуждения, это вы утверждаете, что оу так сильно влияют на звук, а бремя доказательства лежит на утверждающем. Результаты слепых тестов, статистически значимые, а не " мне показалось что тут больше брильянса". Будет статистика серьезных исследований — ок. Вче остальное — пустой треп экзальтированных фанатиков серебряных проводов с подставками
А задам я вопрос: замена кондёра, который на выходе (не знаю как вам объяснить, чтобы уйти на ваш уровень, про гармоники вы не слышали, про проходные не знаю) CМД, на качественный электролит изменит звук? Чтоб это уловил человек с обычным слухом? Теория вы знаете, но чисто теорию, с практикой вы не сталкивались.
Если Вы очень хорошо владеете вопросом, то ответите на это и тут DSP ничего не решает, а только вредит:
«Провалы АЧХ править бесполезно, сколько дБ не вливай, зачастую толку мало. Попытки жесткой эквализации основной части диапазона вниз до уровня провальных участков АЧХ приводят к жуткому эффекту: на графике с микрофона вроде всё красиво, но слушать трудно, потому что присутствует сильная расфазированность, как будто все динамики подключили в противофазе. Фильтры крутят фазу, а когда их очень много – то получается какая-то «фазовая каша», убедился лично.»
В чём проблема? Ваше мнение? Ваше решение? Вы сталкивались с этим? Решили такую проблему? Я написал способ решения, не явный. Так как знаю этот усилок и знаю большинство магнитол JVC. На основании своего опыта..
Теперь что Вы предложите. Давайте решение, на основании своего опыта, а не лезть в дебри. Но в автозвуке и его особенностях Вы немного не разбираетесь, чисто теория, практики нет.
Вы сильно то не кипятитесь, в DSP много людей работает, можете и опростоволоситься с утверждениями об уровне оппонента. Но разговор сейчас не о Фурье и интермодуляциях, а о банальных слепых тестах, и аудиофилы тут плавают по полной. Так что если хотите сказать — лучше о реальных тестах, слепых и непредвзятых, и не тех, которые делали фирмы производители. Пока доверие только к AES
Я сталкивался с такой ситуацией. Не правится звук, даже фирменной DSP поканалкой от Альпине. У меня автозвука на любой вкус и цвет полно. Хоть тресни. Заменили проходные СМД ГУ на электролиты и звук сразу стал нормальным. Вот смысл заблокированного поста, ну может и накатил я чего-то…
Я говорил, что стоит посмотреть рассчёт фильтров ОУ. Тут тоже прийдётся изучить. 4 по 10. А на сабовое звено 2х20 или больше?
Сначала почитайте, тем будет не много и все похожи, заодно отзывы почитаете. Смотрите подобные ГУ, все они относительно одинаковы. Про усилитель тоже почитайте, весьма известен и переделывать там по минимуму. Только после изучения и плана работ.
Порылся, но спать охота. Искал про глину и твик. Нашёл для Пионера, просто и понятно, заодно мнения и они будут справедливы для других магнитол. Работы на немного и цена копейки, но ажиотажа и мнений! У меня под боком такие кондёры рублей 20 стоят, но после них будет только хуже. Весь вопрос, где купить честные? Искал форум, где страниц побольше и мнений много. Под подобные Вашей тоже нашёл, но разбираться в модификациях уже поздно и инфы мало.
Разрешение моего слуха уже (или изначально) недостаточно для оценки разницы в звучании при замене конденсаторов.
Возможные завалы снизу и сверху меня не напрягают, по нижнему диапазону мне даже сабвуфер придушить пришлось, а по верхнему — я уже выше 17 кГц не слышу ничего, 6-7 лет назад слышал до 19 кГЦ, а сейчас уже всё.
днаднища никогдаВы думаете, что Вы первый, кто получал кашу? Невозможность отстроить? Я на своём опыте скажу, что стоит заменить глину из выходного канала и работать по настройке будет легче.
Все усилители более или менее схожи, по схемотехнике, а играют по разному? Почему? Почему Мистери стоит дешевле и играет хуже Вашего? А схемы одинаковы. :)
Лучше не отрекаться сразу, попробовать маленькими шагами. Попробуйте заменить проходные на магнитоле.
Я понимаю, что для Вас это сложно, но с АЧХ Вы разобрались. Попробуйте понять что-то про гармоники.
Высокая верность звука тоже стоит прилично в деньгах.
И главное, если опустить слабые возможности уха по выявлению даже 0.1% гармоник — абсолютно все филы почему-то упускают факт на каких дровах всю их музыку писали
Сейчас приносит хорошие деньги «эстрадка», вот там спорить вообще нет смысла. Это про дрова, там не писали там резали…
А слух тренируется. Я почему увлекаюсь звуком? Именно с паяльником. Раньше купил по деньгам, оно и играет по деньгам. А сейчас даже на брендов нет надежды. Купил усилок за 60к., а он по звуку равен Мистери Про из далёкого прошлого. Да и времени свободного полно, можно посравнивать.
Допустим беру свою штатную музыку, там ламповый звук, рассчитанный с учётом рассчётов на среднего пользователя этого авто, у меня другие предпочтения. Звук кроется в мелочах, там ёмкость добавить, ещё что-то подкрутить и он меняется под пользователя.
Дальше: что идёт с канала магнитолы через глину, добавили искажений, но не об этом, хотя они сыграют плохую роль, а ОУ это должен отработать, не забываем. Куда приходит грязный сигал и где подмешивается дополнительная грязь? Питание как организовано? Стабилитроны? А стабилитрон и операционник и гуляющее питание? Да там весьма серьёзно. Уже забыл, как называется этот параметр? :) Да, советую промерять питание ОУ и шумы на этом питании в стандартном усилителе или как у автора, вы будете шокированы. Какое должно быть питание в этом усилке? Сколько на разных каналах? А как при резкой сцене поведёт себя питание ОУ и что мы выдадим на гору и не забываем, что питание шумит.
Судя по вашим рассуждениям: берём опера гоним на него всю грязь и получаем на выходе всё гуд. Но, если мы погоним, допустим, сигнал который воспринимает ухо и добавим в НЧ и ВЧ сигнал который не слышим, как поведёт себя ОУ в сравнении с ОУ на который подали подготовленный сигнал? Где звук будет лучше?
Да, Вы пытаетесь рассмотреть полёт сферического коня в вакууме. А ещё какие есть параметры у ОУ? Что-то вахобистское или дифференциальное, склероз, может напомните?
И эту грязь с гармониками мы гоним на конечный? Нет мелочей, звук уже запорот.
Есть теория, а есть практика. Так вот, практика весьма и весьма далека от теории.
Я сам не разбираюсь в ОУ и звуке, хочу услышать: ОУ нужно подбирать? В теории обязательно! А выходные транзисторы в усилителе, как у автора, нужно подбирать? Смысла беседы только не вижу, т.к. ни одного ответа я не увидел и был шокирован некоторыми простыми вещами про которые Вы забыли. Теория это ГУД, но без практики.
Я последние лет 20 левым ухом слышу до 8, правым до 14 кГц.
Как должен воспроизводиться выстрел в горах? В большинстве случаев Бухххх и всё.
В чём причина? Что-то просело, не хватило отработать весь выстрел. Хватило на первую фазу выстрела, а дальше просадка напряжения. «Кондёров» мало поставили. Но это ещё не всё. На «кондёрах» сэкономили и в выходном тракте — поставили СМД, а не электролит. Звук как будто из пластиковой колонки. Короче пошёл этот хромой звук на ОУ с добавками от просадок и кондёров на опера в усь. А опера имеют всякие характеристики и от питания и от формы сигнала и от частоты, короче что-то нестабильное. И питание этих оперов от двух стабилитронов и двух резисторов и оно гуляет, пульсирует, для опера это смерть, он не умеет работать в таком режиме, а приходится. И при бубббууубхх напруга просела и опера оторвали у звука ещё что-то, но при этом добавили свой вопль т.к. у них питалово просело и спроектированы они с изъяном. Стоит попробовать дать им разные формы сигналов на разных частотах и посмотреть, что на выходе, когда пила превратиться в синус (для понимания). Ну и добавили своих природных искажений. Дополз звук до основного, большого усилителя, а там жуть, токи не настроены, опять же забыли кондёр в ООС или ещё куда воткнуть. Тоска. Не звук, а бугорок дошёл до колонок. Колонки тоже с характером, одну частоту играют громче, а другую не хотят. И в итоге услышали мы на выходе ПУК и Пшик.
Теперь про ОУ. Есть Аудиофилы. У людей слух и деньги на развитие своих слуховых пристрастий, а есть просто люди, для которых автозвук нужен как средство скоротать время в пробке. Всё упирается в запросы и финансы.
Так, дальше, ОУ не такая идеальная штука, в разных условиях ведёт себя по разному. У автора обзора немного обдирает звук (это к примеру), ну срезал что-то ненужное и ладно, а у других наоборот. Это самый простой способ настроить звук. Но бесполезный, т.к. можно воткнуть Музу, а звука глубокого с басом не будет и после этого человек задумывается, а зачем я потратил 10к.р., а толку нет. И начинается вой в инете, что всё это ерунда и развод. Но если привести в порядок весь колхоз от производителя этих поделок (их разрабатывали спецы с образованием хуже, чем давало наше ПТУ), то звук на родных ОУ будет лучше чем на ОПАХ с плохим питанием. На самом деле отличий в ОУ мало, на уровне — еле заметно или вообще не заметно. Но запомните Муза играет идеально, т.к. у неё космическая цена и такая штука не может играть плохо. Короче полезли мы в дебри, всё привели в порядок, звук классный. А ОУ установлен типа jrc4558 и мы его меняем на дешевую, но не плохую не5532 (не придираться!) и чудо, децл звука добавился, а дальше уже затянуло. Зачем отстраивать эквалайзер? Можно воткнуть ОПА! Короче, эта тема не нова. Когда строим автозвук под себя, да и вообще любой звук для себя, то денег ни капельки не жалко и начинаются эксперименты и поиски. Вот и весь спор. Нет ничего идеального, вот народ и спорит, что-то ищет, доказывает. Мне проще впаять ОПА, чем потом снимать, разбирать, перепаивать, ну и реально она приукрасит звук.
Как-то так. Это спор ни о чём. Можно спорить долго, а толку не будет. Даже прослушка ничего не даст, т.к. каждый слышит по своему.
А смысл простой: производитель сэкономил, внёс умышленно изменения и продаёт за копейки. А если он сделает всё правильно, дороже по деталям баксов на 10, то это будет премиум линейка за 2к$. Но можно дальше побеспределить! А давайте в усилок поставим DSP проц, чтоб свои же косяки исправить! Пипл скушает, дорого и скушает и можно потом что-то добавлять по мелочам. Это здравая и правильная идея. Но магнитола и усь при этом должны быть в норме.
Какой софт мне нужен?
эти наушники ведь и к ADAU DSP можно подключать с проектом под наушники именно.
… или погрузитесь в тему — ничего сложного там нет. Желание, свободное время и немного денег для старта достаточно.
Изучайте.
После того как дочитал, специально перемотал «наверх», дабы удостоверится, что написано именно «НЕ болен»…
www.minidsp.com/products/minidsp-in-a-box/minidsp-2x4
Спасибо.
Правде не знаю, что там в коробочной версии, что по Вашей ссылке. Вроде то же должно быть.
Цифру из ГУ вытягивать на данный момент не собираюсь, честно объем необходимых усилий и времени пока не соотносится у меня с теми преимуществами, которые я получу. Тональный баланс — это одно, это важно, а проблема дополнительных сотых % THD при перепреобразовании сигнала мне в авто не кажется столь значительной.
Собрал вот такую схему: предохранитель 1А, диод (подпереть конденсаторы), конденсатор (поставил параллельно два по 820 uF), B1212S-2W, после преобразователя пленочный конденсатор 1,8 uF. По данной ссылке можно посмотреть рекомендации по схеме подключения для уменьшения пульсаций: files.rct.ru/pdf/dc-dc/delus/b-1w-f-1w.pdf
Большую емкость до преобразователя поставил в надежде, что при отключении питания ADAU1701 поработает еще 2-3 секунды, и удасться избежать хлопка при выключении, но по результатам испытаний хлопок только увеличился.
В ходе тестирования было выявлено, что преобразователь работает, шумы генератора пропали, вообще тишина, эту проблему можно считать решенной. Но вот с хлопком при выключении стало хуже, он стал еще громче, Я попробовал на выходе поставить конденсатор 1000 uF, не помогло, а затем поставил конденсатор 4700 uF, и преобразователь помер, ушел в КЗ, предохранитель перегорел. Теперь надо купить новый преобразователь.
По хлопкам при выключении, как вариант поставить реле задержки выключения: aliexpress.com/item/32703438308.html, по сути должно помочь, других решений у меня пока нет.
По поводу реле времени, собрал схему с реле и транзистором, вполне рабочая.
Изменяя номинал резистора R2 в сторону увеличения — увеличиваем задержку на выключения реле. С R2=3 кОм задержка получилась около 10с. Собрал общую схему с реле задержки и изолированным преобразователем питания на макетной плате, жду новый BS1212 (предыдущий спалил), всё соберу в авто, проведу тесты, дополню обзор.
А за работу жирный плюс.
Всех устраивало звучание собственных «систем». Тут я включил Лепса, с песней Высоцкого «у дельфина взрезано брюхо винтом» мне кажется он её даже лучше исполняет чем автор. Слушали все затаив дыхание, потом тишина какое то время и посыпались восторженные комментарии… это от людей которых всё устраивало раньше. Никто конечно не кинулся апгрейдить машины, пошли дальше пить 9, а не шато марго )) но факт признали все. И все разговоры про шум в машине, покрышки, не добиться звука, всё это бессмысленно никто не вспомнил.
Для себя то я уже это давно уяснил + ещё разумную достаточность в системе. Сейчас тяжеловато с финансами, а хочется… Вот и строю систему с учётом золотой середины качество-деньги.
Пока концепция видится такая ГУ -китай андроид 9", без наворотов типа ДСП, ХИ-ФИ, мощная и качественная TDA, привлекает большой экран, громкая связь, камера ЗВ, навигация, возможность звука по цифре вывести на усилитель (уже как 2 года назад купил Мистери Профессионал MB-4400, никак не поставлю), фронт АК-74С, поканально. В дальнйшем саб-стелс, пока не понятно какой. Вот сюда хорошо по бюджету и функционалу пишется АДАУ, возникают вопросы ADAU1452, AD1934 DAC и SUPER PRIME всё от chipdip, системные звуки с линейных выходов (тьфу на качество) через АЦП смешиваются с цифрой от UAPP, всё через АДАУ выодится на усь, получше же будут играть? Там конечно еще придётся добавить программатор (спасибо за ссылку на али) АЦП ну и т. д. Цена на пару тысяч возрастёт от вашего проекта, но возможно улучшится звучание, прямой тракт без лишних преобразований. Стоит ли морочиться или взять тупо ваш проект. Плюс большой минус))) как регулировать громкость?? пока не совсем понял штатной регулировкой звука ГУ будет ли рулиться громкость от UAPP? На малых громкостях получим уменьшение битности, или этого я и не услышу? Может к ADAU1452 внешний энкодер через Адруино или напрямую подцепить и им регулировать? Всю голову сломал, может подскажете что то дельное?
да, ещё вопрос а с вашей магнитолы нельзя цифру выпаять? Там же ЦАП Burr-Brown 24-bit D/A Converter откуда то получает эту цифру, на вход ему ЮСБ выход припаять или ещё что?
Проще купить у китайцев готовое решение с аудио процессором и эквалайзером
Aura AMH-66 DSP
Процессорная магнитола без встроенного усилителя!
(Звук в динамиках только через внешний усилитель мощности)
Автомобильный USB/BT ресивер
БЕЗ ВСТРОЕННОГО УСИЛИТЕЛЯ (дека)
Качественный DSP-процессор на борту.
Временная коррекция звукового поля (Time Alignment)
25-полосный параметрический эквалайзер
Два режима работы кроссовера:
2-WAY (фронт, тыл, сабвуфер)
3-WAY (поканальное подключение акустических систем плюс сабвуфер)
Совместимое с Apple и Android приложение для управления всеми функциями ресивера
Чтение звуковых форматов FLAC, MP3, WAV, APE, AAC
Встроенный Bluetooth-модуль (A2DP)
RGB-подсветка передней панели
USB-разъём с током зарядки 1.2A
RCA: 3 пары (фронт+тыл+сабвуфер)