Итак, перед нами часы «Победа», выпущенные в четвёртом квартале 1955-го года на втором Московском часовом заводе (ч2з). Увы, время не пощадило их, похвастаться экстерьером здесь не выйдет. Но не это главное. Наша задача привести механизм 2602, он же К26, он же Lip R26 (хотя по поводу Lip R26 до сих пор не умолкают споры) в рабочее состояние, вернуть его к жизни. 2602 — классический калибр, собранный на пятнадцати камнях, два из которых накладные, два — это палеты анкерной вилки, один — импульсный камень, эллипс. По этой схеме построено множество часов. Поэтому лучшего учебного пособия и желать не приходится. Что ж, усаживайтесь поудобнее, мы начинаем!
Вот они, часы, перед нами. Это «трёхстрелочник» с боковой секундной стрелкой. Диаметр корпуса 29 мм. Толщина (высота?) по стеклу 10,5 мм. Ушки под ремешок 16 мм. Корпус трёхкомпонентный — собственно корпус, рант стекла со стеклом и задняя крышка-хлопушка.
Разборку часов начинаем со стороны стекла. Поддеваем рант за паз и снимаем его со стеклом. Демонтируем стрелки. Снимаем заднюю крышку, открываем доступ к механизму. Для извлечения этой модификации механизма из корпуса отпускаем на оборот винт переводного рычага, который удерживает заводной вал, и вынимаем вал из механизма. После этого вывинчиваем два крепёжных винта и вынимаем механизм в сторону стекла.
Извлечение механизма из корпуса
Теперь первым делом снимаем баланс вместе с мостом. Баланс винтовой с неподвижной колонкой баланса, противоударной защитой не оснащён. Есть градусник, но регулятора выкачки не имеется. Пока обратим внимание только на одну деталь — посмотрите на вот этот виток спирали, который находится выше остальных — это так называемая «спираль Бреге» — по имени изобретателя. Изгиб спирали подобран так, что период колебаний системы баланс—спираль не зависит от амплитуды колебаний. Такую спираль называют «брегетированной». Эта технология пришла в наручные часы из карманных. Но у технологии при всей полезности есть один недостаток — увеличивается высота механизма. Поэтому в тонких механизмах её не применяют, но там, где толщина часов существенной роли не играет, брегетирование весьма полезно. К балансу мы ещё вернёмся, притом капитально, а пока отложим его в чашку Петри и накроем стеклянной крышкой, чтобы не запылился паче чаяния.
Коротко о балансе
Баланс снят. Видна спираль Бреге (зелёная стрелка)
Вид на анкерную вилку и анкерное колесо при снятом балансе.
Разбираем двигатель. Снимаем колесо барабана, мост барабана, барабан. Извлекаем кулачковую муфту. Раскрываем барабан.
Разбираем анкерную вилку и ангренаж. Здесь никаких особенностей. Снимаем мосты, извлекаем детали.
Ну вот, наконец-то добрались до циферблата. Отпускаем винты на торцах платины. Снимаем циферблат и разбираем «медленную сторону».
Разборка окончена. Приступаем к мойке и чистке.
Приступаем к процессу сборки и смазки. В этот раз попробуем масло МЦ-Н. И начнём со сборки ангренажа. Здесь есть своя последовательность. Сначала устанавливаем анкерное и промежуточное колесо, затем секундное и центральное. Аккуратно выравниваем их и накрываем мостом. Собираем барабан. Пару капель масла на витки пружины, на коре, закрываем крышку и устанавливаем барабан в его гнездо на платине. Накрываем двигатель мостом. Переходим на медленную сторону. Для начала смажем накладной камень баланса. Капля масла наносится на сам накладной камень, но не на проходной. Капля должна быть такой, чтобы занимать около 60-70% площади камня. У меня вышло немного больше. Устанавливаем камень на место и фиксируем его винтом. Теперь возвращаем на место минутный триб и собираем ремонтуар. Смазываем и накрываем его крышкой. Возвращаемся к двигателю. Устанавливаем на место коронное колесо и колесо барабана. Можно проверить скат — отлично!
REM:
никак не получается у меня отснять это самое явление ската колёс...
Отправляем на место анкерную вилку с её мостом.
А вот теперь самое интересное — смазка и профилактика баланса. Проблема заключается в том, что смазать накладной камень моста баланса можно только полностью разобрав узел баланса. Нет бы сделать винты сверху… но…
Итак, начинаем. Кладём баланс колесом вверх и прижимаем мост к путцхольцем к поверхности. Маленькой отвёрткой ( в идеале специальным инструментом) отпускаем на оборот, не более, винт колонки баланса. Если нечаянно выкрутите его совсем, то хлопот добавится много. Закрутить его на место без особой хитрой отвёртки с держателем реально, но оченно трудно. Переворачиваем баланс так, чтобы он был вывешен, и слегка подталкиваем колонку из гнезда. Всё, детали разъединились. Баланс отправляется на промывку, а мост кладём так, чтобы видеть шлицы накладного камня и вывинчиваем эти винты. Процедура требует особой осторожности и внимания. Промываем мост и накладной камень, высушиваем их. Теперь на накладной камень даём масла так, чтобы площадь камня была покрыта смазкой на 60-70%. Затем на камень кладём мост так, чтобы совпали отверстия под винты, и завинчиваем винтики. Винты эти размером с маковое зёрнышко, так что терпение и внимание, терпение, внимание и осторожность.
REM:
несколько слов о том, почему такие сложности со смазкой баланса. Если внимательно рассмотреть устройство цапфы колёс ангренажа, то будет видно, что ось переходит в цапфу резко, то есть, под цапфой образуется как бы площадка. Это называется «заплечик». Именно благодаря ему масло не стекает по цапфе на ось и далее на триб. Но если передать масла и оно потечёт на триб, то ход станет тугим из-за демпфирования колёс, колёса попросту склеятся. Чтобы масло удерживалось хорошо, оно должно быть определённой вязкости, а количество его не должно превышать установленное. Иногда применяют так называемое эпиламирование для уменьшения растекания масла.
Теперь посмотрим на конструкцию оси баланса. Здесь ось переходит в цапфу плавно, как бы по конусу, то есть, у баланса нет заплечика. И если перестараться при смазке баланса и нарушить технологию, то масло, не удерживаемое заплечиком, стечёт на колесо баланса, затем на спираль и витки спирали склеятся.
Так что повторю ещё раз «кашу маслом не испортишь, а часы таки да». Соблюдение правил и технологии необходимо.
Собрали. Ставим на место баланс.
Одновременно попадаем колонкой в гнездо и заводим волосок под штифты градусника (сейчас, минутку, пот вытру). Во, есть. Досылаем тонким путцхольцем колонку до места и фиксируем её винтом. Но при этом цапфу баланса в камень не устанавливаем, она сбоку. Так. Теперь вывешиваем баланс на пинцете и ставим его в механизм. Суть в том, что цапфы баланса должны войти в камни один раз. Если по какой-то причине потом придётся баланс снимать, то снова нужно вымыть камни и заменить смазку. Иначе там просто смазки не будет, где это надо. Вот такой сложностью обслуживания расплачиваемся за простоту конструкции. Воистину — голову вытянешь, так хвост увязнет. Всё! Баланс на месте и бежит замечательно. Прибор показывает небольшой рассинхрон по выкачке, но это в допустимых пределах. Беспокоится стоит тогда, когда часы с первого-второго оборота головки не запускаются.
Осталось поставить циферблат и собрать часы в корпус. Пусть уж побудет так, как есть, пока не найду ему новую одёжку, а это вполне возможно, если искать целенаправленно.
Итак, что у нас получилось. Глядим на «прибор».
Четыре секунды отставания в сутки для изрядно изношенного неприхотливого механизма «преклонного возраста»… однако! — Особенно, если учесть то, в каком состоянии они находились.
Давайте подытожим и сделаем некоторые выводы.
Итак, думаю, что механизм, отслуживший шестьдесят четыре года и сохранивший такие вот параметры, это уже само по себе замечательно. Но! Давайте внимательно посмотрим на конструкцию калибра. Если вы этого не заметили, то посмотрите сейчас — пятнадцать камней подразумевают то, что центральное колесо не установлено на камнях. А это наиболее нагруженная деталь в механизме, она работает непосредственно с пружиной. Результат — выработка во втулках моста и платины. Колесо начинает вилять в этих выработках, и ход становится «кривым», а иногда из-за уже большой выработки колесо просто заклинивает и останавливает механизм. Помните анекдот про часы, которым не хватает два камня? Так вот, этот анекдот на самом деле появился вот по этой самой причине. Добавить бы этих два сакраментальных камня в механизм, и не было бы ему износа.
Нет на балансе инкаблока. Время было такое. Так делали, да. Но если не рубить в часах дрова и не ронять их на бетон, то ничего страшного. Хотя нет, есть одна беда — баланс имеет небольшую вертикальную свободу. Цапфа бьётся о накладной камень и на цапфе образуется наклёп в форме грибка. Грибок растёт, растёт, ход нарушается, ошибка положения растёт… и в итоге заклинен баланс. Но самое плохое то, что снять такой баланс — та ещё проблема. Ведь этот наклёп не даёт возможности вытянуть цапфу из проходного камня. Вот такая беда. При такой неисправности баланс меняли вместе с мостом. Именно поэтому в наше время так мало сохранилось аутентичных механизмов.
Есть ещё одна специфическая «детская болячка». На этот раз в ремонтуаре. Со временем от вращения вала вырабатывается туннель вала в платине, увеличиваться его диаметр. Вал проседает и переводной рычаг начинает проскальзывать при переводе вала в положение установки времени. Лечится отпуском и подгибом переводного рычага.
Ну и выработка в гнёздах барабана (ещё двух камней не хватает!). Барабан перекашивается, выедает платину, мост… Ну, это широко известная проблема и не только в 2602.
Ещё калибры подобной системы чувствительны к тому, какая секундная стрелка установлена. Если взять стрелку без противовеса, то на приборе будет заметно виляние графика, такой волнообразный ход. Думаю, причина пояснения не требует. Виляние небольшое, но оно есть. Поэтому окончательную настройку механизма, как и проверку ската, нужно делать при установленных стрелках.
Всё это пытались исправить. В конце концов появился практически аналогичный калибр 2603, «исправленный и дополненный», где и камней хватало, и противоударная защита имелась. Но это уже была Ракета. Та самая, которая так ценилась. Вот он тут у меня на выдержку поставлен… но это уже иной разговор, а пока…
Вот например касательно затронутой: whale-roma.livejournal.com/8117.html
ps: посмотрел обзор и вдруг вспомнил первые подаренные мне часы мамой. с очень необычной формой корпуса.
тоже ведь Ракета — оказались, вот они:
ещё раз: Спасибо! ))
Но вот необходимый минимум примерно таков:
Хорошо освещённое, чистое, просторное рабочее место.
Набор отвёрток. Именно часовых. Пару — тройку хороших, тонких пинцетов, минимум один с изогнутыми губками. Лучше бинокулярная лупа, но можно обойтись и монокуляром. В идеале стерео микроскоп. Ну и ключ для часовых крышек.
Это для того, чтобы разбирать и собирать.
Для того, чтобы обслуживать, необходимы масла — для ангренажа, для сильно нагруженных деталей, типа ремонтуара, отдельное масло для паллет анкерной вилки.
Бензинница (можно взять невысокую стеклянную банку с крышкой), маслодозировки (можно сделать самому из сталистых тонких проволок), беличья кисточка, чтобы мыть детали.
И, обязательно литература. Читать, смотреть картинки и стараться понять…
Всё остальное придёт со временем.
Это всё сугубо имхо.
Вроде бы у пары сталь-сапфир трение ещё меньше, но традиционно используют рубины.
Помните корундовые иглы у головок проигрывателей пластинок? Теперь бы маркетологи назвали их сапфировыми, это точно. Звучит импозантно.
Вот сказали бы — «часы с корундовым стеклом». И что? А ни в оном ухе не засело. Корунд, понимаешь, какой-то. А так «сапфир», драгоценность, понимаешь ли! :)
да, выпускали и такие часы тоже, в числе многих других,
но не больше
Сотру. У вас времени больше на обзоры, значит и все лавры вам)))
Спасибо!!!
В 2602 — 15 камней. Не хватает двух.
В 2603 — 16 камней. На один больше. Но при этом камней хватает.
Как так?
А 2603 добавили камень на пятку центрального колеса. Триб центрального колеса именно в этом месте сопряжён с барабаном и усилие там очень большое. В 2602 без камня выедало мост довольно быстро. Мост сначала вытягивали пуансоном, а потом просто меняли. Отсюда и полный раздрай в маркировке, непонятно, какого завода, какой номер. Да и не один раз меняли. С установкой камня все мосты родные до сих пор, хоть и с выработками на оси барабана. Кроме того баланс оснастили инкаблоком, не прибегая к увеличению числа камней, а только изменив технологию. Теперь оси ломались намного реже и наклёпа на цапфе («грибка») не возникало.
Также у меня вопрос, какова дальнейшая судьба столь скурпулёзно-перфекционистски отремонтированных автором экземпляров?
Уже с пару десятков лет не видел ни у кого на руках подобных раритетов (хотя, возможно, просто не с теми общаюсь?)
Они вообще какую-то реальную ценность из себя представляют, кроме как роли инструментария для наполнения хобби автора? Насколько понимаю, выпускались миллионными тиражами и поэтому коллекционная стоимость невелика?
Надо ли понимать что отремонтированные экземпляры после испытания удовольствия от процесса ремонта отправляются залегать грудами в дальний ящик стола? Или некоторым, всё-таки, удаётся приносить собой пользу использованием их людьми по прямому предназначению?
Если да, то какому проценту из них и каким именно моделям, если не секрет?)
Многие люди возраста 40+ с удовольствием бы купили такие-же часы, которые помнят на руке отца или деда. Я всегда внимательно высматриваю на барахолках те советские часы, которые у меня были и которые я по малолетству поломал потерял или поменял на какое-то электронное китайское барахло.
Запомнились лишь отцовские «Полёт» с автозаводом маханием руки в 70-х. Да и те не качеством, а нареканием папы что почти сразу же перестали заводиться от взмахов))
А Победа и Слава — 18000. Должны идти одинаково. Но Слава из-за конструктивных особенностей работает очень звонко, колокольчик прямо. Вот современные механизмы у которых ВРН 21600 или 28800, те да, прям-таки бегут по сравнению с ними :)
Мягко сказать, ретро-механику с новейшей мехатроникой, с разницей в технологиях в полвека.
Знаете, Ваши обзоры(-в доступной форме, и грамотным содержанием..) не просто познавательны,
они вызывают и положительные эмоции, и, превращают сложное-в простое и понятное…
Причём, именно грамотным языком изложения и безукоризненными техническими терминами,
лишёнными того упоения англицизмом, что присуще ныне многим авторам.
Как мало сегодня таких авторов, учителей и преподавателей, и как много потеряют наши
потомки, лишившись всего этого! И, пожалуй, дело здесь уже не только в часах...:(
Но хорошо. Буду работать, укажу, чем и что делаю. Просто когда делаешь что-то, для камеры уже рук не хватает :)
И вопрос по теме — вы как-то восстанавливаете корпуса? Про стекла вы писали, а про «железо» я не видел, хотя на последних фото они как новые выглядят. Про циферблаты даже не буду спрашивать…
Вообще во всей этой винтажной тематике отыскать корпус, который можно отчистить, отполировать, поправить покрытие — самая сложная задача. А так — ультразвук и полировка. Только с полировкой осторожно, чтобы латунная сущность корпуса не вылезла из-под покрытия :)
А также разъяснением, какой именно «действительной стоящестью (либо стоимостью)» они отличаются от описанных в этом и многочисленных предыдущих обзорах механизмов?)
Не поймите превратно, в часовых механизмах не разбираюсь, а, читая ваши обзоры, каждый раз понимаю что хочется думать будто именно это разобранно-собранное и есть наилучшее сконструированное человечеством)
Попросту не с чем сравнить) А на самом деле оказывается что оно, в 100% случаев
скопированное с западного средней паршивости, вообще-тои не стоит сейчас почти ничего…Может напишете обзор о дорогом и стОящем?) Для сравнения качества исполнения и конструктивных решений)
Правда по очерёдности разборке есть пара вопросов :-) Меня в своё время учили что анкерную вилку надо снимать сразу после;«сброса» заводного барабана. Минутный триб снимать после снятия моста? Черевато.
И барабан при сборке чего то очень грязным выглядит. Его лучше разбирать полностью, с снятием пружины и промоется лучше и даст ещё один плюс, пружину можно чуть разжать в обратную сторону.
Но всё это так. Придирки :-) Спасибо за обзор.
Спасибо!
Только что закончил работу с женскими «Заря» на 1509В. Вот там таки да винтики. Специально под них отвёртку затачивал. Калибр, кстати, очень хороший, куда как приятнее 1801.1 Минского завода.
Старались тогда делать вещи добротными и долговечными.
Знаете, восстанавливая что-то из того времени, как бы оживляешь часть самого того времени. Это как на мгновение вернуться туда. Там было много хорошего. Так словно снова прикасаешься к нему. А предметы… предметы — это лишь медиум между настоящим и прошедшим, и по сути не важно, что это за предметы — старая ли это фотокамера, винтажные ли это часы…
И кстати, видно что механизм уже разбирался ранее, и не особо аккуратно?
Вспомнил, что тоже Победа лежит. Вроде и носить не собираюсь, а не выбрасывать же. Память о дяде. Надо собраться и отдать в чистку. Привести в нормальное состояние.