6 в 1, конвертер USB - TTL COM, RS232, RS485 и между собой (Silabs CP 2102)


Очередной мой скучный обзор о какой-то непонятной приблуде, ну ладно хоть не за сто баксов
Я уже публиковал обзор на подобное устройство, тоже на CP2102, отметив, что из всех чипов конвертеров из USB в COM мне симпатизирует те, что построены на чипах от Silabs.
Этот — не исключение.
Не знаю, есть ли люди, которые не знают, для чего нужен такой конвертер, но думаю стоит очень коротко рассказать. Давайте тезисно.

— Куча промышленной аппаратуры использует последовательный порт с электрическими уровнями RS-485 для общения и обмена информацией с внешнем миром.
— Куча старой промышленной аппаратуры использует последовательный порт с электрическими уровнями RS-232 для общения и обмена информацией с внешнем миром.
— Много бытовой аппаратуры а также большинство DIY поделий использует последовательный порт с уровнями TTL.
— Большинство современных компьютеров не имеют на борту последовательного порта ни с какими уровнями, но имеют большое количество USB портов.

С последовательным портом вроде все ясно. Байты информации передаются манипуляцией уровнем одного электрического сигнала. Вся фишка в том, что он один в одну сторону, и еще один в обратную (а если нужна передача данных только в одну сторону — то вообще всего один.
Для разборок где там нолики, а где единички — используется временнОе кодирование, в нужное время после начала смотрим на линию — если в одном состоянии — то пришла единичка, если в другом — нолик. Не зря написал расплывчато «в одном состоянии» — просто в разных вариациях этого последовательного порта состояния «1» и «0» передаются разными уровнями.

В оригинальном 232 порте это были уровни -15… -3 вольта для лог «1», и +3 ..+15 вольт для лог. 0
В ТТЛ последовательном порте 2.5… 3.3 вольта для лог «1» и 0… 0.5 вольта для передачи нолика.
В промышленном оборудовании с RS485 используют два провода A и B и смотрят на знак разности напряжений на них. Если он такой — то единичка, если противоположный то нолик.


Ну думаю достаточно, знакомые с этим всем негодуют по поводу допущенных мной диких упрощений всего что написал, а незнакомые уже ищут картинку в гугле по тэгу «ничего не понял, но очень интересно»

CP2102 со отсутствием различимой маркировки, но утверждать, что это подделка не стану, и не такие видел совершенно оригинальные.
На платке есть самовосстанавливающийся предохранитель. Полезно, так как с таких плат я лично люблю воровать то 3.3, то 5 вольт для своих экспериментов. Но, с другой стороны, думаю он не особо нужен, ибо такие все равно стоят на материнской плате. Мне еще не удавалось спалить USB путем закорочивания его питательных линий.
Три светодиода, все разного цвета, красный, желтый и синий. Желтый — питание, синий загорается на передачу, красный при приеме


Снизу SP3232 — конвертер RS-232 уровней в соответствующие TTL с генератором отрицательного напряжения, 74HC14 — набор из 6 инвертеров, и MAX485 — дифференциальный приемопередатчик RS-485.
Сочетания переключателей.

«Стенд» для проверки RS-485

Фронты сигнала на 485 хорошие


Передал файл несколько десятков мегабайт с одного переходника на другой на нестандартной скорости 921600 — ошибок нет


Для контроля линий MAX485 разрешения работы передатчика и приемника используется инвертированный TX (для того и HC14 стоит). Если мы ничего не передаем, либо передаем лог 1 — то передатчик на самом деле неактивен, а линия все равно передает уровень «1» за счет «растягивающих» резисторов. А при передаче «0» как раз блокируется приемник, так что свое эхо этот конвертер не слышит. Решение простое, универсальное, но не для промышленности конечно же. Для любительских задач — должно устроить. Собственно при покупке этого конвертера меня более всего вопрос реализации полудуплекса в нем и интересовал. Все просто.
Линии А и В растянуты резисторами по 470 в разные стороны, для обеспечения стабильного неактивного состояния линии.
С ТТЛ выходами вопросов нет. DTR RTS — выведены.
Стабилизатора 3.3 вольта отдельного нету, но он есть внутри СР2102 — с него и снимается
В целом преобразователь мне понравился, брать можно.
Планирую купить +100 Добавить в избранное +91 +157
+
avatar
  • Ramiro
  • 23 июня 2019, 13:03
-12
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 13:04
+20
ну вот, я ж специально тезисно написал вводное слово… Неужели все равно непонятно? Чтобы весь этот зоопарка аппаратуры разной к компу подключать же…
А насчет видели — не видели… Ну как бы шуроповерты тоже многие видели, и лазерные уровни тоже, а обзоров много. А на этот «швейцарский нож» последовательных интерфейсов тут много обозоров?
+
avatar
  • Ramiro
  • 23 июня 2019, 13:11
-17
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 13:13
+8
буханка с троллейбусом — синоним совершенно изготовления ненужного устройства, не понимаю какая тут связь. Или тот обзор был ваш, и у вас до сих пор затаенная обида? Вот если бы я, как вы, описывал превращение этого конвертера в источник питания 5 вольт (это просто, отпаять все микрули и все (да и то необязательно)) — это был бы троллейбус, ибо можно купить гораздо более приспособленные для этого устройства (либо более дешевые). Кроме того, где вы тут обнаружили признаки «народного творчества», что у вас возникла ассоциация с троллейбусом?
+
avatar
  • Ramiro
  • 23 июня 2019, 13:16
-15
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 13:18
+16
Вы, простите, понимаете в теме? Дайте мне ссылку на универсальный недорогой конвертер USB-485 хотя бы. Вы не понимаете зачем он нужен — пройдите мимо. Здесь нет никакого безумного творчества. По п.18 за 100 рублей видимо у вас топики, у меня таких нет.
О… угадал… сплошь и рядом
+
avatar
+9
это не «конвертер USB», а «конвертер USB во что-то и обратно», что уже не «который и в Африке «конвертер USB»».
И обзора на именно такой конвертер здесь нет (по крайней мере по поиску не находится).
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 13:38
+3
нету. Я стараюсь не писать обзоров уже рассмотренных вещей
+
avatar
  • Ramiro
  • 23 июня 2019, 18:44
-13
+
avatar
+23
обзор полезный, т.к. конвертер дает уровни рс232, ттл и рс485 в одном
я такого не видел еще
+
avatar
0
Можно вопрос автору?

Вики (прошу не пинать больно) гласит:
«RS-232 — проводной дуплексный интерфейс. Метод передачи данных аналогичен асинхронному последовательному интерфейсу UART.

Информация передаётся по проводам двоичным сигналом с двумя уровнями напряжения (код NRZ). Логическому «0» соответствует положительное напряжение (от +5 до +15 В для передатчика), а логической «1» — отрицательное (от −5 до −15 В для передатчика). Для электрического согласования линий RS-232 и стандартной цифровой логики UART выпускается большая номенклатура микросхем драйверов, например, MAX232.»

Теперь пример из своего опыта:
У нас на заводе есть так называемый HART-модем для связи с приборами КИП, который должен подключаться к COM-порту компьютера, то есть RS-232. Для того, чтобы подключить его к моему ноутбуку, я приобрел один из подобных дешевых китайских конверторов USB-RS-232.
aliexpress.com/item/32952227349.html
Работать с вышеуказанным HART модемом не удавалось ни с какими бубнами и плясками, пока на выход указанного конвертора не была установлена микросхема типа MAX232, которая из однополярного питания +5 вольт с разъема USB, формирует двухполярное питание и выходной сигнал интерфейса RS-232 с размахом ± 6 вольт относительно нуля.
Вот я и хотел спросить автора, а Вы сами подключали к обозреваемому девайсу какое-либо устройство по интерфейсу RS-232? Или как и многие верите китайскому продавану, который за 100 рублей продает «швейцарский нож» 6 в 1?
К слову сказать, на Али я видел конверторы USB — RS-232, стоимостью около 2-3 тысяч рублей… странно, почему так дорого? Неужели на пустом месте? ))))) Или они действительно «настоящие» конверторы, которые реально формируют на выходе сигнал с размахом ± 15 вольт и реально работают?
+
avatar
0
я хоть и не автор, но купил как раз такой кабель и он не заработал с роутером ubiquiti unifi
с другими свитчами работал
там нет конвертера в рс232 и стоит такой кабель 2-3 бакса
нормальный десятку стоит
+
avatar
  • Xylene
  • 03 июля 2019, 10:08
0
Подключал к компу 232 — работает. Многие именитые производители нарушают стандарт на 232 и используют более строгие уровни, чем требует стандарт. Логика проста — продать тому же потребителю еще и свои ковертеры, естественно не по 2 бакса
«пока на выход указанного конвертора не была установлена микросхема типа MAX232, которая из однополярного питания +5 вольт с разъема USB,» поясните пожалуйста, чего и куда вы устанавливали. В этом конвертере она уже установлена.
Также эти именитые бренды имеют в своем штате программистов 50-года выпуска, работающие с COM портом будто они в ДОСе, и порт на 18650. Завязываются на задержки, вовсю пользуют ногодрыг на RTS CTS, причем тоже с задержками. Неудивительно что такой «софт» работает только с их конвертарами, с такой же кривой логикой.
+
avatar
0
cxem.net/comp/images/comp206-1.gif
Вот типа того, как на первой схеме было сделано… И модем заработал.
Да, а пару адаптеров 6 в 1 я-таки заказал. Придут — посмоооотрим, что у него там на выходе делается....))))

P.S. Вроде какая-то проблема была с драйверами под CP2102, в том смысле, что обновленный драйвер под Вынь7-8-10 не работает, надо качать старый и принудительно его устанавливать. Причем мне приходилось несколько раз вручную откатывать обновленный драйвер на старый, Windows упорно его обновляет. С породистым китайским чипом CH340G таких проблем нет.
+
avatar
  • Xylene
  • 03 июля 2019, 11:47
0
не соображу, как вы хотели чтобы он работал без макс 232?
+
avatar
0
Гыгы… смишшно.
Я читаю в описании товара «Конвертер USB в RS-232» И я не подвергаю сомнению честность китайцев, хахахаха...))))) Ну правда.
А получаю USB в TTL. Для меня это было откровением. Хотя мне уже далеко за 50.
+
avatar
0
большое спасибо не знал про такой
+
avatar
+6
Отлично! Теперь осталось добавить SPI и I2C, и опторазвязку. За ту же цену. :)
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 13:24
+1
Да, для 485 го хорошо бы с опторазвязкой. А интересно, тут вроде был обзор опторазвязки USB как такового, они подружатся или нет..?
Кстати у Силабс есть чипы юсб- spi, я даже делал такой переходник. Но оно редко нужно, SPI все же вещь внутриплатная, компом там редко лезть надо. И2С тоже самое
+
avatar
+1
Для опытов.

они подружатся или нет..?
На CH340 дружат.
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 13:45
0
а какую USB развязку посоветуете? Если на 340 дружат, то с 2102 уверен будут
+
avatar
+2
Советовать, громко сказано. :) Брал тут года 2 назад.
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 14:10
0
взял, спасибо.
+
avatar
  • kargal
  • 30 июня 2019, 11:30
0
Проблему гальванической развязки я рассматривал здесь.
Судя по комментарию muraveiX с тех пор адаптеры на ADUM1360/ADUM1460 заметно подешевели.
+
avatar
+1
положение выключателей одинаковое. это потому что разные контакты используются?

+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 13:51
+1
да, параллельно идет
+
avatar
0
в описании есть конвертации типа «TTL ↔ RS232». Я не понял, а откуда снимать эти данные, если на втором конце USB, а не штыри/пины? Или там один ряд штырей отвечает за вход, а другой за выход?
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 14:03
0
да, подключив к ТТЛ пинам сигнал, мы тоже самое увидим оттранслированным на ногах 232
Видимо соеднены по принципу (IN1 AND IN2) — нолик, выданный что СР2102, что по штырю ТТЛ — даст нолик на входе 3232
+
avatar
0
Отличная железка, спасибо за обзор.
Может видели конвертор rs232 в ttl уровни рабочий?
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 14:55
0
так а этот чем не устроит?
+
avatar
0
Этот немного избыточен :) Просто есть шнурок с контроллера АВР генератора, на выходе rs232, и есть HLK-RM04 с ttl uart. Хотелось бы подружить их путем соединения через db-9 коннекторы, т.е. DB-9 (rs232) — DB-9 (TTL). Там щиток с электрикой, и лапшу с проводами не хочется разводить
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 16:07
0
человек видимо в корпусе с разъемами хочет, но тут я ничего посоветовать не могу. Могу только сказать, что бы не брал на Prolific — сколько ни было — УГ
+
avatar
  • Z2K
  • 23 июня 2019, 17:20
0
А почем саму MAX485 можно купить, не подскажете?
+
avatar
0
Я брал за 1-2$ в локальном магазе
+
avatar
0
я покупал модули для ардуины простые около бакса
думаю сама мс тоже где-то так стоит
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 22:37
0
18 руб в Чип Дипе если маркировка неважна www.chipdip.ru/product/sn75179bd
+
avatar
  • Z2K
  • 24 июня 2019, 00:08
0
Понятно, спасибо. Она работает?
+
avatar
  • Z2K
  • 24 июня 2019, 00:09
0
дел
+
avatar
  • Z2K
  • 24 июня 2019, 00:11
0
Спасибо. Цену знал только двухгодовой давности по компелу, брал 2шт оригинала.
+
avatar
0
я вот адаптер купил усб рс485 и что-то он глючит с одним девайсом, где походу тоже стоит китайский клон мах485
толком еще не копался в причинах, но модбас с ошибками работает и родной софт отваливается
+
avatar
  • Xylene
  • 24 июня 2019, 12:07
0
не причем тут чип 99 %. И 90 % что связано с «подтяжками» А и Б, либо их нет, либо не того номинала и тп
+
avatar
  • Z2K
  • 24 июня 2019, 17:45
0
А мне тоже такое говорят. С оригиналами по ВОМ получается почти тоже что радиоканал. А еще провод тянуть.
+
avatar
0
Брал на али что-то около ста рублей за десяток.
+
avatar
  • Z2K
  • 24 июня 2019, 00:09
0
Клон конечно? Урл не сохранился?
+
avatar
  • penzet
  • 23 июня 2019, 15:05
0
На Mac OS работать будет?
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 15:13
0
чего не знаю того не знаю. Драйвера есть www.silabs.com/community/interface/knowledge-base.entry.html/2010/09/02/cp210x_mac_os_driver-MYZH
Также точно знаю, что будет работать под Андроидом
+
avatar
  • bowe
  • 23 июня 2019, 18:23
+1
Не понял, как это работает, когда с одной из сторон не usb.

Вижу. Их обзора не понял. Два ряда ног. С одной стороны ttl, с другой — rs232 и rs485

В этом случае его надо все равно в usb втыкать? А настройки скорости при этом не надо делать? Или как раз по usbи настраивать? А если по usb питание подать — будет ли он таким standalone конвертером? Не вижу этого в обзоре, а это как раз очень важно, на мой взгляд.
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 18:30
0
скорости точно не надо. Если просто подать питание — должен работать, но это надо проверить, сейчас не могу, не дома
+
avatar
0
что то я совсем не пойму как работает таблица. а может схемку срисуете?
вот например


что это за режим такой 232-ttl который в скобках в столбце switch S1? у нас ведь должно быть usb-232 или usb-ttl.

и как организовано одновременно usb-232 usb-ttl? предположим у нас ничего не передаётся и не принимается, выход SP3222E притягивает вход rx силабса к высокому уровню, затем мы что то передаём по ttl, и получается мы заземляем выход SP3222E, это ж не есть хорошо
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 18:57
+1
1) он умеет конвертировать без участия USB
2) в чем проблема через резисторы это сделать? Hardware AND. Схему рисовать не буду, оно работает, и тут именно тут случай когда мне неинтересно как именно. Монтаж там с кучей переходных, сидеть звонить удовольствие так себе.
+
avatar
0
так а что означает 232-ttl которое написано в скобках? в этих положениях переключателей мы ведь должны получить usb-232 и usb-ttl.
+
avatar
  • Xylene
  • 23 июня 2019, 19:19
0
так они же не взаимосключающие! Придет вам нолик на 232 — он оттранслируется в ТТЛ и ЮСБ
Придет на ТТЛ — оттранслируется в 232 и ЮСБ
И свичи трогать не надо, просто написали, что и это он тоже умеет.
+
avatar
  • asdfzx
  • 24 июня 2019, 09:35
0
Цена вроде норм, возьму для своих «водопроводчиских» опытов пожалуй.
И ещё, а нет ли на примете такой же но с перламутровыми пуговицами без усб разъёма.
Яб платку в разъём от DB9 запихал и кабелем УСБ-AM вывел. ИМХО для моей специфики удобней.
Размеров только не хватает в обзоре.
+
avatar
  • Xylene
  • 24 июня 2019, 09:47
0
размер можете оценить по фото, с учетом что контактные штыри имеют шаг 2.54. Сейчас измерить не могу
+
avatar
  • Zhuk72
  • 01 июля 2019, 14:34
+1
Я тоже на него недавно вышел и глаз положил. Надо будет заказать, ибо как и Вы испытываю слабость именно к СР210х переходникам и МК продукции Силабса.