Весна. Бабочки возвращаются. И они снова требуют жертв! К счастью, речь идёт о жертвах исключительно финансовых, и лишь от тех, кто неравнодушен к фотографированию этих изящных созданий. И в нижеследующем обзоре я поведаю вам о том, как я принёс в жертву чешуекрылым более 300 североамериканских долларов, обменяв их на наборе весьма оригинальных миниатюрных осветителей «Lume Cube», будто специально созданных для макросъёмки. Хотя, разумеется, область применения этих кубиков одной лишь макросъёмкой не ограничивается.
Необходимое примечание: тот продавец, у которого я покупал свои Lume Cube, в настоящее время ими уже не торгует, поэтому в заголовке обзора указана ссылка на аналогичный набор из четырёх осветителей, но за более высокую цену.
Те, кому уже случалось читать мои обзоры на фотографическую тематику, вероятно, запомнили, что среди всех фотографических жанров я предпочитаю макросъёмку, причём не абы чего, а живых бабочек, и применяю для этого фотокамеры Sony. Долгие годы я использовал при съёмке естественное освещение, при случае «помогая» ему вспышкой с рассеивателем. Однако чем дольше я так снимал, тем очевиднее для меня становились пределы возможностей схемы с одним искусственным источником света.
Поинтересовавшись, до чего дошёл прогресс в области портативного освещения для макросъёмки, я пришёл к неутешительным выводам: фирменные вспышки с несколькими излучателями нынче весьма недёшевы. А те, которые дёшевы, совсем не фирменные, и либо быстро выходят из строя, либо дают посредственный результат, а нередко поражены обоими этими «достоинствами» одновременно. Единственным исключением была макровспышкаYongnuo YN-24EX для камер Canon, но, судя по прочей продукции этого производителя, на выпуск аналогичной вспышки для Sony можно даже не надеяться.
Приблизительно год назад, блуждая по посвящённым фотографии сайтам в поисках информации о более доступных световых решениях, я наткнулся на упоминание очередной «горячей штучки» с кикстартера — миниатюрных осветительных приборов под названием «Lume Cube», управляемых по bluetooth с мобильного телефона и способных синхронизироваться с фотовспышкой. Впрочем, кто-нибудь сможет вспомнить хоть один продукт с кикстартера, который не был бы оснащён bluetooth, не имел приложения для мобильника и не умел с чем-нибудь синхронизироваться? Вот и я не смог.
Скормив название новинки поисковику, я без труда нашёл официальный сайт проекта, проглядел его по диагонали и заинтересовался: кроме традиционной фотографии и видеосъёмки для этих кубиков была заявлена водонепроницаемость на глубине до 100 футов (т. е. 30м), что предполагало возможность их применения в подводной съёмке. Помимо самих чудо-кубиков производитель предлагал для них широкий набор аксессуаров, от привычных и понятных цветных гелей, рассеивателей и гридов до кронштейнов к смартфонам, action-камерам и даже квадрокоптерам.
Технические характеристики Lume Cube можно узнать на официальном сайте, причём лучше — на японском
http://lumecube.jp, поскольку на англоязычном часть информации (к примеру, CRI и уровень водостойкости) не указана.
- Размеры: 1.5″
- Яркость светодиода: 1500 люмен
- Цветовая температура: 6000K
- Color Rendering Index (CRI): 80-85
- Степень защиты: IP68
- Время работы в режиме видеосвета: более 20 минут на полной мощности, более 45 минут при яркости 90%, более 120 минут при яркости 50%
- Полная водонепроницаемость на глубине до 100 футов
- Встроенный оптический сенсор для работы в качестве ведомого источника света
- Управление по bluetooth со смартфона через приложение для iOS и Android
- Подключение до 5 Lume Cube с возможностью управлять каждым из них по отдельности
- Регулируемая продолжительность вспышки
- Гнездо с резьбой 1/4-20 в нижней части корпуса
- Функция снижения эффекта «красных глаз»
- Угол расхождения светового луча 60º
- Гарантия: 1 год
Всё это выглядело довольно заманчиво, но при виде цены в $80 за один экземпляр куба без учёта доставки мой разум пришёл в смущение и я почёл за благо отложить решение о покупке в долгий ящик. Тогда у меня ещё теплилась надежда, кто какая-нибудь из фирм «третьего эшелона» выпустит аналог макровспышки Sony за более приемлемую сумму, долларов, скажем, в 400. Однако прошла зима, настало лето, а нужных мне вспышек так никто и не сделал. Осень и зима также не принесли добрых вестей. Поэтому решено было не ждать у моря погоды, а, несмотря ни на что, брать Lume Cube.
Нельзя не упомянуть, что вышеозначенные кубики можно купить как поштучно, так и в наборах по два («dual pack») или даже по четыре («quad pack»). Впрочем, на официальном сайте найти quad pack’и уже невозможно, и лишь небольшое их количество всё ещё можно встретить на ebay. Для моих целей одного куба явно было недостаточно (я бы сказал, что одиночный кубик вообще не имеет смысла — дешевле и проще обойтись фонариком), насчёт двух источников света уверенности тоже не было. Поэтому я решил потратиться на самый «заряженный» комплект из четырёх кубов, позволявший воплотить в жизнь едва ли не любую схему освещения, рождённую моим воспалённым воображением.
Это очень обидно, но на LumeCube принцип «оптом дешевле» не очень-то действует: официальная цена на одиночный куб составляет $79.99, на два — $149.99, а вот четыре обойдутся вам уже в $299.99, то есть на целый цент дороже, чем два по два! Кроме того, кубы существуют в нескольких цветовых исполнениях: обычном то есть чёрном, серебристом или тёмно-бронзовом, и «limited edition» в красном и синем корпусах. Нетрудно догадаться, что последние — дороже. Поскольку в моей области применения цветовая дифференциация кубов значения не имела, я выбрал наименее затратный вариант.
Несмотря на, прямо скажем, немалую стоимость доставки, свои люмекубы я получил лишь на двадцать первый день с момента заказа. В качестве трек-номера продавец прислал ранее невиданный мною UPAAB000000xxxxxxxxx, который средствами ebay отслеживался крайне скупо. Порывшись в поисковиках, я вышел на сайт
http://track24.ru, сообщивший, что трек принадлежит компании Pitney Bowes, выдавший куда более подробную информацию о движении посылки по Соединённым Штатам, и позволивший отследить посылку до момента, когда она была передана другой компании и получила трек вида LPKEN000000xxxxxxxxx.
Трек LPKEN, как оказалось, принадлежал компании wnDirect. Что ж, отправляемся на
http://wndirect.com, вводим трек и видим, что посылка передана для доставки очередной компании, а новый трек выгляди как WNMxxxxxxxxx. WNM это СПСР, поэтому возвращаемся на track24.ru, вводим уже этот трек-номер и видим, что посылка пять дней провалялась в Москве, за два дня доехала до Красноярска, ещё пять дней поразмышляла о жизни на складе СПСР, и, после чего, наконец, была передана курьеру для доставки.
И вот, наконец, мобильник радостно трезвонит, оповещая о долгожданной СМС от курьерской службы. Но это уже не СПСР, это некая DPD, о существовании которой я до того дня даже не подозревал. Но это неважно — лишь бы только долгожданные кубики поскорее попали в мои руки. И вот, наконец, я выхожу на проходную, расписываюсь в ведомости, и курьер вручает мне довольно крупную коробку, в два слоя облепленную ярлычками служб доставки. Осталось лишь дождаться завершения рабочего дня, распотрошить посылку и извлечь нашу прелесть.
Открыв дома коробку, я нашёл, что американцы упаковали товар весьма и весьма неплохо; примерно половину объема занимали заполненные воздухом полиэтиленовые подушечки. А среди этих подушечек покоилась продолговатая коробка размерами 10×10×18см, верхняя часть которой являла собой пьедестал, на котором под прозрачным колпаком покоился Lume Cube. Снизу коробка была заклеена широким серым скотчем, который, судя по всему, изначально на упаковке не присутствовал, а был наклеен продавцом перед отправкой.
Задавшись резонным вопросом «а где же остальные три куба?», я поспешил разрезать скотч и открыть коробку, из которой тут же выпали четыре экземпляра инструкции по эксплуатации.
Зачем так много — недоумевал я — ведь кубы совершенно одинаковые? И был неправ: каждый из кубиков имеет свой собственный серийный номер, листочек с которым вклеен в руководство. Точно такие же ярлычки с номерами и штрих-кодами были наклеены на коробку снизу. В предыдущей версии приложения серийные номера кубов требовались для регистрации кубиков в приложении для смартфона, однако на данный момент они, кажется, утратили всякий смысл. Тем не менее, лучше их всё же переписать и сохранить в сухом прохладном месте, вдруг они когда-нибудь всё-таки понадобятся для чего-то важного. Но о приложениях и регистрации — позже, а пока повнимательнее изучим прочее содержимое коробки.
В каждый экземпляр инструкции оказалась вложена вот такая картинка с логотипом Lume Cube:
Можно было бы предположить, что это фирменный стикер а-ля «Intel Inside» или яблочко от Apple, однако я не нашёл способа разделить их на клеящуюся картинку и защитную подложку, поэтому для меня так и осталось загадкой, как и зачем их можно употребить.
Вперемешку с инструкциями лежали чёрно-жёлтые листки с крупной надписью «CAUTION», то бишь «ОСТОРОЖНО». Шрифтом помельче сообщалось, что Lume Cube – не игрушка, что мощный светодиод при работе выделяет тепло, поэтому пользоваться им нужно с осторожностью и не класть лицевой стороной вниз. И, наконец, что прямо на светодиод смотреть не следует.
Вслед за инструкциями я извлёк пластиковый блистер с четырьмя зарядными шнурами USB – microUSB. Шнуры гибкие, но не очень длинные, немного меньше 60 см, если считать вместе с разъёмами. Разумеется, для зарядки можно использовать любые другие шнуры с подходящими разъёмами (что я и сделал позже, зарядив первый Lume Cube от powerbank’а Xiaomi на 10000 мАч при помощи Xiaomi’шного же плоского шнура).
Блистер с зарядными шнурами
Стоило мне вынуть блистер со шнурами, как из коробки скользнули три люмекуба, которые, к счастью, я успел подхватить раньше, чем они упали на стол. Видимо, дизайнеры упаковки предполагали, что я сначала отклею пластиковый пьедестал с кубом от цветастой внешней коробки, обнаружу под ним коробку из толстого белого картона с надписью «LUME CUBE», открою её, найду в ней три куба, а уж под ними — всё остальное. Но я сделал всё по-своему, поэтому случилось то, что случилось. Так или иначе, кубы я достал. Но всё же, если вы, прочитав этот обзор, решите, что вам тоже нужны такие кубики, и закажете их себе — знайте, на самом деле коробка открывается сверху!
Lume Сube, вид в 3/4
Строго говоря, это не совсем кубы. Не настолько не кубы, чтобы сказать «совсем не кубы», но от правильной кубической геометрии они определённо отклоняются. Как видно на фото, к передней части корпуса грани немного скошены. Кроме того, «в глубину» кубик на один миллиметр больше, чем в высоту и ширину. Если измерять кубы по самой широкой области, их габариты составляют 43×43×44мм; для более наглядной демонстрации размеров я сфотографировал один из кубиков рядом с аккумулятором типоразмера АА в качестве эталона.
Вес каждого Lume Cube составляет 103±1 грамм, что очень немного даже в сравнении с наиболее «любительскими» вариантами внешних вспышек, не говоря уже о больших и увесистых профессиональных.
Кубы собраны из двух половинок, передняя — окрашенная металлическая, задняя — толстый и качественный на вид чёрный пластик. В моём случае металлическая часть была окрашена в цвет тёмной бронзы (в официальных источниках эта окраска называется «gunmetal»). На металлической части верхней грани куба нанесён логотип производителя, на пластиковой же можно увидеть две кнопки под общей резиновой вставкой. Кнопки никак не маркированы, и в инструкции также обозначены просто как «левая» и «правая». Кнопки эти, во-первых, позволяют включить Lume Cube (после чего им можно управлять со смартфона при помощи фирменного приложения), а, во-вторых, если смартфона с тем самым приложением не оказалось под рукой, активировать самые необходимые функции куба вручную.
На вид и ощупь кубики сделаны очень качественно, все части подогнаны друг к другу идеально, каких-либо щелей, дефектов литья или обработки металла я не заметил. Единственное, к чему можно придраться — на одном кубике из четырёх немного смазалась краска на логотипе.
Lume Сube, вид сверху
Нижняя часть куба имеет глухое отверстие со стандартной резьбой на 1/4", позволяющее установить куб на фотографический штатив.
Lume Сube, вид снизу
Lube Сube на штативе
На задней грани собранного люмекуба нетрудно заметить крышку с широкой прорезью. Крышка изготовлена из металла, верхняя её поверхность текстурирована множеством тонких концентрических колец, а прорезь достаточно широка, чтобы крышку можно было открутить при помощи едва ли не любой монеты.
Lume Сube, вид сзади
Если крышку открутить, на ней обнаружится уплотнительное кольцо, а под крышкой — разъём micro USB, через который заряжается встроенный аккумулятор куба. В обычном комплекте кубов все крышечки чёрные, однако на официальном сайте можно купить набор из пяти цветных крышечек всего за $9.99. И я бы, пожалуй, его даже купил, чтобы удобнее было различать кубы, кабы доставка из США не стоила в несколько раз дороже самых крышечек.
И вот пришло время взглянуть на кубик спереди.
Lume Сube в анфас
Передняя часть куба закрыта стеклянной вставкой, в центре вставки — светорассеивающая линза сложной конфигурации диаметром 20 миллиметров. Сквозь линзу просвечивает отражатель жёлтого с зелёным оттенком цвета. Небольшой круглый «глазок» в верхнем правом углу — светоловушка, позволяющая синхронизировать люмекуб с внешней вспышкой и использовать его в качестве ведомого источника импульсного света.
Теперь о выключенных кубиках мы знаем всё, поэтому пора бы их, наконец, включить. Беру первый попавшийся кубик, нажимаю правую кнопку — никакой реакции. Жму левую — аналогично. Пробую другие кубы — результат в точности такой же. Кубики пришли полностью разряженными, и потому не работают. Ставлю первый кубик на зарядку и засекаю время: согласно руководству, полная зарядка занимает около 90 минут, так что можно пока заглянуть в Appstore и скачать фирменное приложение.
Приложение под iOS называется «Lume-X» (в Appstore легко ищется по ключевым словам «lume cube»), никаких экстраординарных требований к аппаратному обеспечению не предъявляет и без проблем работает даже на старых устройствах вроде моего iPhone 5. Для запуска ей нужна iOS 9.0 и выше, а установочный пакет на данный момент «весит» всего 12.2 мегабайта. Приложение универсальное, то есть работоспособно и на мобильнике, и на планшете, однако интерфейс свёрстан исключительно под iPhone, а вот на экране iPad отмасштабированные «телефонные» элементы управления смотрятся ужасно.
Приложение за время подготовки обзора успело несколько раз обновиться; до этого оно называлось просто «Lume Cube» и имело несколько иной дизайн. То, что разработчики не забросили приложение и продолжают его совершенствовать, не может не радовать.
Скачав приложение, пытаюсь ещё раз включить кубик нажатием на левую кнопку — и на этот раз всё получается! Кубик на мгновение ярко вспыхивает, а приложение рапортует об обнаружении нового Lume Cube и предлагает его зарегистрировать через интернет, введя e-mail и имя владельца.
Признаюсь, обуявшая производителей мания требовать регистрации всего и вся меня давно и крепко раздражает: свою приватность я ставлю выше желания производителя знать подноготную использования проданных устройств. Но без регистрации, увы, часть функций куба работать просто не будет, поэтому регистрирую куб на вымышленное имя и e-mail, который не жалко.
Регистрирую куб...
… и получаю заслуженные поздравления
Что будет, если компания-производитель прикажет долго жить, и сервера регистрации отключат, лучше даже не думать. И ещё один весьма важный момент: Android-версия приложения Lume-X появилась заметно позже версии под iOS и в настоящий момент носит статус бета-версии.
Во время зарядки под кнопками кубика (которые, как оказалось, полупрозрачны) мигает пара неярких красных светодиодов. При наличии некоторого воображения может даже показаться, что в процессе поглощения электричества кубик смотрит на мир с лютой злобой в налитых кровью глазах:
Люмекубик-убийца из космоса
По окончании зарядки светодиоды гаснут. Итак, куб заряжен, зарегистрирован, теперь им можно управлять с мобильника или планшета. Но повелевать всего лишь одним кубиком скучно, поэтому терпеливо заряжаю оставшиеся три и тоже их регистрирую.
Последовательно зарядив все кубы, я убедился, что указанное в инструкции время зарядки полностью соответствует истине: «с нуля» до 100% кубики заряжались за 80-90 минут. Из чего очевидным образом следует, что владельцу набора кубов не будет лишним четырёхпортовое зарядное устройство, иначе процесс зарядки рискует затянуться.
В приложении свежезарегистрированные кубики именуются как «Lume Cube 1», «Lume Cube 2» и далее по списку. Номера им присваиваются в порядке регистрации, однако при желании их можно и переименовать, что я и сделал. При этом на другом устройстве те же самые кубики можно зарегистрировать в другом порядке (скорее всего, так и случится, поскольку никаких опознавательных знаков на самих кубах нет) и под другими именами. Ещё один интересный факт: персональный компьютер с Windows 8.1 и bluetooth на борту эти кубики отлично видит и отображает в списке устройств как медицинские устройства с именем «LumeCubeXXXXX», готовые к созданию связи. Однако если нажать кнопку «Связать», примерно через минуту компьютер сообщит, что он потерпел фиаско и связь не установлена.
Теперь посмотрим, что полезного умеет мобильное приложение в варианте под iOS. Описывать я буду самую последнюю на данный момент версию, однако вполне возможно, что в недалёком будущем в приложении появятся новые функции или изменится дизайн.
Запустив его, мы увидим на экране картинку, мало чем отличающуюся от бесчисленных приложений «Какая-нибудь-камера», заполонивших виртуальные прилавки. В качестве «имитатора фотоаппарата» приложение, прямо скажем, широтой возможностей не поражает: каких-либо продвинутых функций вроде съёмки по таймеру, ручной установки выдержки и чувствительности, сохранения снимка в формате RAW и прочих подобных вещей там нет и в помине.
Однако кнопка спуска, установка режима съёмки фото/видео и переключение между основной камерой и фронтальной имеются в наличии и работают так же, как и везде. Выбор области фокусировки тапом по экрану (она обводится голубым шестиугольником) и регулировка экспозиции тоже вряд ли кому-то будет в новинку. Удивит разве что расположение ползунка экспокоррекции слева от указателя области фокусировки. И — нет, это не специальный режим для левшей, просто разработчики «так видят». Ну а я, соответственно, в процессе регулировки экспозиции не вижу четверть экрана, которую загораживает мой собственный палец.
Главный экран приложения Lume-X
Пробую, что будет нажать на спуск. Кубы дают две короткие вспышки и одну длинную, во время которой камера айфона делает снимок.
Lume Сube в качестве внешних вспышек
Ба, да это же ни что иное, как режим внешней вспышки/видеосвета для смартфона. И даже с беспроводным управлением. Не представляю, кем и для чего это могло бы быть востребовано, но факт: раньше такого не было, а теперь — есть.
Но как в этом режиме регулировать баланс между естественным освещением и люмекубами? За управление кубиками отвечают пять иконок, расположившихся в верхней части экрана. Первая из них, повторяющая логотип Lume Cube и расположенная в верхнем левом углу, вызывает окно с настройками:
Настройки Lume Cube
Первый, самый верхний ползунок регулирует яркость, причём для всех подключённых кубиков она выставляется одинаковой. Все подключённые кубики при этом загораются, чтобы можно было контролировать результат. Если требуется более тонкое управление светом — либо меняйте дистанцию от кубиков до объекта, либо используйте другую панель, о которой я расскажу далее. Ниже расположен четырёхпозиционный переключатель режимов освещения: «вспышка», «постоянное», «строб 1» и «строб 2». Разница между «строб 1» и «строб 2» в частоте вспышек: первый вариант даёт мерцание с частотой 2 Гц, второй — приблизительно в 2 раза быстрее.
Вторая иконка вверху экрана — та, что в виде батарейки — показывает процент заряда, оставшегося в наиболее разряженном из подключённых кубиков. Третья по счёту иконка — вход в «Lume gallery», где отображаются все имеющиеся на устройстве фотоснимки и видеоролики. По сути, «Lume gallery» представляет собой аналог стандартного приложения «Фото», сильно упрощенный, зато позволяющий просмотреть только что отснятый материал, не покидая приложения.
Четвёртая иконка выглядит как схематичное изображение action-камеры с подписью «GoPro». Согласно информации из Appstore, функция эта появилась в последней версии приложения, и предназначена для интеграции с одноимённой action-камерой. Каким образом кубы интегрируются с GoPro я вам рассказать не могу ввиду отсутствия таковой.
И, наконец, пришло время последней и самой главной иконки, на представленном скриншоте имеющей вид четырёх небольших шестиугольников, расположенных по углам квадрата. На самом деле этих шестиугольников может быть от одного до пяти, в зависимости от того, сколько кубиков в данный момент «видит» приложение. Нажав на неё, мы попадаем в окно настроек, представленное на нижеприведённом скриншоте:
Как видите, в нём представлены все имеющиеся у меня кубики. Здесь можно посмотреть заряд в каждом из кубиков, включить каждый из них по отдельности переключателем напротив его номера, либо все сразу, нажав кнопку «ALL ON» (которая после этого превратится в «ALL OFF», то есть «Выключить все»).
Однако управлять настройками в «ландшафтной» ориентации не очень удобно, поскольку информация даже об одном кубе на экране не умещается. Поэтому повернём смартфон вертикально:
Стало определённо лучше, за исключением того, что кубики придётся переименовать, чтобы их номера уместились на экране.
Как вы можете видеть, для каждого из кубиков отображается его имя, заряд в процентах (если значение заряда не показано, нужно подождать, пока приложение запросит эту информацию у куба) и выключатель, позволяющий включить или выключить данный кубик индивидуально. Открыв настройки какого-либо кубика, мы обнаружим, что способны управлять множеством его параметров. Первый ползунок — яркость свечения, или «brightness». В зависимости от состояния переключателя «Optical trigger» она указывается либо в привычных фотографам долях от максимальной мощности (Full power, 3/4, 1/2, 1/4, 1/8 и т. д. до 1/128), либо в процентах. Ниже него — ещё один ползунок, назначение которого также зависит от режима «Optical trigger». Если светоловушка включена, он управляет продолжительностью вспышки в диапазоне от 1 до 1/125секунды, если выключена — задаёт частоту мерцания от «Constant» (непрерывное свечение) до 10 герц.
Ещё ниже располагаются три выключателя: «Red eye», или режим подавления «красных глаз», «Flash trigger» и «Dive mode».
Режим «Red eye» используется в тех случаях, когда вы делаете фотоснимок через приложение Lume-X и используете свои Lume Cube в качестве фотовспышки. Работает он точно так же, как аналогичный «антивампирский» режим в любой другой камере: непосредственно перед снимком кубики выдают два коротких световых импульса, чтобы зрачки фотографируемого успели сузиться. Правда, происходит это настолько медленно, что модель желательно предупредить заранее, чтобы после первой пары вспышек она не расслаблялась, думая, что всё уже закончилось, а продолжала позировать.
Переключатель «Optical trigger» позволяет включить или выключить встроенную светоловушку Lume Cube. Именно эта светоловушка и стала главной из причин, по которой я остановил свой выбор именно на Lume Cube. В макродиапазоне она работает отлично и на вспышку реагирует своевременно, важно лишь следить за тем, чтобы в ловушку попало достаточно света от вспышки. Также я заметил, что светоловушка иногда даёт ложные срабатывания при резком изменении яркости (например, если на кубик падала тень, а потом резко исчезла). При этом, если поблизости находятся другие кубики с включёнными светоловушками, в системе возникает эффект самовозбуждения. Впрочем, самовозбудившись, кубики успокаиваются после первого же импульса.
Для чего предназначен выключатель «Dive mode», мне выяснить не удалось: внешне его включение или выключение ни на что не влияет. Возможно, он работает только в режиме интеграции с GoPro, поскольку обе эти функции были добавлены в приложение одновременно.
В процессе пользования приложением я обнаружил, что некоторые из настроек кубиков пересекаются с другими (самый простой случай — значение яркости при разных состояниях переключателя «Optical trigger»), и эта ситуация некорректно обрабатывается в приложении, из-за чего кубики могут вести себя странно. Как правило, чтобы привести кубы в чувство, достаточно их включить и снова выключить, однако такой недостаток в приложении всё же имеется.
Как у кубиков обстоят дела с саморазрядом? Да, в общем-то, хорошо. После того, как я полностью зарядил все кубы, три из них я использовал для экспериментов (по большей части на 1/16 или 1/32 мощности), а один оставил практически нетронутым, лишь изредка проверяя заряд. Через восемь дней те кубы, с которыми я экспериментировал, сохранили 77, 83 и 89% заряда, а «контрольный», который я почти не включал, оставался заряжен на 94%.
А теперь пришла пора перейти к самому главному: к
свету. Первый из тестов, проделанных мной — тест на мерцание, заключавшийся в быстром махании авторучкой перед кубиком, включённым на 1/16 мощности. Блестящие части авторучки превратились в непрерывные светящиеся дуги, то есть светодиод действительно изменяет яркость свечения, а не имитирует это посредством широтно-импульсной модуляции.
Свет люмекубов — отчётливо холодный; цветовая температура явно выше заявленных производителем 6000K±5%. В таком контексте становится понятна функция жёлто-зелёного отражателя: он сдвигает цвет излучения в сторону тёплых тонов; без него свет скорее всего был бы совсем синюшным.
Теперь посмотрим на направленность светового пучка. Если просто светить люмекубом на стену, может показаться, что луч очень широкий, больше 90°. Однако ощущение это обманчиво: простейший тест с листом бумаги, установленным по центру светового пучка, показывает, что основная часть светового потока укладывается в конус с углом при вершине немногим более 60 градусов дуги:
Направленность светового потока Lume Cube
Другой, ещё более простой тест, демонстрирует, что на краю луча возникают заметные цветовые искажения в сторону жёлто-зелёных оттенков. На практике это означает, что освещать снимаемый объект придётся «с запасом», чтобы окрашенная часть светового пучка заведомо оставалась вне кадра, в противном случае может потребоваться нетривиальная и трудоёмкая цветокоррекция.
Жёлто-зелёная окраска на периферии луча Lume Cube
Согласно информации с официального сайта, яркость свечения люмекуба составляет 1500 люмен. Много это или мало? Для карманного фонарика, пожалуй, цифра вполне приличная. А вот для осветительного прибора… С одной стороны, даже одиночный люмекуб с лёгкостью растоптал и унизил китайский видеосвет за 35 долларов, несмотря на то, что последний был утыкан светодиодами, как новогодняя ёлка. Но, с другой стороны, всё тот же официальный сайт сообщает нам, что создаваемая кубом на максимальной мощности и дистанции в 3 метра освещённость составляет 450 люкс. Обратившись к Википедии, мы узнаем, что это чуть ярче, чем закатное освещение в ясный день. То есть не так уж и много, поскольку при портретной съёмке на закате уже приходится задействовать искусственный свет. Конечно, можно использовать два или три куба, и дотянуть освещённость до уровня пасмурного дня, но тут мы столкнёмся с другой проблемой.
Диаметр рассеивающей линзы, как я уже говорил, составляет всего 20 миллиметров, поэтому на расстояния три метра такой источник света можно считать точечным, и свет от него будет «жёстким», дающим резкие тени. А любой, кому доводилось бывать в фотостудии, не мог не заметить, что точечные источники там не в чести, а «жёсткий» свет применяется весьма ограниченно.
Традиционно «жёсткий» свет превращают в «мягкий» при помощи отражателей либо диффузоров, на которых немалая часть этого света либо поглощается, либо рассеивается в нежелательных направлениях. Что из всего этого следует? Во-первых, то, что для портретной съёмки осветительное оборудование придётся расставлять вплотную к снимаемому человеку. А во-вторых — что даже в этом случае световые условия будут очень непростыми.
Подтверждение вышесказанному вы без труда найдете в галерее снимков на всё том же
http://lumecube.com: приглядитесь внимательно, и вы заметите, что немалая часть снимков щедро приправлена цифровым шумом, а, стало быть, сделана на высоких и даже экстремальных значениях светочувствительности. С другой стороны, в той же галерее есть и некоторое количество впечатляющих портретов, и значит, при желании и умении этот жанр снимать с люмекубами всё же возможно.
Другой вывод, рождающийся при созерцая галереи, в том, что лучше всего люмекубы справляются с некрупной «предметкой». Объяснение этому очевидно: если размеры предмета сравнимы с размерами источника света, а расстояние между ними невелико, люмекуб для такого предмета превращается в крупногабаритный осветительный прибор. Кроме того, с небольшой дистанции гораздо проще организовать освещение как отражённым от рефлектора светом, так и рассеянным при прохождении через диффузор, даже если источник света, как в нашем случае, не очень мощный.
Кроме того, если хорошо порыться в памяти, из курса физики можно вспомнить, что освещённость (та самая, которая в люксах) меняется пропорционально квадрату расстояния от источника света. То есть, наш люмекуб, который с трёх метров выдавал скромные 450 люкс, с дистанции в метр создаст освещённость в 9 раз больше, а это уже не закатное освещение, а полноценный зимний полдень в средних широтах. Ну а если вдарить по объекту двумя люмекубами с дистанции в полметра (а именно такой дистанция обычно бывает при макросъёмке), мы получим освещённость приблизительно в 32 тысячи люкс, что уже может тягаться с прямыми солнечными лучами в середине лета.
Кстати, примеры макроснимком в галерее тоже есть, но они немногочисленны и, прямо скажем, не впечатляющие. Возможно, потому, что люмекубы ещё не попали в нужные руки. Зато этюды «кружка/бокал/бутылка чего-нибудь на просвет» там можно найти во множестве. Я этот сюжет тоже не обошёл стороной и снял свой вариант, с рюмкой из Вьетнама и знаменитым ромом «Old Monk» с Гоа.
Ром, конечно, был хорош, но кубы я покупал отнюдь не ради того, чтобы снимать рюмки с жидкостями, пусть даже и радующими язык и услаждающими душу. А поскольку зимой снимать было нечего, пришлось положить их в долгий ящик и ждать до весны.
Ждать пришлось долго, весна в этом году не задалась. Лишь с самого конца апреля в отдельные и немногочисленные дни воздух прогревался до +15°C и выше. Однако меня это не остановило: взяв с собой на прогулку специальный сетчатый садок, я принёс на лоджию первую свою фотомодель, небольшую и неброско окрашенную бабочку под названием «весенница берёзовая», или, на научной латыни, «Archiearis parthenias».
На скорую руку расставив освещение и усадив бабочку на сорванную по дороге веточку вербы, на следующие полтора часа я погрузился в съёмки, задействовав в них два кубика из четырёх. Поскольку «набить руку» в съёмке с новыми осветителями я не успел, немалая часть снимков отправилась в корзину, однако и удачных кадров хватило, чтобы отбор самого лучшего из них оказался непростой задачей. Затратив ещё сколько-то времени и сил на обработку, я получил в итоге вот такое фото:
Весенница берёзовая (Archiearis parthenias)
Оригинал фото
Неделю спустя я вновь прогуливался с фотокамерой и садком вдоль местной речки в поисках всё тех же весенниц: хоть предыдущее фото меня и удовлетворило, любой результат всегда можно улучшить. К тому же, весенницы — существа хрупкие и нежные, крылышки обтрёпывают быстро, а для хорошего фото нужна бабочка в идеальном состоянии. Поэтому продуктивно снимать их можно всего лишь одну неделю в году, и если шанс упущен, новый придётся ждать аж до следующего апреля.
В этот раз, однако, с весенницами мне не повезло, и я уже было собрался домой и убрал камеру в рюкзак, когда углядел на бетонном ограждении невиданную мной ранее бабочку. Отсняв её на месте на случай, если бы она вдруг улетела, я уговорил её перебраться в садок и принёс в свою псевдостудию на лоджии. Бабочка хоть и выглядела спокойной, однако ни на веточке со свежей листвой, ни на цветке мать-и-мачехи сидеть не пожелала. Её загадочная душа почему-то больше всего тяготела к куску гранита. Что ж, раз бабочка хочет гранит, пускай будет гранит — подумал я, и принялся расставлять оборудование.
На этот раз я задействовал все четыре куба, два в качестве источников заполняющего освещения, один — для подсветки фона и ещё один, фронтальный, который пришлось держать в руках — для борьбы с глубокими тенями.
По ту сторону кадра
Сложности возникли практически сразу. Если на предыдущей фотосессии основным освещением было рассеянное, а люмекубы использовались лишь для придания объёма, то в этот раз кубики стали основой освещения всей сцены. Сразу же стало ясно, что фон нужно подсвечивать отдельно, иначе он выглядит слишком тёмным и насыщенным. Осветив фон, я отметил, что холодный свет кубиков повлиял не только на освещённость, но и на цветовую гамму. Пришлось добавить яркости осветителям, чтобы искусственный свет доминировал над естественным рассеянным и близкие к правильным цвета можно было получить простой установкой баланса белого. На следующей итерации потребовалось уточнить расположение источников заполняющего света, чтобы избавиться от ярких блестящих точек на поверхности гранита.
Убедившись, что сцена приобретает желаемый вид, в качестве финального штриха я взял последний кубик, включил его на малую мощность и подсветил глубокую тень под крыльями и телом бабочки. Экспотройка для полностью завершённой схемы освещения выглядела следующим образом: чувствительность 100 единиц ISO, диафрагма F/14, выдержка 1/13с. Примерно час я экспериментировал с расположением и мощностью люмекубов, покуда мы с фотомоделью не утомились, после чего шелкопряд был отпущен на волю, а я занялся анализом и обработкой результатов.
За час работы (с перерывами) на 1/2 мощности при температуре +15°C кубики ощутимо нагрелись. Не настолько, чтобы обжигать пальцы или причинять дискомфорт, до достаточно, чтобы можно было уверенно сказать «они горячие», то есть приблизительно до +50°C. Заряд самого разряженного из кубов при этом опустился с 82% до 17%. Кубами я управлял по Bluetooth с iPhone 5, который за это время успел израсходовать чуть более 20% заряда (впрочем, за пять лет аккумулятор у того айфона успел заметно деградировать). Ввиду вышесказанного не стоит без необходимости долго держать кубы включёнными — мало того, что при этом разряжается сам кубик, ещё и нагрев вряд ли пойдёт на пользу встроенным аккумуляторам.
На этом с живописанием технических моментов съёмки я закончу и перейду к демонстрации результата.
Берёзовый шелкопряд (Endromis versicolora)
Оригинал фото
Конечно же, не следует воспринимать данное фото как документальное свидетельство, что «всё вот именно так и было». Несмотря на приложенные усилия, мне всё же пришлось прибегнуть к Photoshop’у, чтобы дополнительно осветлить фон и раздельно выставить баланс белого для бабочки и камня, но, в общем, редактирования и цветокоррекции потребовалось не больше, чем для обычного снимка в контролируемых условиях. К тому же, если бы фото изначально «не получилось» по свету, дальнейшие манипуляции не имели бы смыла. Но всё-таки на будущее я задумался о приобретении набора недорогих «тёплых» гелей, чтобы снизить цветовую температуру света кубиков до более удобной.
Теперь, когда вы видели самое главное — то, ради чего приобретались люмекубы, пришла пора подводить итоги. Бесспорно, сами по себе Lume Cube хороши, и я вижу лишь две причины, удерживающие меня от того, чтобы рекомендовать их всем без исключения: «холодный» свет с высокой цветовой температурой и цена на комплект из четырёх кубов, сравнимая со стоимостью макровспышки от производителей третьего эшелона. Однако Lume Cube обладают и рядом неоспоримых достоинств, среди которых: миниатюрность, малый вес, водонепроницаемость и, конечно, более простой и удобный в управлении постоянный свет. Поэтому, если отмеченные мной недостатки не являются критичными для ваших задач, LumeCube вполне могут стать для вас подходящим вариантом. Мне же Lume Cube определённо понравились, как идеей, так и качеством её реализации. Да и бабочки мой выбор одобрили самым недвусмысленным образом.
Достоинства
- Малый вес и компактность
- Встроенный аккумулятор
- Дистанционное управление и синхронизация со вспышками
Недостатки
- Высокая стоимость как самих Lume Cube, так и доставки в РФ
- «Холодный» свет с высокой цветовой температурой
- Запутанная настройка яркости и продолжительности вспышки в приложении
- Приложение под Android на момент написания обзора существует лишь в бета-версии
Не мог человек, занимающийся макросъемкой, позволить купить себе непойми что за конский ценник.
Даже USB кривой
Можно же Конвоев s2+ с разными линзами понакупить гору, и диоды с хорошим cri к ним на сдачу и гору креплений…
Уважаю и жму руку.
Сам товар оценить затрудняюсь — видимо, мне это не нужно. Но ведь мы и оцениваем не товары, а обзоры…
Нарисовал, возможные варинты в corona render (он unbiased)
а я ни на чем не настаивал, ваша же цитата выше
так вот эти рассеиватели ставятся вплотную к диоду и смягчают свет весьма относительно.
Светофильтр не рассеиватель! Если вы подразумевали добавить еще пленку рассеивающую, то еще сильнее «размажутся тени».
И я надеюсь вы поняли, у меня нет этого устройства «Я макросъемкой не занимаюсь, но купил бы скорее» намекает на это, у меня никон д3300, я не учился им пользоваться, тк здшкой занимаюсь больше 18лет, и во многих рендер движках есть все параметры физических камер, экспозиция, доф, боке, грип, мблюр (шевеленка в народе), а их связь с выдержкой, диафрагмой и фокусным расстоянием — там регулируется по физике, в некоторых, например максвелл можно фокус с призмой и дисперсией света зафигачить )
Я знаю, то что знаю, и не знаю, то что знать, без определенных параметров, не имею возможности.
— она на магнитах крепиться? Я ничего не подразумеваю, сейчас вы выдумываете на ходу, перечитайте свое собственное сообщение.
там можно и большой софт бокс прикрепить, только что вы собираетесь таким образом снимать с таким слабым источником света?
Что касается рекомендуемого вами сабжа — я и сам его себе бы купил, но никак не в разрезе рекомендации использования его как более мягкий источник света… особенно для макро.
Без обид, удачных снимков!
собственно в том и вопрос, полно фонарей за 20-30$ с заявленными с такой мощностью и водонепроницаемостью.
можно вас попросить сделать тест со вспышкой? думаю все кубы вместе едва дотянут до 1/16 мощности 100$ вспышки с GN58-60
Про отсутствие макро вспышек не совсем понял, чем тот же Metz Mecablitz 15 MS-1 не устроил? а дороже уже можно брать монстра в виде Godox AR400
Ссылку нельзя проще делать
Предлагаю такой план:
консерватория — десертация — обсерватория!
Задача — нужна макровспышка, но для Сони ее нет. Вместо того, чтобы купить адаптер, который Сони таки делает, зачем-то куплен светодиодный свет по цене крыла от Боинга…
Где логика?
Ладно. Более-менее подробно описан процесс синхронизации с яблочной продукцией, настройки… дык, а Сони-то что?
а кольцевая макровспышка чем не устроила?
или есть еще разновидности осьминогового типа, когда из крепления торчат подвижные «ноги» со светильниками на конце, можно ими дать нужные углы, чтобы теней не было.
+
А это просто похожее название? Проектор.
т.е. выставить сцену с вспышками можно только пыхнув и посмотрев результат, т.е. дискретно.
а кубики можно включить и двигать, оценивая освещение непрерывно.
но да, ценник не из нашей реальности