Магические глаза. Делаем ретро-приемник (на TEA5710), или как зажечь лампу 6е5с (6е1п).

Однажды на радиокоте я увидел тему, что-то типа «Мужики, а как мне подключить индикаторную лампу 6е1п?» Лампы действительно очень красивые, и хотя с метрологической точки зрения абсолютно бесполезны, интерес к ним, судя по всему, не угасает- благо запасы ламп еще не исчерпаны. Вот сечас расскажу как их подключать, на примере 6е5с, которая на мой взгляд наиболее красива- и за свой внешний вид получила в народе название «магический глаз». Гуру в этом опусе ничего интересного не обнаружат, а начинающим может оказаться полезно. «Готовых изделий» в статье не будет- только схемы.

Примерно лет 10 назад восхотелось мне сделать радиоприемник типа «радиоточки», но в ретро-стиле. За основу была взята замечательная микросхема ТЕА5710, которая, в частности, имеет выход на индикатор настройки. И вот в качестве индикатора просто просилась эта самая лампа- посему вопрос «как подключить» передо мной тоже встал. Задачу я в итоге решил относительно успешно, хотя в радиолампах как ничего не понимал, так, к своему стыду, ничего толком не понимаю до сих пор. :(

Начал с изучения информации по лампе. Информации, кстати, вагон, но она «общего характера». Схем подключения тоже вагон- приведу наиболее простую, которую применил сам:
Схемы включения 6е1п, 6е3п и прочих подобных ламп полностью аналогичны (почти идентичны), «но есть нюанс», о котором позже.

Рекомендую ознакомиться со скрытым текстом. Это гениальная конструкция! В первую очередь- своей простотой. Предки были гораздо умнее нас, и реализовывали очень сложные вещи крайне простыми средствами. Только прикиньте вычислительную мощность, которая потребуется на реализацию чего-то подобного на ЖК-экранчике. И то получится дискретно. А тут- буквально из стекла и палок… Снимаю шляпу! Где-то в техническом прогрессе мы явно свернули не туда. :( Контраргумент: «зато энергии жрет как не в себя». Да, жрет. Но всё то же самое можно сделать на светодиоде и стрелочном индикаторе с приводом на шторку. ;) «Магнитные глаза» с лампочками накаливания даже существовали в природе, но широкого распространения почему-то не получили. Впрочем, это уже совсем другая история…
Как это работает
Информация из интернета:
Устройство электродной системы и названия всех электродов приведены на рисунке. Как видно, это двойная лампа, состоящая из управляющего триода и собственно индикатора с единым катодом для обоих.
Кратер индикатора с внутренней стороны покрыт тонким порошком виллемита (силикат цинка) — минерала, светящегося ярким зеленым светом при облучении его потоком электронов.
Благодаря наличию катодной сетки, закрывающий катод в области кратера, ускоряющее поле не действует на пространственный заряд электронного облака вокруг катода, чем обеспечивается постоянство яркости свечения экрана при изменении напряжения на ноже. Помимо этого, поверхность катода предохраняется от вырывания из нее электронов и от бомбардировки его остаточными ионами, что способствует длительному сроку службы лампы.
В исходном состоянии, когда на сетке управляющего триода потенциал равен нулю, анодный ток максимален (220 мкА), на резисторе анодной нагрузки падение напряжения также максимально и потенциал анода составляет около 30 вольт. Поскольку кратер находится под потенциалом 250 вольт, то относительно него нож (отклоняющий электрод), соединенный с анодом триода, имеет отрицательный потенциал в 220 вольт, который отталкивает от него поток электронов. Таким образом, слева и справа от ножа образуется зона тени, куда электронный поток не попадает. А поскольку свечение экрана определяется именно электронным потоком, то зона тени образуется и в свечении экрана. Соотношения размеров электродов выбраны так, чтобы теневой сектор, в отсутствии сигнала на сетке индикатора, составлял бы 80-90 градусов.
При подаче на сетку триода сигнала с постоянным отрицательным потенциалом, анодный ток триода уменьшается, что вызывает соответствующее уменьшение падения напряжения на резисторе анодной нагрузки, и увеличение потенциала анода и соединенного с ним ножа. Это приводит к уменьшению отрицательного потенциала ножа относительно кратера. Отталкивающее действие ножа на электронный поток уменьшается и теневой сектор сокращается. При этом, зависимость угла теневого сектора от напряжения на сетке напоминает по своему характеру анодно-сеточную характеристику триода. При подходе к точке запирания, крутизна триода уменьшается и имеет место естественное компрессирование больших сигналов, что увеличивает динамический диапазон индикатора.
При достижении входного отрицательного потенциала на сетке триода напряжения запирания (для 6Е5С это минус 8 вольт), ток анода становится незначительным, и потенциал анода повышается до значения 220-230 вольт. Таким образом, отрицательный потенциал ножа становится около 20-30 вольт относительно кратера, что не оказывает заметного отталкивающего действия на электронный поток и теневой сектор смыкается.
При изменениях входного напряжения триода и, соответственно, угла теневого сектора, ток кратера остается почти постоянным и для радиолампы 6Е5С составляет 1-1,2 мА.

Добавочка: если в цепь кратера поставить последовательный резистор, сопротивлением, к примеру, 39 кΩ, то потенциал кратера понизится на 40-45 вольт и составит 205-210 вольт. Тогда при запирании триода, потенциал анода будет превышать потенциал кратера и нож при максимальном входном сигнале, вместо отталкивающего электрода, станет притягивающим для потока электронов. Потоки электронов, летящие к кратеру с обеих сторон ножа, станут притягиваться им и, огибая нож, перехлестываться, обозначив тем самым за ножом область с в два раза большей концентрацией электронного потока. Соответственно, яркость свечения кратера в этой области будет выше. Таким образом, создастся зрительный эффект, что зеленые края теневого сектора сомкнулись и при дальнейшем увеличении входного сигнала, перехлестнулись.

Итак, что в итоге требуется для запуска этой лампы:
1. Анодное напряжение: 250 вольт, при токе в цепи менее 2 мА.
2. Напряжение накала: 6.3 вольта, при токе накала 300 (+25) мА.
3. Напряжение, подаваемое на управляющую сетку. Отрицательное относительно катода, максимальное по модулю значение- 8 вольт, ток в цепи настолько мал, что им можно пренебречь.

Начнем с самого сложного: откуда взять напряжение +250 вольт? От анодного трансформатора, как все нормальные люди. Но вы цены на эти трансформаторы видели? Да и места мало в корпусе… Я решил, что я ненормальный человек- и потому буду брать непосредственно от сети! Да, ортодоксы меня закидают тяжелыми тупыми предметами, и, возможно, будут правы. Но я делаю не ламповый усилитель, я просто зажигаю лампочку. Всякие там «лезущие помехи» меня не волнуют. У всех современных зарядок половина схемы спокойно работает «просто от сети»- и никого это не парит, а лампа чем хуже? В общем- анодного трансформатора не будет. В сети у нас 220 вольт действующего значения, амплитудное, соответственно, 310 вольт. Мне хватит. После выпрямления и фильтрации получится некоторое значение, зависящее от тока нагрузки и емкости фильтрующего конденсатора. А ток нагрузки у меня, хвала ктулхе, маленький.
Нарисовалась вот такая простенькая схемка:
Классический параметрический стабилизатор напряжения. В пояснениях имхо не нуждается, но пару замечаний сделаю. Я применил четыре стабилитрона на 62 вольта, можно применить три на 82- но их на тот момент почему-то не было в продаже. Главное- суммарно «набрать» напряжение стабилизации в примерно 250 вольт. Точного значения не нужно, лампа нормально работает в диаппазоне напряжений 140-250 вольт. Причем я встречал в интернете решения, когда на кратер «выгоревшей» лампы подавали аж +500 вольт- и она на какое-то время «восстанавливала» яркость (режим зомби), так что «сверху» значение этого напряжения условно тоже особо не ограничено…
Все резисторы мощностью не менее 0.5 ватт. Не потому что «греются»- не греются они, а потому что у резисторов есть такое понятие как «допустимое рабочее напряжение». Резюки на 0.25 ватта уже не годятся (R2- по мощности). R3- для разряда конденсаторов после выключения питания (номинал от 470К до 1М, и можно вообще не ставить). Маленького транзистора MPSA44 (KSP44 тоже годится) чисто технически было бы достаточно впритык, но на всякий случай я его умощнил ST13003, благо эти транзюки копейки стоят, а польза великая. Можно заменить на MJE13003. Но надо иметь в виду, что каждый производитель их лепит как хочет. У MJE13003 и ST13003 «зеркальная» цоколевка, например. Обойтись только одним 13003 я не рискнул- очень низкая бета, а в «составном» виде- в самый раз! Резистор R1- от броска тока в момент включения.
Что я намерял с новой рабочей лампой в этом стабилизаторе:
Uсети= ~220 вольт. В моей хате пока 220, а не 230- я проверил.
Uс1= 275 вольт. Более чем достаточно, емкость С1 можно не увеличивать.
Uвых= 255 вольт. Китайские стабилитроны, увы, не идеальны. :(
Усредненное падение напряжения на R1= 4 вольта. Выходит, общий потребляемой схемой ток- около 3.5 мА, причем половину жрет сам стабилизатор.
Общий вывод: можно так и оставить.

Далее переходим к питанию накала, и так уж вышло что сетки заодно. Ну, специальный накальный трансформатор тоже не нужен- сгодится любой, с которого можно снять 6.3 вольта при токе 300+ мА. Я взял стандартный ТП132-19 (ТП112-19). У него аж две вторичных обмотки, с каждой можно снять по 400 мА, напряжение на обмотках при этом будет порядка 9 вольт. Вот одну обмотку я полностью пустил на питание накала (и управление лампой заодно), а от второй обмотки питается остальной приемник, который- спойлер- с лампой полностью развязан электрически.
Схема питальника получилась вот такая:
Ну, по цепи накала вопросов нет. Стандартная микросхема типа 7805, со стабилитроном в «земляной» ноге. Обратите внимание- стабилитрон включен правильно. Потому что кс113а- не стабилитрон вовсе, а стабистор. То есть диод, падение на котором не зависит от протекающего тока. Если включить «обратно», как в случае привычного стабилитрона- ничего через него не потечет, кренка стабилизировать не будет. Кренку лучше поставить на небольшой радиатор.
Тут я совершил одну ошибку:
взял с полки древнюю, хотя и непаяную даже, отечественную кр142ен5а- ну чего добру зазря пропадать… На стабисторе упало 1.2 вольта, но суммарное напряжение на выходе составило… 6 вольт ровно. :( То есть отечественные кренки имеют такой разброс, что уму нерастяжимо. Мог бы вообще не париться, а взять кр142ен5б (7806) и получить те же 6 вольт без всяких извращений. Технически лампа допускает питание накала от 5.7 до 6.9 вольт- так что в требуемые параметры я формально уложился, даже в 5% попал… но обидно! Можно было «подбросить» напряжение на «земляной» ноге, но подобрать красный светодиод с падением в ровно 1.5 вольта мне так и не удалось. Пошел купил фирменную (ST) L7805cv- и вот с ней получилось 6.25 вольта, как и было задумано изначально. Отечественный производитель отправился на свалку истории в самом буквальном смысле, от греха.

Плюс к тому- мне же надо минус восемь вольт для сетки откуда-то добыть. Не покупать же отдельный трансформатор ради такой ерунды! И тут я вспомнил про один древний лайфхак английских инженеров, родом из 80х годов. Можно получить двуполярное питание от одной обмотки- в самом простейшем виде как нарисовано на схеме, но «отрицательная» линия получается относительно слаботочная. А мне-то сильноточную и не надо! Как ни странно, лайфхак сработал отлично- можно брать на вооружение. За диоды вполне сгодятся 1n4148, или вообще что угодно мелкое с максимальным током от 50 мА.
А вот и нюанс. С лампой 6е1п такой номер не пройдет,
и вот почему: для управления сеткой нужно отрицательное напряжение аж минус 15 вольт по документации, а для некоторых экземпляров ламп и того меньше. Ставить более мощный трансформатор с более высоким напряжением на вторичных обмотках- глупо и нерационально. Потому придется действовать в духе времени- тупо, по-неандертальски:
А именно- ставить развязывающий DC-DC преобразователь типа b0515s (или даже b0524s, если не повезет), или исчо какой подобный блочок.

Примечание: в каментах мне уже сообщили, что я недостаточно разумный, и можно использовать умножитель напряжения. Я проделал моделирование в программе Microcap- действительно можно. Но поскольку рабочих образцов я лично не делал- рекомендовать каких-либо схем не буду. Просто имейте в виду.

Впрочем, эта схема вообще «так себе» — я уже написал дополнение в конце, рекомендую заглянуть.

Окей, ну вот запитал я эту лампу и чего? «Терпение, спокойствие, сейчас они появятся.»
Как я уже говорил ранее- приемник от лампы полностью развязан электрически, бо вот только сетевых потенциалов мне на схеме и не хватало. В древние времена для развязки применился бы какой-нить трансформатор. Мне трансформатор не годится- сигнал с «индикаторного» выхода микросхемы представляет собой постоянный ток, потому было принято простое и логичное решение использовать оптрон.

Тут есть одна засада. Оптроны нелинейны- ну и ладно, у меня все равно показометр. А еще они непредсказуемы в области малых рабочих токов, производители ниже тока 1мА обычно даже ничего не нормируют и графиков не приводят. А у микросхемы ТЕА5710 индикаторный выход откровенно слаботочный. Светодиод, который штатно к этому выходу подключается, на даташитовской схеме изображен даже без токоограничительного резистора- бо ток с этого выхода никогда не превысит 6мА (по уверению производителя), минимальное значение (максимального тока)- 2мА, причем я так и не понял от чего это зависит. Среднее значение обещают 3.5 мА. Нет, конечно, оптрон будет работать и так- но можно получить ситуацию, когда при приеме вообще хоть чего-то края темного сектора будут сведены, а при отсутствии станции расходиться максимально- и никакого «качества приема» лампа не будет показывать даже приблизительно. В качестве мигатора сгодится, но я хотел большего. Фирма «Филлипс» любезно предоставила схему индикаторного выхода- там обычный транзистор NPN-структуры. Вывод эмиттера даже выведен отдельно, но на блок-схеме он относится к подсхеме «стабилизатора», и я его как-то использовать не рискнул. В общем- можно считать что там NPN-транзистор, из вывода 15 торчит вывод коллектора, ток через вывод меняется от 0 до какого-то максимального значения, но маленького. И надо это безобразие как-то усилить. Я в схемотехнике Сабзиро, поэтому не вспомнил ничего лучше старого доброго токового зеркала. «Источник тока, управляемый током»- что и требуется. Тем более что ток в зеркалах прекрасно масштабируется. «Дешево, надежно и практично».
Я применил оптопару АОД101В, просто потому что она у меня была. С другими буквами по идее тож сгодятся, они там все плюс-минус одинаковые…
Максимальный допустимый ток через светодиод оптопары- 20 мА по документации. Поэтому я отмасштабировал ток втрое. Соотношение входного тока и тока нагрузки определяется соотношением R1:R2, поскольку напряжения на резисторах равны. Теперь при изменении тока с выхода индикатора от 0 до 6 мА ток коллектора Т2 меняется от 0 до 18 мА- в допустимые пределы укладываюсь. В крайнем случае можно подобрать R1 «по обстоятельствам», или даже подстроечник мелкий воткнуть… Бонусом- падение на светодиоде уже не имеет особого значения. Кому жалко лишний транзистор тратить- можно вместо Т1 поставить диод типа КД522, так оно работать тоже будет. Я не стал экономить.

Оптопара фотодиодная, фотодиод включен в фотодиодном режиме (вроде как фотогенераторный допускается, но он мне не нужен). CTR (коэффициент передачи тока) у фотодиодных оптопар очень маленький, у этой заявлен от 1.2%, то есть ток через освещенный фотодиод равен току через светодиод, умноженному на 0.012. При максимальном токе падение на связке R3+R4 должно составить условно 8 вольт- достаточно, чтобы края темного сектора сошлись.
Главное- тут всё очень «примерно». Каким будет реальный ток фотодиода- с достаточной точностью не предсказать, можно только примерно прикинуть. CTR «от 1.2%» не означает что он будет реально 1.2%, может быть и все три (… а может это страус злой, а может и не злой, а может это дворник был...). И вообще этот параметр не отличается термостабильностью… хотя, учитывая что приемник работает при постоянной комнатной температуре- в общем не страшно. Потому я даже не парился точным расчетом сопротивления этой связки (где-то 50 килоом выходило), а просто воткнул подстроечник побольше.

Потому алгоритм настройки такой:
0. Выключаем, отодвигаем, убираем все светодиодные лампочки на расстояние минимум метра от приемника. Они выдают кучу помех и сильно мешают. То же самое касается зарядок от мобильников, и любой другой фигни, содержащей импульсные преобразователи напряжения.
1. Включаем всю эту порнографию.
2. Ловим самую мощную станцию, какая есть, или принимаем сигнал с автомобильного FM-трансмиттера (если есть). Заодно контролируем токи по падению напряжений на резисторах, если совсем все плохо- что-нибудь меняем.
3. Устанавливаем такое сопротивление подстроечного резистора, чтобы края темного сектора сходились.
Всё, задача решена. Славим богов и Аллена Дюмона, который, если верить википедии, этот самый «магический глаз» и изобрел в 1932 году. Слушаем по радио свою любимую песню «Валенки» и радуемся.

Если не получилось,
то причин может быть несколько.
1. Недостаточное качество приема. То есть слабый сигнал. Даже не пытайтесь настроить лампу, принимая что-то на кусок провода. Звук может быть отличный, а лампа так ничего и не покажет. То есть «качество звука»- не показатель! Лампа- показатель, она для того туда и втыкается. Так что ищем в закромах хорошую антенну, и всячески ее крутим- чтобы добиться максимальной реакции лампы на всех подряд станциях. Отстраиваемся по самой мощной. Да, время придется потратить- зато получится годный результат!
2. У оптопары совсем дохлый CTR. В этом случае придется увеличивать сопротивление связки R3+R4.
3. У микросхемы откровенно слабый выход индикации. Тогда можно увеличить коэффициент отражения зеркала до четырех (а то и больше), пропорционально увеличив сопротивление R1 (или уменьшив R2). Но я бы не рекомендовал- такими игрищами можно случайно спалить оптрон. Потому этот способ не применяем, пока не убедимся что ток выхода индикации реально маленький.
4. Лампа настолько неидеальная попалась, что падения на R3+R4 недостаточно, чтобы свести края темного сектора. Тогда, увы, придется вместо стабилитрона на 8.2 вольта поставить стабилитрон на 9.1 вольт. Питальник такую манипуляцию спокойно выдержит (при достаточном напряжении на обмотке трансформатора).

Можно не связываться с фотодиодными оптронами (хотя они продаются), а привычно воткнуть выковырянную из старого питальника РС817 (или что-то подобное, что есть), но тогда R3+R4 придется сильно уменьшать соответственно. У транзисторных оптопар CTR очень большие- до 600%.

Кстати, на моих лампах края сектора сходились при напряжении на сетке порядка даже не 8, а только 6 вольт. А вот дальше начиналась магия- лампа работала «с перехлестом». Хотя никаких резисторов в цепь кратера я не вешал, и, если верить приведенному выше описанию работы лампы, такого не должно быть в принципе- бо напряжение анода не может превысить напряжения на кратере. Но оно было. Почему и отчего- я не знаю. Объявил баг фичей- и воспользовался этим для более точной настройки своей системы индикации.

Ну вот как-то так. В принципе, способ управления этой лампой достаточно универсальный, можно применять её и в каких-нибудь других показометрах.

! Кстати, при работе с устройством не забываем о правилах техники безопасности !

Дополнение:
Улучшенная схема питания лампы
Подобно японцам из кина «Последний самурай» просто обожаю все доводить до совершенства. Точнее, до подобия совершенства, поскольку оное недостижимо.
Мне не понравилась относительная сложность низковольтной части питальника, а главное- чрезмерный нагрев микросхемы стабилизатора. «Чрезмерный»- не в том смысле что срабатывает защита, а в том, что пальцу горячо. У меня вообще критерий допустимости нагрева только один- «рука терпит». Если не терпит- надо что-то менять в этой жизни…
Теоретически можно увеличить теплоотвод, но можно пойти другим путем. Заменить стабилизатор напряжения на стабилизатор тока. Улучшенная схема возможна такая:
Лампе ведь совершенно все равно каким напряжением питают ее накал, хоть переменным. Потому легко можно изменить полярность напряжения накала на отрицательную- чем я воспользовался. И теперь уже не нужно никаких псевдоумножителей для получения отрицательного напряжения на сетку. :)

Но главное- это стабилизатор тока на регулируемом линейном стабилизаторе (для наглядности я нарисовал lm337). Классика жанра, даже упомянутая в даташите. В таком включении стабилизатор греется уже меньше, поскольку часть тепла рассеивается резистором R2. Ток накала лампы- 300 мА (по документации), напряжение на резисторе- 1.25 вольта (Reference Voltage по даташиту на lm337). Сама по себе микросхема почти ничего не ест- ток через ногу «adj.» указан максимум 100 мкА, потому «вклад» стабилизатора можно не учитывать. Итого- 4.2 Ома. Придется применять составной резистор из нескольких, поскольку таких номиналов не существует. :( И вообще его лучше подобрать «по месту», чтобы на накале полностью и хорошо прогретой лампы падало 6.3 вольта, поскольку резисторы не точные.

Так лампа проживет значительно дольше, особенно при частых включениях. Холодная нить накала обладает достаточно малым сопротивлением, которое растет при нагреве- потому в момент «пуска» от схемы со стабилизатором напряжения ей не очень хорошо… Кто помнит лампочки накаливания- должен еще помнить, что чаще всего они перегорают именно в момент зажигания. Теперь эта проблема устранена- подаваемый на лампу ток отныне постоянного значения, так что по мере прогрева просто будет плавно расти напряжение на ните накала- от пары вольт и до 6.3 вплоть.

Но тут есть одна засада, как же без этого… Производитель рекомендует минимальное падение на микросхеме- 3 вольта. Потому по-хорошему надо на вход стабилизатора подавать не менее 10.5 вольт. В идеальных условиях у меня это даже получалось, но стоило только немного упасть сетевому напряжению, либо сделать музыку погромче- напряжение на вторичной обмотке падало, и ток через лампу тоже падал. То есть ТП132-19 в связке с lm337 работает плохо! Потому трансформатор надо брать «с запасом»… Но лучше всего- вообще не связываться с lm337, которая не столько пользы приносит, сколько греет сама себя, а вместо нее взять какой-нибудь другой регулируемый стабилизатор, но «low-drop» (или LDO)- то есть с малым падением. Кстати, сгодится даже «положительный»- поскольку тут последовательное соединение стабилизатора и нити накала лампы. ;) Вариантов тьма…

Лично я пошел именно по этому пути, получилась такая схема:
Обратите внимание- стабилизатор «положительный», просто включен «наоборот». В таком включение он двухполюсник и ему совершенно без разницы с какого конца нагрузку повесят. Сама микросхема LD1084- стабилизатор с малым падением, до 1.5 вольт. Микросхема не дефицитная, хотя и не особо дешевая. Она бывает на стандартные значения выходного напряжения и в «регулируемом» варианте- нужна регулируемая. Ближайший аналог- LT1084 (LT1083, LT1085, LT1086 тоже подойдут). В отличие от lm337 (или lm317) сама по себе потребляет 5...10 мА, но это даже хорошо- пришлось токозадающий резистор немного увеличить, и он стал стандартного номинала.

Dixi.
Добавить в избранное +104 +163
+
avatar
  • Elk
  • 07 сентября 2023, 05:29
+65
Видео результата бы еще. Даже не не обязательно на кинопленке, в цифре тоже пойдет )
+
avatar
  • valerak2
  • 07 сентября 2023, 06:22
+5
да, надо видео или хотя бы фото

PS: У меня в Ригонде есть подобная. Сигнализирует о настройке на частоту на радио. Это просто магия. Добавил ссылку в «похожие обзоры».
+
avatar
  • Abyr127
  • 07 сентября 2023, 06:29
+2
Видео не будет, простите. Если бы я умел нормальные видео снимать- в блохеры пошел бы. Посему- посмотрите видяшку ниже, годно сделаную. Там лампа как индикатор уровня, но в целом все точно так же.
У меня при поиске станции сектора разведены, при приеме станции- сходятся в какое-то фиксированное положение (вплоть до полного схождения)- в зависимости от мощности сигнала станции. Самая мощная у меня, кстати, почему-то как раз «Ретро-ФМ». :) Ориентируясь по лампе можно подбирать правильную длину антенны и ее положение в пространстве.
+
avatar
  • ASPtr
  • 07 сентября 2023, 05:44
+16
6е1п немного по другому выглядит. У неё рабочий вид " в профиль". А так да, почти одно и тоже.

+
avatar
  • 6o6p2006
  • 07 сентября 2023, 06:12
+10
Помню такую лампу, стояла в катушечнике «комета» на запись, я тогда мелкий был, лет пять, она завораживала своим свечением, так необычно это выглядело. Стишок какой-то я читал, эхх… Ушла эпоха, всё выкинуто давно, ничего не сохранилось… :(
+
avatar
  • Elk
  • 07 сентября 2023, 06:18
+4
Надо у себя выкопать, посмотреть. Лежит катушечная Чайка-66. Лет 10 назад еще работала. Выходная мощность ажно цельный полновесный советский 1 Вт
+
avatar
  • ASPtr
  • 07 сентября 2023, 07:24
+9
У меня такая лампа в «Симфонии 2» стояла. Знатная гробина была, высший класс сложности. Одни колонки чего стоили… Лампа, если что, слева, под надписью «Simfonia»

+
avatar
  • tuz_83
  • 07 сентября 2023, 12:43
+7
У меня тогда была радиола сетевая ламповая «Урал-111», на ней лампу 6Е1П хорошо видно:

+
avatar
  • SeregaRZ
  • 07 сентября 2023, 13:03
+1
Одни колонки чего стоили
Они и сейчас хорошо звучат от ламового усилителя
+
avatar
  • 6o6p2006
  • 07 сентября 2023, 19:46
+4
погуглил тут, оказывается они разные были, и с такой лампой и как у автора в посте… и микрофон тот самый, прикольный… %))
+
avatar
  • LeggO
  • 12 сентября 2023, 21:48
+2
и микрофон тот самый, прикольный… %))
Он не только прикольный — он офигенный. Чувствительность классная. До сих пор у меня есть. МД-47.
+
avatar
  • SV13
  • 08 сентября 2023, 21:17
+1
Был у меня майфун Aidas с такой лампочкой…
+
avatar
  • Naevus
  • 07 сентября 2023, 07:37
+7
Такую лампу называли «кошкин глаз». В школе на ней для выставки ЮТ и потом в физкабинет делал «индикатор магнитного поля» Вся схема питалась от сети и составляла несколько резисторов и кондер гасящий для питания накала. Все разместил в «ручке» прибора, сверху панелька в которую втыкалась лампа. При поднесении к магниту «дорожка» лампы сильно искривлялась — по степени изгиба судили о мощности, а о направлении изгиба — о полярности магнитного поля… У вас на фото тоже заметный изгиб «луча». Кто помнит правило буравчика — может даже сказать какой полярности магнитное поле действует на лампу на фото :)
+
avatar
  • LeggO
  • 12 сентября 2023, 21:52
+2
Из книги В. Бастанова «300 практических советов» страница 75.
+
avatar
  • Naevus
  • 13 сентября 2023, 17:01
0
Да, спасибо, я уже потом в гугле нашел источник (любопытство...). Кстати, книгу эту брал в библиотеке и читал в читальном зале — конспектировал (как же я мечтал тогда о макросьемке или ксероксе). Где то до сих пор лежат «конспекты» с той книги и куче других… эх…
из этой книги особенно запомнилось — термитные палочки для сварки.
+
avatar
  • LeggO
  • 14 сентября 2023, 11:46
+1
А я покупал кальку и схемы в библиотеке из журнала Радио перерисовывал на просвет, остро отточенным карандашиком.И платы также.До сих пор в старой тетрадке вклеено много этого) А книжку мне мама на ДР подарила — я школьником был. Потом ещё «Радиоэлектроника в самоделках» кажется Иванова, а потом мне стали выписывать сам журнал Радио, до этого только Юный Техник и приложение к нему, Моделист-конструктор и Технику молодёжи. А, ещё Наука и жизнь и Юный натуралист )) В общем было неплохо с этими журналами.Правда в Радио очень часто схемы были с ошибками, а я, пионер, еще не соображал что за фигня — собрал и не работает.Потом оп-па, месяца через 4 в конце свежего номера написано — там и там ошибка вот такая-то.А к тому времени я уже собрал тот же самый функционал по другой схеме и из другого источника)) Выискивать ошибки — ну нафиг, один раз заморочился.Очень долго сидел и разбирался как работает этот каскад, как другой, в итоге, перелопатив кучу литературы и перепаяв почти всю схему, понял, что вся она состоит из отдельных узлов, стыренных автором с разных мест и слепленных в кучу и работать это не может в принципе. И теперь под фанфары оглашаем автора )) Конечно же Кашкаров, в рот ему ноги) Знающие поймут))
+
avatar
  • LeggO
  • 14 сентября 2023, 19:33
+1
О, вижу Кашкаров мне минус влепил )) На одном радиолюбительском портале даже раздел есть под названием «Осторожно, Кашкаров»
radio-hobby.org/modules/news/index.php?storytopic=23
+
avatar
  • Naevus
  • 14 сентября 2023, 19:48
+1
А у меня только ЮТ и приложение были :( Семья не богатая. И когда почтароссии (не к ночи будет помянута) в середине года заявила что расценки подняли и чтобы получать вторую половину года журналы (оплаченные заранее за год вперед) нужно доплатить столько же — были дружно посланы (интересно — сколько эти твари собрали серебряников на этом «бизнесе?»). Радио читал в библиотеке. ХимиюИжизнь выписывал одноклассник — читал регулярно у него. НаукуИжизнь — периодически когда в руки попадала, а ТМ — приходилось выискивать везде, особенно после появления ПМК… :)
ps какашкаревские минусы вам поправил
+
avatar
  • LeggO
  • 14 сентября 2023, 20:01
+1
Ну у меня семья вообще не то, что небогатая была — можно сказать бедная. Но на развитие меня любимого не экономили, экономили скорее на еде.А вообще я с 5 класса, когда переехали в новый район, зарабатывать стал на свои хотелки.Починил телик соседу и сарафанное радио разнесло по району.Вокруг нет ничего — один магазин, одна школа, один детсад. А технику ремонтировать некому и негде. Ну и платили мне побольше, чем монтерам — ишь ты, пацан два вершка, а починил -то как быстро))
За + спасибо)
+
avatar
  • Corvair
  • 07 сентября 2023, 09:19
+1
На «Кантате-203» такая имеется. И вообще много где использовалась.
+
avatar
  • ASPtr
  • 07 сентября 2023, 05:48
+25
Вот видео, если что. С 6Е5С

+
avatar
  • amakovey
  • 07 сентября 2023, 09:42
+5
Ощущение, что мерцает рандомно
+
avatar
+4
вообще какой-то рассинхрон
+
avatar
  • Sintetik
  • 07 сентября 2023, 05:51
+5
Я точно на Mysku?
+
avatar
  • TerAnYu
  • 07 сентября 2023, 06:35
+6
Часть хабра сюда, похоже, мигрировала :)
+
avatar
  • Davinci
  • 07 сентября 2023, 12:07
+2
не удивительно я о муське на хабре узнал, больше 10 лет назад
+
avatar
+2
автору +5 :)
а к индикатору неплохо бы еще добавить звуковой модуль с эфирными коротковолновыми «бульками и писками» :)
+
avatar
  • oleg235
  • 07 сентября 2023, 07:35
0
Стандартная микросхема типа 7805, со стабилитроном в «земляной» ноге. Обратите внимание- стабилитрон включен правильно. Потому что кс113а- не стабилитрон вовсе, а стабистор.
Проще поставить 7806.
+
avatar
  • Abyr127
  • 07 сентября 2023, 07:42
0
7806 выдает 6 вольт ровно. А я хотел 6.3
Кстати, упомянул об этой микросхеме в скрытом тексте про «совершённую ошибку».
+
avatar
  • stupic
  • 07 сентября 2023, 09:16
+1
Понятно, что всё из того, что лежит в верхнем ящике )
Но правильней туда LDO, LM1086 например. Можно тоже «подпереть» стабилитроном на 5 вольт
+
avatar
  • vlo
  • 07 сентября 2023, 12:57
0
так воткнуть землю через шоттки.
пысы. сдается мне, что та ен5 была 5б или там 5г.
+
avatar
0
сдается мне, что та ен5 была 5б или там 5г.
И советские ен5а грешили заниженным напряжением. 4.9 В — было практически «нормой». Попадались экземпляры и на 4.8 В. А вот выше 5 В ни разу не видел…
+
avatar
  • sav1812
  • 08 сентября 2023, 02:04
0
Это зависело от партии микросхем. И выше 5 вольт тоже, разумеется, были. Например, первые попавшие мне в руки 142ЕН5А — в металлокерамическом корпусе — выдавали напряжение ближе к верхней границе 5% допуска. А это могло быть в пределах от 4,75 до 5,25 вольта…
+
avatar
  • kvv12
  • 10 сентября 2023, 20:41
0
В золоте… Это уже не бытовуха как бы…
+
avatar
  • sav1812
  • 11 сентября 2023, 03:07
0
Да ну?? Микросхемы серии К142, купленные в «радиоотделе» местного магазина «Культтовары» — и вдруг «не бытовуха»?? :))
Я, конечно, удивился их появлению в магазине «для народа», да её в нашей глуши, но спасибо тем, кто принимал такие решения. Пригодились микросхемки! По тем временам это было почти чудо. :)
+
avatar
  • kvv12
  • 11 сентября 2023, 13:18
0
Ничего странного, такое иногда было. Я как то в 80 годах хотел купить транзисторы кт805 или 803, уже подзабыл, в железе, для усилителя, по 25… ну выбил в кассе на 2 рубля, на 8 транзисторов :) На прилавке выяснилось, что один транзистор стоит 25 рублей, а не как я подумал копеек :) Ну продавец на эти 2 рубля мне подобрал других деталей по цене, немного еще доплатил, среди прочего была и 142ен2 и 133ла3, в золоте. Такие вот бывали случаи. Возможно какой то неликвид или отбраковка.
+
avatar
  • sav1812
  • 11 сентября 2023, 14:12
0
Какое «такое»?? Какое «неликвид? :)

Нормальные микросхемы в групповой таре, со справочными листками в ней, работоспособные, отработавшие в последствии многие годы в рабочих устройствах.
Ценник только был не совсем нормальный ;) — то ли 3 р. 50 коп., то ли 5 рублей, уже не помню точно. :))
+
avatar
  • LeggO
  • 12 сентября 2023, 21:57
+1
Слава богу на работе было полно этого всего. В 87 году работал на опытном производстве, Документация менялась на лету, в процессе пайки вдруг прибегают и мешочек с деталями на стол — это ставим вместо того и того. А снятое, паяное уже — в утиль.Ха, в утиль) Поллитру? Вдребезги?
+
avatar
  • hanzo
  • 07 сентября 2023, 08:28
+1
Ламповый диай ой-вей, спасибо!
ПомниЦа, в старину, в журнале «ЮТ», была целая статья, посвященная «магической» лампе, с тех пор незакрытый гештальт поэкспериментировать с этой интересной штукой)
+
avatar
  • FromCold
  • 07 сентября 2023, 10:36
+14
+
avatar
  • LePart
  • 07 сентября 2023, 11:06
+7
Такие совы и коты продавались в магазинах сувениров. Давно это было…
+
avatar
  • emdskar
  • 07 сентября 2023, 19:15
+1
OWL!
+
avatar
  • Leoniv
  • 07 сентября 2023, 08:36
+11
Чтобы получить -15V можно обойтись без преобразователя 0515. Просто добавить еще два диода и два конденсатора, собрав более длинный умножитель напряжения.
+
avatar
  • Abyr127
  • 07 сентября 2023, 08:41
0
Об этом я не подумал. :(
+
avatar
0
Еще, у вас есть рядом вторая пустая обмотка, вполне можно использовать её, добавив к первой.
+
avatar
  • Abyr127
  • 07 сентября 2023, 17:34
0
Она не пустая. От нее приемно-усилительная часть запитана, о чем я написал.
Вечером попробую все-же умножитель промоделировать, мобыть дополню обзор даже… Самому уже интересно стало.
+
avatar
0
А че его моделировать — работать будет :) В телевизорах с кинескопом применялся для поднятия анодного напряжения.
+
avatar
  • Abyr127
  • 08 сентября 2023, 02:03
+2
У меня есть хорошая привычка- не верить никому, особенно на слово. Потому я проверил. Меня смущала точка подключения общего провода нагрузки. В классической схеме умножителя это второй конец обмотки трансформатора, а у меня- «минус» диодного моста. Отказываться от моста в пользу однополупериодного выпрямителя ради этого умножения- ну совсем не вариант. Но, как ни странно, умножитель и с таким подключением что-то умножает… У меня валяется целых полмешка 6е1п- вероятно, когда-нибудь и до создания рабочего образца руки дойдут. Идею-то действительно хорошую подсказали.
+
avatar
0
То, что у вас второй конец обмотки подключен не на землю, а на диодный мост, лишь уменьшает в два раза амплитуду переменного напряжения на входе умножителя. Сам факт наличия переменного напряжения это никуда не девает, поэтому и умножитель работать будет, только в два раза менее эффективно. Например, ваша оригинальная схема (как в обзоре) как бы представляет собой умножитель на два, но у вас она позволяет получить лишь примерно такой же отрицательный потенциал, как и положительный на основном конденсаторе (даже чуть меньше за счет падения на диодах).
+
avatar
  • Abyr127
  • 08 сентября 2023, 18:09
+3
Вот я был уверен, что это просто «половинка» этой схемы:
А уже после того, как меня ткнули мордой в умножители, увидел что оно еще и реально похоже.
Ну лан. За что люблю конструктивную критику- можно что-нить новенькое для себя узнать… Умножители оказались интересной штуковиной, но надо будет разбираться.

И вообще ниже кто-то выдал мудрую мысль- в моем конкретном случае можно было вообще не заниматься этими извращениями с двуполяркой, а применить 7905- то есть получать «отрицательные» 6.3, благо лампе все равно какой оно полярности, и воткнуть стабилитрон на 8 вольт до кренки. Теперь утешаю себя тем, что никто не идеален…
+
avatar
  • oleg235
  • 08 сентября 2023, 20:13
0
воткнуть стабилитрон на 8 вольт до кренки
Ужас какой.
+
avatar
  • sav1812
  • 09 сентября 2023, 06:19
0
А что тут «ужасного»-то? Вполне рабочий вариант, хоть и да, «непривычный глазу»…
+
avatar
  • oleg235
  • 09 сентября 2023, 10:46
0
Вариант нерабочий. Ток нагрузки параметрического стабилизатора на стабилитроне обычно составляет несколько десятков миллиампер, а накалу лампы надо в 10 раз больше.
+
avatar
  • Abyr127
  • 09 сентября 2023, 19:17
0
А я думал что вы пошутили… Ок, «параметрический стабилизатор», разумеется. Я там даже альтернативную схему дорисовал, «чтобы вам легче было понятно, сидячим тут».
+
avatar
  • AlekseyM
  • 07 сентября 2023, 09:44
+6
Пойду ЭПСН разогрею свой!
+
avatar
  • smim
  • 07 сентября 2023, 09:59
+3
В скрытом тексте
Если не получилось
по моему, не хватает главного пункта… «кривые руки».
Шутка.
Автору, респект, интересный обзорчик вышел, с «ностальгическим уклоном». Жаль, только, что современную молодежь такие вещи уже не интересуют. А ведь «большое», оно ведь начинается с «малого».
+
avatar
+3
я бы всеже рекомендовал анодное делать с гальванический развязкой. токи там небольшие — можно и транс в режиме перевертыша использовать.
+
avatar
  • LePart
  • 07 сентября 2023, 10:28
+14
Бестрансформаторное и автотрансформаторное питание от сети опасно прежде всего отсутствием гальванической развязки от сети. «Помехи» там никакие не пролезут. Если сетевая вилка будет включена так, что фаза окажется на корпусе питаемого прибора, то «мало не покажется». Поэтому, учитывая мизерные анодные токи таких ламп, куда как лучше было бы запитать анодные цепи от преобразователя 5/250, а накал от обычного пятивольтового зарядного устройства от телефона. Пяти вольт ей хватит, разогреется. Уже не помню, 60—е годы, когда я занимался ламповыми схемами ушли давно, однако вольт восьмидесяти—ста вполне хватало для этих «ешек». А можно любой трансформатор и схему умножения соорудить. В общем, не играйтесь вот так с сетью.
Ну и ели уж решили так вот кормить схему, то необходимо предусмотреть заземление и отключающее устройство при попадании фазы на корпус. Но в принципе найти готовый преобразователь не проблема, тем более, если знаете, где искать, ну хоть от старенькой фотовспышки, что ли (первое, что пришло в голову), а то и получше идеи найдутся в наш продвинутый электронный век.
А вообще спасибо, напомнили мне 60—е и мою молодость, усилители на 6С33С, они у нас в аппаратуре выделения в стабилизаторах работали, а мы их для собственных нужд … ну, что было, то прошло.


Сейчас глянул в Сети — предложений 12/220 для автомобилистов уйма. Вот вам и решение для подобных опытов.
+
avatar
  • oleg235
  • 07 сентября 2023, 13:24
+3
Поэтому, учитывая мизерные анодные токи таких ламп, куда как лучше было бы запитать анодные цепи от преобразователя 5/250, а накал от обычного пятивольтового зарядного устройства от телефона.
Это очень кривое решение. Лучше найти два мелких трансформатора 220/9 и соединить их вторичными обмотками.
Пяти вольт ей хватит, разогреется
Не хватит. Разогреться-то она как-то разогреется, но долго не проживёт. Допуск по питанию накала 10%.
+
avatar
  • LePart
  • 07 сентября 2023, 13:51
+2
Любое решение кривое, кроме нормально построенного блока питания, хоть трансформаторного, хоть импульсного.
+
avatar
  • vlo
  • 07 сентября 2023, 13:35
+2
Бестрансформаторное и автотрансформаторное питание от сети опасно прежде всего отсутствием гальванической развязки от сети.
так здесь вся ламповая часть полностью от полупроводниковой изолирована, какие проблемы?
+
avatar
  • LePart
  • 07 сентября 2023, 13:52
+1
Ну вот и возьмитесь рукой за эту ламповую часть.
+
avatar
  • vlo
  • 07 сентября 2023, 14:36
+3
и ничего не будет, если не стоять босиком в луже.

однако как пользователь это сможет сделать — решительно непонятно, единственная часть схемы снаружи это окошко лампы. его нужно разбить и сунуть к электродам палец. кто это сделает — явный ссзб. однако сунуть железякой в розетку или пальцем в патрон определенно проще.

p.s. а бестрансформаторные ламповые приемники итп еще в середине прошлого века успешно делали.
+
avatar
  • oleg235
  • 07 сентября 2023, 17:38
0
а бестрансформаторные ламповые приемники итп еще в середине прошлого века успешно делали.
Не от хорошей жизни, а ради удешевления. Лампы с накалом 30 вольт — из той же серии.
+
avatar
  • sav1812
  • 08 сентября 2023, 02:07
0
А разве стремление к удешевлению серийно производимой аппаратуры — «от плохой жизни»?? Там, где можно было — делали. И ведь работало же!.. :)
+
avatar
+5
Пяти вольт ей хватит, разогреется
Это конкретное издевательство над лампой. При недокале катод разрушается в разы быстрее, ибо электронное облако вокруг должного размера само не возникает, а положительный заряд анода всё равно вытягивает из катода электроны. Делать так категорически нельзя, да и не в накале проблемы у автора.
+
avatar
  • LePart
  • 07 сентября 2023, 13:55
+1
Это если токи анодные соответствующие, а здесь…
Это если РА на ГУ—36 не разогреете, то… А это всё игрушки.
+
avatar
+2
Это если токи анодные соответствующие, а здесь…
Не только в токах дело. Насколько я помню (давно не интересовался темой, ибо электронных ламп не осталось), верхний слой катода постоянно отравляется, даже если электроны у него никто не отбирает (остаточные газы в лампе, например, еще там что-то). При номинальной температуре катода этот процесс сопровождается диффузией материала катода из глубинных слоев, что, в некоторой степени, компенсирует отравление. Если катод недокалить, то диффузия значительно замедлится, в итоге, верхний слой истощится и лампа потускнеет.

А токи — ну, так и площади катодов у генераторных ламп и у данной индикаторной совершенно разные. И номинальный ток эмиссии, соответственно.
+
avatar
  • LePart
  • 07 сентября 2023, 14:46
+4
Скажите, Вы действительно работали с лампами или, как мне кажется, просто много читали о них?

«Поворачивайте ручку реостата, наблюдая за цветом нитей накала ламп в специальном окне, пока цвет накала не станет светло-соломенным. Если накал не может стать светло-соломенного цвета, накальную батарею нужно заменить на новую»
Я тоже читал ))
+
avatar
0
Вы действительно работали с лампами
Когда я собирал поделки на лампах, читать особо было нечего, т.к. интернетов не было. Но там, где можно было почитать, а также все другие юные радиолюбители, тоже собирающие что-то на лампах, говорили, что недокал вреден. Позже нашел этому подтверждение в интернете. Сам, естественно, опытов не проводил, но объяснения в интернетах выглядят вполне правдоподобно.

В любом случае, лампы недолговечны и дополнительно экспериментировать с рабочим образцом я бы не стал, и питал бы накал от штатных 6.3 В, тем более, сейчас это совсем несложно.
+
avatar
  • sav1812
  • 08 сентября 2023, 02:09
+2
Зачем «интернеты» и какие-то там «объяснения»?? В коробке с каждой лампой шла этикетка с допустимыми параметрами на неё…
«Надо делать так, как надо! А так, как не надо, делать не надо!..» :)
+
avatar
+1
Зачем «интернеты» и какие-то там «объяснения»??
Потому что «надо» без объяснения причин вызывает вопросы. Все знают, что обычную лампу накаливания нельзя перекаливать, но недокаливать можно сколько угодно, это даже продлит ей срок службы (понизив КПД). Исходя из этого факта вопрос, почему нельзя недокаливать катод электронной лампы вполне себе уместный.
+
avatar
  • sav1812
  • 08 сентября 2023, 14:09
0
Так чего уж проще-то: читаешь документацию на лампу и обеспечиваешь ей «паспортные» режимы эксплуатации…
+
avatar
  • Abyr127
  • 07 сентября 2023, 17:36
+3
Корпус деревянный. То есть получить потенциал сети на руку совсем никакой возможности.
+
avatar
  • Dimon_
  • 07 сентября 2023, 10:43
+4
Уже несколько комментаторов высказались про безрассудство в плане питания без гальванической развязки. Своим комментарием повторяться не стану.
Что же касается личного мнения, я бы нашёл забесплатно (или за копейки) какой-нибудь ТАН-36 или что-то подобное (если искать, то найти можно) и не пудрил бы себе мозги со всем этим кордебалетом. Анодно-накальные трансформаторы именно для этого и придуманы.

Но за статью с удовольствием поставил плюс. Ностальгично. :)

PS: И, да.
Использовать в подобной конструкции диодные мосты вместо каноничного АВС-120-270 — это же моветон!!!
Он выковыривается из того же барахла, откуда в предыдущем абзаце мы выковыривали анодно-накальный трансформатор.
+
avatar
  • LePart
  • 07 сентября 2023, 10:57
+9
АВС
Самый частый ремонт тех древних «Рекордов» и прочее был именно в выходе из строя этих селеновых таблеток. Вдобавок выход их из строя сопровождался таким заметным сероводородным запахом )
Ещё недостаток их — это огромное падение напряжения на самом элементе. В результате при отсутствии на замену селена и установке диодного моста анодное напряжение здорово завышалось, приходилось принимать меры. Ненадёжные эти селены. Да и мостик сейчас в магазинчике копейки стоит. А селен пойди найди )
Из—за падения напряжения на селенах и трансформаторы расчитывались так, чтобы компенсировать падение напряжения на выпрямительном элементе. Так что если выдрали выпрямитель на селенах, то целиком использовать прийдётся. Если селены ещё таки да живы )
+
avatar
  • vlo
  • 07 сентября 2023, 14:43
+1
если так хочется чего-то древнего, уж лучше д7ж/дгц27 взять, они вполне современны этим мостам. только зачем — их все равно внутри не видно.
а что б точно работало долго и щасливо — д226б. тоже не сильно новее.
+
avatar
  • mmasco
  • 07 сентября 2023, 10:58
0
Мне вот интересно кто-нибудь наконец сделает этот глаз на oled дисплее с рассеивающим зеленым светофильтром или на esp32 lvgl с круглым дисплеем?.. Пара навесных элементов как то центральный диск и «стеклянный» колпак и снаружи родная мать не отличит… А анимацию можно сделать куда более динамичной и привлекательной.

Но чуствую придется самому колхозить…
+
avatar
  • LePart
  • 07 сентября 2023, 11:05
0
На Али есть трубочки—аналоги. Готовые, с обвязкой. Бери да ставь в конструкцию. Да и сами ешки с обвязкой и преобразователями питания в продаже готовые. Парами, на оба канала. Так что «идти в обход» тот еще принцип )
+
avatar
  • Dimon_
  • 07 сентября 2023, 11:06
+27
Мне вот интересно кто-нибудь наконец сделает этот глаз на oled дисплее с рассеивающим зеленым светофильтром или на esp32 lvgl с круглым дисплеем?

Но чуствую придется самому колхозить…
Исполнено.
Вы потратили своё желание. :)
+
avatar
  • mmasco
  • 07 сентября 2023, 11:22
-2
не очень реалистично, нужно всеже было заморочится на навесные детали, да и запаса яркости такого дисплея на имитацию перехлестов явно не хватает. но да фиг с ним. нашел реализацию на одном вращающемся светодиоде вот это гениально, и весьма реалистично смотрится: перехлесты, мерцание, все дела, и размеры не проблема. моторчик конечно удручает, но поглядим. если лень возится с реалистичной анимацией победит то наверное сколхожу такой вариант.

Спасибо, что сподвигли на поиски.
+
avatar
  • LePart
  • 07 сентября 2023, 11:47
+4
Ну вот оно такое готовое


Идеально для рукоблудия радиолюбительства. А если найдёте, то 6Е5С туда можно прилепить.
+
avatar
  • LePart
  • 07 сентября 2023, 11:58
0
Кстати, можно обойтись было однополупериодным выпрямителем и не городить стабилизатор. Токи—то мизерные по аноду, а лишку погасить сопротивлением (ой, резистором) сглаживающего фильтра. Или конденсатором на входе выпрямителя. Дёшево и сердито. Зачем весь этот огород городить?
+
avatar
  • dyadya
  • 07 сентября 2023, 12:50
+1
Два транзистора в анодном стабилизаторе совершенно лишние. И смещение для сетки организовать там же. Врезав стабилитрон на 8,2V справа от VD5. Тогда накал можно организовать из USB зарядки, подняв выходное напряжение с 5 до 6.3V.
И если использовать PC817, токовое зеркало не понадобится.
+
avatar
  • LePart
  • 07 сентября 2023, 13:48
-2
Даже понимать напряжение не нужно, пяти вольт для накала ей хватит, чтобы просто светила, ток разовьёт.
+
avatar
+2
пяти вольт для накала ей хватит, чтобы просто светила, ток разовьёт.
Ну, не давайте вы свой вредный совет людям! Недокал катастрофически сокращает время жизни катода лампы.
+
avatar
+3
Соотношения размеров электродов выбраны так, чтобы теневой сектор, в отсутствии сигнала на сетке индикатора, составлял бы 80-90 градусов.
То есть, по сути, три четверти «экрана» лампы светится постоянно и в индикации принимает только косвенное участие. При этом, у некоторых экземпляров лампы этот угол может оказаться еще меньше.

Для частичной компенсации данного эффекта можно пойти на следующее ухищрение — полностью запереть триод лампы и подавать управляющий сигнал на его анод (нож индикатора) таким образом, чтобы его минимум был ниже потенциала катода. Тогда ширину темного сектора можно несколько расширить. Схемно это реализуется достаточно просто — в цепь катода надо установить резистор, сетку триода соединить с общим проводом, а сигнал подавать на его анод с дополнительного транзистора. Напряжение питания схемы, в этом случае, требуется чуть выше.
То есть отечественные кренки имеют такой разброс, что уму нерастяжимо
Мучались с этим во времена спектрумов. Если БП соединялся с компьютером шнуром (а не был встроенным), то 4.75 В на кренке минус, например, 0.25 В на кабеле давали ~4.5 В на входе спектрума, и ему это совсем не нравилось. Проблему решали установкой диода в общий провод кренки. Для спектрума кремниевый был самое то, тогда на входе получалось чуть больше 5 В, и компьютер работал стабильно. Кстати, в моей практике разброс был только в меньшую сторону — напряжение выше 5 В не встречал ни разу.

Но это была далеко не самая большая проблема отечественных кренок. Гораздо хуже дело обстояло с их качеством — по даташиту 7805 — практически неубиваемый стабилизатор с защитой как от КЗ, так и от перегрева. На практике же я лично столкнулся с ситуацией, когда кренка через несколько лет непрерывной работы в БП АОНа при достаточно высокой, но умеренной температуре (~70 градусов) однажды просто вышла из строя и подала ~12 В на плату. Мне очень повезло, что самые дорогие элементы (Z80, 27512 и 6116) выдержали, просто дико нагрелись! А вот всю мелочевку и отечественный ВВ55А пришлось заменить. Также неоднократно встречал в самодельных БП для спектрума на выходе защиту на тринисторе от перенапряжения.

Ну, и по поводу вашего метода получения высокого напряжения — вам тут уже много написали, но я бы добавил, что можно взять таймер 555, сделать на нем генератор, подключить его к высоковольтному полевику с дросселем и собрать, таким образом, простейший boost-преобразователь даже без стабилизации, подобрав выходное напряжение скважностью генератора. Ток там все равно небольшой. Или собрать блокинг-генератор на одном транзисторе, но тут уже придется рассчитать и изготовить трансформатор. В любом случае, это позволит полностью развязаться с сетью, что хорошо по многим параметрам (например, можно будет легко осциллографом ткнуться в анод триода) и избавиться от схемы с оптроном, выкинув еще несколько элементов.
+
avatar
  • sav1812
  • 08 сентября 2023, 02:24
+1
Но это была далеко не самая большая проблема отечественных кренок
Эта «проблема» называется «допуск». При допустимом «паспортном» разбросе выходного напряжения в 5% выходное напряжение стабилизатора в норме может составлять от 4,75 до 5,25 вольта.

Гораздо хуже дело обстояло с их качеством — по даташиту 7805 — практически неубиваемый стабилизатор с защитой как от КЗ, так и от перегрева. На практике же я лично столкнулся с ситуацией, когда кренка через несколько лет непрерывной работы в БП АОНа при достаточно высокой, но умеренной температуре (~70 градусов) однажды просто вышла из строя и подала ~12 В на плату.
А при чём тут «качество»??
Какие могут быть претензии к микросхеме стабилизатора, отработавшей непрерывно несколько лет в описанных вами условиях?? :)

При таких исходных данных претензии нужно предъявлять к криворуким «схемотехникам». Не удивлюсь, если микросхема все эти годы работала ещё и при превышении предельно допустимого входного напряжения. Отдельные" разработчики" любили экономить на конденсаторах фильтра выпрямителя, и категорически отказывались понимать, что входное напряжение стабилизатора — это не только постоянная его составляющая, которую они намеряли стрелочной «цэшкой», а ещё и напряжение пульсаций, о котором некоторые даже и не подозревали, не имея привычки и навыков пользоваться осциллографом или делать простейшие расчёты… :)
+
avatar
0
Эта «проблема» называется «допуск». При допустимом «паспортном» разбросе выходного напряжения в 5% выходное напряжение стабилизатора в норме может составлять от 4,75 до 5,25 вольта.
Я вот вижу паспортный разброс для КРЕН5А в ±0.1 В:

Тогда даже 4.85 В — это уже не в допуске. А это было сплошь и рядом. Также много где написано, что КРЕН5А должна выдавать 2 А — вот что-то я на практике не помню экземпляров, способных на такое. После 1.5 А уже начинались проблемы — просадка напряжения и уход в защиту. В даташите на сайте чипа, кстати, уже этот момент подкорректировали, поставили 1.5 А.
А при чём тут «качество»??
Какие могут быть претензии к микросхеме стабилизатора, отработавшей непрерывно несколько лет в описанных вами условиях?? :)
Во-первых, что в этих условиях не соответствует даташиту? Там 70 градусов указано, как допустимая температура. Да и заменившая КРЕН5А 7805 в тех же самых условиях позже отработала значительно больше лет, пока не была заменена на импульсный стабилизатор.

Во-вторых, микросхема стабилизатора, имеющая защиту от перегрева и защиту по току уж точно не должна сгорать от работы при высокой температуре.
При таких исходных данных претензии нужно предъявлять к криворуким «схемотехникам»
Или вам, которому снова нечем заняться)
+
avatar
  • sav1812
  • 09 сентября 2023, 06:17
+1
Я вот вижу паспортный разброс для КРЕН5А в ±0.1 В:
Да, сейчас это так, я тоже посмотрел и убедился. Мне помнится из справочного листка на К142ЕН5 допуск в 5%. Допуская, что я ошибаюсь, но не суть.
В описанной вами ситуации все вопросы и претензии, опять таки, должны адресоваться к «разработчикам» и «изготовителям» изделий.

Теперь подробнее о вашем любимом «качестве», которое у вас виновато во всех бедах. :)

Тогда даже 4.85 В — это уже не в допуске. А это было сплошь и рядом
Да, было. Но почему и по чьей вине?? :)

Вспоминаем:
Во времена появления самодельных отечественных клонов «Spectrum ZX» детали для них «доставались» (ну, вы понимаете, да? ;) ) и, зачастую, если не сказать «как правило», это был заводской производственный брак с параметрами, выходящими за пределы «паспортных». Это объясняет обсуждаемое тут отклонение выходного напряжения за пределы «паспортного», но никак не объясняет, почему такие — бракованные, по сути — микросхемы таки использовались. Это вопрос к «производителям», использовавшим заведомый брак в своих изделиях (поделиях?). :)

«Проблема» падения напряжения на кабеле питания, вынуждавшая «разработчиков» «подпирать» микросхему стабилизатора диодов в цепи её общего вывода, повышая тем самым её выходное напряжение до приемлемого, с учётом падения на выходном кабеле блока питания, уровня — это проблема «разработчиков» и «производителей»: первые нарисовали «кривые» схемы и конструкции, а вторые усугубляли всё это использованием бракованных микросхем стабилизаторов.


Также много где написано, что КРЕН5А должна выдавать 2 А — вот что-то я на практике не помню экземпляров, способных на такое.
Ну, «я не помню» — это один из сильнейших аргументов в спорах… ;) :))

А я помню. :)
Читать дальше...
Когда на рубеже 1970-1980 годом в моём городке появились вдруг (буквально!) в продаже микросхемы К142ЕН5 (не КР142, если вы понимаете, о чём я ;) ), мы с товарищами, поудивлявшись невиданными в те годы для нас «встроенными защитами», устроили испытания для более чем десятка купленных экземпляров стабилизаторов.
Микрохемы испытывались в предельных режимах, более недели, отклонения параметров от паспортных обнаружено не было, и ни одна не вышла их строя. И это при том, что «жарили» мы их и без радиатора. Корпуса стабилизаторов раскалялись до почти мгновенного вскипания капель воды на них, потом срабатывала тепловая защита и стабилизатор отключался. А потом корпус остывал до отключения тепловой защиты — и стабилизатор снова выдавал предельный ток.
Величину предельного тока я уже не помню, но что параметры соответствовали заявленным в справочном листке, это точно.

И это были микросхемы «гражданской» серии К142, являвшейся, по сути, «отбраковкой» серии 142, не прошедшей военную приёмку. Так что к качеству микросхем этой серии, выпущенных в советское время и прошедших ОТК, претензий не было никаких.

Во-первых, что в этих условиях не соответствует даташиту?
Нет, в-нулевых: где вы у меня, в тексте, на который отвечаете, узрели хотя бы упоминание о даташите или, тем более, о некоем «несоответствии» ему??
В очередной раз прошу: не надо выдумывать «меня» и «мои» слова, и потом спорить «со мной», который только в вашем воображении… :)
Там 70 градусов указано, как допустимая температура.
Вот именно! И ваше устройство при этом работало годами! А вас это так и не наводит ни на какие мысли, кроме «качества», на котором вас тут «переклинило»… :(
Да и заменившая КРЕН5А 7805 в тех же самых условиях позже отработала значительно больше лет
,
ВОТ!!!
:)
Во-вторых, микросхема стабилизатора, имеющая защиту от перегрева и защиту по току уж точно не должна сгорать от работы при высокой температуре.
Не должна, конечно же! :)
Она и не «сгорела»… Вы придумали именно эту причину выхода микросхемы из строя, всего-то навсего…
Многолетняя безотказная работа микросхемы в не самых лёгких условиях при единственном выходе её из строя — и вы тут же вините «качество», не приводя никаких весомых аргументов в пользу этой причины, но совершенно игнорируя возможность влияния других причин…
Или вам, которому снова нечем заняться)
Благодарю (в который уже раз??) за подтверждение отсутствия у вас как сколько-нибудь обоснованных возражений против моей версии, так и аргументов в пользу вашей теории «плохого качества».
Ваш деццкий переход на личности вместо аргументации — лучшее тому подтверждение. :)

А на последний абзац моего комментария, на который вы отвечали, возражений у вас нет и, видимо, быть не может, поскольку нарушение других предельных параметров эксплуатации микросхемы — предельного входного напряжения, в частности, о котором я писал, как причину выхода стабилизатора из строя после нескольких лет непрерывной работы, вы попросту не рассматривали. Никогда, судя по вашим суждениям…

А меж тем это одна из, если на самая частая, причина выхода из строя стабилизаторов на интегральных микросхемах этой и других серий в любительских схемах и устройствах. И у этой «проблемы» было два очевидных, для более-менее грамотного разработчика, решения: Д815Е и Д815А, «за компанию» с предохранителем между обмоткой питающего трансформатора и выпрямителем.
Первый защищал стабилизатор от превышения напряжения питания — вследствие превышения сетевого напряжения, что в быту бывало довольно часто, — а второй защищал от возможного (по любой их причин, не суть) пробоя стабилизатора уже само питаемое устройство.
Возможно, даже в те годы это было не лучшим схемотехническим решением из возможных — но оно было доступным и оно работало! :)

Я их многие десятки, если не сотни, использовал для этого. Ни одно устройство, питаемое от такой «избыточной» схемы стабилизатора, из строя «по вине» стабилизатора не вышло. :)

P.S. ;) :))
+
avatar
-1
это был заводской производственный брак с параметрами, выходящими за пределы «паспортных»
Это был примерно 95-й год, и если за Z80, 27512 и другими редкими микросхемами действительно надо было ехать на Митинский радиорынок, то уж КРЕН5А совершенно свободно продавались в обычных радиомагазинах. Откуда они их брали, и был ли это брак — вопрос отдельный. Но, если завод имел большой процент брака, и этот брак мог утечь с завода на рынки, то это ровно то же самое, что и низкое качество выпускаемой продукции, ведь вы не сможете в магазине понять, отбраковка перед вами или нормальная деталь. А, значит, будете стараться избегать приобретения таких деталей.
это проблема «разработчиков» и «производителей»:
Эта проблема существует до сих пор и решается ровно таким же образом — посмотрите выходное напряжение большинства современных зарядок, там 5.1 — 5.25 В. А у некоторых выходное напряжение еще и под нагрузкой увеличивается.
Когда на рубеже 1970-1980 годом
Вы говорите про совсем другое время, я же говорю про (примерно) 95-й год. И кренки были выпущенны уже в этой стране, а не в СССР.
нарушение других предельных параметров эксплуатации микросхемы — предельного входного напряжения, в частности, о котором я писал, как причину выхода стабилизатора из строя после нескольких лет непрерывной работы, вы попросту не рассматривали.
Не стал писать об этом просто потому, что в норме там все было. Вы думаете, мы (спектрумисты тех лет) не знали закон Ома и не понимали, от чего нагрев кренки зависит? Обмотка транса была на 9 В, конденсаторы были с запасом (2 — 4 тысячи мкФ), т.к. проблем с конденсаторами как раз тогда не было. Они могли быть большими, но именно проблем с их доступностью я не помню. Итак, 9*1.41 минус 0.7*2 (падение на диодном мосте) = 11.3 В максимум. То есть, опять же, вполне в допуске.
и вы тут же вините «качество»
Потому что я точно знаю, о чем говорю) Вы думаете, я мало разных линейных БП сделал?
Ни одно устройство, питаемое от такой «избыточной» схемы стабилизатора, из строя «по вине» стабилизатора не вышло
О чем я вам и пытался сказать выше — в хороших БП на выходе «на всякий случай» ставилась защита на тринисторе.
+
avatar
  • sav1812
  • 11 сентября 2023, 03:36
0
Это был примерно 95-й год
А, ну, тогда понятно: в середине 90-х заводской брак был нормой, скорее…
Мы ещё начиная с 1989-1990 г.г. заказывали комплектующие в количествах «сотни-тысячи» с обязательным «входным контролем», для чего были разработаны и изготовлены разного рода «тестеры» и «стенды». А иначе просто работать было невозможно, да…

ведь вы не сможете в магазине понять, отбраковка перед вами или нормальная деталь
Почему же?? При делании — легко, если это не разовая покупка одной-двух микросхем. Простейшая схема собирается — и проверяешь прямо у прилавка.
Другое дело, что «не только лишь все» догадывались это делать…

Эта проблема существует до сих пор и решается ровно таким же образом — посмотрите выходное напряжение большинства современных зарядок, там 5.1 — 5.25 В. А у некоторых выходное напряжение еще и под нагрузкой увеличивается.
Я же и говорю: «это проблема «разработчиков» и «производителей»»… :))
Только здесь не по незнанию, а уже вполне намеренно делают, как им дешевле, «в погоне за прибылью и чистоганом». :))

Вы говорите про совсем другое время, я же говорю про (примерно) 95-й год. И кренки были выпущенны уже в этой стране, а не в СССР.
Так если бы сразу сказали. :)
90-е были вообще «вне времени»…
Не стал писать об этом просто потому, что в норме там все было
«В статике» — да, наверное. Но почему вы говорите про «плохое качество» микросхемы, до выхода из строя годами проработавшей не в самом лёгком режиме — и не учитываете внешние причины — те же скачки сетевого напряжения? У меня, помнится, бывало и до 250-265 вольт «в розетке», приходилось Госэнергонадзор привлекать, акты составлять…
Благо, что редкие случаи, ну так и ваш стабилизатор до момента «смерти» несколько лет отработал.
Помню, как микросхемы плохого качества из 90-х «мёрли как мухи» ещё при входном контроле, и заменялись поставщиками без разговоров. А у вас — явно вполне качественный экземпляр был, иначе годы бы не отработал.
Потому что я точно знаю, о чем говорю)
Вы не видите внешних причин выхода схемы из строя, даже не упоминаете такую возможность. Вот поэтому.
Вы думаете, я мало разных линейных БП сделал?
Я вообще не думаю. :))
Я «на больничном», мне можно… :)

О чем я вам и пытался сказать выше — в хороших БП на выходе «на всякий случай» ставилась защита на тринисторе.
Так надо было не пытаться, а просто говорить. :))

Тиристорная защита — это дорого и сложно. Мощный стабилитрон — проще и надёжнее, если про предохранитель не забывать. :)
Правда, их приходилось отбирать по напряжению, при помощи «приблуды» с красным и зелёным светодиодами — ну так и тиристорную защиту тоже настраивать надо было…
+
avatar
-1
в середине 90-х заводской брак был нормой
Ну, так я изначально писал про БП для АОНа, АОНов в 80-х не было, у нас АТС начали передавать номера примерно в начале 90-х.
Почему же?? При делании — легко, если это не разовая покупка одной-двух микросхем. Простейшая схема собирается — и проверяешь прямо у прилавка.
Во-первых, это была именно разовая покупка, т.к. покупать как сейчас на али по 5-10 «про запас» тогда финансовой возможности не было. А, во-вторых, ни один продавец того времени не позволил бы обычному покупателю прийти в магазин и куда-то там подсоединять еще не купленную микросхему. Да и что можно было проверить «на месте»? Только выходное напряжение, т.к. чтобы получить 2 А тока, чтобы проверить защиту от КЗ, нужно было приносить с собой автомобильный аккумулятор. И уж к такому «стенду» точно никто бы ничего не дал подключить.

Дома — да, перед «вводом в эксплуатацию» я проверял кренки на КЗ, т.к. попадались и такие, которые его не выдерживали. А КЗ в спектруме, который, по сути, был конструктором реального времени, периодически возникали.
а уже вполне намеренно делают, как им дешевле
Так в спектрумах было ровно так же. Думаете, разработчики не понимали, что на кабеле будет падать напряжение? ) И чем ставить толстенный кабель, проще было поднять на пол вольта напряжение кренки. Или БП в корпус компьютера убрать, но это нужен был совсем другой корпус.
почему вы говорите про «плохое качество» микросхемы, до выхода из строя годами проработавшей не в самом лёгком режиме — и не учитываете внешние причины — те же скачки сетевого напряжения?
Потому что а) в микросхеме есть защита, б) годами — это всего лишь около трех лет, или порядка 25 тысяч часов, при том, что тот же самый Z80, насколько я помню, имел наработку на отказ 100 тысяч часов, а в реальности у меня перегорел через 17 лет непрерывной работы. Это в полтора раза больше (да и еще ночь под напряжением 12 В надо учитывать). И, наконец, в) 11.3 В + 20% = 13.6 В, что всё еще меньше максимума для КРЕН5А. Да и не было у нас таких напряжений в то время, скорее в минус могло уйти. Ну а от импульсных помех — стоял дроссель и конденсатор на входе, плюс конденсатор параллельно вторичке. Это со времен спектрумов было известно практически всем.
Я вообще не думаю. :))
Сами сказали, за «язык» не тянул...)
Мощный стабилитрон — проще и надёжнее,
Чем надежнее? Тиристорную защиту делали на том же самом стабилитроне КС156А (емнип). 5.6 В + 0.7 на переходе тиристора как раз давали порядка 6 В, что было удобно в ТТЛ-логике. Только тиристор замыкал цепь накоротко, что давало больший ток, чем в случае стабилитрона. Вы знаете, какие трансы использовались в то время? На какую мощность? Да на ту, что под рукой были) Часто они еще и перематывались, чтобы нужное напряжение обеспечить. И вот подобрать предохранитель к такому трансу, чтобы он в нормальном режиме работал, а в режиме КЗ — сгорал тоже надо было постараться. А уж если вместо КЗ там будет 7-8 В (стабилитрон в режиме большого тока + 2 диода + провода), то далеко не факт, что сгорит. Так что защита на тиристоре как раз более надежна)
+
avatar
  • sav1812
  • 11 сентября 2023, 18:01
0
Во-первых, это была именно разовая покупка, т.к. покупать как сейчас на али по 5-10 «про запас» тогда финансовой возможности не было
Ну, у меня была, поскольку я этим зарабатывал, в том числе. Переделкой привозимых из Японии 100V б/у телевизоров NTSC в 220V PAL/SECAM, в частности.
И потом, в наших краях покупка радиодеталей — это, как правило, поездка во Владивосток (4 часа в электричке, в один конец), так что ради одной микросхемки ездить дураков не было. :))

А, во-вторых, ни один продавец того времени не позволил бы обычному покупателю прийти в магазин и куда-то там подсоединять еще не купленную микросхему.
Мне (и не только) — позволяли. Государственный магазин-салон «Электроника» (Владивосток, середина — вторая половина 1980-х), частный и довольно «крутой» магазин «Омега», Владивосток же.
Возможно, дело в том, что там работали серьёзные специалисты, которые видели уровень знаний, и понимали, кому можно доверять…
Так в спектрумах было ровно так же. Думаете, разработчики не понимали, что на кабеле будет падать напряжение? ) И чем ставить толстенный кабель, проще было поднять на пол вольта напряжение кренки. Или БП в корпус компьютера убрать, но это нужен был совсем другой корпус.
Так я ж и твержу вам: это проблема «разработчиков» и «производителей». :)
Микросхемы тут «не виноваты».
Потому что а) в микросхеме есть защита
Только вот она не от превышения входного напряжения…
Чем надежнее?
Всем. :)
Лекции по теории надёжности читать не буду, просто напомню общее правило: «больше элементов в схеме — ниже её надёжность». А в условиях относительного дефицита тиристоров в наших краях это ещё и финансовый «минус», и увеличение габаритов.
А стабилитроны серии Д815 были доступны «горстями». :)
Только тиристор замыкал цепь накоротко, что давало больший ток, чем в случае стабилитрона
Зачем?? Зачем «больший», когда он должен был всего лишь быть достаточным для перегорания предохранителя?
Вы знаете, какие трансы использовались в то время?

Неужто железные?? ;) :))
На какую мощность? Да на ту, что под рукой были)
Хммм… Странно… А мы использовали только те, которые обеспечивали мощность, необходимую для питания нагрузки… ;)
Часто они еще и перематывались, чтобы нужное напряжение обеспечить.

Логично, да. И что?? При чём тут перемотка-то??
И вот подобрать предохранитель к такому трансу, чтобы он в нормальном режиме работал, а в режиме КЗ — сгорал тоже надо было постараться
Вообще-то предохранитель подбираться должен не «к трансу», а в зависимости от тока нагрузки… :)
Даже примеры расчётов были в радиолюбительской литературе…

Разве что… Разве что вы использовали «хиленькие» трансформаторы в предельно низкой для данной нагрузки мощностью и высоким сопротивлением обмоток, которые имели круто падающую — «сварочную», по сути — выходную вольт-амперную характеристику, которые для нормальной нагрузки работали перед точкой перегиба этой характеристики, а при совсем незначительном превышении тока нагрузки над номинальным резко снижали выходное напряжение…
Но я о таком чуде впервые слышу. :)))

А уж если вместо КЗ там будет 7-8 В (стабилитрон в режиме большого тока + 2 диода + провода), то далеко не факт, что сгорит
5,3-5,4 вольта. На такое, кажется, напряжение мы подбирали Д815А. И никаких диодов и сколько-нибудь заметного сопротивления проводов. И ни одного случая выходя из строя питаемой схемы в случае пробоя микросхемы стабилизатора или превышения его выходного напряжения по любой другой причине, в десятках экземпляров таких схем, по крайней мере.
Так что защита на тиристоре как раз более надежна)
Если вы использовали трансформаторы питания со «сварочной» вольт-амперной характеристикой, то да. Но я такого и представить себе никогда не мог… :))

Но и тут мой вариант был бы 100% рабочим, если предохранитель включать не между обмоткой трансформатора и выпрямителем, а между выходным конденсатором фильтра выпрямителя и входом микросхемы стабилизатора… ;)
Конденсатор обеспечил бы предохранителю нужную для «сгорания» энергию… :)

P.S. Откопал сегодня свой «Специалист» конца 1980-х, в блоке питания — К142ЕН5В, правда, не из самой первой партии, а 1986 года выпуска.
Постараюсь найти время и нагрузку и «попытать» её на предмет нагрузочной способности.
Правда, я помню, что проблем с ними не было и сами они у нас не «дохли» — только либо от кривых рук «мастеров», либо из-за перенапряжений по сети, вследствие чего мы и стали применять защиту на стабилитронах.
+
avatar
0
Кстати калибровочные маркеры в эти индикаторы тоже вставляютсяжурнал AudioXpress 2006 11
+
avatar
  • oleg235
  • 07 сентября 2023, 17:36
+4
«Готовых изделий» в статье не будет- только схемы.
+
avatar
  • INN36
  • 07 сентября 2023, 19:12
0
«Готовых изделий» в статье не будет- только схемы.
DVI — понятие бесконечно растяжимое.
Когда стих срывается с кончика пера поэта — это тоже DVI.
Наверное…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Но на Муське — прокатит.;)
+
avatar
+4
+
avatar
  • hanzo
  • 07 сентября 2023, 19:53
0
DVI
Это изобретательский DVIЖЭто вам не какой-нибудь буржуинский диайвай))
+
avatar
  • C5_Break
  • 10 сентября 2023, 01:57
-1
Хорошая идея! Надо на 6Е1П сделать в машину вольтметр, мне как раз надо на муфте заднего привода поглядеть как логика электроники подключает полный привод. Там диапазон 0-14 вольт.
+
avatar
  • sim31r
  • 11 сентября 2023, 13:55
+2
Сколько у людей хлама из 1970х годов! На Авито или Радиокоте лоты всплывают, типа микросхемы или лампы новые или метчики, в заводской упаковке из тех времен. Причем не единичные, а тысячами с продажей чуть ли не на вес (микросхемы без золота точно на вес, 1000 руб за килограмм). Откуда это всё? Почему в свое время дефицитный товар убрали из обращения, а сейчас раздают за копейки? Устаревший морально и физически.
Тогда не могли транзистор в радиокружке найти, чтобы приемник сделать, а оказалось оно тоннами где-то лежало у кого-то.
А через 50 лет будут так же выкатывать гаражные запасы, типа 1000 процессоров Райзен на брелки в заводской упаковке? Или 500 видеокарт, можно на подставки для чайников, продажа на вес, самовывоз из гаража.
+
avatar
0
вставлю свои пять копеек.
«А вот дальше начиналась магия- лампа работала «с перехлестом». Хотя никаких резисторов в цепь кратера я не вешал»

Помню в детстве у бабушки «Рекорд-60И» с таким же глазом, в режиме индикатора настройки на несущую. При приеме местных минских станций сектор перехлестывался градусов на 20. Проверил схему — никаких сдвигающих резисторов в цепи кратера не предусмотрено. Правда, «в отдельных партиях могут иметь место некоторые изменения схемы», но что-то мне слабо верится, что кто-то решил вдруг добавить в схему резистор. «Ни для чего, просто так, позырить.»

Так что, получается, это «вполне научное явление». Что-то в физике лампы продумано хитрее, чем описано.
+
avatar
  • Abyr127
  • 12 сентября 2023, 23:04
-1
Благодарю. То есть это не я дурак, а штатная функция. Отлично. :)
+
avatar
-1
У Дмитрия Коржевского такая лампа используется в усилителе: www.youtube.com/watch?v=kxk6_Kylq50
+
avatar
  • kiv69
  • 30 сентября 2023, 01:04
0
О чем совершенно не жалею, так это о лампах.
А вот перед самым развалом совка прикупил пару десятков светодиодных семисегментных дисплеев для калькуляторов… Мелких. Цифры высотой пару милиметров, над каждой лупа. Сейчас бы только так пошли, но найти не могу. А попытки купить что-то похожее натыкаются на современные реалии, при которых здоровенный дисплей с цифрами 0,36" почему-то считается мелким.
+
avatar
  • sav1812
  • 30 сентября 2023, 04:33
+1
прикупил пару десятков светодиодных семисегментных дисплеев для калькуляторов… Мелких. Цифры высотой пару милиметров, над каждой лупа
Это АЛС318А были, в «Электронике МК-23» использовались.
Сейчас бы только так пошли, но найти не могу
Найти не проблема, только дорогие они нынче…
+
avatar
  • kiv69
  • 02 октября 2023, 12:38
0
Что можно по конструкции ТС сказать?
Возможно, 10 лет назад это и было актуально.
Некоторые настолько фанатеют по старой технике, что даже советские радиоприёмники ремонтируют.
Досталась мне занедорого магнитола двухкассетная Шарп. Точнее, за 30 BYN. С описанием «приёмник работает». По итогу оказалось, что сгорел БП, хозяин раскрутил магнитолу, поставил внутрь маленький БП Овен и на этом успокоился. Хотя по факту вся электроника оказалась рабочей, да и магнитофон тоже.
Так как я брал магнитолу под переделку для работы от АКБ, вместо БП поставил зарядное(чтобы заряжать магнитолу от 24 вольт) и индикатор заряда(на основе вольтметра и сенсорной кнопки). В батарейный отсек стал напечатанный аккумулятор на 11,1 вольта с 6-ю 18650 и bms внутри.
Бюджетные шарповские динамики на выброс, вместо них поставил широкополосники JVC.
Ну и отключил на плате усилитель 2х3 ватта, вместо него поставив предусилитель. Поскольку места в корпусе много, напечатал крепления и поставил пару усилков D класса во включении PBTL на китайской 28-пиновой «TPA3118».
Ну и финишем установка «комбайна», точнее китайского плеера с приёмником, блютуз, mp3/flac.
В итоге оказалось, что китайское радио обладает лучшей чувствительностью, чем шарповское, но из-за отсутствия ручной настройки настраивать его надо с убранной антенной, да и слушать лучше так же. Если же ловить слабые станции, то переключаемся на родное радио.
Получился ещё один агрегат для выездов на пикник. Просто в стиле «когда мне было 25». Но теперь в нём разве что помошника не хватает :-)
+
avatar
0
Накал подаётся непосредственно от сети через конденсатор примерно 4,7 мкф х 400 вольт, раньше такие конденсаторы МБМ стояли в лампах дневного света. Избыток напряжения гасится резистором мощностью примерно 10 ватт, на практике — кусок нихромовой спирали от электроплитки. Нихром паяется таблеткой аспирина или гидроперита (твёрдая перекись водорода, применяется для отбеливания волос у крашеных блондинок). Анод, тоже от сети, через диод типа 4007, раньше применяли д226. Избыток тока тоже гасится резистором млт 0,25. Сигнал подаётся на сетку через конденсатор, развязка по постоянному току. От сетки непосредственно вниз на массу подключают разистор 1 мом — сопротивление утечки. Работать надо в резиновых перчатках. На накал и анод ставятся предохранители, но необязательно. После помещения в корпус из пластмассы конструкция становится безопасной. Преимущество конструкции — накал питается переменным током, что продлевает срок службы лампы.