Изготовление шпрот из уклейки.

Здравствуйте. Очередная статья по домашнему консервированию в скороварке. На этот раз шпроты. Правда сырье будет не традиционное для шпрот- килька, а пресноводная уклейка — очень распространенная рыбка. Килька в последнее время редкий гость в рыбных магазинах. Но если вам повезло и она есть в наличии, то процесс приготовления консервов будет проще по сравнению с уклейкой.
В работе буду руководствоваться заводской технологической инструкцией по приготовлению шпрот в масле.
Сначала разберемся с терминологией. Шпротами называется атлантическая или черноморская килька, по латыни (Sprattus sprattus). Так эту рыбку кличут и англичане, и немцы и другие народы. Поэтому консервы из копченой кильки так и называются — шпроты, то есть килька. Сейчас под названием «шпроты» делают консервы не только из кильки, но и из салаки, мелкой селедки и любой другой мелкой рыбы. Поэтому я свое изделие тоже вправе именовать шпроты, правда достаточно условно. Так как по техническим условиям шпротами могут называться консервы приготовленные из следующих видов рыб


Рыбу надо ловить с учетом, что на поллитровую банку ее потребуется примерно 0,8 кг.


Чтобы подготовить уклейку к закладке в банки нужно пройти 3 основных этапа.
1. Очистка от чешуи, потрошение ( Это для уклейки, кильку потрошить не надо)
2. Посол.
3. Операции в коптильне — сушка, проварка, копчение
Самый монотонный и скучный 1 этап. Для облегчения задачи всю эту работу нужно разбить на отдельные операции.
Очистка чешуи. Для ускорения процесса уклейка перемешивается под струей воды на металлической сетке. Это может быть сито с крупной решеткой, рыболовный садок из металлической сетки
Следующая операция- вскрытие брюшка, это нужно делать ножницами с острыми лезвиями, разрезать надо вплоть до нижней челюсти.

И последняя операция -потрошение — одним движением внутренности убираются из брюшной полости.
Следующий этап- посол. Готовится насыщенный 20% солевой раствор, в который погружается рыба. По инструкции требуется соотношение рыбы к рассолу 1:5. Но это на заводе, где идет постоянно повторяющийся цикл посола, раствор в таком соотношение дольше истощается, время посола меньше. Мне же нужно посолить одну порцию. Поэтому я использую соотношение 1:1, рыба выдерживается в этом случае 10 минут.
По окончании посола рыба вынимается и выкладывается для стекания рассола на 10 минут.

После чего рыбка нанизывается на прутки через глаза либо через глаз и жаберную щель. Прутками у меня служат вязальные спицы. Прутки не должны быть толстыми, так как рыба маленькая, и в то же время не должны прогибаться под весом рыбы. Поэтому длина прутков небольшая 25-30 см. Расстояние между отдельными рыбками должно быть 2- 2,5 см. Прутки с рыбой выкладываются в коптильню на расстоянии 5 см друг от друга.
Коптильней у меня работает старая эмалированная кастрюля на 10 литров. Можно использовать любую подходящую посуду или готовые коптильни, главное чтобы высота у них была 30 см и более, так как рыба вывешивается вертикально. На время просушки на дно коптильни нужно положить бумагу или ткань, так как из подвешенной рыбы из брюшек будет некоторое время капать рассол.

Через десять минут приступаем к горячей сушке. Вынимаем из коптильни бумагу, устанавливаем ее на огонь без крышки ( я пользуюсь портативной газовой плиткой), рыба сушится где -то 10 минут при температуре 70-80 градусов. Признаками окончания сушки являются подсыхание кожных покровов и затвердевание плавников.
Подсушка непосредственно переходит в проварку- коптильня закрывается крышкой, но не полностью, чтобы выходил пар, либо надо периодически снимать крышку. Проварка длится 15 минут при температуре 100 -110 С. Признаком окончания проварки является белый цвет мяса рыбы. Для контроля температуры я просверлил в крышке отверстие и вставил туда термометр. Хотя и без него все получается как надо.

Далее — непосредственно копчение. В коптильню помещается «картридж» (продырявленный конверт из фольги с опилками).

Копчение проводится с закрытой крышкой 30-35 минут при температуре 80-100 С.
Результат.

Скан таблицы по времени сушки, варки и копчения. Смотреть на средний столбец.

Здесь я показал внешний вид рыбы сняв ее с прутков. Ну а при работе снимать ее не надо, так как нужно отрезать хвостовые плавники и головы, что удобнее и быстрее сделать на прутках.

Острыми ножницами отрезаются хвостовые плавники отступая 2-2,5 мм от чешуйчатого края, также отрезаются головы по касательной к жабрам и под углом от брюшка к спинке 70 градусов. Официально этот полуфабрикат для шпрот называется копчушкой.

Далее -заполнение банок готовой копчушкой. В идеале нужны банки емкостью поменьше 250 мл- 350 мл, но новых я в продаже не видел, можно использовать бэушные, но герметичность уже не гарантируется. Приходится использовать полулитровые банки, что для шпрот многовато. Закладывается копчушка в банку вертикально, как можно плотнее.

Далее заливка прокаленным до 120 градусов и охлажденным до 80 градусов растительным маслом.


По инструкции берется смесь подсолнечного и горчичного масла в соотношении 3:1, о горчичном масле в наших магазинах никто не слышал, поэтому взял подсолнечное с добавлением оливкового. Масло преломляет свет как стекло и в банке его практически не видно. На поллитровую банку уходит примерно 100 мл масла.

Заполненные маслом банки плотно закручиваются и помещаются в скороварку, где стерилизуются 60 минут.

Готовые шпроты.

Сразу их есть не стоит. Перед употреблением заводские консервы должны выдерживаться 3 месяца перед продажей для выравнивания вкуса, такое же правило должно касаться и наших доморощенных консервов.

Дегустация.
Делаю классический бутерброд. Хлеб обжаренный в масле

огурчики


шпроты


Ну и лимон конечно. Вкусно, даже очень, можно незаметно скушать полбанки.

Сравнил по вкусу с заводскими с надписью «Premium», произведенными в Калининградской области. И те и другие вкусные Но свои больше понравились.

Заводские оказались более соленые. А так как килька для шпрот не потрошится, у заводских присутствует характерная горчинка, когда сравниваешь вплотную это заметно.


Теперь смело делаю бутерброды для гостей из самопальных шпрот.

Еще фото

Деликатес который можно сделать из этой якобы сорной рыбки, который не сделаешь ни из щуки, ни из судака, карпа и прочих крупных рыб — впечатляет… Впрочем шпротами данный продукт можно и не называть. «Копченая уклейка в масле» тоже звучит неплохо.
Теперь ловля уклейки приобретает смысл.


Спасибо за внимание.
Добавить в избранное +197 +292
+
avatar
+9
"… Но свои больше понравились. ..."
Свои — вообще вне конкуренции!!!
Немного сложно. Оставлю на зиму, зимой уклейки у нас много и делать особенно нечего.
+
avatar
0
Москвич как авто без конуренции…
+
avatar
+4
У нас на реке чтоб столько натаскать уклейки, будешь два дня сидеть ))) Почему то она как то странно клюет. Сначала активно кидается на приманку, но как поймаешь штук 5-6 перестает. Нужно искать другое место.
Кстати уклейку я на рыбалке готовил как простую малосольную кильку, просто кидаешь в соль, и через пару часов можно есть ))) Тоже неплохо выходит.
+
avatar
  • Vairon
  • 29 июня 2019, 21:15
+2
Скорее всего, она там сезонна. У нас на реке такая же картина, но в середине-конце мая уклея как с цепи срывается. Причём, уклейка идёт толстая, с чайную ложку размером. Попытайте удачи в сезон энцефалита ).
+
avatar
  • Omega
  • 29 июня 2019, 21:35
0
Похоже коллективный разум: те, что на берегу отстукивают тем. Что в воде, что кидалово, валить надо.
+
avatar
+6
Уклейка очень вкусная просто вяленная
+
avatar
  • Dun
  • 29 июня 2019, 12:48
+1
хм. никогда не думал об уклейке с гастрономической стороны. ловлю ради интереса, кидаю в садок, когда надоедает, жена с детьми считают улов (счёту учатся) и отпускают
+
avatar
  • Vairon
  • 29 июня 2019, 21:17
0
Мне иногда, раз в год-два вожжа под хвост попадает и ловлю её на жарёху. Жарю в дым, в хруст, чутка пересаливаю и трескаю её прям с костями :).
Так же, делаю и недошпроты, с той лишь разницей, что на решётке на мангале.
+
avatar
  • dimcam
  • 29 июня 2019, 12:54
+3
Помню в детстве уклейку ситом с прикрученной палкой ловили.
+
avatar
0
Не знаю как в детстве, позавчера ездил на рыбалку, бросил в воду горсть пшена- вода закипела от сотен снующих рыбок. В этот момент можно вытянуть пауком сразу килограмм, но это не интересно. А на крючок не берет, подлюка.
+
avatar
  • Invait
  • 29 июня 2019, 12:56
+2
В детстве килограмм по 5-7 ловили и вялили с одной рыбалки, тогда не было мыслей такое торжество вкуса делать(
+
avatar
  • lorhen
  • 29 июня 2019, 12:57
-21
+
avatar
+18
приготовляют
О, вы придумали новое слово в русском языке? Я не занудствую, просто напоминаю про «бревно в своем глазу».
+
avatar
  • 2222
  • 29 июня 2019, 13:45
0
Краткость – сестра таланта
+
avatar
0
+
avatar
0
Точно новое?
Словари о нем не ведают.
комментарий скрыт

+
avatar
+4
А спрягать глаголы мы не умеем
Так учитесь. Репетитора наймите хорошего. Пройдет время, и поймете, почему приготавлИВАют, а не приготавлЯют.
+
avatar
+1
почему приготавлИВАют
наверное потому, что от глагола приготавлИВать,
а не приготовлЯют
который как раз от приготовлЯть.
Репетитора наймите хорошего
раз уж даже читать не умеете и пользоваться поиском в Интернете)))
+
avatar
-1
раз уж даже читать не умеете
Еще раз, наймите репетитора, который научит языку, а не юзайте ресурсы, которые наполняют все, кому не лень.
+
avatar
  • CuMr
  • 29 июня 2019, 22:27
+2
У вас там ошибка. Правильно — производють.
+
avatar
  • iMADik
  • 29 июня 2019, 13:06
0
Делал как то тоже шпроты из уклейки в мультиварке — в масле. На вкус очень напоминали настоящие, за исключением одного весомого но. Они ужасно пахли тиной-рыбой или чем ещё там. Возможно сказывалось то, что я наловил их в родной Неве… Вообщем по итогу они отправились в мусорку…
+
avatar
+2
Я из мороженой черноморской кильки пытался сделать. Но сырье оказалось не качественное, как только килька почувствовала тепло появился запах прогорокшей селедки. Его не перебили все последующие манипуляции включая и копчение
+
avatar
0
Вот-вот, такая же фигня… :(
+
avatar
  • Bober
  • 29 июня 2019, 19:01
0
От тины добавьте в рассол немного водки.
+
avatar
+1
Копчение проводится с закрытой крышкой 30-35 минут при температуре 80-100 С.
Это температура чего?
+
avatar
  • figvam
  • 29 июня 2019, 16:53
+2
Да, я тоже не понял. Когда поджигать щепу-то? Или она сама загорается?
+
avatar
+1
Это температура чего?
Температура внутри коптильни
+
avatar
+1
Да, я тоже не понял. Когда поджигать щепу-то? Или она сама загорается?
Дно коптильни нагревается на плите и щепа начинает дымить.
+
avatar
  • Grobik
  • 29 июня 2019, 19:05
+3
Судя по расположению градусника это температура воздуха в середке кастрюли. Дно, где лежат опилки в фольге, естественно намного более горячее.
+
avatar
  • klop
  • 29 июня 2019, 13:37
+2
Интересно. Уверен, что вкусно, хотя и весьма трудоемко!
Одна поправочка: нет такой рыбы — Килька.
Wiki:
Ки́лька — общее название нескольких видов мелких стайных рыб семейства сельдевых, имеющих большое промысловое значение.
А вот Шпроты — наоборот есть!
Wiki:
Шпро́ты (лат. Sprattus) — род лучепёрых рыб из семейства сельдевых (Clupeidae).
Так что поправьте свою перепутанную терминологию, чтобы не вводить людей в заблуждение.
+
avatar
  • Bald
  • 29 июня 2019, 22:59
+3
Но на шпротах написано «изготовлено из балтийской кильки»
+
avatar
  • klop
  • 30 июня 2019, 11:33
0
Но на шпротах написано «изготовлено из балтийской кильки»
Да, в последнее время консервы под название Шпроты изготавливают из разных сортов рыбы, т.е. кильки. А изначально их их изготавливали исключительно из Шпрот, откуда и взялось собственно название консервов.
+
avatar
  • Olkan
  • 29 июня 2019, 23:46
+2
А вот Шпроты — наоборот есть!
Из википедии же:
Балтийская или Черноморская килька (Sprattus sprattus)
+
avatar
  • klop
  • 30 июня 2019, 11:35
0
Дело в том, что Шпроты могут быть килькой, но не наоборот.
+
avatar
+2
ак что поправьте свою перепутанную терминологию, чтобы не вводить людей в заблуждение.
Килька это русское название этой рыбы. А черноморский и балтийский подвиды кильки имеют латинское название Sprattus sprattus. Что я перепутал?
Да, по немецки ее кличут Sprotte, по английски sprat, но мы то по русски говорим. И под словом шпроты в данном случае подразумевается не вид рыбы, а готовый пищевой продукт.
+
avatar
  • rEc
  • 29 июня 2019, 13:58
+10
Спасибо вам большое, что не выложили обзор в 10 вечера. А то опять бы пришлось жрать идти. Обзор как всегда ТОП
+
avatar
+1
обзор гуд.
делал. не зашло. ловлю ее в период нереста тупо ведром или сачком черпаю
много геммора в итоге, покоптить просто можно, можно засолить как кильку даже с кишками, но на любителя. а шпроты по итоговому вкусу того не стоят, хотя неплохи
пробовал и в мультиварке тушить, вариант с дымком. но что то у них по запаху как писали выше не то выходит при тушениии.
+
avatar
0
Возни много. Но если процесс разделки разбить на моно операции, как написано в обзоре, то задача заметно облегчается, так как работа происходит на уровне мышечного автоматизма.
+
avatar
  • B0POH
  • 29 июня 2019, 14:24
0
Отлично!
+
avatar
  • Naevus
  • 29 июня 2019, 14:31
+3
Это хорошо что я сначала пообедал, а потом сюда зашел…
+
avatar
  • He1ix
  • 29 июня 2019, 14:57
+8
Без водки это не имеет смысла, пустая трата времени, жизнь проходит зря ©
+
avatar
  • KiV
  • 30 июня 2019, 15:18
0
Спойлер откройте — там и бокальчик, и виски присутствуют )))

PS. Автор — гурман. Скотч виски со шпротами…
+
avatar
  • sinobi
  • 29 июня 2019, 15:07
0
Очень аппетитно!
+
avatar
  • Vyndra
  • 29 июня 2019, 16:09
+1
Только газету использовать с продуктами не есть хорошо, свинец и тяжелые металлы как-никак
+
avatar
+8
Только газету использовать с продуктами не есть хорошо, свинец и тяжелые металлы как-никак
Откуда они в современных газетах? В бензине, кстати, сейчас тоже свинца нет.
+
avatar
+1
За то смотрится как-то лампово, по домашнему.,
+
avatar
+2
Только газету использовать с продуктами не есть хорошо, свинец и тяжелые металлы как-никак
Свинец последний раз присутствовал в ленинской «Искре». И чем вредно безобидное лежание рыбы на бесплатной рекламной газете при обычной комнатной температуре?
+
avatar
  • figvam
  • 29 июня 2019, 16:57
-3
В столице нашей родины не только горчичное, а даже более экзотические масла типа пшеничного или облепихового можно найти. В Ашане продаются.
+
avatar
+1
А за мкад значит жизни нет?
+
avatar
  • Bald
  • 29 июня 2019, 22:23
0
За МКАД тоже не есть Ашан ы
+
avatar
0
за мкадом должны быть в индийских магазинах — они зачем то применяют.
+
avatar
  • BrB
  • 29 июня 2019, 17:01
0
Очень хороший пост
Возни кончено много.
Но попробую
У меня скороварка с коптильнейй вместе (совмещенная).
Надо будет попробовать сделать.
+
avatar
+6
я на такие теми DIY обычно плюсую а потом читаю. Вдохновившись одной из таких тем закрыл полсотни пол литровых банок тушенки куриной. Очень помогла когда родился маленький ребенок и не было просто время физически кушать готовить.
+
avatar
0
У Вас получилось?
+
avatar
  • klop
  • 29 июня 2019, 21:31
0
Вдохновившись одной из таких тем закрыл полсотни пол литровых банок тушенки куриной

А ссылочку можно?
+
avatar
+1
Процесс копчения описан не полностью. Про опилки в фольге понятно, но не понятно про 100 градусов. Кастрюлю с рыбой на плиту ставить?
+
avatar
0
Про опилки в фольге понятно, но не понятно про 100 градусов. Кастрюлю с рыбой на плиту ставить?
Я же в обзоре написал — коптильня ставится на газовую плиту. У меня туристическая, работающая от дихлофосного баллончика.На плите и регулируется температура.
+
avatar
  • gostv
  • 29 июня 2019, 17:37
+1
Фотки со стола в стиле иллюстраций из «Книги о вкусной и здоровой пищи»
+
avatar
  • KiV
  • 30 июня 2019, 15:07
+1
О вкусной и нездоровой пище ))))))))))))
Пиво — виски — бутерброд.
Но вку-у-усно.
+
avatar
  • ns3230
  • 29 июня 2019, 18:36
0
Так вот как эта гадина на русском называется: уклейка. Мы ее синькой всегда называли… С гастрономической точки зрения никогда особо не рассматривали, всегда считали сорной рыбой, которая годится лишь на роль живца и на корм котам. Бывало как достанет — жизни не дает, о нормальной рыбалке можно забыть. Таскает приманку, поклевки просто бешенные, но фиг зацепишь, а если таки вытащишь — что с того, это ж даже не красноперка или карасик. А оказывается, с нее дома можно шпроты замутить.
+
avatar
+2
нормально она цепляется, но на мелкий крючок. На нее сознательно нужно идти.
+
avatar
+1
Впечатляет. Но шибко трудоёмко.
Было интересно прочесть.
Сам точно не буду повторять. Начну с того что в таком количестве эту самую уклейку у себя я точно не наловлю. негде.
А если нечто подобное сделать с более крупной рыбой? например если ее почистить и нарезать на филе. получится?
+
avatar
0
А если нечто подобное сделать с более крупной рыбой?
С толстолоба попробуйте. Только не шпроты, а просто консервы с маслом, ТС из сардин, насколько помню делал. Под толстолоба советую соевого соуса плеснуть, чтобы запах тины отбить.
+
avatar
+1
С толстолоба попробуйте.
хах, толстолоба то у нас достать еще сложнее чем уклейку.
+
avatar
0
хах, толстолоба то у нас достать еще сложнее чем уклейку
Серьезно? Я думал этих поедателей травы, во времена Союза, вместе с белым амуром, по всем подходящим водоемам расселили, в т.ч. по Аму-дарье и Сырдарье.
+
avatar
  • ns3230
  • 29 июня 2019, 23:03
0
Их то расселили, но рыба такая, что с браконьерами не очень дружит) Не хочет, скотина такая, плодиться быстрее, чем ее вылавливают. Есть у нас в районе пруд в одном селе, который лет так -надцать (11-15) был в аренде. Фермер поддерживал его, запускал рыбу сам, а местным разрешал ловить на один крючок с человека. Мы туда за 15 км великами гоняли, по 5 кг карася привозили, уклейку эту и не считал никто. Карп, амур, толстолоб иногда попадались на удочку, но этих прятать надо было, их ловить не разрешали. Так местные как повадились браконьерить (у многих огороды во дворах прям к пруду выходят) сетями по ночам — в итоге 5 лет назад мы там от силы по кило карася брали, уклейки только больше стало, а в этом году поехал вот неделю назад — фермер забил арендовать пруд заново, а из рыбы остались одна красноперка, редкий окунь и уклейка. Надеялись, что большая рыба есть, на фидер пойдет, а в итоге с другом только штук по 30-40 красноперов вытащили.
+
avatar
0
в итоге с другом только штук по 30-40 красноперов вытащили
немало…
+
avatar
0
Щас вообще рыба слабо ловится. И говорили с июля платную рыбалку зпретят. Точнее на одну удочку можно ловить везде!!!
+
avatar
  • VHook
  • 29 июня 2019, 19:52
-7
+
avatar
-1
Обычно, даже не читая, ставлю такому обзору плюс… Ни разу не ошибся…
+
avatar
+2
Автор хоть раз засветился на фото? — интересно бы взглянуть: удается ему с таким питанием сохранять рост/вес
+
avatar
0
А зачем? Вкусно ведь…
+
avatar
+1
Ну, судя по рукам на некоторых фото из других обзоров, человек недостатком веса не страдает. С другой стороны написать столько обзоров и заморачиваться с готовкой таких вещей будет только человек деятельный, который не может долго сидеть без дела. Думаю, все нормально у человека с весом, не жалуется.
+
avatar
-4
Жареный в масле хлеб. приготовленная в масле рыба, да еще копчёная. Здравствуй, изжога, захлебнись в желчи печень. В банке натуральных шпрот канцерогенов содержится, как в 4-х пачках сигарет. Результат копчения, а не применения машинного масла.
+
avatar
  • ns3230
  • 29 июня 2019, 22:03
+4
Дружно заматываемся в простыню и медленно ползем в сторону кладбища?
+
avatar
+2
… автомат держать на вытянутых руках, чтобы расплавленный металл не капал на ноги. Это все о другом, до ядерной войны не дотягивает. Поскольку после такого «гутенброда» терять уже нечего, можно спокойно, уже ничем не рискуя ( хуже уже некуда) выпить стакан водки.
+
avatar
  • ns3230
  • 29 июня 2019, 23:34
+7
Поскольку после такого «гутенброда» терять уже нечего
Терять всегда есть что) Людей, которые всю жизнь едят много жаренного, жирного, копченого, и доживают до 60-80 лет без особых проблем со здоровьем (все как у всех) я лично знаю. А вот если всякой боярой и прочим суррогатом упиваться ежедневно — тут уже и полтинник отметить без проблем со здоровьем будет проблематично) Да и в сравнении со стаканом водки хуже таки есть куда. Например, вместо стакана водки можно выжрать литруху)
Человек же не корова или кролик, чтобы всю жизнь травой питаться. Ему иногда хочется копченостей, жареного, соленого и острого. И если не объедаться по три нормы в день, то от умеренного потребления разнообразного рациона вряд ли что-то будет серьезное.
+
avatar
  • CuMr
  • 29 июня 2019, 22:31
+2
Жить вообще вредно, от этого умирают 100%.
+
avatar
0
Все равно ешь!
+
avatar
0
Где ж её столько взять, уклейки? Почитал, так у всех она практически в ведро из воды сама прыгает. А тут сидишь на пруду, 5 штук за час выловишь, и то спасибо.
+
avatar
0
В Неве ее много. Другой рыбы уже нет. Живучая.
+
avatar
-1
Так непривычно читать про уклейку, у нас её все баклёй называют =)
+
avatar
0
Давно из Парижа?
+
avatar
0
Причем тут Париж? Её так пол России называют, если судить по Сабанееву.
+
avatar
+1
Ого, аж пол России. Первый раз слышу, зато уклейка на каждом углу. Реально первый раз слышу.
+
avatar
0
В Украине называется верховодкой.
+
avatar
0
Верховодка или верховка другая, более мелкая рыбка 6 см, но на уклейку похожа.
+
avatar
-1
Посмотри эту страницу на украинском языке ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B0
Ни хвоста, ни чешуи!
+
avatar
+2
По факту, таким же способом можно сделать из любой «тощей» рыбки такое. Можно и по упитанней брать, порезать на кусочки и «зашпротить».
+
avatar
  • smirta
  • 30 июня 2019, 06:44
0
И всё таки шпроты делают из шпрот, а не из кильки!
+
avatar
+1
Вот насколько помню нет такой рыры — шпроты
Консервы шпроты делают из кильки и салаки
+
avatar
+1
Шпро́ты — вид рыбных консервов. Первоначально изготавливались из балтийского шпрота (подвид европейского шпрота), затем под этим названием стали производить также каспийскую тюльку, салаку, молодь сельдей и другую мелкую рыбу. При приготовлении шпрот мелкую рыбу без всякой предварительной обработки коптят, после чего консервируют в масле.

В обиходе под словом «шпроты» обычно понимают любые копчёные рыбные консервы из мелкой рыбы в масле.

В СССР шпроты были непременным атрибутом праздничного стола.[источник не указан 1326 дней]

Из википедии
+
avatar
+2
Рыба «Шпрот», давно отсутствует в природе,- выбили. Килька стала дефицитом,- выбили. Салака, в Рижском заливе, редкость,- выбили.
99% «Шпрот», продаваемых в России и Латвии, делаются из привозной салаки.
+
avatar
  • smirta
  • 07 июля 2019, 11:54
-1
А что вы имеете ввиду, когда пишете- выбили?
+
avatar
+1
Истребили «материнское стадо», либо до полного уничтожения (шпроты), либо до катастрофического снижения поголовья.
+
avatar
0
Килька стала дефицитом,- выбили.
Что же квоты на ее вылов тогда увеличивают? Не из-за того, что ее поголовье увеличилось?
+
avatar
0
Если квоты увеличивают, так из-за того, что стала дефицитом. Поголовье давно уже, всем по-барабану.
В Рижском заливе, тюлени последнюю салаку доедают (очередная напасть). А на перерабатывающие заводы везут мороженную, издалека. В открытом море ещё что-то ловят, но там и немцы, и поляки, и шведы,- тоже долго не протянет, лужа-то небольшая.
+
avatar
0
В Рижском заливе
Помимо него, есть Черное и Азовское моря, да и на Каспийском озере с килькой все Ок
+
avatar
+1
Есть и Тихий океан с Атлантикой. Там вообще всё замечательно, наверное…
Только, в Чёрном море кильки мало, а в Азовском и на Каспии нет совсем. Если верить Вики.
Северное море, Норвежское и Балтика,- в основном. Тоже Вики.
Причём, там перечислены все породы кильки. А где водится Балтийская килька, и так понятно.
Насколько верить Вики, вопрос тёмный, поскольку шпроты и анчоусы, тоже причислены к Кильке. А это, хоть и близкие, но разные породы.
+
avatar
0
Только, в Чёрном море кильки мало, а в Азовском и на Каспии нет совсем. Если верить Вики.
Попробуйте верить не вики, а своим глазам.
+
avatar
0
Дык я сразу и написал,- Рижский залив пустой.
+
avatar
+7
Горчичное масло делают в Волгограде, выращивают горчицу в Волгоградской области. У нас есть в любом магазине. Цена равна обычному подсолнечному. Самое правильное производства «Сарепты»
Масло это производят у нас уже несколько веков.
Замена на оливковое не совсем корректная. Горчичное масло имеет очень богатый вкус и аромат.
В текущий момент горчичное масло один из брэндов города Волгограда.
+
avatar
  • genval
  • 30 июня 2019, 13:58
0
Захлебнулся слюнями. Плюсую.
+
avatar
0
Из писуча думаю не хуже выйдет)
Хотя скорее лучше
+
avatar
0
Придётся зимнюю рыбалку осваивать
+
avatar
0
А из мороженной мойвы можно сделать? Ну или из мелкого карася, уклейки у нас нет.
+
avatar
+4
А из мороженной мойвы можно сделать? Ну или из мелкого карася, уклейки у нас нет.
Можно. Из карася не делал, но всегда хотел сделать из этой костистой рыбы колбасу…
А из мойвы приготовил банку, пока еще не пробовал. По приготовлению некоторые отличия. Мойва имеет цилиндрическое тело, поэтому сушку надо проводить дольше. Мойва имеет более нежное мясо и кости. Поэтому при копчении на прутках кости настолько размягчаются, что не выдерживают вес рыбы и она начинает падать с них. По этой причине мне пришлось прекращать проварку и перекладывать рыбу на решетку. Самое приятное, мойву не надо чистить, ловят ее во время миграции к местам нереста, поэтому кишечник у нее пустой, а брюшко заполнено икрой. Просто размораживаем, промываем, солим, укладываем на решетки, сушим и коптим.
+
avatar
  • TYLKAS
  • 05 июля 2019, 10:21
-2
семейный рецепт ( которому более 40 лет) —

черный хлеб + сливочное масло + соленый огурец + шпротина…

или

белый хлеб + соленый огурец + яйцо + шпротина…

я так привык и мне сочетание этого вкуса нравиться больше всего

а жарить на масле хлеб и на него закладывать рыбу в масле — не очень правильно, а свежий огурец перебивает тонкий вкус шпрот… но это только мое мнение ))))
+
avatar
0
Спешу утешить автора! Консервы «Шпроты», изначально делались из рыбы Шпрот. Возможно, это родня кильки, но мельче. Такой рыбы, давно уже не существует в природе. Посему, название используется куда попало.
Живу в Латвии, но кильки в «Шпротах» не видел уже больше 10-ти лет. Кстати, в России она мне тоже не встречалась.
В лучшем случае, «Шпроты» лепят из мелкой салаки. Так что, уклейка должна замечательно подойти.
Идея технологии замечательна, но присутствуют непонятные «телодвижения». Замачивание в рассоле, с последующей сушкой, для меня загадка,- замачивать, чтобы затем сушить? Привожу свой метод, хорошо-бы совместить его с натуральным копчением.
1. Салака средних размеров. Я отрезал головы и потроха,- потерял половину веса.
2. Солим в эмалированной посуде (никаких рассолов).
3. Добавляем средство, именуемое в России «Жидкий дым». В Латвии стоит дорого, но расход, две столовых ложки на пять кил рыбы (на бутылках написана пропорция).
4. Перемешиваем рукой, оставляем на 20-30 минут.
5. Укладываем рыбу «стройными рядами» в посуду.
6. Заливаем растительным маслом (ЛЮБЫМ), с некоторым запасом. При необходимости, можно и добавить в процессе.
7. Варим! В духовке, у меня опыт небольшой. В эмалированной посуде, на газу,- газ не должен быть большим,- лишь-бы кипело.
ВНИМАНИЕ!!! «Контрольная точка»!
Варка прекращается как только масло перестанет быть мутным!
Не додержите,- риск «сырых» костей и шанс отравиться при длительном хранении.
Передержите,- получите «сухарики» (к сожалению, под пиво не годятся).
Никаких выдержек по три месяца не требуется.
Пы.Сы. Хотелось-бы заменить «Жидкий дым» на натуральное копчение, но у меня проблема с холодным копчением.
+
avatar
0
Для шпрот использую салаку из оптового рыбного магазина, она там дешёвая, дешевле некуда. Кстати, не я один:
Салака.
Около половины всего улова идет на приготовление консервов («шпроты в масле») и пресервов («кильки» и «анчоус»). Путём особого (полугорячего) копчения получают копченую салаку, известную под названием «копчушек». Часть улова реализуется в охлаждённом или мороженом виде. Салаку солят, коптят, жарят в масле и запекают в сметане и с укропом, она является национальным финским блюдом.
Чищу, набиваю в банку, добавляю четверть банки разогретого нерафинированного масла, соль, перец, лавр. Закручиваю и два часа томлю в советской кастрюле-скороварке. Жидкость в банке — свой сок рыбы, плюс немного масла.









+
avatar
0
Спасибо за рассказ!
По поводу бутерброда порекомендую сделать так:
черный хлеб обжарить, натереть чесноком, соленый огурец и шпротина.
Свежий огурец тут немного неуместен.
Но это лично мое предпочтение. Не навязываю.