Морозостойкий аккумулятор LiFePo4 18650 1000mAh с a123rc.com (для фонариков с директдрайвом)


Многие уже купили себе «мощные» фонари на аккумуляторах 18650. Обычный в таких случаях LiIon аккумулятор не работает при отрицательных температурах, а если и работает то крайне не долго, при этом существенно деградируя. Зима и морозы, потребность в вело свете и наличие нескольких фонарей на 18650 привели к поиску морозоустойчивого 18650 аккумулятора. Им оказался литий железо фосфатный (LiFePo4) аккумулятор формата 18650.
UPD. 2013.03.09. Отличаются от LiIon меньшим рабочим напряжением 3.2-3.1 против 3.6В, на морозе -20Ц отдают только около 45% ёмкости. При использовании в фонариках желателен директдрайв.
Осторожно много фото.

Минимальная цена на момент заказа на 3 аккумулятора 18650 LiFePo4 оказалась на a123rc.com. Сразу скажу это не оригинальные a123 аккумуляторы, возможно даже отбраковка, что будет видно дальше по графикам разряда/заряда.
Трека не было, доставка в общей сложности заняла 54 дня, был открыт диспут в PayPal на 45 день, с сообщением что я готов подождать ещё 20 дней, продавец (подпись Betty) перед китайскими праздниками усиленно пытался закрыть диспут, обещая вернуть деньги (9 usd), но с условием — мне закрыть первым. Закрыл только после получения заказа.
Заказ пришёл в стандартном жёлтом пакете, из необычного (недавно на mysku удивлялись) были наклеены марки:
Пакет

Сравнение размеров:
Желтые — LiFePo4 c популярными LiIon Sanyo 2600 и TrustFire 2400:
Сравнение размеровСравнение размеров
Особенностью моего экземпляра LiFePo4 в формате 18650 является отсутствие выступа на плюсе, что часто может привести к проблемам с использованием (пример ниже).
Отсутствует плюсовой выступ

Протестировал напряжение аккумуляторов «из коробки»:
Тестирования напряжения Из коробки
Видео:
rutube.ru/video/embed/6133096
(вставить видео как видео у меня в не получается, исходник на рутубе, кто может помочь — напишите в личку)

Тестирование работоспособности:
Проверю работу аккумуляторов в имеющихся у меня фонариках на XML-T6.
Фонарики и LiFePo4

Аккумулятор стандартных размеров, отлично помещается в фонарике:
Аккумулятор помещается в фонарик
В фонариках на XML-T6, особенность конструкции (отсутствие выступа на плюсе) работе не помешало:
Фонарик работает
благодаря наличию пружины:
Пружина в фонаре
А вот для наголовного фонаря на диоде CREE-Q3 отсутствие выступа на плюсе привело к неработоспособности.
Аккумулятор не достаёт до плюса
Аккумулятор банально не достаёт до положительного контакта:
Аккумулятор не достаёт до плюса
Без доработки не обошлось, сначала хотел разобрать батарейный отсек, открутив винтики, но винтики не раскручивались, пришлось ломать и клеить:
Доработал наголовный фонарь и заклеил клеем.
Теперь работает:
Доработанный наголовный фонарь светит:


Так что же такое LiFePo4?
Статья на Википедии представляет LiFePo4 этакой вундервафлей с отличными характеристиками: скорость заряда 15 мин на 7А, морозостойкость до -30С, огромные токи отдачи до 60А, долгоживущие, прочные. Более детально можно LiFe можно ознакомиться из переводной статьи на rcdesign, в которой сравнивают литий полимер и литий фосфаты.

Перейдём к тестированию LiFePo4:
IMAX B6 с поддержкой режима LiFe:
IMAX B6 поддерживает LiFe режим
Хороший обзор зарядного устройства IMAX B6 представлен на HabrHabr. MySku так же обозревает IMAX-ы 1, 2, 3, USB UART, мегаобзор LiIon 18650 почти IMAX-ом, мой предыдущий обзор AAA аккумуляторов на IMAX B6.

Тестовый стенд:
Тестовый стенд
Тест первого аккумулятора — Разряд
Аккумулятор «из коробки» дозаряжен, выполняем разряд током 0.5А (что примерно соответствует 0.5С), в результате получилось около 1055mAh.
N1 - разряд 0.5A - 128минут, результат 1055mA
Наибольшее значение из 3х, правда остальные я разряжал/заряжал токами до 1А (током 1А и режимом FastCharge 1A).
График разряда, полученный с помощью LogView v2.7.5, настройки взяты из пресета из статьи хабра про IMAX B6:
N1 - разряз 0.5А
Тот же график, настройки по умолчанию:
N1 - разряд 0.5A - график LogView
Разработка LogView ведётся в Германии, перевод на английский частично отсутствует. Наименования величин легко определяются из их единиц измерения.
Наименования величин:
Spannung — Напряжение — на графике Синим,
Storm — Сила тока — Красная линия,
Ladung — Ёмкость — зубастая кривая Зеленого цвета,
Leistung — Мощность, рассчитывается,
Energie — Энергия, рассчитывается.


Попробую немножко интерпретировать график.
Рабочее напряжение 2.2-3.6V, среднее 3.1V (мой iMAX B6 заряжает до 3.6V разряжает до 2V).
Ёмкость данного экземпляра при разряде током 0.5А получилась 1055 мА.
Рабочее напряжение практически постоянное — на графике прямая. При разряде током 0.5А напряжение за 2...3 мин спадало до 3.1V, потом держится на этой отметке (3-3.1V) и не проседает около 1 часа 40 минут, и затем минут 8 медленно проседает до 2.8V, потом 14 минут практически по прямой спадает до 2.2V, а затем за оставшиеся 4 минуты IMAX разряжает до 2V и отключается.


Тест первого аккумулятора — Заряд
Заряд IMAX B6 методом FastCharge 1A:
N1 заряд FastCharge 1A

Остальные тесты, разрядом 1A, зарядом FastCharge 1A:
Описание теста смотрите в подписи.
N2 заряд FastCharge 1A с из коробки до полного
N2 разряд с 3.6v до 2v c полного заряда, током 1А
N2 разряд с 3.6v до 2v c полного заряда, током 1А
<img src=«img.mysku-st.ru/uploads/images/00/33/33/2013/02/03/b28983.jpg» title=«N2 заряд с 2v до 3.6v (до полного заряда) режимом IMAX B6 Fast Charge 1А» alt="N2 заряд с 2v до 3.6v (до полного заряда) режимом IMAX B6 Fast Charge 1А" rel=«lbox» />

N3 заряд FastCharge с из коробки до полного
N3 разряд 1А
N3 заряд с 2v до 3.6v (до полного заряда) режимом IMAX B6 Fast Charge 1А
N3 заряд


ВЫВОДЫ
Для себя сделал следующие выводы
Плюсы:
* Морозостойкий,
* Быстрая зарядка 1С.
Минусы:
* Небольшая ёмкость (1000mAh), и соответственно время работы.
Особенность:
* Требует специальную зарядку (у меня есть IMAX B6, поэтому за минус не считаю).
* UPD — напряжения LiFePo4 существенно ниже чем у LiIon (3.2 против 3.6). Некоторые фонари светят существенно менее ярко.
В комментариях:
©Closer
Нужно только учесть, что напряжение у лифера ниже чем у лития. 3.2 вольта против 3.7. С таким напряжением не каждый фонарик сможет работать.
©klirik:
если фонарик от _одного_ элемента — то да, не сможет. Ему нужно, чтобы падение на диоде минус падение на шоттки (0,3..0,4в) было выше напряжения питания. Если на диоде 3,2в — то ожидается батарейка 3,6в. минимум. (если линейный драйвер — может сосать до 3,2, но он вообще отдельная тема; КПД невысок, ставят в самые простейшие фонари).
Но! Для обычного лития его 3,6в — это гипотетическое напряжение (испольузется для рассчёта ёмкости в А.ч.). По факту там от 4,2 плавно падает до 2,8. От одного аккума выходит, мы высосем максимум половину. Поэтому этих аккумов ставят обычно пару. А в этом случае напряжение удваивается — и драйвер сможет высосать всё и из феррофосфата тоже.

* UPD 2 (2013.03.09) — Нужно использовать с фонарями типа директдрайв с низкой отсечкой по минимальному напряжению (2.7В).

Аккумуляторы уже использую
Фонарик слева светит менее ярко на LiFePo4, чем на LiIon, фонарик справа — не теряет столько яркости.
На работу

С работы


Update 2013.03.09 Графики разряда при отрицательных температурах:
График разряда LiFePo4 при отрицательных температурах
График разряда LiFePo4 при 25С (градусах цельсия)

Практические выводы:
Для использовании в фонарике нужно поменять драйвер на директ, спрашивал на ixbt — посоветовал:
costalibre
Mix_b, ИМХО, прелесть LiFePo4 в том, что его можно использовать в фонарях с обычным директдрайвом (в варианте 1х18650), при этом имеем хороший кпд и смиряемся с постепенным снижением яркости. Зато не паримся всякими защитами, от переразряда, от холода Если пытаться выжать весь потенциал этих аккумуляторов, нужно либо использовать какие-то специализированные схемы под LiFePo4 ( размером 17-20мм не видел), либо использовать буст-преобразователь и городить защиту аккумулятора, либо ваять свою схему.
Ссылки на директдрайвы:
www.kaidomain.com/product/details.S010105 — 5 штук по 6.93$
В комментариях к товару указывается что отсечка происходит при напряжении 2.7В, что позволяет использовать почти весь заряд аккумулятора LiFePo4:
График разряда при отрицательных температурах LiFePo4

www.fasttech.com/products/1612/10001535/1114500-17mm-2-mode-led-driver-circuit-board-for-flashligh — 1 шт. по 1.81$
Тоже директдрайв, но отсечка выставлена по напряжению 3В (забирается меньше энергии из аккумулятора)
Планирую купить +46 Добавить в избранное +37 +78
+
avatar
  • SeverCon
  • 03 февраля 2013, 23:06
0
Весьма интересный, а главное — нужный обзор. Правда я рассматриваю его в разрезе не фонарей, а е-сигарет.
В случает плоских "+" используются специальные «добавки/проставки» — магнитики, коих великое множество по невысоким ценам
+
avatar
0
По каким еще «ценам»? Вы прикалываетесь? Кусочек фольги от шоколадки решает эту проблему за 5 секунд, уже 4 года так налобники «модернизированы» и отлично работают.
+
avatar
  • nek
  • 03 февраля 2013, 23:10
0
как резина держит?
а батарейки зимой быстро садяться?
+
avatar
  • Mixb
  • 03 февраля 2013, 23:25
+4
Резина шипованная впереди Schwalbe Ice Picker pro, сзади Kenda kinetics (похоже шиповали умельцы). Держит отлично. Лучшую поставил вперёд. Держит даже на льду ;) (у меня каток по пути домой, каждый раз катаю несколько кругов по льду). Там в каждом резиновом шипе победитовый шип заострённой формы.
schwalbe ice picker pro

Батарейки зимой садятся ;) Когда фоткал первый раз велосипед (дневное фото), фотоаппарат показал низкий разряд батарей — AA саньё энелупы. Фотомыльницу держал в кармане. LiIon трастфайеры 2400 на морозе в -15 градусов проехали около 5 минут (из тепла), в маленьком фонарике с фото выше на XML-T6.

Обозреваемые аккумуляторы проехали весь маршрут ;)
+
avatar
  • stPavel
  • 03 февраля 2013, 23:16
0
А кто-нибудь знает, на сколько сильно проседает ёмкость у обычных литиевых 18650?
Например, сколько ампер отдаст при -30 градусов LiFe и народный Sanyo?
+
avatar
  • ROMAN81
  • 03 февраля 2013, 23:23
0
Не знаю как «народные Sanyo», но в электронной сигарете моей(1000мАч) литий замерзает практически насмерть, т.е. на морозе пока в руке пару минут не погреешь аккум — не дымит, только диод один и горит…
+
avatar
  • Mixb
  • 03 февраля 2013, 23:26
0
Тестировал народный трастфайер 2400 — умирает через 5 минут при более тёплой погоде в XML-T6 фонарике с фото выше. Санью убивать не решился…
+
avatar
0
Магазин однодневка! почта на бесплатном хостинге сайт написан с ошибками ((( случайно не заманиваем лохов? может я не прав но слишком много косяков у этого магазина!
+
avatar
  • ROMAN81
  • 03 февраля 2013, 23:29
+1
PayPal — многие косяки правит… :)
+
avatar
  • Mixb
  • 03 февраля 2013, 23:34
0
моделисты говорят проверенный (без указания авторитетного источника ;)), электровелосипедисты тоже ссылаются…
+
avatar
  • arslaman
  • 03 февраля 2013, 23:39
0
Среди электротранспортников (кто на электро велах и т.д. катает) сайт очень известен.
+
avatar
+4
www.fasttech.com/products/0/10002801/1208601-a123-systems-18650-lifepo4-1100mah-protected-recha
будет подешевле, и более известный магазин
+
avatar
  • Rupert
  • 04 февраля 2013, 12:58
0
Спасибо за наводку, прикупил как раз по Вашей ссылке.
Ввобще много чего интересного есть.
+
avatar
0
а что за зарядка со специальным режимом для феромполимерных АКБ ?? у меня на АйМаксе только LiPo (((
+
avatar
  • Mixb
  • 04 февраля 2013, 00:21
0
В настройках поищи, там есть выбор режима LiFe :)
+
avatar
  • Raziel
  • 04 февраля 2013, 01:55
0
«литий-железо-фосфат», а не «литий-железо-полимер»
+
avatar
  • Mixb
  • 04 февраля 2013, 08:46
+1
Спасибо за замечание, поправил.
+
avatar
  • jh7
  • 04 февраля 2013, 02:27
0
в ссылке на вики, это называется «феррофосфат лития»
+
avatar
  • Mixb
  • 04 февраля 2013, 08:43
0
Недоглядел… В обзоре ссылку поправил
+
avatar
  • AlekseyM
  • 04 февраля 2013, 06:48
0
я на зиу набрал из «модельных» плоских аккумуляторов батарею, примерно на 5 тыщ Ач, вожу в сумке, удобно.
а резина такая же только не прошная, а то средний ряд по асфальту жалко :)
+
avatar
  • AlekseyM
  • 04 февраля 2013, 06:48
0
я на зиму набрал из «модельных» плоских аккумуляторов батарею, примерно на 5 тыщ Ач, вожу в сумке, удобно.
а резина такая же только не прошная, а то средний ряд по асфальту жалко :)

а ещё можно ссылочку на «катридж» для зарядки.
+
avatar
0
Страйбольное сообщество давненько пользует LiFe, только положительные впечатления, спасибо за обзор.
П.С. На Аймаксах 6-х на всех есть режим заряда таких аккумов, инструкцию просто посмотрите.Взять можно на русском вот здесь www.powerlabs.ru/pdf/GTPower_A6.pdf
+
avatar
  • Rupert
  • 04 февраля 2013, 12:58
0
Да, LiFePo4 это просто круть,
вообще с ним забыл, что аккум для привода надо заряжать зарнее, прогонять разряд-заряд,
греть телом аккум зимой и т.д.
+
avatar
0
Насколько я знаю, в Китае есть почтовая «поддержка малого бизнеса». Предприниматель платит некую абонплату почте. А те принимают от него до энного количества посылок энных габаритов и веса. Например, минимальная оплата — приноси до 50 мелких пакетов в месяц. Будут лишние — плати за доставку сам. Вот эти марки — как раз оттуда. Эту отсылку прод оплачивал сам.
+
avatar
  • JVS
  • 04 февраля 2013, 07:23
0
На Тао есть и другие емкости s.taobao.com/search?initiative_id=staobaoz_20130204&q=+LiFePo4+18650
+
avatar
  • klirik
  • 04 февраля 2013, 07:46
0
> Особенностью LiFePo4 является отсутствие выступа на плюсе
Открою страшный секрет: это НЕ особенность данной химии! :)
В таком факторе выпускают промышленные аккумуляторы — которые обычно сваривают никелевой лентой в батареи. Для сварки выступ не нужен, а в батарее он будет только мешать (нечто лишнее, что торчит и создаёт пустоту).
В таком же варианте можно купить и отбраковку обычного лития — например, серые TrustFire на DX.
+
avatar
  • Mixb
  • 04 февраля 2013, 08:53
0
Недавно встречал ролик по контактной самодельной сварке www.youtube.com/watch?v=owAvOKkYz_w.
А являются ли отбраковкой мои экземпляры аккумуляторов интересно.
+
avatar
  • klirik
  • 06 февраля 2013, 20:03
0
чистый лайфхак: можно брать аккумы «с защитой» и удалять плату защиты. Получите куски никелевой ленты, приваренные к контактам (к ним можно без проблем паяться и делать батарею).
Непосредственно к контактам паяться в общем случае нельзя (покуда внутри аккума — сепаратор чуть ли не из полиэтиленовой ленты, которая при малейшем перегреве плавится и всё портит).
Можно пробовать паяться — очень мощным паяльником-топором с активным флюсом (хлористый цинк). Смысл в том, чтобы вся операция залуживания-пайки случилась в одно касание (0,2..0,4 секунды) — тогда тепло рассеется и не успеет поплавить нутро. Но покуда это непредсказуемо — то вариант с удалением платы защиты гораздо живучее.
+
avatar
  • shpokel
  • 04 февраля 2013, 21:34
0
а можно и не отбраковку — sanyo, lg, samsung
+
avatar
  • kote
  • 04 февраля 2013, 10:26
0
Катаюсь зимой часто. Бывало и в -15. Аккумуляторы, «не зимние» Самсунги, деградации за 2 года сверх нормы — нет.
1. При работе на нагрузку, аккумулятор неплохо греет себя сам + он установлен в корпусе фонаря который тоже нагревается.
Вот запасные, конечно держу под одеждой.
+
avatar
  • Rupert
  • 04 февраля 2013, 11:21
0
Не совсем понял, доставка бесплатная?
+
avatar
  • Mixb
  • 04 февраля 2013, 20:19
0
да, бесплатная
+
avatar
  • Partizan
  • 04 февраля 2013, 13:01
0
Интересно, а почему заряжаете всего током 1С?
LiFe разве не позволяет до 5-7С?

Осталось еще зарядное устройство четырехспальное для LiFe найти.
IMAX + холдер с балансирным разъемом уже есть — неудобно.
+
avatar
  • Closer
  • 04 февраля 2013, 17:53
0
Нужно только учесть, что напряжение у лифера ниже чем у лития.
3.2 вольта против 3.7
С таким напряжением не каждый фонарик сможет работать.
+
avatar
  • klirik
  • 06 февраля 2013, 20:10
0
если фонарик от _одного_ элемента — то да, не сможет. Ему нужно, чтобы падение на диоде минус падение на шоттки (0,3..0,4в) было выше напряжения питания. Если на диоде 3,2в — то ожидается батарейка 3,6в. минимум. (если линейный драйвер — может сосать до 3,2, но он вообще отдельная тема; КПД невысок, ставят в самые простейшие фонари).
Но! Для обычного лития его 3,6в — это гипотетическое напряжение (испольузется для рассчёта ёмкости в А.ч.). По факту там от 4,2 плавно падает до 2,8. От одного аккума выходит, мы высосем максимум половину. Поэтому этих аккумов ставят обычно пару. А в этом случае напряжение удваивается — и драйвер сможет высосать всё и из феррофосфата тоже.
+
avatar
  • Mixb
  • 06 февраля 2013, 21:23
0
Да подтверждаю, сразу не понял, из 2х фонариков работает нормально только самый дешёвый (12$ на XML) (маленький ручной на фото в обзоре), так же нет ощутимой разницы с наголовным фонариком на CREE Q3. А вот Brinyte (большой ручной на фото в обзоре) ощутимо слабее светит на LiFePo4. Добавлю минус в обзор.
+
avatar
  • Mixb
  • 08 марта 2013, 22:49
+2
Обзор доработан, хотя кому интересно…
+
avatar
  • _Ti_
  • 10 марта 2013, 00:07
-1
хх)) Ну доработки всегда приветствуются))
+
avatar
  • zhigul
  • 29 марта 2013, 09:58
0
У меня над самой правой кнопкой висит гордая надпись «Stert». Не перестаёт доставлять по сей день)
+
avatar
  • gyani
  • 21 октября 2013, 12:17
0