БП на два напряжения 12В/5В или как размножаются перемычки


Блок питания подбирал в связи с объективной необходимостью во-первых, подключения свежеприобретенной IP-камеры, которой нужно 12В и, во-вторых, — одновременного кормления маршрутизатора (9В) и контроллера домашней автоматики с его периферией (12В/5В).

Найти источник на три напряжения я не смог, зато выяснил, что источники на два напряжения гораздо более доступны, а понижающие преобразователи стоят совсем копейки, что меня и устроило. А в качестве эталонной модели БП на 12В/5В решил взять уже знакомый читателям MySKU вариант.

Казалось бы, если знакомый — о чем спич? Так вот, к сожалению о том, что даже уже знакомая штука может преподнести неприятный сюрприз.

*дополнение 15.05.2015 — результаты тестов напряжения 12В с лампочкой.



Никому не нужное пояснение о почему я вообще решил что-то менять
Сейчас для реализации поставленной пусть не партией, а всего лишь мной, задачи трудятся два источника питания, которые, соответственно, занимают две розетки, что не слишком рационально. Особенно в свете непреклонного желания местной телефонной сети заменить обычный провод на необычный со всеми вытекающими неприятными последствиями в виде лишней коробки, которой тоже нужна розетка.

Внимательный читатель уже успел заметить несоответствие: сначала я говорю о необходимости 5/9/12В, а между тем довольствуюсь всего лишь двумя напряжениями. И вот как.

Просто сейчас у меня старая IP-камера, которая питается от 5В и контроллер, которому, вообще-то, 12В не так уж необходимо, поскольку ест он все в диапазоне от 5В и до 12В. А повышенное напряжение я использую для питания передатчиков, которые иначе не обеспечивают желаемый радиус работы.

Вместе с тем, для другой периферии контроллера (приемники, реле) нужно строго 5В, иначе никак.

Отсюда и жесткие требования: контроллеру нужно 12(9)В и 5В, новой камере — 12В (блок питания в комплект не входит), маршрутизатору — 9В.



В комплект, так сказать, поставки, помимо собственно БП входит кабель-разветвитель для подключения потребителей. И, что интересно, прозрачная пленка-изолятор, которая исключая контакт оборотной стороны печатной платы с какой-либо подложкой, имеет вырезы для крепежный отверстий.





Что касается назначения БП, то сам продавец очень даже недвусмысленно пишет, что это универсальный источник, подходящий для замены штатного блока питания в ЖК-мониторах с диагональю 15 и 22 дюйма.

Характеристики заманчивые:

  • 12В / 5А
  • 5В / 3А

С учетом того, что это китайские амперы я надеюсь, что получу достаточный запас мощности для своей техники, поскольку самое жрущее, если ориентироваться на описание — IP-камера, которую полагается кормить от 12В / 1А (хотя в том же описании почему-то указано 3 Вт).

История приобретения почти как две капли воды напоминает опыт предшественника. Т.е. плата хотя и похожа на фото продавца, но имеет хорошо заметные отличия. В моем случае эти отличия гораздо более умеренны, но, если верить тов. kirich, довольно неприятны.

. Так БП видит продавец


. А так он выглядит на практике (или, если точнее — на варочной поверхности Samsung)


То есть, если у него отсутствовал только один выходной дроссель по каналу 12В, то в моем источнике карьеру делают уже две «специально обученные перемычки», по обоим каналам — и 12В и 5В.

. Ага, вот эти перемычки!


Опять же, если верить тов. kirich (а причин ему не верить я не вижу), то такая рокировка неизбежно приводит к заметным пульсациям напряжения. Следовательно, для техники, требовательной к чистоте тока, данный БП вряд ли подойдет.

По крайней мере, без модификации.

К сожалению, эти слова вам придется принять на веру, поскольку у меня нет осциллографа, с помощью которого можно было бы убедиться в истинности утверждения. Тем не менее, мне кажется, что доказательства, приведенные все в том же упомянутом ранее обзоре, достаточно наглядны.

И нет никаких причин считать, что данный БП хоть в чем-то лучше.

Еще фото, по которым видно, что наши с ув. kirich БП — как близнецы братья. Начиная с висящего в воздухе контакта заземления электрической сети и заканчивая выходной диодной сборкой B10100G.

Разве что силовой транзистор у меня не 4N60, а 7N65. И самый большой (по размеру) конденсатор не 68 мкФ / 400 В, а 82 мкФ / 450 В.



. Хотя бы предохранитель не пожалели


. Черные полоски — двусторонняя клейкая вспененная лента, которая в том числе держит и пленку-изолятор. А плата да, грязная.










Напоследок привожу замеры выходных напряжений без нагрузки мультиметром Mastech M890G:

  • 5,35В по каналу 5В
  • 15,85В по каналу 12В

С одной стороны выглядит довольно печально, а с другой — под нагрузкой будут несколько другие цифры, как следует из экспериментов, проведенных ув. kirich. Я же проверить другим образом не в состоянии, поскольку меня под руками нет не только осциллографа, но и какой-либо эталонной нагрузки.

С третьей же стороны, ко мне все равно едет преобразователь до 9В, который, если верить описанию (а я уже и не знаю — верить ли), кушает все вплоть до 23В. Так что как-нибудь переживу.

* Дополняю тестом по совету из комментариев. Утащил у водителей лампочку (не волнуйтесь, поиграю и верну). Судя по виду — из габаритов, у нее два режима свечения.

В минимальном напряжение на канале 12В составило 14,5В.
При максимальной яркости — 12,5В.

Однако с предполагаемой нагрузкой (IP-камера, которую хотел питать, приехала) получилось порядка 14,9В, что для нее, конечно, слишком много, пусть даже она включилась и стала работать.

Резюме. Купить недорогой источник питания на два напряжения — очень заманчиво. К сожалению, чем дальше, тем больше китайцы экономят на комплектующих. Если раньше они исключали один копеечный, в общем-то дроссель, то теперь есть серьезный риск нарваться на конструкцию вообще без выходных дросселей.

Что дальше — я вообще без понятия, но обращайте больше внимания на покупку перед покупкой. Т.е. требуйте хотя бы живое фото, что ли.
Планирую купить +19 Добавить в избранное +31 +53
+
avatar
0
Такие разбросы хорошие, что появляется ощущения севшей батареи тестера…
+
avatar
  • spc
  • 08 мая 2015, 23:31
0
Сейчас посмотрел напряжение на родном БП от IP-камеры Axis. На источнике указано 5.1В, тестер показывает 5.3В (опять же, без нагрузки).
+
avatar
0
кстати вы мне напомнили что мне надо дочинить какраз похожий бп от переходника сата-айди-юсб)) Наконец то сделал его, бп такой «yh-3018» схем полно, он без защиты, неайс… ну пофиг, померял выходные напряжения — +5,6в и +12.2в вот такая прецизионность )))
+
avatar
  • kirich
  • 08 мая 2015, 23:32
+5
Фильтрующий высоковольтный конденсатор больше, это хорошо, дросселей по выходу нет, это плохо. По деньгам примерно то на то и выходит.
Возможно паяют из того, что есть под рукой, более-менее подходящее, а дросселей в это время не завезли :(

Спасибо за обзор и отдельное спасибо, что не забыли мой обзор упомянуть :)
По крайней мере у Вас есть инструкция как его довести до ума минимальными вложениями средств.
+
avatar
  • spc
  • 08 мая 2015, 23:51
+3
Это да, за инструкцию — отдельное спасибо!
+
avatar
+1
судя по грязи на оборотной стороне платы, она уже где то трудилась. после чего была вынута вычещена и продана
+
avatar
  • spc
  • 08 мая 2015, 23:53
+4
У меня подозрение, что ей даже потрудиться не дали. Спаяли, посмотрели и со словами «да ну на х#р, лучше продадим этому сумасшедшему русскому!» отправили по указанному адресу.
+
avatar
  • vlavik
  • 10 мая 2015, 06:28
+1
у китайцев нет моечного оборудования. Максимум на что они способны — потереть зубной щеткой со спиртобензиновой смесью. Но после этого плата все равно выглядит «как из ж@пы».
+
avatar
  • Ezheg
  • 20 мая 2015, 12:02
0
Китай — одна из тех стран, в которую отсылают устаревшее, сломанное и т.п. оборудование (и правильно, вместо обычной свалки), где его разбирают и так далее. Судя по всему именно из тех аппаратов эти БП и попали в оба обзора.
+
avatar
  • spc
  • 20 мая 2015, 13:00
0
Ну если я еще и планете помог — вообще отлично.
+
avatar
  • Faster
  • 09 мая 2015, 04:11
0
Афтору… про выходные дросили, они ставтся не совсем для сглаживания, они служат именно для компенсации помех работы ШИМа, но на практике его можно опустить, если конечно на другом конце не высокоточное измерительное оборудование, но как правило такое содержит свои фильтры…
Если боитесь серьезных пульсаций проверьте что за конденсатор стоит на выходе, в вашем случае на выходе вам хватит по 100Мкф ну а если естьметсо воткнуть больше то хуже не будет…

Например несколько лет при ремонте мониторов LG наблюдал у них полное отсутствие выходных дроселей… да и я их в своих поделках так же опускаю…

Так что не переживайте
+
avatar
  • spc
  • 09 мая 2015, 11:05
+1
Спасибо за совет! Собственно причина моих волнений в основном — канал 5В, поскольку от него питается приемник с аналоговой модуляцией. Эта штука и так довольно капризна в суровых современных условиях, так что эта помеха мне показалась уже совершенно лишней.

Но, может быть, показалось. Приедет камера и понижающий преобразователь — тогда все и узнаю.
+
avatar
0
А что мешает купить за эти деньги качественный БП, в корпусе, на 12в.Воткнуть в него несколько КРЕН*****(LM*****), которые за копейки есть везде.И иметь на выходе любые стабилизированные напряжения, с фильтрацией какую пожелаете(емкостей у всех хватает). Про комп. БП не упоминаю из за размеров.
+
avatar
+2
Замечательное решение! И пульсации вроде как неплохие. Считаем источник на 5 В: (12-5)*3=21. Класс! И — радиатор с обдувом.
+
avatar
0
не, ну так можно и пару импульсных преобразователей поставить, на 5 и 9 вольт. тем более что один будет и так. все равно ведь в таком виде его использовать страшно — 15В вместо 12 это переборчик…
+
avatar
  • melvin
  • 09 мая 2015, 10:16
+1
можно вообще резисторами напряжение уменьшить :)
+
avatar
0
Вы совершенно правы. 20 ваттными. Браво! Зато пульсаций не будет… И греться можно зимними холодными вечерами. кстати, дарю идею: прямо от сети — мост, конденсатор, калорифер и в конце -она родимая, КРЕНка! Правда, привязка к сети, зато отсутствие пульсаций и тепло круглый год!
+
avatar
  • katran
  • 09 мая 2015, 14:18
0
тогда уж диодами куда эффективнее на постояном напряжение
.
на счёт кренок… бери не 12 а 22 они намного меньше греются а в цене не такая большая разница
.
хотя конечно правильно сделанный импульсный БП конечно будет меньше греться
+
avatar
  • kirich
  • 09 мая 2015, 14:32
+4
на счёт кренок… бери не 12 а 22 они намного меньше греются
Это как?
Я всегда считал, что потери на линейном стабилизаторе напряжения это разница вх\вых умноженная на ток и никак не зависит от модели стабилизатора.
+
avatar
  • zair
  • 09 мая 2015, 19:12
+3
Тссс не спугните :)
Тут тааак весело!
+
avatar
  • vlavik
  • 10 мая 2015, 06:33
0
погодите, еще не было «Эталонных нагрузок».
Автор, если у вас есть авто, то у вас есть лампы на 12в 4 и 21/4 вт, чего для проверки БП достаточно
+
avatar
  • spc
  • 10 мая 2015, 22:41
0
Я из тех, кто лампочки меняет в сервисе (
+
avatar
  • spc
  • 15 мая 2015, 14:03
0
Если интересно, то лампочку я взял напрокат у водителей. Минимальное напряжение, которое получил — 12,5В. Однако с камерой, которую хотел питать, получается не меньше 14,9В, а для нее это все равно слишком много.
+
avatar
  • spc
  • 09 мая 2015, 11:07
0
В целом почти ничего не мешало, но меня вполне устроил отчет kirich по поводу БП. И для меня это была достаточная причина не городить огород.
+
avatar
+1
Отсутствие дросселя — обычная практика. Ничего особо страшного в этом не вижу. Как правило, нагрузка этого даже не замечает. Кстати, достаточное количество компьютерных дешёвых блоков питания идут без дросселей. И- что? У кого-то возникли промблемы? Вы собираетесь запитывать 16-разрядные ADC? Тогда — действительно надо использовать несколько другой источник. Но и это не освобождает от дополнительных мер для качественной работы ADC. Кстати, в Вашем случае замечательно пойдет БП от компа. Правда, вид не тот.
кстати, выдернуть похожий источник можно из дохлого DVD проигрывателя, монитора или телевизора.
+
avatar
0
У меня звуковая карта с одним БП шумит, а с другим тихонько (почти не слышно) шипит. Грешу на отсутствие фильтрации.
+
avatar
0
А вот это — вполне возможно.
+
avatar
  • spc
  • 09 мая 2015, 11:10
0
Самым критичным я считаю приемник с аналоговой модуляцией, который работает в довольно шумном диапазоне 433 МГц. Возможно, зря беспокоюсь. Просто не хотелось бы, чтобы местная помеха по питанию оказалась критичной для его работы

Если некритично, то я буду вообще спокоен, как слон.

Про БП от компьютера думал, но в нише, где все располагается, он просто физически не поместится. Или поместится, но больше ничего туда не влезет.
+
avatar
0
Увы. Это действительно надо проверять. Если приемник маломощный — наверно лучше использовать обычный трансформаторный источник.
+
avatar
  • IVA2
  • 09 мая 2015, 08:16
0
Если раньше они исключали один копеечный, в общем-то дроссель, то теперь есть серьезный риск нарваться на конструкцию вообще без выходных дросселей.
Да, риск действительно серьезный. Одну копеечную деталь допаять или две. Я лично, 90% китайской электроники перед включением вскрываю и проверяю на предмет недопаяных деталей, непропаев, несмытого флюса, который может сожрать плату за год (было у меня такое), висящих соплей припоя и необрезанных выводов элементов. А иначе просто небезопасно. Полыхнуть может.
+
avatar
  • spc
  • 09 мая 2015, 11:12
0
Когда включал для измерения напряжений, было немного… волнительно. Но ничего, вхолостую все было в порядке. Под нагрузкой, конечно, в первое время буду наблюдать.
+
avatar
0
дросселя и впаять можно. но такая «стабилизация» по 12В смущает…
+
avatar
  • spc
  • 09 мая 2015, 11:14
0
Меня тоже до некоторой степени смущает, однако у kirich под разной нагрузкой по каналу 12В оказывалось разное напряжение — и больше 12, и меньше. Я очень надеюсь, что при включении камеры и маршрутизатора получится что-то близкое к номиналу.
+
avatar
+1
Фотографии отличные! Плюсую. Снять маркировку под углом — суметь нужно. :)
+
avatar
  • spc
  • 09 мая 2015, 11:15
0
Спасибо. Крохе-камере тоже передам, она в этом смысле большая умница )
+
avatar
0
Для питания 3,5" SATA HDD такой блок подойдёт? Или лучше не рисковать?
+
avatar
  • kirich
  • 09 мая 2015, 12:31
+1
Вы по ссылке на первый обзор этого БП прошли бы, там это как раз и описывается.
+
avatar
  • Okator
  • 09 мая 2015, 20:40
0
На 12в вывод можно посадить 9 вольтовый КРЕН 142 типа L7809 и автору будет счастье. 1,5 ампера держит и минимальное входное 11 вольт, максимальное входное 35В. — должно хватить.
+
avatar
  • kirich
  • 09 мая 2015, 22:32
+1
1,5 ампера держит и минимальное входное 11 вольт
2 Вольта падение при 1.5 А КРЕНка не даст, надо хотя бы 2.5-3.
+
avatar
  • Okator
  • 09 мая 2015, 23:43
0
Я уж выше почитал комментарии. Не вариант, да. Под 7809 15-24 вольта надо, и лучше не искушать судьбу в работе на пороговых значениях.
+
avatar
  • Aloha_
  • 17 мая 2015, 10:55
0
Мне кажется этот БП явно из принтера или на худой конец из монитора. Но скорее из принтера лазерника.
В конторах сервисных можно за копейки выцыганить пару тройку штук...
+
avatar
  • spc
  • 17 мая 2015, 12:55
0
Блок для монитора. А в сервисы я с этой целью больше не пойду. Пытался в двух сервисах купить вибромотор (для поделки нужен был) от телефона. Ушел, как оплеванный: они, видите ли, запчасти не продают — с явным намеком, что я, значит, у них хлеб отбиваю.
+
avatar
  • Aloha_
  • 17 мая 2015, 15:03
0
Я про те запчасти, которые они в мусорку выбрасывают...
На днях в конторе по обслуживанию кассовых аппаратов мне за бесплатно отдали 5 штук — наковырял блоки питания + 10 атмел 89с51 микроконтроллеров, для них мусор, а мне экономия приличная.