Плата лабораторного блока питания, моя конструкция и дополнения. Мультиобзор.


Данный текст написан не столько ради обзора самой платы блока питания, в этом преуспел, уважаемый Kirich и другие авторы, а скорее ради описания получившейся у меня конструкции в целом, с необходимыми, на мой взгляд, этому блоку питания дополнениями в виде термоконтроллера вентилятора, индикатора напряжения и тока, автоматического переключателя обмоток трансформатора, электронного отключения нагрузки, ну и собственно силового трансформатора и корпуса. Часть устройств куплена на AliExpress, а другая часть собрана с нуля. Для первых будут ссылки, а для последних схемы…

Итак, используемые компоненты:
Готовый тороидальный трансформатор 150Вт, имеющий 2 обмотки по 12 вольт, купленный в чип и дип. Такой трансформатор был выбран с расчетом возможности переключения обмоток, разделив диапазон выходных напряжений на 2 поддиапазона — 0-11в и все, что выше (используя или одну 12 вольтовую обмотку или 2 последовательно соединенные такие же обмотки, в сумме дающие ~24В). Поверх двух заводских вторичных обмоток еще были намотаны 2 дополнительные. Первая — маломощная на 13В для питания дополнительных устройств и вентилятора охлаждения. Вторая обмотка более мощная, на 7В., намотанная проводом 1,5мм (можно было использовать тоньше, но такой был у меня в наличии), для питания отдельного 5-вольтового USB выхода, подключенного к линейному стабилизатору 7805;

Плата-конструктор лабораторного источника питания с AliExpress. Набор реально стал стоить копейки — чуть больше 5$. Долетел до Минска за 29 дней, трек отслеживался. Собранная мной плата на фото выше. Заменил лишь комплектный кондер на 10 000мкф и диоды выпрямителя, диодами Шоттки SR560 на ток 5A. Менять операционные усилители, пока не стал...;

Готовая плата контроллера вентилятора с индикатором температуры и выносным термодатчиком также с AliExpress.
Термоконтроллер, стоимостью 1,65$, доехал до Минска за 22дня, трек отлеживался. Отличное устройство, надо отметить. Может работать в одном из двух режимов — на охлаждение или на нагрев. Т.е., в зависимости от выбранного режима, термоконтроллер управляет или нагревателем (включает, если температура опускается ниже заданной), или вентилятором (включает, если температура превышает заданную). Для отключения вентилятора или нагревателя задается значение гистеризиса. Управляется контроллер при помощи 3х кнопок, значения выводятся на 3х-символьный индикатор. На странице продавца имеется подробная инструкция
Инструкция
;

Готовый индикатор напряжения и тока с AliExpress. Цена 3,94$. Ехал заказ 5 недель, трек не отслеживался. Надо отметить, что индикатор оказался вполне годным, позже протестируем;

— Самодельный блок переключения обмоток трансформатора (схема найдена на просторах инета). Это, пожалуй, самое важное дополнение для линейного регулируемого блока питания. Дело в том, что КПД таких источников — весьма не высокий, особенно при низких выходных напряжениях. Так, например, при выходном напряжении 5В и токе, скажем, в 3А, на выходном транзисторе должно рассеяться около 75Вт. И в этом режиме, при питании БП от 24 вольт переменного тока (2 обмотки по 12 вольт), вентилятор охлаждения, управляемый термоконтроллером, почти никогда не выключается. А при входном напряжении в ~12В, наоборот, включается очень редко и на короткое время. Таким образом, данное дополнение, позволяет значительно улучшить режимы работы блока питания, особенно, если учесть, что я, в основном использую напряжения до 12В. Единственное, что выбранное мной решение не самое лучшее, потому, что, при уменьшении напряжения, в момент переключения обмоток с двух на одну (с 24в на 12в), возникает короткий провал в выходном напряжении. Симисторная же схема лишена такого недостатка. А для себя я решил, что мне этот нюанс не принципиален.
Собрано устройство на макетной плате, тут же размещен выпрямитель и стабилизатор напряжения на 12В, от которого питаются реле, термоконтроллер и вентилятор. Для этого стабилизатора на трансформаторе была намотана дополнительная маломощная обмотка;

— А это полностью самодельный блок электронного подключения нагрузки, о нем по подробнее:
Итак, небольшое ТЗ.

— После включения блока питания нагрузка должна быть отключена в независимости от последнего состояния.
— О выключенной нагрузке должен сообщать мигающий красный светодиод.
— О включенной нагрузке должен сообщать постоянно горящий зеленый светодиод.
— Подключение нагрузки происходит при помощи реле.
— Аппаратное подавление дребезга контактов.

Схема исправлена, спасибо пользователям IIIap, varicap и alexky, ее заметившим (неправильная полярность защитного диода). Схема построена на дешевом микроконтроллере Atmel ATtiny2313 и триггере Шмитта 74HC14.
Запитана схема от 12 вольт, необходимых для работы реле. Для питания микросхем использован линейный преобразователь 7805.

После включения мигает красный светодиод VD2. Триггер шмитта 74HC11 позволяет окончательно и бесповоротно избавиться от дребезга контактов. При нажатии кнопки, светодиод VD2 гаснет, а VD1 (зеленый) загорается, одновременно с ним открывается транзистор VT1 и включается реле K1. При следующем нажатии нагрузка и зеленый светодиод VD1 отключаются, красный светодиод VD2 начинает мигать. Диод VD1 защищает транзистор от всплесков напряжения на катушке реле. Собрана схема на макетной плате. Если не ставить на входе триггер Шмитта (и бороться с дребезгом программными средствами), то необходим подтягивающий резистор 10К на 7 выводе микроконтроллера. В планах добавить еще один канал управления на вход микроконтроллера int0. Управляться будет USB выход.

Управляющая программа написана в среде Bascom.

В основном цикле мигает красный светодиод, при условии, что на выходе PB2 низкий уровень, т.е. нагрузка отключена, а зеленый светодиод не горит. По прерыванию Int1 вызывается подпрограмма Swbutton. Оператор Toggle переключает состояния выхода PB2 (если был 1 то станет 0 и наоборот). После переключения выхода программа возвращается в основной цикл, до следующего прерывания;
Под спойлером исходник
$regfile = «attiny2313.dat»
$crystal = 4000000

Config Portb.1 = Output
Config Portb.2 = Output
Config Pind.3 = INPUT
Config Int1 = Falling

Dim Wtime As Byte

On Int1 Swbutton

Cls

Wtime = 255

Enable Interrupts
Enable Int1

Do
if pinb.2 = 0 Then
Set Portb.1
Waitms Wtime
Reset Portb.1
Waitms Wtime
Else
‘Pinb.4 = 0
End If
Loop
End

Swbutton:
Toggle Portb.2

Return

End


— Реле.Слева реле в синем корпусе, используется для включения/отключения нагрузки, а реле в прозрачном корпусе, первой группой контактов переключает обмотки трансформатора, а вторая группа включает светодиод индицирующий подключение второй обмотки;

— И наконец, готовый корпус от старого ленточного стримера. DDS картриджи на 2Gb уже очень давно не актуальны, поэтому девайс был бесжалостно разобран на запчасти. А корпус с родным вентилятором прекрасно подошёл для моего блока питания;

Вот такая передняя панель. Временная, т.к. буду переделывать и компоновку и материал вставки менять надо (был белый вспененный пластик — смотрится коряво, а будет заглушка от компьютерного корпуса, которая попадает в цвет всего устройства). Но это чуть позже, когда дойдут из китая многооборотные резисторы. Так же добавится USB разъем. Красный регулятор — напряжение, синий — ток (цвета ручек выбраны в соответствии с цветами свечения сегментов индикатора). Прямоугольный зеленый светодиод под индикатором начинает светиться при подключении второй обмотки трансформатора. Над синим регулятором светодиод индикации стабилизации по току (красного цвета). Ну и в районе выходных клемм красная кнопка подключения нагрузки и двухцветный светодиод (красно-зеленый). Все выполнено на разъемах — лицевая панель полностью съемная. Выход блока питания к лицевой панели подключается, посредством разъёма типа Deans, который используется для аккумуляторов дистанционно управляемых моделей;

Все компоненты соединены между собой в соответствии со следующей схемой (справлена, спасибо пользователю MisHel64):
Немного сборки:
Блоки переключателя обмоток и отключения нагрузки собраны в сандвич и установлены вблизи передней панели. Рядом установлены реле отключения нагрузки и плата термоконтроллера вентилятора.

С внутренней стороны, к корпусному вентилятору прикручен радиатор (от какого-то старого процессора). К радиатору на термопасту прикручен транзистор и датчик термоконтроллера. Все установлено в корпус с задней стороны.

Основная плата установлена на высоких стойках вниз деталями. Такое расположение, хоть и не самое теплоэффективное, но по другому плату и трансформатор в этом корпусе не разместить.

Обмотки трансформатора я решил подключить при помощи клемм Wago, получилось очень удобно. В проводах небольшой сумбур, хотя они укладывались и стягивались стяжками. Может потом переделаю…
И последний компонент — стабилизатор на 5В, выполненный навесным монтажом на радиаторе. И пара заключительных фото, вид сзади и собранный БП. Сзади расположены разъем питания, выключатель питания, предохранитель и выключатель (синего цвета) дополнительной линии 5В.

Теперь перейдем к тестированию. Сразу оговорюсь, что тестировать будем не столько саму плату БП, сколько всю конструкцию в сборе. Начнем с индикатора. Под спойлером находятся наглядные фото тестирования. Показания сравнивались с эталонным профессиональным цифровым мультиметром Актаком АМ-1095.
Тестирование показаний вольметра

Амперметр тестировался при помощи нагрузочного резистора 10Ом 50Вт.Если вспомним закон Ома, то легко прикинем, с этим резистором показания тока должны быть в 10 раз меньше показаний вольтметра, в чем сейчас и убедимся. Сравнивать показания будем по прежнему с Актакомом.
Тестирование показаний амперметра
После проведенных измерений я даже зауважал этот индикатор и мне захотелось его назвать «прибором» )).

А вот от платы блока питания больше 26В при 10 Омной нагрузке, а токе, соответственно, в 2.6А, получить не удалось, хотя на холостом ходу блок питания выдает 31В.

Тестируем стабилизацию тока (мультиметр, в режиме измерения тока, напрямую подключен к выходным клеммам):
Фотки

Видим, что регулировка тока возможна до 3.6А.
Я все-таки решил выяснить какая просадка выходного напряжения будет при почти максимальном токе. У меня нашлись два резистора по 3,3Ом 50Вт, соединил их последовательно и подключил к выходным клеммам — результат на фото:


Еще тесты:
Сравним напряжение на выходе выпрямителя с выходным. (На мультиметре напряжение на выходе диодного моста)
Слева без нагрузки, справа с нагрузкой:
Тоже самое, но меряем переменку на выходе транса:
Небольшие выводы:
-напряжение на выходе транса просаживается под нагрузкой на 1,6в, хотя трансформатор 150Вт, а на выходе около 80Вт.
-напряжение на выходе диодного моста просаживается под той же нагрузкой, уже на 6В.
-выходное же напряжение просаживается на 8,5В при той же нагрузке около 80Вт.
Надо, конечно с этим что-то делать… хотя мне этого рабочего диапазона для работы вполне хватит.

Ну, вот осталось только измерить пульсации, хотя для линейных блоков питания это наверное излишне и надо скорее, что бы подчеркнуть их беспроблемность в этом плане, хотя…
Меряем пульсации
Сразу оговорюсь, т.к. блок линейный, на показания частотомера обращать внимания не стоит — он меряет абы что… Меряем: эффективное значение (минимальные показания на скриншотах), максимум пиковый (средние показания) и диапазон (максимальные значения).
10В, 1А:
10В, 2,1A:
12В, 3,5А:
24В, 3,5А:
все красиво, но есть нюанс: когда блок близок к моменту, когда начинает проседать напряжение, т.е. близок к своему пределу, то откуда-то возникают дикие помехи. Вот на фото ниже работает только 1 обмотка транса, т.е. на вход блока питания подается около 12В переменки, и нагрузка в 3А уже явилась предельной и поперли помехи. А если бы на вход подавалось большее напряжение, то блок работал бы в штатном режиме. Вот надо такой нюанс учитывать.
10В, 3А:
Подтверждение покупок

В этом обзоре я рассмотрел сразу 3 приобретенных мной товара, а также еще пару полезных самодельных дополнений. Устройство получилось годное, но с некоторыми нюансами. Как минимум я попробую заменить выходной транзистор, т.к. проскакивала информация, что у китайцев они поддельные.
Вот и подошел к концу мой первый обзор. Высказывайте свои мнения. Спасибо за внимание!
Планирую купить +56 Добавить в избранное +112 +209
+
avatar
  • dro1975
  • 13 декабря 2017, 17:27
+10

Собран тоже на такой же плате, то же стоит тороид, резисторы многооборотные, на охладе радиатор от пентиума 4 с родным вентилятором, и подачей на него 6 вольт для тишины.
+
avatar
  • smirta
  • 13 декабря 2017, 18:12
-1
«Для тишины» надо 0 Вольт подавать.
+
avatar
  • CKYHC
  • 13 декабря 2017, 20:54
+7
не путайте тишину и бесшумность.

хотя для бесшумности давно придуман радикальный метод — вынос оборудования в другое помещение.
+
avatar
  • dro1975
  • 14 декабря 2017, 05:52
+1
Его в метре не слышно совсем.
+
avatar
  • sercom
  • 13 декабря 2017, 17:34
+15
Первый обзор замечательный! Поздравляю! Надеюсь, еще увижу много Ваших интересных обзоров в дальнейшем. Подписался. Удачи!
+
avatar
  • sasherb
  • 13 декабря 2017, 17:48
0
Транзистор на какой можно сменить? Хочу чуть увеличить мощность до 5А
+
avatar
+7
Лучше поставьте параллельно несколько… один ставить не стоит… тяжко ему будет и конечно переключатель обмоток желательно сделать… реле советую ставить хорошие.
Автору статьи + однозначно, хорошая статья.
+
avatar
  • nbo2006
  • 13 декабря 2017, 17:50
+3
Поздравляю, отличный обзор
+
avatar
  • vovand
  • 13 декабря 2017, 18:28
+1
При переключении обмотки на 12в как поддерживать режимы микросхем?
Делал такой, но не стал покупать многооборотники, а взял схему регулировки из БП «Марс».Отлично работает. И индикатор такой-же.
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 13 декабря 2017, 22:44
+1
Если Вы о переходном режиме, то да, в момент переключения есть провал. А если про 12в, то этого напряжения достаточно для нормальной работы. Если я не ошибаюсь, то tl081 работают от +-5в.
… В моем случае, по 2 резистора для регулировки не поставишь, нет места на морде, так, что только многооборотники.
+
avatar
  • Brix
  • 13 декабря 2017, 18:53
+4
В нашем полку прибыло!!! Поздравляю с дебютом! Отличный обзор, добавил в закладки.
+
avatar
  • J_D
  • 13 декабря 2017, 19:13
0
Поправьте. У данного термоконтроллера нет гистерезиса.
Упд: совсем заработался, гист есть. С пид-ом попутал
+
avatar
+2
сомнительное решение с триггером шмитта(денег стоит, бесцельно хавает ток, занимает много место), ведь он во первых встроен в порт контроллера, а во вторых программно всё прекрасно делается
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 13 декабря 2017, 23:05
+3
Спасибо за комментарий, но позвольте с Вами не согласиться. Если бы ТШ был встроен в порты этого микроконтроллера, бороться с дребезгом контактов не было бы нужды вовсе. Программно я пробовал использовать функцию антидребезга debounce, но желаемого результата это не принесло. А поставив ТШ сразу получил идеальный результат. И я же не в серию данное устройство планирую запускать, что бы экономить на копеечной микрухе).
+
avatar
+4

вот наш халявный триггер шмитта. так же в конце даташита даны данные для петли гистерезиса. глюки потому что кнопка ацтой(хотя в принципе то все кнопки ацтой) и несколько раз дребезг проходит через гистерезис и идёт несколько срабатываний. я делаю так, включаю внутренний (халявный, моё ж любимое слово бесплатно) подтягивающий резистор, ножку через кнопку на землю, и параллельно кнопке керамику. в коде включаю прерывание, как только срабатывает прерывание, выключаю прерывание, засекаю 100мс, как сработало прерывание по таймеру, включаю внешнее прерывание. профит. итого, если есть дребезг, контроллер его игнорит(время игнора 100 мс)
+
avatar
  • Paravoz
  • 13 декабря 2017, 19:24
0
Плюсанул земляку.
+
avatar
  • islera
  • 13 декабря 2017, 19:31
+1
Если не используется внутренний стабилизатор 7824 (у вас на верхней левой фотографии он отогнут) для питания вентилятора (кстати очень неудобного, на 24В), то его и разъём для его подключения можно было не ставить.
+
avatar
+1
Меня тоже, кстати, умиляет этот вентилятор на 24В. Что, обязательно «через Альпы» делать, сделать нормально сразу никак? Ох уж эти китайца, рисом их не корми — дай славянам что-то доработать напильником!
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 13 декабря 2017, 23:09
+2
Да, не используется, но я от него изначально питал периферию, пока не намотал на тор вспомогательные обмотки. Надо выпаять))
+
avatar
  • R-54
  • 13 декабря 2017, 19:45
+7
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 13 декабря 2017, 23:10
0
Классный корпус.
+
avatar
  • klyoshev
  • 08 февраля 2019, 23:46
0
какой ток держат эти клеммы? как бананы или больше?
+
avatar
  • R-54
  • 13 февраля 2019, 11:40
0
3 Ампера 30 Вольт нормально, больше не проверял для моих задач хватает.
+
avatar
  • pesp
  • 13 декабря 2017, 19:46
+1
Собрал такой больше года назад — и не поверите — компановка такая же как и у Вас — тороидальный трансформатор и плата вверх ногами. Переключение обмоток лень было добавлять, но это действительно большой плюс для лабораторного источника.
+
avatar
  • Yurivp
  • 14 декабря 2017, 11:12
0
Это диагноз. У меня тоже тор и такая плата тоже вверх ногами. Только вентилятор включил проще, через термовключатель на 60 градусов.
+
avatar
+2
Занятные фракенштейны.
+
avatar
  • iamjdoe
  • 13 декабря 2017, 20:20
0
Ещё бы знаки препинания правильно расставить, а не как попало…
+
avatar
+1
Вы уж слишком многого хотите! «Менять операционные усилители, пока не стал...;» )))
+
avatar
  • Yurivp
  • 14 декабря 2017, 11:14
0
Где-то было исследование, что они работают на предельном режиме. Плата формирует двуполярное питание для них и к базовому напряжению добавляется отрицательное и как раз на грани. Есть риск, но, как я читал, у всех вроде работает. У меня пока тоже, но и пробег небольшой.
+
avatar
0
Где-то было исследование, что они работают на предельном режиме.
На радиокоте 2 ветки по этому БП есть
Вот основная
там все в подробностях, изменения схемы, доработки
+
avatar
  • forevo
  • 13 декабря 2017, 20:52
0
Раз уж вы тут шарите в этом.
Мне нужно размагничивать железку довольно крупную. 35 кг общим весом.

Предполагаю что то стационарного закрепить и пусть себе переменными волнами размагничиваниет.

Что посоветуете сделать? Думал просто закрепить трансформатор от освещения и периодически включать в сеть 220 (он от сети)
+
avatar
  • Bald
  • 13 декабря 2017, 21:08
0
Целый трансформатор не будет размагничиват. Надо магнитопровод разомкнуть. Короче електромагнит с питанием переменным током
+
avatar
  • forevo
  • 13 декабря 2017, 21:41
0
Покажите как это выглядит. Или как сделать такое.
Очень нужно
+
avatar
  • katran
  • 13 декабря 2017, 22:17
+3
катушку видел на с сердечником Ш из железа. его просто не закрывают
хотя не очень верится что тут это сработает

.
можно ещё поискать от старых ТВ петлю размагничивания с кинископа. и термистор из комплекта
+
avatar
  • ksiman
  • 13 декабря 2017, 21:14
+1
Если железка очень массивная — размагнитить переменным током сетевой частоты не получится (скин эффект не позволит)
+
avatar
+2
Мне нужно размагничивать железку довольно крупную. 35 кг общим весом
Что посоветуете сделать?
нагреть градусов до 600. размагнитится
+
avatar
  • ksiman
  • 13 декабря 2017, 22:06
0
Тоже вариант
+
avatar
  • Alex_74
  • 13 декабря 2017, 21:22
0
Норм обзор. Все никак руки не доходят собрать лабораторник такой, но двухполярный.

Ваши измерения под нагрузкой хорошо опровергают тезис №3 товарища mySKU.me/blog/ebay/58320.html#comment2387812 который предлагал в двухканальный УНЧ В класса (100 Вт на канал в пиках, 60%, КПД) ставить транс в 40 Ватт. Если транс и не сгорит, то напряжение просядет и пойдут большие помехи по питанию.
+
avatar
  • DeivaSA
  • 14 декабря 2017, 13:33
-1
Минусую за ложь — я сказал тебе совсем не это.
Вместо того чтобы исходить соплями на полученное в твой адрес «оскорбление» лучше разберись в физическом смысле величин, о которых ты разглагольствуешь распространяя личную безграмотность в массы.
+
avatar
  • Alex_74
  • 15 декабря 2017, 09:15
+1
1. Тут люди спокойные обычно находятся
2. Смысл физических величин знаю, скорее всего что-то не поняли :-)
+
avatar
  • R-54
  • 13 декабря 2017, 21:34
+3
TL заменил на MC34071 покупал www.aliexpress.com/?spm=a2g0v.10010108.1000002.1.427255bcEoyoag 7824 выкинул
+
avatar
  • manatu
  • 13 декабря 2017, 21:35
0
Спасибо за обзор блока питания! Буду собирать!
+
avatar
  • shmv
  • 13 декабря 2017, 21:48
+2
3.5 ампера. и какова цена всего?
кхм. один транс 1700р…
+
avatar
  • IIIap
  • 13 декабря 2017, 21:53
+2
На схеме с микроконтроллером диод параллельно обмотке реле перевернуть надо.
За обзор спасибо.
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 14 декабря 2017, 11:37
0
Спасибо, исправил.
+
avatar
  • Ivan_113
  • 18 декабря 2017, 22:14
0
Там же два vd1
+
avatar
  • anapogo
  • 13 декабря 2017, 21:59
+5
По моему намного проще вместо автоматического переключения обмоток, поставить обычный тумблер или переключатель — сразу можно было-бы увеличить количество поддиапазонов. У меня сделано — 10в, 25в, 50в.
+
avatar
+3
По моему намного проще вместо автоматического переключения обмоток, поставить обычный тумблер или переключатель — сразу можно было-бы увеличить количество поддиапазонов
тогда и стабилизация не нужна. поставить еще 500 тумблеров и быстро переключать, в зависимости от тока
+
avatar
  • anapogo
  • 13 декабря 2017, 22:07
+4
переключается один раз под нужное выходное напряжение, а затем уже подключаете нагрузку, включаете и поднимаете напругу до необходимой… Уже лет 20 пользуюсь…
+
avatar
  • pesp
  • 14 декабря 2017, 08:53
0
это проще схемотехнически, но неудобно в использовании, когда ваши рабочие напряжения находятся на границе напряжений обмоток.
У меня на работе качественный Mastech — автоматическая переключалка обмоток щелкает очень часто!
+
avatar
  • anapogo
  • 14 декабря 2017, 09:46
+1
Да, может для <5% применений это будет неудобно…
но простота -> надежность стоят того…
+
avatar
  • shmv
  • 14 декабря 2017, 14:58
0
ага проще заплатит 1700 р за транс чем заюзать комповый за 100р. (плюс 200р за повыщающий dc-dc)
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 14 декабря 2017, 15:02
+2
Тут вообще-то линейный БП обсуждают, при чем тут импульсник?
+
avatar
  • shmv
  • 14 декабря 2017, 15:42
0
что мешает линейник подключить к ипульснику. или я чего то не понимаю и мпульсники чем то грешат что не заслуживают уважения? да они выдают э.м. шум. но зато высокий кпд
меня просто зацепила цена за транс…
+
avatar
  • DeivaSA
  • 14 декабря 2017, 16:06
+2
Если после импульсного блока питания подключить линейный то важнейшее преимущество импульсного питания — высокий КПД будет потеряно.
Недорогие импульсные блоки питания плохо реализуют некоторые важные для лабораторного блока питания моменты. Например работа от 0В и плавная регулировка напряжения, отсутствие выбросов и провалов выходного напряжения при включении — отключении нагрузки, отсутствие высокочастотных шумов, некая «предсказуемость» в работе — внутреннее сопротивление линейного источника напряжения мало зависит от установленного выходного напряжения, в противоположность ему импульсный на разных напряжениях выдает разные токи. Это очень важно знать — что результаты измерений зависят только от работы подключенной к БП платы а не его собственных капризов.
+
avatar
  • MisHel64
  • 14 декабря 2017, 18:22
0
Ну ты немного не прав. Первый импульсный гасит бОльшую часть избыточной мощности, а с пульсациями борется уже линейник, обеспечивая все выше озвученные требования.
+
avatar
  • sls
  • 14 декабря 2017, 20:41
+2
а с пульсациями борется уже линейник
борется, пока может
как правило с ростом частоты борцу хужеет
+
avatar
  • MisHel64
  • 14 декабря 2017, 21:50
-1
Да лан, какие там по факту пульсации. Компы пашут, телевизоры, муз центры прекрасно пашут. У меня в усилке вообще стабилизатора нет, голый транс и мостик, да емкость с материнки… И никто не жжужит. Ты тут посмотри, и линейник и недетские пульсации, те же 150кГц прутся. На двух чипах делается весь функционал описанного БП, с лучшими характеристиками и с КПД в разы выше. Готовый модуль чуть ли не бакс стоит, но использовать его не стоИт.
Вообще, вся эта универсальность от Лукавого. ЛМку забубенил с маленьким трансом, на 90% поделок попробовать хватит, а там и нормальный БП мутить. Да те же ЛМки до 5А есть, только цена не детская.
На счет высоких частот и больших емкостей была хорошая статья на том же коте.
+
avatar
  • shmv
  • 15 декабря 2017, 02:16
+1
ч кое чем не согласен на кое что есть вопросы. вариант подключения к импульсника к этому линейному обусловливаю экономической стороной.
какие же схемы линейных бп работаю от напряжения ниже 0,7 вольт?
импульсник не может работать без нагрузки либо разработчик втыкаеть нагрузочные резисторы.
есть схемы со стабилизация тока. вот на пример


+
avatar
  • MisHel64
  • 15 декабря 2017, 09:40
-1
А давай по чесноку, тебе часто требуется, что бы что-то работало
какие же схемы линейных бп работаю от напряжения ниже 0,7 вольт?
?
импульсник не может работать без нагрузки
И опять, чисто по чесноку, а зачем БП работать без нагрузки? Резисторы обратной связи ставить по любому, что в линейниках, что в импульсниках, так что нагрузка есть всегда.
Единственное исключение — простейший «линейный БП», со стабилитроном и транзисторном эмиттерном повторители, но и там, чуть сложнее задача и резисторы ставить придется.
PS: Судя по количеству минусов, где-то тут обиженный и очень настойчивый тролль поселился…
+
avatar
  • MisHel64
  • 14 декабря 2017, 18:14
-1
Ты посмотри на пульсации, а потом прикинь, чем же импульсник будет хуже.
И смысл в линейниках на такие мощности, да еще с такими разбросами параметров?
Простой пример, ты решил зарядить мобильник, ну пусть скромно 5В, 2А (10Вт). Хорошо, тут хак с двойными обмотками, по этому в тепло уйдет чуть больше половины половины потребляемой мощности, и только меньшая половина уйдет в мобильник.
+
avatar
  • MisHel64
  • 14 декабря 2017, 18:18
+3
Мы легких путей не ищем. Мы нажатие кнопки отрабатывает процессором, а дребезг устраняем триггерами… И что бы мигать диодиком, мы пишем целую программу, вместо того, чтобы купить мигающий диод за $0.02.
И транс… Зачем покупать подходящий? Проще же взять первый попавшийся и домотать обмоток.
+
avatar
  • Alex_74
  • 15 декабря 2017, 09:18
+1
Зато читатели много интересного узнали :-)
+
avatar
  • moyemail
  • 13 декабря 2017, 22:18
+1
Шикарный обзор!
Почему не использовали симисторную схему переключения обмоток?
— если я правильно понял, то терморегулятор управляет не частотой вращения вентилятора, а просто его включением/выключением в соответствии с гистерезисом?
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 13 декабря 2017, 23:22
+1
Спасибо!
Симисторную схему не использовал из-за лени). Для релейной все было под рукой…
Про терморегулятор совершенно верно, включает/выключает.
+
avatar
  • pranik
  • 13 декабря 2017, 22:18
+10
Собираю вот такого монстра с паяльной станцией и блоком питания в одном флаконе. Сердцем его будет полностью цифровой контроллер с управлением по i2c. Всех карт не раскрою. Если получится как задумывалось — будет обзор.
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 13 декабря 2017, 23:27
+3
Будет интересно почитать Ваш обзор, обязательно напишите. Мне как раз скоро придёт паяльная станция на жалах т12, тоже что-нибудь напишу.
+
avatar
0
Ну коль сказали А
Если получится как задумывалось — будет обзор.
То не забудьте сказать Б — ждем обзор ;-)
+
avatar
  • Varicap
  • 13 декабря 2017, 22:44
0
В схеме блока электронного подключения нагрузки на ATtiny2313 есть ошибка.
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 14 декабря 2017, 11:37
0
Спасибо, исправил.
+
avatar
  • koticik
  • 13 декабря 2017, 22:45
+1
Обзор классный плюсую.
Можно вопрос?
Если вы все равно не обошлись готовыми модулями и встраивали свой контроллер, почему было не повесить на него терморезистор или термопару через операционик и не дописать туда же управлением вентилятором?
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 13 декабря 2017, 23:19
0
Спасибо за отзыв.
На самом деле микроконтроллер появился в последний момент. Изначально отключение нагрузки планировал делать на 561тм2. И когда БП был уже почти готов, захотелось чего-то поинтереснее, чем просто кнопка…
+
avatar
  • u3712
  • 13 декабря 2017, 23:57
-1
В переключателе обморок нет нужды, просто поставьте 'регулятор' с входами на несколько напряжений. По мере изменения выходного напряжения он сам будет переходить с источника на источник.
+
avatar
  • MisHel64
  • 14 декабря 2017, 02:43
+2
Это действительно называется колхозом… Так, только основные моменты…
Я конечно не знаю потребностей автора, но самые ходовые напряжения у меня 3,3.3, 5, 9, 12, 15 В. Если и автору нужно часто напряжение 12В то выбор трансформатора — ошибочный. Что прекрасно показал сам автор. Да еще этот колхоз с двумя дополнительными обмотками.
Для обслуживания кнопки — целый микропроцессор, хотя это делается всего на одной микросхеме примитивной логики. Ладно, захотелось процессор. Устранить дребезг на программном уровне, как два пальца, но легких путей не ищем, обязательно колхозить еще и «устранитель дребезга» на микросхеме…
Целая плата для управлением ВКЛЮЧЕНИЕМ вентилятора. Это то при наличии процессора. Я конечно не знаю, какой практический смысл в показании температуры радиатора, но видимо очень нужен, раз применил целый модуль, вместо простого решения для управления скоростью вращения.
Отдельный колхоз для переключения обмоток… Схема мягко скажем еще та…
Про модуль показометра напряжения я тихо помолчу в сторонке. Кто знает, тот вкусе, а кто не знает, тому и не надо. Тихонечко только замечу, что использовать эту плату с таким источником питания, мягко скажем несколько не правильно. И судя по блок схеме он еще и подключен не верно, причем дважды не верно.
«USB выход» на 7805 Это наверно главный перл этого обзора… Не выход 5В, а именно USB выход…
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 14 декабря 2017, 08:18
+2
Этак любую самоделку можно назвать колхозом. Чем вам не понравились дополнительные обмотки? Я считаю, что возможность легко домотать обмотки на заводской транс — это один из плюсов тороидального трансформатора.
… Мне нужно часто напряжение 3.3, 4.2 и 5в, остальной диапазон — достаточно редко… а то что БП выходит из режима на конце 12 вольтного диапазона при питании от одной обмотки и при большой нагрузке, так я об этом написал и каждый сделает свой вывод и подберёт себе транс соответственно его запросам.
Насчёт микроконтроллера — тут на вкус и цвет товарищей нет. Изначально я планировал делать на 561тм2, но мне захотелось применить микроконтроллер (давно валяющийся дома с предыдущего проекта запасной был). Точка. Кому не хочется, делают на тм второй. Тоже самое насчёт тригера шмитта… Хочу использую, кто не хочет не использует… Я получил идеально работающую кнопку, еще и с индикацией.
Плата управления вентилятором. Да, я решил поставить целую плату и микроконтроллер появился в конструкции позже, при цене платы в 1,65$ просто смешно к этому придираться…
Ровно как и придираться к словам смешно. USB выход, да называйте как хотите, а я так назвал, потому, что в блоке питания будет usb разъём, для питания соответствующих устройств.
Вообще, если хотите что-то обгадить, типа «показометра», то договаривайте до конца. У меня это третий индикатор, 2 предыдущих настолько страшные, что их можно вообще сразу выкидывать. А этот я, если Вы читали внимательно, протестировал, и если в тестах, которые показали, что индикатор весьма точен, что-то не так, то давайте конкретики. А то, пи-ть, простите, не мешки ворочать… Давайте договаривайте, какой трансформатор сюда нужен? Что и где дважды неверно подключено в блок схеме?
+
avatar
  • MisHel64
  • 14 декабря 2017, 08:43
-1
Все что выше я пропущу. Кончено лучше домотать, чем купить готовое, кончено лучше выкинуть пару баксов, что бы не лепить что-то более подходящее, кончено, лучше влепить МК чем сделать по уму, проще и дешевле, да еще влепить одну микросхему и пару деталюшек, чем решить вопрос программно, а решается он на раз. Потому и называю — колхозом. Разовое изделие, что бы побаловаться, показать что вот а я и так могу, чем сделать то, что другие возьмут хотя бы как основу для повторения.
Ну по показаметру. У меня таких несколько было. Это только показометр, который в принципе быть точным не может. Схемотехника у него такая. Сколько подстрочники не крути, а показывать точно, особенно ток, он будет только там, где накрутил.
И по подключению. В показометре, шунт стоит между нулем и выходом. А ты его на схеме куда присобачил?
На больших токах, на шунте заметная просадка, ты уверен что ее программисты учли? Я лично нет. А значит меряет он напряжение до ШУНТА. По этому шунт должен стоять ДО блока питания, а не после. А напряжометр ставить отдельный.
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 14 декабря 2017, 17:17
+2
Для начала попрошу Вас ко мне обращаться на Вы или вовсе воздержаться от комментариев. Я Вам не мальчик и не друг. Насчет ошибки в схеме, все верно — исправил.
Насчет «показометра», на моих фото прекрасно видно, что данный индикатор весьма точен во всем диапазоне напряжений этого блока питания. Или Вы не хотите верить своим глазам и считаете правильным только свое мнение?
А по конструкции каждый решает сам как ему лучше, я расписал все плюсы и минусы, так, что у каждого есть возможность сделать выводы самостоятельно.
+
avatar
  • MisHel64
  • 14 декабря 2017, 17:53
0
Для обращения на «вы» одного гонора мало. Нужно еще и заслужить уважение.
У меня этих показометров горсть лежит. И я прекрасно знаю схемотехнику этого устройства, и одно это уже дает мне возможность не верить его показаниям, тем более в таком включении. Ну и практика их использования, и практика разработки подобных устройств.
На сим прощаюсь. Научишься общаться с взрослыми людьми объективно, а не через призму личных обид и комплексов — возможно, продолжим, но сильно сомневаюсь…
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 15 декабря 2017, 00:11
+1
На сим прощаюсь.
Очень на это надеюсь, т.к я в свои 42 года, привык общаться с адекватными людьми, умеющими корректно выражать свои мысли. Прощайте!
+
avatar
+5
Вы если уж рискнули выставить свою работу на обозрение, то и будьте готовы к выступлениям неадекватов, их тут косяками бродит. Любая самоделка — это спорные решения, по сути, стенд для отработки решений и тестирования готовых модулей. Уже то, что довели до завершения — большой плюс.
+
avatar
  • Yurivp
  • 14 декабря 2017, 11:28
0
Я с вентилятором решил проще: вместо стабилизатора на 24 в. поставил на 12в и на радиатор поставил термовключатель на 60, подключенный последовательно. Отлично работает.

Что же касается комментария, не стоит обижаться. Для себя — да, молодец, нравиться? Удовольствие получил? Отлично. Но если говорить о конструкции и повторяемости, то, в целом, он прав. Обижаться на такое бессмысленно.
+
avatar
  • Alex_74
  • 15 декабря 2017, 09:34
0
На писанину вообще обижаться не следует, а из критики полезные выводы делать :-)
+
avatar
  • dansar
  • 17 декабря 2017, 11:55
0
на радиатор поставил термовключатель на 60, подключенный последовательно
А включения/выключения вентилятора в процессе работы БП не напрягают?
+
avatar
  • Yurivp
  • 18 декабря 2017, 10:06
0
Ну это же лабороторник. К тому же я поставил хороший вентилятор, сильно не шумит. Так, что вообще не заметно.
+
avatar
  • alexky
  • 14 декабря 2017, 06:20
0
В схеме с контроллером Atmel2313, диод параллельно реле, должен быть подключен наоборот.
+
avatar
  • ZmiterIv
  • 14 декабря 2017, 11:37
0
Спасибо, исправил.
+
avatar
+7
Собирал недавно себе линейник — фиксированные 5V и регулировка многообортистым резистором до 50V, отреставрированный корпус от советского высоковольтного БП, транс — ТС-180.
+
avatar
0
Б5-8, если склероз не изменяет мне ни с кем?
+
avatar
  • noah41
  • 14 декабря 2017, 07:53
+1
В таком корпусе много выпускалось приборов.
+
avatar
0
Специально посмотрел старые фотки агрегата до разборки — это был Б5-10.
+
avatar
0
В этом корпусе их много разных было (серия Б5-Х)
+
avatar
+2
Да, корпус очень удобный, перфорация сверху, по бокам — никакого обдува не надо. Ранешние инженеры в этом толк понимали…
+
avatar
  • Varicap
  • 14 декабря 2017, 12:39
+5
Эх…
Если уж оставили Знак качества СССР, то и надписи нужно было писать по-русски.
ИМХО.
+
avatar
+1
тут как раз все просто — БП делался как подарок китайскому фрэнду, с доставкой к нему не сложилось, поэтому оставил себе со Знаком качества и надписями на басурманском…
+
avatar
+1


Мой вариант с паяльником.
+
avatar
  • Alex_74
  • 15 декабря 2017, 10:16
0
Ручка классная :-)
+
avatar
+1
компоновка неудачная — шнур паяльника над ручками регулировки тока и напряжения
+
avatar
  • ami_go
  • 14 декабря 2017, 17:48
+1
По поводу тригера как отдельной микросхемы.
Действительно лишний.
Обычно дребезг занимает 10-30 мс. Можно использовать расчитаную на 3 раба больше RC цепочку… Далее почему бы не использовать филтрацию программую… Делаете таймер на 1 мс и считаете 10-20 выборок… если в течении 10 мс 8 выборок равны «1» тогда считайте, что нажата кнопка.
+
avatar
  • MisHel64
  • 14 декабря 2017, 18:27
+1
Да там и без таймера можно. Использована то только одна нога, и одно прерывания. Реализовать ту же логику триггера как минимум, как раньше на военках на К155ТМ2 делали…
+
avatar
  • ksiman
  • 14 декабря 2017, 21:43
+2
как раньше на военках на К155ТМ2 делали
Военными были К106, К133
+
avatar
  • MisHel64
  • 14 декабря 2017, 21:59
0
Эт смотря где, мы от ВМФ были. Я ЗИПы от ВМ80 тырил, и то что рядом валялось. А там в основном мелочь именно 155 серии. 133я у соседей иногда водилась, но спросом не пользовалась, так как у нас все аналоги в 155 были. За «перчатку» легко карман всякой мелочью набивали.
+
avatar
  • ksiman
  • 15 декабря 2017, 08:51
+1
Я ЗИПы от ВМ80 тырил, и то что рядом валялось
:)))
+
avatar
0
По себестоимости, надо полагать, не сильно дешевле Korad 3005 вышло?
+
avatar
+4
Сейчас стали появлятся наборы этого линейного стабилизатора от Eqkit. Микросхемы в один ряд и переменники подальше друг от друга отнесены, под мощным резистором отверстия в плате для вентиляции, светодиод ближе к передней грани. На плате подписаны не только номиналы компонентов но и их обозначения на схеме.
+
avatar
0
тоже собираю подобный БП, в планах повысить напряжение с трансформатора, транзистор на активный радиатор, добавить предохранители… ну и дособирать наконец то его :)
+
avatar
0
корпус от радиостанции Волна (в авиации её называли Р-838)?
Посадите выходной транзистор на корпус, через слюду естественно
+
avatar
0
нет, это корпус от «стабилизированного выпрямителя тока тес 12-3-нт». он вроде делался для питания какой то радиостанции.

сейчас транзистор прикручен к нижней крышке, но её не хватает. была мысль прикрутить транзистор к боковой массивной отливке но не пробовал, всё равно кажется что будет мало :)

присмотрел вот такой радиатор, думаю его поставить
+
avatar
0
это корпус от «стабилизированного выпрямителя тока тес 12-3-нт». он вроде делался для питания какой то радиостанции.
Вот от Р-838 он и есть ;-)
присмотрел вот такой радиатор
Этот радиатор требует дополнительного обдува, так что нужно будет мастырить вентилятор
+
avatar
0
про БП не вкурсе, гуглится от радиостаниции «Лён», отцу давно 3 штуки отдали, 1 я забрал как есть, а один на переделку… ох и давно же я его хотел переделать… :)

я думал про обдув, понимаю что он самоохлаждаться плохо будет, скорее всего будет вентилятор с регулировкой по температуре радиатора. сейчас лень новогоднюю поборю и займусь :)
+
avatar
  • amig0
  • 22 июня 2018, 10:23
0
а каким проводом маломощную обмотку мотали?
и кол-во витков какое?