Термопроводящие прокладки из Китая. Часть 2


Отсутствие явно объективных средств и условий тестирования, позволяющих без проблем сравнивать результаты экспериментов, сделанных в разное время, не способствуют каким-либо образом на повторение этих экспериментов с другими образцами. Но тут возобладало любопытство, так как образцы теплопроводящих прокладок из одного источника и с разными заявленными характеристиками.

Спустя некоторое время, после размещения отзыва со ссылкой на предыдущий обзор на закупленные прокладки, ко мне обратился представитель магазина, с предложение протестировать аналогичным образом все его термопрокладки. После дачи моего согласия, продавец выслал прокладки с заявленной теплопроводностью 2,0 W/m-K и 4,0 W/m-K.
Описание доставки
Был сформирования заказа: термопроводящая прокладка 2,0 W/m-K за 2,65$ (175,43 руб) и термопроводящая прокладка 4,0 W/m-K за 3,20$ (211,84 руб). Спустя 2 дня, 23-го сентября, заказанные прокладки отправились нерегистрируемым отправлением почтовой службой Yanwen в направлении России. Где и были получены в Омской области 2 ноября, то есть через 42 дня. Упакованы прокладки в пластиковый пакет, который вложен в пластиковый сейф-пакет для отправлений со слоем из воздушно-пузырчатой пленки.

В результате у меня появилось в наличии три образца термопрокладок для экспериментов с заявленными толщиной 0,5 мм и теплопроводностью 2,0 W/m-K, 4,0 W/m-K и 6,0 W/m-K. ПрокладкиПрокладка 6,0 W/m-K имеет такой вид после предыдущих экспериментов. Прокладка 4,0 W/m-K слегка помята, имеется признак отклеивания пленки на одной из сторон в виде пузырька воздуха. Возможно это результат отрезания от листа. На всех образцах прокладок с одной стороны пленка прозрачная, более толстая и жесткая, а с другой тоже прозрачная, тоньше и мягче.
Немного об особенностях прокладок
2,0 W/m-K
Прокладка имеет серый цвет. Структура прокладки однородная. Прокладка довольно мягкая, чуть мягче пластинки жевательной резинки. Если надрезать прокладку где-то то середины её толщины, а потом разрывать, то в месте надреза прокладка разрывается ровно, не тянется. Если отрезать кусочек приблизительно 2х2 мм. Зажать его пальцами с некоторым усилием, то после этого кусочек сохраняет почти прямоугольную форму. Края сминаются.
К поверхности липнет нормально. После проведения эксперимента резистор отсоединился от радиатора легко. Прокладка снялась руками без значительной деформации.

4,0 W/m-K
Прокладка имеет голубой цвет. Структура прокладки однородная. Прокладка мягче серой. Если надрезать прокладку где-то то середины её толщины, а потом разрывать, то в месте надреза прокладка сильно тянется и разрывается только, когда края надреза оказываются на расстоянии 2-3 мм друг от друга. Если отрезать кусочек приблизительно 2х2 мм. Зажать его пальцами с некоторым усилием, то после этого кусочек становится овальной формы. Без проблем его можно скатать пальцами в однородный шарик.
К поверхности липнет хорошо. После проведения эксперимента резистор отсоединился от радиатора с усилием. Прокладку снять руками не удалось, она не хотела отлипать и сильно тянулась.

6,0 W/m-K
Прокладка имеет синий цвет. Внутри прокладки находится армирующая сетка, вероятно из стекловолокна. Расположена она ближе к одной из сторон прокладки. Интересно, есть ли разница какой стороной класть прокладку на охлаждаемую поверхность? Прокладка мягкая, жесткость ей, вероятно, придает сетка. Если отрезать кусочек приблизительно 2х2 мм и удалить из него сетку. Зажать его пальцами с некоторым усилием, то после этого кусочек становится овальной формы. На поверхности можно разглядеть отпечатки пальцев. Напоминает по консистенции пластилин.
К поверхности очень хорошо. После проведения эксперимента резистор отсоединился от радиатора с усилием. Прокладку снять удалось только инструментом. При этом к прокладке ОЧЕНЬ ХОРОШО прилипает различный мусор, удалить который потом не получается.

В процессе изучения информации о термопрокладках, столкнулся с описанием прокладок Coolian (Технические характеристики термопрокладок, pdf) Согласно этому описанию прокладка с теплопроводностью 1,0 W/m-K по консистенции густой гель, а 5,0 W/m-K – жевательная резинка. Если это не опечатка, то по жесткости прокладки нельзя судить о её теплопроводности ни коим образом.

Был воссоздан, если можно так сказать, стенд, используемый в предыдущем обзоре, поэтому я не буду останавливаться на его устройстве.
В устройство, по желанию интересующихся, было внесено небольшое и непринципиальное, с технической стороны, изменение.
Изменение в стенде
На используемых в экспериментах радиаторах была нанесена дополнительная разметка. Целью этого было, во-первых, обеспечить точность выбора места для измерения температуры, во-вторых, измерение температуры в двух точках. Первая точка, «ближняя», на расстоянии 0,7 см от точки соприкосновения резистора с радиатором. Вторая точка, «дальняя», на расстоянии 2 см.

При проведении экспериментов, в силу увеличения количества замеров и моей неспособности их запомнить, возникла потребность в помощнике, который бы фиксировал значения в таблицу. Такой помощник был найден, не без труда, за некоторое количество негазированного напитка. Целью эксперимента являлась исключительно оценка эффективности теплоотведения прокладок, а не сравнение различных видов термоинтерфейсов. Резистор на радиаторе №1 выступал исключительно в качестве «контрольной группы»
Проведение эксперимента. Часть 1
В предыдущем обзоре экспериментально было выяснено, что при нагревании более 40 минут значения температуры изменяются незначительно. В силу этого замеры производились перед нагревом, через 5, 10, 20, 30 и 40 минут в двух точках на радиаторе и на резисторе. Замеры температуры на резисторах осуществлялись на выводах на расстоянии 4 мм от корпуса. Было предложение делать замер не через 5 минут, а через 3 и 6. Но так как на проведение замеров уходило от 15 до 25 секунд, то замер через 3 минуты был абсолютно бессмысленным.
На первом этапе измерялась температура без установки каких-либо термоинтерфейсов. Кроме этого производились замеры напряжении и тока. Напряжение на проводах идущих к резисторам составило 10,9 В. Ток при нагреве изменялся от 4.25 А до 4,1А.
К сожалению, в проведение экспериментов самым безобразным образом вмешались структуры ответственные за теплоснабжение. Мало того, что в ночь перед экспериментом отключали отопление, так его ещё в течение дня несколько раз включали и отключали. Так как перенос этого эксперимента мог затянуться не на один месяц, то было решено проводить замеры в имеющихся условиях, но с внесением в таблицу данных о температуре в помещении.
Далее на подошву резистор была нанесена термопаста Arctic MX-2. Резистор установлен на радиатор №1 и больше до конца экспериментов он не снимался. На второй резистор устанавливались по очереди образцы термопрокладок, вырезанные по размеру площадки для теплоотведения на нем.
Эксперименты с прокладками на 2 и 4 Вт были выполнены друг за другом. С перерывом в 20 минут на охлаждение радиаторов. После этого потребовалось сделать перерыв на 2 часа по причинам никак не связанным с экспериментом. Затем была протестирована термопрокладка на 6 Вт. После окончания замеров ничего в стенде не демонтировалось. Через 16-17 часов были проведены, по просьбе к прошлому обзору , повторные замеры.

Результаты замеров температуры сведены в таблицу ниже.
Учитывая, что осмыслить результаты замеров с ходу получится не у каждого, то я решил провести ещё один простой, но понятный любому эксперимент. Установить термопрокладки по очереди на процессор ноутбука и замерить программно температуру процессора и с помощью Fluke VT02 температуру на системе охлаждения над процессором. На всякий случай, повторять данный эксперимент не советую, так как это может привести к повреждению Вашего ноутбука.
Проведение эксперимента. Часть 2
Был взят ранее упомянутый ноутбук NEC Versa KW300, в силу легкости его сборки и разборки. На ноутбуке установлен процессор Intel Core2 Duo T5500 с TDP 34Вт.
С него была снята крышка, демонтирована система охлаждения, тщательно удалена термопаста с процессора и установлена термопрокладка.
После этого была установлена обратно система охлаждения. Нижняя крышка на место не ставилась, что бы обеспечить возможность измерения температуры системы охлаждения.
Замеры на системе охлаждения производились в предварительно определенной самой горячей точке.
Программно температура замерялась в HwMonitor и AIDA64. Для термопрокладок с 2,0 W/m-K и 4,0 W/m-K осуществлялся только запуск ноутбука, снятие скриншота, замер температуры системы охлаждения и выключение.

2,0 W/m-K
4,0 W/m-K
Для термопрокладки с 6,0 W/m-K осуществлялся запуск, ноутбук оставался включенным 10 минут, после чего делался скриншот и замер температуры системы охлаждения. Затем в AIDE 64 был запущен «Тест стабильности системы» на 1,5 минуты, повторно сделаны скриншот и замер температуры системы охлаждения.

После проведения экспериментов с термопрокладками, на процессор была нанесена термопаста Arctic MX-2 и тоже сделаны замеры аналогично с прокладкой на 6,0 W/m-K. С той лишь разницей, что «Тест стабильности системы» был запущен на 10 минут.

Результаты замеров я тоже свел в таблицу.
По результатам даже сложно предположить, куда можно применить прокладку с заявленной теплопроводностью 2,0 W/m-K, кроме как для уплотнения и обеспечения меньшей подвижности. Прокладки с заявленной теплопроводностью 4,0 W/m-K и 6,0 W/m-K, думаю можно вполне использовать для замены ранее установленных, но с оглядкой на условия эксплуатации.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
Планирую купить +49 Добавить в избранное +58 +90
+
avatar
0
Термопроводящие прокладки — однозначно полезные вещи при профилактики «железа», особенно ноутбуков!
Вот интересно, сколько они могут храниться? Если не сотрудник/владелец мастерской, то не часто их будешь применять.
+
avatar
+7
Термопаста эффективней намного из-за меньшей толщины. Если надо потолще то медная пластина+термопаста.
+
avatar
  • Nortbru
  • 10 декабря 2016, 00:22
+4
В плане теплоотвода, я с вами полностью согласен, но в большинстве буков, что CPU, что GPU, идут без «скальпа» (т.е. чип процессора без защиты), в связи с чем велик риск повредить онный.
Память и прочие элементы уже не столь критичны и использование в них для теплоотвода медных пластин не всегда оправданна, к тому же разница в толщине может перекосить радиатор, в связи с чем охлаждение более важных элементов пострадает. Термо прокладки же в свою очередь более эластичны и мягки, что положительно сказывается на правильном и равномерном расположении радиатора на процессорах. Естественно всё зависит от радиатора.
Из особенности работы с медными пластинами стоит отметить их не совпадение с заявленной толщиной (не у всех) и равномерностью онной, к тому же после шлифовки и/или установки требуется использование термопасты, которая устаревает куда быстрей термо прокладок и требует больше времени на нанесение/снятие.
+
avatar
  • nevsky
  • 09 декабря 2016, 22:52
+6
Ждём комментариев с хорошими ценами на >6Вт/м :-)
+
avatar
+2
Брал у этого прода недавно, в планшет…
Кпт-8+фольга лучше справляется…
+
avatar
  • Shmoky
  • 09 декабря 2016, 23:12
+3
Обзор так то интересный, но вот результативная часть автору явно не удалась. В конце должен быть Вывод — что, как и почему. Табличка с набором цифр, по которым проц холодней чем радиатор :)), все же не самое удобное для восприятия :).- Но плюсик.
+
avatar
  • BadDNA
  • 09 декабря 2016, 23:31
+1
:-) ну, думаю обзорка явно не для домохозяек. Что касательно большей температуры радиатора, то тут проблема с замером температуры процессора. Зачастую разные программы показывают разную температуру + в принципе разработчики не стремятся к значительной точности замеров.
+
avatar
+1
Вам правильно попеняли, провели эксперимент по-взрослому, напишите отчет с выводами.
+
avatar
  • BadDNA
  • 10 декабря 2016, 01:33
+2
А какие выводы вы хотите прочитать? Я же написал, что серая прокладка вообще ни о чем. А голубая и синяя могут выступать в качестве теплоотвода. Определить какие-то числовые показатели теплопроводности тут вообще не представляется возможным. А посчитать, что эффективность теплоотведения на площади 12 кв.см заканчивается где-то в районе 10-15 Вт, может любой с азами математики и физики. Если Вы готовы сделать какие-то более углубленные выводы, то пожалуйста, комментарии доступны.
+
avatar
0
А почему определить показатели не представляется возможным? Площади известны, мощности известны, температуры известны…
+
avatar
  • BadDNA
  • 10 декабря 2016, 12:55
+1
Я, к сожалению, далек от теплотехники. На то чтобы разобраться в правильности подхода к расчетам уйдет много времени, коим я не обладаю. С моей точки зрения результат расчетов может получится вполне грустным, например ± 1,5Вт или даже того хуже. Если Вы способны на основании моих замеров сделать вполне обоснованные выводы, то буду благодарен не только я.
+
avatar
  • Rime
  • 09 декабря 2016, 23:21
+3
Отличный и полезный обзор, спасибо!
+
avatar
  • Bhakti
  • 09 декабря 2016, 23:25
0
для диодов 1-3вт их можно применять?
+
avatar
0
Смысл? Диоды проще приклеить термоклеем или даже припаять за основание. Самые дешевые «термоклеи» — автомобильные силиконовые герметики казанского завода КЗМХ, например такой. Дешевле китайских типа такого раз в 500 :-), теплопроводность сопоставимая, визуально неотличимы
+
avatar
  • alex0
  • 09 декабря 2016, 23:32
0
Температура радиатора больше температуры процессора? Это неточность приборов?
+
avatar
  • BadDNA
  • 09 декабря 2016, 23:49
0
Измерение температуры процессора осуществлялось программно с использование данных процессора и материнской платы. Тут о точности судить крайне сложно. А вот Fluke меньше года от роду и меня уверили, что меряет он точно. Естественно в пределах своей погрешности ± 2 градуса
+
avatar
  • sim31r
  • 10 декабря 2016, 00:15
0
На транзисторы и светодиоды их можно цеплять? Или только через промежуточную медную пластину для расширения площади?
+
avatar
  • BadDNA
  • 10 декабря 2016, 01:45
0
Если есть возможность использовать термопасту, то лучше китайскими прокладками не пользоваться.
+
avatar
  • sim31r
  • 10 декабря 2016, 02:04
0
Иногда нужна изоляция от высокого напряжения, поэтому термопаста не поможет…
+
avatar
  • BadDNA
  • 10 декабря 2016, 02:24
0
Тут конечно без вариантов. Надо пробовать экспериментально. Очень бы хотелось замерить реальную теплопроводность, но к сожалению нечем. Как-то года 3 назад довелось наблюдать китайский ноутбук с установленной на заводе на процессор (какой-то Pentium, сейчас не вспомню) термопрокладкой. Так вот подобрать для неё замену так и не получилось, процессор грелся. Так что нормальные термопрокладки существуют, только бы знать где их взять :-)
+
avatar
  • oleg_s
  • 14 декабря 2016, 22:32
0
Только не в Китае по цене доллар за кило. Вот хорошие
thermoscotch.ru/thermopad.html
сам там беру для ремонта и ТО. Ставлю на GPU.

Похуже Arctic Thermal Pad, беру в pleer.ru. Кстати, производитель тот же что выпускает термопасту MX.
+
avatar
  • BadDNA
  • 15 декабря 2016, 11:58
0
Coolian по касательной упоминался в обзоре :-) Интересно, конечно, было бы сравнить с этими китайскими, но тратить 1000 р. ради эксперимента для меня очень накладно. Coolian, кстати, появился в продаже в магазинах Чип и Дип, т.е. при желании стал доступен, чисто физически, всем желающим.
Кстати, спасибо добрым людям за ссылку на интересный обзор прокладок.
+
avatar
  • oleg_s
  • 15 декабря 2016, 15:42
0
Интересно, конечно, было бы сравнить с этими китайскими
Сравнивал в реальных условиях, т.е. в ноутбуке – китайские даже рядом не лежали и ни в какое сравнение не идут. После этих тестов все китайские термопрокладки у меня используются только для измерения толщины. Их даже на холодный чипсет и ОЗУ нельзя ставить, там, где термопрокладки стоят в чисто декоративных целях, а уж тем более ставить клиентам! Измерения проводил на Dell Latitude E6420 с видео на nVidia. Тестировал программой FurMark значения температуры снимал через 15 мин прожарки GPU. Получились следующие результаты:

Медная пластина — 73 гр.;
Coolian — 81 гр.;
Arctic Thermal Pad — 86 гр.;
Laird – 89 гр.;
Китайские – тест прерывал при достижении температуры GPU 100 градусов, которая достигалась менее чем за минуту.

Был очень разочарован термопрокладками Arctic (покупал в pleer.ru) и особенно Laird (покупал в США в фирме занимающейся ремонтом и обслуживанием ноутбуков).
+
avatar
  • BadDNA
  • 15 декабря 2016, 20:40
0
Ну, я думаю, из теста понятно, что не на GPU, а уж тем более на CPU, тестируемые здесь ставить точно нельзя. На мосту вполне себе нормально синяя ведет.
Насчет Laird скорее всего не повезло. Кстати Laird какой?
+
avatar
  • oleg_s
  • 15 декабря 2016, 21:15
0
+
avatar
  • wwest
  • 10 декабря 2016, 23:36
0
Слюда + паста.Спец тонкие силиконовые прокладки для транзисторов.
Толстая резина-глупость.
+
avatar
  • dfkluy
  • 11 декабря 2016, 14:57
0
От высокого напряжения только слюда помогает.
+
avatar
  • zztop68
  • 10 декабря 2016, 00:49
+5
Температуру радиаторов измеряли пирометром, да?



Если поверхность одна и та же, это конечно не очень страшно, но всё равно не комильфо.
+
avatar
  • BadDNA
  • 10 декабря 2016, 01:42
+2
Согласен. В комментариях к предыдущему обзору об этом упоминали. Просто остальные варианты были отметены по причине большей погрешности и инертности. Измерительных устройств с термопарами удалось набрать всего 3 штуки, да и у тех погрешность ± 4-5 градусов. Читайте первый абзац. Выложил информацию исключительно по причине её отсутствия в интернете. Если у кого-то есть ссылки на практические обзоры, то, пожалуйста, поделитесь.
+
avatar
  • sim31r
  • 10 декабря 2016, 01:53
0
Если не брать во внимание металлические поверхности, которые отражают тепло оператора в пирометр, то разность и пол градуса, и ошибка постоянная, если показывает на пол градуса выше, эта ошибка сохранится во всем диапазоне температур, для измерения нагрева нормально, так как при измерении дельты постоянная ошибка исчезает. Знать абсолютную температуру, с которой начато измерение совершенно не важно.

Даже на примере 2 изолент, разница 0.4 грудуса, куда точнее то? Ни один датчик в диапазоне -50..+200 выше точность не даст. В зимнее время вертикальный градиент может быть выше из-за отопительных приборов, ИК обогрева. Нет ни каких предпосылок что все детали одинаковой температуры.
+
avatar
  • zztop68
  • 10 декабря 2016, 03:17
0
Если не брать во внимание металлические поверхности, которые отражают тепло оператора в пирометр
Но ведь измеряли именно металлические поверхности и еще какой-то резистор.

Термометр, который фиксирует отраженное от поверхности ИК излучение, как излучение самого предмета плохо подходит для более-менее точного измерения температур. Так… плюс-минус трамвайная остановка. Включил, предположим, в комнате лампу накаливания и показания уже изменились.
+
avatar
  • sim31r
  • 10 декабря 2016, 04:15
0
фиксирует отраженное от поверхности ИК излучение
У автора черненый металл, он уже не отражает так, как полированный. И в контексте статьи измерения с многократным запасом выполнены, как не измеряй, прокладки очень плохо пропускают тепло.
+
avatar
  • ESP_Band
  • 10 декабря 2016, 01:01
0
Как раз искал, надо взять на пробу))
+
avatar
  • sim31r
  • 10 декабря 2016, 02:06
0
Интересно было бы посмотреть на работу без термопасты и прокладок. Я как-то делал эксперимент дома, без термопасты получилось лучшее охлаждение, чем с термопастой. Возможно поверхности хорошо подошли, или термопасту плохо раскатал. Из плюсов будет работать вечно, ничего не засохнет.
+
avatar
  • _yoyo_
  • 10 декабря 2016, 10:03
+1
Извините, а термопроводящий скотч где то обсуждался?
+
avatar
  • kirich
  • 10 декабря 2016, 10:37
+3
Да, в одном из моих обзоров участвовал, гадость.
+
avatar
  • _yoyo_
  • 10 декабря 2016, 13:23
0
Спасибо за ответ. Там скоч вроде односторонний был. Было бы интересно такой увидеть.
aliexpress.com/item/100pcs-lot-3M-14x14mm-Thermally-Conductive-Adhesive-Transfer-Tapes-thermal-pad-double-sided-tape-for-heatsink/32345031214.html
Архиудобно было бы радиаторы на всякие роутеры и OrangeRI клеить.
+
avatar
  • BadDNA
  • 10 декабря 2016, 21:36
+1
Я бы не стал тут покупать. Продавец указывает 610 серию, а это светоотражающая пленка :-) Если это например 8800 серия, то имеем 0,6 W/m-K. А дальше смотрите сколько тепла выделяет чип роутера. Возможно при 2-4 Вт и 8805 всё будет замечательно
+
avatar
  • _yoyo_
  • 11 декабря 2016, 10:24
0
Спасибо за ЗМ каталог. Я не смог найти когда нужно было. Изучил вопрос и понял — то что я купил ЗМ вообще не выпускает ). Что ж, попробую поработать с этим китайским креативом. Если не подойдет, обращусь к первоисточникам ) ЗМ Thermally Conductive Interface Tapes
+
avatar
  • _yoyo_
  • 11 декабря 2016, 10:36
0
, А про китайский вот что пишут
*Нарезаны не очень до конца не прорезана бумага на второй стороне приходится рвать и получается некрасиво и подцеплять пленку трудней. Сам слой очень тоненький по началу казалось что он не справится с отведением тепла от светодиода 30ват. н0_о не тут то было. приклеилось достаточно надежно и тепло проводит очень хорошо.*
+
avatar
  • An81
  • 10 декабря 2016, 11:58
0
В жестком бы протестировать… На WD Red или Purple серии, например.
Сравнив заодно с родной прокладкой.
+
avatar
  • BadDNA
  • 10 декабря 2016, 13:21
+1
Учитывая невысокие мощности и температуры, разбег результатов будет в пределах погрешности. Да и WD Red пока никто для уничтожения не предлагал :-)
+
avatar
  • An81
  • 10 декабря 2016, 13:45
0
2-5 градусов от 30-45 градусов, согласен, в пределах погрешностей.
Но вот а вдруг под нагрузкой случится чудо? )))
+
avatar
  • BadDNA
  • 10 декабря 2016, 20:51
0
Прокладки на 6 Вт для жесткого хватит, я так думаю, с лихвой. Главное с толщиной не ошибиться
+
avatar
  • 4ishops
  • 10 декабря 2016, 14:16
0
Эти прокладки не для процессора или чипсета, а для переноса лишнего тепла на внешний корпус девайса. В приличных ноутах, типа Sony VAIO ими заклеены различные горячие точки (вроде 3G модема) где есть тенденция к перегреву.
Думаю, что все будет работать и без этих прокладок, но с ними видимо достигается оптимальный режим температуры и годы эксплуатации.
Плюс этих прокладок — не проводят ток и принимают форму того куда приклеены для лучшего термоконтакта.
+
avatar
  • simanson
  • 10 декабря 2016, 19:27
0
Подскажите, кто разбирается, как поступить в следующей ситуации:
Есть ноутбук HP — между процессором и радиатором как раз стояла какая-то теплопроводная прокладка. Решил ее заменить (так как ноуту уже почти 10 лет), просто намазал термопасту алсил. По субъектвиным ощущениям ноут греется быстрее и больше, чем хотелось бы.

И вот теперь меня мучает вопрос, а есть ли там полное прилегание процессора к радиатору и не стоит ли все-таки купить какую-нибудь такую прокладку… какую? (радиатор параллельно прилегает еще к какой микросхеме (и изначально там была как раз термопаста) и имеет ограничения по прижиму)
+
avatar
  • BadDNA
  • 10 декабря 2016, 20:48
+1
Скачайте HWMonitor, например здесь, посмотрите температуру процессора под нагрузкой, выложите сюда скриншот. Обычно как раз на процессор ложится термопаста, а на «другую» микросхему термопрокладка.
+
avatar
  • simanson
  • 10 декабря 2016, 23:13
0
Спасибо за ответ. Вот по этой ссылке: uploads.ru/0uBPL.jpg
фото разобранного ноута.Микросхема без термопасты — это то место где была наклеена прокладка. Что это? Весь этот участок накрывается одной системой охлаждения…
Температуру в среднем показывает около 40 градусов, при нагрузке под 70…
+
avatar
  • LexaLM
  • 10 декабря 2016, 21:32
+1
Всё зависит от того, что у вас было на проце. Терморезинки на процы не ставят, там либо термопаста, либо нечто похожее на фольгу. В обоих случаях просто меняется термопаста.
Терморезинки ставят на чипы: север, видеокарта, PCH, реже на ЮГ. Если в этом случае убрать термопрокладку и намазать термопасты, ноутбуку придёт писец.
+
avatar
  • simanson
  • 10 декабря 2016, 23:19
0
Здесь uploads.ru/0uBPL.jpg снимок разобранного ноута, справа блестящая площадка без термопасты (там и была наклеена прокладка) что это? Ноут уже месяц работает без нее (на ее месте термопаста), низ довольно горячий — это и не нравится, хотя средняя температура проца около 40…
+
avatar
  • LexaLM
  • 11 декабря 2016, 06:23
+1
Фото один раз мелькнуло и больше не открывается. По мелькнувшему фото могу сказать, что справа чип, на котором была термопрокладка. Ноутбук жив, потому что вы его ни чем не нагружаете. Об этом говорит Т проца. Но чип явно в перегреве и ваше попадание на деньги неизбежно.
+
avatar
  • simanson
  • 11 декабря 2016, 16:07
0
Перезалил фото на другой сайт (хотя у меня и прошлая ссылка до сих пор открывается): images.vfl.ru/ii/1481461431/56069bb3/15292967.jpg
Хочется все-таки узнать что за микросхема у меня без должного теплоотвода осталась и почему замена прокладки на термопасту так катастрофична? И еще, какова нормальная температура проца в моем случае?
+
avatar
  • LexaLM
  • 11 декабря 2016, 16:31
+1
Это Интеловский северный мост.
При замене термопрокладки на термопасту, радиатор не достаёт до чипа, он просто висит в воздухе. Если вы снимите радиатор, то увидите, что термопаста осталась в том же состоянии, как вы её нанесли. И гляньте, как размазалась термопаста на проце, когда её придавил радиатор.
+
avatar
  • simanson
  • 11 декабря 2016, 16:36
0
Спасибо, вот этого я и боялся (
Подскажите еще пожалуйста, какую конкретно прокладку мне нужно искать?
+
avatar
  • LexaLM
  • 11 декабря 2016, 17:38
+1
Вот хорошие, 2шт за 4$.

Только размер 1,5*1,5см. Замерьте свой.

И вот отличные.
Из такой можно скатать любой размер. Очень мягкие и принимают нужную форму при любой толщине.

Обоих вариантов хватит на 2 ТО. Так что цена не такая большая, за уверенность.

Всё что дешевле на ебее, это шлак.

По сабжу не могу судить. 6,0 W/m-K подходит. Но также важна мягкость и толщина прокладки.
+
avatar
  • simanson
  • 11 декабря 2016, 19:06
0
Спасибо за ссылки, последняя из них натолкнула на мысль. Учитывая что мне все-равно придется ждать как минимум месяц, если покупать прокладку в интернете — есть ли смысл вернуть на место остатки родной прокладки, которую я скатал в шарик, пока счищал ее с радиатора.

В принципе она еще довольно эластичная (такой себе пластилинчик) и думаю я смогу ее равномерно распределить по всему мосту, а неровности дожмутся. И после первого прижима думаю еще термопасты чуть добавить на вдавленное место…
+
avatar
  • LexaLM
  • 11 декабря 2016, 20:17
+1
Да, стоит вернуть родную обратно. Только смотрите, чтобы к ней мусор не прилип.
+
avatar
  • simanson
  • 11 декабря 2016, 20:36
0
Спасибо!
+
avatar
  • BadDNA
  • 11 декабря 2016, 18:08
+1
Ваш процессор Intel® Core™2 Duo Processor T9300 70 градусов под нагрузкой для него нормально. Толщину термопрокладки поищите в интернет по модели ноутбука. Если не найдете, то берёте прокладку толщиной 0,5 мм. Устанавливаете систему охлаждения на место, естественно закрутив все болтики. Снимаете и смотрите прижалась или нет термопрокладка. Если не прижалась, то добавляете ещё слой. Чем выше теплопроводность прокладки, тем эффективнее отводится тепло. У Вас температура моста в программе не отображается?
+
avatar
  • simanson
  • 11 декабря 2016, 19:13
0
Нет к сожалению температура моста не отображается ни в эвересте, ни в HWMonitor — видимо просто нет датчика. Ноут HP 6710b.

Наверное придется вычислять нужную толщину по прижиму по описанному вами способу. И вот тут тоже возникает вопрос:

Какой глубины должно быть вдавливание, чтобы посчитать его нормальным и ухудшается ли ситуация если прокладку поставить более толстую, чем нужно — например из-за возросшей плотности пятна контакта?
+
avatar
  • LexaLM
  • 11 декабря 2016, 20:21
+1
Если прокладка мягкая, то хоть 5мм, она как жвачка, вся продавится. Жесткие прокладки не более 1мм, иначе радиатор к процессору будет плохо прилегать.
+
avatar
  • simanson
  • 11 декабря 2016, 20:35
0
А в характеристиках прокладки как-то указывается ее мягкость?
+
avatar
  • oleg_s
  • 14 декабря 2016, 22:17
0
указывается, этот параметр называется Shore OO
+
avatar
  • zeconir
  • 29 января 2018, 14:40
0
А какой размер/толщину/твердость вы использовали (у самого тоже ноут HP 6710b, заводская термопрокладка пострадала при замене термопасты на проце, кое-как прилепил обратно, но есть чувство, что криво)?

К слову, в AIDA64, при условии того, что у вас стоят Intel-овские драйвера на видео, температура GPU (она же — моста) будет корректно отображаться.
+
avatar
  • sdfpro
  • 12 декабря 2016, 11:15
0
Брал похожие на тао, ноунэйм и от 3м.

Пока только одну ноунэйм подклеил к процу планшета (удобно в отличии от термопасты, учитывая что процессор не прям огненный, это пракладка сильно к месту), и на неё посадил радиатор, вроде поменьше стал греться, но пока сильно не гонял.
+
avatar
  • zimms
  • 19 декабря 2016, 20:13
0
Не знаю, как сейчас, а пару лет назад имел неосторожность выкинуть старые прокладки с ноутбука прежде, чем купить новые. Заказывал у троих продаванов из Китая. Шляпа полная! Под нагрузкой ноут уходил в защиту. Покупал у местных — то же самое. В АСЦ посоветовали посмотреть в Германии. Покупал на иБее за 10 евро+доставка, но размеры у неё 50х50, а не как все продают 100х100. Это просто чудо! Температура стала ниже, чем на родных. Единственное, считаю дорого.
+
avatar
  • uZver
  • 23 января 2017, 16:38
0
Напишите, какие именно покупали?
Прокладки в ноутбуках приходится использовать, потому что там часто перекос. Пробовал заменять медными пластинами разной толщины, подбираю, смотрю на отпечаток. Иногда все получается, а иногда видно что прижимается только один край… Тогда пластина + прокладка или только прокладка…
+
avatar
  • zimms
  • 23 января 2017, 16:58
0
Буду рядом с компушкой, кину ссылку)
+
avatar
0
Забыли обещание выполнить.