Небольшой обзор USB/UART конвертера на CH340G с DTR


USB/UART конвертеры, такие маленькие платки подключаемые к USB, повсеместно используются радиолюбителями для программирования микроконтроллеров, подключения различных устройств, модемов, модулей, всего, в описании чего есть слова SERIAL или UART.

Я уже делал обзор на подобную плату с CP2102. Но периодически эти платки сгорают или теряются или просто оседают в недрах очередной поделки. И заказывая очередную партию плат Arduino Pro Mini, до кучи взял USB/UART на CH340. Данная плата меня заинтересовала тем, что имеет вывод DTR, который я раньше видел только на платах с CH2103. А это значит, что Arduino Pro Mini можно программировать без мучительных нажатий на кнопку RESET.

CH340 от китайской компании WCH отличаются дешевизной. Их ставят как в отдельные модули, так в китайские клоны Arduino, отладочные платы ESP8266. Даташит на CH340

Ну что, ж, посмотрим что же я купил. В прозрачном пакетике сам модуль и соединительный провод на 5 проводов.

На плате, кроме «GND», «VCC», «TX» и «RX» есть еще «DTR» и «CTS». У последнего, «пина приветсвия» я так и не понял назначение, так как сигнала на нем нет никакого (Может кто посветит, зачем он здесь?".


На плате имеется переключатель питания 5В (напрямую с USB) и 3.3 с маломощного стабилизатора (заявлено 120мА)
и кнопка, при нажатии на которую происходит отключения питания на VCC/. Этой кнопкой можно передергивать устройства, у которых отсутствует RESET.
Из за дополнительных кнопок плата немного больше чем другие аналогичные модули



К сожалению, переключатель 5/3.3В работает только на VCC и не переключает TTL уровень UART интерфейса. Большинство устройств с 3-х вольтовым питанием толерантно к уровням 5В, но если такое не заявлено, нужно будет использовать преобразователь логических уровней или самодельную опторазвязку.

Напряжение VCC при разных положения переключателя


Подключаю Arduino Pro Mini и без проблем программирую его без всяких нажатий на RESET

В моей Windows 7 64 бит драйвера на CH340 уже были. Не удивительно, учитывая сколько устройств к нему уж подключалось.

LINUX из моей «апельсинки» определил эти платки «из коробки»

Логический анализатор, подключенный в параллель TX, RX и DTR показывает работу последнего


А вот с модулем ESP8266 без внешнего питания ничего не вышло. ESP-шка просадила маломощный стабилизатор до 1.6В и работать отказалась


Подведу итог
Вполне рабочее устройство, выполняющее свои функции
Плюсы модуля:
  • Небольшая цена
  • Хороший функционал (DTR, переключатель 3.3/5, кнопка отключения VCC)
  • Распространенность драйверов на него

Минусы:
  • Не переключается уровень TTL 3.3/5В
  • Маломощный стабилизатор на 3.3В, не способный питать тот же ESP8266
  • Меньший функционал чем у CP2102 (нет возможности настройки VID/PID, например)
  • Теряются они )))
Планирую купить +33 Добавить в избранное +33 +54
+
avatar
  • ewavr
  • 25 сентября 2016, 21:16
0
К сожалению, переключатель 5/3.3В работает только на VCC и не переключает TTL уровень UART интерфейса.
Это какой-то позор! ©
Я у себя отрезал ножку питания микросхемы от 5В и подключил ее к выходу Vcc, вроде работает.
+
avatar
  • sav13
  • 25 сентября 2016, 21:23
0
Почему китайцы до этого не додумались. тем более в даташите на CH340G Это есть. С другой стороны, последнее время не попадались устройства, который сгорают от 5-ти вольтового уровня TTL
+
avatar
  • Leonardo
  • 25 сентября 2016, 21:36
0
С другой стороны, последнее время не попадались устройства, который сгорают от 5-ти вольтового уровня TTL
ESP8266 не? в даташите четко указано
Input High Voltage: 0.75×VIO - 3.3 

также stm-ки. младшие модели обычно имеют мало 5В портов. а если и имеют не факт что УСАПП тоже попадет
+
avatar
  • sav13
  • 25 сентября 2016, 21:42
+1
А чуть ниже в том же даташите
All digital IO pins are protected from over-voltage with a snap-back circuit connected between the
pad and ground. The snap back voltage is typically about 6V, and the holding voltage is 5.8V.
+
avatar
  • u3712
  • 25 сентября 2016, 21:57
0
У STM32 эти выводы не «FT». Если выход сильный, а MCU не нагружена, то вполне может сгореть. Выше 4.2В по питанию и STM32(F103) превращается в спекшийся блин. У меня сгорела именно при таком напряжении (прозванивал тестером).
+
avatar
  • sir0ta
  • 26 сентября 2016, 04:49
0
Есп на ура мрут. Они не толерантны…
+
avatar
  • basvas
  • 25 сентября 2016, 21:25
0
А приведите модель (ссылку), который отвечает всем необходимым требованиям, пожалуйста.
+
avatar
  • sav13
  • 25 сентября 2016, 21:31
0
Небходимым для чего?
Для программирования Arduino Pro Mini этот модуль отвечает всем требованиям
+
avatar
  • Leonardo
  • 25 сентября 2016, 21:27
+1
На плате, кроме «GND», «VCC», «TX» и «RX» есть еще «DTR» и «CTS». У последнего, «пина приветсвия» я так и не понял назначение, так как сигнала на нем нет никакого (Может кто посветит, зачем он здесь?".
учите матчасть, у пина RX тоже может не быть сигнала, контроллер может и не подтянуть его к питанию.
DTR — Готовность приемника данных (Data Terminal Ready)
CTS — Готовность передачи (Clear to Send)
ну или хоть бы гугл открыли на предмет распиновки RS232
+
avatar
  • sav13
  • 25 сентября 2016, 21:33
0
Я знаю что такое выводы DTR и CTS. В свое время с модемами и терминалами наковырялся. Я не понимаю, зачем он на этой плате. У большинства китайских плат он просто на VCC перемычкой подтянут. Практически все контролеры используют сейчас только Rx/Tх
+
avatar
  • Leonardo
  • 25 сентября 2016, 21:39
0
хотя да, есть управление только DTR и RTS. запамятовал. звыняюсь
+
avatar
  • emusic
  • 25 июля 2017, 12:56
0
DTR/CTS, скорее всего, выведены в роли GPIO, чтобы через них управлять чем-нибудь на стороне устройства, Разумеется, для этого нужен софт, который это умеет.
+
avatar
  • DDMZ
  • 25 сентября 2016, 21:39
0
Я смотрел даташиты на чипы которые используются на подобных платах.
Там хоть на платах не выведены пины CTS, DTS но у самих микросхем эти выводы есть достаточно к ним припаяться хотя-бы на прямую.
могу ошибаться но на схемах включения этих чипов для этих выводов не используются активные элементы.
+
avatar
  • sav13
  • 25 сентября 2016, 21:45
+1
У той-же платы на CP2102 там даже дырки под контакты есть
aliexpress.com/item/CP2102-USB-2-0-to-TTL-UART-Module-6Pin-Serial-Converter-STC-Replace-FT232-Module/32534146426.html
+
avatar
  • mooni73
  • 25 сентября 2016, 21:54
0
До сих пор использую пл2103 от сименса. Там tx/rx с открытым коллектором и вопроса 3.3/5 нет, обычно все входы устройств подтянуты к плюсу. Если нет, то несложно повесить резюки. В 340й двухтактный выход?
+
avatar
  • sls
  • 25 сентября 2016, 22:00
+1
казалось бы зачем CH340 за 1.4 доллара, если можно взять пару FT232RL за 2.25?
aliexpress.com/item/FT232RL-FTDI-USB-3-3V-5-5V-to-TTL-Serial-Adapter-Module-for-Arduino-Mini-Port/32458056119.html
+
avatar
  • ksiman
  • 25 сентября 2016, 22:04
0
Тут разъём подключения к ПК неправильный
+
avatar
  • sls
  • 25 сентября 2016, 22:11
+2
предположу, что у целевой аудитории данных устройств таких неправильных вкупе с правильными шнурков-разъемов есть в ассортименте :)
+
avatar
  • ewavr
  • 25 сентября 2016, 22:08
0
Я вот предпочитаю китайский оригинал китайской подделке.
+
avatar
  • sls
  • 25 сентября 2016, 22:19
+1
если китайская подделка умеет переключать уровни 3.3/5В, а китайский оригинал не умеет, я предпочту подделку.
наверняка владельцы esp866 и прочего, не умеющего понимать логику размахом в 5В тоже будут не за оригинал в данном случае
+
avatar
  • ewavr
  • 25 сентября 2016, 22:26
0
Если криворукие разработчики этой платы запитали микросхему от 5, это не повод ругать саму микросхему. Она прекрасно работает и от 3.3.
+
avatar
  • sls
  • 25 сентября 2016, 22:31
0
разработчики китайской подделки на ft232 почему-то запитали подделку от правильного напряжения, за шо им большое спасибо
кстати ch340 никто и не ругал, вполне себе приличная микросхемка для своих применений
+
avatar
0
Чем хороша FT232, что на ней можно хоть 1.8В сделать, что тоже может пригодиться. У нее сделан отдельный вывод VCCIO питание UART интерфейса.
А 3.3В у нее «из коробки» есть, т.к. есть выход 3V3OUT, который нужно просто кинуть на VCCIO.
Один переключатель на VCCIO от 5В порта и от 3.3VOUT и вот тебе 2 уровня без каких либо дополнительных компонентов.
Давно купил в Китае и как ни странно оказалась оригинальной, так ее и использую до сих пор.
+
avatar
0
Эх, не удержался, написал пост и подумал, надо бы и свою платку сделать с блекджеком… с TypeC, с выбором 1.8/3.3/5В и с линиями RX/TX/DTR/DSR/CTS/RTS/RI. За вечер уже развел из компонентов что дома есть (это еще и в солиде и переключатель нарисовал, все компоненты сам рисую, еще не было в моей библиотеке), завтра уже можно будет протравить и собрать :).
+
avatar
  • sav13
  • 26 сентября 2016, 06:01
0
Владельцам ESP8266 пора бы уже прочить даташит и увидеть, что данное устройство имеет GPIO защищенные от повышенного напряжения до 6В и совершенно нормально работает с такими переходниками, как в обзоре при наличии внешнего питания 3.3В

Кстати, не $2.25, а $1.65
aliexpress.com/item/FT232RL-FT232-FTDI-USB-to-TTL-3-3V-5-5V-Serial-Adapter-Module-Download-Cable-for/32596090563.html
Точно оригинальная FT-шка? )))
+
avatar
  • akaivp
  • 26 сентября 2016, 06:53
0
$2.25 за пару, $1.65 за одну.
+
avatar
  • Alex2013
  • 26 сентября 2016, 07:04
0
«Кстати, не $2.25, а $1.65»
$2.25 — за 2 шт.
+
avatar
  • def461
  • 25 сентября 2016, 22:43
0
в «паре 232 за 2.25» — настоящим FT даже не пахнет, там «ряженка», и придется снова шаманить с дровами версии 2.0.8, которые регулярно слетают после очередного обновления 10ки.
+
avatar
  • sls
  • 25 сентября 2016, 22:53
-1
можно решить вопрос проще — сидеть на семерке и не знать проблем :)
+
avatar
  • penzet
  • 25 сентября 2016, 23:48
0
Или радикальней, я сижу на Мак
+
avatar
  • DainB
  • 26 сентября 2016, 01:09
+1
Это же только ваши проблемы правда? Или вы советуететвместо того чтобы купить за полтора доллара настоящий чип купить подделку на 50 центов дешевле и к ней ноутбук за 1000 чтобы она работала?
+
avatar
  • penzet
  • 26 сентября 2016, 09:46
+1
Это не проблемма а ее решение. Нет не советую, просто хвастаюсь.
+
avatar
  • DainB
  • 26 сентября 2016, 01:07
-1
А можно просто купить настоящий чип и не советовать полный идиотизм.
+
avatar
  • Yuu
  • 26 сентября 2016, 17:14
0
можете поделиться ссылкой на настоящий?
+
avatar
  • sav13
  • 26 сентября 2016, 17:32
0
Мне кажется стоит в сторону «китайских брэндов» типа ITEAD STIDIO. Они как правила качественный продукт делает и даже схемотехнику выкладывают

www.itead.cc/foca.html
+
avatar
  • Yuu
  • 26 сентября 2016, 17:43
0
Спасибо!
+
avatar
  • Yuu
  • 28 сентября 2016, 21:13
0
Блин! Сам конвертер стоит $6.80, доставка стоит $4.61 получается 11 баксов…
Вот я теперь сижу и думаю — купить один конвертер, или 4 разных, что бы перекрыть все варианты совместимости? =)
+
avatar
0
Эта тема натолкнула сделать себе «конструкцию выходного дня» USB-UART со своими хотелками, написал об этом чуть выше, и имеющуюся оригинальную FT232 задействовал. И почему именно FT232 описал там же. И на али заодно посмотрел себе в копилку новую про запас.

1. Оригинал микруха на али, судя по многочисленным отзывам проверки, есть. Ее и заказал за 150р (почти в 2 раза дороже других предложений, которые понятно что клоны). Но лично проверить этот лот, само собой, смогу только получив.

2. Кто-то знает, но кому то будет интересно.
Ребята из FTDI нашли отличие клона, которое им помогло. В оригинале организация EEPROM 32бит и запись 16бит слова в четную ячейку приводит только к буферизации, а у клона в этой ситуации происходит запись. Поэтому драйвер пишет 0 в ячейку 0x02 с PID, оригиналу ничего, а клон становится с PID 0.

Китайцы тоже не стоят на месте. Пока шерстил али и отзывы, сейчас есть свистки на клоне уже с не редактируемым «EEPROM», то есть сбросить PID в 0 уже не получится. Какой то свой путь решения :)). Если нужно пользоваться стандартно и не нужно редактировать EEPROM, то проблемы со сбросом PID уже быть не может. А оригинала на этих «копеечных» свистках, что я пошерстил али, можно даже не искать.

То есть как видно никакой проблемы «шаманить с дровами » при желании с нет.

P.S. Как проверить подделка или нет. Например, есть именно для этого небольшая программа FTester, которая просто пытается в свободную ячейку записать 16бит слово и смотрит запишется или нет (запишется — клон, нет — оригинал).
Так же у клона и оригинала отличается потребление. Сами чипы, оригинал потребляет порядка 8мА, а клон порядка 48мА, тоже сложно перепутать такую разницу.
+
avatar
0
Елки, я думал в тему попал с главной страницы и только заметил тема то 16 года, прошу прощения за некропостинг :).
+
avatar
  • ewavr
  • 25 сентября 2016, 22:06
0
А что вы хотели увидеть на CTS? Это вход микросхемы.
+
avatar
  • sav13
  • 26 сентября 2016, 05:32
0
Я хотел увидеть устройство, которое передает этот сигнал, чтобы этот переходник его хоть как то отрабатывал.
+
avatar
  • alde
  • 25 сентября 2016, 22:31
0
Тулза реально необходимая при запоротой прошивке роутера или низкоуровневым управлением жестким диском, один WDшный драйв через аналогичную приблуду оживил. Чип тот же самый, да и по виду один-в-один с тем, что покупал на местности, правда, раз в пять дороже.
+
avatar
  • ggg
  • 26 сентября 2016, 09:24
+1
Прям таки WDшный? )
+
avatar
+1
Лучше взять на cp2102
+
avatar
  • sav13
  • 26 сентября 2016, 05:34
+1
Соглашусь с вами. Его даже дешевле можно купить

Когда я писал на него обзор
mySKU.me/blog/ebay/29003.html
в комментах писали, что не у всех Pro Mini шьются без ресета.
То ли переходник неправильный, то ли ардуинка

Так что больше переходников дешевых разных!
+
avatar
  • DainB
  • 25 сентября 2016, 23:04
+2
Доработка для смены TTL уровня: hacklab.atlantide83.0rg.fr/bte13-009a/
+
avatar
  • bunny64
  • 25 сентября 2016, 23:13
0
Самое интересное устройство здесь — это «логический анализатор»
Погуглите. = )
+
avatar
  • crea7or
  • 26 сентября 2016, 02:45
0
Чего гуглить, вот он, софт от Saleae.
+
avatar
  • udaff
  • 26 сентября 2016, 00:09
+1
Не увидел никаких преимуществ перед cp2102.
«Распространенность драйверов» в достоинствах — это как понять? Windows научилась их ставить автоматом?
+
avatar
  • sav13
  • 26 сентября 2016, 05:36
0
Это значит, что если у вас куча дешвых китайских Ардуин и ESP, то этот драйвер, скорее всего, уже есть в системе.
+
avatar
  • udaff
  • 26 сентября 2016, 10:02
+1
а если cp2102 с DTR стоит дешевле этой китайской поделки? у меня есть все варианты usb-uart, опробовал все и этот на последнем месте. Надо было подключить девайс, который питался от 3.3. И он, к своему горю, кушал более 100 мА. Напряжение проседало до 2,5В
+
avatar
  • sav13
  • 26 сентября 2016, 10:09
0
Дешевая CP2102 — та же китайская поделка, так же как и дешевая FT232. Хорощо ведь когда есть выбор?
Когда я писал обзорчик на CP2102
mySKU.me/blog/ebay/29003.html
в комментариях прозвучали проблемы, что на некоторых Arduino Pro Mini DTR не отрабатывался и приходилось давить RESET.
Если у вас все работает, то я очень рад за вас, но когда нибудь у вас могут возникнуть проблемы с китайской CP2102 и тогда вы с радостью вспомните, что есть альтернативы )))
+
avatar
0
Ребята, а есть платки на чем-то подобном в таком же формфакторе, только чтобы по входу переходник был толерантен в стандартным RS -12..+12V? Шнурки в виде usb-db9 не подходят
+
avatar
  • sav13
  • 26 сентября 2016, 07:15
0
+
avatar
0
А я себе на FT232RL покупал, вроде нормально работает
+
avatar
  • Yuu
  • 26 сентября 2016, 17:21
0
Я правильно понимаю, что эти переходники не нужны, если в компьютере есть родной COM порт?
+
avatar
  • DainB
  • 27 сентября 2016, 00:36
0
Нет.
Уровни сигнала в RS232 или «родной COM порт» от +3 до +15 V для 0 и от −15 до −3 V для 1.
Для TTL логики 0 должен быть от 0 до +0.8V и от +2 до +5V для 1.
+
avatar
  • Yuu
  • 27 сентября 2016, 03:09
0
Спасибо! Для ардуиноводства придётся в любом случае приобрести =)
+
avatar
  • k2s
  • 26 сентября 2016, 20:22
0
Подскажите пожалуйста, этот конвертер подойдет для перепрошивки sonoff, или есть есть что либо более удачное?
+
avatar
  • k2s
  • 19 октября 2016, 18:14
0
в итоге взял на pl2303, посмотрю что за «фрукт»
+
avatar
  • hazadum
  • 27 сентября 2016, 15:45
0
старый imax b6 работает с ним?
+
avatar
  • templol
  • 09 января 2017, 11:53
0
Есть ли разница между вот этим www.chipdip.ru/product/module-ch340/ и вот этим www.chipdip.ru/product/suuc0041/ или она заключается только в чипах ch340 и cp2102? А по сути они оба могут работать в serial? почему спрашиваю потому что не могу подключить телефон к компу через suuc0041.
+
avatar
  • sav13
  • 09 января 2017, 13:59
0
Да. Разница только в чипах и, соответственно, в драйверах.
+
avatar
  • SoftIce
  • 01 августа 2019, 15:37
0
А зачем нужен переключатель 3.3в\5в, если он не влияет на уровень TTL?