Светодиоды Piranha или корявая доработка фонаря от шуруповерта Makita


Предисловие.
Подарили мне давно шуруповерт с фонарем в комплекте. Не знаю, для чего производитель сделал фонарь дальнобойным (световой пучек сфокусирован в небольшой круг), хотя, по идее, данный фонарь нужен для подсветки помещения, в котором ты вынужден что-то сделать шуруповертом, пока нет света. Фонарь несколько лет хотел выбросить, но все жалко было.
Начали дома ремонт и тут-то фонарь пригодился, решил я заменить лампочку на диоды.


Диоды

Купил я светодиоды эти очень давно, еще в прошлом году, валялись они у меня без дела. Купил их по какой-то акции за 300 рублей

Как видно из принтскрина, ссылка на товар уже не работает, поэтому в описании пришлось «подсунуть» левую ссылку от этого же продавца.
Покупать именно эти диоды не советую, потому что они имеют бледный голубовато-белый свет. От 20mA светодиоды немного греются.
Ранее я покупал готовую панель с подобным диодами за 365 рублей на кухню (2 штуки, заменял 40 ваттные 220В лампы на светодиоды)
Фото панельки


Так вот эти диоды светят гораздо лучше, светят они приятным белым светом (телефон измерял 5600K), в то время как обозреваемые диоды светят в районе 8000K

Фонарь шуруповерта.

фото набора


Как я описал в предисловии, фонарь выкидывать было жалко, а тут как раз начали дома ремонт и пришлось мне как-то крутить винты за шкафом. Шкаф большой, отодвигать его ради света — дело неблагодарное. Налобный фонарь не очень удобен, потому что светит довольно кучно. Поэтому я все-таки решил доработать фонарь от шуруповерта.
Первая мысль была сделать панель на макетке из диодов. Сделать по аналогии светодиодных линеек, т.е. соединить 3 светодиода последовательно с резистором. Но тут мы имеем не постоянное напряжение, т.к. зараженный аккум выдает больше 12В, а подсевшый меньше 11В. Порывшись в убитых платах на работе, я нашел платку с повышающим DC/DC.

Схема

Быстренько начертил в Altium Designer платку для светодиодов и для драйвера. Для уменьшения яркости добавил arduino mini.
Драйвер первый. Несмотря на то, что микросхема эта рассчитана для DC/DC, я сделал на ней DC/IC, т.е. по задумке драйвер подстраивался, чтобы ток через одну линейку светодиодов всегда был 18мА.
Схема электрическая и монтажная фонаря
Схема светодиодов не финальная, количество диодов было изменено



Драйвер




Драйвер заработал с первой попытки, но только если к нему подключать не более 3х последовательно включенных светодиодов. Ток выравнивает на отлично.
Драйвер оказался неудачным, потому что я, судя по всему, даташит читал поперек, т.к. драйвер понижающий, а плата с диодами уже спаяна таким образом, что на ней стоит по 5 диодов последовательно.
Второй драйвер повышающий.
DC/DC держит выходное напряжение 17В при входном напряжении от 2,7В.
Схема электрическая и монтажная второго драйвера



Платы резал на ЧПУ, т.к. паять на макетке оказалось бы значительно дольше.
фото резания плат
К сожалению, у меня нет фото платы для последнего драйвера. Тут фотографии изготовления печатной платы для первого драйвера.






Фрезеровку платы для светодиодов не снимал, принцип тот же, только дорожки по-другому идут.

После первого включения светодиодов я «чет приуныл», т.к. светят они не очень ярко. И для себя я понял провальность идеи сделать фонарь на данных доидах, время, потраченное впустую… Было бы гораздо проще собрать понижающий драйвер или купить готовый, поставить 1 мощный диод без отражателя и собрать все за час, и получить более яркий приятный свет… Как бы ни хотелось все выкинуть в помойку, дело надо завершить.
Ардуину ставить не стал, нет смысла, спаял драйвер и даже не стал чистить от флюса плату, может, он быстрее разъест дорожки, чем сдохнуть эти ужасные светодиоды! Ну в связи с «унынием» я уже ничего не фотографировал, поэтому далее фото только готового фонаря.
Когда пришел домой и начал писать отчет, то сравнил яркость свечения с Convoy S2+ и понял, что яркость-то у них почти одинаковая, только у фонаря от шуруповерта свет рассеянный и тени размытые, в то время как у Convoy свет сфокусированный и тени резкие за счет одного источника света.
сравнение с Convoy s2+
Мелкий на максимальной яркости, если мне не изменяет память, то это 2400мА



Итог

фото






+ рассеянный свет
+ за счет DC/DC не зависимо от заряда аккума яркость фонаря стабильна
+ не нуждаются в теплоотводе
+ если сгорит один диод, то фонарь продолжить работать, чего не скажешь об однодиодных фонарях
+ потребление всего 300мА, значит от одного аккума должен светить ~4,5 часа
— размытые тени, когда долго работаешь начинает казаться что глазах все плывет
— бледный голубовато-белый свет

Дополнение
Ответы на вопросы из комментариев:
1. Шуруповерт у меня Makita 6270D, аккумы Makita PA12 12V 1.3Ah Ni-Cd
Шуруповерты больше 5ти лет, аккумы пока ни разу не менял. Первые 2 года использовался интенсивно (5-6 дней в неделю)
2. ЧПУ Datron M8 Cube, в нулевой комплектации стоит около 190 000 Евро
3. Программа на Android Light Meter
Планирую купить +8 Добавить в избранное +37 +74
+
avatar
  • s_n_
  • 19 марта 2016, 00:19
+6
Фонарь ведь для того, чтобы аккумулятор в ноль разряжать перед циклом зарядки.
Как он теперь со светодиодами то?
+
avatar
  • emil_w
  • 19 марта 2016, 02:59
+1
DEL
*дочитал инструкцию до момента, что лития это не касается.
+
avatar
+1
Судя по фото, аккумуляторы не литиевые.
+
avatar
  • s_n_
  • 19 марта 2016, 10:45
0
У Макиты литиевые чёрным обозначены. А это оранжевые.

А. Понял. Вы про свой шуруповёрт на литии.
+
avatar
-1
Я думал этим зарядник занимается… От оно как… Фонарь, что бы разряжать.
+
avatar
  • s_n_
  • 19 марта 2016, 00:24
+2
Ага. Обычно с этим шуруповёртом инструкцию кладут.
+
avatar
-3
Предок ее в утиль сразу… Ну не логично, комплектным фонарем, акки разряжать, однако. Японская логика? :-)))
+
avatar
  • s_n_
  • 19 марта 2016, 02:04
+8
Х.з.
Фонарь помимо своей основной функции служит так же для полной разрядки аккумулятора. Тем самым уменьшая последствия эффекта памяти и продлевая срок службы аккумулятора. Для увеличения срока службы аккумулятора советуем после его разрядки в инструменте использовать аккумулятор в фонаре, чтобы полностью его разрядить. Такой способ разрядки подходит только для никель-кадмиевых аккумуляторов.
makita-online.ru/products/9144
+
avatar
  • melvin
  • 19 марта 2016, 02:20
0
Серьезно :)) А радио с шуруповертами тоже для разрядки акумов интересно? :)
+
avatar
  • cofein
  • 19 марта 2016, 01:28
0
Ага, Учитывая что есть 100500 шуриков без фонаря и я видел комплекты где светодиодный фонарь…
+
avatar
  • s_n_
  • 19 марта 2016, 02:08
+8
Многие производители будут рады предложить вам замену аккумулятора как можно скорее.

И вообще фонарь для разрядки — это только для никель-кадмиевых.
+
avatar
  • G99999
  • 19 марта 2016, 00:31
+17
Блин, платы красивые, чпу, руки не из ж… Завидую!
+
avatar
  • mst12
  • 19 марта 2016, 02:29
+7
Так вот эти диоды светят гораздо лучше, светят они приятным белым светом (телефон измерял 5600K), в то время как обозреваемые диоды светят в районе 8000K
А подробнее плиз обьясните процедуру замера цв. температуры с помощью телефона.
+
avatar
  • 5077070
  • 19 марта 2016, 07:08
+5
процедуру замера цв. температуры с помощью телефона
Присоединяюсь к просьбе!
+
avatar
+1
Автор, народ интересуется… )))
+
avatar
  • Slovac
  • 19 марта 2016, 11:38
0
Я не автор, но могу предположить речь идёт о программе Light Meter или другой подобной.
+
avatar
0
Если не ошибаюсь, видел луженый фольгированный текстолит… Из него интереснее :-))))

PS Вспомнил. На работе есть. Электронщики на заказ делали. Надо у них пару листов изъять.
+
avatar
  • Rzzz
  • 19 марта 2016, 00:43
+1
Ток какой на светодиоды идет? Может они у вас с «недокалом» работают?
+
avatar
  • daniln
  • 20 марта 2016, 13:28
0
Ток рассчитан, 20мА, но ввиду того, что второй драйвер работает в режиме DC/DC, а не DC/IC, то по мере нагревание диодов ток вырастает до 25мА, так что жить диоды будут ярко, но не долго=)
+
avatar
+2
Красивый обзор. Плюсую
+
avatar
  • alave
  • 19 марта 2016, 01:12
+3
Что за станок для фрезеровки используете?
+
avatar
  • Dimon_
  • 19 марта 2016, 01:34
+4
Я бы даже переформулировал вопрос. Как получить свободный доступ к фрезерному ЧПУ для своих нужд? :)

Ну и попутно второй вопрос, уже к автору. Не стрёмно ли ему стеклопылью этой дышать? Когда на заводе работал, у нас даже на сверловке люди в респираторах ходили, а от сверловки всяко меньше пыли. А тут фрезерование…
+
avatar
  • SAIRUS
  • 19 марта 2016, 01:52
+4
удваиваю
+Altium лицензионный? (сколько подписка в год?)
+
avatar
  • kopa
  • 19 марта 2016, 02:32
+2
и еще в догонку:
каким софтом перекидывали плату в CAM? CopperCAM?
+
avatar
  • daniln
  • 24 марта 2016, 17:33
0
Altium лицензионный, в нем работаю на работе. SolidWorks тоже лицензионный. Для AD и SW компания своевременно покупает пакеты на обновление. В AD15 появился экпорт в формат Parasolid, которые содержит в модели дорожки. Управляющий код создаю в дополнении к SolidWorks, дополнение называется HSMWorks. Дополнение удобно тем, что в нем управляющая программа строится почти автоматически. HSMWorks тоже своевременно обновляется.

+
avatar
+6
Я купил готовый ЧПУ-фрезер. Самый простой способ :-) Минус один. Цена. И недостаток — жужжание. Жены. :-)
+
avatar
+3
— ссылку в студию! :)
+
avatar
0
Гугл в помощь! :-) cnc-tehnologi.ru/seriya-glk/cutter-glk-700x1000
+
avatar
  • 4fatal4
  • 19 марта 2016, 15:59
+1
Скокмо скокмо???
480 тыщ???
Да если бы мне жена дала бы купить такой, я бы на её жужания говорил бы что она соловушкой поёт)
+
avatar
+5
Я такой собрал, платы фрезеровал, но медленно получается, возможно из-за того, что использую не гравер, а моторчик. В итоге решил отверстия на ЧПУ, остальное ЛУТом
По поводу пыли: поливаешь плату водой, она большой каплей собирается и вся пыль в ней оказывается, потом бумажкой вытираешь получившуюся массу
+
avatar
0
Какая глубина гравировки у станка?
+
avatar
0
Не понял вопроса: вы про максимальную высоту оси Z или про глубину фрезеровки платы?
+
avatar
0
Про ось Z
+
avatar
0
До 10 см и без ограничения по оси Y или до ~20см по Z и 5 по Y
+
avatar
  • daniln
  • 20 марта 2016, 13:30
0
ЧПУ у нас куплен для отдела разработок, так получилось, что станок висит на моей ответственности, поэтому я имею прямой доступ к нему.
На счет пыли — у нас очень мощная вытяжка, куплена была еще до ЧПУ для покраски прототипов из аэрографа.
+
avatar
+1
За обзор плюс! Автор, а скетч можно для Ардуинки?
+
avatar
  • daniln
  • 20 марта 2016, 13:37
0
Ардуинку я не ставил, скетч простой. Изначально он был написан для Atmega10 (6ти ногая очень мелкая микра)
Работает он так: памяти у atmega10 нет, поэтому как подали питание на контроллер, так он сразу выдает максимальую яркость. Как только мы прерываем питание на короткий промежуток времени, так меняется режим.
Ардуина запиатана через диод с толстой банкой, а один из входов подключен к питанию без банки. Получается что когда мы отключаем питание, то на входе получается 0, а микроконтроллер тем временем еще питается от банки. Как только возвращаем питание, так все продолжает работать. Банку нужно подбирать исходя из микроконтроллера.

#define SW A3
#define LED 11
byte sw_pre, sw_now, led_now;

void setup() {
pinMode(LED, OUTPUT);
pinMode(SW, INPUT);
analogWrite(LED, 255);
sw_pre = digitalRead(SW);
}

void loop() {
sw_now = digitalRead(SW);
if (sw_now != sw_pre) {
sw_pre = sw_now;
if (sw_now == LOW){
if (led_now == 127) led_now = 255;
else led_now = 127;
analogWrite(LED, led_now);
delay(500);
}
}
delay(10);
}
+
avatar
  • LXS
  • 19 марта 2016, 08:56
0
так все хорошо начиналось и
не стал чистить от флюса плату, может, он быстрее разъест дорожки, чем сдохнуть эти ужасные светодиоды!
Прям как детектив прочитал
+
avatar
  • mzr910
  • 19 марта 2016, 11:17
+2
насчет кучных налобников — так налобники разные бывают, китайский налобник с cob линейкой дает рассеянный свет и стоит 2,5 бакса, не говоря уже там о всяких с тир оптикой скилхантах или зебралайтов за другие деньги
+
avatar
  • daniln
  • 20 марта 2016, 13:40
0
Налобник у меня Petzl Tikka Plus 2, для леса он самое то, менять его на что-либо не вижу смысла.
+
avatar
  • VETACH
  • 19 марта 2016, 12:49
-4
Обзор интересный, но считаю ему место на сайтах самоделок, нежели на обзорах купленных товаров. Кроме светодиодов, купленных год назад, ничего как бы нету… По сути то так
+
avatar
  • daniln
  • 20 марта 2016, 13:39
0
Так я и добавил обзор в «сделано руками».
А на счет деталей согласен — куплены только диоды и ардуина…
+
avatar
  • t2k
  • 19 марта 2016, 15:26
0
А до переделки яркость зависела от заряда батареи?
Есть похожий, только от лития на 18в — так нареканий нет вообще, даже и мыслей о переделке нет.
+
avatar
  • she
  • 21 марта 2016, 09:40
0
И какая итоговая стоимость изделия?
Тоже есть такой фонарик на 12V.
А лампочки готовые светодиодные к таким фонарям найти реально?
+
avatar
  • daniln
  • 21 марта 2016, 18:16
0
Лампочка там стоит автомобильная, похожа на те, что в жигулях ставили на подсветку салона. Думаю если поискать, то найти можно будет.
Итоговую стоимость не считал, и не вижу в этом смысла. Делать так же не советую, лучше поставить несколько 1-ваттных диодов, чем эту «кучу» диодов.
Для меня стоимость — это только диоды, 100 штук стоили около 300р, значит тут диодов ~ на 150 рублей, все остальное для меня бесплатное.
+
avatar
  • she
  • 07 декабря 2016, 07:01
0
А готовые лампочки светодиодные для этого фонаря есть в природе?
+
avatar
  • zoioz
  • 06 декабря 2017, 17:38
0
любая авто-габаритная led`ка от 0.5$ и дороже.