50W Flexible Solar Panel - солнечная панель


Продолжаем разговор об альтернативной электроэнергетике, начатый вот в этом обзоре.
На этот раз речь пойдет о наиболее ( на мой взгляд) удачной солнечной панели, которую я купил на Aliexpress. Критерии в поиске были следующие: реальная отдаваемая в нагрузку мощность – не менее 30Вт, способность выдать в условиях непрямых лучей солнца (поставил на южный скат палатки или на крышу автомобиля – и забыл) хотя бы 1,5А при напряжении 14В, отсутствие хрупких элементов конструкции, небольшой вес, цена до $100. Сразу же скажу, что обозреваемая панель устроила почти по всем показателям.


История вопроса и микро-обзор другой панели
Это не первая панель, которую я купил в «поднебесной». Были и в ценовой категории до $20 и до $40. Как оказалось – многие продавцы таких товаров мощность панели считают очень хитро: у них декларируемая мощность равна произведению тока короткого замыкания на напряжение холостого хода. От реальной мощности на нагрузке такой подсчет может отличаться в десятки раз. Для зарядки MP3 плеера, радиоприемника или другой маломощной нагрузки – вполне достаточно, а вот смартфон, даже при наличии значка «зарядка» не только не заряжается, а продолжает разряжаться.
Из всех старых покупок более-менее удачной оказалась вот эта, как вариант мобильного переносного устройства: легкое, складываемое, встроенный стабилизатор 5В. Не боится намокнуть. За 2-3 часа под прямым солнцем реально зарядить мой старенький Sony Ericsson C702 и радиостанцию Nanfone NF-6600. Конструкция позволяет закрепить такую панель на рюкзаке и даже под непрямыми солнечным лучами забирать с панели небольшую мощность, например для подзарядки запасного аккумулятора фотоаппарата. Последнее предположение – только предположение. Реально в таких условиях я эту панель еще не использовал: на однодневные радиалки хватает с запасом и просто заряженного запасного аккумулятора. Как правило – при наличии четкого плана маршрута/опыта/инструктора/хорошей погоды эти радиалки успешно заканчиваются ко всеобщему удовольствию за один день и без применения аварийного запаса.
Но вернемся к обозреваемой панели

Эту панель трудно назвать «мобильной», все-таки размеры обоих ее сторон (почти квадрат) примерно 55см (если быть точным – 560 х 540 х 3 мм). На шильдике указана толщина 2мм, но видимо, это касается только пластиковой основы.
шильдик
Панель состоит из пластиковой гибкой панели и приклеенной к ней 16 элементами из аморфного кремния (Amorphous Silicon). Вернее, из 32, так как каждый элемент еще разделен пополам (на фото не снятая транспортировочная пленка).
Вид панели на фоне кота. Или наоборот
солнечные элементы - крупным планом
По углам панели вырезаны и опрессованы металлом отверстия примерно 8мм в диаметре.
дырки
В эти отверстия идеально подошли присоски для аквариума. В результате панель удобно прикреплять на гладкую поверхность (оконное стекло, крыша автомобиля, лобовое стекло). При необходимости присоски можно вытащить и закрепить панель на веревках (к примеру, на палатке). Провод, идущий от панели, очень толстый и запросто мог бы выдержать 30-40 ампер, возьмись они там когда-нибудь.Но перфекционистам, не желающим терять доли вольта на проводах – будет приятно. Провода заканчиваются очень оригинальными разъемами:
никому не нужные разъмы
У меня устройств с такими разъемами нет и они были безжалостно отрезаны сразу после испытаний. Провода начинаются от соеденительной коробки
Han Xin XU
куда приходят выводы от солнечных элементов и распаян барьерный диод SB1045L
диод и герметизация
Данный диод служит для запирания тока из аккумулятора обратно в панель. Падение напряжения на этом диоде не превышает 0,5В при токах до 10А, а ток утечки в обратном направлении нормируется значением 0,3мА при температуре 25°С.
Пайка, как видите, не очень аккуратная: флюс не смыт, мелкие капли припоя видны как на плате, так и на пластиковом корпусе. Впрочем, это мелочи, которые устраняются за пару минут. Корпус соединительной коробки как бы герметизирован:

Как видно из названия лота и фотографий на странице продавца (сейчас этих фотографий нет, но сохранились в скриншоте, он позиционирует его как источник питания для лодочных моторов, подзарядки автомобильных аккумуляторов и т.п. Не знаю как насчет лодочных моторов, но почти 3 обещанных ампера должно не только хватить на компенсацию разряда аккумулятора, расходуемого на питание электроники автомобиля даже в выключенном состоянии, но и даже на его подзаряд. Другое дело, что для такого тока требуются прямые солнечные лучи, чего трудно достичь, разместив панель на крыше или лобовом стекле автомобиля, что и покажут приведенные далее натурные испытания. Думаю, более реальное применение этой панели – где-нибудь на даче в отсутствие электричества: запитать не слишком мощный насос, зарядить смартфон, подключить к радиоприемнику или 3G роутеру.

Обзор панели получится немного спонтанным: к обзору на mysku я не готовился, а полевые испытания с фотографированием провел во время выезда за грибами, взяв с собой тестер и знакомую уже по прошлому обзору нагрузку из двух резисторов 5.1 Ом. Так же из машины была извлечена двухспиральная лампочка на 12В 7/21Вт и лежавший без дела «народный» вольтметр 2,5 – 30В.

Испытательный стенд выглядел вот так:
испытательный стенд

Тут выявилась неприятная деталь: оказывается, сегменты на светодиодном вольтметре светятся не постоянно, а зажигаются поочередно. Поэтому, даже при полностью закрытой диафрагме, скорости затвора хватало поймать только одну-две цифры на индикаторе. Поэтому там, где цифры различимы не очень (т.е. почти везде), остается доверять только показаниям амперметра, светящийся лампочке ну и моим словам, если позволите.

Условия испытаний: солнце, закрытое легкой облачностью,
небо
Не снятая транспортировочная пленка (не думаю, что она вносила большую погрешность), нагрузка 2,5Ом (2 параллельно включенных резистора по 5,1Ом). Первый результат измерений на этой нагрузке меня уже устраивает – 6,6В, 2,5А.
неплохо
Наклонился поближе чтобы сфотографировать результаты, бросив свою тень на панель и это тут же ухудшило результат: 4В и почти 2А
наполовину закрытая тенью панель
Подключил в качестве нагрузки 7Вт часть лампочки W21W – загорелась ярко, но при солнечном свете это не так заметно. Вырезал фрагмент с лампочкой и вольтметром, прибрав гамму и увеличив контраст, чтобы хоть что-то можно было разглядеть:

Результаты – на лампочке 17В при токе 0,53А (честных 9Вт)

Ну и не вошедший в фотоотчет результат: позднее я все-таки вытянул из этой панели 2,5А при 14В (35Вт), но это при чистом солнце и почти перпендикулярном к нему направлению. Может быть, можно было и больше, но наше сибирское солнышко не каждый день так радует.

За сим откланиваюсь. Фото с котом было в начале. Традиция соблюдена.

ПС: Контроллера заряда в посылке не было. Может быть прод зажал, а может, в пути «потерялся». Да мне он собственно и не нужен был. Вяло попереписывался с продавцом на тему «а может быть положить просто забыл?» и после его заверений подключить к поиску логистическую компанию, почту китая и чуть ли не Интерпол, просто забил на это дело. Я даже не понимаю, где он мог быть: панель пришла в плоской коробке (по сути — просто обернутая картоном). Где там можно было спрятать контроллер – я не знаю. Но судя по отзывам – некоторым приходит. Искренне за них рад.

UPD: В комментариях возник вопрос о функции диода. Сегодня проверил — это действительно байпасс диод (установлен параллельно выводам). Таким образом, его функции будут полезны только при последовательном подключении панелей. При использовании только одной панели он не нужен и может быть выпаян (как я уже и сделал). Из этого же следует, что при непосредственном подключении к аккумулятору необходим дополнительный диод, запирающий обратный ток из аккумулятора.
Планирую купить +26 Добавить в избранное +49 +82
+
avatar
0
Судя по фоткам, она покрыта какой-то защитной пленкой, ее точно не надо отклеивать?
Там даж пузыри под ней видно.
Ибо если надо — то, возможно, изменится и КПД.

Пардон увидел в обзоре.

А Вы попробуйте все-таки без нее — ибо пленки разные бывают, эта, белесая — запросто до 15% может задерживать. Во всяком случае, когда мы панельки на рюкзак делали для похода (аналог Nomad-а), они были покрыты вот такой-же чешуей, после снятия которой номиналы более-менее приблизились к заявленным.
Хотя, конечно, производители очень любят давать мощность в полдень в Сахаре — это известная проблема.
+
avatar
  • AnageN
  • 09 января 2016, 19:45
-1
Ну насколько мне известно все солнечные панели тестируют при 1000вт на м2 при прямом угле падения. 1000вт — прямой солнечный свет в чистую погоду. В реальности средний показатель на экваторе в районе 500, в Украине — жалких 200-300. Так что реальную ПОЛЕЗНУЮ мощность солнечной панели можно смело делить на 4.
+
avatar
  • nik34
  • 09 января 2016, 22:05
0
Вот тут вы неправы.
В Москве при слабом смоге летом в полдень измерял примерно до 90% от паспортного.
В Подмосковье (100км от Москвы), где небо было почище, получал весной 100% паспорта.
А за Полярным кругом получал в идеале на 20% больше, чем в Москве, но это с гибкой солнечной батареей, которая захватывает немного ультрафиолета, а его там летом больше, чем в средних широтах.
Так что и в наших широтах вполне можно получать приличные мощности.
Паспортная (стандартная) освещенность соответствует примерно широте Крыма, на уровне моря, летом в полдень, перпендикулярно солнцу.
+
avatar
  • nik34
  • 10 января 2016, 10:20
0
Вот, кстати, видео как мы развлекались разжигая костер от солнечной батареи 40Вт, путем нагрева грифеля от карандаша.

Реально разжигали меньше, чем за полминуты. :)
Это 100км от Москвы на юг.
+
avatar
0
Да, потом конечно снял пленку. Без нее как раз вышел на результат 35Вт
+
avatar
  • vulcan
  • 09 января 2016, 14:22
0
Если контроллер должен был быть, то можно было спор открыть и часть денежке вернуть.
+
avatar
0
Немного жаль, конечно, что контроллера не было. Но у меня уже есть один. Так что я не стал открывать диспут.
+
avatar
  • maxi911
  • 09 января 2016, 14:31
0
Панель никак не складывается?
+
avatar
  • nik34
  • 09 января 2016, 16:46
0
Нет, она ломается при попытке сильно изогнуть.
+
avatar
0
Нет, никак не сворачивается. Максимум — можно изогнуть в приличную дугу. В багажнике спокойно переносит груз, сложенный на нее. Если Вам интересен именно складной вариант — рассмотрите тот, что под верхним спойлером. По эффективности он, конечно, сильно уступает этой панели.
+
avatar
0
Пару лет назад на авторынке повертел в руках подобную панель,
только размером побольше 60 на 110 см для зарядки автомобиля в полевых условиях.С выносными крокодилами под клеммы.
Чтото около 2х ампер на солнце точно давала на аккумулятр,(продавец подключал прибор при мне), в холостую 21 вольт давало.Стоила 60$.
Посчитал что дорого, габаритная, на заднюю полку не приткнешь, в багажнике только на пол, да и не нужна она была тогда.
А теперь такие цены, во дурень, прогадал.
+
avatar
  • FASTF
  • 09 января 2016, 14:50
0
в описании к товару комплектный контроллер есть
3-й по списку
Package List

1, Flexible solar panel 50w, 560*540(520mm)*3mm, 1pcs.

2, Cables&MC4 Connectors On back of Solar Panel or on front of the panel, pls decide and let us know!!!

3, 10A, 12V/24V Auto Solar Charge controller.
+
avatar
  • FASTF
  • 09 января 2016, 14:52
+1
у этого же прода от почти 1000 стоит

aliexpress.com/store/product/solar-regulator-LCD-Display-30A-solar-charge-controller-with-dual-USB-port-for-charging-mobile-phone/1504684_32410054135.html

так что смело отжать можно
рупь не лишний никогда

PS
неслабо так кидать начали вообще обнаглели
+
avatar
  • Connar
  • 09 января 2016, 15:14
0
А его можно прям в машину прикрутить? Что бы на природе юзать энергию с акомы, а панель постоянно его подзаряжала?

И почему просто не поставить конвертор dc-dc с выходным в 15 вольт, и пусть он постоянно заражает.
+
avatar
  • nik34
  • 09 января 2016, 16:44
0
Да, можно кинуть на аккумулятор машины, а снимать уже с аккумулятора. Это один из лучших вариантов использования такой сол.бат.
Обычный импульсный ДС-ДС конвертор к нему напрямую приделывать не стоит, т.к. большинство таких плат не могут отслеживать рабочую точку сол.бат. и в этом случае с сол.бат. может сниматься в разы меньше мощности, чем она могла бы дать.
+
avatar
  • Connar
  • 09 января 2016, 17:23
0
а какой тогда нужно устройство, вставить после панели и до аккумулятора?
+
avatar
  • aspok
  • 09 января 2016, 17:35
0
Инвертор, если система с аккумуляторами, то автономный, если в сеть планируется отдавать, то сетевой инвертор.
+
avatar
  • nik34
  • 09 января 2016, 23:23
0
Если акк. на 12В и не боится перезаряда, то можно и ничего не вставлять. Но иногда подходить и мерять напряжение и отключить как зарядится.
Свинцовый можно слушать, как пошло «кипение» — можно отключать. Это неполезно, но не критично. Никелевые допускают перезаряд током около 1/10С. Литий перезаряда не терпит.
Контроллер заряда следит вместо человека с вольтметром, когда акк. зарядится, чтобы отключить. Но дешевые контроллеры следят плохо. У меня были случаи, когда они перезаряжали очень сильно, до «закипания» электролита.
Т.е. вставлять что-то не обязательно, если понимаешь, что делаешь.
+
avatar
0
Самый простой вариант — диод, чтобы перекрыть утечку из аккумулятора обратно в панель при изменении освещения. Если для Вас очень важно следить за точкой окончания заряда — контроллер заряда. Их много продается (solar panel charge controller) — в районе $10 и выше. Выбирайте по рабочему току и нужному функционалу. У меня в машине аккумулятор заряжается от генератора без всяких контроллеров и не сильно парится по этому поводу)
+
avatar
  • Connar
  • 10 января 2016, 08:10
0
ну вот по ссылку выше за 900+руб это он? такой нормально будет юзать заряд авто акомы?
А с акомы уже заряжать все гаджеты.
+
avatar
0
нормально. разъемы под винт — удобно монтировать. Подключаете к нему панель и автомобильный аккумулятор, а к клеммам с изображением лампочки — свою нагрузку.
+
avatar
0
Ну так он по задумке продавца и должен использоваться. Если не интересуют тонкости заряда свинцовых аккумуляторов — достаточно подключить к аккумулятору через диод. Напряжение вряд ли поднимется выше 14В-15В, за электронику можно быть спокойным. Но если нужен «умный» заряд аккумулятора — тут без контроллера не обойтись.
+
avatar
  • aspok
  • 09 января 2016, 15:08
+2
У меня знакомый поставил шесть панелей, на глаз метра полтора на полметра, каждая стоила 200 евро, сейчас похожего размера 135 евро 100 ватовая. Инвертор на 220 воль за 1000 евро и счетчик в обе стороны который крутится. Разрешение и установка такого счетчика заняло какоето время и средств, бюрократия будь она… Но система без аккумуляторов. Летом накручивает вперед, жирок на зиму, зимой назад. При нашей стоимости электричества 16 евроцентов за киловат окупается, по словам знакомого, за 5 лет.
+
avatar
0
Расскажите пожалуйста что значит «накручивает вперед»?
+
avatar
  • aspok
  • 09 января 2016, 16:38
0
Значит, что когда производишь электроэнергии больше, чем расходуешь, счетчик считает в обратную сторону. Выглядит как коробка с тачскрином. Показывает как за месяц, так и за любой период в году баланс.
+
avatar
  • surgik
  • 09 января 2016, 16:45
+2
Не знаю как у вас, может это и работает, но по нашему законодательству,
что бы отдавать свою электроэнергию в сеть нужно что бы генерировалось не меньше 100Кватт.
И дело не в счетчике который туда сюда крутится, а в очень дорогом оборудовании
что бы синхронизировать по частоте, иначе авария.
В вашем случае фигурирует только инвертор.
+
avatar
  • aspok
  • 09 января 2016, 16:54
0
Del
+
avatar
  • aspok
  • 09 января 2016, 16:59
+1
Да, у нас законодательство это позволяет. Ну устройство это поэтому и недешевое 1000 евро.

Такая возможность появилась недавно. Вот упрощеный перевод этой нормы из закона по электроэнергии — 1 января 2014 года для всех домашних хозяйств, которые производят электроэнергию для своих нужд из возобновляемых энергоресурсов, например, с использованием солнечных батарей или ветряных генераторов. У таких домашних хозяйств имеется возможность вести нетто учет или, иными словами, возможность передавать выработанную электроэнергию в электросеть и снова использовать ее в моменты, когда это необходимо.
+
avatar
  • alex323
  • 09 января 2016, 18:59
0
И дело не в счетчике который туда сюда крутится, а в очень дорогом оборудовании
что бы синхронизировать по частоте, иначе авария.
Называется «ведомый сетью инвертор».
+
avatar
0
Инвертор должен быть с фазовой синхронизацией.Этож сколько такой стоит?? Не скоро окупится точно.
+
avatar
  • aspok
  • 09 января 2016, 20:57
+1
Ну как сказать. Знакомый потратил на все это 2500 евро. За год по показаниям у него отдает обратно в сеть с 9 квадратных метров около 3000 кВт.ч. При наших ценах на энергию это около 500 евро в год. И это 56 градусов широты. Южнее будет еще выгоднее. В той же Литве едешь, сплошь и рядом везде.
+
avatar
  • nik34
  • 09 января 2016, 15:40
+4
Несколько замечаний по статье.
1. Это не аморфный, а монокристаллический кремний. На странице заказа в спецификации это указано. В связи с этим, не гните сол.бат. слишком сильно — сломается, в отличие от аморфников, которые можно гнуть до складок (вторая ваша батарея).
2. Когда китайцы меряют мощность перемножая Uxx на Iкз мощность получается завышенной примерно в полтора раза.
3. Максимальную мощность батарея будет давать в «рабочей точке», которая для данной батареи будет при напряжении около 17В. Поэтому, когда Вы на резисторе получили 6В и 2.5А, фактически вы замеряли ток короткого замыкания. А реальная мощность при данном солнце будет примерно в пару раза больше (рабочий ток около 1.8А при 17В.). Так что, у вас очень даже неплохая панель.
4. Судя по фото (но могу ошибаться), диод стоит параллельно выводам, а не последовательно. Он служит для пропускания тока в обход сол.бат., когда она стоит последовательно с другими такими же панелями. Т.е. при затенении чтобы «ток» не «упирался» в ее фотоэлементы и не повреждал их, а проходил через этот диод.
Т.е. если будете заряжать аккумулятор, последовательный диод ставить все равно придется и обязательно.
+
avatar
0
1. Удивительное дело: в характеристиках товара указан аморфный силикон, а в технических характеристиках — монокристаллический. Возможно, производитель как-то побеспокоился о нивелировании хрупкости монокристаллических элементов: у меня с ними был печальный опыт:
+
avatar
  • nik34
  • 09 января 2016, 23:27
0
Это другие монокристаллы, не как на этом фото.
Поищите на том же Али, там есть кристаллы, как в сол.бат. в статье. У них характерный цвет и отсутствие рисунка дорожек на передней поверхности, т.е. нет никаких полосок.
Вот пример такого типа монокристалла.
aliexpress.com/store/product/20pcs-x-Sunpower-Maxeon-Flexible-Solar-Cell-21-8-High-Efficiency-3-34W-125mm-5inch-Monocrystalline/319525_32304932991.html
+
avatar
0
2. Вы знаете, мне меньше везло с этими показателями. Есть у меня панелька (и не одна), продавцом заявлено 9В 4Вт. Так вот, она даже на 5В больше 0,3А не выдает. Может быть, с солнца не хватило и правы Вы, а не я. Как знать.
3. Относительно рабочей точки — всё правильно, а насчет тока короткого замыкания на сопротивлении 2,5Ом — боюсь что нет. Вполне рабочее сопротивление для таких токов.
4. Я не стал отгибать плату, чтобы рассмотреть дорожки с противоположной стороны — побоялся отломить выводы. Для последовательного соединения панелей — да, байпасс диод полезен. Если панель одна или соединение параллельное — то правильнее включить диод последовательно.
+
avatar
  • nik34
  • 09 января 2016, 23:40
0
Мощность «китайская» и физическая (реальная) вещи часто не совпадающие.
При выборе надо ориентироваться на площадь фотоэлементов, как минимум. Чтобы потом не было разочарования.
Я больше использовал и доверяю нашим сол.бат. от НИИПП г.Томск, которые закупал. У них в паспорте была указана реально измеренная мощность для каждой сол.бат. при выходном контроле. (Правда, сейчас они обленились и перестали это делать)
По поводу сопротивлений и токов. Чтобы снимать максимальную мощность с сол.бат. в изменяющихся условиях освещения нужно поддерживать напряжение на сол.бат. около ее точки максимальной мощности, а, значит, придется постоянно менять величину сопротивления резистора нагрузки. Причем, менять придется в широких пределах.
Если вы возьмете резистор 2.5 Ома, то при рабочем напряжении 17.5В ток через резистор должен быть 7А, чтобы мы имели падение напряжение близкое к рабочему — 17.5В. А это выходит 122.5Вт. Т.е. этот резистор слишком низкоомный для вашей батареи и он ее слишком сильно нагружает, практически закорачивает, поэтому и говорю, что ток через него от вашей сол.бат. будет почти эквивалентен току ее короткого замыкания.
Чтобы снять на резисторе максимальную мощность с вашей сол.бат. он должен быть в разы большего сопротивления.
+
avatar
0
А можете подсказать именно про правильное соединение двух панелей например в параллель. Какие диоды, сколько, как и куда включать? Ну и о нюансах бы тоже хотелось услышать. В сети не находил внятную инфу про это.
+
avatar
  • nik34
  • 10 января 2016, 08:19
0
Если панельки до десятка ватт, и ставится будут рядом (т.е. освещаться одинаково), то можно их плюсы и минусы просто соединить между собой и на общем проводе выхода поставить один диод.
Но лучше ставить последовательный диод на каждую панель и лишь после диодов объединять провода. Тогда, панели будут полностью развязаны между собой.
Последовательный диод обычно ставят в плюсовой провод — здесь это не принципиально, но, считайте, что просто традиция такая — иметь чистую общую землю (минус).
Диод лучше, конечно, Шоттки, т.к. у него примерно вдвое меньше падение напряжения, т.е. меньше потери. А лучше найти какие-нибудь старые германиевые диоды — у них падение еще меньше. :)
Диод выбирается по принципу, чем больше его допустимый ток, тем лучше, тем меньше будет падение напряжения на нем. Т.е. если ток диода будет в 10 раз больше тока сол.бат., то и хорошо, как минимум, в пару раз точно должен быть запас.
+
avatar
  • yalexey
  • 10 января 2016, 07:03
0
Я брал вот такие конверторы с заявленным MPPT. Но, там эта точка выставляется потенциометром. И я не уверен, что контроллер реально что-то адаптивно меняет.

В то же время при предметной установке солнечных панелей точка максимальной мощности плавает в зависимости от температуры и условий освещения.
+
avatar
0
Данный диод служит для запирания тока из аккумулятора обратно в панель.
Как красиво сказано! Можно проще — для защиты от переполюсовки.
Падение напряжения на этом диоде не превышает 0,5В при токах до 10А
Похоже, обычный кремниевый. Можно попробовать заменить на диод Шотки. И диоду легче, и выходное напряжение чуть больше будет.
За обзор плюс.
+
avatar
  • ksiman
  • 09 января 2016, 16:19
0
Можно проще — для защиты от переполюсовки.
Переполюсовки чего?
Похоже, обычный кремниевый.
Это и есть Шоттки — смотрите datasheet
+
avatar
  • nik34
  • 10 января 2016, 08:27
0
Последвательный диод от переполюсовки, т.е. от неправильного подключения аккумулятора не спасает!!!
Последовательный диод нужен именно как «клапан», который ток из сол.бат. выпускает в аккумулятор, а обратно — нет. Такой клапан нужен потому, что сол.бат. в темноте представляет собой почти короткое замыкание и она коротила бы акк. через себя если бы не было диода.
+
avatar
  • surgik
  • 09 января 2016, 16:23
0
Это таки аморфный кремний, а точнее какой то гибрид, только нарезаный формой под монокристалл.
Монокристалл другого цвета и абсолютно не гнется, а у продавца изгиб такой
что ни одна пластина не выдержит и 10 части от того что на фото.
Тут паяльником чуть чуть придавишь и лопается, а это вообще на гибком пластитке.
Поэтому кристаллические только на стекло и клеят в таких размерах.
КПД конечно тоже загнул китаец, максимум что можно из таких вытянуть это 13-15%
Монокристалл масимум до 18%.
Примерно максимум с такой панели 37,5 ватт.
Контроллер обязательно нужен, контролировать заряд-разряд аккумулятора,
поддерживать точное напряжение на 12 вольтовой линии.
А с контроллером вас прод точно кинул, очень сомнительно что бы кто то вытянул неведомую хрень себе.
Плееры, камеры, телефоны уходят, но такие специфические штуки никогда из общей посылки.
+
avatar
  • nik34
  • 09 января 2016, 16:41
0
1. Не аморфник точно. У меня есть пара сол.бат.на таких кристаллах. Такое ощущение, что просто кремний нарезали (или вырастили?) очень тонкими пластинами, тоньше стандартных 0.3мм.
Кстати, кремний в тонком виде прекрасно гнется. У нас из него делали акселерометры, язычок (из кремния) которого гнулся на 90 и более градусов. Все зависит от толщины.
К тому же напряжение единичного фотоэлемента из трехслойного аморфного кремния (как на второй сол.бат. автора) выдает на холостом ходу больше 2х вольт, а рабочее напряжение у него около 1.5...1.8В. Т.е. если бы сол.бат. была бы из таких ФЭ, то их бы было в три раза меньше.
Поэтом и КПД заявлен высокий, т.к. не аморфник. 18% сейчас для кремния уже вполне распространённо.
2. Под контроллером китайцы часто имеют в виду обычный стабилизатор напряжения и часто довольно низкого качества. Так что, невелика потеря в его отсутствии.
3. Заряда аккумулятора можно контролировать и вручную, измеряя напряжение на нем. Для акк. большой емкости при относительно слабой сол.бат. можно и совсем не вести контроля, ничего с ним страшного не происходит (только не литиевые).
+
avatar
  • surgik
  • 09 января 2016, 16:59
0
Все равно останусь при своем мнении.
Сколько не видел, чистый кремний кристалл, очень хрупкий в любой толщине.
Возможно в вашем случае что то добавлялось для гибкости.
18% это то из чего китайцы сами делают СБ,
В продажу 98% того что поступает это отбарковка, даже на классы делится,
от A до D, соответственно от 10 до 16% КПД.
Видел как на производстве идет конвеером одна за другой пластины,
на стенде автомат прижимает пружинными контактами, подается импульс света,
точного значения, и в зависимости от результатов дальше идет в разные ящики
уже отсортированый.
Это я про отдельные пластины, тут готовое изделие, а вдруг?
+
avatar
  • nik34
  • 09 января 2016, 23:44
0
Вы не видели, как гнется кристалл кремния в трубочку. ;)
Дело только в его относительной толщине (отношение толщины к длине или ширине пластины).
В случае акселерометров используется именно кристалл без всяких добавок.
+
avatar
  • nik34
  • 09 января 2016, 23:52
0
Вот пример такого «гибкого» монокристалла.
aliexpress.com/store/product/20pcs-x-Sunpower-Maxeon-Flexible-Solar-Cell-21-8-High-Efficiency-3-34W-125mm-5inch-Monocrystalline/319525_32304932991.html
Картинку привел несколькими постами выше.
+
avatar
  • surgik
  • 10 января 2016, 10:09
0
По вашей ссылке не класический кремний который всегда был, а какой то новый гибрид монокристалла, возможно даже более эфективный. Монокристалл идет с паралелльными светлыми полосками через каждый милиметр. По этой же ссылке в отзывах написано что совсем не гнется.
+
avatar
  • goa-500
  • 09 января 2016, 16:53
0
Идея интересная. Особенно есть люди мало и недалеко ездят на машинах. Акк садится. А тут хоть какой-то заряд будет
Сел, прогрел, ближний включил, 5 минут и ты на работе например. Аккум в нулях и чуть что — грозит незаводом. Таскать его домой вообще не интересно :)
+
avatar
  • nik34
  • 09 января 2016, 23:46
0
Да, зарядка автомобильного акк. от сол.бат. часто используется. Достаточно сол.бат. даже на 20 ватт, чтобы за несколько часов заряда на солнце стартануть машину.
+
avatar
0
Сумка на фотках Nat Geo?
+
avatar
0
Скорее всего — ноунейм под этот боенд. Покупал у китайского продавца на ebay. Сумка продавалась под брендом National Geographic. Но учитывая ее цену я сомневаюсь в оригинальности. Впрочем, бренд мне не важен. Сумка удобная, надежная и мне этого достаточно.
+
avatar
  • jiny
  • 13 января 2016, 18:20
0
Ссылку на продавца можно?
+
avatar
0
И чего вы хотите отнять у продавца там черным по белому написано 1 штука солнечная панель, контроллер идет как пример что он на 10 А и вполне его за глаза.
Данная солнечная панель сама по себе стоит все свои деньги за лот и стоит дороже 100 ваттной панели у нас в России из за того что они не гнутся, а эта может немного менять форму.
Ваше требование на возврат денег не обосновано, это раз а возвращать деньги за дорогой товар якобы к которому за 90 баксов вам должны были положить еще фарш это уже не в какие ворота не лезет!
Я так смотрю все начинают борзеть одни попадают дорого другие из за помятой коробки которая денег не стоит и не на что не влияет пытаются себе часть денег отжать.
Куда катится этот мир.
Солнечная батарея эта еще раз повторюсь дорогая, и не стоит своих денег, и ее нельзя эксплуатировать зимой!
+
avatar
0
Специально для Вас из лота продавца

flexible solar panel solar cell 50w placa solar with 10a 12v solar controller for RV Boat camper 1M solar wire

Package List
1, Flexible solar panel 50w, 560*540(520mm)*3mm, 1pcs.
2, Cables&MC4 Connectors On back of Solar Panel or on front of the panel, pls decide and let us know!!!
3, 10A, 12V/24V Auto Solar Charge controller.
+
avatar
  • SERG27
  • 09 января 2016, 19:36
-1
Падение напряжения на этом диоде не превышает 0,5В при токах до 10А, а ток утечки в обратном направлении нормируется значением 0,3мА при температуре 25°С.
ужоснах. 5Вт падения!!!
+
avatar
  • ksiman
  • 09 января 2016, 19:51
0
Там-же нет 10А
2,5А х 0,35В = 0,9Вт
+
avatar
  • SERG27
  • 09 января 2016, 21:39
-1
а почему падение уменьшилось до 0,35в? что тоже дох… есть же ШОТКИ…
+
avatar
  • ksiman
  • 09 января 2016, 22:08
0
При снижении тока снижается и падение напряжения — смотрите datasheet
Это и есть Шоттки, на обычном диоде упадёт вдвое больше.
+
avatar
  • SERG27
  • 09 января 2016, 23:16
0
ну, не в 1,5 же раза :)
+
avatar
  • ksiman
  • 10 января 2016, 00:30
0
Вы-бы глянули в datasheet :)

+
avatar
  • Serious
  • 09 января 2016, 20:20
0
За обзор спасибо, но как то слабенько панелька работает :(
Зато фото с котиком как положено, зачет :)
+
avatar
0
Спасибо. Я ему передам ). Думаю, 100Вт панель, у этого же продавца была бы гораздо эффективнее, но мой бюджет такой эксперимент не осилит.
+
avatar
0
А я тем летом брал в этом магазине панельку на 6 В 4,5 Вт.
Так под прямым солнцем летом с нагрузкой и в виде смартофна и в виде резисторов выдавало таки 700 мА. (Но прям точные цифры я забыл и фотки удалил. Жду вот следующего лета, чтобы поделиться со всеми результатами). Я вот че думаю, если таких панедек набрать на эти самые 93 бакса я думаю выгоднее будет, нежели та, что в обзоре. Да, надо будет собирать и облагораживать это дело да и панелька не будет flexible, но зато результат должен быть лучше
+
avatar
  • nik34
  • 10 января 2016, 08:39
0
Нормальные панельки. (правда, у меня одна такая пошла пузырями на солнце, но это одна из нескольких десятков)
К ним еще вот такой стабилизатор www.mobi-power.ru/stab4.htm

Кстати, из 3х таких панелей, 3х диодов и одного тумблера с двумя парами переключающих контактов можно собрать сол.бат. с переключаемым выходом — либо 18В 0.7А, либо 6В 2.1А. Будет универсальная походная батарея. :))
+
avatar
  • ksiman
  • 10 января 2016, 09:07
0
А из 4-х таких панелей можно скомбинировать 6В/2,8А 12В/1,4А 24В/0,7А
Но лучше использовать Step-Down преобразователь и ничего не переключать
+
avatar
  • nik34
  • 10 января 2016, 10:10
0
Естественно, собрать можно.
Для увеличения напряжения ставите нужное количество пластин последовательно.
Для увеличения тока — параллельно.
DC-DC штука хорошая, но нужно его еще грамотно применять.
1. Важно, чтобы он не уводил напряжение на сол.бат. далеко от ее рабочей точки, иначе с сол.бат. будет сниматься в разы меньше мощности, чем она могла бы дать.
2. Любой преобразователь имеет свой КПД, в зависимости от качества конвертора может теряться от 5 до 30% энергии.
3. Любая лишняя электроника снижает надежность всей системы. Это то, что обычно ломается.
Так что, вопрос с DC-DC конвертором решается каждый раз из ситуации, что выгоднее.
+
avatar
  • ksiman
  • 10 января 2016, 10:33
0
1. Легко решается вводом обратной связи по входному напряжению, не дающая перегрузить панель.
2. Преимущества превышают снижение КПД
3. Сама панель менее надёжна, чем преобразователь
+
avatar
  • nik34
  • 10 января 2016, 17:11
-1
1. Вы можете привести примеры готовых DC-DC преобразователей, где было бы сделано такое отслеживание входного напряжения?
2. Если бы были только преимущества без недостатков, то панели без преобразователей никогда бы не использовались, а это не так.
3. Не согласен, но спорить не буду. Не забывайте только, что панель сол.бат. из системы никто не убирает, т.е. добавление еще одного устройства к панели всегда приводит к снижению общей надежности.
+
avatar
  • ksiman
  • 10 января 2016, 19:05
0
1. Готовых нет — надо доделывать
2. Ставят не всегда по экономическим соображениям
3. Панель без преобразователя не на много надёжнее панели с нормальным преобразователем
+
avatar
  • nik34
  • 10 января 2016, 22:48
0
Ладно, закругляюсь.
Если нужны стабилизаторы с настраиваемым входом, то их можно взять, например, у меня на сайте www.mobi-power.ru/prod.htm
Там есть пара китайских плат с плавно регулируемым напряжением запуска, а также все мои стабилизаторы и накопители.
Что касается надёжности, то отказов солнечных батарей почти не было за много лет (это очень простая вещь, в которой практически нечему ломаться), а вот электроника отказывает горааааздо чаще. Это статистика реальной жизни, а не теорий. ;)
+
avatar
0
Вот, вот, поэтому я и брал 6-ти вольтовые батареи: хотел сделать именно коммутацию либо их соедянять в параллель для увеличения тока, либо последовательно для увеличения напряжения (как раз самые ходовые напряжения получаются — 5 и 12 В)
+
avatar
  • nik34
  • 10 января 2016, 10:14
0
12В из 2х паналей пригодны для питания гаджетов (зарядников, адаптеров и т.д.), питающихся от 12В. Но недостаточно для зарядки 12В свинцовых, либо LiFePo4 аккумуляторов. Для них надо 14В, т.е. придется ставить 3 пластины последовательно.
+
avatar
  • Robo
  • 10 января 2016, 11:18
-1
Может кому-то будет полезно. Солнечная панель Pramac MCPH P7 125Вт (макс) Швейцарского производства в интернет магазине г. Санкт-Петербург. 6900руб (без учёта доставки)
+
avatar
0
maximum system VOLTAGE — 1000V ТЫСЯЧА ВОЛЬТ, КАРЛ!!!

*опрокинулся с табуретки

этак мне придется 4 группу допуска восстанавливать для пользования такой панелькой
+
avatar
0
Недостаточно. Вам понадобится еще член бригады с 3 группой допуска или права оперативного персонала.
Впрочем, речь идет о сопротивлении изоляции, так что сможете работать и вообще без группы :)

Update: исправил ответственных за безопасность