Модернизация коридорного освещения без паяльника и переделки существующей электропроводки (теперь с дополнением)


Часть первая — переделка светильника с патроном Е27 на светодионый с целью не только экономической, но и эстетической. При этом использованы товары, купленные на Али. Осталось немного поработать отверткой и дрелью практически без умственного напряжения. Много слов и 6 фото.
Итак, кому интересно, милости просим!

Фото светильника.



Светильники одноламповые, в коридоре их три, до переделки в них стояли КЛЛ — видна неравномерность светового потока. Конструкция прямо создана для размещения СД-ленты. Диаметр металлической части чуть больше 20 см. Длина окружности около 63 см.
Решено приклеить два витка СД-ленты к внутренней цилиндрической поверхности металлической части светильника. Получается 125 см — величина, кратная 5 см (элементарная часть ленты из трех СД и резистора).
На Али куплено 5 метров ленты на тепло-белых СМД 3014 за 160 рублей (сейчас 200 рублей). Эти маломощные СД создают в большей степени рассеянный поток при достаточной мощности для коридорного светильника.

Характеристики СД-ленты.

На одном метре 60 СД. Указанная на сайте мощность 5,76 Вт/м. Может быть не всем известно, что это мощность отрезанного куска длиной 1 м, подключенного к ИП 12В постоянного тока. Если всю пятиметровую ленту подключить одним концом, то потребляемая мощность будет в разы меньше величины 5,76х5=28,8 Вт. Так 5 метров моей ленты потребляют мощность всего 8,8Вт, что в три с лишним раза меньше. Это связано с большими потерями напряжения в печатных проводниках ленты. Для их уменьшения, а также с целью увеличения мощности и светоотдачи ленты следует повторно запитывать ее участки дополнительными проводниками — лучше через каждые полметра, тем более, что через каждые полметра на ленте следуют облуженные места для припайки таких проводников.
В нашем случае на длине ленты 125 см 75СД. Подключенный в конце существующими проводниками (не перепаивал и не допаивал точку подключения) отрезок при 12В потребляет 0,46А (5,52Вт). В среднем на отрезок 5 см приходится ток 460/25=18,4мА (220,8мВт). На добавочном сопротивлении 130 Ом потеря напряжения 0,0184х130=2,4 В. На трех СД напряжение 12-2,4=9,6В, на одном СД — 3,2 В. Мощность, рассеиваемая СД 18,4х3,2=59 мВт (при допустимой 100 мВт), суммарная мощность СД в светильнике 0,059х75=4,4Вт. На добавочных резисторах теряется 5,52-4,4=1,12Вт или 25% мощности ленты. Следует заметить, что полученные цифры средние по длине, ближайшие к точке питания СД рассеивают большую мощность, самые дальние, соответственно меньшую. Эквивалентная мощность ЛН примерно равна 4,4Втх5=22 Вт, ожидаемый световой поток СД-лампы при 100 лм/Вт — 4,4х100х0,6=264лм. Ленту наклеил прямо на краску, поскольку даже в воздухе СД не были горячими. К тому же конструкция светильника допускает циркуляцию воздуха.
Фото светильника с демонтированным патроном, наклеенной лентой и ИП.

Источник питания с регулируемым стабилизированным напряжением.

Приобретен на Али после длительного поиска за 158 рублей (сейчас дороже):
aliexpress.com/item/10W-Dual-Output-Switching-Power-Supply-85-265V-AC-input-12V-10W-output-CE-and-ROHS/32243322339.html
Собран по схеме ШИМ-контроллера (на 1HO165R), вторичная цепь развязана с первичной, мощность на стороне ДС 10Вт, диапазон регулирования подстроечником стабилизированного напряжения 10,3-14,5В. Потребление из сети на ХХ: Ix=13mA, Sx=3BA, при нагрузке (Uс=232В) Iн=0,08А (18,5ВА), Р=8Вт, коэффициент мощности 0,43, к.п.д. 5,52/8=0,7. Коэффициент пульсации не замерял (нечем), но мерцания не замечено, ни визуально, ни в фотоаппарате.
Самым горячим элементом в светильнике оказался транзистор в ИП с температурой 55 градусов. Тепловой режим и регулировочные возможности ИП в принципе позволяют увеличить светоотдачу светильника, но в данном случае при достаточности светового потока для меня оказался важнее ресурс его работы.
Несколько заключительных фото светильника уже на месте.



Заземляющий проводник сознательно не подключил из-за опасения за СД ленты, к тому же светильник висит на недоступной высоте и обслуживает его электрик с высшей группой по электробезопасности. Читателям, естественно, рекомендую желто-зеленый провод (при наличии) подключить.
Выводы. Светильник стал эстетически более привлекательным, равномерно освещенный плафон, визуально лучшая цветопередача чем у ЛН и КЛЛ, к тому же потребляет всего 8Вт. Цена переделки с помощью готовых (!) деталей с Али порядка 200 руб. плюс два часа работы без паяльника :-) на первом из трех светильников. Два других отнимут думаю по полчаса.
Надеюсь, что продвинутые читатели, не будут сильно пенять за зря потраченное время на казалось бы элементарщину, но как показали комментарии на мой первый обзор большинству читателей импонирует как можно более подробное изложение опыта.
Спасибо всем, дочитавшим до конца, на всякий случай прошу снисхождения за, уверен временное, неумение использовать средства сайта для сокращений и скрывания частей текста.
Часть вторая будет посвящена управлению коридорным освещением.

Дополнение к части первой.

Идя навстречу многим вопросам, замерил потребление ленты длиной 125 см при разных способах подключения (напряжение -12В). Наименьшее потребление, как и ожидалось, дает схема подключения по концам ленты (0,48А;5,76Вт), причем опробованы 2 способа ее подключения: плюс и минус к началу; плюс к началу, минус к концу. При этом второй способ обладает преимуществом равномерной загрузки СД ленты.
Опробованы еще несколько схем: подключение почти в середине к месту пайки (50-75см) при свободных концах, подключение к месту соединения в кольцо, при этом перемыкал также проводами отдельно плюсы и минусы на длине 50 см ленты в местах ее пайки. Все эти схемы позволяют увеличить мощность на 6,3-6,8% и их в этом смысле можно считать равнозначными.
Надо отметить, что это характерно лишь для лент небольшой длины. Для длинных лент зависимость мощности от схемы подключения будет более существенной. С увеличением длины все более эффективней будет прокладка параллельно ленте дополнительных проводов (шинок) с подключением их к местам пайки через каждые 50-100 см. Это подключение может быть выполнено либо пайкой, либо с помощью специальных коннекторов, некоторые из них отмечены в комментариях.
Планирую купить +79 Добавить в избранное +75 +197
+
avatar
+5
Чем проще — тем лучше. Палец вверх.
+
avatar
+1
Спасибо за интересный обзор/статью -«светодиодное освещение в корридоре своими руками»
+
avatar
0
во всех этих переделках самое страшное — не ошибиться в рассчетах силы света. а то провозишься, поставишь — а оно не светит :(

а БП я бы по возможности вынес из корпуса, а дно какой-нить фольгой заклеил. гораздо больше бы света было. ИМХО, конечно. БП достаточно маломощный, такие бывают практически плоские. но если снаружи места нет и потолок обычный, не подвесной, то есть без зазора — то вариантов нет…
+
avatar
+1
Для размещения БП под плафоном места достаточно, и температурный режим позволяет. Что примечательно, новая оптическая схема светильника такова, что не создает тени на плафоне от ИП, поэтому снизу он абсолютно не заметен!
+
avatar
0
тени не будет, а вот если БП вынести из светильника и заклеить дно фольгой, то, мне кажется, яркость заметно возрастёт. собственно, это легко проверить при переделке остальных светильников. или уже поздно?
+
avatar
0
Еще не поздно, можно попробовать, но, откровенно говоря, лень — фольги и клея под рукой нет. Кроме того, фольга своей неровностью и высоким коэффициентом отражения, боюсь может дать блики на рассеивателе, что нежелательно, даже ценой увеличения яркости. Но БП вынести точно некуда. Как бы он не проявился в отраженном свете от фольги!
+
avatar
  • ksiman
  • 18 июня 2015, 14:31
+1
Не имеет смысла белую краску фольгой покрывать — степень отражения от этого практически не увеличится
+
avatar
+1
Соглашаюсь с Вами с большим удовольствием!
+
avatar
0
ну, в принципе согласен, да. с фольгой будет несколько лучше, дальше зависит от трудоемкости.
+
avatar
  • ksiman
  • 17 июня 2015, 23:27
0
Может быть не всем известно, что это мощность отрезанного куска длиной 1 м,
Не всё так радужно. На 1м тоже немного падает.
Указана теоретическая мощность без учёта падения напряжения вообще
+
avatar
  • ru85
  • 18 июня 2015, 01:53
+2
Для достижения большей (полной) мощности (эффективности) отрезка светодиодной ленты, ее подключают с обеих сторон ("+" начала и "+" окончания ленты к "+" БП, минус — соответственно) можно также обойтись без пайки ( aliexpress.com/item/FPC-Fast-Connector-for-10mm-5050-monochrome-LED-Strip-NO-WELDING/650219025.html )
+
avatar
0
Интересный разъем! К сожалению из картинки на сайте неясен принцип работы. Его можно подключать к залуженному и незалуженному концам ленты? Это без пайки путем зажима-защелки?
+
avatar
  • ru85
  • 18 июня 2015, 12:13
+2
Паять не нужно. Подобных разъемов несколько видов:

+
avatar
0
Спасибо!
+
avatar
0
На алиэкпресс есть такие?
+
avatar
0
Для 8 мм ленты мало, с гигантскими ценами доставки. Вот эта, если разрезать, то получится 2 шт по цене тоже не малой. aliexpress.com/item/Fast-Ship-PCB-Connector-for-3528-5050-Single-Color-RGB-LED-Strip/32300843058.html
Но это надо проверять, т.к. межконтактное расстояние никто не дает, только ширина ленты и тип СД. Для моей ленты коннекторов на Али пока не нашел.
+
avatar
  • SERG27
  • 17 июня 2015, 23:30
0
красивышно получилось! плюсую однозначно! но 3014… пилю ленту 5630, соединяю впослед 7 кусков+ драйвер на 30 вт. получается эффективнее.
+
avatar
+6
Неплохо сколхозили светильничек.
Только:
обслуживает его электрик с высшей группой по ТБ
Электрикам присваивается группа по электробезопасности, а не по технике безопасности
+
avatar
0
Спасибо, поправил!
+
avatar
+5
Обзор полезный, но мне одному лишняя Р в слове корРидор глаз режет?
+
avatar
+7
Сейчас и мне Ррежет, поправил!
+
avatar
+2
Подсветка корридорра для домашней корриды ;)
+
avatar
+3
И вам, спасибо!
+
avatar
+1
Если всю пятиметровую ленту подключить одним концом, то потребляемая мощность будет в разы меньше величины 5,76х5=28,8 Вт. Так 5 метров моей ленты потребляют мощность всего 8,8Вт, что в три с лишним раза меньше.
Я даже боюсь сказать, с чем это связано…
А если попробовать отрезать кусок ровно один метр и измерить его потребляемую мощность — вдруг и там будет на 5,76, а только 1,76 Вт?
Проверьте ради интересу…

ЗЫ. Никогда не верю тому, что написано на упаковке ленты — всегда измеряю.
И всегда получается меньше, вне зависимости от длины — уж пересчитать ток на длину я как нибудь смогу…
Я могу посчитать погонное сопротивление медных шин ленты, при котором это будет истиной — но лень, ей богу, все равно там получится цифра, ни в какие ворота не лезущая…

Кстати, высшая группа по ТБ:
V квалификационная группа присваивается лицам, ответственным за электрохозяйство, и другому инженерно-техническому персоналу в установках напряжением выше 1000 В.
+
avatar
0
На использованном отрезке 1,25 м потребление 5,52 Вт, что уже недалеко от 5,76 Вт. Хотел было перенести точку подключения на середину — значение увеличилось бы, но пришлось бы использовать паяльник — и лень, и против принципа данной модернизации)
Работая в Ростехнадзоре, имел пятую, сейчас, не подтвердивши ее за ненадобностью, имею четвертую, но квалификация, надеюсь не потерялась.
+
avatar
+1
Ладно.
Завтра, если не забуду, возьму катушку 5 метров, измеряю потребляемый ток.
Потом измеряю напряжение на ленте в точке подключения и на противоположном конце ленты.
Такого хватит?
Если настаиваете — отрежу 1 метр и измеряю потребление этого метра.
К сожалению, поверенного прибора нет, но могу воспользоваться от DT830 до UNI-T UT61E — ничего лучше в наличии нет, как и поверенного прибора.
Если не резать — то могу даже провести измерения на нескольких лентах разных типов — есть 5050, 3528 60/метр, 120/метр. вроде еще какие то были — сейчас уже и не упомню…
+
avatar
  • kirich
  • 18 июня 2015, 03:03
0
Уже измерял как то.
+
avatar
0
Читал Ваш замечательный обзор. Согласен, что максимальную мощность ленты следует определять по замерам потребления 5-сантиметромым отрезком. Но реальное ее потребление зависит от схемы питания. Хотел было сначала запитать ее от источника стабилизированного тока (цена меньше), подобрав в данном случае ток стабилизации 460 мА. При щадящем режиме работы СД можно не бояться возможной «лавины деградации», но лень помешала, да и опять же — паяльник)
+
avatar
0
Было бы интересно! На стороне ДС измерял цифровыми приборами китайского источника стабилизированного напряжения, цифровым простейшим мультиметром — напряжение, стрелочной «цэшкой» — ток. На стороне АС — китайским измерителем параметров (напряжение, ток, мощность). Так что за вами преимущество в точности!
+
avatar
0
Зато можно перенести с сохранением полярности один из питающих проводников на конец ленты. Яркость и нагрузка на светодиоды станет равномерной по всей длине ленты. И резать ленту не надо.
+
avatar
0
Согласен, это улучшит ситуацию. Попробую на следующем светильнике.
+
avatar
0
Светильники одноламповые, в коридоре их три, до переделки в них стояли КЛЛ — видна неравномерность светового потока. Конструкция прямо создана для размещения СД-ленты.
А нет возможности сравнить с установленной светодиодной лампой Е27? Пока остальные светильники не переделаны. Для полноты, т.с.
+
avatar
+1
СД-лампа с цоколем Е27, например, «кукуруза» действительно альтернативна, поэтому на пробу заказал на Али 12Вт (110 руб.). Дешевле, но не знаю пока, какой будет там драйвер и какие пульсации. И потом проблему неравноверности засветки плафона она не решит — она связана с наличием патрона, который будет также отбрасывать тень на часть плафона-рассеивателя.
+
avatar
0
А еще — можно фото с лентой под таким же углом, как в первой фотографии?
И потом проблему неравноверности засветки плафона она не решит — она связана с наличием патрона, который будет также отбрасывать тень на часть плафона-рассеивателя.
Я в ванной комнате в похожем плафоне поменял лампу накаливания на светодиодную из икеи (самую недорогую — 169р., 6Вт) — да, неравномерность не пропала, но стало в разы комфортней.
+
avatar
+1
Пятое фото под тем же примерно углом, на шестом фото — переделанный светильник на переднем плане.
+
avatar
  • Malv
  • 18 июня 2015, 09:23
0
Интересный обзор.
Есть примерно такие же светильники, но с пластиковым основанием и без вентиляционных отверстий. Можно ли в них сделать также? Греться не будут?
+
avatar
0
Могу только повторить, что лента на воздухе в руке ощущалась еле теплой, в светильнике без плафона ее температура не измерялась, по ощущению была также чуточку теплой с температурой точно не более 40 градусов. Могу только предположить, что подобная модернизации возможна с вашими светильниками, но лучше сначала попробовать на одном из них.
+
avatar
0
Для подобных светильников лучше подходят кольца или блины из алюминия с установленными на них диодами. Обычно продаются в комплекте с источником стабилизированного тока.

У них выше КПД и лучше теплоотвод, чем у ленты.
+
avatar
0
В данном случае лучший теплоотвод не имеет значения, т.к. СД 3014 маломощные и распределены по большой площади. К тому же для равномерной засветки моего светильника нужны диски большого диаметра — до 20 см, при этом их мощность 15-20Вт велика для коридорного светильника. Несомненно то, о чем вы пишете очень интересно, я уже жду парочку таких для модернизации других, менее габаритных светильников.
+
avatar
0
Я такие брал почти два года назад. И неоднократно тут в каментах об этом упоминал. Очень доволен остался.
+
avatar
  • YurkaM
  • 18 июня 2015, 11:22
+6
Глянул на страничку продавца, у которого Вы брали блок питания. Это жесть какая-то. Ладно ещё, что много негативных отзывов, но вот такие ответы от китайца я вижу впервые:
product is ok, delivery is very poor, dispute was nessesary
Seller's reply
i wana say you are the son of bitch
Ну и ещё есть в том же духе. Я бы не стал связываться с таким типом ни за какие плюшки.
+
avatar
  • SEM
  • 18 июня 2015, 11:32
0
«Пляжное солнце»?
+
avatar
0
Почти :-)
+
avatar
  • wojda
  • 18 июня 2015, 11:37
0
жесть, из анг без переводчика последние слово узнал… Вот это он мочет)
+
avatar
0
Это все произошло после моего заказа, теперь буду иметь ввиду
+
avatar
0
Вчера такую же ленту (3014 теп. свет) забрал на почте. Хотел на подсветку рабочей зоны кухни использовать… Вчера вечером подключил в мультиметру. Получил… что вся лента (5 метров) потребляет 0,8 ампер. что привело меня в раздумье (либо диоды откровенное «Г» или потери колоссальные)
+
avatar
0
Диоды скорее всего хорошие, это потери напряжения большие. Попробуйте изменить точку(и) подключения, как было здесь уже рекомендовано в комментариях. Потребление увеличится.
+
avatar
  • wojda
  • 18 июня 2015, 11:56
0
5630 при 10-11В лучше себя показывают

визуально лучшая цветопередача чем у ЛН и КЛЛ
не соглашусь. Индекс цветопередачи ЛН стремится к 100. Светодиоды в ленте (Эпистар, лучше сомневаюсь) дают максимум 80.
В конечном результате светильники смотрятся отлично)

ПС. Доже делаю подсветку коридора-тамбура. Сегодня поеду на радиорынок за конденсаторами. Хочу пару кусков (5 см) ленты запитать через конденсатор. Попробую. На пульсации все равно.
+
avatar
0
Насчет индекса справедливо. Использование в этом светильнике предлагаемой Вами ленты даст большую мощность в разы. Более тщательно нужно будет подойти к анализу теплового режима работы ленты и светильника (может потребуется удаление старой краски, усиление теплоотвода и пр.). Мне же достаточно 4-5Вт на светильник при минимуме работы.
+
avatar
  • wojda
  • 18 июня 2015, 12:53
0
согласен и главное, что «Мне же достаточно 4-5Вт » )
+
avatar
  • Ziggi
  • 20 июня 2015, 16:10
0
Светики под разные задачи, например для мягкой подсветки обратной стороны натяжного потолка лучше использовать большее количество 3014 с более плотным расположением. Это даст более равномерную засветку при том же потреблении. На 5630 выходит либо «полосами» либо слишком ярко либо дороже в 3-4 раза (если на меньшем токе более плотно расположить).
+
avatar
  • spx
  • 18 июня 2015, 12:34
0
Обзор и творение понравились. Плюсую!
+
avatar
  • Cold
  • 18 июня 2015, 12:36
0
обзор понравился. А вот ленты… Покупал пару таких же лент у этого продавца. Г… редкостное. Основание ленты очень тонкое, собственно из-за этого на ней большое падение. Маска на ленте нанесена плохо, местами видна медь. Ток-ограничивающие резисторы маломощные(размер 0603). Все 5 метров состоят из криво спаянных отрезков по 50см.
+
avatar
0
Особо не присматривался: отрезал-наклеил-подключил-все светят-проверил нагрев. Будущее покажет. Ваше мнение взял на заметку.
+
avatar
  • Cold
  • 18 июня 2015, 15:50
0
если интересно, посмотрите вот эти ленты aliexpress.com/item/LED-Strip-SMD3528-LED-5M-DC12V-Flexible-Light-Car-Motors-Strip-Light-saving-light-led-strip/719762946.html. Качество заметно лучше(толще подложка, лента одним куском, и тд.).
+
avatar
0
Мне, как не специалисту по СД-лентам, понравились. К сожалению, у меня опыт покупки и использования пока только одной ленты, так что на мое мнение вряд ли стоит полагаться).
+
avatar
0
Хочу сделать RGB подсветку по периметру потолка, 15 метров.
Подскажите, пожалуйста, какую ленту брать, блок питания, RGB контроллер, что ещё надо, желательно с ссылками, откуда заказать.
На кухню для подсветки рабочей зоны лучше просто белую ленту, там белый ярче, чем в rgb? Кухня угловая 2,7 метра — надо три куска соединять?
+
avatar
0
С RGB-лентами не работал. Что касается кухни, подсветки рабочей зоны, присмотритесь к готовым СД-лампам, на сайте есть обзоры как готовых, так и переделываемых, например, mySKU.me/blog/china-stores/27477.html
+
avatar
0
15 метров это вообще сложно. там и провода тянуть нужно, и закольцовывать, и контроллер на большие токи. по лентам там вариантов мало — по большому счету отличаются числом RGB-диодов на метр. а, ну и еще важно не нарваться на ленту, в которой одноцветные диоды чередуются.

для подсветки рабочей зоны лучше одноцветную, конечно. а RGB — под столешницу, на пол. оно и красиво и полезно.
+
avatar
  • MrFree
  • 18 июня 2015, 15:37
0
Заземляющий проводник сознательно не подключил из-за опасения за СД ленты
извините, а можно для чайника — что в этом опасного для ленты?
+
avatar
+2
Вопрос даже для электрика сложный. С точки зрения электробезопасности нормативные документы предписывают необходимость заземления корпусов светильников. При этом к стороне печатного монтажа ленты подводится потенциал земли. Все было бы не так страшно в случае нормально изготовленного разделительного 50-герцового трансформатора. В нашем случае имеем высокочастотный трансформатор китайского производства с неизвестным сопротивлением межобмоточной изоляции. На вторичной стороне присутствуют высокочастотные составляющие напряжения, опять же спектр и значения неизвестны. При заземлении металлического основания приклеенной к нему ленты, на мой взгляд, создаются дополнительные пути для высокочастотных токов утечки, ведущих с большей вероятностью к замыканиям во вторичной цепи через металл светильника. Кстати, ничего не известно об изоляции металлических проводников ленты, как она зависит от температуры. Поэтому, похорошему, между лентой о металлом корпуса должна быть изолирующая теплопроводная прокладка. При КЗ в ленте ИП отключит питание и, думаю, со СД все-таки ничего не произойдет, хотя надежность ленты уменьшится.
+
avatar
+1
+1 как коллеге электрику =)
у самого тоже начался пик переделывания всего плохо светящего в диодное =)